Психологическая подготовка к огэ программа

Форматы ЕГЭ и ОГЭ, представленный в виде решения тестовых заданий, является необычным для традиционной контрольной проверки знаний. Очевидно, что наилучшим способом для психологической подготовки учащихся будет приобщение их к решению тестовых заданий. Тренинги по работе с тестами могут проводить как учителя в рамках школьной программы, так и школьники, занимаясь самостоятельно. В помощь педагогам и учащимся Федеральный центр тестирования регулярно выпускает сборники материалов тестовых заданий. Решая тестовые задачи, ученики развивают в себе практические навыки при работе с данным форматом, приобретая умения и уверенность, добавляя себе тем самым психологической стабильности.

Второй путь решения когнитивных трудностей состоит в индивидуальной работе педагога-психолога с каждым учащимся. С этой целью проводится работа со школьниками на предмет развития навыков концентрации внимания, остроты восприятия материала, умения аналитически мыслить.

Для решения личностных проблем психологами предлагается комплекс мер для совместной работы учащегося, родителей и педагога. В первую очередь для определения индивидуальных особенностей учащихся специалисты проводят в классах тестирование на выявление уровней тревожности и психологической устойчивости к стрессам. По их результатам проводится как групповая, так и индивидуальная работа с учениками.

6. Программа психологической подготовки школьников к ЕГЭ и ОГЭ «Экзамены без стресса»

Процессуальные проблемы эффективнее всего решать в ходе учебного процесса, когда педагог подробно разъясняет учащимся всю процедуру проведения ЕГЭ, ОГЭ и возможных дополнительных действий, таких как досрочная сдача или апелляция. Техническая подготовленность ученика к процедуре также добавляет ему уверенности и положительно влияет на его внутреннее состояние.

В школах, где психологическая подготовка к экзаменам поставлена в один ряд с важнейшими педагогическими задачами, штатные психологи разрабатывают собственные методики работы с учащимися и их родителями. Многие из методик, по утверждению авторов, были созданы на основе анализа результатов работы с учащимися по традиционным психологическим схемам. Чаще всего такие специалисты выбирают нетрадиционные методы, убеждаясь в слабой эффективности стандартного подхода к психологической работе с выпускниками. Зачастую описание таких методик можно найти в Сети, авторы охотно делятся своими разработками.

Очень важным аспектом в психологической подготовке к ЕГЭ/ОГЭ является участие родителей в процессе адаптации ребенка к будущим испытаниям. На эту тему в школах проходят родительские собрания с участием психологов. Специалисты дают конкретные рекомендации родителям, чье содействие крайне важно для предотвращения возможных стрессовых ситуаций у их детей.

Советы родителям и ученикам

Родители в столь ответственный для ребенка момент играют архиважную роль в создании здоровой психологической атмосферы в семье. Ознакомительную и рекомендационную информацию о своей роли в этом процессе они могут получать на родительских собраниях с участием школьного психолога, консультациях со специалистами и самостоятельно в справочной литературе.

«Психологическая подготовка к экзаменам: секретные приёмы»

Базовые постулаты программ можно найти в литературе и на сетевых ресурсах, посвященных темам единого госэкзамена. Но тут важным моментом является адаптация этих программ к каждому конкретному ученику. А кто, как не родители, могут подобрать наиболее правильный подход к своему ребенку?

Вот самые распространенные рекомендации, которые дают специалисты для психологической подготовки родителей к ЕГЭ и ОГЭ:

  • Научите ребенка грамотному распределению времени и усилий, для этого имеет смысл вместе пройти несколько раз демоверсии.
  • Мягко контролируйте процесс восприятия ребенком информации, которая содержится в вопросах.
  • Чаще подбадривайте ребенка и не скупитесь на заслуженную им похвалу.
  • Объясните, что полученные на экзаменах баллы не всегда могут стать объективной оценкой его знаний.
  • Мотивируйте его на принятие самостоятельных решений.
  • Не допускайте перегрузок, вовремя предлагайте ребенку прервать занятия и отдохнуть. Предложите ему различные активности на свежем воздухе.
  • Самое главное – не нагнетайте в доме тревожную атмосферу, старайтесь проводить время досуга вместе за теми занятиями, которые будут интересны вашему ребенку.

Для школьников у психологов подготовлен целый арсенал методик для самостоятельной работы. Кратко основные советы:

  • Самостоятельную работу дома начните с оборудования рабочего места. Проведите ревизию всех вещей на столе и вокруг. На столе должно лежать все самое необходимое, ничего лишнего не должно отвлекать внимание.
  • Не стоит радикально перестраивать свой привычный ритм жизни из-за предстоящих экзаменов, это может только добавить негатива в процесс психологической подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
  • Составьте график самостоятельных занятий по предметам, по которым предстоит сдавать единый госэкзамен, и старайтесь его придерживаться.
  • Организуйте график занятий с учетом своего хронотипа. Жаворонку следует распределить основную нагрузку на первую половину дня, а сове для занятий предпочтительно выбрать вторую половину дня.
  • Начните работу над самооценкой. Не нужно заниматься самоуничижением. Любые попытки принизить собственную значимость ведут к дезорганизации и неумению сконцентрироваться на поставленных целях.
  • На сайтах, предлагающих различные методики психологической подготовки учащихся, как правило, подробно описана процедура проведения самого экзамена, даны рекомендации по временным затратам на различные задания. Изучите материал и пройдите самостоятельно ряд тестов с ведением хронометража. Это поможет в понимании того, грамотно ли вы распределили время для выполнения заданий.
  • Скачайте мотивационные программы на тему психологической подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Распечатайте наглядные материалы и развесьте на видных местах в доме.
  • При выполнении тестовых заданий вдумчиво прочитайте текст условия и постарайтесь понять его суть. Не торопитесь сразу отвечать. Убедитесь в правильности ответа, перечитав задание заново.
Читайте также:
Версия программы обновлена требуется перезапустить сеанс 1с как отключить

Помните, что превентивные психологические меры оказывают наиболее эффективное и мягкое воздействие, нежели экстренная помощь в уже созревшей стрессовой ситуации, которая может возникнуть на самом экзамене.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Источник: dzen.ru

Психологическая подготовка к огэ программа

up

Программа тренинговых занятий для старшеклассников «Формула успеха» (Психологическая подготовка к ОГЭ)

Здесь была ссылка на работу Программа тренинговых занятий для старшеклассников «Формула успеха» (Психологическая подготовка к ОГЭ) автора Салимуллина Лилия Рафаиловна.
Ссылка на нее удалена по требованию посредника Инфоурок.

Если вы являетесь автором этой работы и хотите подтвердить её публикацию на этом сайте, .

Тип материала: Размер: Количество скачиваний:
Документ Microsoft Word (doc)
134.95 Kb
21

Просмотров: 71

Похожие материалы

  • Индивидуальная коррекционно-развивающая программа «Азбука уверенности в себе»
  • Презентация по психологии на тему «Профессиональная культура»
  • ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО» 5 КЛАСС
  • ПРОГРАММА «МЫ ВМЕСТЕ» ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, БЕСПРИЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА 2016 — 2021 ГОД
  • Программа адаптационных занятий для пятиклассников
  • Коррекционно-развивающая программа для ребенка с ОВЗ 4 класс
  • Рабочая программа коррекционной работы для детей с ОВЗ
  • Рабочая программа «Познай себя»
  • Коррекционно — развивающая программа обучающегося с НОДА
  • Программа групповых и индивидуальных коррекционно – развивающих упражненийс обучающимися с ОВЗ

Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.

По вопросам работы сайта обращайтесь через форму обратной связи.

Источник: vseuroki.pro

Психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ: чем педагог-психолог может помочь выпускнику и родителю?

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Михайлова И.В. Психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ: чем педагог-психолог может помочь выпускнику и родителю? // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 19.06.2023).

Описание педагогического опыта

1. Информационный блок

1.1. Обоснование актуальности и перспективность опыта

Все мы неоднократно сдавали экзамены: когда оканчивали школу, поступали в институт, во время сессий. И все мы в целом представляем себе, что это такое.

В сложившихся за последние десятилетия социально-экономических условиях в нашей стране, в системе образования происходят большие изменения, касающиеся структуры образования, его форм, итогового контроля и других аспектов. Одним из таких изменений является введение в систему образования Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ).

Единый государственный экзамен – это новая реальность в нашем образовательном пространстве. И он радикально отличается от привычной формы экзамена. В большинстве случаев считается, что специальной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ не требуется, выпускникам достаточно пробного экзамена и инструкции по правилам поведения. Но, видимо, этого мало, поскольку ЕГЭ и ОГЭ принципиально отличается от привычной формы традиционных выпускных экзаменов.

Нововведения в системе общеобразовательных учреждений предъявляют высокие требования к подготовке к экзаменам, к процедуре прохождения экзаменов.

На официальном сайте Министерства образования, посвященном ОГЭ и ЕГЭ, представлено огромное количество различных материалов по Единому государственному экзамену для различных категорий читателей: самих выпускников, учителей выпускных классов, организаторов экзамена и т.д. Все эти документы носят общий инструктивный характер. Вместе с тем остается практически неосвещенной психологическая составляющая Единого государственного экзамена, связанные с ним проблемы психологического характера и возможности психологической поддержки учеников.

При рассмотрении проблемы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ упоминают важность психологического тренинга и психологической поддержки выпускников, их родителей и учителей выпускных классов, но дальнейшего развития и методического обеспечения эта тема не получает.

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом — абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям — оказать своему ребенку правильную помощь.

Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.

1.2. Условия формирования ведущей идеи опыта

С моей точки зрения, как педагога-психолога, процедура прохождения ЕГЭ и ОГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.

Для полного видения картины готовности выпускников 9-11 классов к ОГЭ и ЕГЭ я провожу анкету «Готовность к экзаменам» на начало года и перед экзаменами (Приложение 1) [4].

Цель: оценить готовность к ЕГЭ и ОГЭ глазами самих выпускников (сохранение психологического здоровья).

Использована анкета Чибисовой М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ, ОГЭ.

Анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к экзаменам глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как:

  • способность к самоорганизации (познавательный компонент);
  • уровень тревоги (личностный компонент);
  • знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент).

Анализ данных. Время проведения – ноябрь 2015 г. – апрель 2016 г.

Читайте также:
Программа успех каждого ребенка получить сертификат

Получены следующие данные по результатам анкетирования учащихся 9-11 классов (Приложение 1.1).

Вывод: Данные анкетирования 9 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам:

  • способность к самоорганизации (познавательный компонент) – с 39% (низкий уровень) до 63% (высокий уровень);
  • уровень тревоги (личностный компонент) – с 50% (высокий уровень) на 15% (низкий уровень);
  • знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент) – с 90% (низкий уровень) на 95% (высокий уровень).

Вывод: Данные анкетирования 11 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.2):

  • способность к самоорганизации (познавательный компонент) с 60% (низкого уровня) до 100% (высокого уровня);
  • уровень тревоги (личностный компонент) – со 100% (высокого уровня) до 20% (низкого уровня);
  • знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент) с 40% (низкого уровня до 100% (высокого уровня).

Положительная динамика обусловлена (по данным опроса выпускников) овладением практическими навыками освоения процедуры проведения экзамена, психологической подготовленностью родителей, самих учащихся в результате психологических занятий и индивидуальных консультаций.

Анализ данных. Время проведения – ноябрь 2016 г. – апрель 2017 г.

Вывод: Данные анкетирования 9 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.3):

  • способность к самоорганизации (познавательный компонент) – с 72% (низкий уровень) до 58% (высокий уровень);
  • уровень тревоги (личностный компонент) – с 71 % (высокий уровень) на 21% (низкий уровень);
  • знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент) – с 29 % (низкий уровень) на 21 % (высокий уровень).

Вывод: Данные анкетирования 11 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.4):

  • способность к самоорганизации (познавательный компонент) с 57% (низкого уровня) до 71% (высокого уровня);
  • уровень тревоги (личностный компонент) – со 71% (высокого уровня) до 14% (низкого уровня);
  • знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент) с 57 % (низкого уровня до 85% (высокого уровня).

Положительная динамика обусловлена (по данным опроса выпускников) овладением практическими навыками освоения процедуры проведения экзамена, психологической подготовленностью родителей, самих учащихся в результате психологических занятий и индивидуальных консультаций.

Анализ данных. Время проведения – ноябрь 2017 г. – апрель 2018 г.

Получены следующие данные по результатам анкетирования учащихся 9-11 классов

Вывод: Данные анкетирования 9 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.5):

  • способность к самоорганизации (познавательный компонент) – с 47% (низкий уровень) до 82% (высокий уровень);
  • уровень тревоги (личностный компонент) – с 78 % (высокий уровень) на 17% (низкий уровень);
  • знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент) – с 50 %(низкий уровень) на 82 % (высокий уровень).

Вывод: Данные анкетирования 11 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.5):

  • способность к самоорганизации (познавательный компонент) с 73% (низкого уровня) до 81% (высокого уровня);
  • уровень тревоги (личностный компонент) – со 73% (высокого уровня) до 9% (низкого уровня);
  • знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент) с 37 % (низкого уровня до 100% (высокого уровня)

Положительная динамика обусловлена (по данным опроса выпускников) овладением практическими навыками освоения процедуры проведения экзамена, психологической подготовленностью родителей, самих учащихся в результате психологических занятий и индивидуальных консультаций.

Анализ данных. Время проведения – ноябрь 2018 г.

Получены следующие данные по результатам анкетирования учащихся 9-11 классов.

Вывод: Данные анкетирования 9 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.6):

  • способность к самоорганизации (познавательный компонент) – 39% (низкий уровень);
  • уровень тревоги (личностный компонент) – 64 % (высокий уровень);
  • знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент) – 67 % (низкий уровень).

Вывод: Данные анкетирования 11 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.7):

  • способность к самоорганизации (познавательный компонент) с 50% (низкого уровня);
  • уровень тревоги (личностный компонент) – со 63% (высокого уровня);
  • знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент) с 25 % (низкого уровня).

Динамику будет видно, когда проведем повторное анкетирование в апреле 2019 года.

Таким образом после проведения психологических занятий по программам» Радуга настроения» и «Мой мир», данные свидетельствуют о положительной динамике по обозначенным параметрам психологической готовности выпускников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Полученные данные доведены до сведения учителей, работающих в 9-11 классах (совещание педагогического коллектива).

Проведено индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики (выявление запроса на помощь и поддержку).

Систематически оформлялся информационный стенд в холле школы, стенды в классных комнатах (темы: «Формулы самовнушения», «Экзаменационная диета» и т.д.). На них размещались рекомендации, советы по психологической поддержке родителей, выпускников в период подготовки и проведения ОГЭ и ЕГЭ. Информация также размещалась на сайте школы.

По результатам тестирования, проведенного на выпускниках нашей школы, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

  • сомнение в полноте и прочности знаний;
  • сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
  • психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе (стресс незнакомой ситуации, стресс ответственности перед родителями и школой).

Таким образом, я условно выделила три группы трудностей ОГЭ и ЕГЭ для наших учащихся:

  • познавательные – связанные с особенностями переработки информации в ходе ОГЭ и ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета (эти трудности являются всего периода обучения в школе);
  • личностные – обусловленные особенностями и состояниями, отсутствием возможности получить поддержку взрослых;
  • процессуальные – связанные с самой процедурой ЕГЭ и ОГЭ и отсутствием четкой стратегии деятельности.
Читайте также:
На какой программе стирается обувь

2. Описание технологии опыта

2.1. Целеполагание опыта

В связи с обозначенными проблемами мною составлен План «Психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ» (Приложение 2).

План включает 5 направлений:

  1. Диагностическое направление.
  2. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
  3. Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
  4. Профилактическая работа.
  5. Организационно-методическая работа.

По данному плану разработаны программы «Радуга настроения» для 11 класса и «Мой мир» для 9 класса (Приложение 3, 4).

Цель работы: создание условий для оказания психологической помощи выпускникам 9, 11-х классов, их родителям, педагогам в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Из основной цели вытекают задачи:

  1. Способствовать совершенствованию познавательного компонента психологической готовности к ОГЭ у учащихся.
  2. Содействовать адаптации учащихся к процессу проведения ОГЭ.
  3. Создать необходимый психологический настрой у педагогов, классных руководителей, учащихся и их родителей во время подготовки и проведения экзаменационных испытаний.

2.2. Организация деятельности

Я считаю, что основным, наиболее важным направлением подготовки является психологическое просвещение и профилактика для выпускников.

Занятия я провожу ежегодно для учащихся – 9, 11 классов во втором полугодии в групповой и индивидуальной форме. На своих занятиях я использую разные методы и приемы: беседы, тренинговые занятия, игры, упражнения. Мои занятия имеют теоретическую и практическую направленность.

Кроме запланированных мною групповых занятий, провожу индивидуальные занятия по запросу учащихся с элементами тренинга по темам:

  • «Психологические «мелочи» при подготовке и сдаче экзаменов»;
  • «Способы преодоления тревожности – урегулирование эмоционального состояния»;
  • «Стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность»;
  • «Как работать по инструкции»;
  • «Способы снятия эмоционального напряжения»;
  • «Способы развития и стимулирования внимания, памяти»;
  • «Самовнушение, релаксация»;
  • «Организация питания в экзаменационный период».

Например, практикум «Как организовать свое время?» включает в себя составление плана подготовки к экзаменам на два месяца и распределение нагрузки в течение недели. Учащиеся заполняют таблицу по дням недели и разделам «утро, день, вечер». На каждый день записывают, какой предмет, в какое время и в какой форме (курсы, консультация или самоподготовка) готовиться. Такая форма работы помогает учащимся организовать свою деятельность, спланировать занятия, снизить нагрузки, распределить подготовку к экзаменам и подготовку домашних заданий, выделить время отдыха.

Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника, на мой взгляд, является ознакомление родителей со способами правильного общения с ним, оказания ему психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического климата Психологическая поддержка во время подготовки к важному этапу в жизни ребенка – это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах старшеклассника с целью укрепления его самооценки; помогает ему поверить в себя в свои способности; поддерживает его при неудачах (Приложение 5).

Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины, экзамена, снижение родительской тревоги. Для родителей я разработала практические советы, тренинги: «Сдаем экзамены. Психологическая помощь и поддержка (режим питания, режим дня выпускника, эффективные способы работы с информацией, овладение способами снятия тревожности, стресса; родительская поддержка и др.)»

Для просвещения родителей выпускников провожу родительские собрания, на которых предлагаю рекомендации по организации режима дня старшеклассников, поддержке и помощи детям в период до, во время и, даже после, экзаменов, выдаю советы и рекомендации в виде буклетов «Психологи рекомендуют» (Приложение 6).

Мною разработаны рекомендации классным руководителям, учителям – предметникам (на педагогическом совете, совещании педагогического коллектива («Психологические особенности подростков. Риски и проблемы»), «Психологические «мелочи» при подготовке к экзаменам») – по использованию индивидуального подхода к учащимся 9, 11 классов в период подготовки и проведения экзаменов (Приложение 7).

В период подготовки и сдачи ОГЭ, ЕГЭ с целью оказания психологической помощи и поддержки учащимся 9, 11 классов, родителям в течение учебного года организована работа консультационного пункта:

  • консультирование учащихся – в течение рабочего дня – до 15.00 (по договоренности с учащимся, по запросу);
  • консультации для родителей – среда с 03.00 – 15.00 час (другое время по договоренности) (Приложение 8).

Вывод по проведенной работе

  1. С целью оказания психологической помощи и поддержки учащимся 9, 11 классов, родителям в течение учебного года продолжить работу консультационного пункта;
  2. На занятиях курса «Радуга настроения» 11 класса и « Мой мир» для 9 класса использовать тренировочные упражнения по правильному выполнению инструкции; психологические приемы работы с информацией (как лучше отбирать, запоминать, сохранять в памяти и т.д.), отрабатывать следующие психотехники: как справиться с волнением, как правильно презентовать себя и свой ответ (на практических заданиях). Включать элементы занятий по психологической поддержке (конструирование ситуаций, приближенных к экзамену: «Вы накануне экзамена, во время экзамена, после экзамена»).
  3. Продолжить работу по программе «Психологическое сопровождение учащихся в период подготовки и сдачи ОГЭ, ЕГЭ»;
  4. Систематически готовить сообщения для учителей, классных руководителей по психолого-педагогическому сопровождению учащихся 9,11 классов в период подготовки и проведения экзаменов.

Литература:

  1. Грецов А. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2008.
  2. Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ: тренинг для старшеклассников // Школьный психолог. 2008. № 9.
  3. Психологическая подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации: методические рекомендации / автор-составитель: Боброва И.А. Ставрополь: СКИПРО ПК и ПРО.
  4. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями // Психолог в школе. М.: Генезис, 2008.

Источник: kssovushka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru