Студенческий возраст — явление, непосредственно связанное с развитием высшей школы. К.Д. Ушинский называл этот возраст «самым решительным», т.к. именно этот период, определяя будущее человека, является очень активным временем интенсивной работы над собой.
Л.Д. Столяренко характеризует студенчество как особую социальную категорию, специфическую общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования [1]. По определению И.А.
Зимней, студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, отличающихся наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [2]. Б.Г. Ананьев считает, что период жизни от 17 до 25 лет имеет важное значение как завершающий этап формирования личности и как основная стадия профессионализации. По мнению Б.Г. Ананьева, к 17 годам у личности создаются оптимальные субъективные условия для формирования навыков самообразовательной деятельности [3].
Особенности работы со студентами в период смешанного обучения
Современный студент вуза — это, в первую очередь, молодой человек, который имеет все возможности к дальнейшему развитию. Будучи важнейшим интеллектуальным потенциалом общества, студент первого курса — вчерашний школьник, который не имеет необходимого опыта и ощущает острую необходимость в его приобретении.
В связи с этим очень важно, чтобы преподаватель направил деятельность студента-первокурсника на как можно более быструю адаптацию к самостоятельной работе. Это подразумевает развитие познавательной деятельности. Надо дать понять студенту, чтобы он вел данную деятельность для овладения знаниями, умениями и навыками, а не только для того, чтобы успешно сдать экзамены.
Годы студенчества
Студенту присущи общие возрастные особенности: биологическая (тип высшей нервной деятельности, безусловные рефлексы, инстинкты, физическая сила и др.); психологическая (единство психологических процессов, состояний и свойств); социальная (общественные отношения, качества, принадлежность к определенной социальной группе и т.д.). Вместе с тем, изучая конкретного студента, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого, особенности его психических процессов и состояний.
Для нас важно знать особенности перехода, развития от подросткового возраста к юношескому. В этом возрасте люди пытаются найти свое место в обществе, стремятся понять себя, более критично относиться не только к себе, но и к другим. Особенности эти выделяют как отечественные, так и зарубежные исследователи — А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, Д.И. Фельдштейн и др.
Годы студенчества — своеобразный этап жизненного пути. Основа вполне объяснима — обучение в соответствии с целью, задачами, а главное – мотивацией, обусловленной получением специальности в данном вузе.
Особенно сложно приходится студентам первого курса. Временной отрезок между окончанием школы и началом обучения в вузе очень короткий, и именно на нем необходимо существенно скорректировать ранее поставленные цели, глубоко переосмыслить свои привычки и поведение, в результате чего появляются новые качества, которые способствуют выполнению новых социальных ролей, проявлению таких личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, инициативность. Перед студентом возникают трудности, связанные с тем, что приходится привыкать ко всему новому — однокурсникам, преподавателям специализированных предметов, различным формам отчетности и значимости в глазах окружающих.
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ: образование, интеллект, мышление | Как достигать своих целей | Методика Advance
Между процессом обучения и развитием существует сложная динамическая взаимосвязь, изменяющаяся с возрастом. Л.С. Выготский [4] доказал, что процессы развития не совпадают с процессами обучения, а идут за ними. Он выделил «зону» ближайшего развития, очерченную кругом задач, которые на определенном этапе развития студент способен решать под руководством преподавателя, а не самостоятельно. Но с течением времени, по мере развития познавательных способностей эти задачи будут выполняться им вполне самостоятельно.
Исследователи выделяют наиболее благоприятные для развития способностей так называемые сензитивные периоды онтогенеза человека. В эти периоды может происходить особенно интенсивное развитие способностей, опережающее общее развитие личности. Это — важное условие становления способностей.
Исследования Б.Г. Ананьева и группы ученых доказывают, что природа психофизического развития зрелости человека разнородна и противоречива, представляет собой сложную структуру различных процессов. Наиболее глубокие социальные и психофизиологические сдвиги происходят на гранях между прекращением созревания и стабилизацией зрелых, сформированных структур поведения и интеллекта человека.
Моменты социальной адаптации
Составляющими этой структуры являются: повышение функционального уровня различных механизмов деятельности, стабилизация этих уровней и их понижение. Б.Г. Ананьев в итоге эксперимента сопоставил моменты, образующие структуру развития психофизиологических функций человека, выделил годы жизни, на которые приходятся моменты повышения, стабилизации и понижения функционального уровня (табл. 1).
Таблица 1
Моменты развития и их соотношения в различные микропериоды зрелости
Микропериоды,
Повышение
функционального уровня, %
Стабилизация, %
Понижение
функционального уровня,%
Анализ данных таблицы показывает, что на возраст от 18 до 22 лет (возраст, который нас больше всего интересует) приходится самый большой процент функционального уровня (46,8%), т.е. самый большой всплеск познавательных способностей.
Для студенческого возраста характерны показатели: устойчивое внимание, развитое воображение, большая интегрированность памяти. В этот период интенсивно идет формирование личности, стиля поведения. Не секрет, что большинство студентов ставят перед собой «большие» задачи. В связи с этим на первое место выходит проблема самообразования и самовоспитания. Поэтому при организации любой деятельности студента необходимо учитывать его психологию, которая меняется с каждым новым курсом.
В студенческом возрасте происходят важные преобразования межличностных отношений. Они, характеризующиеся тенденцией к более личным и значимым взаимодействиям, высокой рефлективностью, становятся источником эмоциональных переживаний. В данном возрасте усиливается потребность в понимании и сопереживании, сочувствии, установлении доверительных отношений. Общение со сверстниками приобретает особую значимость и становится одним из ведущих факторов личностного развития.
В.С. Ильин [5] и В.А. Никитин [6] определяют, что эффективность образовательных процессов и восстановление нравственного и психического здоровья зависят от того, как быстро студент адаптируется к новым условиям существования. В учебной деятельности адаптация связана с овладением методами познавательности, ориентацией в познавательных ценностях.
Смена привычной среды может быть обострена неудовлетворенностью результатами учебы, межличностными отношениями, потерей привычного статуса в группе, тревогой в выборе будущей профессии. Это приводит к стрессам и нервному истощению, утомляемости и так называемой дезадаптации. Дезадаптация может проявляться в изменении системы внутренней регуляции, серьезных отклонениях в психике, саморазрушающем поведении, агрессии.
У одних студентов выработка нового поведенческого стереотипа проходит скачкообразно, у других — более или менее ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности. Однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система его включения в новые виды деятельности и в новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.
Социальная адаптация в вузе делится на:
профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной работе;
социально-психологическую адаптацию — приспособление индивида к группе, строительству взаимоотношениям с ней, выработке собственного стиля поведения.
Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.
Адаптация студентов к учебному процессу обычно завершается где-то в конце 2-го — начале 3-го семестров.
Типы и группы студентов
Многие исследователи в области психологии и педагогики выявили тот факт, что одни студенты много и охотно работают над овладениями новыми знаниями. Возникающие при этом трудности только добавляют им энергии и желания добиться поставленной цели. Другие же все делают «из-под палки», а препятствия резко снижают их активность.
Педагоги и психологи объясняют это индивидуально-психологическими особенностями обучающихся. К таким особенностям относятся интеллект (способность усваивать новые знания), креативность (способность самостоятельно вырабатывать новые знания), высокая самооценка и др.
По характеру учебной деятельности и соответствующим ей моделям поведения выделяют три типа студентов.
У первого типа познавательные интересы выходят за пределы знаний, очерченных учебным планом и программами дисциплин. Студенты проявляют активность во всех сферах жизни вуза и ориентированы на широкую специализацию и разностороннюю профессиональную подготовку.
Для студентов, отнесенных к второму типу, характерна четкая ориентация на узкую специализацию. Здесь тоже познавательная деятельность выходит за пределы учебных программ, но скорее не вширь, а вглубь. Вся система активности ограничена рамками «околопрофессиональных интересов».
Наконец, у студентов третьего типа познавательная активность строго направлена на усвоение знаний и навыков только в рамках учебной программы. Этот тип демонстрирует минимальный уровень активности и творчества.
В вуз приходят разные люди с разными установками и разными «стартовыми условиями». В этом отношении интересен анализ студенческой молодежи в связи с выбранной ими профессией. Совокупность студентов довольно четко разделяется на три группы.
Первая группа — это студенты, ориентированные на образование как на профессию. В этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализовать себя в ней — самое главное. Лишь у них отмечается склонность продолжать свое образование. Все остальные факторы для них менее значимы. Вторую группу составляют бизнес-ориентированные студенты.
Отношение к образованию у них совсем иное: образование выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей и др. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии относятся менее заинтересовано, чем представители первой группы.
Третья группа — студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», а с другой — придавленными разными проблемами личного, бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные проблемы. Можно было бы сказать, что это — группа тех, кто «плывет по течению». Они не могут выбрать своего пути, для них образование и профессия не представляют того интереса, который характеризует другие группы. Возможно, самоопределение студентов данной группы произойдет позже, но пока можно предположить, что в эту группу попали люди, для которых процесс самоопределения, выбора пути, целенаправленности нехарактерен.
Выбор пути
Процесс выбора профессии, обучения в вузе стал сегодня для многих делом прагматичным, целенаправленным и соответствующим переменам в современном мире. Ценность образования как социального феномена отошла на задний план. С появлением «коммерческого» набора в вуз пришли обеспеченные студенты, не привыкшие отказывать себе ни в чем, уверенные в правильности своего выбора, хорошо осведомленные о специфике будущей профессиональной деятельности. Эти студенты, вдохновляемые примером родителей (обычно предпринимателей), без страха смотрят в будущее: оно для них — четко прорисованная перспектива. Вместе с тем в целом поведение студентов отличается высокой степенью конформизма.
В ходе обучения в вузе разные курсы решают различные задачи. На первом курсе стоят задачи приобщения бывшего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни: у первокурсника отсутствует дифференцированный подход к своим ролям. Второй курс — это период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизнь второкурсников интенсивно включены все формы обучения.
Студенты получают общую подготовку, формируются свои широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен. Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов.
Настоятельная необходимость в специализации (формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации) зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Четвертый курс — перспектива скорого окончания вуза — формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и др. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.
Эффективность познавательной активности может быть обеспечена посредством определенных педагогических условий, под которыми мы понимаем взаимосвязанную совокупность мер в образовательном процессе, обеспечивающую достижением студентами готовности к творческому взаимодействию с информацией.
Специфика втузов
В связи со своеобразием целей, задач, содержания, форм и методов процесса обучения, а также из-за возрастных и психологических особенностей студентов технический вуз имеет свою специфику.
Социально-экономические условия требуют от выпускников технических вузов таких качеств, как предприимчивость, коммуникабельность, готовность адаптироваться к новым условиям работы. Специалисту на производстве приходится иметь дело с обильным потоком информации, который ему необходимо правильно принять, переработать и передать, что невозможно без наличия личностных коммуникативных резервов.
Ряд исследователей отмечает, что студентам технического вуза присуще развитие невербального интеллекта, в структуру которого включены способности к конструктивной деятельности, более развитые пространственные представления, формально-логическое мышление, сочетание синтетического и аналитического мышления (Л.А. Баранова, Л.Н. Борисова, В.Н. Дружинин, Л.Н. Собчик).
Выявлен высокий уровень концентрации, переключения внимания, зрительной памяти, высокая скорость и точность протекания мыслительных операций. У студентов технических вузов исследователи отмечают усиление интровертности личности в процессе обучения, доминирование мотивации познания, стремление к независимости, отсутствие стремления к доминированию, сознательность, ответственность, низкий уровень эмоциональности при общении с сокурсниками, критическое отношение к окружающему.
Для студента втуза важным этапом профессионального становления становится развитие умственных способностей: существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях, характерными становятся [1] :
нестандартный подход к уже известным проблемам;
умение включать частные проблемы в проблемы более общие;
умение ставить плодотворные общие вопросы даже на основе задач, сформулированных не лучшим образом.
Однако, как свидетельствуют работы З.И. Калмыковой [8], Н.С. Лейтеса [9], Б.М. Теплова [10] и др., без специальных комплексных воздействий познавательная активность не перерастает в адекватную деятельность, снижается обучаемость, продуктивность мышления, уровень притязаний студентов. Недоразвитие познавательной активности, конечно, в той или иной мере компенсируется.
Если исходить из результатов многочисленных исследований, такая компенсация, прежде всего, тормозит развитие личности студента, что, в свою очередь, влечет снижение познавательной активности или ее одностороннее развитие.
Заключение
Нам представляется, что познавательная активность включает широкий круг задач. Она может явиться составной частью различных видов как учебной, так и внеучебной деятельности обучающихся, содействующих углублению и расширению сферы познания студентов в избранной ими специальности. Мы исходим, главным образом, из необходимости формирования у студента творческих качеств личности, потребностей и возможностей выйти за пределы изучаемого материала, способности к саморазвитию и непрерывному самообразованию.
В целом познавательная активность, выступая как важнейший фактор развития студентов, характеризуется потребностью в расширении общего кругозора, повышения интеллектуального уровня.
Таким образом, только учитывая возрастные особенности студентов, мы можем эффективно развить их познавательную активность. Последнее — один из ведущих механизмов, обеспечивающих в дальнейшем высокий уровень самостоятельности и ответственности студента.
Литература
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Р /наД.: Феникс, 1997. — С. 736.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец. — М.: Логос, 2000. — С. 384.
3. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. — Вып.
2. — Л.: ЛГУ, 1974. — С. 3—15.
4. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1982—1984. — Т. 3. — С. 673.
5. Ильин В.С. О повышении системности в педагогической подготовке студентов к работе в школе / Современные задачи общеобразовательной школы и проблемы подготовки педагогических кадров: Сб. науч. тр. АПН СССР НИИ общей педагогики. — М., 1978. — С. 24—36.
6. Никитин В.А. Начало социальной педагогики: уч. пос. — М.: Флинта, 1999. — С. 72.
7. Павлова Л.Н. Содержание и организация самообразовательной деятельности по формированию субъективной активности студентов: Автореф. дис….канд.пед.наук. — Красноярск, 2000. — С. 19.
8. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения — М.: Знание, 1979. — С. 48.
9. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2000. — С. 318.
10. Теплов Б.М. Практическое мышление: хрестоматия по общей психологии мышления. — М.: Педагогика, 1981. — С. 177.
Источник: almavest.ru
Психологические факторы успешной учебы студентов.
На успешность обучения влияют многие факторы: состояние здоровья, материальное положение, уровень школьной подготовки, владение навыками самоконтроля, организация учебного процесса и, наконец, индивидуально-психологические особенности человека.
Почему одни студенты много и охотно работают над получением знаний, а возникающие трудности только добавляют энергии и желания добиться поставленной цели, а другие все делают из-под палки и при появлении препятствий их активность резко снижается (тянут до последнего сдачу задолженностей, пропускают занятия). Психологи объясняют причину такого положения такими индивидуальными особенностями как уровень интеллекта, креативность (способность самому вырабатывать новые знания), учебная мотивация (высокая учебная мотивация обеспечивает сильные положительные эмоции и переживания при достижении учебных целей), высокая самооценка приводит к формированию высокого уровня притязаний. По отдельности эти качества не гарантируют успешной учебы, но их сочетание обычно положительно влияют на успешность учебной деятельности.
Прежде всего, на успешность обучения влияет общий интеллект, уровень общей эрудиции. Чем выше интеллект, тем лучше, обычно, студент успевает в учебе. Иногда студенты, имея высокий интеллект, показывают удовлетворительную успеваемость. Это может быть связано с отсутствием интереса к профессии, неокончательным профессиональным самоопределением.
Кроме того, есть понятие социальный интеллект . Это коммуникативные способности, компетентность в общении, когда человек может налаживать контакты, влиять на других. Высокий уровень социального интеллекта важен для овладения профессиями типа человек-человек. Так же есть данные о том, что у некоторых высокий уровень социального интеллекта развивается как компенсация низкого уровня общего интеллекта. Успеваемость таких студентов может быть завышена за счет умелого воздействия на преподавателей, т. к. они приятны в общении, вызывают положительное к себе отношение.
Большинство авторов считают важным положительным фактором успешной учебы высокую самооценку . С ней связана уверенность в себе и высокий уровень притязаний. Неуверенные в своих силах и способностях студенты часто просто не берутся за решение трудных заданий, заранее думая, что не справятся. Для того, чтобы высокая самооценка была адекватной и побуждала к дальнейшему развитию, хвалить студентов надо не за объективно хороший результат, а степень усилий, которые он приложил для преодоления препятствий.
Еще один важный фактор успешной учебы – это учебная мотивация . Существует 3 направления мотивации: мотивация на получение знаний, на получение профессии, на получение диплома.
Студенты, направленные на получение знаний отличаются целеустремленностью, постоянно готовятся к занятиям, все дисциплины считают нужными для себя: для профессионализма и повышения уровня общей эрудиции.
Те, кто направлен на получение профессии, часто проявляют избирательность, «нужные и ненужные дисциплины» для их профессии. Это сказывается на успеваемости по этим предметам.
Те, у кого установка на получение диплома , часто пропускают занятия без уважительных причин, занимаются нерегулярно, предпочитают списывать и учатся обычно слабо.
На успешность учебной деятельности влияют еще и психофизиологические особенности , например, конституция ( телосложение). По телосложению различают пикников – рост средний или ниже среднего, крупные внутренние органы, укороченные конечности, мускулатура не очень развита, короткая шея, часто избыточный вес. Пикники более реактивные, быстрее расходуют силы, устают, поэтому на уроках их следует спрашивать в числе первых и вначале задавать более трудные вопросы. Пикникам чаще требуется повторение пройденного материала из-за худшей долговременной памяти.
Астеники – рост средний или выше среднего, мускулатура слаборазвита, узкая грудная клетка, удлиненные конечности, вытянутая шея. Астеникам можно давать задания возрастающей сложности, на зачетах и экзаменах спрашивать в числе последних. Им реже требуется повторение пройденного материала, долговременная память более развита.
На результаты обучения влияет и тип темперамента. Темперамент проявляется по трем направлениям – моторика, эмоциональность и общая активность. Темперамент зависит от свойств нервной системы и практически не изменяется при жизни. Человек с любым типом темперамента способен к достижениям, в том числе и к успехам в учебе, но одни условия для одного типа темперамента являются благоприятными, а для другого – неблагоприятными. Условия современного образовательного пространства более благоприятны для студентов с сильной и подвижной нервной системой, а студенты со слабой и инертной нервной системой вынуждены вырабатывать компенсаторные приемы.
Трудности для студентов со слабой нервной системой ( меланхолики) – это :
- длительная напряженная работа;
- ответственная работа, требующая напряжения;
- контрольные работы, особенно при дефиците времени;
- преподаватель задает неожиданные вопросы и требует устного ответа; ситуация письменного ответа для меланхолика более благоприятна;
- работа в шумной, неспокойной обстановке;
- работа после неудачного ответа, оцененного преподавателем отрицательно;
- работа у вспыльчивого, несдержанного преподавателя.
Для ослабления негативных эффектов необходимо:
- не ставить студента в ситуацию резкого ограничения времени, давать некоторое время на подготовку, иногда позволять давать ответы в письменной форме, не спрашивать меланхолика по новому, только что пройденному материалу;
- поощрять и подбадривать, повышать уверенность в собственных силах, замечать удачи, успехи;
- при неправильном ответе делать замечания в мягкой форме;
- по возможности не отвлекать внимание студентов на другую работу до завершения начатой.
У студентов с инертной, неподвижной нервной системой (флегматики) возникают следующие трудности:
- когда учитель предлагает задания, разные по форме, содержанию и способам решения, флегматики трудно переключаются;
- когда материал излагается в высоком темпе;
- время выполнения задания строго ограничено;
- когда необходимо дать быстрый ответ;
Преподавателям в работе с флегматиками можно рекомендовать:
- не требовать немедленного активного включения в работу, дать возможность включиться постепенно;
- не требовать выполнения нескольких разных заданий;
- помнить, что флегматикам трудно дается импровизация;
- не спрашивать в числе первых.
У инертных есть свои преимущества: способность работать долго с погружением, не отвлекаться на помехи, отличаются самостоятельностью при выполнении заданий, способны к монотонной длительной работе.
Важным моментом, влияющим на успешность обучения студентов со слабой нервной системой является поведение педагогов. Бывает так, что выслушав ответы студента мы говорим: «теперь дополнительный вопрос, даю 5 минут.
Решишь – получишь отлично, не решишь – хорошо. «Слабый» студент может так и не начать решать или готовиться, ему будет мешать сознание того, что 1 минута уже прошла, т. е. мешает лимит времени. Этой ситуации придается повышенная значимость, от одного вопроса зависит оценка. Часто студенты при такой постановке вопроса не дают ответа, теряются, пугаются. В этой ситуации многое зависит и от эмоционального состояния студента, степени доброжелательности учителя, важности оценки для студента (итоговая – от которой зависит стипендия).
Характер – еще одно важное свойство человека, способное повлиять на успех или неуспех учебы. Характер – это сочетание устойчивых психических свойств, задающих типичный способ поведения и эмоционального реагирования в различных жизненных ситуациях. Прямо характер не влияет на успешность учебы, но может создавать трудности или благоприятствовать учебе.
Прежде всего это касается акцентуаций характера, которые создают проблемные зоны. Например, гипертимный тип характера – это почти постоянно повышенное настроение, шумливость, озорство, что может приводить к конфликтам с преподавателями. Человек неусидчив, склонен к смене деятельности, его знания часто поверхностные.
Циклоидный тип – настроение меняется циклами, 2 — 3 недели приподнятого настроения меняется на подавленное, раздражительность, апатию. Таким студентам трудно привыкать к изменениям, у них дольше идет адаптация к новому учебному заведению. В периоде угнетенного состояния нуждаются в щадящем режиме и поддержке.
Конформный тип – подчиняется авторитетам, большинству в группе, не имеет собственного мнения. Педагогам необходимо поощрять собственные решения, спрашивать, что думает именно он.
Демонстративный тип – любит быть в центре внимания, ждет похвал, склонен к позерству, театральности. Часто рассказывает о себе. Если на таких студентов не обращают внимания сверстники и учителя, то возможно бегство в болезнь, ложная суицидальность для привлечения угасшего внимания. Преподавателям рекомендуется уделять внимание таким студентам и запастись терпением.
Индивидуально-психологические особенности являются устойчивыми, многие из них не меняются в течение жизни, поэтому преподаватели должны принимать их во внимание в процессе обучения и воспитания студентов.
Источник: nsportal.ru
Психологические особенности обучения студентов
Преподаватель должен помочь психологически осмыслить закономерности, принципов и методов обучения.
Студент-с латинского, усердно занимающийся, работающий, овладевающий знаниями.
Студент, определенного возраст, как личность может характеризоваться:
С биологической, социальной и психологической стороны.
С точки зрения психологии студент представлен тремя самыми важными характеристиками:
— наименьшей величиной скрытого периода (латентного) реакции на простые, комбинированные и словесные сигналы
-это оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализатора
-наибольшая пластичность в образовании сложных психических навыков.
Это особый возраст, когда развиты все виды памяти, наивысшей степенью переключения внимания, когда решают легко самые сложные вербальные проблемы.
Считают, что к 30 годам это проходит, и утрачивает большинство этих навыков.
С точки зрения социальной стороны, в этот период происходит развитие нравственных, эстетических чувств, становление характера и человек овладевает полным комплексом социальных ролей взрослого. Этот возраст называют центральным возрастом становления и развития характера.
Для студента важно быстрое становление возможностей и реальностей. С одной стороны они могут все, но уже физически не все смогут успевать это сделать
Студенчество совпадает со вторым периодом зрелости, формируется такие качества, как самостоятельность, целеустремленность. Но в этом же возрасте проявляется не мотивированный рис, и неумение представить последствие своих поступков.
Характеристики студентов на различных курсах:
Поступление в институт это мощный позитивный стимул, и он продолжается до первой сессии. Это длиться до конца второго курса.
К концу 3 курса решается вопрос Ту ли он выбрал специальность. И действительно ли он хочет быть этим специалистом. Начинают осознавать что именно их не устраивает.
1. Привыкание к новым формам студенческой жизни
2. Период самой серьезной и напряженной работы. Завершение процесса адаптации.
3. Начало специализации. Появление интереса к научной работе. Сужение сферы других интересов, помимо учебы.
4. Первое знакомство с профессией. Переоценка ценностей.
5. Четкие практические установки. И постепенный отход от форм коллективной жизни вуза.
Факторы, влияющие на успешное обучение студента в вузе:
1 категория: факторы, которыми человек обладает на момент поступления, он пришел с ними в вуз. Мы можем их только принять. Это уровень подготовки, система ценностей, степень информированности о вузовских реалиях и представление об общей профессии.
2 категория: факторы, которые формируются в процессе обучения: уровень преподавания, организация учебного процесса и тип отношения преподавателя к студенту.
Типы студентов и преподавателей:
Условно — бюджетники и коммерческие студенты
Особенности контрактников: большой плюс, они знают чего хотят, знают что им даст профессия в будущем. Они прагматичны. Они отстают в подготовленности, приблизительно на 10% сдают бюджетникам. В отличие от контрактников, у бюджетников ниже самооценка.
1. «предприниматель»- студент, который получает образования, чтобы успешно применять ее на практике. Очень критичны к подготовке преподавателя. Но он очень быстро меняет свои взгляды при смене обстоятельств.
2. «эмигрант»- получить образование и уехать. Высоко развит индивидуализм, быстрая вживаемость в различные условия. Как правило, уверен в правильности своего выбора.
3. «традиционалист»- ценит хорошее образование, высокий профессионализм педагогов, очень работоспособен, но совсем не знает реалей своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Черты: предприимчивость, самостоятельность, требовательность к преподавателю. Но современное студенчество утрачивает эрудицию, интелегентнсть и критичность к себе. К сожалению.
5 основных типов студентов (отношение к учебе):
1. Студенты, которые стремяться овладеть знаниями в рамках профессии и отлично учаться по всем предметам
2. Студенты, которые руководствуются принципом «лучше все по немного». Они хорошо учатся, плохие оценки только по тем предметам которые их не интересуют.
3. Студенты, которые интересуются будущей профессии. Все остальные предметы — балласт.
4. Студенты, которые неплохо учатся, но только по тем предметам которые им нравятся.
5. Лодыри и лентяи. Пришли в вуз по настоянию родителей или за компанию.
Чисто студенческая типотизация:
Типы преподавателей по студентам:
1. Вечный студент — человек с высоким интеллектом, профессионал, понимающий студентов.
2. «бывший военный» — самая верная точка зрения — моя, остальное «задавить»
3. «урокодатель»- который уходит из аудитории раньше звонка
Идеальный студент-это самостоятельно мыслящий человек.
Идеальный преподаватель- это знаток своего предмета, справедливый и хороший психолог.
Психологические особенности восприятия ….
Психические познавательные процесс ощущения, восприятия, внимание, память, мышление
Ощущение-простейшее способность организма познавать мир:
Зрение, слух, обаняние, осязание и вкус.
Интерорецептивные (чувство голода, чувство жажды, боль) и экстерорецептивные (из вне):
Контактные и дистантные.
Контактные – вкус, тактильные ощущения. Дистантные- зрение, слух обаяние
Восприятие- наглядно-образное ощущение мира.Виды:
1-я система- простые восприятия: зрительные, слуховые. Осязаемые…
2-я система- сложные виды восприятия: формы существования материи:
Восприятие пространства, восприятия движения, восприятие времени. Закон восприятия времени (В. Вундт): предложил за точку отчета времени взять сердцебиение. Чем чаще мы обращаем внимание на течение времени, тем медленнее оно течет. Кофеин-ускоряет течение времени, алкгоголь и тимин-замедляет.
Внимание- концентрация сознания на каком-то реальном объекте. Непроизвольное внимание- генетически обусловленное, с ним появляемся на свет. Может возникнуть от отсутствия раздражителей (тихо). Раздражители, которые внешне связаны с внутренними ощущениями. Или интерес тоже вызывает непроизвольное внимание.
Произвольное внимание-социально преобретенное внимание, формируется в процессе общения ребенка и взрослого. Послепроизвольное внимание. Человек в течение суток переживает пики внимания: 5, 11, 16, 20 и 24 часа. Длится максимум 15 минут.
Память – способность человека к восприятию, храниению и воспроизведению информации из жизненного опыта.
1 система- по длительности хранения информации:
1. Мгновенная, иконическая память. До 1 сек.
2. Кратковременная память. Сохраняется информация до 15 минут. Роль фильтра.
3. Оперативная память. Столько сколько сами захотите.Сами определяем длительность памяти.
4. Долговременная память-безгранична.
5. Генетическая память- единственный вид памяти на который не возможно повлиять.
2 система: по ведущему анализатору
3 система: по участию воли- непроизвольная и произвольная