Психика человека это программа

Вероятно, у каждого современного человека найдется свое объяснение этого понятия. С точки зрения психологии, психика — это индивидуальная способность каждого человека воспринимать и отражать окружающую действительность активно и опосредованно (то есть с помощью ее осмысления), и регулировать свое поведение в зависимости от поступающей информации.

Ключевое слово здесь — отражение. Оно означает, что каждый человек видит и понимает мир вокруг немного по-своему, не так, как это делают другие.

Неслучайно психику сравнивают с зеркалом: у кого-то это зеркало показывает четкие очертания предметов, а у кого-то — расплывчатые. Кто-то обращает внимание на определенные детали, а кто-то не видит их вовсе. У людей с психическими расстройствами психика в той или иной мере искажает действительность.

С точки зрения биологии, психика — это функция головного мозга, которая появилась на определенном этапе его эволюции. Психика есть не только у человека, но и у высших животных, например, у кошек и собак. Поэтому каждый из питомцев отличается от других, обладает индивидуальным характером. Изучением этих особенностей занимается наука зоопсихология.

КАК УСТРОЕНА ПСИХИКА? | Игорь Погодин

Психику человека условно делят на несколько ключевых элементов — психических процессов. Каждый из этих процессов может протекать нормально, а может быть нарушен в разной степени.

Познавательные психические процессы

  • воля
  • постановка цели
  • принятие решений

ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ

Восприятие — это отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Оно тесно связано с ощущениями, которые собирают информацию из внешнего мира с помощью органов чувств.

Нарушения восприятия

При агнозиях человек по прежнему хорошо видит, слышит и чувствует, но не может понять смысл наблюдаемого. В зависимости от того, какая зона мозга пострадала, может быть потеряна способность узнавать предметы или речь, или музыку, или ориентация в пространстве.

Другое нередкое нарушение восприятия — галлюцинации.

Человек видит, слышит и чувствует то, чего нет на самом деле: ему может казаться, что с ним кто-то разговаривает, или чувствовать несуществующие прикосновения.

Внимание — это избирательное восприятие.
Мы замечаем далеко не все, что присутствует вокруг, а лишь то, на что направлено наше внимание. Как говорил Шерлок Холмс, «Вы видите, но не наблюдаете». Поэтому внимание тесно связано с волей. Довольно часто, когда человек жалуется на слабую память и забывчивость, его проблема не в памяти, а как раз в неспособности сконцентрировать внимание.

Есть непроизвольное внимание: оно автоматически направляется на что-то новое, яркое или громкое. На непроизвольном внимании основана реклама: быстро сменяющиеся яркие картинки, громкую музыку и слоганы специально создают для того, чтобы на них было невозможно не залипнуть.

Произвольное внимание позволяет не «скакать» мыслями за всем, что происходит вокруг, а выбирать в каждый момент то, что вам нужно и важно. Произвольное внимание нуждается в тренировке. Если оно развито слабо, вам будут с большим трудом даваться любые занятия, требующие сосредоточенности — учеба, работа, чтение. Тренировать произвольное внимание можно с помощью техник осознанности.

Психология Человека (25 Фактов, Которые Нужно Знать!)

Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации из прошлого опыта.
Запоминание, как и внимание, бывает непроизвольным и произвольным. Вы наверняка заметили, что запоминаете какие-то факты и сюжеты автоматически, даже помимо собственного желания (те же навязчивые слоганы из рекламы). Вы никак не можете запомнить отчество вашего преподавателя, а вот то, что «всегда брал с собой» человек из телепередачи, вам почему-то известно даже 20 лет спустя. В этом нет ничего удивительного! Большая часть информации, которая хранится в нашем мозге, запоминается непроизвольно.

Произвольное запоминание направлено и избирательно. Чтобы запоминать не случайные наборы сведений, а что-то нужное лично вам, нужно подключать произвольное внимание, волю, логическое мышление или специальные техники запоминания. Такие техники могут быть основаны, например, на классификации предметов, или на ассоциациях, которые они вызывают. Все техники основываются на таком принципе: упорядоченную и осмысленную информацию запомнить гораздо легче, чем просто сочетание букв или цифр.

Если говорить о длительности хранения информации, то память бывает:
Кратковременная — это способность автоматически сохранять только что полученную информацию на очень короткое время (около 20 секунд). Кратковременная память — это фильтр, быстро отсеивающий нужную информацию от ненужной.

Оперативная память позволяет осуществлять сложные действия, опе­рации. Когда вы подробно отвечаете на вопрос или подсчитываете расходы в магазине, вы удерживаете в уме каждое последовательное действие. Но в конце вы, скорее всего, будете помнить только результат.

Долговременная память — понятие растяжимое. К ней относится запоминание на срок от половины минуты до многих лет. Чтобы информация перешла из кратковременной памяти в долговременную, нужно приложить некоторые усилия и задействовать техники запоминания. Самый популярный способ — повторить или записать услышанное.

Как видим, память составляют несколько разных процессов, каждый из которых может быть нарушен. Так что если вы жалуетесь на «плохую память», чтобы решить эту проблему, нужно сперва разобраться, какая составляющая пострадала. Ваша проблема может быть в слабой концентрации внимания или в неспособности извлечь сохраненную информацию, или даже в сниженном тонусе всего организма.

Память и внимание ослабевают при многих психических расстройствах. К счастью, эти функции хорошо поддаются тренировке. Специалисты разработали множество упражнений, которые помогут мозгу оставаться в форме.
Вот для примера простое упражнение.

Читайте также:
Запуск программы невозможен так как отсутствует libvlc dll

Упражнение: Скрытые предметы
Положите на стол не менее 10 небольших предметов. Внимательно смотрите на них в течение минуты-двух. Затем накройте их плотной тканью. А теперь проговорите названия предметов, опишите их форму, цвета и расположение на столе. Постепенно увеличивайте число предметов и сокращайте время рассматривания.

Некоторым людям удается таким образом натренировать фотографическую память, то есть способность запоминать увиденное с первого взгляда.

Сборники упражнений и техник запоминания:

«Развитие памяти», Гарри Лорейн, Джерри Лукас.

«Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти», Анхельс Наварро.

Источник: psyprosvet.ru

Программы психики

. Что такое тип? Вдумаемся, из чего мы состоим? Из каких кирпичиков складывается наша жизнь и наш характер.

Кто-нибудь знает, что такое тип? Как мы пользуемся типологией личности (соционикой, к примеру…) если не понимаем, что это такое и к чему это нас ведет? Слепые котята идут на слух и на запах… на запах того, что сильнее взбудоражит их инстинкты… Стоит приоткрыть глаза, хотя бы один, чтобы не стало слишком страшно и удивительно. Чтобы вовремя успеть закрыть его и уснуть в реальную жизнь. Реaльную жизнь кого-то, кто уже живет с обоими открытыми глазами…..

«. Программы влияют на наши выборы, пока мы не начинаем быть хозяином программ. Людьми, знающими свои сильные и слабые функции и применяющими их на благо себе, своему здоровью, отношениям и процветанию…»

Что такое тип в целом? «Единица расчленения изучаемой реальности». (сие есть официальное определение, данное в Википедии.) Что имеется в виду? Очень важно понимать, что за этим стоит — посколько это влияет на наше восприятие типологий.

Перед нами 100 выбранных произвольно товарищей лет тридцати. Они сидят в большом зале. Организатор подходит к каждому из них и раздает левой половине красные флажки. А правой — синие флажки. Представили?

Затем еще раз проходит по всем участникам и половине тех, кто к нему сидит ближе, вручает по рыжему шарфу. А те, кто сидит дальше — получает по желтому шарфу.

Вот с таким абсурдным набором атрибутов мы получили классификацию людей:

* люди с красными флажками и рыжими шарфами
* люди с красными флажками и желтыми шарфами
* люди с синими флажками и желтыми шарфами
* люди с синими флажками и рыжими шарфами

Это — не типология. Это классификация.

Такое «внешнее» деление людей. Потом одним дадут одни задания, другим — другие, третьим — третьи и т д. И потом у каждого класса будет появляться что-то общее, отличающее его от других классов.Но в начале они все равны. И «извне» их поделили. И без труда деловитый молодой парень с красным флажком может обменять оный на синий — и перейти в другой «класс». Почему? Не захотят отдавать?

Деловитый — поторгуется. Не согласятся переводить? Почему же: «класс» он не испортил, а стал таким же, как и все, с синим флажком. Он может стать другим, потому что индивидуального ничего в этой классификации нет, исключитально внешний атрибут.

А вот с типами все иначе. Тип — это прямо-таки сюжет, который некогда был в жизни — а после осел на психике и в жизни иногда повторяется.

Программа

Представьте себе, что Вы стоите в своем доме на своем этаже, рядом с лестницей. Смотрите вниз — видите cвои родные 15 ступенек. А Вы стоите сверху и в руках у Вас красный мячик. И Вы его аккуратно кладете на пол, на верхнюю ступеньку и легонько толкаете вниз.

И где-то в тот момент, когда он уже на середине лестницы — Вы думаете… «а мне ж за ним сейчас спускаться! зря бросил!» или другое «Из лифта выходят люди! Сейчас мячик в них попадет! Остановить бы его»!. Но Вы знаете, что Вам сиюминутно его не остановить.

Допустим, человек — это мячик. Он покатился и на середине понял, что ему не остановиться, а неплохо бы. Что ему делать? Катиться до конца, либо за ним подойдет все же его хозяин. Либо его поймает сосед, вышедший из лифта, либо он все же докатится до ближайшей стеночки, ударится чуть о поверхность и отскочит. Есть сюжет.

Неделимый — в том смысле, что мгновенно из него не выйти. И все же Вы — не мячик. Вы — человек, у которого есть мячики с разными исходными свойствами, которые определяют его сюжеты. И Вы выбираете когда их кидать, куда, и где ловить.

Что такое программа в нашем понимании? Программа психики — это неосознаваемый ею сюжет. Это черта, которую мы не вполне в себе замечаем. Это что-то, с чем мы глобально себя идентифицируем. (Имя — это программа. Тип в соционике — программа. Я-этик — это программа. Я — мужчина — это программа). Но как только мы видим, что «это» — программа — начинается парадокс!

Оно перестает быть программой.

Мячик останавливается на середине лестницы и возвращается наверх или еще куда-то, куда сочтет нужным. Замечали, что есть люди, у которых ссоры происходят по одному и тому же шаблону? Чуть разные причины, но одни и те же обвинения, потом практически схожее каждый раз примирение. Мы часто попадаем в ситуации, где чувствуем себя глупо (и если проанализировать — по одним и тем же причинам) Выбираем в партнеры похожих людей и удивляемся, почему же опять проблемы с этим человеком? Это программа.

Читайте также:
Программа установки не удалось загрузить файл повторите попытку позже

А вспоминаем мячик! Мы внутри. На этот раз. Мы внутри мячика. А он катится по ступенькам вниз. Что мы знаем про свою сущность? Мы видим лишь границы мячика изнутри и больше ничего.

Мы не знаем даже, что это мячик. Мы знаем, что он круглый, темный, красноватый, что в нем тесновато, но мы привыкли и уже успели адаптироваться. А все очень просто — два основных варианта 1) иначе быть не может — ведь наш мир — это мячик 2) с понедельника начнем худеть — и биться будет не так болезненно. Или устроимся работать — отвлечемся.

А решить проблему можно только извне, в то время, как ковыряние внутри мячика несет только один смысл — поиск выхода вовне.

Вот для этого мы изучаем типологии: чтобы узнать, какие программы мы проживаем и как нам на них влиять, а также, как нам создавать собой новые собственные программы.

Источник: sociocentre.ru

З. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.

Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей – самосохранение организма и вида (продолжение рода).

Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально-импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.

Подсознательный уровень психической деятельности – обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умение, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция – на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня – это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы – цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы – нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, нарциссизма, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации, черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.

Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознаваемые побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание – это сфера внушенных состояний и установок, в том числе и установок высшего, нравственного уровня.

Чувственные, перцептивные процессы также связаны с подсознанием, с «умозаключениями глаза», как говорил Гельмгольц. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения). Если в эксперименте испытуемых просят распределить предложенные им фотографии людей соответственно таким характеристикам: «добрый», «злой», «хитрый», «простодушный» и т. п., то, правильно выполняя задание, испытуемые не могут точно определить, чем, какими чувственными данными они руководствовались. Существует множество фактов, свидетельствующих о высокой творческой продуктивности человека в состоянии неактивированного сознания (внезапное открытие Кекуле структуры молекулы бензола, периодической системы элементов Менделеевым во сне и т. п.).

Высшая сфера подсознания – интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) – это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемой ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации.

Несознательная сфера психики человека – глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мере в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз – таков далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.

В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие – все это тоже сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

Читайте также:
3 основные научные программы античности

Критерием внесознательного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность).

Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности. Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Психоанализ – теория подсознания, созданная 3. Фрейдом, – оказался, несмотря на ожесточенную его критику, столь живучим не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а в силу базовой сущности сферы человеческого подсознания.

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и внесознательного может осуществляться согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах.

Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам – вытеснению, сублимации (замещению) рационализации и регрессии. 3. Фрейд утрировал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного – роль сексуальных влечений, темных сил природы. Однако его понимание подсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований*.

В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик – К. Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах – представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру**.

* См.: Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.

** См.: Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

Сознание вооружено понятиями, подсознание – эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с подсознанием 3. Фрейд различает и сверхсознание – «супер-эго» – фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие, как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека – это сфера сверхсознания, противостоящая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идейной возвышенности, нравственного совершенства.

Сфера сознания – сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики – генетически унаследованными и сложившимися на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования. Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтры.

Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886–1950) и его последователи (А. С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, В. Г. Норакидзе, Ш. А. Надирашвили) выделили в качестве центрального объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовности воспринимать действительность и действовать определенным образом. В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесознательная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения: 1) эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными; 2) подсознательными субъективно-эмоциональными и 3) сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека всегда выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и в условиях десоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие сознания, подсознания и сферы бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;

2)импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональные реакции; привычно-автоматизированные подсознательные действия; действия-навыки;

3) сознательно-волевые действия; эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой.

Сознание человека – механизм понятийной регуляции его деятельности и поведения. Деятельность представляет собой специфически человеческую форму активности. От поведения

животных эта человеческая активность отличается созидательной продуктивностью и структурной дифференцированностью – осознанием мотивов и целей деятельности, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.

Сознание, психика человека формируются и проявляются в его деятельности, будучи ее мотивационно-ориентировочным компонентом.

В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов и обеспечивает адекватность их психического отражения. (Уже в процессе филогенеза живые организмы начали выявлять ключевые, наиболее биологически значимые стороны предметов.) Деятельность человека связана с прояснением значений предметов, а используемые в ней орудия несут в себе исторически выработанную схему человеческого действия.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru