Процедурная часть является завершающей частью программы социально-психологического исследования. Она описывает процесс исследования, раскрывает его этапы, определяет методики и процедуры сбора данных. Как правило, процедурная часть организует деятельность нескольких исследователей, в случае, если работа по сбору данных, их обработке поручена разным исполнителям. Процедурная часть программы исследования может включать следующие элементы:
1. Описание проблемы, гипотез, объекта, предмета, цели и задач.
2. Обоснование исследовательских и интерпретационных методов, методик и процедур.
3. Определение объема выборки, ее структуры и характеристик.
4. Описание конструкта и эмпирических индикаторов исследования
5. Описание процедуры эмпирического исследования, порядка сбора данных, анкетирования, условий опроса и пр.
6. Описание порядка, условий обработки результатов.
При организации сложных социально-психологических исследований нередко используется пилотажное исследование. Пилотажное исследование необходимо для определения проблем, сказывающихся на ходе основного исследования и его результатах. Основными целями пилотажного исследования считают: 1) проверка психометрических свойств методического аппарата; 2) адаптация инструментария под условия сбора данных; 3) проверка адекватности инструментария.
Лекция 3. Разработка программы исследования. Процедурный раздел.
Использование пилотажного исследования должно быть отражено в программе исследования, а его результаты соотносится с результатами основного исследования.
Выборка исследования
Перед началом любого исследования психолог сталкивается с проблемой объективного изучения психического явления, а именно встесторонностью, стабильностью, точностью выводов. Для разрешения этого необходимо обеспечить достаточное количество наблюдений явления, с учетом максимально-возможных случаев воздействия на изучаемое явление. Количество зарегистрированных наблюдений иначе называется выборочной совокупностью (выборкой).
Выборка – совокупность элементов (людей, серий, подходов и пр.), с которыми проводятся исследовательские действия. Перед проведением любого исследования предполагается, что выборочная совокупность отражает часть генеральной совокупности, т. е. всего имеющегося объема явлений. Выборочная совокупность применяется тогда, когда нет возможности изучить проявления определенного свойства в масштабе генеральной совокупности. Например, в статистических исследованиях полового состава генеральной совокупностью может выступать все население земли, а выборочной – жители отдельной области, края, района.
Объем выборочной совокупности обычно обозначается буквой n. В статистическом анализе психологических исследований различают малую (n < 30), среднюю (30 < n < 100) и большую выборку (n >100).
В зависимости от объема исследования различают сплошное, когда анализу подвергаются все элементы генеральной совокупности, и частичное (выборочное), когда изучается малая часть элементов, а полученные выводы распространяются полностью на всю генеральную совокупность. В связи со значимостью выборочной совокупности существуют определенные требования к ее формированию. Самыми актуальными направлениями являются состав, объем и способ формирования выборки. В наиболее общем виде выборка психологического исследования должна быть:
Как оздоровить поджелудочную железу! Понижаем мочевую кислоту и избавляемся от панкреатита!
1. Однородной, т. е. соответствовать по основным критериям целям и задачам исследования.
2. Репрезентативной, позволяя распространять полученные выводы на генеральную совокупность. Данное свойство репрезентативной выборки называется генерализуемостью. В репрезентативной выборке признаки генеральной совокупности представлены с пропорциональной частотой, т. е. выборка исследования представляет собой уменьшенную «модель» генеральной совокупности.
Объем выборки определяет точность результатов исследования, в связи с чем увеличение количества наблюдений (респондентов, элементов, признаков) способствует повышению значимости получаемых выводов. Ограничение по объему выборочной совокупности накладывают и методы статистического анализа, применяемые при обработке эмпирических данных. Так, например, при использовании факторного анализа объем выборки должен быть не менее 300 испытуемых[2].
Формирование выборочной совокупности может происходить случайным и специальным образом. Испытуемые при случайном выборе причисляются к данной группе произвольным образом (количественно). Специальный отбор может проводиться путем стратификации (определения значимых для исследования признаков и включения в выборку испытуемых пропорционально выраженности данных условий либо их количеству в генеральной совокупности), парным способом (выделения значимого признака и включения в выборочную совокупность в зависимости от его наличия или отсутствия).
Цели и гипотезы исследования определяют объем и структуру выборки. Важно учесть, что для исследований, предполагающих описательные, аналитико-экспериментальные или эпидемиологические исследования требования к выборке являются наиболее строгими. Наименее определенными требованиями обладают исследования разведывательного характера, не имеющие целью подтвердить или опровергнуть определенную гипотезу.
В исследовании описательного плана выборка должна быть строго репрезентативной. Требования репрезентативности выборки означают, что по выделенным параметрам (критериям) состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Между тем строго репрезентативную выборку по всем важным для проблематики исследования параметрам обеспечить невозможно, и поэтому следует гарантировать репрезентацию по главному направлению анализа данных.
Прежде всего, необходимо уяснить, какие из имеющихся сведений о характеристиках генеральной совокупности существенны для целей исследования. Во многих случаях это половозрастной, социально-профессиональный, имущественный состав обследуемых, их пространственная локализация. Такое определение выборки в большей степени характерно для социологических исследований. В. И. Паниотто приводит следующие расчеты репрезентативной выборки с допущением 5 %-й ошибки [3] (см. табл. 1).
Особенности размера выборки
Объем генеральной совокупности Объем выборки | 500 222 | 1000 286 | 2000 333 | 3000 350 |
Объем генеральной совокупности Объем выборки | 4000 360 | 5000 370 | 10000 385 | 100000 358 |
Объем выборки, если генеральная совокупность ≥ 5000 | 25–45 | 100–123 | 156–204 | 400–625 |
Фактическая ошибка при данном объеме выборки, % | 20–15 | 10–9 | 8–7 | 5–4 |
Практика экспериментальных психологических исследований свидетельствует о том, что 30 (испытуемых) является достаточным для получения результатов на 5 %-ном уровне вероятности ошибки. Отсюда можно сделать вывод, что в исследованиях социально-психологических явлений размер выборки исследуемых социальных групп аудитории, например возрастных, профессиональных, образовательных и др., должен составлять не менее 30 человек.
Увеличение размера выборки может повысить объективность полученных данных. Конкретно размеры выборки определяются вышеуказанным подходом, а также целями и условиями проведения этих исследований.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Процедурный раздел программы социологического исследования
Процедурный раздел программы социологического исследования состоит из следующих частей:
— описание и обоснование системы выбора единиц наблюдения;
— описание методов и техники сбора данных. Перечень эмпирических индикаторов;
— указание основных процедур анализа данных;
— рабочий (организационный) план исследования.
Лекция 8
Процедурный раздел программы ставит своей основной целью рассмотрение вопросов процедуры и техники сбора и обработки социальной информации. Под процедурой понимается общая система действий социолога как познавательного, так и организационного характера. Процедурный раздел состоит из трех частей. Во-первых, так называемого «рабочего плана» (или «календарного плана») исследования, который отражает практические мероприятия всего хода исследования. Основные задачи этого плана: представить обозримо перечень видов работ; рассчитать количество участников; рассчитать затраты времени. Видами работ, которые отражены в плане, могут выступать следующие:
а) построение концепции исследования (составление программы);
б) разработка инструментария (методик, анкет, бланков наблюдения и т.д.);
в) сбор информации (обследование, опрос единиц наблюдения);
г) обработка данных (полученных сведений) исследования;
д) анализ и интерпретация результатов (данных) исследования.
Во второй части раздела представлено описание методов и техники сбора данных, в котором допускается некоторое многообразие способов изложения: либо в программе дается перечисление используемых методов, либо дается подробное обоснование использования каждого метода, а также их описание с приложением методик, инструментария. Выбор того или иного метода сбора информации зависит от целей и задач исследования, и в большей степени от гипотез исследования, а также от квалификации социолога, его оригинальности мышления и нестандартного видения изучения данной проблемы.
Третья часть процедурного раздела связана с описанием методов анализа полученной информации. Какими бы оригинальными методами не были получены данные, они не позволяют сделать выводов. Для этого необходимо наметить способы обработки и анализа информации. Методы анализа напрямую связаны с гипотезами исследования, и благодаря этим методам идет их проверка. Существуют различные способы (методы анализа социальной информации, в частности: статистический, факторный, корреляционный, типология и т.д.).
Завершая разговор о программе социологического исследования, следует подчеркнуть, что в программе органично должны быть соединены теоретический и эмпирический материалы. В ней решается вопрос о «переводе» теоретических положений социологии в плоскость средств (методов) сбора и анализа социальной информации, и в дальнейшем – эмпирических данных (полученных фактов) в теоретические обобщения, качественные знания.
Исходя из практики составления программы исследований, можно сформулировать следующие наиболее распространенные ошибки:
1. Сформулированная проблема не отражает реальной проблемной ситуации, либо поставленная проблема ранее уже решена;
2. Выделенный объект косвенным образом отражает сформулированную проблему; не определены границы объекта исследования, нет предмета исследования, либо предмет не является тем свойством, характеристикой, которые порождают данную проблемную ситуацию;
3. Цель не связана с проблемой, либо сформулирована абстрактно; задачи не раскрывают поставленную цель, либо сформулированные задачи не могут быть достигнуты в виду отсутствия исследовательских средств у исследователя;
4. Смешаны теоретический и эмпирический уровни интерпретации, интерпретация проведена фрагментарно, отсутствует логическая связь между ключевыми и операциональными понятиями, нет индикаторов;
5. Нет системного анализа объекта исследования, выделенные факторы являются косвенными;
6. Нет логической связи гипотез с задачами исследования, гипотезы сформулированы с нарушением требований формирования, гипотезы выражают положения, неподдающиеся прямой эмпирической интерпретации;
7. Нет рабочего плана исследования, либо не учтены все процедурные мероприятия исследования; выбранные методы не являются адекватными задачам данного исследования.
Источник: studfile.net