Издательство «Учитель» основано в 1989 году. Издательство выпускает продукцию для учителей, руководителей образовательных учреждений, воспитателей ДОУ и ОУ, студентов, абитуриентов и учащихся.
Издается широкий спектр учебно-методической литературы практически по всем основным школьным предметам для учителей, руководителей образовательных учреждений, школьников, дошкольников, абитуриентов и студентов. Но приоритетное направление — методические пособия для учителей, классных руководителей и администрации школ.
Авторы пособий — опытные преподаватели, методисты и руководители школ, гимназий, вузов, учреждений профессиональной переподготовки кадров образования.
Внеурочная деятельность
Издательство «Учитель» основано в 1989 году. Издательство выпускает продукцию для учителей, руководителей образовательных учреждений, воспитателей ДОУ и ОУ, студентов, абитуриентов и учащихся. Издается широкий спектр учебно-методической литературы практически по всем основным школьным предметам для учителей, руководителей образовательных учреждений, школьников, дошкольников, абитуриентов и студентов. Но приоритетное направление — методические пособия для учителей, классных руководителей и администрации школ.Авторы пособий — опытные преподаватели, методисты и руководители школ, гимназий, вузов, учреждений профессиональной переподготовки кадров образования.
Что? Где? Когда? Вторая игра Весенней серии. Выпуск от 28.03.2021
Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность
Источник: www.labirint.ru
Программа внеурочной деятельности «Клуб интеллектуальных игр»
Игра – одно из первых занятий, с которым человек знакомится еще в самом раннем детстве. Именно играя, он познает мир, делает собственные маленькие открытия, учится общаться с людьми. Ребенок растет, становится подростком, и его игры меняются вместе с ним, сохраняя свои функции: объединение людей, познание, возможность совершить открытие.
Все эти возможности предоставляют интеллектуальные игры и, прежде всего, конечно, «Что? Где? Когда?». Обучение по программе актуально для интеллектуально одаренных детей и подростков, так как игры, предусмотренные деятельностью кружка, способствуют развитию основных характеристик творческого и логического мышления.
Поиск ответа за достаточно малое (всего 1 минута) время учит концентрации внимания, быстроте принятия решений. Элементы проектной и организаторской деятельности способствуют развитию навыков самостоятельной работы. Одним из важных воспитательных моментов является командный характер игры. Чтобы добиться результата, надо уметь слушать товарища, уважать его мнение, объективно оценивать и принимать коллективное решение. Навыки коллективной работы, полученные в игре, находят применение, как в школьной, так и во внеучебной деятельности обучающихся.
Занятия по программе кружка способствуют воспитанию нравственных и моральных качеств детей и подростков, так как соблюдение правил игры и честность по отношению к сопернику является одним из важнейших принципов деятельности кружка. И еще одна отличительная черта – уважение к своей команде, к организаторам и к противнику.
Первая игра летней серии. Что? Где? Когда? Выпуск от 21.05.2023
Дружеская атмосфера в кружке позволяет избавиться от агрессии к сопернику по игре, создать доброжелательный настрой по отношению ко всем играющим. «Что? Где? Когда?» не только игра, но и спорт. А для спорта важно постоянное самосовершенствование, работа над собой. Ни один спортсмен не добьется успеха без волевых качеств, самообладания и стремления к победе – то же касается и участника интеллектуальной игры.
Один из самых сложных моментов не только в игре, но и в жизни,- не обратить внимания на неудачу, не бросить начатое дело. Но еще сложнее адекватно воспринять свою собственную победу. Тренировки в кружке делают и победы, и поражения регулярными, превращают их в обыденные происшествия и воспитывают спокойное отношение к ним.
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Педагогическая целесообразность обучения по программе «Клуб интеллектуальных игр» состоит в том, что программа ориентируется на следующие принципы:
Принцип связи теории с практикой: применяя полученные навыки коллективной работы на практике (в том числе и в школе), обучающиеся добиваются больших успехов.
Принцип индивидуализации программы: для каждого находится особая роль в команде, в зависимости от его личностных особенностей, и ведется индивидуальная работа.
Принцип межпредметности: все предусмотренные программой игры основаны на достижениях разных наук и благодаря этому создают у детей системную и целостную научную картину мира.
Цель программы: развитие интеллектуального потенциала и повышение эрудиции одаренных детей.
Задачи обучения:
1. Воспитательные задачи:
формирование навыков коллективного принятия решений;
формирование адекватного отношения к игре, своей победе или неудаче.
2. Развивающие задачи:
развитие мотивации к интеллектуальной деятельности;
формирование межпредметных связей;
развитие ассоциативного, логического и творческого мышления.
3. Обучающие задачи:
знакомство с методом «мозгового штурма»;
обучение самостоятельному оперативному принятию решений.
Ожидаемые результаты :
- знание правил интеллектуальных игр; знание особенностей применения метода «мозгового штурма»; знание особенностей распределения ролей в команде; умение самостоятельно принимать игровые решения; умение принимать решения в условиях командной работы
Программа направлена на раскрытие и развитие отдельной личности, одной из главных задач программы становится объединение уже сложившейся команды. Немалая часть занятий в программе обучения посвящена написанию вопросов «Что? Где? Когда?». Эта форма работы не только помогает лучше понять специфику игры и вследствие этого улучшить результаты, но и позволяет развить навыки научной аргументации и грамотной критики.
Обучение по программе должно дать следующие результаты:
Овладение предметными компетенциями:
– знание правил и особенностей интеллектуальных игр;
– знание особенностей движения интеллектуальных игр в России;
– владение методом «мозгового штурма»;
– умение организовать и провести интеллектуальное мероприятие.
Формирование социальных компетенций:
– умение работать в команде;
– умение вести научную дискуссию;
– знание особенностей распределения ролей и игровых функций в команде;
– умение принимать командные и индивидуальные решения.
Формой контроля и способом определения результативности обучения является участие в интеллектуальных мероприятиях школьного, районного, городского уровней. При этом в течение обучения отслеживается результативность участия на разных уровнях.
Возраст обучающихся по программе: дети и подростки 14–17 лет (учащиеся 9–11 классов) с повышенным интеллектуальным развитием и склонностью к интеллектуальным видам деятельности. Широкий охват возрастов обусловлен спецификой клубной деятельности: направленностью на личный опыт обучающихся, возможностью объединять разновозрастных детей в одну группу, а также повышенным интеллектуальным развитием обучающихся клуба.
Срок реализации программы 1 год (68 часов).
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся один раз в неделю (по 2 академических часа: по 45 минут с перерывом 10 минут).
В программу входит проведение консультаций при работе над индивидуальной или групповой проектной деятельностью, подготовке капитанов команд и организаторов игр. В консультации могут участвовать как команды, так и отдельные игроки по мере подготовки к проведению или участию в мероприятиях.
При проведении занятий используются словесные (устное изложение, беседа, объяснение), наглядные (показ иллюстраций), практические (тренировочные игры, практические занятия по написанию игровых материалов) методы обучения .
Формы проведения занятий:
Основной формой проведения занятий является игра.
Программа основана на методических разработках таких теоретиков интеллектуальных игр, как В.Я.Ворошилов, Б.О.Бурда, М. Поташев, А. Левитас. При составлении использована программа Л. Климовича, разработанная для гомельского клуба интеллектуальных игр.
Новизна программы заключается в том, что Клуб интеллектуальных игр предлагает детям много форм игровой деятельности помимо «Что? Где? Когда?» и «Своей игры», таких как «Травести», «Ассоциации», «Словарь», каждая из которых помогает в развитии логического, творческого и абстрактного мышления, повышает общую эрудицию обучающихся. При разработке программы учтены нормативные документы РФ об образовании.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Формы и способы проверки результата
конкурс на лучший вопрос;
мультимедийная интеллектуальная игра;
участие в различных конкурсах школьного, районного и городского уровней.
Прогнозируемые результаты
На данном этапе обучения занятия направлены на совершенствование познавательных навыков, овладение приемами решения творческих, более сложных задач, определенным фондом знаний.
После прохождения курса обучения учащиеся
должны знать:
правила составления вопросов;
алгоритмы решения задач, рассуждения;
типы вопросов интеллектуальных игр;
правила интеллектуальных игр.
должны уметь:
играть в интеллектуальные игры по правилам данной игры;
извлекать необходимые знания из литературы;
самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи;
осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки;
сравнивать результаты своей деятельности с эталоном;
самостоятельно оценивать процесс;
регулировать своим эмоции, поведение.
Календарно – тематический план
Примерные сроки
Наименование тем
Количество часов
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Внеурочная деятельность для 2 класса
Учебно-методический комплект для реализации программы внеурочной деятельности включает:
Методическое пособие
адресовано учителям начальных классов, педагогам-психологам, педагогам дополнительного образования, родителям — всем, кто заинтересован в развитии детей
Рабочая тетрадь
адресована учащимся вторых классов для групповых и индивидуальных занятий по развитию познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи и формированию УУД
Дидактический материал
материал многолетнего пользования для проведения групповых и индивидуальных занятий включает бумажное приложение «Силуэты» и электронный дидактический материал для 2 класса
—>
Учебно-методическое пособие для педагога
Использование пособия позволяет педагогу, без больших временных затрат, организовать и проводить внеурочную деятельность с учащимися 2 класса по общеинтеллектуальному направлению.
Предлагаемые автором методы и приемы по организации внеурочной деятельности для 2 класса создают условия для развития у детей познавательного интереса, становления у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, формируют стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах. Организация рефлексивной работы поможет детям научиться выражать свои мысли, анализировать свои действия, осознать свои возможности, преодолевать трудности, принимать правильные решения.
Готовая к использованию рабочая программа
Программа направлена на развитие познавательных процессов и формирование универсальных учебных действий у учащихся вторых классов. Особое внимание в программе уделяется развитию всех свойств внимания, различных видов памяти, формированию и совершенствованию произвольного внимания и пространственного мышления. Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Учебно-тематическое планирование
В учебно-тематическом планировании указаны основные виды деятельности учащихся, темы занятий, последовательность их изучения, количество часов, выделяемых на изучение темы, а также цель и задачи каждого занятия.
Подробные сценарии занятий
В учебно-методическом пособии представлено подробное описание всех занятий, даны инструкции к каждому заданию, контрольные ответы, критерии и шкалы оценивания результатов учебной деятельности.
Апробировано
Рабочая тетрадь
Именно в младшем школьном возрасте, когда ряд высших психических функций находится в сенситивном периоде, необходимо уделять большое внимание развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Чтобы этот процесс протекал более интенсивно и эффективно, необходимо сделать его более целенаправленным, системным и организованным. В этом может помочь рабочая тетрадь «Шаги к успешности», которая представляет собой комплексный материал специально разработанных и апробированных заданий и упражнений по развитию познавательных процессов, пространственного мышления и формированию универсальных учебных действий. Рабочая тетрадь включает задания на развитие:
- Словарного запаса и кругозора
- Слухового и зрительного восприятия
- Устойчивости, концентрации, переключения, распределения и объёма внимания
- Оперативной слуховой и зрительной памяти
- Способности к комбинированию, конструктивного мышления
- Образного и словесно-логического мышления
- Пространственного мышления
—>
На основе разработанных заданий ребенок учится:
- Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- Работать в паре: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
- Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей
- Проговаривать последовательность действий на занятиях
- Оценивать правильность выполнения своих действий, при необходимости вносить коррективы в их выполнение
- Оценивать правильность выполнения действий другого
- Контролировать свои действия, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда
Электронный дидактический материал
Дополняет и вносит разнообразие в виды учебной деятельности на занятиях, способствует развитию объема внимания, поможет учащимся научиться удерживать во внутреннем плане, в представлении, все обстоятельства и делать умозаключения, научиться сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, обеспечивает наглядность при оценке детьми результата своей деятельности, позволяет каждому ученику проследить качество и успешность выполнения своей работы, сравнить личные результаты с образцами правильных ответов.
“Силуэты”
Дидактический материал “Силуэты” способствует развитию комбинаторных способностей, пространственного мышления, воображения, образного мышления, мелкой моторики и формированию волевых качеств личности.
Дидактический материал
Общеинтеллектуальное направление
Содержательные линии программы внеурочной деятельности для 2 класса:
Формирование и совершенствование пространственного мышления
Формирование пространственного мышления у учащихся имеет особую значимость, так, как оно необходимо для решения задач, требующих ориентации в пространстве, как видимом, так и воображаемом, оперирование пространственными образами, созданными на различной наглядной основе, их преобразование с учетом требований задачи. Только целенаправленная работа, наличие обоснованной системы упражнений способствует формированию пространственного мышления у учащихся начальной школы. Отсутствие такой системы является причиной низкого уровня сформированности у учащихся основной школы, пространственного мышления. В связи с этим ученики часто испытывают значительные трудности при освоении таких предметов, как геометрия, черчение, география и др. Важно помнить, сенситивным периодом для развития пространственного мышления является возраст от 6 до 10 лет.
Развитие познавательных процессов: восприятие, воображение, внимание, память, мышление и речь.
Для успешного обучения ребенка в школе, для обеспечения полноценного усвоения учебного материала необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по развитию познавательных процессов. Когда говорят об общих способностях человека, имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов: чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.
Развитие произвольного внимания
Произвольное (преднамеренное) внимание — это внимание, которое регулируется волей человека, находится под его сознательным контролем. Произвольное внимание обеспечивает школьнику контроль за процессом своей деятельности, служит для достижения конкретной цели, формирует ответственное отношение к учению. Многие трудности в обучении детей являются следствием недостаточности внимания, прежде всего произвольного, ведущего в учебной деятельности. Введение в систему уроков и внеурочной деятельности специальных упражнений и игр на развитие произвольного внимания, способствуют его развитию, что в свою очередь, приводит к повышению качества знаний школьника.
Формирование универсальных учебных действий
Для формирования личностных, коммуникативных, регулятивных познавательных универсальных учебных действий автором предложены разные новые приёмы, методы работы и формы учебного взаимодействия. Разработаны методические рекомендации и инструкции по использованию детьми инструментов оценивания. Особое место в программе отводится формированию у детей способности к рефлексии. Ведь умение рефлексировать пригодится ребенку не только в процессе учебной деятельности, но и в течение всей жизни. Поэтому на каждом занятии имеет место организация рефлексии, как обязательный вид внеурочной деятельности.
Преимущества и особенности программы
Актуально
Использование учебно-методического комплекта «Шаги к успешности, 2 класс» во внеурочной деятельности позволяет успешно развивать все свойства внимания, различных видов памяти, способствует формированию и совершенствованию пространственного мышления младших школьников.
Уникально
Уникальная в России программа со специальными упражнениями и авторской методикой, позволяющая воспитать и сохранить устойчивый интерес детей к познавательной деятельности, научить их получать удовольствие и радость от интеллектуальных занятий.
Важно
Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, учитывает их возрастные особенности, обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления.
Вариативно
Возможно использование данных учебных пособий для организации и проведения внеурочных занятий по общеинтеллектуальному направлению, для проведения дополнительных платных индивидуальных или групповых развивающих занятий, а также можно обучать детей ДИСТАНЦИОННО (при наличии у детей рабочей тетради).
Надежно
Учебно-методическому комплекту «Шаги к успешности, 2 класс» присвоен гриф «Рекомендовано» для работы в общеобразовательных организациях. Педагоги ежегодно успешно используют в своей работе учебные пособия, входящие в состав данного УМК. Получаем положительные отзывы от педагогов, родителей, специалистов.
Апробировано
Учебные пособия апробированы педагогами в течение многих лет, помогают решать проблемы системности и последовательности в планировании и проведении развивающих занятий, способствуют развитию мыслительных способностей, полноценному освоению детьми основной общеобразовательной программы.
Наименование и стоимость пособий, входящих в УМК «Шаги к успешности», 2 класс
Для оформления заказа выберите учебные пособия, укажите их количество.
Источник: shagiyspeshnosti.ru