Сущность и принципы психологической коррекции. — Содержание и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками, — Специфика и особенности психокоррекционного процесса, — Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками.
II.4.1. Сущность и принципы психологической коррекции
Психологическая коррекция — важное и ответственное направление практической деятельности психолога. Она предполагает обоснованное воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира человека с целью их изменения.
Психокоррекция — это совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психически здорового человека (Р.С.Немов), не имеющих органической основы и не представляющих собой такие устойчивые качества, которые формируются в раннем детстве и в дальнейшем практически не изменяются (А.А.Осипова). Детям и подросткам с отклонениями в интеллектуальном развитии и психопатическим личностям противопоказана психотерапия, по отношению к ним используется психокоррекция аномального развития. Этот вид психологической помощи активизировался с развитием специальной психологии, психопатологии и коррекционной педагогики. Очевидно, следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая — патопсихологом, дефектологом, психоневрологом, психиатром.
Психология с нуля! Программа «Практическая психология»
Психокоррекционная программа это в психологии
Что такое тревожное расстройство и почему из-за него всегда ожидаешь плохое? Как проявляется, диагностируется, лечится и предупреждается заболевание?
Что такое посттравматический синдром и что с ним делать?
Что такое посттравматический синдром и что делать человеку, пережившему его? Симптомы расстройства, методы психотерапии, общие рекомендации и помощь близких.
8 способов как успокоить себя
Что такое спокойствие и как быть спокойным? Какие есть эффективные методы быстро успокоить себя и перестать нервничать? 8 простых методов
Что такое комплексы, как они формируются и что делать?
Что такое комплекс и почему они возникают? Как себя проявляют и как формируются? Как избавиться от них и кто такой человек без комплексов?
Что такое типы темперамента человека?
Что такое типы темперамента и какая их классификация? Как определить свой темперамент и зачем это нужно? Что дает понимание своего темперамента?
Что такое темперамент человека и его свойства?
Что такое темперамент человека? Какие бывают и особенности каждого из них? Зачем и как узнать свой? Тест на его определение
Что такое самобичевание и что с этим делать?
Что такое самобичевание и какие причины его возникновения? Какие основные признаки и виды? Что такое комплекс неполноценности и 5 способов от него избавится.
Скверный характер — причины и как он проявляется?
Скверный характер затрудняет общение с другими людьми, вызывает недопонимания, мешает строить деловые и личные отношения. Так ли это? Тяжелый, плохой характер приговор?
Методология формирования психокоррекционных программ. Лидия Кузьменкова
Что такое психотипы личности и какие существуют?
Что такое психотипы личности? Классическое деление по Юнгу и другие. Когда помогают, а когда мешают заданные психотипы личности?
Положительные эмоции и 5 способов избежать негатива
Что такое положительные эмоции и можно ли их вызвать? Чем полезны отрицательные эмоции и как они помогают распознать проблему?
Кто такой аудиал и его описание
Кто такой аудиал и его описание? Как определить аудиала и тест на тип восприятия. Как нужно относится к аудиалам
Кто такой темпераментный человек и как его распознать?
Кто такой темпераментный человек и в чем это проявляется? Преимущества, недостатки и как строить отношения с темпераментными людьми?
Источник: wikigrowth.ru
Лекция 2. Психокоррекционный комплекс
2. Принцип нормативности (социальная ситуация развития, психологические новообразования, ведущая деятельность).
3. Принцип «сверху вниз»:ориентация на завтрашний день развития
4. «Снизу вверх»: упражнения и тренировка уже имеющихся способностей, качеств.
5. Принцип системности развития психической деятельности:учёт системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами, единство коррекции и развития
6. Деятельностный принцип: организация активной деятельности клиента, генеральный способ коррекции — создание ситуации успеха в ведущей деятельности.
Постановка целей коррекции зависит от модели объяснения причин трудностей в развитии:
1. Биологическая модель — отклонения объясняются снижением темпа органического созревания.
2. Медицинская — … аномальным развитием.
3. Интеракционистская модель — … сбоями и нарушениями взаимодействия между личностью и средой (дефицитарность эмоционального общения, например).
4. Педагогическая модель — … социальной и педагогической запущенностью.
5. Деятельностная модель — … несформированностью ведущего типа деятельности
В отечественной практике определяют психическое развитие ребенка как активный деятельностный процесс сотрудничества ребенка и взрослого.
Приняты следующие коррекционные цели – направления:
— оптимизация ситуации социального развития;
— формирование возрастных психологических новообразований;
— развитие дефицитарных видов деятельности.
В зарубежной психологии причины трудностей усматриваются либо в нарушении внутренних структур, либо в дефицитарности, искажённости среды, либо в том и другом.
В соответствии с этим – цели:
1. Восстановление целостности личности.
2. Обогащение и изменение средовых воздействий.
3. Научение новым видам поведения.
Правила конкретизации целей:
1. Позитивная формулировка, то есть описание желаемого. Это ориентир для роста, для саморазвития.
2. Реалистичность коррекционных целей: цели соотносятся с продолжительностью психокоррекционной работы, с возможностью переноса обретённого позитивного опыта.
3. Учёт дальней и ближней перспективы развития. Достигнутое в ходе коррекции должно положительно сказаться на дальнейших стадиях развития.
4. Учёт временного интервала проявления эффекта коррекционной работы: по ходу психокоррекционной работы, к моменту завершения, некоторое время спустя – особенно в психотренингах. Через 0,5 года может быть либо утрата, либо закрепление позитивных эффектов.
Психокоррекционный комплекс состоит из 4-х блоков:
1. Диагностический – выявление факторов риска, составление общей программы психологической коррекции.
2. Установочный – это побуждение клиента к сотрудничеству.
3. Коррекционный – это реализация программы.
4. Оценочный — оценка эффективности коррекционного воздействия.
— Уровень поставленных целей: какие произошли изменения. Объективная регистрация изменений. Диагностика на выходе из программы.
— Уровень субъективных переживаний клиента. Обратная связь от клиента.Субъективная эмоциональная удовлетворённость.
— Разрешённые в жизни реальные трудности – с точки зрения окружения клиента (может быть запрос с их стороны и его удовлетворение; их наблюдения, в которых фиксируются положительные изменения клиента).
Факторы влияющие на эффективность коррекционного процесса:
¨ Взаимные ожидания психолога и клиента. Сверку ожиданий надо проводить сразу. Клиент может заявить, что он хочет, например:
— узнать больше о себе;
— получить психологическую поддержку;
— получить помощь в самостоятельном решении проблемы;
произвести в себе изменения и т.д.
¨ Характер проблемы клиента и значение для него освобождения от этой проблемы.
¨ Готовность к сотрудничеству с психологом, к самостоятельной работе под руководством психолога.
¨ Опыт психолога и применяемые методы: комплекс методов, постепенное возрастание сложности.
¨ Привлечение ближайшего окружения (некоторые психологи не используют).
Коррекционные программы могут быть стандартизированными и свободными. Составляются с опорой на общие принципы коррекционной работы и учетом опыта психолога и возможностей привлечения ближайшего окружения.
Этапы работы над программой:
· Чёткое формулирование цели коррекционной работы (как для себя, так и для клиента).
· Конкретизация цели в задачах.
· Определение стратегии и тактики коррекционной работы.
· Подготовка необходимых материалов.
· Определение формы работы (индивидуальная или групповая).
· Определение общего времени, необходимого для реализации программы.
· Определение частоты встреч.
· Определение длительности каждой встречи (иногда — жёстко, иногда – нижняя граница).
· Разработка программы в целом и каждого занятия отдельно.
· Планирование участия других лиц (педагоги, родители, родственники).
· Определение формы контроля динамики изменений.
· Реализация программы с изменением её по ходу.
Пояснительная записка:
§ входная и заключительная диагностика;
§ организационные условия: комплектование группы, требование к помещению, количество и продолжительность занятий, форма занятий;
§ общие сведения о структуре занятий.
§ только схемы с указанием процедур;
§ подробное описание каждого занятия: тема, цель, назначение каждой процедуры, комментарии для ведущего.
Литература:
§ Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.-М.,1994
§ Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции.-М.-Воронеж,2000
§ Братусь Б.С. Использование общепсихологических закономерностей в психокоррекционной работе /Актуальные проблемы современной психологии.-М.,1983
Источник: megalektsii.ru