Психообразование представляет собой лечебно-реабилитационное вмешательство при различных психических расстройствах, направленное на обеспечение пациентов и их родственников знаниями и навыками, необходимыми для успешной победы над болезнью.
История образовательной работы с пациентами и их родственниками насчитывает около 30 лет. Вначале эта работа проводилась (и сегодня успешно проводится) с людьми, страдающими хроническими соматическими заболеваниями: сахарным диабетом, бронхиальной астмой, заболеваниями сердечно-сосудистой системы; несколько позже она получила распространение и в психиатрии.
Психообразовательный подход применяется в работе с различными категориями пациентов (при аффективных расстройствах, нервной анорексии, пограничном расстройстве личности и др.), но большинство научных публикаций посвящено обучению страдающих шизофренией и членов их семей. В настоящее время во многих западных странах психообразование является неотъемлемой частью лечения этой патологии, входит в клинические рекомендации и руководства по лечению шизофрении.
Психодиагностика простыми словами.
Психообразовательное воздействие комбинирует процесс обеспечения систематизированными знаниями и психотерапевтический подход, предлагая дидактический материал о болезни и терапевтические стратегии для улучшения навыков преодоления болезни. Опубликованные психообразовательные программы значительно различаются по содержанию и формату.
Как правило, информация подается дидактически, с обсуждением, чаще в групповом формате. Однако программы могут проводиться и «заочно» — без участия в группе и без привлечения профессионала в области психического здоровья, когда используется информация в виде компьютерной программы, видеоматериалов, печатной продукции.
Психообразование проводится как на стационарном, так и на амбулаторном этапе лечения, в виде программы для пациента или всей семьи, длительность программ варьируется от единичных сессий до 1-2 лет. Чаще всего психообразовательные программы представляют собой закрытые группы, рассчитанные на определенное количество встреч, которыми руководят профессионалы в области психиатрии (чаще это социальный работник, психолог, психиатрическая медсестра, реже — психиатр). Группы могут состоять только из пациентов, только из родственников пациентов, из членов одной семьи (т.е. в формате семейной терапии), из членов нескольких семей, включая пациентов. Встречи обычно проводятся в виде стандартных групповых сессий: 6-10 участников, длительностью 60-90 мин., с 1-2 ведущими группы. Частота встреч, как правило, — 1-2 раза в неделю или чаще (на стационарном этапе), или реже (на амбулаторном этапе долгосрочной программы).
Обязательной частью любой психообразовательной программы является предоставление участникам систематизированной информации о болезни: причинах, механизмах развития, симптомах, течении, прогнозе. Большое значение придается идентификации факторов и ситуаций, провоцирующих обострение, и распознаванию ранних признаков обострения. Второй компонент большинства таких программ — медикаментозная терапия. Участников программы информируют о применяемых препаратах, механизмах их действия, основных и побочных эффектах; обсуждается роль медикаментозного лечения в предотвращении обострений, а также необходимость следовать рекомендациям врача в отношении терапии.
Как детство определяет твою жизнь. Глубокие программы психики. Импринты и реимпринтинг. (КЧМ#19)
В состав многих психообразовательных программ входит и развитие навыков, связанных как с самим заболеванием (например, тренинг распознавания ранних признаков обострения), так и с успешным функционированием в обществе (например, тренинг коммуникативных навыков, развитие уверенности в себе).
Обучение пациентов и их родственников может проходить в различных формах, наиболее популярны из которых:
- программы, направленные на обеспечение потребителей информацией о болезни и лекарственной терапии;
- программы, включающие наряду с информированием поведенческие и когнитивные техники, направленные на улучшение навыков, необходимых для преодоления болезни;
- обучение пациентов в рамках различных интегрированных лечебных программ и психотерапевтических подходов (когнитивно-бихевиоральная терапия, комплаенс-терапия, интегрированная поведенческая терапия).
Для оценки эффективности психообразовательного подхода в исследованиях используются различные показатели. Непосредственными показателями эффективности психообразования можно считать уровень знаний о болезни и лечении, инсайт (осознание болезни), комплаенс (соблюдение режима приема медикаментов). К опосредованным результатам относятся частота обострений и регоспитализаций, качество жизни и социальное функционирование, симптомы шизофрении. Кроме того, дополнительно могут оцениваться удовлетворенность оказанной помощью, семейное бремя и отношения в семье, экономическая эффективность. В настоящей статье рассмотрены данные о непосредственных результатах психообразовательных программ.
Знания о болезни
В целом, психообразовательные программы эффективно восполняют недостаток знаний участников о болезни.
Предоставление пациентам информации о шизофрении в некоторых исследованиях приводит к повышению осознания болезни, лучшему пониманию биологической природы этого состояния, что, однако, не всегда подтверждается результатами других исследований. Например, в работе Hofer E. и соавт. участие в 10-недельной психообразовательной программе не привело к изменению у пациентов их личных представлений о своем заболевании, его этиологии и лечении.
Не отмечено изменений инсайта и в исследовании Merinder L.B. и соавт., где пациенты и их родственники участвовали в психообразовательной программе из восьми сессий. В то же время Macpherson R. и соавт. обнаружили значительный рост инсайта уже после трех психообразовательных занятий. Повышение инсайта отмечено и в работе Owens Gunnigham D.G. и соавт., при этом рост инсайта сопровождался усилением суицидальных мыслей у пациентов. Во избежание такого развития событий обучение пациентов не следует ограничивать простым информированием, психообразовательная работа обязательно должна включать в себя психологическую поддержку и проводиться с использованием элементов психотерапии.
На сегодняшний момент нельзя сделать однозначных выводов о влиянии психообразования на осознание и понимание шизофрении, этот вопрос требует дальнейшего изучения.
Комплаенс или соблюдение медикаментозного режима, является, пожалуй, одной из наиболее важных целей психосоциальной работы. Отказ от поддерживающей терапии повышает риск обострений шизофрении в несколько раз. Одновременно с этим хорошо известно, что нонкомплаенс отмечается у 50-80% пациентов, страдающих психотическими расстройствами.
В ряде случаев это связано с недостаточным осознанием болезни и с отсутствием адекватной информации о ее биологической природе и лечении. Однако несмотря на повышение уровня знаний, эффективность краткосрочных психообразовательных программ в отношении комплаенса во многих работах не подтверждается.
В упоминавшемся выше исследовании Macpherson R. и соавт. этот показатель остался на прежнем уровне, несмотря на повышение инсайта. В работе Ascher-Svanum H. и соавт. отношение к приему медикаментов не изменилось ни в дискуссионной, ни в дидактической группе, хотя отмечалась некоторая положительная корреляция между увеличением инсайта и снижением негативных представлений о лечении.
В исследовании Atkinson J. M. и соавт., где психообразовательная программа включала тренинг решения проблем, также не обнаружено изменений комплаенса. Стоит, однако, заметить, что в исследование были включены пациенты с изначально высоким комплаенсом. Противоположные результаты были получены Guimon L. и соавт. В их исследовании 2-месячное участие пациентов и их родственников в группах, где обсуждались связанные с лечением вопросы, приводило к значительному росту комплаенса, результат сохранялся при повторной оценке через 12 месяцев. Значительное улучшение по сравнению с контрольной группой отмечено и в работе Seltzer A. и соавт., как непосредственно после завершения психообразовательной программы, так и через 9 месяцев, однако в этой работе лишь 66% пациентов имели диагноз «шизофрения», кроме того, многие не завершили исследование.
Долгосрочные программы с вовлечением семей пациентов и с применением когнитивно-поведенческих техник кажутся более эффективными. Kelly G. R. и соавт. изучали применение психообразовательного подхода в сочетании с поведенческими техниками, направленными на составление и выполнение индивидуального плана по улучшению комплаенса, а также на вовлечение семьи в лечебный процесс.
По прошествии 6 месяцев программы, отмечалось значительное улучшение комплаенса по сравнению с контрольной группой как при работе с пациентами, так и с их родственниками. Наилучшие результаты были получены при сочетании этих подходов. В исследовании Xiang M. и соавт. высокую эффективность продемонстрировала психообразовательная программа для семей пациентов.
Родственники в течение 4 месяцев участвовали в психообразовательной программе, включающей тренинг навыков решения проблем, а также групповые семинары. По завершении программы, доля пациентов, постоянно принимающих поддерживающее лечение в соответствии с назначениями, выросла в несколько раз и была значительно выше, чем в контрольной группе.
Другие авторы не получали столь значительных успехов. Hornung W.P. и соавт. применяли в течение 4 месяцев психообразовательную программу для пациентов, а также ее комбинацию с когнитивной терапией и консультированием родственников.
По окончании программы комплаенс в группах с активной терапией улучшился по сравнению с контрольной группой, но различие не было статистически значимым; при повторной оценке через 1 и 2 года этот эффект несколько снижался. Тем не менее, среди участников психообразовательной программы доверие к лечению и врачам было выше, чем в контрольной группе. В целом, результаты были лучше среди тех пациентов, которые регулярно участвовали в терапевтических сессиях. Не достигшее статистической значимости преимущество по сравнению с контрольной группой было обнаружено и в исследовании Zhang M. и соавт., в котором родственники пациентов участвовали в программе, включавшей психообразование и групповые сессии.
Таким образом, можно сделать вывод, что краткосрочные психообразовательные программы, несмотря на улучшение знаний, влияют на комплаенс незначительно. Более высокие результаты достижимы при удлинении программ, при регулярном участии пациентов и вовлечении семьи в лечебный процесс. Наиболее эффективными представляются программы с использованием когнитивно-бихевиоральных техник, направленных на повышение мотивации к лечению и на улучшение поведенческих навыков, связанных с приемом лекарств.
Согласно данным литературы краткосрочные психообразовательные программы эффективны в отношении роста знаний о болезни. Повышение осознания болезни отмечается в некоторых работах, однако ряд других исследований этот эффект не подтверждает. Данные об улучшении комплаенса также неоднозначны. Вероятно, краткосрочные программы менее эффективны в отношении этого показателя, более предпочтительны долгосрочные вмешательства с применением когнитивно-поведенческих техник.
Хмельницкая Е. А. БГМУ.
Опубликовано: журнал «Медицинская панорама» № 8, июнь 2007 года.
Источник: www.plaintest.com
Особенности проведения психообразовательных занятий
Разработанная интегративная модель психообразования представляет собой комплексное использование информационных, психотерапевтических и социо-коррекционных (тренинговых) воздействий, направленных бифокально (то есть ориентированных как на пациента, так и на членов его семьи).
Основной целью психообразования является формирование у больных и членов их семей адекватного представления о психических расстройствах и привлечение всех членов семьи к адекватному участию в лечебно-восстановительных мероприятиях.
Основными принципами при проведении психообразовательных занятий. являются следующие:
1. Использование различных информационных модулей.
2. Использование приемов когнитивно-поведенческой психотерапии.
Дополнительными принципами, соблюдаемыми по отношению к психически больным, являются следующие:
1. Апелляция к здоровым сторонам личности больного индивидуума.
2. Смешанный состав участников занятий по полу, возрасту, синдромально-нозологической и личностно–типологической характеристикам (что облегчает преодоление в процессе психообразования пассивности, отгороженности, напряженности и страха пациентов перед общением).
Основными задачами при проведении психообразовательных занятий являются следующие:
1. Восполнение имеющегося у больных и членов их семей информационного специфического (медицинского) дефицита знаний;
2. Снижение у пациентов и членов их семей уровня самостигматизированности и стигматизированности;
3. Обучение пациентов и членов их семей умению опознавать первые признаки обострения заболевания;
4. Обучение больных навыкам совладания с болезнью;
5. Коррекция искаженных болезнью социальных позиций пациентов;
6. Уменьшение возможности рецидивирования заболевания.
Основными методами при проведении психообразовательных программ, являются следующие: преподавание (минилекции), консультирование, варианты коммуникативной терапии и проблемно ориентированные дискуссии в группах, а также — методы улучшения семейных коммуникаций. Используются следующие типы вмешательств психотерапевта: эмоциональная поддержка, стимуляция, совет, разъяснение, уточнение, конфронтация, объективация, интерпретация (1).
Проведение занятий в психообразовательных группах осуществляют врача-психотерапевт и медицинский психолог.
Позиция ведущих психообразовательных групп является не авторитарной и отвечает требованиям, которые предъявляются психотерапевтам, работающим с психически больными, а именно — необходимостью проявления эмпатии и аутентичности или естественности поведения.
При этом принципиального различия в позиции психиатра и психолога не имеется, активность каждого из ведущих групповые занятия определяется тематикой их лекционной части. В ходе проведения групп врач более активен при ответах на вопросы, связанные с клинической картиной психического расстройства, медикаментозной терапией, юридическими аспектами, а психолог —при обсуждении роли стресса в рецидивировании заболевания, когнитивных стилей, а также при проведении тренинговых занятий. Допустимо, если распределение ролей среди ведущих групповые занятия определяется их личностными особенностями: например, один из них (чаще врач) в большей степени берет на себя функции модератора, следящего за соблюдением групповых правил, а другой (чаще психолог) — функции эмпатичного человека, сопереживающего высказываниям различных членов группы. Оптимальным, но не обязательным условием, является разнополость ведущих.
Источник: studopedia.su
Программа психиатрического образования для пациентов
Эту программу мы проводим с 2004 г. Накопление опыта позволило нам сформировать цели, задачи и методические подходы к проведению программы психиатрического просвещения для пациентов, краткое описание которых приводим ниже.
Цель программы: систематизированное овладение пациентами, страдающими психическими расстройствами, совокупностью знаний в области психиатрии для формирования приверженности к лечению, развития партнерских отношений с родственниками и профессионалами службы психического здоровья.
Задачи: привитие правильного представления о психическом заболевании, освоение навыков по отслеживанию рецидива болезни, улучшение соблюдения лекарственного режима, понимание важности психосоциальной реабилитации, развитие навыков совладания с болезнью и вызывающими стресс жизненными событиями, дестигматизация, уменьшение социального отчуждения и изоляции, создание естественной сети социальной поддержки, поиск душевного равновесия через знание и взаимную эмоциональную поддержку, создание для каждого участника атмосферы сопереживания и информированного оптимизма.
Продолжительность программы психообразования пациентов составляет от 1,5 до 3 месяцев. Мы рекомендуем длительность занятия не превышающую 60 мин. Каждое занятие должно иметь четкую структуру: приветствие (10 мин), выявление запросов участников по теме занятия (10 минут), основная часть (25 – 30 мин), заключительная часть – подведение итогов занятия (10 – 15 мин).
Программа может состоять из нескольких блоков:
1) знания о болезни; 2) навыки управления медикаментозным лечением; 3) стратегии преодоления болезни; 4) внешние ресурсы поддержки.
Блок 1 «Знания о болезни» (3-4 занятия). На занятиях этого блока необходимо остановиться на причинах возникновения психического заболевания, его течении, симптомах, прогнозе. Этот блок также предполагает работу над приобретением навыков предотвращения рецидивов.
Проинформируйте пациентов о том, что риск и страх рецидива можно сократить, если научиться распознавать наступление рецидива и немедленно принять нужные меры. Проведите работу по составлению индивидуального «почерка рецидива». Для этой цели можно использовать упражнение с карточками, на которых описаны самые распространённые предвестники рецидива. Техника профилактики рецидивов прорабатывается путём обсуждения на занятии гипотетических индивидуальных сценариев. Рассматриваются потенциальные трудности и совместно с пациентами вырабатываются решения.
Блок 2 «Развитие навыков управления медикаментозным лечением» (3-4 занятия). Основная задача – сформировать у пациентов понимание необходимости медикаментозного лечения. Блок включает следующие элементы работы: ознакомление с основными группами психофармакологических препаратов, механизмом их действия, предоставление знаний о побочных эффектах медикаментозной терапии, обучение отслеживанию этих эффектов, проведение бесед для осознания участниками программы преимуществ антипсихотической терапии, необходимости взаимодействия с врачами и другими специалистами, работу над мотивацией на длительную фармакотерапию. Расскажите на занятиях о научных исследованиях и вашем собственном клиническом опыте, подтверждающем эффективность предлагаемого лечения.
Блок 3 «Стратегии преодоления болезни» (3-4 занятия). Эта часть психообразовательной программы включает методику обучения пациентов способам преодоления болезни, основанную на существующих у пациента стратегиях преодоления. Проведите обсуждение в группе о том, как пациенты справляются с каждым из симптомов. Рассмотрите все «за» и «против» используемой стратегии преодоления. Оцените эффективность этих механизмов преодоления, определите полезные и бесполезные из них, обсудите имеющиеся у пациентов ресурсы преодоления.
Отработка навыков преодоления болезни проводится с использованием повторений, имитаций, психологических игр, домашних заданий. В процессе работы можно последовательно добавлять разные стратегии преодоления. Важно добиться перехода от внешней вербализации к внутреннему скрытому контролю.
Блок 4 «Внешние ресурсы поддержки» (2-3 занятия). Знания, которые пациенты получают в этом разделе, касаются системы организации психиатрической и социальной помощи. Важно ознакомить участников и с другими ресурсами сообщества: общественными организациями, группами поддержки, а также обеспечить их необходимыми адресами. Отдельное занятие целесообразно посвятить основным формам и методам психосоциальной реабилитации и психотерапии.
Примерный базовый курс программы психообразования для пациентов (12 – 16 занятий).
1-е занятие. Знакомство. Цели и задачи программы. Определение информационного запроса.
2-е занятие. Психические расстройства, их причины, течение, прогноз. Модель диатез-стресс-уязвимости. Выявление стрессоров.
3-е занятие. Понятие симптома и синдрома. Выявление признаков рецидива заболевания (тревожных сигналов). Понятие «почерк рецидива» (т.е. сугубо личной комбинации предвестников рецидива психоза).
4-е занятие. Разработка плана действий в ответ на предвестники рецидива.
5-е занятие. Нейролептики: основные и побочные эффекты. Правила проведения терапии нейролептиками.
Занятие 6. Отслеживание побочных эффектов нейролептиков и способы их коррекции.
Занятие 7. Нейролептики нового поколения: новые возможности и ограничения. Нейролептики пролонгированного действия, их достоинства.
Занятие 8. Антидепрессанты: основные и побочные эффекты, правила проведения терапии антидепрессантами. Антиманиакальные препараты и нормотимики: характеристика и правила применения.
Занятие 9 – 12. Стратегии преодоления болезни. Освоение полезных способов преодоления болезни.
Занятие 13. Ознакомление с системой организации психиатрической и социальной помощи.
Занятие 14. Ресурсы сообщества: общественные организации, группы поддержки. Занятие 15. Психосоциальная реабилитация и психотерапия: формы и методы работы. Занятие 16. Заключительное.
Подведение итогов. Мотивирование на дальнейшее участие в тренингах, долговременной психотерапии, работе общественной организации. Расставание.
По результатам исследований после прохождения пациентами курса психообразования у них не только увеличился объем знаний в области психиатрии, но также начали формироваться навыки совладания с болезнью, понимание необходимости лечения и контактов с врачом, и, что очень важно – появилась мотивация к участию в других реабилитационных программах.
Источник: www.familymh.ru