Рабочая программа дополнительного образования это

И вот недавно, работая с нормативными документами, я ещё раз убедилась в том, что рабочей программы воспитания у нас не должно быть. И я сейчас не о самой воспитательной работе, а о том как мы читаем и работаем с документами.

Фото из личного архива.

С чего все началось.

Помните, два года назад в Федеральный закон «Об образовании в РФ» были внесены изменения в части воспитания. На основании этого были разработаны на федеральном уровне программы воспитания для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных и учреждений профессионального образования. Но для дополнительного образования ничего не было. Опять забыли про дополнительное образование или всё-таки нас это не касалось?

В методическом сообществе начались бурные обсуждения. В нашем регионе разработали новые методические рекомендации с обязательным внесением рабочих программ воспитания в дополнительные общеобразовательные программы. Наличие рабочих программ стало обязательным критерием при прохождении независимой оценки качества программ, реализующихся в рамках персонифицированного финансирования.

Программы дополнительного образования Московской школы практической психологии

И мы все поспешили в учреждениях разрабатывать рабочие программы воспитания. Вроде бы всё хорошо, мы молодцы: изучили примерные программы воспитания для школ и детских садов, выбрали то, что приемлемо для нас и организовали работу с педагогическим коллективом. Педагоги в очередной раз откорректировали свои программы, естественно не испытывая при этом радостного рвения.

Ну а теперь мои аналитические размышления:

Обратимся непосредственно к закону:

А что предусмотрено настоящим законом?

Эту статью цитировать полностью не буду. Обращу ваше внимание, что во всех пунктах речь идёт о воспитании учащихся при освоении ими основных образовательных программ и основных профессиональных образовательных программ.

В этой статье даётся классификация образовательных программ. Основные образовательные программы реализуются в детских садах и школах.

Получается, что на законодательном уровне за учреждениями дополнительного образования не закреплена обязанность включать в свою структуру в общеразвивающие программы дополнительного образования воспитательный компонент.

А нужна ли нам рабочая программа воспитания в дополнительном образовании? Разве у нас не ведётся воспитательная работа?

Многие практики скажут, что система дополнительного образования всегда обладала большим воспитательным потенциалом и образовательный процесс в большей степени ориентирован на развитие личности ребёнка.

Но все-таки сегодня много обсуждений ведётся на государственном уровне на данную тему. К тому же в Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2030 года можно чётко увидеть ориентир на усиление воспитательной составляющей в содержании дополнительных общеобразовательных программ и организации воспитательного процесса.

Поэтому не удивлюсь, что нас в скором времени опять ожидают изменения, корректировки и новая документация.

20 01 21 Проектируем рабочую программу воспитания специфика дополнительного образования

Да, кстати, новый документ о снижении документационной нагрузки педагогических работников не касается педагогов дополнительного образования! Опять забыли про допобразование? Но эта уже тема другой статьи.

А в вашей организации внесли в дополнительные образовательные программы рабочую программу воспитания? Согласны ли вы с моими размышлениям? Давайте обсудим, коллеги!

Источник: dzen.ru

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
учебно-методический материал

Цель – заранее предполагаемый результат образовательного процесса,
к которому надо стремиться. При определении цели следует избегать общих абстрактных формулировок. Цель должна быть связана с названием программы, отражать её основную направленность и планируемый обобщенный образовательный результат, может отражать один
из следующих целевых ориентиров:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
  • профессиональное самоопределение обучающихся;
  • личное развитие обучающихся;
  • социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры обучающихся;
  • выявление и поддержка способностей и одарённостей обучающихся.

Задачи – способы достижения цели. Формулировки задач должны быть соотнесены с планируемыми образовательными результатами.

Планируемые образовательные результаты : предметные, метапредметные, личностные в целом по рабочей программе и по каждому году реализации в отдельности; данные характеристики формулируются
с учётом целевого и содержательного раздела рабочей программы.

Читайте также:
Составить программу которая запрашивает пароль до тех пор пока он не будет правильно введен питон

Оценка достижения планируемых образовательных результатов : особенности оценочной деятельности, оценочные формы, оценочные критерии, оценочные материалы (оценочные задания, тесты, образовательные продукты).

  1. В содержательный раздел входит тематическое описание программного содержания по разделам, учебными темам и по годам реализации рабочей программы.

Содержание – реферативное описание разделов и тем рабочей программы в соответствии с последовательностью освоения, включая описание теоретических и практических частей, форм текущего контроля, промежуточной аттестации, итоговой аттестации. Содержание должно соответствовать целеполаганию и планируемым образовательным результатам.

Содержание каждого года обучения оформляется отдельно.
В содержании могут размещаться ссылки на приложения. В содержании могут быть представлены вариативные образовательные модули, маршруты.

  1. Организационный раздел включает в себя следующие элементы:

Календарно-тематический план (Приложение), включающий тематические разделы, учебные темы, темы занятий, количество часов, формы и даты занятий; общее количество часов в год; выделение форм текущего контроля, форм промежуточной аттестации, форм итоговой аттестации обучающихся. Если рабочая программа рассчитана более чем
на год обучения, то календарно-тематический план составляется на каждый год (например: при 36-недельном учебном годе при нагрузке один час
в неделю – 36 часов, два часа в неделю – 72 часа, четыре часа в неделю – 144 часа). Календарно-тематический план составляется для каждой группы обучающихся или каждого обучающегося индивидуально.

Организационно-педагогические условия реализации рабочей программы : используемые организационные формы занятий (индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая), технологии
и методики проведения занятий, режим занятий формы текущего контроля, промежуточной аттестации, итоговой аттестации обучающихся; используемые типы заданий (репродуктивного и продуктивного творческого характера), виды образовательных продуктов обучающихся.

Информационно-методические, кадровые, материальные условия:

  • методические материалы, используемые при реализации рабочей программы, предназначенные для педагога и обучающихся (раздаточные материалы, задания, упражнения, образцы изделий и др.);
  • информационное обеспечение (например: аудио-, видео-, фото-, интернет-источники, литература);
  • педагогические работники, участвующие в реализации рабочей программы;
  • материально-техническое обеспечение программы (перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчёте на количество обучающихся);
  • характеристика помещения для занятий по программе: требования
    к зонированию, материалам внутренней отделки, размеру помещения и др.

4. Требования к оформлению текста рабочей программы

  1. Текст рабочей программы оформляется в книжной или альбомной ориентации страниц в зависимости от необходимости оформления.
  2. Шрифт оформления – Times New Roman, размер шрифта 12 – 14 пт.
  3. Интервалы: междустрочный интервал – 1, интервал между буквами в словах – обычный.
  4. Абзацный отступ – 1,25 см, в тексте таблиц абзацный отступ отсутствует.
  5. Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1,5 см.
  6. Нумерация страниц – вверху по центру, номер страницы проставляется на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же, как
    и приложения.
  7. Названия структурных элементов выравниваются по центру листа.
  8. Переносы в словах не ставятся.

5. Порядок разработки и утверждения рабочей программы

  1. Рабочая программа разрабатывается, дорабатывается, адаптируется педагогом дополнительного образования или группой педагогов дополнительного образования (педагогических работников)
    на основе программы дополнительного образования учреждения самостоятельно при консультативной и методической поддержке.
  2. При разработке рабочей программы учитывается направленность программы, срок реализации, уровень освоения, возраст обучающихся, наличие условий реализации программы (оборудованные рабочие места, оборудование учебных кабинетов), санитарные нормы, требования современной педагогической науки.
  3. Рабочие программы обновляются ежегодно с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Порядок рассмотрения и утверждения рабочей программы: рассматривается
    на заседании Педагогического совета учреждения и утверждается директором учреждения до начала ее реализации.
  4. Принятая к реализации и утверждённая рабочая программа
    вносится в содержательный раздел программы дополнительного образования учреждения.
  5. Настоящее Положение рассматривается на методическом совете и утверждается приказом директора учреждения.

Оформление элемента «Календарно-тематический план»

Источник: nsportal.ru

«Рабочая программа воспитания в системе дополнительного образования» (методические рекомендации)

Воспитание, осуществляемое в дополнительном образовании, очень значимо, так как охватывает весь образовательный процесс. Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества государства.

Читайте также:
Какую программу выбрать для 3d

Назначение данных методических рекомендаций – помочь педагогу дополнительного образования в разработки рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.

Роль дополнительного образования в укреплении воспитательной составляющей

Основания для разработки воспитательного плана работы:

Основные задачи воспитательной работы:

Приоритетные направления в организации воспитательной работы

Структура рабочей программы воспитания педагога дополнительного образования

Календарный план воспитательной работы

Список использованной литературы

С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Путин В.В отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы». Он подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано общество.

«Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». (Статья 2, пункт 2)

В соответствии с Федеральным законом № 304-ФЗ предлагается ввести механизм организации воспитательной работы, которая войдет в состав образовательных программ. В такие программы планируется включить рабочую программу воспитания и календарный план.

Роль дополнительного образования в укреплении воспитательной составляющей

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).

Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива.

Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:

– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;

– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося;

– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;

– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);

– формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы;

– создает условия для развития творческих способностей учащегося.

Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:

а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;

б) создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;

в) использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;

Основания для разработки воспитательного плана работы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”

3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Основные задачи воспитательной работы:

Читайте также:
Программы необходимые для работы компьютера

Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;

Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования;

Организационно-правовые меры по развитию воспитания и дополнительного образования обучающихся;

Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения;

Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни;

Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;

Развитие воспитательного потенциала семьи;

Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.

Приоритетные направления в организации

воспитательной работы

— Гражданско-патриотическое

Гражданско-патриотическое воспитание : формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа.

— Духовно – нравственное

Духовно-нравственное воспитание формирует ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России.

— Художественно-эстетическое

Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении.

— Спортивно-оздоровительное

Физическое воспитание содействует здоровому образу жизни.

Трудовое и профориентационное воспитание формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет творческие способности и профессиональные направления обучающихся.

— Воспитание познавательных интересов

Воспитание познавательных интересов формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности.

Структура рабочей программы воспитания

педагога дополнительного образования

1. Характеристика объединения «_____________»

Деятельность объединения «_________» имеет ___________ направленность.

Количество обучающихся объединения «_______» составляет __ человек. Из них мальчиков – ___, девочек – ___

Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от __ до __ лет.

Формы работы – индивидуальные и групповые.

2. Цель, задачи и результат воспитательной работы

Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.

— создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.

Задачи воспитания – пути достижения поставленной цели. Э то те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания.

— способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;

— развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;

— способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;

— формирование и пропаганда здорового образа жизни.

Результат воспитания – это результат, достигнутая цель, те изменения в личностном развитии обучающихся, которые педагоги получили в процессе их воспитания.

Результаты воспитания лучше всего поддаются описанию не в статике (получили то-то и то-то), а в динамике (происходят изменения в таком-то и таком-то направлении).

3. Работа с коллективом обучающихся

— формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;

— обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;

— развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;

— содействие формированию активной гражданской позиции;

— воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.

4. Работа с родителями

— Организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации)

— Содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность кружкового объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей в течение года)

— Оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.

Календарный план воспитательной работы

объединения «_________________________»

на _________________ учебный год

Педагог __________________________________________

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru