Производственной программы предприятия схема

Основные разделы производственной программы предприятия и основные ее показатели. Схема формирования производственной программы предприятия. Определение критического объема производства. Определение объема производства, максимизирующего прибыль предприятия.

9.2. Ресурсное обоснование производственной программы.

Ресурсное обоснование производственной программы. Согласование производственной программы предприятия по трудовым, материальным и инвестиционным ресурсам. Последовательность проведения расчетов. Информационная база формирования производственной программы предприятия.

9.3. Обоснование производственной программы производственными мощностями предприятия. Последовательность расчетов по обоснованию производственной программы производственными мощностями. Необходимость улучшения экстенсивного и интенсивного использования действующих производственных мощностей.

Обоснование необходимости ввода в действие дополнительных производственных мощностей. Баланс производственной мощности.

Новиков Константин «Годовой проект развития производственной системы предприятия»

Краткий теоретический обзор темы

Разработка производственной программы предприятия

На основе прогнозируемого объема производства и реализации продукции предприятия формируют производственную программу с учетом запросов потребителей, выявленных в процесс изучение рынка, и государственного заказа.

Производственная программа — это производственное задание по производству и реализации продукции в соответствующем ассортименте и номенклатуре, соответствующего качества в стоимостном и натуральном выражении за определенный период (месяц, квартал, год) времени.

Предприятия промышленности автономно формируют свою производственную программу на основе выявленного в ходе изучения потребительского рынка спроса на основе: портфеля заказов (договоров) предприятия на продукцию, государственных заказов и собственных нужд. Производственная программа фирмы зависит от номенклатуры производства продукции. Производственная программа содержит расчет объема выпуска продукции, его обоснование трудовыми и материальными ресурсами, а также производственными мощностями. Она состоит из плана выпуска продукции в натуре, плановой стоимости выпускаемой продукции, определяемой в показателях стоимостей товарной, валовой и чистой продукции, и плана реализации продукции в стоимостном и натуральном выражении.

После составления проекта дается экономическая оценка производственной программы предприятия. Значение прибыли, равное нулю, достигается при таких объемах выпуска продукции, когда совокупные расходы полностью покрываются совокупным доходом от реализации продукции. Такие объемы являются критическими объемами производства. Всякий объем производства, который находится ниже критического уровня, приносит предприятию убытки, а тот, который превышает критический объем, позволяет получать прибыль.

По мере увеличения объемов производства рост совокупных расходов начинает отставать от роста совокупного дохода и разница между доходами и расходами (прибыль) становится положительной величиной.

Управление производством с помощью Google Таблиц. Или как увеличить выпуск в 2 раза за 2 месяца.

Предприятие будет наращивать объемы выпуска продукции и привлекать в производство дополнительные ресурсы до тех пор, пока предельная производительность ресурсов (М,.р|) в денежном выражении будет не ниже их цены (Р,). Предприятие будет максимизировать свою прибыль, когда

Источник: studme.org

Технология планирования производственной программы

Важнейшим разделом тактического плана предприятия явля­ется производственная программа, или план производства и реали­зации продукции.

Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Этот раздел плана тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансо­вым планом.

Читайте также:
Программа для перекупщиков авто

Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа; заказов потребите­лей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского опроса.

Государственный заказ доводится предприятиям, выпускаю­щим продукцию, которая имеет важное народнохозяйственное значение.

Производственная программа состоит из двух разделов: план производства продукции в натуральном выражении; план производства в стоимостном выражении.

План производства продукции в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенк­латуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах.

Планирование производства и продаж продукции в натураль­ном выражении дает возможность согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходи­мых для ее производства. Однако натуральные измерители не поз­воляют определить общий объем и структуру производства на многопрофильных диверсифицированных предприятиях, рассчи­тать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации про­дукции. Это требует разработки плана производства продукции в стоимостном выражении.

План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели: реализованная продукция; товарная продукция; валовая продукция.

Производственная программа предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся производственных возможностей. Проблема состоит в том, что производственные возможности пред­приятия могут быть больше или меньше запланированного объема продаж.

Фактором производства, который чаще всего определяет воз­можности предприятия, является производственная мощность. Поэтому если производственная мощность предприятия больше объема продаж, то имеет место неполное использование (недо­грузка) мощности, что, в свою очередь, приводит к завышенным издержкам на производство продукции. Если же производствен­ная мощность, наоборот, будет меньше объема продаж, то в этом случае объем продаж не может быть выполненным и необходимо либо увеличивать производственную мощность, либо уменьшать объем продаж. В этой связи производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в планируемом периоде.

Производственная программа не только устанавливает объем вы­пуска конечной продукции, но и является основой для расчета пла­нов производства структурных подразделений предприятия. При расчете планов производства структурных подразделений (цехов, корпусов, производств, участков, поточных линий) помимо объе­мов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменения межцехо­вых и внутрицеховых заделов незавершенной производственным процессом продукции.

Задания по выпуску конечной продукции финишным цехам, как правило, устанавливаются на уровне производственной про­граммы предприятия. Что касается заданий промежуточным це­хам, участвующим в изготовлении конечной продукции, то они могут быть больше показателей производственной программы, в случае если планируется увеличение межцеховых заделов, или менее производственной программы, если предусматривается их уменьшение. Объемы производства по цехам планируются исходя из плановой себестоимости одного изделия или по планово-расчетным внутрипроизводственным ценам.

Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных — по меся­цам. В планах структурных подразделений задания производствен­ной программы могут распределяться по более коротким периодам.

Разработка производственной программы является наиболее сложным процессом, поскольку в нем приходится согласовывать и учитывать огромное число различных факторов. Типовой алго­ритм формирования программы включает:

1. Анализ выполнения плана производства.

• проверка выполнения плана;

• изучение причин влияющих на выполнение плановых показателей;

Читайте также:
Как на андроиде убрать программу по умолчанию

• выявление резервов повышения эффек­тивности производства;

• разработка мероприятий по использованию резервов

Рис 7.1. Схема планирования производственной программы.

Источник: studopedia.su

Как запланировать производство продукции на предприятии

За ошибки при планировании предприятие платит высокую цену в буквальном смысле. Планирование производства продукции – это процесс сбора данных о предполагаемом выпуске готовых изделий в единую программу, в стоимостном и натуральном измерении. Планирование производства и сбыта продукции относится к управленческой деятельности предприятия.

Определяется планируемый объем производства продукции на основании договоров с заказчиками и собственных потребностей, а также с учетом стратегического развития предприятия развития.

Как запланировать производство продукции на предприятии

Система планирования работ как часть бизнес-плана

Если организация находится на начальной стадии, в бизнес-плане обязательно разрабатывается статья прогноза выпуска продукции, базирующаяся на маркетинговых изысканиях. В ней указываются данные о количестве и ассортименте предполагаемого выпуска номенклатуры, а также средства достижения цели: оборудование, потребность в материалах и человеческих ресурсах. Чтобы инвестировать в проект, необходимо тщательно планировать производство.

Порядок планирования на производстве

На действующем промышленном предприятии составляется производственная программа на основании заключённых договоров с заказчиками продукции, согласно плану госзакупок или по среднегодовым показателям выпуска продукции. А также учитываются данные анализа потребностей рынка и спроса на товар. В разработке планирования объема производства продукции участвуют следующие отделы:

  • Производственная служба и отдел сбыта определяют номенклатуру, количество и сроки реализации. Выполняют планирование производства и реализации продукции.
  • Задача бюджетного отдела — определить стоимость потребных материалов, трудовых затрат, энергоресурсов, топлива, а также затрат по накладным расходам и общеадминистративных расходах. Установить цену на новое изделие.
  • Отделу кадров следует рассчитать количество станко-часов для выполнения всех операций и проанализировать соответствие трудовых ресурсов рассчитываемому объему выпуска продукции.
  • Технический отдел анализирует соответствие основных средств, систем и устройств предприятия предполагаемому выполнению всех операций по изготовлению изделий, работ, услуг, устанавливает нормы затрат.
  • Служба логистики подтверждает обеспечение и закупку товаров и материалов, запчастей и озвучивает цену на них.

При расчете операций используется позаказный, затратный и нормативные методы.

Основные правила и виды планирования

Основной целью производственного предприятия является получение высокой прибыли при наименьших издержках. Для того чтобы сохранять рентабельность, в прогнозных расчетах необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Принцип системности. Для обеспечения бесперебойной работы все службы на предприятии должны быть объединены единой целью и взаимосвязаны друг с другом.
  • Принцип окупаемости. Все затраты и расходы на производство должны быть покрыты доходами, при определенной норме прибыли. Для этой цели используется балансовый метод.
  • Принцип гибкости. При изменении производственных факторов предприятие должно обладать способностью перестраиваться в соответствии с требованиями.
  • Принцип постоянства. Работа по планированию осуществляется непрерывно на протяжении всего жизненного цикла предприятия.

Виды планирования классифицируют в зависимости от сроков и целей программы.

По длительности периода Долгосрочное От 5 до 10 лет
Краткосрочное От 2 до 5 лет
Годовое Включает планы на квартал, на каждый месяц
По направлению целей Стратегическое Включает планы по развитию предприятия
Тактическое Направлено на изменение некоторых показателей – качества, выпуска новой продукции, уменьшение издержек
Оперативное Применяется при необходимости немедленного реагирования

Но также разрабатываются планы по каждому цеху или отделению. Календарное планирование разрабатывается в виде графика выпуска различных категорий товара. При этом должны быть учтены данные поставки материалов, представленные отделом логистики, данные о загрузке производственных мощностей, сведения о приоритетности выпуска определенных моделей. Готовая продукция должна производиться без простоев оборудования, с полной загруженностью персонала и без излишков товарно-материальных ценностей.

Читайте также:
Как выглядит эта программа

Документы, разрабатываемые при планировании

План производства представляет собой, как правило, программную таблицу, разработанную в excel, и включающую в себя следующие данные:

  • Список готовой продукции, включающий номенклатурный номер, название и краткие технические характеристики.
  • Количество изделий.
  • Сроки выполнения и отгрузки продукции.
  • Стоимость продукции за единицу и на весь объём.
  • Код заказчика.

Зачастую планы имеют денежное выражение в рублях и условных единицах – для предприятий, имеющих рынок сбыта за рубежом. Помимо плана, бюджетным отделом разрабатывается смета затрат на производство продукции по следующим показателям:

  • Основные расходы – затраты, прямо связанные с выработкой изделий – сырье и материалы, энергоресурсы, заработная плата, прочие.
  • Накладные расходы – затраты, напрямую не связанные с процессом выработки: эксплуатационные материалы, затраты на ремонт, оплата труда ИТР, прочее.
  • Общеадминистративные расходы и расходы по реализации продукции.

И также в смете планируются затраты на единицу себестоимости продукции и весь объем, и прогнозная сумма выручки, прибыли от продаж. Обычно разрабатывается утвержденный годовой план выпуска, и ежемесячно осуществляется текущее или оперативное планирование.

Расчет производственной мощности предприятия

Перед тем как планировать производство, нужно выполнить расчет производственной мощности или способность выпустить наибольший годовой объем продукции при полном охвате всех основных средств, трудовых ресурсов. В данном расчете учитывается расширенный ассортимент изделий.

Формула расчета производственной мощности такова: Mпр=Поб+Фф, где Поб – производительность в количестве изделий на единицу времени, Фф – фактическое количество времени работы. При расчете необходимо учитывать срок службы оборудования, поступление новых единиц техники, вынужденные простои и ремонты.

Производственная мощность может измеряться в следующих единицах: штуках, килограммах, часах, если речь идёт об услугах, прочих единицах измерения. Ее классифицируют по следующим видам:

  • Теоретическая – при соблюдении идеальных условий, полной загрузке всего оборудования и персонала предприятия.
  • Практическая – при которой обеспечен максимальный выпуск изделий при необходимых простоях оборудования.
  • Нормальная – разработанная с учётом ремонтов и отклонений в работе, или среднегодовая. Обычно и применяется при планировании.

При планировании необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Отгруженную заказчику продукцию, но не оплаченную им.
  2. Наличие документально оформленной и готовой к отгрузке продукции на складе.
  3. Готовые изделия в сборочных цехах.
  4. Продукцию разных степеней готовности в цехах или незавершенное производство.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

  • Чем шире и точнее маркетинговое исследование рынка, тем лучше.
  • Точно предсказать процесс планирования производства продукции на начало года при широком ассортименте практически невозможно.
  • Максимальное соблюдение планов возможно только при слаженной работе всего коллектива, индивидуальном подходе к обязанностям у каждого работника.
  • Разработанные планы должны подстраиваться под меняющиеся внешние — инфляция, изменение спроса, так и внутренние условия – смена персонала, заказчиков и поставщиков, увеличение или уменьшение объемов продукта.
  • У предприятия должны быть перспективные планы для развития с целью максимизации прибыли.

Источник: arprime.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru