Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее — к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Под социальной компетентностью дошкольника мы понимаем качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.
Особое место в процессе формирования социальной компетентности подрастающего поколения занимает игровая деятельность.
Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром.
Психологическая подготовка к школе [Любящие мамы]
Для того, чтобы прогнозировать успешность обучения ребенка в школе, необходимо учитывать способность к анализу и синтезу материалов. Представленных в виде рисунков, графиков, таблиц и схем. Важны также: умение проводить аналогии, классификации и обобщения, общая осведомленность ребенка. Следует учитывать уровень развития внимания. Зрительной памяти (основной упор в начальном обучении идет на зрительное восприятие информации), мелкой моторики руки.
В своей деятельности психологу следует опираться и на личностные особенности детей. К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность. Без хорошей работоспособности вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно большого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков.
Бесспорно, что чем лучше готов ребенок ко всем изменениям, связанным с началом обучения, к трудностям, которые неизбежны, тем спокойнее будет проходить процесс адаптации в школе.
А предлагаемая программа психологической подготовки детей к школе «Скоро в школу» (для детей 6-7 лет) позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий, где учитываются особенности его психического развития, полученные в результате диагностики (на диагностическом этапе).
Цель: Развитие социальной компетентности и подготовка ребенка к обучению в школе.
1. Развивать у ребенка предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, общую и мелкую моторику);
Вебинар «Психологическая подготовка к школе»
2. Формировать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе.
Возрастная категория участников программы: 6-7 лет.
Срок реализации программы 1 год – 26 занятий.
Программа состоит из следующих этапов работы:
КОНТРОЛЬНЫЙ (диагностический)
В неделю 1 занятие – 30-35 минут.
За счет того, что деятельность постоянно меняется, дети данной возрастной группы легко проводят данное время и не устают.
Программа рассчитана с учетом возрастных особенностей. Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает следующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание», «Память», «Мышление», «Речь». На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Данную программу ведет педагог-психолог.
При составлении программы «Скоро в школу» учитывается принцип комплектности методов психологического воздействия, который утверждает не только необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии, но и активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в данной программе. Ведь окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.
Ожидаемый результат:
К концу учебного года дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств и предметов. В процессе приобретения знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.
Готовность ребенка к школьному обучению к концу года предполагает наличие у него следующих качеств:
• Внимание, способность к длительному сосредоточению (15-20 мин.);
• Развитая речь и хорошее воображение;
• Дружелюбие, умение общаться с детьми и со взрослыми.
Критерии оценки:
В период дошкольного детства интенсивно развиваются все стороны психики ребенка, закладывается фундамент для его дальнейшего роста. Можно назвать три основных направления психического развития дошкольника: личность, деятельность и общение.
Методики, применяемые для изучения особенностей психического развития дошкольников, направлены:
1) На изучение познавательных процессов: внимание, память, мышление;
2) На изучение важнейших сфер личности ребенка: самооценка ребенка, уровень тревожности.
На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:
Методика «10 картинок» (Определение уровня развития процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения).
Модификация: Методика для изучения и оценки моторной персеверации» (Определение уровня шаблонного повторения движения).
Методика «Нелепицы» (При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль).
Методика «Обведи контур» (Методика предназначена для исследования наглядно-действенного мышления).
Методика «Сюжетные картинки» (Методика направлена на исследование способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла, развитию связной речи).
Тест «Классификация предметных картинок» (Определение способности к обобщениям).
Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).
Методика «Тест тревожности» (Исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми).
Содержание программы
Программа «Скоро в школу» предусматривает следующие формы организации:
1. Фронтальное (групповое) занятие.
2. Индивидуальная работа.
Структура занятий по психологической подготовке детей к школе состоит из следующих этапов:
1 часть – развитие мелкой моторики;
2 часть – развитие мышления;
3 часть – развитие речи;
4 часть – развитие памяти;
5 часть – развитие внимания;
6 часть – снятие эмоционального напряжения, релаксация.
Вначале даются игры и упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, прописывание узоров, а затем букв в тетради. Далее идут игры и упражнения на развитие познавательных процессов.
В заключительной части каждого игрового занятия проводится церемония прощания – рефлексия. Совместное обсуждение и переживание как положительных, так и отрицательных эмоций объединяет детей, порождает у них желание поддерживать друг друга.
1 «Развитие мелкой моторики».
Развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть руки необходимо для того, чтобы ребенок писал правильно, красиво и легко. Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.
• Подготовить руку к овладению безотрывным письмом (развивать тонкую моторику пальцев руки и мышцы кисти);
• Научить детей ориентироваться в пространственных категориях: право-лево, вверх-низ;
• Упражнять в написании печатного шрифта.
2 «Развитие мышления».
Рабочая программа психолого-педагогической подготовки к школе
рабочая программа по психологии (подготовительная группа)
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования и является в настоящее время одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации.
В России система дошкольного образования всегда рассматривалась как первая ступень в системе общего образования, а старший дошкольный возраст (6 — 7 лет) — как возраст общей подготовки ребенка к следующей ступени образования — начальной школе. Рост интереса к дошкольному детству относится сегодня к числу общемировых общественных тенденций. Ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов.
Программа психологической подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста
Список используемой литературы: 1. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к коррекционной и развивающей работе с детьми (5 – 7 лет) Текст: / И.В. Ганичева. – М.: Книголюб, 2004. 2. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий Текст: / Л.И.
Катаева. – М.: 2004 3. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания Текст: / Программа для детей 5 – 9 лет / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера. 2002. 4. Останкова, Ю.В. Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе Текст: / Ю.В. Останкова. – М.: «Учитель», 2006.
5. Светлова, Е.И. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша Текст: / Е.И. Светлова. – М.: Эксмо, 2007. 6. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников Текст: / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2000.
7. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6 – 7 лет Текст: / С.И. Карпова, В.В. Мамаева. – СПб: Речь, 2013. 8. Ананьева, Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению Текст: / Т.В. Ананьева. – СПб: Детство-Пресс, 2011. 9. Куражева, Н.Ю. Программа психологических занятий для дошкольников Текст: / Н.Ю.
Куражева. – СПб: Речь, 2013.
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 16700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары.
Лицензия.
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Нейропсихология как наука о мозговых механизмах высших психических функций. Направления современной нейропсихологии»
- Вебинар «Дидактический и сенсорный материал своими руками: стимулируем познавательную активность дошкольников»
- Вебинар «Формирование предпосылок учебной деятельности, мотивов учения и положительного отношения к школе как достижение современного качества дошкольного образования»
- Международный вебинар «Методический конструктор проектирования и оформления дополнительных общеразвивающих программ различной направленности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Коррекционно-развивающие программы нейрореабилитации и нейрокоррекции»
Источник: www.uchmet.ru