Художественно-публицистические программы на современном ТВ. (на материале телеканала Культура)
Он не только исследователь театра, но ещё и подлинный театральный мастер, которому «не сидится на месте»; и вот уже некоторые истории в его исполнении превращаются в сценки, спектакли с рядом действующих лиц».
Наконец, мы обратимся к рассмотрению сатирических жанров, которые занимают совершенно особое место в современной художественной публицистике на телевидении. В телевизионном пространстве можно говорить о существовании следующих сатирических жанров. Фельетон – является ведущим сатирическим жанром.
Он направлен на решение задачи концентрации, синтезирования наиболее типичных черт, определяющих всю группу жанров сатирического характера. Фельетон схож с очерком тем, что в фельетоне также важна значительная свобода творческого воображения, создания композиции программы.
В фельетоне мы можем наблюдать сочетание документальности и художественности изображения, присутствие обязательных элементов преувеличения, ассоциативный монтаж. Ирония, сарказм, гротеск – выбор изобразительных средств довольно обширен и дает богатые выразительные возможности. Построение фельетона, как и очерка, осуществляется на достоверной основе. Однако на телевидении более широко представлены литературные фельетоны – это монологи М. Жванецкого, М. Задорного и многих других юмористов (на телеканале «Культура» эти выступления показываются в программе «Смехоностальгия»).
Что такое Smart TV и зачем он? / Самые полезные функции Smart TV
На телеканале «Культура» отсутствует очень яркий пример фельетона. Соответственно, можно привести пример из практики другого телеканала – НТВ, а именно, речь идет о проекте «Куклы».
То же самое касается и жанра памфлета на телеканале «Культура» — он здесь практически не представлен, что в целом, связано со спецификой канала, его задачами и общей тематикой. Для политики канала «Культура» совершенно несвойственными являются злободневные произведения, направленные на социально-политическое обличение, разоблачение и уничижение тех или иных социальных или политических явлений современной жизни.
Яркий пример памфлета на отечественном телевидении – цикл В. Шендеровича «ИтогО».
Таким образом, художественная публицистика довольно хорошо представлена на телеканале «Культура». Значимость художественно-публицистических программ на телевидении очень велика, ведь благодаря этим программам отечественное телевидение становится разнообразнее, глубже. Художественно-публицистические программы выполняют просветительскую и воспитательную функции.
Список литературы
Литвинцев А.Э. Тенденции развития российского телевидения в условиях противостояния и взаимодействия мировых моделей вещания (на примере канала «Культура»): дисс. канд. филол. наук. – М., 2006.// http://a-litvintsev.narod.ru/index.html#ch.2.part.1
Официальный сайт телеканала «Культура».// http://tvkultura.ru/
Телевизионная журналистика./Под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика. – М., 2002.// http://evartist.narod.ru/text6/23.htm
Телевизионная журналистика./Под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика. – М., 2002.// http://evartist.narod.ru/text6/23.htm
Телевизионная журналистика./Под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика. – М., 2002.// http://evartist.narod.ru/text6/23.htm
Официальный сайт телеканала «Культура».// http://tvkultura.ru/
Телевизионная журналистика./Под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика. – М., 2002.// http://evartist.narod.ru/text6/23.htm
Там же.
Там же.
Телевизионная журналистика./Под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика. – М., 2002.// http://evartist.narod.ru/text6/23.htm
Там же.
Литвинцев А.Э. Тенденции развития российского телевидения в условиях противостояния и взаимодействия мировых моделей вещания (на примере канала «Культура»): дисс. канд. филол. наук. – М., 2006.// http://a-litvintsev.narod.ru/index.html#ch.2.part.1
Телевизионная журналистика./Под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика. – М., 2002.// http://evartist.narod.ru/text6/23.htm
9
Список литературы [ всего 3]
Список литературы
1.Литвинцев А.Э. Тенденции развития российского телевидения в условиях противостояния и взаимодействия мировых моделей вещания (на примере канала «Культура»): дисс. канд. филол. наук. – М., 2006.// http://a-litvintsev.narod.ru/index.html#ch.2.part.1
2.Официальный сайт телеканала «Культура».// http://tvkultura.ru/
3.Телевизионная журналистика./Под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика. – М., 2002.// http://evartist.narod.ru/text6/23.htm
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
Источник: referatbank.ru
РАБОТА СЦЕНАРИСТА НАД ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММОЙ
Если форма существования искусства — отдельное произведение, то форма существования телевидения — программа.
Любая телепередача реализует себя всегда в настоящем времени не только потому, что и при видеозаписи возникает впечатление трансляционности, но и потому, что делается в расчете на одномоментное восприятие, иногда на конкретный день и час.
Фильм, созданный для телевидения, рассчитан на неоднократный показ в ряду других передач, но также с учетом всего контекста телевизионной программы, ситуации и условий ее восприятия. Так, упоминавшаяся 60-серийная «Наша биография» первый раз шла еженедельно в 1976-1977 гг. и повторялась в 1982 г. в контексте готовящихся юбилеев большевистской революции.
В годовщину августовских событий 1991 г. в программу обычно включают видеофильм «Дни отпуска», снятый в те дни в Москве. Телевизионный фильм использует присущие другим передачам методы (репортажные фрагменты, интервью), доведя их до совершенства и достигая монтажом эффекта образности.
Формулируя своеобразие телефильма, заключаем: это такой фильм, в котором предусмотрен коммуникативный эффект включенности в телепрограмму. Его драматургия и поэтика обусловлены существованием в рамках программы, в потоке передач.
Уже два первых всесоюзных фестиваля телефильмов — в Киеве (1966) и Москве (1967) — заявили основные направления жанрового развития. «Нурулла Базетов» свердловчанина В. Ротенберга (киноинтервью с уральским сталеваром, снятое в павильоне студии скрытой камерой) открыл галерею телефильмов-портретов; с телефильма харьковчанина С. Зеликина «Шинов и другие» ведет свое начало проблемно-публицистический фильм, картина «Альфа и Омега» А. Габриловича была первым образно-поэтическим коллективным портретом, а «Мирное время» («Год 1946-й») И. Беляева продемонстрировала публицистический подход к истории.
Ни одна документальная лента, снятая телевизионными кинематографистами, не вызвала столько споров, как «Шинов и другие» С. Зеликина (1967). Ее разбирали в десятках рецензий, анализировали в учебных пособиях.
Собственно, фильм начинал другой режиссер. Это была десятиминутная кинозарисовка о водителе харьковского троллейбуса. По ходу маршрута он с увлечением рассказывал о достопримечательностях родного города, сопровождая свой рассказ шутливыми комментариями. Отснятая лента ожидала премьеры, когда обнаружилось, что водитель уволился из депо «по собственному желанию». В поисках выхода руководство студии обратилось к С. Зеликину с просьбой спасти картину: если нужно, что-то доснять и прокомментировать ленту заново.
Прямая апелляция к зрителю — важная особенность ленты, подчеркивающая ее диалогическую природу. В картину вошел отснятый фрагмент живой передачи — приглашенные в студию бывшие пассажиры шиновского троллейбуса с благодарностью вспоминают водителя. В фильме предстал также антагонист героя — директор троллейбусного депо.
Телевизионные кинематографисты предпринимали еще ряд попыток в сфере публицистического телекино. Одна из них принадлежала И. Беляеву, решившему провести кинорасследование, героями которого стала группа подростков, совершивших кражу в квартире своей одноклассницы («Ваше мнение по делу?»), вторая — эстонскому режиссеру-оператору М. Соосаару, задумавшему художественно-этнографическое эссе о героической профессии морских охотников за тюленями («Тюлени»). Однако картина, представшая перед глазами эстонского документалиста (добыча тюленей во всеоружии современной истребительной техники), свидетельствовала не столько о романтическом промысле, сколько о жестокости и безответственности людей. Прервав съемки, режиссер вылетел в Таллин, где своим выступлением вызвал целую серию теледискуссий о судьбе тюленей в Балтийском море; их фрагменты вошли в картину, радикально изменив ее замысел и структуру.
Подобного рода ленты редко попадали к аудитории («Мое я» и «Тюлени» всесоюзному зрителю не были показаны вообще). Зато зеленую улицу получали монументальные эпопеи вроде «Главной улицы России», десять серий которой рисовали «картины вдохновенного труда советских людей на преобразованных и вечно новых волжских берегах». Не удивительно, что по мере того, как анализ социальных противоречий становился занятием все более небезопасным, документалисты то и дело обращались к иносказаниям. Экранная практика подтверждала, что наиболее обещающие находки рождаются в пространстве между традиционными сферами документалистики и искусства.
Современную панораму телекино невозможно себе представить без режиссеров И. Беляева, С. Зеликина, В. Лисаковича, А. Габриловича, Ю. Белянкина, М. Голдовской, Д. Лунькова, В. Виноградова, А. Каневского, Е. Смелой, С. Логинова, Н. Соболевой, И. Галкиной, А. Погребного, И. Шадхана.
Телевизионная галерея созданных за четверть века кинопортретов — это экранные встречи с самыми разными лицами. От «народного академика» («Труды и дни Терентия Мальцева») до строптивого школьника («Женька из 4-го «в»), от знаменитого авиатора («В небе и на земле»), до сельского пекаря («Чей хлеб вкуснее?»), от вступающих в жизнь подростков («Все мои сыновья») до лихих водителей сибирских трактов («Шоферская баллада»), от непоколебимого сталиниста И. Шеховцова («Очищение») до неугомонного крестьянина Н. Сивкова («Архангельский мужик»).
С середины 70-х годов телефильмы все чаще стали снимать не на кинопленке, а с помощью видеотехники, на магнитной ленте. Как всегда в телевидении, техническое новшество обернулось творческими приобретениями, новыми возможностями. Над любым кинодокументалистом при самой волнующей съемке довлеет чувство опасности не уложиться в лимит.
Отношение полезного метража к израсходованному при съемках рядовой передачи составляло 1:3, в телефильме — 1:5, 1:6 (в редких случаях — до 1:10). Чем больше снято, тем больше возможность отбора, а искусство, как известно, начинается с отбора существующего в реальности. При съемке видеофильма о лимите можно не думать — ведь видеолента используется многократно.
Первым портретным видеофильмом была работа сценариста Г. Шерговой и режиссера А. Монастырева «Однажды мир узнал» — о летчике Михаиле Михайловиче Громове. Было снято материала в 36 раз больше, чем вошло в фильм.
Широко применялся метод «длительных наблюдений» — четыре бесшумные камеры следили за героем в моменты его общения с бывшим адъютантом, старым жокеем, с космонавтом Береговым, который сохранил робость перед командующим воздушной армией Громовым, были эпизоды нынешней работы летчиков на трассе Москва — Нью-Йорк, сопоставленные в монтаже с кадрами исторического перелета через Северный полюс в Америку. Участники съемок, не слыша никаких команд и не зная, идет съемка или нет, переставали обращать внимание на камеры, и вели себя естественно, искренне реагируя на обстоятельства задуманных телевидением житейских эпизодов.
Обилие электронных спецэффектов обогатило фильм. Скажем, уходящий вдаль по Арбату Громов как бы застывает в графическом, лишенном полутонов рисунке, словно бронзовеет, отдаляясь от нас и принадлежа Истории, своим воспоминаниям, — и это смыкается с замедленными кадрами его триумфального проезда по Москве после памятного перелета. Ведущая Г. Шергова, появляясь в кадре вместе с героями или на фоне старой хроники, олицетворяла связь времен. Подобным образом были сняты многие фильмы из «Нашей биографии».
Обращение к таким сериалам предполагает особый тип драматургии. В мировой практике давно утвердились традиции многосерийного телефильма. Успех, которым сопровождалась демонстрация по советскому телевидению английского цикла «Вторая русская революция» в 1990 г. (не говоря уже о научно-просветительских сериях «Жизнь на земле» и «Живая планета»), лишь подчеркнул архаичность мышления отечественных документалистов, многие из которых утратили опыт, наработанный в прошлые десятилетия, и воспринимают цикличность как нечто внешнее, навязываемое и противоречащее индивидуальному творчеству.
С 80-х годов фигура публициста, комментирующего отснятые эпизоды и организующего действие перед камерой, все чаще оказывается ведущим элементом драматургического решения фильма. «Так почему же я все-таки проиграл?» — спрашивал ведущий и сценарист «Извлечения корня» («Экран», 1981). Ю. Черниченко, вспоминая о споре со старой женщиной-свекловодом, которую уверял когда-то, что тяпка раньше уйдет из практики, чем та на пенсию. «Глядеть надо в корень, — объясняют ему, — но прежде тот корень надо иметь. Берите-ка тяпку, делянку и сами расскажете, почему. » Следуя совету, сценарист «меняет профессию», определяется стажером на свекловичной плантации и встает на котловое довольствие. Нетрудно понять, что такая драматургическая завязка, где автор сам выступает и героем и «провокатором», сразу вводит зрителя в суть проблемы и создает интригу, заставляющую следить за развитием действия.
В документальных телефильмах зритель все чаще застает героев в конфликте, в ситуации «за и против», заставляющей и его совершить свой выбор.
В наибольшей степени это проявляется со второй половины 80-х годов, начиная с полемики об «Архангельском мужике» (сценарист А. Стреляный, режиссер-оператор М. Голдовская). Маленький хутор, затерянный среди безбрежных лесов Северной Двины, превращается в арену неравного поединка между фермером-одиночкой и его окружением — от колхозного бухгалтера до областного начальства.
Герои, зафиксированные на пленке в момент драматических обстоятельств, определяющих их судьбу, когда-то бывшие экранными исключениями, становились постоянными персонажами. В документальных лентах, как и в общественном сознании, на первый план выходили такие их качества, как честь, совесть, человеческое достоинство, способность не только призывать к справедливости, но и защищать ее. В их числе ленинградские рабочие А. Алексеев («Не могу иначе», 1988) и Г. Кравченко («Роковое письмо», 1988), свердловский народный судья Л. Кудрин («Перед выбором», 1989), президент политклуба имени Н. Бухарина на КамАЗе В. Писигин («По эту сторону мифа», 1989), семья фермера Орловского в документальной эпопее кировского режиссера Алексея Погребного «Лешкин луг», снятой методом длительного наблюдения в 1990-2000 гг.; жители села Кучугуры в 24-серийной ленте воронежского журналиста и режиссера Владимира Герчикова («Кучугуры и окрестности», 1995-1997).
Источник: studbooks.net
Популярные форматы на ТВ. Что можно использовать в местном эфире
О том, что сейчас смотрят телезрители России, о трендах телесмотрения в целом, рассказала во время #MediaCA Арина Бородина, телевизионный обозреватель, автор телеобзоров на «Эхо Москвы», Россия.
1. Прямая трансляция парада Победы на «Первом канале» 9 мая (ежегодно)
2. Новогоднее поздравление президента (ежегодно)
3. Прямая трансляция конкурса «Евровидение» (ежегодно, за исключением ситуации с Украиной)
5. Сериалы – основная движущая сила эфира
6. Отборочные туры и игры сборной России на ЧМ и ЧЕ по футболу. Иногда финал ЧМ по хоккею, если играет сборная России
7. Прямая линия президента (ежегодно, два госканала)
8. «Вести недели», «Воскресный вечер» с Владимиром Соловьевым
9. Программа «Время», иногда «Вести»
10. «Лучше всех», «Удивительные люди», «Пусть говорят» (предыдущие годы) – самые популярные темы за прошлые годы.
Основные тренды популярности, «отцы и дети». Семейный просмотр. «Пацанки» на «Пятнице».
2. Телеформаты, которые можно использовать в местных эфирах, исходя из особенностей региона, национальных традиций и социального контекста
Главное – это уметь находить и растить кадры, собственных ведущих, которых знает ваша аудитория, город, район, область, регион. Знают и доверяют. Последнее, конечно, в идеале определяющее. И чтобы сами они понимали и знали ту аудиторию, с которой они говорят.
Публицистические проекты, которые не требуют большого бюджета и всегда могут найти свое место в сетке и в утренне-дневном эфире и в позднем эфире, после главных новостей, сериалов и шоу:
– исторические и краеведческие очерки. Но не монотонные скучные полотна, а находить интересные факты, детали, возможно в форме квеста. И лучше, если это будут делать молодые ведущие, рассказывающие в кадре.
https://www.youtube.com/watch?v=E5eF3-8UMGs (Тобольск Красноярского края, телекомпания Афонтово (Красноярск), короткие истории про улицы городов. Телекомпания Эфир, Казань.
– фильмы о национальных обычаях и традициях (но их наверняка достаточно в ваших эфирах, но можно рассказывать и о традициях соседних государств, народов мира, сопредельных государств и искать новые ходы)
– фильмы – портреты. Ничего нет интереснее судьбы человека. Это могут быть тематические фильмы – портреты. Циклы раз в неделю. Циклы о профессиях, самых разных: врачи, учителя, пастухи, строители…
А можно делать портреты- личностные зарисовки. У Парфенова в старых еженедельных «Намедни» был еженедельный специальный проект «Герой капиталистического труда», где совместно с газетой «Ведомости» (опять же можно вовлечь журналистские ресурсы интернет медиа – электронных и печатных), где были представлены портреты предпринимателей, бизнесменов, владельцев разных бизнесов.
В этой рубрике были представлены известные российские предприниматели, рассказ о том, как они начинали свой бизнес, с чем сталкивались.
Были там портреты и менее известных бизнесменов. Канал РБК, автор и журналист Роман Супер запустили отличный цикл историй «Герои РБК», где так же были представлены люди, сами, с нуля построившие свой бизнес.
Это не столько экономические портреты, сколько человеческие истории, про то, как человек строит свою жизнь и свой бизнес. Вот история Аркадия Майофиса, основателя томской телекомпании ТВ-2, после ликвидации которой, он уехал в и начал там жизнь и новый бизнес с нуля
– программы – интервью. Как актуальные, по событиям дня, так и вневременные, с ярким, думающим человеком, умеющим высказывать свою позицию. Конечно, хорошо, когда есть информационный повод, но и не всегда он обязателен. Но в отсутствии повода всегда усложняется роль ведущего, важны его класс и профессиональное мастерство. Интервью, в зависимости от формата канала – могут быть и в дневном эфире, и в ночном. С вопросами от зрителей, так и с вопросами от ведущего
– утренний эфир. Собственное производство. Это мелкие рубрики внутри утреннего блока – беспроигрышный вариант закрытия утренних линеек в среднем до 9 утра, но иногда утренний канал и примыкающие к нему тематические блоки могут продлеваться и до 10-11 утра.
Одна из лучших программ-блоков был на «Пятом канале» «Утро на 5».
У большинства крупных региональных телекомпаний в России, собственное утреннее вещание.
Очень понравилась рубрика казанской телекомпании «Эфир» про забытые вещи и объявления, про потерявшихся людей. Понятно, что утренний и дневной блок всегда можно наполнить рубриками о кулинарии, о досуге, спорте, афише, семейные проблемы форматы самые разнообразные.
– тематические программы об экономике и деньгах. Программа «Деньги» на «Дожде» довольно бодро и доступно рассказывает о сложном
– есть программы о чрезвычайных происшествиях, которые традиционно пользуются спросом. Но в такие программы всегда можно вовлекать местных жителей. Это либо интерактив в студии, либо народный корреспондент, когда жители сами сообщают в студию – либо звонками, либо сообщениями в соцсетях о тех или иных происшествиях или ЧП.
– дневные и вечерние шоу с разными принципами, вне политики и социального контекста, женские программы. Либо события дня, с актуальными интервью – «Полезный вечер» (аналогия – шитье, готовка, музыка…, Екатеринбург 41 канал).
Либо это что-то Открытого канала – общение со зрителями и звонками в студию, чтением соцсетей. По итогам дня.
– игровые и развлекательные программы, которые сделаны по лицензии западных компаний не всегда окупают себя по затратам, но и в местном эфире всегда можно сделать свой аналог. Тема взаимоотношений отцов и детей в любом телеформате сейчас популярно. И песенные, и танцевальные конкурсы, если это востребовано аудиторий, возможно. Детские и взрослые.
Или даже пополам – детские и взрослые. Здесь же могут быть.
– детские и молодежные программы. Специальных рецептов тут нет. Но самое популярное сейчас всегда можно брать из сетей, комментарии, ютуб – каналы и все это «пропускать» через эфир.
Отдельно стоит сказать про спецпроеты и межпрограммку. Сейчас есть масса возможностей делать это с помощью обратной связи со зрителем, включать социальные сети, сайты, дружественные СМИ, объединять усилия.
– реалити Опять же самыми простыми средствами, когда люди снимают свой день на камеры телефонов, синхронизация жизни нескольких человек, которые одновременно что-то делают в один день. Особенно с молодыми героями. Повседневность снятая пошагово.
– акции, приуроченные к национальным и памятным датам. Вспоминать свои семьи, ушедших и погибших родственников, аналог «Забытого полка» или что-то похожее, с учетом традиций и национального контекста.
– благотворительные акции и телемарафоны, когда сквозным вещанием можно собирать деньги на помощь людям, в частности детям. Или старикам, или средства на приют животных. Или в помощь тем, кто пострадал от стихийных бедствий. Вот, к примеру, есть такая рубрика на «Пятом канале» День добрых дел. Она очень популярна и хорошо сделана.
Собирает приличные рейтинги.
Спецпроект – «Я репортер» («Сургутинформ тв»). Выше я упоминала аналог информационный «народного корреспондента».
Самые разные ролики, самого разного толка. Это очень популярный формат в телеэфире сейчас. То, что снято самими людьми, живущими рядом с вами. Даже выпуски «Пусть говорят», в которые входили ютубовские ролики всегда собирали очень хорошие рейтинги.
Отдельно хочу порекомендовать вот такие ролики, которые делала известный журналист и лингвист Ксения Туркова. Как правильно произносить те или иные слова. Ролик длится всего 30-40 секунд.
Он идеально вписывается в межпрограммное пространство любого канала, очень дешевый в производстве и очень точно рассчитан на любую аудиторию. Не говоря о пользе. Ксения делала эти ролики на Украине, а так же для эстонского телеканала. Записывала и передавала в эфир. Нечто подобное можно делать и на национальных языках.
Кроме эфиров его можно использовать на радио и на интернет платформах.
3. Общий итог – про смычку общенациональных телепроектов и местного вещания.
- Tags
- #MediaCA
- internews
- арина бородина
- интерньюс
- международны конференции
- форматы на тв
Источник: newreporter.org
Жанры
Телевизионные организации мира всегда по-разному классифицировали свои программы. Эти классификации служили в основном производственным целям и оказывались малопригодными для сравнительного анализа. Единая типология необходима, в первую очередь, для того, чтобы на нее могла опереться международная статистика вещания. Первая такая попытка была предпринята ЮНЕСКО в 1960-е гг. на основе принципов классификации радиопередач. Эксперты ЮНЕСКО выделяли шесть типичных моделей телепрограмм, в соответствии с которыми и группировались различные страны.
В 1970-е гг. была предложена другая типология, основанная на функциональном принципе: информация (выпуски новостей и комментарии, включая спортивные новости), образование (передачи в рамках школьного и университетского курса, а также для сельских жителей и в целях непрерывного обучения), культура (передачи на тему религии и культуры), наука, зрелищные программы (фильмы, игровые, музыкальные, спортивные передачи), программы для специальной аудитории, реклама. В восьмидесятые годы ЮНЕСКО доработала эту классификацию и предложила новую, где появилось добавление в отношении образовательных программ: «имеющие целью повысить культурно-образовательный уровень сельских жителей». В части культурных программ предполагалось обогащение телеаудитории знаниями из различных сфер национальной культуры в недидактической форме. А также отдельно выделили вид религиозных программ.
Первым классификацию жанров в нашей стране представил Р.А. Борецкий в работе 1960 г. «Информационные жанры телевидения». Классификация касалась прежде всего информационного телевещания, которое зародилось на нашем телевидении в 1955 г. с первыми репортажами Юрия Фокина.
Выглядела классификация следующим образом: разговорные жанры — выступления, интервью, беседы (Борецкий также предполагал появление в скором времени жанра «пресс-конференция»); информационные киножанры — кино- информация, кинорепортаж, документальный телефильм; телевизионный репортаж — комментированный показ события, проблемный репортаж. Через несколько лет совместно с Э.Г Багировым он представил более подробную схему тележанров, разделив их на разговорные, массовые интервью (пресс-конференции), фотоинформацию, «прямое» телевидение и, следовательно, прямые репортажи (прямые трансляции, или репортаж-трансляция). Отдельно вывели событийный и проблемный репортаж. Следующей позицией авторы представили киноинформацию — кинозаметку, киноотчет, кинорепортаж. Такое деление больше основывалось на технологических особенностях телевидения.
Нужно отметить и классификатор, представленный Г.В. Кузнецовым, который подразделяет программы по их социальной значимости:
- • информационная (новостная) программа, которую он определяет как регулярное сообщение о текущих событиях, состоящее из 8—14, а иногда до 20 эпизодов (сюжетов);
- • специализированная новостная информационная программа — набор новостей одного профиля (мода, криминал, автомобилизм), здесь же предвыборные передачи с информацией о кандидатах, их выступлениями и обещаниями;
- • информационно-аналитическая программа — ежедневное, еженедельное или ежемесячное комментирование событий, имеющих значение для аудитории. Ее функция — формирование общественного мнения;
- • публицистическая программа — произведение журналистики, ставящее перед аудиторией социальные проблемы на конкретных примерах и призывающее к их решению. Жанры — от студийной беседы до телеочерка и документального фильма;
- • познавательно-развлекательные программы, чаще всего в форме ток-шоу.
- • культурно-просветительские программы — драматургически выстроенный рассказ или показ духовных ценностей, созданных человечеством;
- • детские программы, их цель — всестороннее воспитание, социализация подрастающего поколения;
- • религиозные программы — трансляции богослужений, телевизионные проповеди;
- • спортивные программы;
- • художественные (игровые) кинофильмы;
- • многосерийные фильмы, их функция — дешевое развлечение;
- • откровенно развлекательные программы — эстрада, цирк, неимеющие видимых социальных целей;
- • рекламные программы, выполняют рекламную функцию. Особое время, выделяемое иногда специальной заставкой, объявлением.
В современной типологии жанров можно выделить два основных уровня: информационно-публицистический и художественный, и, по мнению многих авторов, жанровая структура находится в процессе малопредсказуемых перемен. Существует типология жанров современной экранной продукции, представленная Н.В. Вакуровой и Л.И. Москвиным, где за основу взята система жанров Р.А. Борецкого и В.Л. Цвика: бенефис, беседа, брифинг, бюллетень, водевиль, выступление в кадре, гиперреализм, дисскуссия, документальный телефильм, драма (теледраматургия), журналистское расследование, заметка (видеосюжет), зарисовка, игра, интервью, киножурнал, комментарий, монолог, новости, обозрение, отчет, очерк, пресс- конференция, репортаж, сатира, сериал или «мыльная опера», теледебаты, телемарафон, телемост, телеспектакль, телешоу, ток-шоу, эссе [1] .
Как представляется, непредсказуемость перемен в жанровой структуре связана, с одной стороны, с принципиальным увеличением телевизионного производства, которое требует разнообразных форм подачи материалов, с другой — с тем, что часто авторы смешивают художественные и организационно-технологические особенности. Выделяя как жанр драму, Н.В. Вакурова и Л.И.
Москвин дают объяснение, что это телеверсия известного литературного произведения, фильма или собственно теледраматургия по оригинальным сюжетам и сценариям, поставленным на телевидении своими средствами. При этом они делают оговорку, что эти произведения априори слабее в художественном плане. Отдельно выделяют сериал или мыльную оперу, отмечая, что для удешевления сценария сериал иногда изготавливается как телеверсия известного литературного произведения или фильма. Получается, что драму от сериала отличает слабое художественное воплощение, а сериал от драмы отличается финансовой составляющей.
Сериальная продукция имеет свою классификацию. Одним из основных принципов является понятие горизонтального (вертикального) позиционирования в сетке вещания. Вертикальным принято считать сериал, в котором каждая серия является отдельной законченной историей. При этом серии объединены общими персонажами и сквозным сюжетом.
Главных героев связывают свои отношения, которые развиваются на протяжении всего сериала. Обычно на Западе вертикальный сериал выходит в эфир раз в неделю в определенный день. Горизонтальный сериал предполагает, что серии выходят друг за другом несколько раз в неделю, при этом обычно серия заканчивается интригующе.
Такое деление пришло от программирования сетки вещания, где горизонтальное — это дни недели, вертикальное — часы. Так что это не характеристика сериала, а показатель того, как программная дирекция телеканала распорядилась этим телепродуктом. М.Л. Давыдов в работе «Типология телевизионных многосерийных художественных фильмов» к такому делению относит и драмеди — «горизонтально интегрированный тип сериала в жанре лирической комедии, во главу угла которой ставятся перипетии сюжета» [2] .
Это ситкомы, с легкой руки Александра Акопова, появившиеся на наших телевизионных экранах, а не драмеди. Как пример М.Л. Давыдов приводит «Мою прекрасную няню» и «Не родись красивой». Но, как представляется, ситкомом является только «Моя прекрасная няня», а «Не родись красивой» — драмеди.
Ситком — ситуационная комедия, разновидность комедийных радио- и телепрограмм с постоянными персонажами и местом действия. Драмеди — это современный поджанр трагикомедии. Домашние комедии и домашние драмы первоначально транслировались в США по радио, а потом из них родились телевизионные серии, которые с 1949 г. стали показывать утром, днем и вечером.
Первыми были перенесенные из радиоэфира проект «Гольдберги» и «Мама». В 1952 г. огромным успехом пользовался сериал «Я люблю Люси» с Люсиль Болл в главной роли. Основная цель американского телевидения была в том, чтобы зритель на телеэкранах видел в меру идеализированные, симпатичные портреты своих современников. Телевизионные предприниматели выдвинули лозунг — лицом к среднему, типичному американцу.
Википедия представляет следующие определения.
- 1. Сериал (англ, serial), телесериал, последовательная программа — разновидность теле- и радиопередач, которые состоят из отдельных, последовательных эпизодов.
- 2. Мыльная опера (англ, soap opera) — один из форматов телесериалов, который отличается последовательным изложением сюжетной линии в эпизодах сериалов на телевидении и радио («Династия», «Отчаянные домохозяйки», «Дурнушка», «Анатомия страсти».
- 3. Ситуационная комедия, или ситком (англ, situation comedy, sitcom) — разновидность комедийных радио- и телепрограмм, с постоянными основными персонажами и местом действия («Мэри Кей и Джонни», «Я люблю Люси», «Не родись красивой»).
- 4. Процедурная драма, или просто процедурал (англ, procedural drama) — разновидность телесериалов, сюжет в которых строится вокруг каждого эпизода. Главная особенность — возможность смотреть с любой серии («Элементарно», «Менталист», «Касл», «Кости», «Доктор Хаус»).
- 5. Теленовелла (англ. Telenovela) — разновидность телесериала со значимой мелодраматической составляющей.
- 6. Мини-сериал (англ, miniseries) — термин, применяемый преимущественно на американском телевидении, который относится к проектам, представляющим собой одну законченную историю с изначально планировавшимся количеством эпизодов и длительностью не больше одного сезона («Богач, бедняк», «Корни»).
- 7. Телефильм (телевизионный фильм) — игровой фильм, снятый специально для показа по телевидению.
Классифицировать телесериалы можно по нескольким основаниям: по формату и по жанру. Классификация по формату — это классификация по количеству серий. На основании объема можно выделить следующие виды телевизионных сериалов: теленовеллы — сценарии для них пишутся по ходу съемок, количество серий заранее не определено, хронометраж — чаще 26 минут, количество серий от 180 до 200. Классический сериал (примерно 45-минутный) снимается по готовому заранее сценарию сезонами, количество серий определено. Мини-сериалы — хронометраж от 43 до 52 минут, количество серий кратно четырем (12,16).
- [1] Вакурова Н.В., Москвин Л. И. Типология жанров современной экранной продукции: Учеб, пособие. М.: Институт современного искусства, 1997.
- [2] Давыдов М.Л. Типология телевизионных многосерийных художественных фильмов //Вестник электронных печатных СМИ. Вып. 7. URL: http://www. ipk.ru/index/php Подэпизодом в сериальной продукции подразумевается серия.
Источник: studref.com