Рабочая программа дисциплин вуза что это

Генератор рабочей программы дисциплины (РПД) для высших учебных заведений

Этот генератор позволяет ввести существенные части содержания рабочей программы дисциплины, такие как количество часов для разных типов занятий, списки тем и практических занятий, экзаменационные вопросы, и генерирует документ используя эти данные и специальный шаблон в формате ODT. Полученный черновик, хотя и требует проверки и доработки, но хотя бы позволяет не заполнять повторяющиеся места рабочей программы дисциплины вручную.

Источник: planetcalc.ru

Рабочая программа дисциплин вуза что это

Главная Образование
Как сделать рабочую программу дисциплины по-настоящему рабочей?
28.11.2016 10:42

Осень — время обновления университетской жизни. Приходят новые студенты, формируются новые группы, стартуют новые курсы. И конечно, происходит актуализация методического обеспечения учебного процесса. Из бесед и вебинаров с преподавателями стало очевидным, насколько важную, но пока не до конца осознаваемую роль играет рабочая программа дисциплины.

Автор Александр САФОНОВ , заместитель главного редактора издательства «Юрайт»

С егодня система высшего образования столкнулась с двумя вызовами: неблагоприятной макроэкономической конъюнктурой и тяжёлой демографической ситуацией. Поскольку учащихся почти вдвое меньше, чем несколько лет назад, началась активная конкуренция за привлечение мотивированных студентов: между вузами, между вузами и колледжами, между различными программами внутри вуза, между кафедрами и отдельными преподавателями. Причём эта конкуренция затрагивает не только студентов «платников» и «целевиков», но и обучающихся за счёт бюджета.

В этих условиях рабочая программа дисциплины становится уникальным инструментом привлечения студентов, причём студентов мотивированных к освоению курса.

Как показывают недавние исследования, до 42% нарушений при проверках Рособрнадзором выявлено именно в рабочих программах. Одна из наиболее частых проблем — отсутствие современной, актуальной литературы, соответствующей требованиям ФГОС 3+ и утверждённым профстандартам.

Разберём типовые сложности составителей рабочих программ.

1. Преподаватели мало осведомлены о том, как именно должна составляться рабочая программа.

К сожалению, не в каждом образовательном учреждении работают методические отделы и программы повышения квалификации ППС.

Мы организовали регулярные вебинары по этому вопросу и призываем академическое сообщество активнее участвовать в методической жизни.

Отдельно стоит отметить удачный опыт ведущих вузов (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Казанский (Приволжский) федеральный университет, НМСУ «Горный» и др.) по публикации рабочих программ дисциплин в открытом онлайн-доступе. Преподаватели других университетов нам сообщали, что внимательно изучают эти программы и модернизируют собственные.

2.По дисциплине не указана адекватная базовая и дополнительная учебная литература.

Часто возникает вопрос: что делать, если по курсу в принципе нет учебной литературы?

Общим ответом могла бы быть рекомендация пойти обратным путём: при разработке нового курса исходить из имеющейся в продаже литературы и строить курс по учебнику, а не искать учебник к дисциплине.

Если же предмет инновационный, носит авторский, междисциплинарный характер, то правильным шагом стало бы написание и издание собственного пособия.

Выбор одного из этих вариантов во многом зависит от квалифицированной помощи автору курса со стороны сотрудников библиотеки, методистов и администрации учебного заведения.

3. Не соблюдаются нормативы по устареваемости основных изданий из учебного фонда.

Невозможно вести современный курс с помощью устаревших инструментов. Как показывает анализ рабочих программ, в них часто приводятся старые учебники, в том числе уже не действующих издательств. Особенно тяжела ситуация с инженерно-техническими и сельскохозяйственными направлениями подготовки.

Конечно, недопустимо использовать пиратские копии в Интернете или иным образом нарушать авторские права. Сегодня многие книги уже вышли в других издательствах, и стоит провести работу по поиску новых изданий. Здесь могут помочь сайты крупных издательств и книжных интернет-магазинов.

Хотелось бы отметить практику некоторых библиотек, которые на сайтах открывают разделы в помощь преподавателям со ссылками на нормативные акты и на профильные издательства.

4. Нарушаются минимальные нормативы книгообеспеченности.

Увы, составители рабочих программ зачастую не вполне осведомлены о реальном положении дел в университетской библиотеке, о тех информационных ресурсах и электронных коллекциях, к которым обеспечен доступ для студентов и сотрудников вуза.

Удивляет, когда в библиографических списках рабочих программ указывают издания позапрошлого века, выходившие минитиражом материалы зарубежных конференций и даже рукописи.

Как определяет ФГОС, учебная литература должна быть доступна, и такие нарушения несложно выявить при аккредитации той или иной образовательной программы.

Современные электронно-библиотечные системы ведущих издательств помогают решать проблему книгообеспеченности через заданное количество доступов к цифровым учебникам, что становится современной альтернативой бумажным экземплярам.

Как мы видим, разработать актуальный библиографический список не так просто. Из своего опыта можно дать рекомендацию использовать современные учебники в качестве базы для программы. В частности, привязка тематического плана программы к структуре учебника решает вопрос подготовки студентов к каждому занятию, а приводимые в учебниках компетенции, задания и библиографический список можно взять за основу соответствующих разделов программы. Проще сделать по образцу, чем изобретать с нуля.

Отношение преподавателей, студентов и библиотекарей к рабочей программе как к важнейшему инструменту образовательного процесса меняется. От всех агентов системы высшего образования зависит, останется рабочая программа бюрократической формальностью или превратится в действительно рабочую. Сделаем это вместе!

Опубликовано в номере ноябрь 2016

Источник: www.unkniga.ru

Что такое учебный план в вузе, зачем он нужен и где его найти

Что такое учебный план в вузе, зачем он нужен и где его найти

Выбирая вуз и специальность для поступления, абитуриенты хотят знать, какие предметы они будут изучать. Содержание образовательной программы можно узнать из специального документа — учебного плана. Сегодня мы расскажем о нём подробнее.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Хотите всегда быть в курсе новостей из мира образования? Присоединяйтесь к нашему информационному телеграм-каналу, где мы оперативно сообщаем обо всём важном. А в специальной группе вы найдёте скидки и выгодные предложения.

Что такое учебный план университета

Учебный план в вузе — это документ, где указано, какие дисциплины, в каком порядке и каком объёме будет изучать студент конкретной специальности.

Также из плана можно узнать, сколько практик будет у учащихся, по каким предметам и в какие семестры их ждёт защита курсовых.

Учебный план — это схема обучения студента, поэтому так полезно изучить его перед поступлением.

Структура учебного плана вуза

В любом учебном плане есть 3 связанные между собой составляющие:

  1. Содержание образовательной программы.
  2. График обучения.
  3. Количество часов.

Содержание программы включает в себя перечень дисциплин и видов деятельности студента:

  • аудиторных занятий;
  • самостоятельной работы;
  • подготовки курсовых работ;
  • прохождения практики.

График обучения определяет, когда студент будет заниматься этой деятельностью: в каком семестре изучать те или иные предметы, по каким из них готовить курсовую, когда проходить практику и т. п.

Количество часов указывается для того, чтобы можно было понять, сколько времени отведено на разные типы деятельности. Этот раздел наглядно показывает, какие предметы основные для специальности: их изучение займёт больше всего времени.

Структура учебного плана вуза

Этот раздел будет отличаться у студентов одной специальности, но разной формы обучения: на дневном отделении больше часов отведено на аудиторную работу, на заочном — на самостоятельную.

Кто составляет учебный план в вузе

Рабочий учебный план составляют преподаватели выпускающей кафедры, а утверждают те, кто несёт ответственность за подготовку специалистов этого направления: заведующий, декан и ректор вуза. При составлении плана педагоги учитывают стандарты и рекомендации Минобразования.

Если вас интересует, как в учебные планы попадают общие предметы, то причина — именно в постановлениях МОН.

Если студент не может учиться по этому плану, для него оформляют индивидуальный график (для этого нужны уважительные причины, например, болезнь или трудоустройство по профилю).

Как часто меняют учебный план

Корректировка плана — нормальный процесс, т. к. требования работодателей к выпускникам меняются и некоторые дисциплины приходится заменять другими. Обычно планы меняют каждые 2-3 года, но всё зависит от специальности.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Где найти учебный план вуза и зачем он нужен

Большинство государственных и частных учебных заведений выкладывают свои планы в открытый доступ: их можно найти на сайтах университетов или профильных кафедр. Чаще всего их размещают в разделах «Студенту», «Абитуриенту» или «Документы».

Бумажный экземпляр плана хранится на кафедре, в деканате и учебной части.

Если у сайта неудобная навигация и поиск не дал результатов, советуем написать в приёмную комиссию: они вышлют учебный план на почту абитуриенту. Не стесняйтесь обратиться с такой просьбой: анализ учебного плана вуза поможет выбрать, в каком университете специальность представлена лучше всего.

Пригодится учебный план и студенту: зная его, можно понять, какие дисциплины, курсовые и практики ждут его на следующем курсе и заранее подготовиться.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Хочу посмотреть примеры

А если с изучением какого-то предмета возникли проблемы, на помощь всегда придёт студенческий сервис. Его экспертам можно доверить любую работу: от лабораторной до диплома.

Источник: zaochnik.ru

Программы учебных дисциплин и их проектирование.

Программа УД включает титульный лист с указанием названия дисциплины и названия программы, в рамках которой она реализуется; результаты обучения — сгруппированные по смыслу умения и знания (парами). Средний столбец 2 табл. 3.12 «Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся» заполняется на основе вспомогательной табл. 3.10.

Таблица 3.12

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

1 См.: Методика разработки основной профессиональной образовательной программы СПО : метод, рекомендации / В. И. Блинов (и др.]. М., 2014.

В программе дисциплины должен быть представлен раздел «Контроль и оценка результатов обучения». Для этого используется таблица, аналогичная табл. 3.9.

Общепрофессиональные дисциплины обеспечивают успешное освоение ПМ, поэтому разработка соответствующих программ ведется после того, как разработаны все программы ПМ в рамках данной ОПОП.

Важно, чтобы материал общепрофессиональных дисциплин подготавливал к восприятию содержания модуля, не дублировал его теоретическую часть, а представлял с ней единое целое. Проведенный на основе 3.10 анализ позволяет определить, какие изменения и дополнения необходимо сделать относительно представленного во ФГОС состава и содержания дисциплин этого цикла.

Таблица 3-13

Формирование содержания общенрофессиональной дисциплины

Темы лабораторных работ, практических занятий

Темы теоретической части обучения

При разработке ДПП необходимо определить, в каком объеме будут изучаться дисциплины данных циклов, есть ли возможность для перезачета некоторых из них.

Каждая рабочая программа, помимо обозначенных выше разделов, содержит также три следующие:

  • — «Образовательные технологии», где содержится характеристика технологий обучения, используемых при реализации различных видов учебной работы студентов.
  • — «Учебно-методическое и информационное обеспечение», включая перечни основной и дополнительной литературы, используемых компьютерных программ и Интернет-ресурсов.
  • — «Материально-техническое обеспечение».

Содержание и способы разработки этих разделов будут разъяснены в дальнейшем (см. параграфы 3.3; 4.3; 4.5).

Таким образом, общий алгоритм разработки ОПОП СПО на основе ФГОС и с учетом сз’ществующих ПС включает в себя ряд последовательных шагов [1] (набор дисциплин в алгоритме указан для случая ППССЗ):

  • 1. Отбор ПС, с учетом которых будет разработана программа.
  • 2. Сопоставление ФГОС и ПС с использованием вспомогательных таблиц.
  • 3. Заполнение раздела «Результаты освоения образовательной программы».
  • 4. Разработка фонда оценочных средств.
  • 5. Разработка программ практик.
  • 6. Формирование программ ПМ.
  • 7. Формирование программ дисциплин общепрофессионального цикла.
  • 8. Формирование программ дисциплин естественно-научного и математического; общегуманитарного и социально-экономического циклов.
  • 9. Разработка учебного плана и календарного графика.

Шаги 1—3 мы рассмотрели в параграфе 3.1, шаги 5—8 — выше

в настоящем параграфе. Шаг 9 будет рассмотрен в параграфе 3.3. Пропущенный шаг 4 мы будем рассматривать в общем контексте процесса организации контроля и оценки в образовательном процессе профессиональной образовательной организации в параграфе 5.1.

При разработке образовательных программ профессионального обучения и ДПП используется аналогичный алгоритм, отличающийся от приведенного выше пропуском шагов 2, 7 и 8.

Разработка образовательных программ предполагает создание рабочей группы, включающей представителей работодателей в целях обеспечения согласования всех результатов разработки.

Процесс разработки ОПОП СПО существенно облегчается в случае наличия ПрОПОП.

Примерная основная профессиональная образовательная программа СПО (ПрОПОП СПО) — документ рекомендательного типа («мягкая норма»), занимающий промежуточное положение между ФГОС СПО и ОПОП СПО конкретных образовательных организаций. В условиях вариативности образовательных программ примерные программы выполняют две основные функции:

  • — оптимизации (уменьшения) трудозатрат коллектива образовательной организации при разработке ОПОП;
  • — стабилизации образовательного пространства СПО и локальных инновационных процессов.
  • 2016. С. 36-71.

ПрОПОП представляет собой пакет учебно-методической документации, структура которого соответствует структуре ОПОП, определяющей:

Разработанные ПрОПОП проходят специально организованную экспертизу и по ее результатам включаются в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

На момент подготовки текста этого учебного пособия сайт Федерального реестра примерных образовательных программ СПО [2] функционировал в тестовом режиме. На сайте предполагается размещение:

  • — примерных основных образовательных программ;
  • — примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей;

примерные программы общеобразовательного цикла.

Разработка ОПОП СПО на основе ПрОПОП СПО осуществляется на основе того же алгоритма, который был приведен выше. Основное отличие состоит в том, что ПрОПОП СПО используется в качестве прототипа, разделы которого корректируются и дополняются по мере прохождения этапов алгоритма. В то же время авторы конкретных ОПОП СПО имеют право не опираться на примерную программу, а могут предложить собственный подход к разработке образовательной программы по определенной профессии/специальности, например, при определении последовательности изучаемых разделов программы.

Разработанные образовательные программы профессионального образования предполагают постоянное совершенствование. Раздел ФГОС СПО «Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы» содержит требование ежегодного обновления ОПОП СПО (в части состава дисциплин и ПМ, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ УД и ПМ, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. Ответственность за обновление ОПОП несет педагогический коллектив той образовательной организации, где она реализуется. Предложение об обновлении ОПОП имеет право вносить каждый преподаватель, работающий в данной образовательной организации, или инициативная рабочая группа. Участие преподавателя в разработке и совершенствовании ОПОП рассматривается как один из важнейших критериев качества его педагогической деятельности, основание для определения размера его материального вознаграждения.

  • [1] См.: Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования : практ. пособие / В. И. Блинов [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Лейбовича. М.,
  • [2] URL: http://www.reestrspo.ru (дата обращения: 29.12.2016).

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru