Инфофиз. Репетитор по физике и информатике
Наблюдай внимательно за природой, и ты будешь всё понимать намного лучше.
Альберт Эйнштейн
Урок 39. Практическая работа № 25. Программная реализация линейного алгоритма
Тема: Программная реализация линейного алгоритма.
Цель: научиться составлять линейные алгоритмы и создавать по ним программы.
Оборудование: ПК, система программирования Qbasic.
Ход работы
1. Изучите основные сведения по теме.
Для записи арифметических операций используют знаки:
возведение в степень
Запись функций на языке BASIC:
Основные операторы языка QBASIC:
REM ( “ ) – оператор комментария в программе (пояснения каких-либо действий).
CLS – оператор очистки экрана.
LET – оператор присваивания.
LET x=20 – “переменной х присвоить значение 20” или “пусть х равно 20”,
LET x=y – “переменной х присвоить значение переменной y”.
Некоторые версии Бейсика позволяют опускать слово LET.
Калентьева И В «Программирование графических операторов в среде Qbasic»
INPUT – оператор ввода данных.
INPUT x – “ввести значение переменной х” или “запросить х”,
INPUT x,y,z – “ввести x, y, z” (ввод данных осуществляется через запятую).
PRINT ( ? ) – оператор вывода данных.
PRINT f – “вывести значение переменной f” или “сообщить значение f”.
END – окончание алгоритма
2. Запишите в тетрадь примеры решения задач. Запустите программу qbasic2. Введите программы из примеров. Запустите на выполнение (RUN-Start или F5), запишите в тетрадь ответы.
Сохраните программы на диске Х: под именем lr2pr1.bas, lr2pr2.bas и т.д.
Пример1. Найти значение выражения |x3+7x|.
10 REM znacheniya vyrazheniya |x^3+7x|
30 INPUT “vvedite x=”; x
40 LET f= ABS(x^3+7*x)
50 PRINT “|x^3+7x|=”; f
Запустите qbasic2 . Введите программу. Запустите на выполнение 3 раза, запишите в тетрадь ответы. Сохраните программу на диске Х: под именем lr2pr1.bas
3. Составить в тетради блок-схему и программу для решения задач по теме. Введите программу в компьютер, отладить ее, получить и записать результат.
ЗАДАЧИ
1. Найти значение функции:
40 LET F= F=SQR(ABS((SIN(X))^2+COS(X^2)))
Ответ: 1)X= F=
2. Найти значение выражения: , где a= √|x| , b=tgx , c= x 4
10 REM znachenie funkcii
30 INPUT “vvedite X=”; X
40 LET A=SQR(ABS(X))
Ответ:
3. Найти значение выражения:, где t= 0,54 , k=x 2 +y 2 , n=|x-y|, m=sin(cos x)
4. Найти площадь треугольника по формуле Герона: , где
Урок 1 : Простейшая программа на QBasic
5. Ввести два числа А и р. Найти число х, равное р процентов от А
6. Сумма вклада в сберкассу составляет А рублей, определить сколько денег будет на счете через T лет, если известно, что ежегодно начисляют р процентов от А
Источник: infofiz.ru
Линейные алгоритмы в среде «qbasic»
презентация к уроку по информатике и икт (9 класс) на тему
В данной презентации представлено решение линейных алгоритмов в среде «QBASIC». Каждая задача решена по этапам с предствлением блок-схемы и программы.
Скачать:
![]() |
267 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Линейные алгоритмы. Решение задач.
Найти ошибки в программных строках: INPUT “A,B”,A:B A+B=C LET D=2A+3B+4*C PRINT A,B; ? C, 4D
ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ПК: Постановка задачи: выделить исходные данные и определить результаты; Построение математической модели; Построение алгоритма по заданной модели в виде блок-схемы; Записать разработанный алгоритм на одном из языков программирования; Отладка программы;
Задача 1; Даны 2 катета А и В прямоугольного треугольника. Найти периметр и площадь; I. Арг. a,b Рез. S , P II. C= P=A+B+C, S=A*B/2
III. начало A, B C= P=A+B+C: S=A*B/2 КОНЕЦ S, p
IV. Программа: INPUT “A,B”; A,B C=SQR(A^ 2 +B^ 2 ) P=A+B+C: S=A*B/2 PRINT “P=“;P, “S=“;S
Задача на дом: Найти периметр и площадь треугольника по теореме Герона, если известны: а,в,с – стороны треугольника, введённые с клавиатуры.
Задачи: Найти значение арифметического выражения (4в 2 +5с) / (6ав- sin3c ) при а, в, с – введённых с клавиатуры. Найти площадь и периметр прямоугольного треугольника, если известен катет «а», другой катет в 2 раза больше известного.
На одной пасеке « m » ульев, а на другой – « n », с 1 пасеки сняли на « p » кг мёда больше, чем со второй. Сколько кг мёда сняли с каждой пасеки, если с каждого улья получали поровну.
Задача 1; I. Арг. a,b ,с Рез . d II. d= (4в 2 +5с) / (6ав- sin3c )
III. начало A, B,C КОНЕЦ D= (4в2+5с) / (6ав- sin3c ) D
IV. Программа: INPUT “A,B,C”; A,B,C D= PRINT “D=“;D
Задача 1; I. Арг. a Рез. S, p II. b=2*a C= P=A+B+C, S=A*B/2
III. начало A B=2*a: C= P=A+B+C: S=A*B/2 КОНЕЦ S, P
IV. Программа: INPUT “A”; A B=2*A C=SQR(A 2 +B 2 ) P=A+B+C: S=A*B/2 PRINT “P=“;P, “S=“;S
Задание: что мы увидим на экране после выполнения программы? А=1 ? А А=А+24 С= SQR(A) D=C+A PRINT “D=“;D, C, A ? C+1 D=30 5 25 6
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Задание 1 : что мы увидим на экране после выполнения программы? А=5 А=А+44 С= SQR(A) D=C+ 3 PRINT “D=“;D, C, A ? C+1 00
Задание 2 : Найти значение арифметического выражения (7А 3 +5В) / (3 AB 2 -С OS(3C ) ) при A , B , C – введённых с клавиатуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме «Алгоритмы. Свойства. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы»
В данной презентации представлен материал к разделу «Алгоритмизация». В презентации рассмотрены понятия: алгоритм, свойства алгоритма, способы записи алгоритмов, линейные алгоритмы. Представлены задач.
Урок — путешествие: «Алгоритмы. Линейные алгоритмы»
Урок — путешествие: «Алгоритмы. Линейные алгоритмы»Класс: 6Цель урока: сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатикиЗадачи:образовательные: сфо.
Линейный алгоритм в семействе алгоритмов
Урок по теме «Алгоритмы». Вводится определение алгоритма, способов записи алгоритмов, дается определение линейного алгорита. Для закрепления материала рассматриваются примеры и задачи. В качестве здор.
Средства представления и записи алгоритмов. Блок – схемы. Виды алгоритмических структур. Линейный алгоритм
Средства представления и записи алгоритмов. Блок – схемы.Виды алгоритмических структур. Линейный алгоритм.
Практическое задание №17 Тема: Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов.
Практическое задание №17Тема: Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов.
Конспект урока по информатике и ИКТ по теме: «Запись алгоритмов в блок-схеме. Линейный алгоритм»
Материал к уроку на тему: «Запись алгоритмов в блок-схеме. Линейный алгоритм», учебная тема: «Алгоритмы и исполнители. Свойства и виды алгоритмов, формы представления и записи алгоритма». В архиве сод.
Источник: nsportal.ru
Линейные программы
Линейная программа — это такая программа, в которой операторы выполняются последовательно один за другим в том порядке, в каком они записаны в программе.
Операторы для разработки линейных программ
Прежде чем составлять программу на алгоритмическом языке QBasic необходимо очень хорошо представлять структуру оператора или, как принято говорить, знать формат оператора. При описании формата обычно соблюдаются следующие правила:
- — ключевые слова QBasic пишутся так, как это указано в формате;
- — после ключевого слова обязательно ставится пробел, для того чтобы отделить его от другого ключевого слова или параметра;
- — квадратные скобки в формате показывают, что то, что находится внутри них, можно не писать, например, запись: [LET] означает, что ключевое слово LET можно не набирать на клавиатуре;
- — фигурные скобки <> указывают, на какой либо выбор, например запись означает, что можно выбрать либо запятую, либо точку с запятой;
— многоточие типа: . . означает повтор
вышеприведенной конструкции оператора;
- — набранный курсивом текст показывает, что задается параметр, который должен быть определен (задан) пользователем в зависимости от решаемой задачи. Иногда параметр состоит из нескольких слов, которые специально соединены знаком подчеркивания. Соединение нескольких слов означает, что отдельные слова, поясняющие смысл параметра, образуют один параметр или объект, например, список_ переменных.
- -форматы, операторов, которые будут описаны ниже, приведены в упрощенном виде, что сделано исключительно в учебных целях. Полное описание формата в системе QBasic легко получит, если воспользоваться помощью ( кл. F1).
Оператор LET
Формат оператора:
[LET] переменная = выражение переменная-любая числовая простая переменная или переменная массива, которой присваивается значение выражения; выражение — любое числовое выражение, значение которого будет присвоено переменной. Под выражением мы будем понимать совокупность, функций, переменных, констант, соединенных знаками арифметических действий.
Назначение оператора: вычисление выражения и присвоение переменной значения выражения.
Работа оператора: яри выполнении оператора LET компьютер сначала выполняет правую часть оператора, т.е. вычисляет выражение. Полученное число присваивается переменной. Физически это означает, что число записывается в одну из ячеек памяти компьютера. Такая ячейка имеет имя переменная. Не следует забывать, что число в ячейке хранится в двоичном коде.
Рассмотрим ряд примеров записи оператора:
-переменной х присваивается значение 8;
-сначала вычисляется выражение, т.е. число 8 складывается с числом 12, получается число 20. Затем полученный результат выражения записывается в ячейку с именем хх (в двоичном коде).
Особенности записи оператора LET: как видно из описания формата ключевое слово LET можно не писать, например,
Такая запись предпочтительней, т.к. на набор оператора затрачивается меньше времени.
Источник: ozlib.com
Раздел 2 Программирование на языке
Цель работы: изучение линейных вычислительных процессов. Использование операторов DATA, READ, INPUT, PRINT, RESTORE, END, CLS.
Содержание работы:
1 Порядок решения задач на компьютере.
2 Разработка линейных программ
3 Запуск QBASIC, ввод и редактирование программ.
1 Порядок решения задач на компьютере
Язык программирования QBASIC (QB) является языком высокого уровня и предназначен для составления программ для решения вычислительных задач на ЭВМ.
Порядок решения задачи на компьютере следующий:
1 Постановка задачи.
2 Разработка схемы алгоритма.
3 Составление программы по алгоритму решения задачи
4 Ввод программы в ЭВМ и отладка её работы.
5 Решение задачи.
Рассмотрим этапы решения на примере задачи 1.
Постановка задачи
Задача 1. Вычислить значение функции у =ax 2 — bcos(x+34 0 )
при а = 2,15, b=1. Значение аргумента х может варьиро-
Постановка задачи должна однозначно определять формулы, вычисляемые выражения, условия ветвления, ограничения, границы изменения аргументов и функций, граничные условия и т.п. Постановка задачи должна быть строго математически формализована и не допускать никаких условностей и разночтений.
Составление алгоритмов
Алгоритм – это последовательность выполнения операций. Он разрабатывается в виде блок-схемы, в каждом элементе которой выполняется одна операция решения задачи.
Для обозначения блоков алгоритма используются следующие основные фигуры (рис. 1).
Блок начала и конца программы обозначается овалом или прямоугольником с округлёнными углами, в блоке могут быть слова Начало, Конец, End, Программа №…, название программы и т.п.
Блоки ввода и вывода данных изображаются параллелограммами, в них возможен текст Ввод, Печать, Вывод, Print и др.
Элементы блок-схемы соединяются между собой стрелками, каждый блок должен иметь свой порядковый номер для организации ссылок и передачи ему управления от других блоков.
Вычислительный блоксодержит формулы вычислительного процесса,
Начало и конец программы
Ввод данных и вывод результатов
да нет Блок сравнения
Ссылка (переход) на другой блок или страницу
Рисунок 1 Основные элементы блок-схемы алгоритма
они могут быть написаны по общим правилам математики (с индексами, показателями степени, дробями, знаками ∑ , ∫ и т.п.). В тексте программы те же формулы должны быть записаны только по правилам языка программирования , т.е. в одну строку. В любом языке программирования допускается только линейная запись выражений, без индексов, показателей степени, много этажных дробей, пределов интегрирования и т.п.
Блок сравнения предназначен для проверки какого-либо условия, имеет два выхода – да и нет (или 1 и 0). Если условие выполняется, управление передаётся другому блоку , если нет, то следующему.
Блок Ссылка указывает номер блока, которому передаётся управление. Если он расположен на другой странице, то и номер страницы.
Алгоритм составляется обязательно для сложных вычислительных процессов, имеющих разветвлённую схему, с многочисленными переходами, циклами, подпрограммами, модулями и т.д.
Для таких процессов сразу составить работающую программу очень трудно, поэтому этап разработки блок-схемы алгоритма становится необходимым, а затем каждый блок записывается в программе одним (своим) оператором.
Составим блок-схему алгоритма для задачи 1:
Начало программы указывается первым
В следующем блоке вводятся значения
неизвестных а,b и х.
В третьем блоке вычисляется функция
у = ax 2 — bcos(x+34 0 ).
В четвёртом блоке значение у
выводится на экран.
Пятый блок указывает на завершение
Рисунок 2 Блок-схема алгоритма
Источник: studfile.net
Программа на языке QBasic. Реализация линейного алгоритма на QBASIC
Общий вид строки
[оператор]:[оператор]. [‘ комментарий]
Оператор — это предписание для ПК, которое
указывает, что нужно выполнить в данный
момент.
Несколько операторов, записанных в одной
программной строке, разделяются двоеточием.
4. Основы программирования
1. Оператор присваивания производит
присваивание переменной какого-либо значения.
Оператор присваивания записывается так: имя
переменной, затем знак «=», а справа от него
число (константа), переменная или
арифметическое выражение.
5. Основы программирования
Пример: Найти среднее арифметическое двух
чисел 17 и 36.
A = 17
B = 36
C = (A + B) / 2
6. Основы программирования
2. Оператор вывода PRINT производит
вывод информации на экран.
Оператор PRINT записывается так: оператор
PRINT, затем числовые и строковые константы,
переменные, а также арифметические
выражения, записанные через «,» или «;».
7. Основы программирования
Пример: Найти среднее арифметическое двух
чисел 17 и 36.
A = 17
B = 36
C = (A + B) / 2
PRINT «Среднее арифметическое чисел равно «; C
A=17: B=36
PRINT «Среднее арифметическое чисел равно «; (A+B)/2
8. Основы программирования
3. Оператор ввода INPUT производит ввод
информации с клавиатуры в оперативную память
ПК.
Оператор INPUT записывается так: после
оператора INPUT записывается одна или
несколько переменных через «,» или строковая
константа и одна или несколько переменных.
9. Основы программирования
Пример: Найти среднеарифметическое трех
произвольных чисел.
INPUT «Первое число»; a
INPUT «Второе число»; b
INPUT «Третье число»; с
S = (a + b + с) / 3
PRINT «Среднеарифметическое равно»; S
10. Основы программирования
4. Оператор конца программы END
5. Команда очистки экрана CLS
11. Задание
1. Даны два действительных числа a и b.
Получить их сумму, разность и произведение.
2. Вычислить расстояние между двумя точками с
координатами (х1, у1) и (х2, у2).
Отладьте программу на следующем примере:
х1 = 2,5,
у1 = 4,5,
х2 = -5,6, у2 = -2.
d = 10,38556691
3. Найти периметр и площадь прямоугольного
треугольника, зная его катеты.
Источник: ppt-online.org