Психологи как профессиональная общность научные организации и исследовательские программы

Возможности реализации профессиональных связей между психологами достаточно многообразны, основными форма­ми которой являются психологические ассоциации, общества, учреждения и психологические журналы.

Крупнейшей организацией, объединяющей психологов мира, является Международный союз психологической науки (The International Union of Psychological Science — IUPsyS). В его состав входят национальные союзы и ассоциации, представляющие пси­хологов отдельных стран по принципу «одна ассоциация — одна страна». IUPsyS был основан в 1951 г. и на сегодняшний день объ­единяет 54 национальные психологические ассоциации. В свою очередь IUPsyS входит в состав Международного совета социальных наук (ISSC) и Международного совета научных союзов (ICSU). Кроме того, за IUPsyS закреплен консультативный статус при ЮНЕСКО.

Крупнейшим психологическим национальным союзом сегод­ня является Американская психологическая ассоциация (АРА), объ­единяющая в своих рядах более 200 тысяч психологов. Ассоциация разрабатывает стандарты профессиональной подготовки и компе­тентности практических психологов и контролирует их соблюде­ние.

10 минут, чтобы узнать о профессии психолог

По данным стандартам к психологам относятся специалисты с докторской степенью. Работников со степенью магистра назы­вают ассистентами психологов или специалистами, например по школьной психологии. Для того чтобы поддерживать высокое ка­чество профессиональной компетентности психологов, в стране действует система лицензирования. Впервые в США экзамен на получение лицензий был введен в 1965 г. Для получения лицензии необходимо иметь докторскую степень, определенный рабочий стаж, сдать письменный и устный экзамен и набрать соответству­ющий проходной балл.

Россия также представлена в составе IUPsyS национальной орга­низацией — Российским психологическим обществом (РПО) при Президиуме Российской академии наук 1 , которое основано в 1994 г. в Москве на Учредительном съезде, став правопреемником Об­щества психологов СССР. В состав общества входит 56 региональ­ных отделений, и руководит им Координационный совет (КС),

1 Юридический адрес Российского психологического общества: 129366, г — Москва, ул. Ярославская, 13.

избираемый съездом, а в промежутках между съездами и заседа­ниями КС РПО — президент и Президиум КС. В своей деятельно­сти общество руководствуется уставом и программой. В структуре РПО образованы секции: психологии образования, военной пси­хологии, психологии творчества, психологии рекламы и другие. РПО издает серию сборников «Психология сегодня», журнал «Пси­хологическое обозрение».

Помимо РПО в России действует немало независимых психо­логических ассоциаций: Ассоциация психологов-практиков, Кол­легия семейных психологов, Психофизиологическое общество, Ассоциация гуманистической психологии, Российская психоана­литическая ассоциация и др. Имеются также более специализиро­ванные общества и организации, в сфере интересов которых — прикладные проблемы практической психологии в различных от­раслях и сферах жизнедеятельности людей, например Психологи­ческое общество травматического стресса, Всероссийская феде­рация спортивной психологии и др.

Зная эту схему, люди решают свои психологические проблемы

Психологические учреждения — это научно-исследовательские институты или их структурные подразделения, факультеты пси­хологии вузов, отраслевые лаборатории, психологические кафед­ры вузов, в которых ведется исследовательская работа в области психологии и производится подготовка кадров психологов.

К психологическим учреждениям относятся научно-исследо­вательские институты, центры и их подразделения, факультеты психологии вузов, центры подготовки и повышения квалифика­ции практических психологов. В России имеется несколько ведущих психологических учреждений, к которым прежде всего следует отнести Психологический институт РАО и Институт психологии РАН.

Психологический институт РАО (ПИ РАО) был основан в 1912 г. при кафедре философии на историко-филологическом факульте­те Московского университета под названием Институт психоло­гии. Московский институт, созданный Г. И. Челпановым при ма­териальной поддержке известного мецената С. И. Щукина, вопло­тил в себе все лучшее, что было накоплено к тому времени миро­вой практикой организации экспериментально-психологических исследований. Первым директором Института был Г. И.Челпанов.

На протяжении 90 лет институт неоднократно менял свое на­звание, но всегда оставался центром фундаментальных исследо­ваний. Сейчас в нем работают более 240 сотрудников 1 .

Долгие годы Психологический институт был практически един­ственным специализированным научно-исследовательским учреж­дением в нашей стране. Понадобилось почти 70 лет для того чтобы в стране был организован еще один исследовательский центр —

См.: Современная психология: справочное руководство. — М., 1999.

институт психологии РАН (ИП РАН). Большую роль в создании института сыграл видный отечественный психолог Б. Ф.Ломов. В этом еМу оказывали помощь такие выдающиеся ученые, как П. К. Ано­хин, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.Д.Небылицын, Е.В.Шорохо-в в большинстве институтов имеются отделы и лаборатории психологического профиля. К их числу относятся: Институт коррекционной педагогики РАО, Институт педагоги­ческих инноваций РАО, Исследовательский центр семьи и дет­ства РАО, Исследовательский центр социальной педагогики РАО, Исследовательский центр социологии образования РАО, Иссле­довательский центр эстетического воспитания РАО, Институт профессионального самоопределения молодежи РАО.

Созданный в 1992 г. Институт развития личности РАО зани­мается преимущественно психологическими исследованиями: психологией реабилитации личности, психологией жизненного самоопределения, психологией развития и др.

Крупнейшим исследовательским центром в области медицин­ской психологии и психотерапии является Психоневрологический институт имени В.М.Бехтерева в Санкт-Петербурге.

Исследования по прикладной психологической проблематике ведутся в Военном университете МО РФ, Центре подготовки кос­монавтов им. Ю.А.Гагарина, НИИ авиационной и космической медицины, в 178-м Научно-практическом центре ГШ ВС РФ, Ин­ституте медико-биологических проблем, во Всероссийском НИИ МВД РФ, Всероссийском НИИ технической эстетики и множе­стве других ведомственных научно-исследовательских учреждений.

Читайте также:
Лучшие программы для спортзала

Мощнейшим научным психологическим потенциалом распо­лагают факультеты психологии крупнейших университетов: Мос­ковского государственного университета (МГУ), Московского государственного педагогического университета (МГПУ), Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Воен-

ного университета МО РФ, Ярославского государственного уни­верситета (ЯрГУ). Кафедры и лаборатории этих вузов проводят исследования, соответствующие мировому уровню.

В научно-исследовательских учреждениях основным рабочим органом выступают исследовательские лаборатории. Например, в Институте психологии РАН в разное время функционировали сле­дующие лаборатории: теории и истории психологии, социальной психологии, когнитивных процессов, психологии речи и психо­лингвистики, невербальной коммуникации, психофизиологии, психологии труда и др.

Деятельность лаборатории направляется темой научного иссле­дования, которая предопределяет перспективу исследовательской работы ее сотрудников на несколько лет вперед. В качестве основ­ных результатов научной работы выступают:

— на уровне лаборатории — отчет об итогах исследовательской работы;

— на индивидуальном уровне — диссертационные исследо­вания, выполненные научными сотрудниками в рамках общей тематики исследовательской работы и являющиеся предметом коллективного обсуждения представителей научного сообщества, входящих в специализированные ученые советы.

Для того чтобы с этими результатами мог ознакомиться широ­кий круг специалистов, данные результаты публикуются на стра­ницах психологических журналов. Психологические журналы — это периодические издания, освещающие развитие психологической науки и ее проблемы. В нашей стране такими журналами являются «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Мир пси­хологии», «Вестник Московского университета», «Психологиче­ская наука и образование», «Школьный психолог», «Прикладная психология и психоанализ» и др. Такое заочное общение психоло­гов в обсуждении результатов экспериментальных исследований, психологических методик и технологий на страницах научных журналов служит важным источником их профессионального со­вершенствования.

Основными формами обсуждения ключевых вопросов развития академической и практической психологии, психологической службы в нашей стране являются съезды и конференции психо­логов — членов Российского психологического общества.

Профессиональное взаимодействие психологов осуществляется также в форме непосредственного участия в различных специали­зированных практических семинарах, на которых обсуждаются вопросы теории и практики организации психологической рабо­ты в учреждениях и организациях, оказания психологической по­мощи и т. п.

К важной форме взаимодействия, обеспечивающей совмест­ное решение проблемы, можно отнести участие психологов в ре-

здизации различного рода экспериментальных исследований. Об­мен опытом происходит также в ходе взаимного посещения сеан­сов консультирования и психотерапии, наблюдения за работой квалифицированных специалистов. По мнению многих практиче­ских психологов, каждый начинающий специалист до начала профессиональной деятельности должен лично пройти курс ин­дивидуального консультирования и групповой психотерапии, особенно в группах, ориентированных на совершенствование лич­ности, т. е. проработать свои проблемы при содействии опытного профессионала. Это нужно для понимания механизмов достиже­ния психотерапевтического эффекта, а также динамики происхо­дящих с клиентом изменений во время работы с психологом.

Многообразие связей между психологами, обеспечивающее их профессиональный и личностный рост, осуществляется и во мно­гих других формах.

Источник: lektsia.com

Лекция 6. Психологи как профессиональная общность

Основные этапы становления научной и практической психологии в стране и за рубежом.

Российские и мировые психологические общества, учебные заведения, исследовательские центры, периодические и информационные издания. Формы профессионального общения (конгрессы, съезды, симпозиумы, конференции, семинары). Основные психологические профессии, места работы психологов. Типы карьеры психологов России. Квалификационные требования к психологам-специалистам в стране и за рубежом.

Семинар 3. Подготовка психологов и профессиональное взаимодействие.

Вопросы для обсуждения

1. Мотивация выбора профессии и обучения в вузе.

2. Ролевое взаимодействие «педагог — ученик»: ожидания и реальность.

3. Учебная деятельность как этап профессионального становления личности.

4. Личные предпочтения в отношении будущей профессиональной деятельности.

5. Особенности профессионального взаимодействия психологов, возможности и ограничения в этой сфере.

1. Анастази А. Психологическое тестирование. — М.: Изд-во «Педагогика». -1982. — Кн. 1. — С.50-66. — Кн. 2. — С.94-97.

2. Бейкер К.Г. Система охраны психического здоровья в США // Вопросы психологии. — 1990. — № 6. — С. 53-63.

3. Бурлачук Л.Ф. О дилетантизме в психологической диагностике // Вопросы психологии. — 1993. — № 5.

4. Володарская И.А., Лизунова Н.М. Система подготовки психологов в США // Вестник Моск. ун-та. — Сер. 14. — Психология. — 1989. — № 3. — 1990. -№.1

5. Гульдан А.В., Назренко IO.B. Психологические службы в системе здравоохранения, состояние и перспективы. Жизнь и психология // Вопросы психологии. — 1991. — № 3.

6. Гюто М. Психологи во Франции // Иностранная психология. — 1993. — № 2. -С. 75-83.

7. Захаров И., Ляхович Е. Дж. Ньюмен и его модель идеального университета. — М.: Изд-во «Alma mater». — 1993. — № 1. — С. 36^4.

8. Ждан А.Н. Преподавание психологии в Московском университете (к 80-летию Психологического института и 50-летию кафедры психологии Московского университета) // Вопросы психологии. — 1993 — № 4.

9. Кареев Н. Идеалы общего образования. — М.: Изд-во «AIma mater.». -1992.-№1-С.4-6.

10. Климов Е.Л. Сообщество психологов России: сущее и должное // Вопросы психологии. — 1995.-№ 2.-С. 118-124.

11. К созданию Российского психологического общества // Вопросы психологии. — 1995.-№ 2.-С. 113-117.

12. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы — СПб: Изд-во «Питер», 2000. — С. 433-434.

Читайте также:
Как поставить пробел в программе паскаль

13. Лапп Д. Улучшаем память — в любом возрасте. — М.: Изд-во «Мир». -1993. -№ 2. -240с.

14. Московский университет в воспоминаниях современников/ Сост. Емельянов Ю.Н. — М.: Изд-во «Современник», 1989.

15. Налимов B.C. Мы стоим перед тайной. — М.: Изд-во «Alma mater». — 1993. — № 2. — С. 17-20.

16. Поляков Ю.Ф., Крус Перес Ф. Охрана психологического здоровья в Мексике//Вопросы психологии. — 1991. -№ 5.

1 7. Положение о психологической службе системе народного образования // Вопросы психологии. — 1991. — № 1.

18. Психологические центры СССР (1988). — М.: Изд-во ИП АН СССР. 1988.

19. Пойзнер Б.И. Человек университета. — М.: Изд-во

20. Программы дисциплин по типовому учебному плану специальности 0204. Психология. для гос. университетов. — М.: Изд-во Моск. ун-та. — 1991. -Вып. 1.-С.176.-Вып.

2.- С.39.

21. Смирнов А. Компенсация затрат зарубежных вузов на обучение иностранных граждан. — М.: Изд-во «Alma mater». — 1992. — №2-6. — С. 77-80.

22. Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов — консультантов // Психологический журнал. — 1994.-№ 6.-С. 121-127.

23. Философия образования для XXI в.: Сборник статей. — М.: Изд-во МГУ, 1992.

24. Хорошев И.Н. Образование должно быть реальным. — М.: Изд-во «А1таmater».- 1993.-

25.Щедрина Е.В. Американская психологическая ассоциация // Вопросы психологии. –

Лекция 7. Личность профессионала и этический кодекс психолога

Становление личности профессионала и развитие профессионального самосознания. Внутренняя мотивация профессиональной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности. Профессиональные самооценка, самоконтроль, ответственность.

Учет индивидуальных особенностей для оптимизации учебной и профессиональной деятельности. Стадии профессионального развития. Профессия как образ жизни.

Этический кодекс психолога.

Семинар 4. Личность профессионала и этический кодекс психолога. Вопросы для обсуждения

1. Личность психолога: идеал и реальность.

2. Соответствие собственной личности идеалу (ограничения и ресурсы).

3. Возможности и ограничения профессиональной деятельности психолога.

4. Профессиональная позиция и этический кодекс психолога.

5. Общие итоги курса.

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Изд-во «Мысль». 1991.

2. Артемьева Е.Ю., Вяткин Ю.Г. Психосемантические методы описания профессий // Вопросы психологии. — 1986. — № 3. — С.127-133.

3. Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К. Профессиональная составляющая образа мира // Мышление и общение. — Ярославль: Изд-во «Мир», 1988.

4. Аминов Н.Л., Молоканов М.В. Социально — психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. -1992. -№1-2.

5. Ассаджиоли Р. Духовное развитие и нервные расстройства. — М.: Изд-во «Урания», — 1992. — №2.

6. Бахтин Е. М Философия поступка // Ежегодник по науке и технике. — М.: Изд-во «Наука», 1986.

7. Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности и в формировании личности // Психология формирования и развития личности. — М.: Изд-во «Наука». — С. 159-197.

8. Буякс Т. М. Опыт наслаждения процессом деятельности // Вестник Моск. ун-та. — Сер. 14. — Психология. — 1995.- №2.

9. Гичан И.С. Психология профессионального становления специалиста. -Киев: Изд-во «Киев», 1989.

10. Зинченко В.П., Моргунов Е.Л. Человек развивающийся. — М.: Изд-во «Пресс», 1995.

11. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань: Изд-во КГУ, 1969.

12.Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. — СПб.: Изд-во С-ПГУ. -1991.-Гл. 3.

13. Ливенхуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. — М.: Изд-во «Знание», 1994.

14. Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Сьюпера // Вопросы психологии. — 1975. -№ 5. -С. 110-122.

15.Неймер Ю.Л. От кризиса общества к кризису труда // Соц. исследования. -1992.-№ 5.

16.Овсянникова В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней // Вопросы психологии. — 1981. — № 5. — С. 133-137.

17.Петренко В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов //Вопросы психологии. — 1986. — № 3. — С. 133.

18.Профессиональный кодекс этики для психологов. Бонн, ФРГ, 1986 //Вопросы психологии. — 1990.-№6. -С.148-153.

19.Профессиональный кодекс этики для психологов. Мадрид // Вопросы психологии. — 1990. — № 5.

20.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие// Под общей редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. — СПб: Изд-во «Питер», 2000. — С.545-552.

21.Пузырей А.А. О научности в психологии. Материалы круглого стола //Вопросы психологии. — 1993. -№ 5. — С.33.

22. Этические принципы скандинавских психологов // Вопросы психологии. -19S9.-№1.-С.142-148.

Введение Организация работы по освоению курса…………………………………….
Литература…………………………………………………………………….
Содержание курса Лекция 1. Житейская и научная психология Лекция 2.Академическая и практическая психология Семинар 1. Житейская, научная и практическая психология……………..
Лекция 3. Профессиональная деятельность и выбор профессии Лекция 4. Видь; деятельности профессионального психолога Семинар 2. Психология как профессия………………………………………
Лекция 5. Учебно-профессиональная подготовка психолога……………..
Лекция 6. Психологи как профессиональная общность Семинар 3. Подготовка психологов и профессиональное взаимодействие
Лекция 7. Личность профессионала и этический кодекс психолога. Семинар 4. Личность профессионала и этический кодекс психолога…….
Читайте также:
Какие программы обмена существуют

Техн.редактор А.В.Миних Издательство Южно-Уральского государственного университета

ИД № 00200 от 28.09.99. Подписано в печать 05.12.2000. Формат 60×84 1/16. Печать офсетная. Усл.печ. л. 0,70. Уч.-изд. л. 0,79. Тираж i50 экз. Заказ 553/474. Цена 6 р. УОП Издательства. 454080, г.Челябинск, пр. им.

В.И.Ленина. 76.

Дата добавления: 2015-12-07 ; просмотров: 362 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.019 сек.)

Источник: mybiblioteka.su

Психологи как профессиональная общность

Наиболее известными научно-исследовательскими центрами в России считаются Психологический институт Российской Акаде­мии образования — ПИ РАО (Москва), Институт психологии Рос­сийской Академии наук — ИП РАН (Москва), факультет психологии Московского университета, факультет психологии Санкт-Петербургского университета, Психоневрологический ин­ститут им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург), факультет психоло­гии Ярославского университета, Институт развития личности (Москва).

Для координации своей деятельности психологи создают профессиональные общественные организации. Во всех странах, как правило, существуют национальные психологические общества или ассоциации: России — Российское психологическое общество (РПО), в США —Американская психологическая ассоциация, в Великобритании —британское психологическое общество и т.д. С 1957 г. существует Общество психологов СССР, в дальнейшем в 1994 г. воссозданное как Россий­ское психологическое общество.

Нередко существуют отдельные ассоциации по конкретным сферам профессиональной пси­хологической деятельности: объединения школьных психологов гештальт-терапевтов, психоаналитиков, психодраматиков, оргкон-сультантов и др.

Какие цели, задачи и интересы объединяют психологов?

Можно выделить следующие основные цели объединения пси­хологов в общественные организации:

1) обмен научной информацией и опытом практической дея­тельности;

2) регулирование норм и стандартов профессиональной дея­тельности;

3) повышение квалификации профессиональных психологов;

4) регулирование статуса и норм профессиональных отноше­ний между психологами и работодателями.

.В России существуют и некоторые другие объединения психо­логов,

· Международная академия психологических наук с центром в Ярославле (МАПН),

· Международная академия акмеологических наук с центром в Санкт-Петербурге, Психофизиологическая ассоциация, Ассоциация гуманистической психологии.

На­циональные психологические общества и ассоциации объединя­ется в международные. К организациям такого типа относятся Европейская федерация ассоциаций профессиональных психологов Международный союз психологической науки, Международ­ный совет психологов.

Кроме того, существуют международные общества и ассоциации по отдельным направлениям научной или практической психологии. К числу наиболее известных и авторитетных относятс например, Международная ассоциация прикладной психологии, Международная ассоциация школьной психологии, Международная ассоциация кросс-культурной психологии, Общество изуче­ния стресса и тревожности, Международная ассоциация групповой психотерапии.

Все психологические общества и ассоциации проводят регу­лярные встречи, симпозиумы, съезды, конференции.

Каждое общество или ассоциация обычно выпускает регуляр­ные информационные бюллетени, журналы. В России информацию о жизни психологического сообщества можно получить из сооб­щений в журналах «Вопросы психологии» и «Психологическом журнале », в «Психологическом информационном бюллетене», издаваемом Институтом психологии РАН, в «Психологической газете», издаваемой фирмой ИМАТОН.

Для повышения квалификации и обмена опытом помимо на­учных и практических конференций проводятся различного рода обучающие семинары, тренинги, курсы по отдельным актуальным направлениям психологии. Участие психологов в мероприя­тиях такого рода необходимо для углубления их знаний, умений, для расширения практического опыта. Для оценки уровня профес­сиональной квалификации специалистов-психологов в соответству­ющих ведомствах создаются экспертные комиссии.

Методы психологии. Классификация Б.Г.Ананьева.

Методика – конкретное воплощение метода

Метод – путь исследования

Методология – учение о методе

Классификация предложена Ананьевым в 1977 г.

4 группы методов:

I. организационные

  1. Сравнительный или метод поперечного среза (предполагает сравнительный анализ психических качеств в различных группах, отличающихся по возрасту, половому признаку)

«-» — нет динамики процесса

  1. Лонгитюдный (продольного среза) – изучение психических качеств у человека (группы) на протяжении длительного времени
  1. комплексный метод (изучение одной проблемы разными науками). Пример: мышление – психологи, физиологи, эвристика творческое мышление

II. Эмпирические

  1. Обсервационные (неэкспериментальные)

· Наблюдение – метод сбора эмпирических данных с помощью органов чувств, кот. Заключается в преднамеренном и систематическом непосредственном восприятии и регистрации психических явлений. (отличать от житейского). Научное наблюдение не ограничивается описанием внешних явлений, объясняет психологич. природу этих явлений, характеризуется наличием гипотез, систематичностью, организованностью, проводится по плану. Данные фиксируются и обрабатываются, формулируются выводы.

«+» — позволяет Фиксировать психические состояния человека в момент их совершения в естественных условиях

«-» — нет возможности ими управлять, субъективизм

Эксперимент – метод пс. исследования, для кот. целенаправленно создается искусственная ситуация, в кот. изучаемое свойство выявляется, проявляется и оценивается. Цель – установление причинно-следственных связей между явлениями. Отличие от наблюдения – активное вмешательство со стороны исследователя

· Лабораторный (в спец.созданных условиях)

· Естественный (класс, коллектив)

· Психолого-педагогический (в школе, в саду)

  1. Психодиагностические методы

· Анкета (перечень заранее подготовленных вопросов) – открытые (испытуемый сам формулирует ответ), закрытые

· Беседа (заранее продуманные вопросы, предполагающие развернутые ответы)

«+» — м.зафиксировать эмоциональную и поведенческую реакцию. человека

«-» — много времени, чтобы всех опросить

· Интервью (лаконичный ответ – да, нет)

· Тесты – задания или набор заданий (интеллекта, успешности, проективные, вербальные, индивидуальные и групповые и др.)

3. праксиметрический метод – анализ продуктов деятельности (сочинения, поделки, рисунки)

Источник: poisk-ru.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru