Возможности реализации профессиональных связей между психологами достаточно многообразны, основными формами которой являются психологические ассоциации, общества, учреждения и психологические журналы.
Крупнейшей организацией, объединяющей психологов мира, является Международный союз психологической науки (The International Union of Psychological Science — IUPsyS). В его состав входят национальные союзы и ассоциации, представляющие психологов отдельных стран по принципу «одна ассоциация — одна страна». IUPsyS был основан в 1951 г. и на сегодняшний день объединяет 54 национальные психологические ассоциации. В свою очередь IUPsyS входит в состав Международного совета социальных наук (ISSC) и Международного совета научных союзов (ICSU). Кроме того, за IUPsyS закреплен консультативный статус при ЮНЕСКО.
Крупнейшим психологическим национальным союзом сегодня является Американская психологическая ассоциация (АРА), объединяющая в своих рядах более 200 тысяч психологов. Ассоциация разрабатывает стандарты профессиональной подготовки и компетентности практических психологов и контролирует их соблюдение.
10 минут, чтобы узнать о профессии психолог
По данным стандартам к психологам относятся специалисты с докторской степенью. Работников со степенью магистра называют ассистентами психологов или специалистами, например по школьной психологии. Для того чтобы поддерживать высокое качество профессиональной компетентности психологов, в стране действует система лицензирования. Впервые в США экзамен на получение лицензий был введен в 1965 г. Для получения лицензии необходимо иметь докторскую степень, определенный рабочий стаж, сдать письменный и устный экзамен и набрать соответствующий проходной балл.
Россия также представлена в составе IUPsyS национальной организацией — Российским психологическим обществом (РПО) при Президиуме Российской академии наук 1 , которое основано в 1994 г. в Москве на Учредительном съезде, став правопреемником Общества психологов СССР. В состав общества входит 56 региональных отделений, и руководит им Координационный совет (КС),
1 Юридический адрес Российского психологического общества: 129366, г — Москва, ул. Ярославская, 13.
избираемый съездом, а в промежутках между съездами и заседаниями КС РПО — президент и Президиум КС. В своей деятельности общество руководствуется уставом и программой. В структуре РПО образованы секции: психологии образования, военной психологии, психологии творчества, психологии рекламы и другие. РПО издает серию сборников «Психология сегодня», журнал «Психологическое обозрение».
Помимо РПО в России действует немало независимых психологических ассоциаций: Ассоциация психологов-практиков, Коллегия семейных психологов, Психофизиологическое общество, Ассоциация гуманистической психологии, Российская психоаналитическая ассоциация и др. Имеются также более специализированные общества и организации, в сфере интересов которых — прикладные проблемы практической психологии в различных отраслях и сферах жизнедеятельности людей, например Психологическое общество травматического стресса, Всероссийская федерация спортивной психологии и др.
Зная эту схему, люди решают свои психологические проблемы
Психологические учреждения — это научно-исследовательские институты или их структурные подразделения, факультеты психологии вузов, отраслевые лаборатории, психологические кафедры вузов, в которых ведется исследовательская работа в области психологии и производится подготовка кадров психологов.
К психологическим учреждениям относятся научно-исследовательские институты, центры и их подразделения, факультеты психологии вузов, центры подготовки и повышения квалификации практических психологов. В России имеется несколько ведущих психологических учреждений, к которым прежде всего следует отнести Психологический институт РАО и Институт психологии РАН.
Психологический институт РАО (ПИ РАО) был основан в 1912 г. при кафедре философии на историко-филологическом факультете Московского университета под названием Институт психологии. Московский институт, созданный Г. И. Челпановым при материальной поддержке известного мецената С. И. Щукина, воплотил в себе все лучшее, что было накоплено к тому времени мировой практикой организации экспериментально-психологических исследований. Первым директором Института был Г. И.Челпанов.
На протяжении 90 лет институт неоднократно менял свое название, но всегда оставался центром фундаментальных исследований. Сейчас в нем работают более 240 сотрудников 1 .
Долгие годы Психологический институт был практически единственным специализированным научно-исследовательским учреждением в нашей стране. Понадобилось почти 70 лет для того чтобы в стране был организован еще один исследовательский центр —
См.: Современная психология: справочное руководство. — М., 1999.
институт психологии РАН (ИП РАН). Большую роль в создании института сыграл видный отечественный психолог Б. Ф.Ломов. В этом еМу оказывали помощь такие выдающиеся ученые, как П. К. Анохин, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.Д.Небылицын, Е.В.Шорохо-в в большинстве институтов имеются отделы и лаборатории психологического профиля. К их числу относятся: Институт коррекционной педагогики РАО, Институт педагогических инноваций РАО, Исследовательский центр семьи и детства РАО, Исследовательский центр социальной педагогики РАО, Исследовательский центр социологии образования РАО, Исследовательский центр эстетического воспитания РАО, Институт профессионального самоопределения молодежи РАО.
Созданный в 1992 г. Институт развития личности РАО занимается преимущественно психологическими исследованиями: психологией реабилитации личности, психологией жизненного самоопределения, психологией развития и др.
Крупнейшим исследовательским центром в области медицинской психологии и психотерапии является Психоневрологический институт имени В.М.Бехтерева в Санкт-Петербурге.
Исследования по прикладной психологической проблематике ведутся в Военном университете МО РФ, Центре подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина, НИИ авиационной и космической медицины, в 178-м Научно-практическом центре ГШ ВС РФ, Институте медико-биологических проблем, во Всероссийском НИИ МВД РФ, Всероссийском НИИ технической эстетики и множестве других ведомственных научно-исследовательских учреждений.
Мощнейшим научным психологическим потенциалом располагают факультеты психологии крупнейших университетов: Московского государственного университета (МГУ), Московского государственного педагогического университета (МГПУ), Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Воен-
ного университета МО РФ, Ярославского государственного университета (ЯрГУ). Кафедры и лаборатории этих вузов проводят исследования, соответствующие мировому уровню.
В научно-исследовательских учреждениях основным рабочим органом выступают исследовательские лаборатории. Например, в Институте психологии РАН в разное время функционировали следующие лаборатории: теории и истории психологии, социальной психологии, когнитивных процессов, психологии речи и психолингвистики, невербальной коммуникации, психофизиологии, психологии труда и др.
Деятельность лаборатории направляется темой научного исследования, которая предопределяет перспективу исследовательской работы ее сотрудников на несколько лет вперед. В качестве основных результатов научной работы выступают:
— на уровне лаборатории — отчет об итогах исследовательской работы;
— на индивидуальном уровне — диссертационные исследования, выполненные научными сотрудниками в рамках общей тематики исследовательской работы и являющиеся предметом коллективного обсуждения представителей научного сообщества, входящих в специализированные ученые советы.
Для того чтобы с этими результатами мог ознакомиться широкий круг специалистов, данные результаты публикуются на страницах психологических журналов. Психологические журналы — это периодические издания, освещающие развитие психологической науки и ее проблемы. В нашей стране такими журналами являются «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Вестник Московского университета», «Психологическая наука и образование», «Школьный психолог», «Прикладная психология и психоанализ» и др. Такое заочное общение психологов в обсуждении результатов экспериментальных исследований, психологических методик и технологий на страницах научных журналов служит важным источником их профессионального совершенствования.
Основными формами обсуждения ключевых вопросов развития академической и практической психологии, психологической службы в нашей стране являются съезды и конференции психологов — членов Российского психологического общества.
Профессиональное взаимодействие психологов осуществляется также в форме непосредственного участия в различных специализированных практических семинарах, на которых обсуждаются вопросы теории и практики организации психологической работы в учреждениях и организациях, оказания психологической помощи и т. п.
К важной форме взаимодействия, обеспечивающей совместное решение проблемы, можно отнести участие психологов в ре-
здизации различного рода экспериментальных исследований. Обмен опытом происходит также в ходе взаимного посещения сеансов консультирования и психотерапии, наблюдения за работой квалифицированных специалистов. По мнению многих практических психологов, каждый начинающий специалист до начала профессиональной деятельности должен лично пройти курс индивидуального консультирования и групповой психотерапии, особенно в группах, ориентированных на совершенствование личности, т. е. проработать свои проблемы при содействии опытного профессионала. Это нужно для понимания механизмов достижения психотерапевтического эффекта, а также динамики происходящих с клиентом изменений во время работы с психологом.
Многообразие связей между психологами, обеспечивающее их профессиональный и личностный рост, осуществляется и во многих других формах.
Источник: lektsia.com
Лекция 6. Психологи как профессиональная общность
Основные этапы становления научной и практической психологии в стране и за рубежом.
Российские и мировые психологические общества, учебные заведения, исследовательские центры, периодические и информационные издания. Формы профессионального общения (конгрессы, съезды, симпозиумы, конференции, семинары). Основные психологические профессии, места работы психологов. Типы карьеры психологов России. Квалификационные требования к психологам-специалистам в стране и за рубежом.
Семинар 3. Подготовка психологов и профессиональное взаимодействие.
Вопросы для обсуждения
1. Мотивация выбора профессии и обучения в вузе.
2. Ролевое взаимодействие «педагог — ученик»: ожидания и реальность.
3. Учебная деятельность как этап профессионального становления личности.
4. Личные предпочтения в отношении будущей профессиональной деятельности.
5. Особенности профессионального взаимодействия психологов, возможности и ограничения в этой сфере.
1. Анастази А. Психологическое тестирование. — М.: Изд-во «Педагогика». -1982. — Кн. 1. — С.50-66. — Кн. 2. — С.94-97.
2. Бейкер К.Г. Система охраны психического здоровья в США // Вопросы психологии. — 1990. — № 6. — С. 53-63.
3. Бурлачук Л.Ф. О дилетантизме в психологической диагностике // Вопросы психологии. — 1993. — № 5.
4. Володарская И.А., Лизунова Н.М. Система подготовки психологов в США // Вестник Моск. ун-та. — Сер. 14. — Психология. — 1989. — № 3. — 1990. -№.1
5. Гульдан А.В., Назренко IO.B. Психологические службы в системе здравоохранения, состояние и перспективы. Жизнь и психология // Вопросы психологии. — 1991. — № 3.
6. Гюто М. Психологи во Франции // Иностранная психология. — 1993. — № 2. -С. 75-83.
7. Захаров И., Ляхович Е. Дж. Ньюмен и его модель идеального университета. — М.: Изд-во «Alma mater». — 1993. — № 1. — С. 36^4.
8. Ждан А.Н. Преподавание психологии в Московском университете (к 80-летию Психологического института и 50-летию кафедры психологии Московского университета) // Вопросы психологии. — 1993 — № 4.
9. Кареев Н. Идеалы общего образования. — М.: Изд-во «AIma mater.». -1992.-№1-С.4-6.
10. Климов Е.Л. Сообщество психологов России: сущее и должное // Вопросы психологии. — 1995.-№ 2.-С. 118-124.
11. К созданию Российского психологического общества // Вопросы психологии. — 1995.-№ 2.-С. 113-117.
12. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы — СПб: Изд-во «Питер», 2000. — С. 433-434.
13. Лапп Д. Улучшаем память — в любом возрасте. — М.: Изд-во «Мир». -1993. -№ 2. -240с.
14. Московский университет в воспоминаниях современников/ Сост. Емельянов Ю.Н. — М.: Изд-во «Современник», 1989.
15. Налимов B.C. Мы стоим перед тайной. — М.: Изд-во «Alma mater». — 1993. — № 2. — С. 17-20.
16. Поляков Ю.Ф., Крус Перес Ф. Охрана психологического здоровья в Мексике//Вопросы психологии. — 1991. -№ 5.
1 7. Положение о психологической службе системе народного образования // Вопросы психологии. — 1991. — № 1.
18. Психологические центры СССР (1988). — М.: Изд-во ИП АН СССР. 1988.
19. Пойзнер Б.И. Человек университета. — М.: Изд-во
20. Программы дисциплин по типовому учебному плану специальности 0204. Психология. для гос. университетов. — М.: Изд-во Моск. ун-та. — 1991. -Вып. 1.-С.176.-Вып.
2.- С.39.
21. Смирнов А. Компенсация затрат зарубежных вузов на обучение иностранных граждан. — М.: Изд-во «Alma mater». — 1992. — №2-6. — С. 77-80.
22. Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов — консультантов // Психологический журнал. — 1994.-№ 6.-С. 121-127.
23. Философия образования для XXI в.: Сборник статей. — М.: Изд-во МГУ, 1992.
24. Хорошев И.Н. Образование должно быть реальным. — М.: Изд-во «А1таmater».- 1993.-
25.Щедрина Е.В. Американская психологическая ассоциация // Вопросы психологии. –
Лекция 7. Личность профессионала и этический кодекс психолога
Становление личности профессионала и развитие профессионального самосознания. Внутренняя мотивация профессиональной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности. Профессиональные самооценка, самоконтроль, ответственность.
Учет индивидуальных особенностей для оптимизации учебной и профессиональной деятельности. Стадии профессионального развития. Профессия как образ жизни.
Этический кодекс психолога.
Семинар 4. Личность профессионала и этический кодекс психолога. Вопросы для обсуждения
1. Личность психолога: идеал и реальность.
2. Соответствие собственной личности идеалу (ограничения и ресурсы).
3. Возможности и ограничения профессиональной деятельности психолога.
4. Профессиональная позиция и этический кодекс психолога.
5. Общие итоги курса.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Изд-во «Мысль». 1991.
2. Артемьева Е.Ю., Вяткин Ю.Г. Психосемантические методы описания профессий // Вопросы психологии. — 1986. — № 3. — С.127-133.
3. Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К. Профессиональная составляющая образа мира // Мышление и общение. — Ярославль: Изд-во «Мир», 1988.
4. Аминов Н.Л., Молоканов М.В. Социально — психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. -1992. -№1-2.
5. Ассаджиоли Р. Духовное развитие и нервные расстройства. — М.: Изд-во «Урания», — 1992. — №2.
6. Бахтин Е. М Философия поступка // Ежегодник по науке и технике. — М.: Изд-во «Наука», 1986.
7. Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности и в формировании личности // Психология формирования и развития личности. — М.: Изд-во «Наука». — С. 159-197.
8. Буякс Т. М. Опыт наслаждения процессом деятельности // Вестник Моск. ун-та. — Сер. 14. — Психология. — 1995.- №2.
9. Гичан И.С. Психология профессионального становления специалиста. -Киев: Изд-во «Киев», 1989.
10. Зинченко В.П., Моргунов Е.Л. Человек развивающийся. — М.: Изд-во «Пресс», 1995.
11. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань: Изд-во КГУ, 1969.
12.Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. — СПб.: Изд-во С-ПГУ. -1991.-Гл. 3.
13. Ливенхуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. — М.: Изд-во «Знание», 1994.
14. Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Сьюпера // Вопросы психологии. — 1975. -№ 5. -С. 110-122.
15.Неймер Ю.Л. От кризиса общества к кризису труда // Соц. исследования. -1992.-№ 5.
16.Овсянникова В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней // Вопросы психологии. — 1981. — № 5. — С. 133-137.
17.Петренко В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов //Вопросы психологии. — 1986. — № 3. — С. 133.
18.Профессиональный кодекс этики для психологов. Бонн, ФРГ, 1986 //Вопросы психологии. — 1990.-№6. -С.148-153.
19.Профессиональный кодекс этики для психологов. Мадрид // Вопросы психологии. — 1990. — № 5.
20.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие// Под общей редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. — СПб: Изд-во «Питер», 2000. — С.545-552.
21.Пузырей А.А. О научности в психологии. Материалы круглого стола //Вопросы психологии. — 1993. -№ 5. — С.33.
22. Этические принципы скандинавских психологов // Вопросы психологии. -19S9.-№1.-С.142-148.
Введение Организация работы по освоению курса……………………………………. |
Литература……………………………………………………………………. |
Содержание курса Лекция 1. Житейская и научная психология Лекция 2.Академическая и практическая психология Семинар 1. Житейская, научная и практическая психология…………….. |
Лекция 3. Профессиональная деятельность и выбор профессии Лекция 4. Видь; деятельности профессионального психолога Семинар 2. Психология как профессия……………………………………… |
Лекция 5. Учебно-профессиональная подготовка психолога…………….. |
Лекция 6. Психологи как профессиональная общность Семинар 3. Подготовка психологов и профессиональное взаимодействие |
Лекция 7. Личность профессионала и этический кодекс психолога. Семинар 4. Личность профессионала и этический кодекс психолога……. |
Техн.редактор А.В.Миних Издательство Южно-Уральского государственного университета
ИД № 00200 от 28.09.99. Подписано в печать 05.12.2000. Формат 60×84 1/16. Печать офсетная. Усл.печ. л. 0,70. Уч.-изд. л. 0,79. Тираж i50 экз. Заказ 553/474. Цена 6 р. УОП Издательства. 454080, г.Челябинск, пр. им.
В.И.Ленина. 76.
Дата добавления: 2015-12-07 ; просмотров: 362 | Нарушение авторских прав
mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.019 сек.)
Источник: mybiblioteka.su
Психологи как профессиональная общность
Наиболее известными научно-исследовательскими центрами в России считаются Психологический институт Российской Академии образования — ПИ РАО (Москва), Институт психологии Российской Академии наук — ИП РАН (Москва), факультет психологии Московского университета, факультет психологии Санкт-Петербургского университета, Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург), факультет психологии Ярославского университета, Институт развития личности (Москва).
Для координации своей деятельности психологи создают профессиональные общественные организации. Во всех странах, как правило, существуют национальные психологические общества или ассоциации: России — Российское психологическое общество (РПО), в США —Американская психологическая ассоциация, в Великобритании —британское психологическое общество и т.д. С 1957 г. существует Общество психологов СССР, в дальнейшем в 1994 г. воссозданное как Российское психологическое общество.
Нередко существуют отдельные ассоциации по конкретным сферам профессиональной психологической деятельности: объединения школьных психологов гештальт-терапевтов, психоаналитиков, психодраматиков, оргкон-сультантов и др.
Какие цели, задачи и интересы объединяют психологов?
Можно выделить следующие основные цели объединения психологов в общественные организации:
1) обмен научной информацией и опытом практической деятельности;
2) регулирование норм и стандартов профессиональной деятельности;
3) повышение квалификации профессиональных психологов;
4) регулирование статуса и норм профессиональных отношений между психологами и работодателями.
.В России существуют и некоторые другие объединения психологов,
· Международная академия психологических наук с центром в Ярославле (МАПН),
· Международная академия акмеологических наук с центром в Санкт-Петербурге, Психофизиологическая ассоциация, Ассоциация гуманистической психологии.
Национальные психологические общества и ассоциации объединяется в международные. К организациям такого типа относятся Европейская федерация ассоциаций профессиональных психологов Международный союз психологической науки, Международный совет психологов.
Кроме того, существуют международные общества и ассоциации по отдельным направлениям научной или практической психологии. К числу наиболее известных и авторитетных относятс например, Международная ассоциация прикладной психологии, Международная ассоциация школьной психологии, Международная ассоциация кросс-культурной психологии, Общество изучения стресса и тревожности, Международная ассоциация групповой психотерапии.
Все психологические общества и ассоциации проводят регулярные встречи, симпозиумы, съезды, конференции.
Каждое общество или ассоциация обычно выпускает регулярные информационные бюллетени, журналы. В России информацию о жизни психологического сообщества можно получить из сообщений в журналах «Вопросы психологии» и «Психологическом журнале », в «Психологическом информационном бюллетене», издаваемом Институтом психологии РАН, в «Психологической газете», издаваемой фирмой ИМАТОН.
Для повышения квалификации и обмена опытом помимо научных и практических конференций проводятся различного рода обучающие семинары, тренинги, курсы по отдельным актуальным направлениям психологии. Участие психологов в мероприятиях такого рода необходимо для углубления их знаний, умений, для расширения практического опыта. Для оценки уровня профессиональной квалификации специалистов-психологов в соответствующих ведомствах создаются экспертные комиссии.
Методы психологии. Классификация Б.Г.Ананьева.
Методика – конкретное воплощение метода
Метод – путь исследования
Методология – учение о методе
Классификация предложена Ананьевым в 1977 г.
4 группы методов:
I. организационные
- Сравнительный или метод поперечного среза (предполагает сравнительный анализ психических качеств в различных группах, отличающихся по возрасту, половому признаку)
«-» — нет динамики процесса
- Лонгитюдный (продольного среза) – изучение психических качеств у человека (группы) на протяжении длительного времени
- комплексный метод (изучение одной проблемы разными науками). Пример: мышление – психологи, физиологи, эвристика творческое мышление
II. Эмпирические
- Обсервационные (неэкспериментальные)
· Наблюдение – метод сбора эмпирических данных с помощью органов чувств, кот. Заключается в преднамеренном и систематическом непосредственном восприятии и регистрации психических явлений. (отличать от житейского). Научное наблюдение не ограничивается описанием внешних явлений, объясняет психологич. природу этих явлений, характеризуется наличием гипотез, систематичностью, организованностью, проводится по плану. Данные фиксируются и обрабатываются, формулируются выводы.
«+» — позволяет Фиксировать психические состояния человека в момент их совершения в естественных условиях
«-» — нет возможности ими управлять, субъективизм
Эксперимент – метод пс. исследования, для кот. целенаправленно создается искусственная ситуация, в кот. изучаемое свойство выявляется, проявляется и оценивается. Цель – установление причинно-следственных связей между явлениями. Отличие от наблюдения – активное вмешательство со стороны исследователя
· Лабораторный (в спец.созданных условиях)
· Естественный (класс, коллектив)
· Психолого-педагогический (в школе, в саду)
- Психодиагностические методы
· Анкета (перечень заранее подготовленных вопросов) – открытые (испытуемый сам формулирует ответ), закрытые
· Беседа (заранее продуманные вопросы, предполагающие развернутые ответы)
«+» — м.зафиксировать эмоциональную и поведенческую реакцию. человека
«-» — много времени, чтобы всех опросить
· Интервью (лаконичный ответ – да, нет)
· Тесты – задания или набор заданий (интеллекта, успешности, проективные, вербальные, индивидуальные и групповые и др.)
3. праксиметрический метод – анализ продуктов деятельности (сочинения, поделки, рисунки)
Источник: poisk-ru.ru