Шаблон рабочей программы по дисциплине (РПД)
На Образовательной платформе «Юрайт» есть сервис, позволяющий максимально быстро получить качественный шаблон рабочей программы дисциплины к самым популярным и востребованным курсам и учебникам.
Сервис доступен без подписки на платформу!
Сформировать шаблон РПД Инструкция, как сформировать РПД
Преподавателю
Экономит неделю летних каникул
У преподавателей уходят дни на составление рабочих программ, на подробное описание каждой темы, составление почасовой таблицы, поиски дополнительной литературы. Шаблон упростит работу преподавателя и сэкономит ценное время.
Учебному заведению
Помогает получить аккредитацию
Без рабочей программы к каждому предмету учебное заведение не может получить или продлить аккредитацию. 42 % нарушений работы учебного заведения Рособрнадзор выявляет именно в небрежно составленных рабочих программах.
Студенту
Позволяет планировать результаты обучения
Рабочая программа — инструмент, который позволяет студенту безболезненно восполнять пробелы в обучении, понимать критерии выставления оценок и видеть место и роль дисциплины в образовательной программе.
Вебинар «Рабочая программа дисциплины: работа над ошибками»
Примеры шаблонов РПД
На основе учебника
Дисциплина
Направление подготовки
Уровень подготовки
На основе учебника
Дисциплина
Направление подготовки
Уровень подготовки
Работать с шаблоном РПД просто
От вас требуется:
- Оформить титульную страницу
- Указать частные моменты
- Добавить жемчужины собственного преподавательского опыта
- Поставить подпись
Что уже сделано за вас:
- Подобран тематический план дисциплины с распределением часов на семинарские и практические занятия
- Создано подробное описание тем со ссылками на разделы базового учебника
- Составлен список дополнительной литературы
- Даны формы контроля по освоению дисциплины
Остались вопросы?
Клиентская поддержка
Мы используем cookie 🙂
Попробуйте личную
подписку от 209 ₽/мес
Полный доступ к порталу Юрайт со всеми учебиками, курсами и сервисами на 1, 6 и 12 месяцев
Источник: urait.ru
Разработка рабочей программы дисциплины
грамм учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Рабочая программа реализует следующие функции: нормативную, целеполагания, определения сути образовательного процесса, процессуальную, оценочную.
Рабочая программа дисциплины включает-.
- • титульный лист (название образовательного учреждения; название учебной дисциплины, контингента, для которого разрабатывается программа; данные о разработчике или разработчиках программы; сведения о грифе рассмотрения (если такой имеется), согласовании и утверждении программы; название населенного пункта; год разработки программы).
- • цели и задачи с учётом специфики учебного курса;
- • описание места учебной дисциплины в учебном плане, взаимосвязи с другими элементами образовательной программы;
- • перечень компетенций в соответствии с образовательной программой: общекультурных (ОК) или универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК), других.
Структура рабочей программы фиксирует состав элементов усвоения, определяет уровень их сложности.
Инструкция модуль «Рабочая программа дисциплин (РПД)»
Приступая к проектированию рабочей учебной программы, разделяют предваряющее и сопровождающее проектирование. В первом разрабатывается некоторая модель содержания программы, а во втором осуществляется апробация этой модели, в результате чего происходит конкретное наполнение и коррекция в условиях реального образовательного процесса.
При проектировании учебной программы одним из ориентиров является классификация учебных программ, представленная в аспекте их структуры (табл. 4).
Классификация учебных программ в аспекте их структуры
Концентрические —
учебный материал делится на части и изучается от простого к сложному’.
Изучение материала второй части выстраивается с учетом повторения предыдущего материала первой части
Ступенчатые —
и концентрических схем
Рабочая программа дисциплины должна проектироваться в соот
ветствие со следующими принципами:
В целом в учебной программе должна быть отражена концепция
понимания и усвоения содержания конкретной дисциплины , в соответствии с запланированными компетенциями (общекультурными / универсальными, общепрофессиональными, профессиональными).
Содержание программы во многом определяется особенностями представления автора об области науки (практики), лежащей в основе учебной дисциплины, об учебном процессе и об объекте проектирования.
Исходя из исследований [1] , модель разработки рабочей программы может быть представлена в соответствии с алгоритмом (рис. 4).
Определение исходных данных
Отбор и методическая организация учебного материала
Оценка и коррекция
Рис. 4. Алгоритм разработки рабочей программы дисциплины
1- м уровень «Определение исходных данных»’, отбор исходных данных для программы (в том числе цель, задачи, темы, задачи профессиональной деятельности); разработка плана учебной программы; определение характера связей между блоками исходных данных (целью, темами, задачами) и учебными продуктами как результатами выполнения заданий, необходимыми умениями и способами для решения этих задач.
На уровне определения исходных данных необходима детализация и определение целей обучения, задач, на решение которых нацелена учебная программа. Аспектами для определения исходных данных являются:
Значимость этапа обусловлена планированием содержания, структуры и логики представления блоков содержания в программе, определением связей между разными блоками.
Концепция рабочей учебной программы раскрывает особенности изучения студентами определенного учебного курса при решении различных учебно-научно-профессиональных задач.
Можно выделить несколько принципов отбора содержания рабочей программы:
- • кристаллизации содержания вокруг основных идей и на базе концепции рабочей программы;
- • обеспечения научной целостности: использования логики науки как основы структуры учебной дисциплины (для теоретически ориентированных дисциплин);
- • взаимосвязи содержания программы и содержания профессиональной деятельности (для практикоориентированных дисциплин);
- • междисциплинарных связей между учебными дисциплинами для развития категориальных и концептуальных способностей студентов;
- • прогностичности и перспективности развития компетентности будущих профессионалов.
Можно определить ряд критериев отбора материала для рабочей программы:
• компетенции будущего профессионала;
- • научная и практическая значимость содержания;
- • соответствие объема материала времени его изучения;
- • технологическая и материально-техническая оснащенность учебного процесса.
- 4-« уровень «Оценка и коррекция программы». Завершается процесс разработки рабочей программы оценкой и корректировкой ее структуры и содержания, а именно: корректировкой или уточнением целей и задач программы по количественному и содержательному критериям; соотнесенности компетенций и содержания лекционных, практических и других видов занятий; иерархичности (уровневости) требований к контрольно-оценочным материалам; технологий и методов.
Условием оценки разрабатываемой программы могут стать ответы автора программы на вопросы:
Рефлексивный анализ ответов на поставленные вопросы может стать основанием завершения разработки программы или, напротив, ее корректировки.
Для реализации рабочей программы отбираются, разрабатываются или комплектуются учебные и учебно-методические материалы.
- [1] Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб, пособие для высш, учеб, заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская / Под ред. И. А. Колесниковой. М: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с. 2 Грязнова М. А. Совершенствование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции медицинских работников в контексте непрерывного образования (на матер, английского языка): дис. . канд. пед. наук. СПб. 2012. 286 с. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. Волгоград: Перемена, 2006. 319 с. Беляев В. В. Как подготовить и издать учебную книгу. Глазов: Изд-во Глазовского гос. педагогич. ин-та, 2006. 200 с.
Источник: studref.com
Методические рекомендации по формированию и оформлению рабочей программы дисциплины в соотвествии с требованиями ФГОС
методическая разработка по теме
Представленнный материал содержить методические рекомендации, шаблон и пошаговую инструкцию для преподавателей колледжей по созданию и оформлению рабочей программы дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
![]() |
40.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по написанию рабочей программы дисциплины в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
Рабочая программа дисциплины входит в состав ОПОП по специальности. Утверждается после составления и утверждения учебного плана.
Инструкция по заполнению:
- Титульный лист (На титульном листе указывается название дисциплины (из учебного плана, без сокращений), указывается код и название специальности (из учебного плана), образовательный уровень (из учебного плана), год написания программы. На следующий учебный год рабочая программа составляется и утверждается на заседании цикловой комиссии в мае-июле месяце текущего года.
- Оборотная сторона титульного листа (идет стандартная фраза, в которой указывается укрупненная группа, в которую входит данная специальность, указывается полное наименование организации разработчика, далее перечисляются преподаватели, участвовавшие в написании данной программы). Ниже указываем дату утверждения программы
- (стандартная форма, заполняем только номера страниц)
- Паспорт программы учебной дисциплины
В пункт 1.1. указываем название специальности и укрупненной группы
В пункте 1.2. указываем место дисциплины в структуре ОПОП (в соотвествии с учебным планом Ваша дисциплина может относиться к разделу ОГСЭ, либо ЕН, либо ОД, либо ПМ.)
Пункт 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины. Если ваша дисциплина входит в список дисциплин, запланированных ФГОС, то требования к результатам освоения дисциплины заполняется в соответствии с информацией содержащийся во ФГОС (Вам необходимо зайти на сайт mon.gov.ru/ ФГОС/СПО/ выбрать специальность и открыть стандарт, далее по тесту найти таблицу ОПОП и вашу дисциплину. В правом столбце напротив вашей дисциплине перечислены знания и умения, которые необходимо сформировать за время преподавания дисциплины, в левом столбике указаны соответствующие компетенции). Эту информацию вы дословно переносите в пункт 1.3.
В случае если часы на вашу дисциплину увеличены по сравнению с базовым учебным планом (за счет времени вариативной части ОПОП), и вы планируете ввести дополнительные разделы и темы для изучения, учитывающие региональные особенности и требования работодателя, то в пункт 1.3. необходимо сформулировать и внести те дополнительные знания и умения, не отраженные ФГОС, которые сформируются при изучении дисциплины,
Аналогично, если вся Ваша дисциплина читается за счет часов вариативной части и формирует знания и умения (компетенции) не отраженные ФГОС вы из формулируете и заносите в пункт 1.3. самостоятельно.
Пункт 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: заполняется в соотстветствии с нагрузкой на дисциплину по учебному плану. Указываем аудиторную и внеаудиторную нагрузку, часы самостоятельной работы и максимальную нагрузку.
Таблица, отражающая весь материал, читаемый вами во время преподавания дисциплины.
Сначала заполняем Столбик 1, где указываем темы для изучения. Список этих тем полностью обеспечивает формирование знаний и умений, указанных вами в пункте 1.3. При необходимости темы объединяем в разделы.
Далее заполняем столбик 2, где указываем дидактические единицы по каждой теме (при их выборе также учитываем перечень знаний и умений из пункта 1.3.)
Следует учесть, что любое практическое занятие занимает не менее 2 часов (и должно быть кратно 2 часам). Практические занятия проводятся парами (по 2 академических часа).
Для практических занятий используется сквозная нумерация.
Пр: Практическое занятие № 1 «название практической работы»
Я рекомендую использовать цветной шрифт (синий) для выделения практических работ для наглядности.
Затем наполняем строку самостоятельной работы. Общий принцип таков: на каждое аудиторное занятие (2 академических часа) мы планируем 1 час самостоятельной работы.
При таком распределении времени проще всего выполнить норматив СЭС и требования ФГОС по нагрузке студентов дома. А именно, самостоятельная работа студента должна составлять 50 % от аудиторной нагрузки и не может превышать 18 часов в неделю.
Недельная нагрузка студента составляет 54 часа (из которых 36 часов аудиторная нагрузка и 18 часов самостоятельная работа) Сан Пин.
Именно так распределены часы сам. работ в учебной плане. Таким образом на каждый урок у вас будет приходится 1 час самостоятельной работы.
Далее мы прописываем виды и формы планируемой самостоятельной работы по данной теме.
И в последнем столбике указываем уровень на котором планируется освоение данной темы. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Обычно практическое занятие предусматривает уровень 2 (работа по инструкции, методичке), самостоятельная работа предполагает уровень 2,3
В Самостоятельной работе достаточно указать планируемые вами формы организации данной работы, дальнейшее детальное расшифровывание будет производиться в КТП
ПР: Подготовка докладов, рефератов, презентаций по материалам изучаемой темы, решение задач, заполнение таблиц, составление кроссвордов и т.д.
Также в самостоятельную работу вы можете запланировать проектную деятельность студентов, но для выполнения ограничения еженедельной нагрузки, большую работу необходимо будет разбить на этапы, каждый их которых займет не более 1 часа.
Многообразие форм самостоятельной работы также призвано обеспечить выбор для студентов уровня выполнения данной работы и возможность выбора индивидуальной самостоятельной работы дома. Детализация идет при написании КТП и сбора материалов по методическому обеспечению самостоятельной работы студентов, а также при составлении материалов контрольно-оценочных средств.
- условия реализации программы учебной дисциплины
Если дисциплина входит в обязательную часть стандарта, то пункт 1.3. данного раздела заполняется в соответствии с информацией из ФГОС (в нем приведен список кабинетов и лабораторий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по программе)
Если же дисциплина входит в вариативную часть ОПОП, то название кабинета или лаборатории уточняется в соответствии с приказом по колледжу (по этому информацию уточнить у методиста или зам. По учебной работе).
Далее в данном пункте перечисляется все необходимое оборудование, находящееся в вашей аудитории, необходимое для преподавания вашей дисциплины.
Пункт 3.2. содержит перечень литературы основной и дополнительной, обеспечивающий материал дисциплины.
Указанные источники не должны быть старше 2008 года. Список основной литературы должен содержать источники библиотечного фонда колледжа, в дополнительной литературе могут быть указаны все остальные материалы, в том числе электронные пособия и учебники.
Также сюда указываем ссылки на интернет ресурсы, которыми могут воспользоваться студенты при освоении материала дисциплины.
- Раздел 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Представляет собой таблицу распределения и перечисления форм и методов контроля сформированных и усвоенных знаний и умений, заявленных вами в пункте 1.3. Подробно данный вопрос описывается при составлении паспорта контрольно-оценочных средств и при подборе и оформлении материалов контроля.
В таблице следует перечислить во время каких форм деятельности студентов, будет осуществляться данный контроль и в каком виде он будет проводится.
Форма оформления рабочей программы смотри в приложение 1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГБОУ СПО Московский государственный колледж книжного бизнеса и информационных технологий
Источник: nsportal.ru
II. Структура рабочей программы учебной дисциплины
1.1. Методические рекомендации устанавливают общие требования к структуре, содержанию и оформлению рабочих программ учебных дисциплин, реализуемых в МПГУ в рамках ФГОС ВПО или ФГОС ВО, порядок их разработки и утверждения. Разработанные требования соответствуют специфике компетентностно-ориентированной модели образования и требованиям ФГОС ВПО/ФГОС ВО.
1.2. Введение единых требований к рабочим программам учебных дисциплин обусловлено необходимостью:
· обеспечения соблюдения ФГОС ВПО/ФГОС ВО, лицензионных требований и показателей государственной аккредитации при осуществлении образовательной деятельности в МПГУ;
· обеспечение права научно-педагогических работников на свободу выбора содержания учебного материала, методик обучения и воспитания, способов оценки результатов обучения в соответствии с основными образовательными программами, утвержденными в МПГУ; на закрепление авторства на объекты интеллектуальной собственности;
· определения ресурсного и финансового обеспечения образовательного процесса в МПГУ;
· соблюдения гарантий качества образования в МПГУ.
1.3. Рабочая программа учебной дисциплины (далее – РПД) – нормативный документ, входящий в состав основной образовательной программы высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки и профилю (магистерской программе). Цель создания РПД – определение места дисциплины в системе подготовки бакалавра (магистра), раскрытие полного содержания учебного материала, организации и технологий обучения, способов проверки результатов обучения, учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса.
1.4. Разработка и использование РПД в образовательном процессе направлены на решение следующих задач:
· определение роли учебной дисциплины в процессе формирования у студентов комплекса знаний, умений и компетенций в соответствии с ФГОС ВПО/ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки;
· отражение в содержании дисциплины современных достижений науки, техники, экономики, культуры и образования, а также актуальных проблем социальной и образовательной сферы;
· последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами ОПОП ВО;
· совершенствование методики и технологий обучения;
· рациональное распределение учебного времени по разделам дисциплины и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения;
· использование новых форм планирования и организации самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования бюджета времени;
· применение современных способов оценивания результатов обучения;
· определение необходимых для изучения дисциплины образовательных ресурсов.
1.5. Нормативно-методической базой для разработки РПД являются:
· ФГОС ВПО/ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки.
· Примерная основная образовательная программа (ПрООП), разработанная Учебно-методическим объединением (УМО) по соответствующему направлению подготовки или базовым вузом – разработчиком ФГОС ВПО/ФГОС ВО;
· примерная программа дисциплины, входящая в состав ПрООП;
· утвержденный Ученым советом университета учебный план, в который входит данная дисциплина.
1.6. РПД разрабатываются по всем дисциплинам учебного плана, в том числе по дисциплинам по выбору студентов, отдельно для каждой формы обучения (очной, очно-заочной, заочной, заочной с элементами дистанционных образовательных технологий). Целесообразность разработки нескольких РПД по одной и той же дисциплине для студентов разных ОПОП определяется кафедрой, обеспечивающей преподавание дисциплины.
1.7. РПД разрабатывается на срок действия учебного плана. В процессе ежегодного обновления ОПОП в РПД могут вноситься необходимые изменения.
1.8. РПД является, наряду с учебным планом, основным методическим документом для организации учебной работы по дисциплине. При отсутствии РПД проведение учебных занятий не допускается.
II. Структура рабочей программы учебной дисциплины
1. Титульный лист в соответствии с Макетом (см. Приложение 1)
2. Разделы РПД:
1). Цель освоения дисциплины
2). Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата (магистратуры)
3). Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
5). Образовательные технологии
6). Самостоятельная работа студентов
7). Компетентностно-ориентированные оценочные средства
8). Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
9). Материально-техническое обеспечение дисциплины
Ш. Содержание рабочей программы учебной дисциплины
Общие требования
- наименование дисциплины, трудоемкость (в зачетных единицах и академических часах), распределение по семестрам и формы промежуточного контроля должны соответствовать утвержденному учебному плану;
· учебный материал, включенный в РПД, должен быть направлен на формирование общекультурных и/или профессиональных компетенций, перечисленных в разделе 5 ФГОС ВПО/ФГОС ВО «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата (магистратуры, специалитета)», или специальных компетенций, сформулированных в примерной основной образовательной программе по профилю подготовки (если таковые имеются);
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас.
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям .
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы.
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку.
Система поиска информации
Источник: megaobuchalka.ru