1 июня 2021 года вступил в силу закон о просветительской деятельности. Еще на стадии рассмотрения он вызвал у экспертов немало опасений и вопросов. Петицию против закона подписали более 240 тысяч человек, а декларацию, созданную с целью его отмены, — около 1200 ученых. Plus-one.ru разбирался, как закон о просвещении изменил жизнь россиян и можно ли теперь делиться знаниями без лицензии.
Фото: Hulki Okan Tabak/Unsplash
Цель принятия закона и как обосновывают его необходимость
Просветительская деятельность — это передача знаний, навыков и культурных ценностей вне рамок образовательных программ. В последние годы эта сфера быстро развивалась: просветительские проекты по самым разным вопросам появлялись как онлайн, так и офлайн. Например, к просветителям относятся люди, которые проводят курсы рисования или тренинги личностного роста.
Отсутствие контроля над тем, чему учат россиян, встревожило представителей власти. Заместитель председателя наблюдательного совета общества «Знание», осуществляющего просветительскую работу в регионах, Любовь Духанина пояснила, что злоумышленники могут воспользоваться доверием аудитории в своих целях. Примеры злоупотреблений — разжигание ненависти женщин к мужчинам, неверующих — к верующим, русских — к представителям других национальностей. По мнению Любови Духаниной, такое часто происходит в интернет-сообществах и блогах публичных персон.
Серия 5. Что такое программа просветительской деятельности и каким организациям она нужна.
Чтобы оградить граждан от злоумышленников, было решено внести поправки в закон «Об образовании». Однако в пояснительной записке к законопроекту отмечено, что его основная цель — противодействие деструктивной зарубежной пропаганде: распространению идей, подрывающих доверие к власти, искажающих общепризнанную трактовку исторических событий, и т. д. Это значит, что пристальнее всего чиновники будут наблюдать за организациями и лицами, признанными иностранными агентами. Но международные связи — далеко не единственное, за что просветителей могут привлечь к ответственности.
В чем суть поправок
В проекте постановления правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности» указано, что для ее проведения нужно заключить договор об оказании услуг с научным, образовательным или культурным учреждением. Исключение сделано только для органов государственной власти.
Общее требование для физических лиц, желающих заключить такой договор, — наличие профильного среднего или высшего образования, не менее двух лет участвовать в реализации социальных проектов и общественно значимых инициатив либо работать в сфере, связанной с просвещением. Также придется подтвердить отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, перечисленных в ст. 331 ТК РФ (в том числе непогашенной судимости за тяжкие преступления, недееспособности).
К юридическим лицам предъявляются следующие требования:
Источник: plus-one.ru
Культурно-просветительская программа о композиторах кинематографа.
Просветительская программа что это
Юрист, руководитель АНО «Третий сектор»,
эксперт в сфере правового регулирования некоммерческих организаций
12 июля 2022 года вступили в силу правила осуществления просветительской деятельности. Учитывать новые правила проведения просветительских мероприятий в условиях изменения законодательства обязаны и некоммерческие организации. Давайте разбираться.
Просветительская деятельность:
правовое регулирование
Регламентация просветительской деятельности связана с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 1 июля 2022 г. N 1195
«Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности»
Что такое просветительская деятельность
Статья 2 Федерального закона «Об образовании в РФ»
Это деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Просветительская деятельность осуществляется вне рамок образовательных программ, но затрагивает отношения, регулируемые Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Общие требования к осуществлению просветительской деятельности
Общие требования к осуществлению просветительской деятельности появились в статье 12.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2021 году. При этом порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля были определены Правительством Российской Федерации спустя в год в Постановлении Правительства РФ от 1 июля 2022 года N 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности».

Артем Селитраров
Комментарий юриста
Прежде чем говорить про просветительскую деятельность, давайте четко для себя определим отличия образовательной деятельности от просветительской. Ключевая мысль заключается в том, что просветительская деятельность осуществляемая вне рамок образовательных программ.
С одной стороны организации, осуществляющие образовательную деятельность, чья деятельность лицензируется. Здесь мы говорим про реализацию конкретного вида образовательной программы (например, реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации).
С другой стороны иная деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции. Например, информационные семинары, мастер-классы и т.д. Правовая форма такой деятельности, как правило, носит информационный или консультационный характер. Образовательных отношений в этом случае не возникает.
Образовательной деятельностью могут заниматься только организации, которые имеют лицензию на реализацию образовательных программ. Организаторами просветительской деятельности могут выступать разные субъекты вне зависимости от наличия или отсутствия лицензии на ведение образовательной деятельности — физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, органы государственной и муниципальной власти.
Направленность просветительской деятельности
Содержание просветительской деятельности должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей человека, формирование и развитие его личности в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями и требованиями законодательства Российской Федерации.
Организаторы просветительской деятельности
Кем осуществляется просветительская деятельность?
Органы власти
Органы государственной власти, органы местного самоуправления
Уполномоченные организации
Уполномоченные органами власти организации
Юридические лица
Юридические лица разного вида и разной формы собственности (коммерческие и некоммерческие организации, в том числе организации с участием органов государственной или муниципальной власти).
Физические лица
Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели
На организатора просветительской деятельности (каковым может быть признан любой субъект, занимающийся «просвещением») возлагается обязанность не использовать эту деятельность для для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
Кроме того, нельзя распространять сведения, указанные в ч. 1 ст. 10.6 Федерального Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (призывы к совершению преступлений, экстремистские материалы материалы, пропагандирующие культ насилия и жестокости, содержащие нецензурную брань и др.).
Формы просветительской деятельности
Просветительская деятельность может реализовываться в форме:
лекций, презентаций, семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий и иных формах, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Артем Селитраров
Комментарий юриста
Из приведенного перечня форм просветительской деятельность, перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 1 июля 2022 года N 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности», мы видим, что перечень является открытым.
Признание деятельности просветительской будет зависеть от ее направленности. Закон говорит, что такая деятельность должна быть направлена на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Таким образом, если есть признаки просветительской деятельности по ее содержанию, что фактически любое информационное мероприятие некоммерческой организации может быть признано просветительским вне зависимости от его вида (семинар, групповая консультация и т.п.) и формы (онлайн или офлайн).
Уведомление
о планируемом осуществлении просветительской деятельности

Уведомление о планируемом осуществлении просветительской деятельности
Организатор просветительской деятельности, осуществляющий такую деятельность в отношении несовершеннолетних и с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации , уведомляет о планируемом осуществлении просветительской деятельности Министерство просвещения Российской Федерации с приложением программы просветительской деятельности не позднее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты начала ее реализации.
Форма и порядок направления такого уведомления и прилагаемых к нему документов определяется Министерством просвещения Российской Федерации.
Исключение из правил
Данная обязанность не распространяются на просветительскую деятельность, осуществляемую организатором просветительской деятельности, являющимся органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, уполномоченной указанными органами, а также осуществляемую полностью или частично за счет средств грантов в форме субсидий из федерального бюджета , предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, уведомление необходимо направлять при наличии одновременно следующих двух обстоятельств:
1) просветительское мероприятия проводится в отношении несовершеннолетних ;
2) просветительское мероприятие проводится с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исключение составляют случаи, когда организатором просветительской деятельности выступают органы власти и уполномоченные ими организации , а также если такая деятельность осуществляется полностью или частично за счет средств грантов в форме субсидий из федерального бюджета.

Артем Селитраров
Комментарий юриста
Обращаю внимание на указание в исключениях источника финансирования — гранты в форме субсидий из средств федерального бюджета (полностью или частично). Таким образом, гранты из иных уровней бюджета под исключение не подпадают — речь идет про местные и региональные гранты.
Приведу пример: НКО выиграла конкурс на предоставление гранта из бюджета региона по линии одного из региональных министерств. Если в рамках проекта будут просветительские мероприятия, где целевая аудитория несовершеннолетние дети, то НКО обязана будет направить соответствующее уведомление. Аналогично и с муниципальными субсидиями.
Гранты от ФПГ: пока нет разъяснений в отношении средств, полученных на федеральном уровне от Фонда президентских грантов (ФПГ). Если следовать букве закона*, то формально ФПГ как грантооператор получает из федерального бюджета средства в виде субсидий, но в свою очередь ФПГ предоставляет НКО средства на безвозмездной и безвозвратной основах уже в виде гранта. Таким образом, правовая природа гранта от ФПГ и гранта в форме субсидий из федерального бюджета разная.
На мой взгляд, в текущей ситуации это одно из самых важных положений, которое требует правовой определенности т.к. вопрос стоит о колоссальном объеме просветительских мероприятий, которые могут подпасть под процедуру согласования.
*Приказ Управления делами Президента РФ от 3 ноября 2020 года N 358 «Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидии Фонду-оператору президентских грантов по развитию гражданского общества; ст. 78, 78.1 Бюджетного кодекса РФ.
Программа просветительской деятельности
В соответствии с п. 12 Правил осуществления просветительской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2022 года N 1195, программа просветительской деятельности должна содержать:
Источник: ural-nko.ru
Просветительская деятельность среди населения
Просветительская деятельность во все времена была важнейшим средством продвижения прогрессивных идей. В нашей стране имеются давние традиции общественного просвещения: деятельность российских просветителей XVIII века, декабристов и народников в XIX веке, сельской интеллигенции в первые годы Советской власти и других подвижников просветительства.
Просветительство — передача знаний, распространение знаний и культуры.
Просвещение — целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию, и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений.
Просветительская деятельность — разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию.
Под целями просветительской деятельности понимаются социально значимые результаты, на достижение которых направлена деятельность всех компонентов системы просвещения. Основная цель просветительской деятельности — повышение уровня общей культуры и социальной активности населения. Названная цель достигается посредством выполнения приоритетных задач.
Приоритетными являются задачи, имеющие первостепенное значение по отношению ко всем остальным и интегрирующие деятельность различных компонентов системы просвещения. К их числу относятся:
· использование научного и культурного потенциала страны в интересах личностного развития ее граждан;
· своевременное информирование граждан о планируемых политических решениях органов власти и управления и разъяснение сути этих решений;
· содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизнедеятельности;
· способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях;
· содействие профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан;
· формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.
Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе, таких, как:
· признание права на пожизненное образование и личностное развитие в качестве одного из фундаментальных прав человека;
· ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;
· недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости;
· широкая доступность просветительских мероприятий всем категориям населения;
· автономность и самоуправляемость просветительских учреждений и организаций
· плюрализм: право политических партий, общественных движений и иных добровольных объединений граждан заниматься просветительской деятельностью, отражающей их идеологию;
· недопустимость какой-либо цензуры по отношению к просветительским программам, проектам и мероприятиям;
· государственная (в том числе финансовая) поддержка просветительских учреждений и организаций;
· достоверность сообщаемых сведений;
· партнерство социальных субъектов, причастных к организации просветительской деятельности;
· учет региональных и местных особенностей территории;
· учет общегосударственных интересов.
Кроме того, просветительская деятельность строится на основе следующих принципов:
· профессионализма. Профессионализм — особое свойство людей системно, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Педагоги, специалисты-консультанты, социальные работники, пропагандирующие и распространяющие научные знания и иные социально значимые сведения, должны быть профессионалами;
· оперативности. Оперативность — качество работника, характеризующее его способность быстро включаться в деятельность, легко переходить в работе от выполнения одного задания к другому, доводить начатое дело до конца, не затягивать его, принимать решение и умело действовать в меняющихся условиях;
· соблюдения этических норм. Специалисты, занимающиеся просветительской деятельностью, обязаны соблюдать этические нормы, установленные правила профессиональной деятельности.
Просветительская деятельность осуществляется по двум основным направлениям:
· общеобразовательное: просветительские программы, адресованные всем категориям населения (научное, культурное, экономическое, правовое, экологическое, медицинское и прочее просвещение);
· специализированное: просветительские программы, адресованные людям какой-либо профессии или категории.
Просветительская деятельность среди населения направлена на формирование потребности в дальнейшем обучении в различных образовательных учреждениях, а также потребности в самообразовании и самовоспитании.
Формы просветительской деятельности подразделяются на индивидуальные (беседы), групповые (тематический урок), публичные выступления (сообщение перед массовой аудиторией, лекция).
Средства просветительской деятельности подразделяются на: вербальные (беседа, лекция, выступление по радио и телевидении), наглядные (буклет, памятка, плакат), интерактивные.
Для организации просветительской деятельности в стране создается система просвещения. Система просвещения является специфической составной частью образовательного комплекса страны, ее основу составляет совокупность просветительских программ и проектов, а также учреждений и организаций, обеспечивающих их разработку и реализацию.
В систему просвещения входят следующие типы учреждений и организаций со свойственными каждому из них задачами:
· исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ;
· просветительские учреждения и организации, работающие по проектам и программам различной направленности;
· учреждения, организующие просветительскую деятельность на определенной территории;
· государственные и неправительственные органы управления общенационального, регионального и местного уровня, координирующие развитие просветительской деятельности и обеспечивающие правовые, финансовые и организационные предпосылки ее эффективности.
В структуре образовательного комплекса страны система просвещения выполняет следующие специфические по своему содержанию функции:
· образовательную: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах;
· информативную: расширяет осведомленность граждан в вопросах науки, культуры, политики;
· разъяснительную: обеспечивает адекватность понимания сообщаемых сведений;
· идеологическую: популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;
· агитационно-пропагандистскую: распространяет сведения о деятельности тех или иных организаций в целях привлечения новых членов;
· консультативную: распространяет функциональные знания и ноу-хау, необходимые гражданам в повседневной жизнедеятельности.
Система просвещения является автономным самоуправляющимся субъектом деятельности и не подконтрольна каким-либо органам государственной власти, за исключением случаев контроля за соблюдением правовых норм общего действия. Функционирование и развитие системы просвещения регулируется и направляется управленческими структурами входящих в ее состав учреждений и организаций.
В основе управления процессом развития системы просвещения лежат следующие основные принципы:
· партнерство субъектов управленческой деятельности;
· целенаправленность: ориентация на достижение результатов, соответствующих целям и задачам просветительской деятельности;
· децентрализация: четкое разграничение компетенции и полномочий субъектов управленческой вертикали;
· представленность различных категорий и групп населения;
· демократичность разработки и принятия решений;
· учет плюрализма потребностей и интересов;
· гибкость управленческих структур;
· участие граждан в формировании просветительских программ и проектов.
Под органами управления понимаются учреждения, организации и должностные лица, выполняющие задачи по обеспечению и регулированию просветительской деятельности.
В целях координации и оптимизации взаимодействия компонентов системы просвещения создаются органы управления четырех основных типов, выступающие как основные участники управленческого процесса:
· государственные, входящие в состав соответствующих органов исполнительной власти;
· муниципальные, входящие в состав органов местного самоуправления;
· неправительственные, состоящие из представителей просветительских учреждений и организаций и иных организаций, причастных к просветительской деятельности;
· общественные, состоящие из представителей политических партий, профессиональных союзов, общественных движений и иных заинтересованных в развитии просвещения добровольных объединений граждан.
Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:
· целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности;
· адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);
· достоверность предлагаемых для освоения сведений;
· доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения;
· научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки;
· учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);
· взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);
· взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;
· учет региональных и местных особенностей территории.
Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций, его приоритетных задач и направлений просветительской деятельности.
В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизнедеятельности общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ, предназначенных для взрослого населения:
· профессиональное просвещение: ознакомление с достижениями науки и передовым опытом в области специализированных оплачиваемых занятий;
· экономическое просвещение: расширение и углубление знаний, составляющих теоретические основы хозяйственной деятельности;
· политическое просвещение: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;
· правовое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;
· гражданское просвещение: распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к стране, в которой они живут;
· научное просвещение: популяризация достижений современной науки;
· художественно-эстетическое просвещение: ознакомление с достижениями литературы и искусства;
· национально-патриотическое просвещение: распространение знаний об истории и культуре страны;
· медицинское просвещение: распространение сведений об охране и поддержании здоровья.
Перечень видов просветительской деятельности не является исчерпывающим.
Специальные программы предназначаются для граждан, находящихся в экстремальных условиях, затрудняющих реализацию их конституционного права на образование и просвещение. К названной категории граждан относятся: инвалиды, мигранты и беженцы, жители отдаленных районов, кочевники, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой, т.е. как совокупность просветительских мероприятий.
Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальных программ развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач подразделяются на три вида:
· тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;
· территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);
· проекты, предназначаемые для лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).
К просветительским относятся учреждения неформального образования, основной задачей которых является проведение мероприятий по пропаганде, распространению и разъяснению научных знаний и иных социально значимых сведений.
Данные учреждения функционируют как основные структурные подразделения системы просвещения, осуществляющие свою деятельность в непосредственном контакте с аудиторией.
В зависимости от реализуемых ими программ просветительские учреждения подразделяются на:
· монопрофильные — одна определенная программа или несколько программ одного профиля;
· многопрофильные, реализующие просветительские программы различного содержания и направленности.
С учетом конкретных обстоятельств просветительские учреждения могут создаваться и действовать как на постоянной, так и на временной основе.
Право на просвещение является составной частью права на образование и понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с достижениями различных отраслей культуры и свободного пользования ими, а также возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы. Названное право реализуется через целенаправленную деятельность учреждений и организаций, входящих в состав системы просвещения. Право на просвещение устанавливается в соответствии со статьей 27 Всеобщей декларации прав человека и рассматривается как одно из абсолютных прав личности, устанавливаемых конституцией страны.
К работникам просвещения относятся специалисты-профессионалы, занятые на постоянной или временной основе тем или иным видом оплачиваемой деятельности, связанной с функционированием и развитием системы просвещения. Основные категории работников:
· преподаватели: лекторы и другие представители преподавательского корпуса, участвующие в реализации просветительских программ;
· организаторы просветительской деятельности: сотрудники администрации просветительского учреждения, направляющие его работу;
· организаторы просвещения: работники органов власти и управления, ведающие вопросами развития просвещения, а также штатные сотрудники негосударственных и общественных органов управления системой просвещения;
· исследователи: сотрудники научных учреждений, разрабатывающих вопросы функционирования и развития системы просвещения.
Просветительская деятельность является одной из составляющих работы педагога. Она может осуществляться в нескольких формах (проведение уроков и факультативов для учащихся, лекториев и клубов для родителей, организация конференций и выставок литературы и др.). Приоритет отдается активным формам в работе со всеми субъектами образовательного процесса, включая родителей — ролевым играм, групповым занятиям, тренингам, семинарам-практикумам и т.п. На базе образовательного учреждения педагог чаще всего осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru