Рабочая программа. Что такое рабочая программа ? Какова структура рабочей программы ? Каковы особенности содержания рабочей программы ? — презентация
Презентация на тему: » Рабочая программа. Что такое рабочая программа ? Какова структура рабочей программы ? Каковы особенности содержания рабочей программы ?» — Транскрипт:
2 Что такое рабочая программа ? Какова структура рабочей программы ? Каковы особенности содержания рабочей программы ?
3 Что такое рабочая программа и зачем она нужна ? Учитель всегда работал и работает по программе. Раньше программы по учебным предметам утверждались Министерством, последние годы не утверждаются и не рассматриваются. И учителя сегодня работают по этим самым авторским программам, которые имеют разную структуру и, как правило, больше похожи на концепции, а не на программы.
5 Школа имеет право самостоятельно выбирать себе учебники. Но в соответствии с ФГОС надо составить рабочую программу, её нужно включить в основную образовательную программу школы, и программа по учебному предмету должна иметь жёстко установленную структуру.
Рабочая программа учителя: заставляем ее работать!
6 2004 год Тематическое планирование 2009 год Рабочая программа
8 индивидуальный документ локальный конкретные школа учитель ученик
9 индивидуальная педагогическая модель образовательные потребности особенности развития обучающихся конкретные условия
10 плюсы Позволяет прогнозировать пути достижения результата Минусы Отнимает много времени и сил
11 Изучение нормативных документов Разработка положения о рабочей программе Использование шаблона рабочей программы Разделение труда
12 Планируемые результаты изучения предмета личностные регулятивные метапредметные коммуникативные познавательные предметные У Н И В Е Р С А Л Ь Н Ы Е У Ч Е Б Н Ы Е Д Е Й С Т В И Я
13 Знать уметь ученик научится ученик сможет научиться
14 опорные знания метод сложения стартовая текущая диагностика итоговая Комплексная контрольная работа
15 метод сложения «5» – без ошибок «4» – одна – две ошибки «3» – три – пять ошибок «2» – шесть и более ошибок боязнь допустить ошибку метод вычитания стандартный уровень – «3» выше стандартного уровня – «4», «5» ниже стандартного уровня – «2» возможность повысить уровень знаний и получить более высокий балл
17 В соответствии с пп.7 п.2 ст. 32 Закона РФ « Об образовании » образовательное учреждение обязано разрабатывать и утверждать рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей )
18 Это документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.
20 Рабочая программа составляется на учебный год или ступень обучения.
21 составляется учителем — предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу ( элективному, факультативному, курсу дополнительного образования )
Рабочая программа вебинар
22 Рабочая программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно для каждого класса ( параллели ) Основой, для разработки программ учебных предметов, являются требования ФГОС к результатам
23 Рабочая программа утверждается ежегодно, в начале учебного года, приказом директора школы
24 Ежегодные корректировки рабочей программы утверждаются руководителем образовательного учреждения и оформляются в виде приложения к первоначальному варианту программы.
Источник: www.myshared.ru
Описание рабочих программ
Рабочая программа, как компонент основной образовательной программы образовательной организации, является средством фиксации содержания образования и планируемых результатов на уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом МБОУ г.Шахты «Лицей №6».
Рабочая программа составляется учителем-предметником МБОУ г.Шахты «Лицей №6» на один учебный год или на уровень образования (начальное общее, основное общее, среднее общее образование) с последующей корректировкой (при необходимости).
Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области), обеспечения достижения планируемых результатов освоения основных образовательных стандартов общего образования.
Структура рабочей программы на основе требований федерального государственного образовательного стандарта и нормативных документов Минобрнауки России должна иметь следующие обязательные компоненты:
Структура Рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала МБОУ г.Шахты «Лицей №6», и включает в себя следующие элементы:
- Титульный лист — структурный элемент, представляющий первоначальные сведения о Рабочей программе.
Титульный лист включает:
Учитель имеет право самостоятельно внести в КТП дополнительные компоненты, необходимые для реализации специфических целей и задач курса в соответствии с индивидуальными особенностями технологии преподавания учителя. Особо указываются в календарно-тематическом планировании:
- часы Донского регионального компонента (ДРК) или уроки, в которые он включён как часть содержания;
- уроки-проекты с названием темы и этапа осуществления;
- контрольные работы;
- промежуточная аттестация.
- Нормы оценивания устных и письменных ответов по предмету с указанием системы оценивания, если она не соответствует традиционной.
Сведения об образовательной организации
Источник: www.6school.ru
рабочая программа образец
— планируемые предметные результаты по каждой теме рабочей программы. Контроль уровня достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. В методическое сопровождение системы Л.В.Занкова входят сборники с проверочными и контрольными работами по предметам начальной школы. Педагог может воспользоваться этими материалами.
Кроме того, в рамках методического сопровождения ФГОС НОО разработаны и издано пособие «Мои достижения. Итоговые комплексные работы». 1,2,3,4 классы/ О.Б.Логинова, СГ. Яковлева; под ред. О.Б.Логиновой-2-е изд.-М.: Про- свещение,2010.-80 с. (стандарты второго поколения) с методическими рекомендациями.
Раздел «Информационные источники». Указываются нормативные источни- ки, учебно-методическая литература для учителя (основная и дополнительная), а также учебная литература для обучающихся, в т.ч. на электронных носителях и в INTERNET-ресурсах.
Перечень основной литературы включает авторскую программу, методические пособия, методические разработки уроков, помогающие реализовать данную авторскую программу. Целесообразно включить пособия, изданные в рамках проекта «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого РАО: «Как проектировать универсальные учебные действия» под ред.
А.Г.Асмолова, «Мои достижения. Итоговые комплексные работы» под ред. О.Б.Логиновой и др. Список дополнительной литературы зависит от предпочтений составителя рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучающихся по отдельным аспектам и проблемам курса. Список должен быть составлен в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1- 2003 [6, С.35-40].
Раздел «Материально-техническое обеспечение предмета». Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Целесообразно представить раздел списком материально-технического обеспечения предмета, включающим: библиотечный фонд (книгопечатная продукция), компьютерные и информационно-коммуникационные средства, технические средства обучения, экранно-звуковые пособия [5, с.15-34 ] Календарно-тематическое планирование. Структура календарно- тематического плана определяется образовательным учреждением самостоятельно[7, С.41]. Вопросы для самоконтроля. 1. Назовите нормативную основу разработки педагогом рабочих программ по учебным предметам. 2.Перечислите основные структурные компоненты рабочей программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Нормативное обеспечение разработки педагогом рабочей программы (Выдержки из нормативных источников) П.6.ст.9 Закона Российской Федерации «Об образовании»: « Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, региональных, национальных и этнокультурных особенностей и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие ду- ховно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» П.2.7 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» : «К компетенции образовательного учреждения относятся:… разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»; П.36 Типового положения об общеобразовательном учреждении: «Содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин»; Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохране- ния и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н): В должностные обязанности руководителя (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения входит:«.. . обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам. Совместно с советом образовательного учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательного учреждения, образовательной программы образовательного учреждения, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения»; В должностные обязанности педагогических работников, а именно, учителя входят: «…Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, согласно которому рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ( далее – рабочие программы) являются обязательным компонентом структуры основных общеобразовательных программ начального общего образования.
мы по учебному предмету, авторской программы, материалам авторского учеб- но-методического комплекса. 2.5.При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам: — федеральному государственному образовательному стандарту; — примерной программе по предмету, утвержденной Министерством Образования и Науки РФ, авторской программе; -учебному плану ОУ; — федеральному перечню учебников.
2.5. Рабочие программы составляются на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) или на один учебный год. 2.6. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, в компьютерном варианте. 2.7.
Рабочие программы по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам при отсутствии авторской программы могут быть составлены на основе учебной литературы и учебно-методического комплекта. 3. Структура и составляющие рабочей программы 3.1.
Структура рабочей программы — титульный лист; — пояснительная записка; -планируемые результаты освоения данной программы (в соответствии с ФГОС НОО должны быть определены личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися программы); — учебно-тематический план; — — контроль уровня достижения планируемых результатов освоения програм- мы; — информационные источники; — описание необходимого материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса; -приложение-календарно-тематическое планирование и др. материалы 3.2. Титульный лист рабочей программы содержит: — наименование учредителя образовательного учреждения (согласно Уставу); -наименование образовательного учреждения (согласно Уставу); — грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы (согласно локального акта); — наименование учебного предмета (в соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом образовательного учреждения); — указание класса; — сведения об учителе (учителях)-составителе рабочей программы (ФИО, должность, категория), рецензенте; — год разработки. 3.3. Пояснительная записка. Указываются нормативный документ, примерная и авторская программа, а также используемый учебно-методический ком-
Источник: studfile.net
Рабочие программы. Что это такое?
Рассказывая о Федеральных Государственных Образовательных Стандартах, отметим, что они призваны обеспечить целостность образовательного пространства страны и преемственность всех действующих на её территории учебных программ.
Итак, ФГОС включает в себя нормативы по начальному, а также среднему и высшему образованию (во втором и третьем случаях речь идёт о профессиональном обучении).
Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, в своей работе должны ориентироваться на совокупность предъявляемых им требований. Стандарт достаточно жёстко устанавливает структуру рабочих программ по всем учебным предметам и курсам (это касается объёма и соотношения составляющих частей, а также результатов усвоения знаний учащимися).
Из чего состоит?
Необходимо, чтобы каждая рабочая программа педагога в учебном заведении содержала следующее:
- пояснительную записку (цели обучения);
- общую характеристику предмета;
- планируемые результаты освоения ООП;
- учебный план;
- описание материально-технического обеспечения (к нему относится демонстрационное, учебно-практическое и лабораторное оборудование);
- программу формирования универсальных учебных действий (УУД);
- систему оценки достижения планируемых результатов.
Целостная система
Если школа и имеет право самостоятельно выбирать учебники, то рабочая программа (она входит в основную образовательную) должна быть составлена только в соответствии с ФГОС . Остановимся на таком вопросе, как календарно-тематическое планирование на учебный год. Это описание предполагаемых результатов – как личностных и предметных, так и метапредметных. Тематический план предметного курса составляется в виде таблицы и должен указывать количество часов, выделяемых на изучение разделов и изучаемых тем. Очевидно, что записи в классном журнале должны соответствовать плану и рабочей программе учителя. По итогам минувшего полугодия преподаватели фиксируют факт выполнения программы, а если имеются несоответствия, то нужно обосновывать причины возникшего расхождения.
Разработка рабочей программы влечет за собой составление технологических карт уроков. Технологическая карта урока, позволяющая преподавателю экономить время при написании конспекта. Реквизиты данной формы включают в себя название предмета, класс, номер урока, дату, тему занятия и его цель (образовательная, развивающая или воспитательная). Называется тип урока и его место в разделе, указываются также основные термины и понятия, наглядность, оборудование и формы работы. Последний пункт – девиз урока.
Этапы урока
При подобном подходе к делу преподавателю удастся больше внимания уделить творческой составляющей своего труда. Итак, опишем примерные этапы урока , которые намечает для себя учитель:
- организационные моменты;
- проверка выполнения домашних заданий;
- первичный контроль понимания пройденного материала;
- закрепление уже изученных тем;
- применение пройденного материала;
- обобщение и систематизация;
- коррекция;
- задания на дом;
- подведение итогов занятия.
В заключении скажем, что рабочая программа каждого учителя призвана конкретизировать реализацию Основной образовательной программы по всякому учебному предмету.
Источник: xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai