Процесс сравнения уровня сформированности у учащихся компетенций с требованиями программы это

Хороших, О. Н. Критериальный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы / О. Н. Хороших. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 291-294. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58249/ (дата обращения: 13.06.2023).

В статье рассматривается критериально-оценочный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы в условиях модернизации образования, структура и особенности. Выделяются критерии и уровни учебной компетенции, а также дается оценка сформированности учебных компетенций обучающихся.

Ключевые слова: учебные компетенции, сформированность учебных компетенций, критерии оценивания, система оценки.

С точки зрения разработки инновационных учебных моделей в общеобразовательной школе, при пересмотре подходов к реализации образовательной системы, возникает необходимость исследования системы контроля и оценивания сформированности учебных компетенций на различных этапах обучения, которая включает в себя системное, целостное представление об учебной компетентности обучающегося, обоснование критериев, показателей и уровней его сформированности.

Оценка профессиональных компетенций при отборе кандидатов

В основной школе оценивание является способом контроля учебных достижений каждого ученика. Проводится оценивание учителем. Оно предусматривает проверку (систематическую) и оценку письменных работ и устных ответов учащегося.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее ФГОС) специфическими особенностями системы оценки являются:

− оценка результатов обучения подход комплексный: оценка личностных и предметных, метапредметных результатов общего образования;

− качество содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных учебных предметов;

− разработка инструментария и представлению данных, планируемых результатов подход уровневый;

− использование портфолио как накопительной системы оценки, которая описывает динамику индивидуальных достижений в обучении [10].

Как считает Н. Ю. Максимова [5; с.42], И. А. Зимняя [4] и др. в школьной практике моделями оценочной деятельности определяются следующие: 1) внутренняя и 2) внешняя.

Насколько контроль соответствует требованиям дидактики и методики обучения зависит его эффективность. Основные требования, которые предъявляются к контролю: дифференцированный характер его, объективность, регулярность, а также корректность и четкость в формулировке заданий контрольных работ.

Реализуя основную образовательную программу, школа как образовательное учреждение формы организации образовательного процесса, чередование внеурочной и учебной деятельности в соответствии с ее типом, видом, задачами и целями, запросами учеников, педагогов и др. учебного процесса определяет самостоятельно [10].

Во ФГОС сказано, что следует различать учебную и внеучебную деятельность согласно их целям, задачам и содержанию обучения в аспекте внедрения основной программы образования каждого уровня.

Урок 6 Глобальные компетенции

Выбор диагностики сформированности компетенции в основной школе составляет особую сложность, т. к. на методическом и дидактическом уровнях наблюдается отсутствие целостной системы оценки ключевых компетенций и их измерителей.

Так, диагностика сформированной компетенции может проводиться в современной общеобразовательной школе с помощью разнообразных средств диагностики и самодиагностики, таких как контрольные работы, анкетирование, выполнение компетентностно-ориентированных заданий, решение задач, тестов, представление портфолио, представление результатов проектной деятельности, самопрезентация и т. д.

В современной школе к оценочным инструментам, которые развивают рефлексию ученика, относятся карты самодиагностики. Используя данные карты самодиагностики, можно получить информацию о том, как, включая общее отношение к уроку, предмету, к собственному учению, учащиеся воспринимают на уроках происходящее. Можно определить, получив такие сведения, какие элементы в учебном процессе максимально подходят для деятельности педагога и в интересах учащегося.

Одним из способов отслеживания результатов учебного процесса учащихся как в урочной, так и во внеурочной деятельности можно назвать также портфолио ученика, предложенного В. К. Загвоздкиным [3; с. 5], Т. Г. Новиковой [6; с. 39].

Как метод оценивания портфолио помогает сформировать картину учебного развития обучаемых в динамике. Одной из форм учета индивидуальных образовательных достижений обучающегося является портфолио (портфель) ученика — комплексный документ, который отражает совокупность индивидуальных образовательных достижений ученика в урочной и (или) внеурочной деятельности, т. е. представляет собой собрание работ учащегося, которое осуществляется на протяжении определенного времени.

Очень хорошей мотивацией при обучении является портфолио, потому как он показывает стадии в процессе изучения. Учащиеся основной школы демонстрируют в большей степени продукты учебной деятельности, старшее звено уже более целенаправленно и осознанно отбирает свои работы для включения в портфолио. Его ключевыми элементами становятся рефлексия и самомониторинг.

ФГОС предусматривают самостоятельное обязательное оценивание учениками своей проделанной работы. При обучении самооценке, самоконтролю, а также взаимооценке формируются регулятивные и коммуникативные компетенции учащихся.

В основной школе система оценивания рассматривает подход по уровням к содержанию оценки и критериальному аппарату для оценки достижения планируемых результатов, к представлению и интерпретации результатов измерений, а именно:

  1. Оценка «плохо» («1») — низкий уровень достижений.
  2. Оценка «неудовлетворительно» («2») — пониженный уровень достижений.
  3. «Удовлетворительно» (или «3», или «зачтено») — базовый уровень достижений.
  4. Повышенный уровень, т. е. превышение базового уровня.
  5. Высокий уровень [10].

Таким образом, можно сделать вывод, что при оценке результатов, которые планируются учителем, важно не освоение системы опорных знаний само по себе и способность реализовывать их в учебных ситуациях стандартно, а способность применять приобретенные знания на практике, т. е. во время решения учебно-практических, учебно-познавательных задач. Иными словами, оценивание предполагает анализ сформированности компетенций в результате изучения учебного предмета.

Современная система образования характеризуется множественностью подходов оценки учебной компетентности (В. А. Кальней, Е. Я. Коган, А. М. Новиков, П. И. Образцов и др.).

Анализируя понятие «учебная компетенция» с точки зрения сущностных характеристик и состава ее компонентов, методисты предлагают ее основные компоненты обобщить следующим образом:

− компонент, который определяет ценностные установки личности обучающихся, их мотивы, который позволяет ими осмыслить собственные действия и самооценку;

− компонент, который определяет знания, полученные в ходе изучения предмета, сформированные умения и способы их получения;

− компонент, который определяет способность к использованию полученных знаний и сформированных умений.

Критерии сформированности компетенций в соответствии с вышеперечисленными составляющими П. И. Образцов пробует определить, опираясь на требования к уровню освоения предмета, которые прописаны в программе учебного предмета, и учитывая заинтересованность (ее наличие) учащихся в изучении дисциплины, осознания ими своих поступков, способности к учебно-познавательной самостоятельной деятельности [7].

Сами компетенции не являются неизменной составляющей в структуре личности учащегося с учетом того, что формирование компетенций в ходе изучения учебного предмета происходит динамично. Компетенции способны развиваться, совершенствоваться, либо угасать.

Читайте также:
В каких программах можно удлинить ноги

Ученые предлагают определять уровни сформированности учебных компетенций и соотносить их со стадиями в обучении [2;с. 26]. Эти уровни характеризуют процесс обучения (от стадии первоначального знакомства с новым материалом (профессиональными знаниями, умениями и концепциями) и до стадии сформированной учебной компетентности).

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в виду компетентностного подхода использовать лучше всего модель оценки результатов обучения. Ее основу составляет уровневая модель педагогических измерительных материаловиметодология В. П. Беспалько.

От правильности выбора педагогических критериев, систематизации и уточнения параметров, по которым выносится оценочное заключение, будет зависеть объективность оценки. В отличие от оценивания, измерение включает процедуру одновременного количественного сопоставления признака, который изучается, с заданным уровнем, с выработкой системы индикаторов. В их качестве могут выступать педагогические измерительные материалы.

Результат измерения — численная оценка степени выраженности конкретного признака, который входит в формируемую учебную компетенцию, уровень сложности задания при этом должен соответствовать строго определенному блоку модели, которая представлена.

Сделать вывод о формировании учебных компетенций учеников и степени взаимосвязи процесса изучения предмета в соответствии с требованиями, определенными в предложенной «Модели формирования компетенций…» учителю позволяет выполнение учащимися нестандартных практико-ориентированных заданий [1]. Это принципиально отличает систему контроля в компетентностной модели обучения от формально-знаниевой.

Н. В. Пахаренко, И. Н. Зольникова предлагают в основной школе процесс определения уровня сформированности компетенции автоматизировать. Процесс автоматизации, по их мнению, поможет учреждениям образования сформировать: базу компонентов компетенций и их показателей, оптимальных методов выявления уровня сформированности компонентов развиваемых компетенций; базу нормативных документов; базу методов, форм и средств обучения для организации образовательного процесса [9].

Таким образом, проведенный анализ научных исследований показал, что в современной методике нет однозначных методов оценки компетенций и результатов обучения учащихся в соответствии с требованиями ФГОС, не существует на основе компетентностного подхода единой технологии оценивания учебных достижений, нет модели, которая описывала бы мониторинг формирования и определения уровня сформированности компетенции.

Исходя из вышесказанного, в виду компетентностного подхода предлагаем использовать модель оценки результатов обучения, основу которой составляет уровневая модель педагогических измерительных материалов. Для анализа работы учащихся рекомендуем применять систему критериального оценивания, которая, по нашему мнению, способствует развитию познавательной активности учащихся, успешности обучения, созданию разных условий для всех учеников, объективности оценивания. Каждый из 3-х критериев ориентирован на оценку определенной группы компетенций. В качестве объектов оценивания образовательных достижений учащихся выступают компетенции, относящиеся к личностным, метапредметным, предметным результатам образования, а также динамика образовательных достижений (прогресс).

Основные термины (генерируются автоматически): основная школа, компетенция, уровень, учебный предмет, внеурочная деятельность, образовательный процесс, уровневая модель, учебная деятельность, учебная компетенция обучающихся, учебный процесс.

Источник: moluch.ru

Уровни сформированности и критерии оценки компетенций

Для оценки сформированности компетенций предлагаются три уровня их выраженности:

— Пороговый, как обязательный для всех студентов по завершении изучения курса. Он предполагает умение применять полученные знания на практике, выполнение практических заданий, он связан с пониманием сущности практики и соответствует оценке «удовлетворительно».

— Продвинутый (относительно порогового), обоснованное изложение изученного материала по всем вопросам программы в соответствии с Государственным стандартом, умение анализировать изученный материал, умение систематизировать изученный материал, умение выполнять практические задания, что предполагает комплексный характер анализа проблемы, умения видеть междисциплинарные связи, умение распознать и выделить элементы в системе знаний, применить их к анализу практики, что соответствует оценке «хорошо».

— Высокий (относительно продвинутого) уровень, предполагает умение анализировать и систематизировать изученный материал, умение выполнять практические задания, переход от комплексного мышления к системному, владение методами анализа и синтеза практических проблем, способами прогнозирования и оценки событий и явлений, критическим осмыслением полученных умений и навыков, умением решения практических задач вне стандартных ситуаций, что соответствует оценке «отлично».

Полное отсутствие практических умений и навыков, неумение решать практические задания, предполагает уровень ниже порогового (подпороговый). Умения и навыки, как элементы компетенций, ниже порогового уровня оцениваются оценкой «неудовлетворительно» и свидетельствуют о несформированности компетенций в результате практики.

Оценка уровня овладения компетенциями по результатам прохождения учебной практики может быть, представлена в виде следующей таблицы (Табл. 4), заполняемой руководителями практики от университета и предприятия:

Компетенции бакалавра Уровень владения
Подпороговый Пороговый Продвинутый Высокий
Общекультурные
ОК-5 – владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке целей и выбору путей ее достижения; ОК – 13 – осознает социально-экономическую значимость будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; ОК – 14 – способен диагностировать и анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации;
Профессиональные в области управленческой деятельности
ПК – 28 – знает основы разработки и внедрения корпоративных стандартов в области управления персоналом; ПК – 32 – владеет навыками оформления результатов контроля за трудовой и исполнительской дисциплиной (составляет документы о поощрениях и взысканиях); ПК – 33 – знает основы разработки и внедрения процедур регулирования трудовых отношений и сопровождающую документацию; ПК – 34 – владеет навыками ознакомления сотрудников организации с кадровой документацией и действующими локальными нормативными актами; ПК – 35 – умеет вести кадровое делопроизводство и организовывать архивное хранение кадровых документов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, знает основы кадровой статистики, владеет навыками составления кадровой отчетности.

В таблицу вносятся компетенции, формируемые в результате прохождения производственной практики. Уровень овладения определяется по 5-балльной шкале (где 5 баллов – высокий, 4 – продвинутый, 3 – пороговый, 2 – подпороговый) для каждой компетенции.

Для того, чтобы оценить уровень сформированности компетенций, необходимо оценить конкретные умения и навыки, как составные элементы компетенций, сформированные в результате прохождения практики.

В результате прохождения учебной практики у студентов должны быть оценены следующие умения и навыки, как составные части компетенций.

— применять понятийно-категориальный аппарат, основные закономерности прикладной социологии в профессиональной деятельности;

— вести кадровое делопроизводство и организовать архивное хранение кадровых документов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

— составления программы конкретного социологического исследования и его проведения;

— составления и оформления кадровой документации.

Читайте также:
Программа для того чтобы компьютер говорил

Оценить умения и навыки, как составные элементы компетенций, можно с помощью следующей оценочной шкалы:

Высокий: умения и навыки, присущие практиканту, соответствуют высокому уровню развития, что соответствует оценке «отлично»;

Продвинутый: умения и навыки присущие практиканту в значительной степени, что соответствует оценке «хорошо»:

Пороговый: умения и навыки, присущие практиканту, представлены на базовом уровне, что соответствует оценке «удовлетворительно»;

Подпороговый: умения и навыки не сформированы, что соответствует оценке «неудовлетворительно».

Оценка уровня овладения компетенциями по результатам прохождения производственной практики может быть представлена в виде таблицы (Табл. 5), заполняемой руководителями практики от университета и от организации (предприятия).

В таблицу вносятся компетенции, формируемые в результате прохождения производственной практики. Уровень овладения определяется по 5-балльной шкале (где 5 баллов – высокий, 4 – продвинутый, 3 – пороговый, 2 – подпороговый) для каждой компетенции.

Для того, чтобы оценить уровень сформированности компетенций, необходимо оценить конкретные умения и навыки, как составные элементы компетенций, сформированные в результате прохождения практики.

В результате прохождения учебной практики у студентов должны быть оценены следующие умения и навыки, как составные части компетенций.

Компетенции бакалавра Уровень владения
подпороговый пороговый продвинутый высокий
Общекультурные
ОК-8 — готов к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладает навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других;
ОК-9 – способен находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готов нести ответственность за их результаты;
ОК-10 – знает и умеет использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности;
ОК-11 – стремится к личностному и профессиональному саморазвитию, умеет расставлять приоритеты, ставить личные цели, способен учиться на собственном опыте и опыте других;
ОК-13 – осознает социально-экономическую значимость будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
ОК-14 – способен диагностировать и анализировать социально-экономичексие проблемы и процессы в организации.

В таблицу вносятся компетенции, формируемые в результате прохождения производственной практики. Уровень овладения определяется по 5-балльной шкале (где 5 баллов – высокий, 4 – продвинутый, 3 – пороговый, 2 – подпороговый) для каждой компетенции.

Для того, чтобы оценить уровень сформированности компетенций, необходимо оценить конкретные умения и навыки, как составные элементы компетенций, сформированные в результате прохождения практики.

В результате прохождения учебной практики у студентов должны быть оценены следующие умения и навыки, как составные части компетенций.

— находить организационно-управленческие решения, касающиеся своей профессиональной деятельности;

— анализировать и использовать нормативные правовые документы, в своей профессиональной деятельности.

— организации и координации взаимодействия между людьми и оценки их деятельности;

— диагностирования и анализа социально-экономических проблем в организации.

Оценить умения и навыки, как составные элементы компетенций, можно с помощью 4-х балльной оценочной шкалы:

Высокий: умения и навыки присущи практиканту в высокой степени, что соответствуют оценке «отлично»;

Продвинутый: умения и навыки присущи практиканту в значительной степени, что соответствует продвинутому уровню развития и оценке «хорошо»:

Пороговый: умения и навыки в основном сформированы, что соответствует пороговому уровню развития компетенций и оценке «удовлетворительно»;

Подпороговый: умения и навыки не сформированы, что соответствует подпороговому уровню и оценке «неудовлетвориетльно».

Оценить умения и навыки, как составные элементы компетенций, можно с помощью следующей оценочной шкалы:

— умения и навыки, присущи практиканту в высокой степени, что соответствует лидерскому уровню развития компетенций и оценке «отлично»;

— умения и навыки, присущи практиканту, что соответствует продвинутому уровню развития компетенций и оценке «хорошо»;

— умения и навыки выражены слабо, что соответствует пороговому уровню развития компетенций и оценке «удовлетворительно»;

— умения и навыки не сформированы, что соответствует подпороговому уровню и оценке «неудовлетворительно».

Учебно-методическое

Источник: infopedia.su

Разработка критериев оценивания уровня сформированности ключевых компетенций у школьников в условиях внедрения ФГОС на II-III ступени обучения

Руденко Е. В., Черепанова Е. В. Разработка критериев оценивания уровня сформированности ключевых компетенций у школьников в условиях внедрения ФГОС на II-III ступени обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 281–285. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55300.htm.

Аннотация. В статье рассматриваются критерии оценивания уровня сформированности предметных и метапредметных умений и навыков, личностных достижений уча-щихся, а также уровень сформированности ключевых компетенций у школьников. Благодаря мониторингу, учителю и классному руководителю предоставляется возможность по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс. Дан-ный метод даёт возможность анализа причин несоответствия заявленным ре-зультатам, а также поиска резервов повышения эффективности учебного про-цесса, что, безусловно, соответствует стратегии модернизации системы об-щего образования.

Ключевые слова: ключевые компетенции, предметные и метапредметные умения и навыки, инди-каторы
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

Текст статьи

Черепанова ЕленаВладимировна, Учитель русского языка и литературы, Муниципального бюджетногообразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Норильск

«Разработка критериев оценивания уровня сформированности ключевых компетенций у школьников в условиях внедрения ФГОС на IIIII ступениобучения».

Аннотация. В статье рассматриваются критерии оценивания уровня сформированности предметных и метапредметных умений и навыков, личностных достижений учащихся, а такжеуровеньсформированностиключевых компетенций у школьников.Благодаря мониторингу, учителю и классному руководителю предоставляется возможность подругому взглянуть на весь учебновоспитательный процесс.Данный метод даёт возможность анализа причин несоответствия заявленным результатам, а также поиска резервов повышения эффективности учебного процесса, что, безусловно, соответствует стратегии модернизации системы общего образования.Ключевые слова:предметные и метапредметные умения и навыки,ключевыекомпетенции,индикаторы.

Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования рынка труда. Это заказ общества –подготовить его граждан к современным условиям жизни.

Школа же должна создавать условия для формирования личности, развивать необходимые личностные качества и компетенции, результаты которого должны быть выражены не только в предметном формате (например, операции с «дидактическими единицами» и т.п.), но и иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.Универсальные учебные действия нового стандарта будут способствовать не накоплению знаний, умений, компетенций, а развитию личности (ее когнитивной и эмоциональной сферы, нравственности). Это –умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас, национальностей.

Читайте также:
Не удалось загрузить ни одну карту дальнейшая работа программы невозможна

Иными словами, универсальные учебные действия, разработанные в рамках новых стандартов, и составляют конкретные обобщенные действия, которые лежат в основе генеральных способностей человека. На наш взгляд, один из предлагаемых путей решения данной проблемы компетентностный подход. Как подчеркивает Н.А.

Селезнёва, «его использование может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций образования и приведёт к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий»[1]. Ученые, в частности А.В. Хуторской, указывают, что для реализации на практике компетентностного подхода в обучении необходимо решить проблему проектирования как ключевых, так и предметных компетенций [23]. Азначит, образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социальноэкономическим условиям. Введение понятия компетентности поз воляет решить типичную проблему для российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.

Данный подход, и это очень важно, может сохранить культурноисторические, этносоциальные ценности, особенно если лежащие в его основе компетентности рассматривать как сложные личностные образования, включающие и интеллектуальные, и эмоциональные,и нравственные составляющие. В настоящее время делается много попыток включить компетентностную модель в существующую модель традиционного образования (например, подходы В.А.

Болотова, В.В. Серикова[4]) и рассмотреть образовательный процесс с позиции формирования у учащихся ключевых компетенций как результативноцелевой основы компетентностного подхода в образовании.Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности.

И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.Отсюда возникает вопрос, как получить объективную информацию и, самое главное, оценить сформированность ключевых компетенций у школьников? И как сделать продуманной эту систему? Прежде всего, следует определить с помощью каких индикаторов возможно это выявить. Не следует пугаться незнакомых в нашей практике слов. Под индикаторами скрываются известные всем нам формы контроля.

Согласитесь, каждый из нас не только проводит данные работы на протяжение всей педагогической практики, но и производит анализ выполненных работ. Система разноуровневых тестов, задания с констатирующей частью, система заданий в жанре комментария к теме, лабораторные и практические работы, дифференцированные зачёты, комплексный анализ текста –всё это нацелено на подготовку учащихся к итоговой аттестации по предметамв форме ЕГЭ как в одиннадцатомклассе, так и ОГЭ в девятом.При оценивании достижений школьников, их самостоятельной работы возможно использовать форму накопительной оценки, т.е. учитываетсяколичество выполняемых работ, выступления, сообщения, а в некоторых случаях –рейтинговаяоценка, которая позволяет учитывать сложность и уровень выполненной работы.

Отсюда возникает вопрос, как получить объективную информацию и, самое главное, оценить сформированность образовательных результатов школьников? Осуществить такую оценку, а также развить рефлексию ученика как основу его дальнейшего индивидуального роста и развития позволит использование эффективной системы оценивания качества образования на основе мониторинга. Чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называются общеучебными умениями. Именно поэтому в новом стандарте предполагается определить перечень метапредметных и предметных результатов, достижение которых является необходимым для выдачи документа об основном общем образовании.Наша группа предлагает провести мониторинг каждого учащегося по выявлению сформированности у них предметных и метапредметных умений и навыков по следующим направлениям: постановка проблемы, целеполагание и планирование, оценка результата и коррекция, поиск информации, обработка информации, умение составлять планы, тезисы, конспекты, представление информации через схемы, таблицы, диаграммы, знание теоретического материала, умение применять полученные знания на практике, умение вести диалог, умение работать в группе.Данные вопросы возникли не случайно, именно таковы требования ФГОСа. Оценивать предлагаем по единому тестированию (как в начальной школе), на определённом тексте должны быть проверены и предметные знания, и владения определёнными компетенциями.Проводить подобный мониторинг предлагаем в начале года (начальный), в середине года (промежуточный), в конце года (итоговый). Оценивание по трехбалльной системе:1 балл –знания и умения не сформированы 2 балла –знания и умения частично сформированы 3 балла –знания и умения полные

Рис.2 Мониторинг метапредметных и предметных умений и навыков учащихся

Подобный мониторинг составляется на каждого ученика.Личностное же развитие учащихся предлагаем оценивать по следующим критериям:участие и победышкольников в олимпиадах различного уровня, в научноисследовательской работе, во всероссийских и международных конкурсах; дистанционное обучение, разработка и защита проектов, посещение кружков и секций дополнительного образования, а также факультативныхи элективных курсов по выбору.

Рис.3 Мониторингличностного развития учащихся

Данные графы заполняют учителяпредметники в течение учебного года. Классный руководитель сохраняет результаты мониторинга на протяжение всего обучения школьников в учебном учреждении, дабы проанализировать личностный рост успехов учащихся и при отрицательной динамике своевременно принять меры.

Заключительным этапом мониторинговых исследований считаем прослеживание у школьников уровня сформированности ключевых компетенций. Ведь именно сегодня к современному человеку государством предъявляются новые требования. Так, будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Следовательно, особая миссия лежит на новой системе образования, которая должна сформировать у учащихся такие ключевые компетентности как ценностносмысловые, общекультурные, учебно –познавательные, информационные, коммуникативные, социально трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.

В настоящее время технология мониторинга уровня компетентности ученика не обеспечена информационной поддержкой. Процедуры диагностирования по данной проблеме практически не отработаны. Есть отдельные разрозненные мониторинговыеисследования роста качества знаний и развития личностных достижений учащихся, но нет единых государственных критериев мониторинга.

Это те проблемы, которые существует в образовательном процессе на всей территории Российской Федерации при проведении качественного мониторинга образовательного процесса. Не является исключением и наша школа. Итак, какой видится нам модель мониторинга исследования образовательных результатов обучающихся на основе компетентностного подхода в обучении? Какие сферы деятельности учащихся будут отслеживаться?Прежде всего, –это нормативноретроспективная оценка ЗУН учащихся;–продуктивная образовательная деятельность школьников;–оценка развития личностных результатов по ФГОС;–оценка динамики метапредметных компетентностей.Все перечисленные формы оценивания, на наш взгляд, позволят проследить уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся

Рис.4 Мониторинг сформированности ключевых компетентностей учащихся.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru