Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, расширение жизненного опыта для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся с нарушением интеллекта.
Задачи: – формировать способность к овладению доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
– формировать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Общая характеристика учебного предмета
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Коррекционный курс включает следующие разделы:
Речь и альтернативная коммуникация
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Чтение и письмо
В содержании логопедических программ учтены общие специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Альтернативная коммуникация
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда,мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
- принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
- принцип коррекции и компенсации, позволяющий
определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения; - деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа по учебному курсу «Альтернативная коммуникация» составлена в соответствии с учебным планом 1 четверть 8 недель по 2 урока 16 часов. 2 четверть 8 недель по 2 урока 16 часов.
3 четверть 9 недель по 2 урока 18 часов. 1 четверть 9 недель по 2 урока 18 часов.
Личностные и примерные результаты освоения конкретного корреционного курса
Предметные понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов
- — Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
- — Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
- — Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
- — Использование доступных жестов для передачи сообщения
- — Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
- — Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
- — Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
- — Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Личностные результаты
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
- Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве разнообразии природной и социальной часте.
Содержание учебного курса
«Альтернативная коммуникация» как систематический курс представлен двумя
разделами : «Коммуникация» и «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной
Коммуникация:
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:
– Коммуникация с использованием вербальных средств:
Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком (словом). Привлечение к себе внимания звуком (словом).
Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её
звуком (словом). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом). Выражение благодарности
звуком (словом). Прощание с собеседником звуком (словом).
– Коммуникация с использованием невербальных средств :
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение
мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики и жеста. Выражение согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического
изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):
Реагирование на собственное имя. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов,
обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть,
гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак
(я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять,
второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из,
из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание
Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения,
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Называние (употребление)
отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых
по звуковому составу слов (мама, папа и др.) Называние собственного имени. Экспрессия с
использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического
изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения для обозначения действия
предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина,
форма и др.). Использование графического изображения для обозначения признака действия,
состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму:
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием
элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма:
Узнавание звука в слоге. Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения
буквы в слоге. Называние буквы. Чтение простого (гласного) слога. Написание букв.
Учебно-тематический план
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai
Рабочая программа по курсу «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 4 класса с ИН вариант 2
Адаптированная рабочая программа курса « Речь и альтернативная коммуникация» разработана в соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989), Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской» Федерации» N 273-ФЭ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-Ф3), ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»; Нормативно-методическими документами Минобрнауки Российской Федерации примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработана на основе ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, на основе адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 2)
Нормативно-правовую базу разработки программы составляют:
— Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3
— Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2);
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
— Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных; (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
— Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
Программа занятий по курсу «Речь и альтернативная коммуникация», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в АООП МБОУ СОШ №12 для учащихся с интеллектуальными нарушениями (в варианте 2). Рабочая компилятивная программа «Развитие речи и коммуникация» для 1-4 классов разработана в полном соответствии с программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.
Цель: формирование целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представлений о человеке, видах его деятельности и взаимоотношений с природой.
Задачи:
— организовать речевую среду;
— пробудить речевую активность учащегося, интерес к предметному миру и человеку;
— сформировать Предметные и предметно — игровые действия, способность к коллективной деятельности;
— научить понимать соотносящиеся и указательные жесты.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Обучение развитию речи и коммуникации детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам школы максимально реализоваться в жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности детей.
• способствовать совершенствованию коммуникативного опыта учащихся;
• корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
• формировать выразительную сторону речи;
• учить строить устные связные высказывания;
• воспитывать культуру речевого общения.
3. Место курса «Речь и альтернативная коммуникация» в учебном плане:
«Речь и альтернативная коммуникация» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» варианта 2, примерной основной общеобразовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ИН.
4. Тематическое планирование
Источник: znanio.ru
рабочая программа Речь и альтернативная коммуникация
Мащенко В. В. Речь и альтернативная коммуникация // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn—-dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/prog/file/64780-rech-i-alternativnaya-kommunikatsiya (дата обращения: 04.07.2023)
Другие полезные материалы из этого раздела
- Финансовая грамотность
- Рабочая программа по русскому языку 2 класс
- Планирование внеурочной деятельности. Эрудит. Русский язык с увлечением
- Социально — бытовая ориентировка 8 класс
- Волонтер
- Спецкурс для учащихся 9 класса Решение задач с развернутым ответом ОГЭ по математике
- Иностранный язык, 2 класс
Для вывода других вариантов — обновите страницу.
94208 материалов
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1183 пользователя.
Отзывы
Чем меньше мы себя знаем, тем на большее замахиваемся.
Севрус Эдуард Александрович
Ресурсы сайта
- Рецензия на публикацию
- Сертификат о публикации
- Рассылка «Секреты презентаций»
- Методика работы с конспектами
- Каталог конспектов
- 100 новых материалов
- О проекте
- Отзывы о сайте
- Обратная связь
- Политика конфиденциальности
- Пользовательское соглашение
- Политика возврата средств
Конкурсы
- Конкурс «Цифровой урок»
- Конкурс «Конспект года»
- Отправить работу на конкурс
- Конкурс «Открытый урок»
Авторскими правами на размещенную информацию обладают её авторы (создатели учебных материалов), которые также несут ответственность за её достоверность. Редакция сайта не отвечает за качество авторских продуктов. Все материалы доступны по лицензии Creative Commons.
Сайт работает при поддержке СМИ «Учебные презентации» (Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-61477).
Копирование материалов каталога с целью размещения на своём сайте разрешается только при наличии ссылки на каталог Конспекты-Уроков.рф.
Источник: xn—-dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai