ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ
«Особенности планирования и проведения профилактики
девиантного поведения обучающихся на основе результатов
социально-психологического тестирования.
Комплексное управление рисками социализации»
КУРС
Журавлев Д.В., Киселева А.В., Мищенко О.В.
«ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЕРНОГО»
Серия рабочих тетрадей по профилактике злоупотребления ПАВ
- Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 5 класс. Подробнее..
- Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 6 класс Подробнее.
М.М. Безруких, А.Г. Макеева Т.А. Филиппова
Программа ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ НАВЫКОВ УВЕРЕННОГО ОТКАЗА
Всё, что нужно знать о ПМПК | Рекомендации педагога-психолога
Подробнее .
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию аутопсихологической компетентности подростков «Дом моего Я»
Подробнее.
ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ВЛИЯНИЮ ГРУППЫ
Психолого-педагогическая работа по профилактике экстремизма в образовательной среде Учителю: как не просмотреть беду
Подробнее .
ПРИНЯТИЕ АСОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК
Профилактические фильмы
Общественной организации «Общее дело»
НАРКОПОТРЕБЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ
Профилактическая психолого-педагогическая программа «Все в твоих руках!»
Программа направлена на работу с подростками и их родителями по профилактике рискованного поведения приводящего часто к необратимым последствиям.
Подробнее .
СКЛОННОСТЬ К РИСКУ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию аутопсихологической компетентности подростков «Дом моего Я»
Подробнее .
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
Притча про сосуд
Профессор философии для проведения очередной лекции студентам приготовил и положил на стол несколько предметов. В самом начале занятия, он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его крупными камнями до краев. После этого он спросил у студентов, полон ли данный сосуд. Все ответили утвердительно.
Тогда профессор взял в руки коробку с мелкими камешками, высыпал их в сосуд и несколько раз его слегка встряхнул. Камешки просыпались между большими камнями и заполнили промежутки между ними. После этого профессор задал студентам тот же вопрос — полон ли cоcуд. Они вновь ответили утвердительно. Пpофеccоp улыбнулся и взяв cо cтола коpобочку с пеcком, выcыпал его в cоcуд.
Психолого медико педагогическая комиссия ПМПК Что это такое и как подготовить ребенка?
Песок сразу же заполнил оставшиеся свободные места.
«Тепеpь я бы хотел провести аналогию с вашей жизнью » — произнес пpофеccоp. Представьте, что кpупные камни олицетвоpяют самые важные вещи в жизни: вашу cемью, ваших друзей, ваше здоpовье. Эти те вещи, которые смогут наполнить вашу жизнь смыслом, даже если не будет всего остального. Мелкие камешки – это менее значимые вещи, напpимеp: pабота, ваша кваpтиpа или дом, ваша машина.
Пеcок же символизирует мелочи жизни, повседневную суету. Смотрите, если бы вы наполнили сосуд сначала песком, то в нем не осталось бы места для крупных камней. То же самое происходит и в жизни. Если вы свою энергию и время расходуете на жизненные мелочи, то для больших и значимых вещей ничего не остается.
Поэтому обpащайте свое внимание, пpежде вcего, на важные вещи, следите за своим здоровьем, уделяете внимание своей семье, находите вpемя для общения с другими, встречайтесь с друзьями. Поверьте у вас еще останется достаточно времени и для работы, и для праздников, и для покупки машины.
Следите за вашими «большими камнями» — только они имеют истинную ценность, все остальное — лишь песок.
Источник: anzhelikabolelova.ru
Психолого педагогическая программа как не просмотреть беду
Профилактическая психолого-педагогическая программа «Как не просмотреть беду…»
Описание предлагаемого решения проблемы
Формирование психологической устойчивости личности подростка к неблагоприятным социально-психологическим факторам посредством психолого-педагогического сопровождения, с учетом выявленных в СПТ факторов риска и редуцированных факторов защиты, активизация личностных и средовых механизмов эффективной адаптации.
Психологические феномены и явления, на которые воздействует практика
I. Когнитивный компонент
(создание психолого-педагогических условий для осознания имеющихся личностных ресурсов, препятствующих вовлечению в зависимое поведение):
1. помощь в формировании самосознания, адекватной самооценки, позитивного самоотношения;
2. помощь в формировании субъектной, ответственной позиции относительно своего будущего;
3. помощь в осознании и актуализации ценностных и смысложизненных ориентаций;
4. помощь в осознании потребности в получении и оказании поддержки окружающим, понимания их поведения, мотивов и перспектив поведения;
5. помощь в расширении представлений об альтернативных способах получения удовольствия.
II. Волевой компонент
(создание психолого-педагогических условий для развития имеющихся личностных ресурсов, препятствующих вовлечению в зависимое поведение):
1. помощь в развитии умения регулировать свое эмоциональное состояние;
2. помощь в развитии способности сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
3. помощь в формировании позитивного отношения к возможностям своего развития;
4. помощь в развитии умения эффективного общения, разрешения межличностных и внутриличностных конфликтов.
III. Поведенческий компонент
(создание психолого-педагогических условий для формирования социальных и функциональных стратегий, препятствующих вовлечению в зависимое поведение).
1. помощь в развитие умения адекватно оценивать и контролировать проблемные ситуации, нести ответственность за собственное поведение;
2. помощь в развитие умения делать самостоятельный выбор, отстаивать свои границы;
3. помощь в развитии умения ставить краткосрочные и перспективные цели и достигать их;
4. помощь в развитии умения анализировать свое эмоциональное состояние;
5. помощь в развитии умения избегать ситуаций, связанных с различными формами саморазрушающего поведения.
Механизмы воздействия, которые решают проблему (методы и методики)
Основные методы:
Арт-терапия (рисование, песочная терапия, мандалатерапия, работа с камушками, коллажирование).
Сказкотерапия (притчи: процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность).
Тематическая беседа (мини-лекция). На тематических беседах рассматриваются или обсуждаются актуальные для подростка вопросы, касающиеся его внутреннего мира эмоций и чувств, актуальных потребностей и переживаний.
Использование метафорических ассоциативных карт.
Психологические упражнения с использованием игровых платформ.
Игровые методы.
Методы психологической диагностики.
Методики и технологии:
Техники работы с метафорическими ассоциативными картами: «Дерево
Как образ человека» Г. Кац, Е. Мухаматулина, «Зонтики» Г. Гераськиной,
«Роботы» Т.Ушаковой.
Технология использования игровой платформы Т.Ушаковой «Портрет в
полный рост», «Дорога к …».
Методики О.В. Хухлаевой по работе с эмоциями, самосознанием.
Диагностический инструментарий:
Источник: rospodros.ru
Психолого-педагогическое сопровождение по программе «Как не просмотреть беду…» — презентация
Первый слайд презентации: Психолого-педагогическое сопровождение по программе «Как не просмотреть беду…» в контексте результатов социально-психологического тестирования
Изображение слайда
Слайд 2: С 2019-2020 учебного года СПТ по ЕМ, является обязательным для ОО всех субъектов РФ (Протокол ГАК от 24 декабря 2018г. №38)
Программа «Как не просмотреть беду…» является проектом комплексной организации психолого-педагогического сопровождения, в рамках первичной профилактики вовлечения в зависимое (аддиктивное) поведение и употребление ПАВ. Формирование психологической устойчивости личности подростка Активизация личностных и средовых механизмов адаптации (которые развиваются в воспитательном пространстве ОО) Помощь в противостоянии неблагоприятным социально-психологическим факторам
Изображение слайда
Слайд 3: К структурным компонентам психологической устойчивости личности подростка относятся:
Изображение слайда
Слайд 4
Цель формирование психологической устойчивости личности подростка посредством психолого-педагогического сопровождения, ориентируясь на выявленные факторы риска и редуцированные факторы защиты социально-психологического тестирования.
Изображение слайда
Слайд 5: АЛГОРИТМ реализации программы
Изображение слайда
Слайд 6
Потребность в одобрении желание получать позитивный отклик в ответ на свое поведение Методика «Оценка потребности в одобрении» (Д. Краун и Д. Марлоу) Дополнительно «Иерархия потребностей» модификация И.А. Акиндиновой Методика многофакторного исследования личности Кэттелла (16-факторный опросник Кэттелла, форма С, 105 вопросов) Р азвитие адекватной самооценки, чувства самоуважения, позитивного самоотношения…
Изображение слайда
Слайд 7: Подверженность влиянию группы
повышенная восприимчивость воздействию группы или ее членов, приводящая к подчинению и готовности изменить свое поведение и установки Тест « Поддаетесь ли Вы чужому влиянию» (Н.В. Киршева – Н.В. Рябчикова) Дополнительно — Опросник личностной зрелости Л.Я. Гозман, М. Кроз — Тест «Склонность к зависимому поведению (Менделевич В.Д.) — Методика склонности к различным зависимостям (Лозовая Г.В.) Развитие способности делать самостоятельный выбор, навыков противостояния манипуляции, формирования представлений о личных границах, умения отстаивать собственную позицию, защиты своего персонального пространства.
Изображение слайда
Слайд 8: Принятие асоциальных установок социума
убежденность в приемлемости для себя отрицательных примеров поведения Методика Терстона по выявлению ценностных ориентаций и социальных установок подростка (адаптированная С.А. Беличевой) Дополнительно Методика склонности к девиантному поведению (Э.В. Леус) Методика склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл) Методика многомерного шкалирования по выявлению референтных ориентаций подростков (С.А. Беличева) Актуализируется работа по формированию просоциальной системы ценностей, целей и установок, самостоятельного и критического мышления.
Изображение слайда
Слайд 9: Склонность к риску
предпочтение действий и ситуаций сопряженных с большой вероятностью потери Тест склонности к риску (К. Левитин) Дополнительно Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта Помощь в формировании модели ответственного поведения в ситуациях, связанных с риском для себя и своего здоровья.
Изображение слайда
Слайд 10
Импульсивность Опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова Дополнительно Тест-анкета «Эмоциональная направленность» (Б.И. Додонов) Методики экспресс-диагностики В.В. Бойко (особенности психоэмоциального состояния) Методика экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости Помощь в освоении приемов саморегуляции Устойчивая склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.
Изображение слайда
Слайд 11
Тревожность предрасположенность воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина». Дополнительно Тест школьной тревожности Филлипса «Методика диагностики социально –психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда» Помощь в осознание своего эмоционального состояния и состояния других людей
Изображение слайда
Слайд 12
Фрустрация Психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью реализации намерений и удовлетворения потребностей. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга «Методика диагностики уровня социальной фрустрированности»(Л. И. Вассермана, модификация В. В. Бойко) Дополнительно Опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности» Помощь в формировании в развитии жизнестойкой позиции
Изображение слайда
Слайд 13
Наркопотребление в социальном окружении Распространенность наркопотребляющих среди знакомых и близких, создающая опасность приобщения. Методики на выявление референтной группы «Мой круг общения» Т.Ю. Андрющенко Помощь в формировании осознанного неприятия внешнего негативного воздействия
Изображение слайда
Слайд 14
Принятие родителями оценочное поведение родителей, формирующее ощущение нужности и любимости у ребенка Тест «Неоконченные предложения» Сакса Леви Методика Рене Жиля Методика «Рисунок семьи» Формирование позитивного отношения к семье, ответственного, уважительного отношения к внутрисемейному общению.
Изображение слайда
Слайд 15
Принятие одноклассниками оценочное поведение сверстников, формирующее у учащегося чувство принадлежности к группе и причастности Метод социометричеких измерений Дж. Морено Дополнительно Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (Ф.Фидлер) Цветовой тест отношений (тест А.И. Лутошкина) Развитие коммуникативной компетентности, умения общаться с окружающими, понимать их поведение и пояснять мотивы своего, умения сопереживать, оказывать и принимать психологическую поддержку.
Изображение слайда
Слайд 16
Социальная активность активная жизненная позиция, выражающаяся в стремлении влиять на свою жизнь и окружающие условия Тест жизнестойкости Мади Тест на уровень социальной адаптации Опросник по выявлению уровня социальной активности, адаптированности, автономности, воспитанности Помощь в проектирование социальных ситуации, направленных на самопроявление обучающихся, включения в проектную или внеурочную деятельность, способствующую раскрытию внутреннего потенциала личности.
Изображение слайда
Последний слайд презентации: Психолого-педагогическое сопровождение по программе «Как не просмотреть беду…»
Самоэффективность уверенность в своих силах достигать поставленные цели, даже если это потребует больших физических и эмоциональных затрат Методика на самоэффективность Маддукса и Шеера Развитие навыка решения простых и сложных жизненных трудностей, формирования компетентностей в области их преодоления, формирования жизнестойкой позиции, раскрытия внутренних ресурсов личности.
Источник: showslide.ru