И вот недавно, работая с нормативными документами, я ещё раз убедилась в том, что рабочей программы воспитания у нас не должно быть. И я сейчас не о самой воспитательной работе, а о том как мы читаем и работаем с документами.
Фото из личного архива.
С чего все началось.
Помните, два года назад в Федеральный закон «Об образовании в РФ» были внесены изменения в части воспитания. На основании этого были разработаны на федеральном уровне программы воспитания для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных и учреждений профессионального образования. Но для дополнительного образования ничего не было. Опять забыли про дополнительное образование или всё-таки нас это не касалось?
В методическом сообществе начались бурные обсуждения. В нашем регионе разработали новые методические рекомендации с обязательным внесением рабочих программ воспитания в дополнительные общеобразовательные программы. Наличие рабочих программ стало обязательным критерием при прохождении независимой оценки качества программ, реализующихся в рамках персонифицированного финансирования.
Программы дополнительного образования Московской школы практической психологии
И мы все поспешили в учреждениях разрабатывать рабочие программы воспитания. Вроде бы всё хорошо, мы молодцы: изучили примерные программы воспитания для школ и детских садов, выбрали то, что приемлемо для нас и организовали работу с педагогическим коллективом. Педагоги в очередной раз откорректировали свои программы, естественно не испытывая при этом радостного рвения.
Ну а теперь мои аналитические размышления:
Обратимся непосредственно к закону:
А что предусмотрено настоящим законом?
Эту статью цитировать полностью не буду. Обращу ваше внимание, что во всех пунктах речь идёт о воспитании учащихся при освоении ими основных образовательных программ и основных профессиональных образовательных программ.
В этой статье даётся классификация образовательных программ. Основные образовательные программы реализуются в детских садах и школах.
Получается, что на законодательном уровне за учреждениями дополнительного образования не закреплена обязанность включать в свою структуру в общеразвивающие программы дополнительного образования воспитательный компонент.
А нужна ли нам рабочая программа воспитания в дополнительном образовании? Разве у нас не ведётся воспитательная работа?
Многие практики скажут, что система дополнительного образования всегда обладала большим воспитательным потенциалом и образовательный процесс в большей степени ориентирован на развитие личности ребёнка.
Но все-таки сегодня много обсуждений ведётся на государственном уровне на данную тему. К тому же в Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2030 года можно чётко увидеть ориентир на усиление воспитательной составляющей в содержании дополнительных общеобразовательных программ и организации воспитательного процесса.
Поэтому не удивлюсь, что нас в скором времени опять ожидают изменения, корректировки и новая документация.
20 01 21 Проектируем рабочую программу воспитания специфика дополнительного образования
Да, кстати, новый документ о снижении документационной нагрузки педагогических работников не касается педагогов дополнительного образования! Опять забыли про допобразование? Но эта уже тема другой статьи.
А в вашей организации внесли в дополнительные образовательные программы рабочую программу воспитания? Согласны ли вы с моими размышлениям? Давайте обсудим, коллеги!
Источник: dzen.ru
ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
учебно-методический материал
Цель – заранее предполагаемый результат образовательного процесса,
к которому надо стремиться. При определении цели следует избегать общих абстрактных формулировок. Цель должна быть связана с названием программы, отражать её основную направленность и планируемый обобщенный образовательный результат, может отражать один
из следующих целевых ориентиров:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
- профессиональное самоопределение обучающихся;
- личное развитие обучающихся;
- социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- выявление и поддержка способностей и одарённостей обучающихся.
Задачи – способы достижения цели. Формулировки задач должны быть соотнесены с планируемыми образовательными результатами.
Планируемые образовательные результаты : предметные, метапредметные, личностные в целом по рабочей программе и по каждому году реализации в отдельности; данные характеристики формулируются
с учётом целевого и содержательного раздела рабочей программы.
Оценка достижения планируемых образовательных результатов : особенности оценочной деятельности, оценочные формы, оценочные критерии, оценочные материалы (оценочные задания, тесты, образовательные продукты).
- В содержательный раздел входит тематическое описание программного содержания по разделам, учебными темам и по годам реализации рабочей программы.
Содержание – реферативное описание разделов и тем рабочей программы в соответствии с последовательностью освоения, включая описание теоретических и практических частей, форм текущего контроля, промежуточной аттестации, итоговой аттестации. Содержание должно соответствовать целеполаганию и планируемым образовательным результатам.
Содержание каждого года обучения оформляется отдельно.
В содержании могут размещаться ссылки на приложения. В содержании могут быть представлены вариативные образовательные модули, маршруты.
- Организационный раздел включает в себя следующие элементы:
Календарно-тематический план (Приложение), включающий тематические разделы, учебные темы, темы занятий, количество часов, формы и даты занятий; общее количество часов в год; выделение форм текущего контроля, форм промежуточной аттестации, форм итоговой аттестации обучающихся. Если рабочая программа рассчитана более чем
на год обучения, то календарно-тематический план составляется на каждый год (например: при 36-недельном учебном годе при нагрузке один час
в неделю – 36 часов, два часа в неделю – 72 часа, четыре часа в неделю – 144 часа). Календарно-тематический план составляется для каждой группы обучающихся или каждого обучающегося индивидуально.
Организационно-педагогические условия реализации рабочей программы : используемые организационные формы занятий (индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая), технологии
и методики проведения занятий, режим занятий формы текущего контроля, промежуточной аттестации, итоговой аттестации обучающихся; используемые типы заданий (репродуктивного и продуктивного творческого характера), виды образовательных продуктов обучающихся.
Информационно-методические, кадровые, материальные условия:
- методические материалы, используемые при реализации рабочей программы, предназначенные для педагога и обучающихся (раздаточные материалы, задания, упражнения, образцы изделий и др.);
- информационное обеспечение (например: аудио-, видео-, фото-, интернет-источники, литература);
- педагогические работники, участвующие в реализации рабочей программы;
- материально-техническое обеспечение программы (перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчёте на количество обучающихся);
- характеристика помещения для занятий по программе: требования
к зонированию, материалам внутренней отделки, размеру помещения и др.
4. Требования к оформлению текста рабочей программы
- Текст рабочей программы оформляется в книжной или альбомной ориентации страниц в зависимости от необходимости оформления.
- Шрифт оформления – Times New Roman, размер шрифта 12 – 14 пт.
- Интервалы: междустрочный интервал – 1, интервал между буквами в словах – обычный.
- Абзацный отступ – 1,25 см, в тексте таблиц абзацный отступ отсутствует.
- Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1,5 см.
- Нумерация страниц – вверху по центру, номер страницы проставляется на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же, как
и приложения. - Названия структурных элементов выравниваются по центру листа.
- Переносы в словах не ставятся.
5. Порядок разработки и утверждения рабочей программы
- Рабочая программа разрабатывается, дорабатывается, адаптируется педагогом дополнительного образования или группой педагогов дополнительного образования (педагогических работников)
на основе программы дополнительного образования учреждения самостоятельно при консультативной и методической поддержке. - При разработке рабочей программы учитывается направленность программы, срок реализации, уровень освоения, возраст обучающихся, наличие условий реализации программы (оборудованные рабочие места, оборудование учебных кабинетов), санитарные нормы, требования современной педагогической науки.
- Рабочие программы обновляются ежегодно с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Порядок рассмотрения и утверждения рабочей программы: рассматривается
на заседании Педагогического совета учреждения и утверждается директором учреждения до начала ее реализации. - Принятая к реализации и утверждённая рабочая программа
вносится в содержательный раздел программы дополнительного образования учреждения. - Настоящее Положение рассматривается на методическом совете и утверждается приказом директора учреждения.
Оформление элемента «Календарно-тематический план»
Источник: nsportal.ru
«Рабочая программа воспитания в системе дополнительного образования» (методические рекомендации)
Воспитание, осуществляемое в дополнительном образовании, очень значимо, так как охватывает весь образовательный процесс. Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества государства.
Назначение данных методических рекомендаций – помочь педагогу дополнительного образования в разработки рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
Роль дополнительного образования в укреплении воспитательной составляющей
Основания для разработки воспитательного плана работы:
Основные задачи воспитательной работы:
Приоритетные направления в организации воспитательной работы
Структура рабочей программы воспитания педагога дополнительного образования
Календарный план воспитательной работы
Список использованной литературы
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Путин В.В отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы». Он подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано общество.
«Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». (Статья 2, пункт 2)
В соответствии с Федеральным законом № 304-ФЗ предлагается ввести механизм организации воспитательной работы, которая войдет в состав образовательных программ. В такие программы планируется включить рабочую программу воспитания и календарный план.
Роль дополнительного образования в укреплении воспитательной составляющей
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).
Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
– формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы;
– создает условия для развития творческих способностей учащегося.
Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:
а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;
б) создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
в) использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;
Основания для разработки воспитательного плана работы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”
3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Основные задачи воспитательной работы:
Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования;
Организационно-правовые меры по развитию воспитания и дополнительного образования обучающихся;
Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения;
Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
Развитие воспитательного потенциала семьи;
Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
Приоритетные направления в организации
воспитательной работы
— Гражданско-патриотическое
Гражданско-патриотическое воспитание : формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа.
— Духовно – нравственное
Духовно-нравственное воспитание формирует ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России.
— Художественно-эстетическое
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении.
— Спортивно-оздоровительное
Физическое воспитание содействует здоровому образу жизни.
Трудовое и профориентационное воспитание формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет творческие способности и профессиональные направления обучающихся.
— Воспитание познавательных интересов
Воспитание познавательных интересов формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности.
Структура рабочей программы воспитания
педагога дополнительного образования
1. Характеристика объединения «_____________»
Деятельность объединения «_________» имеет ___________ направленность.
Количество обучающихся объединения «_______» составляет __ человек. Из них мальчиков – ___, девочек – ___
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от __ до __ лет.
Формы работы – индивидуальные и групповые.
2. Цель, задачи и результат воспитательной работы
Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.
— создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Задачи воспитания – пути достижения поставленной цели. Э то те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания.
— способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
— развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
— способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
— формирование и пропаганда здорового образа жизни.
Результат воспитания – это результат, достигнутая цель, те изменения в личностном развитии обучающихся, которые педагоги получили в процессе их воспитания.
Результаты воспитания лучше всего поддаются описанию не в статике (получили то-то и то-то), а в динамике (происходят изменения в таком-то и таком-то направлении).
3. Работа с коллективом обучающихся
— формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
— обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
— развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
— содействие формированию активной гражданской позиции;
— воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
4. Работа с родителями
— Организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации)
— Содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность кружкового объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей в течение года)
— Оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.
Календарный план воспитательной работы
объединения «_________________________»
на _________________ учебный год
Педагог __________________________________________
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai