Производственная программа предприятия представляет собой развернутый или комплексный план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска требуемых рынком товаров и услуг. Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям продаж. Она обуславливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Этот раздел тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом.
Производственная программа ПОП – это обоснованный план выпуска всех видов продукции собственного производства в виде полуфабрикатов, блюд, кулинарных и кондитерских изделий. План включает в себя объем выпуска и ассортимент продукции.
Производственная программа заготовочных ПОП составляется на основании заявок от доготовочной сети и других предприятий и оформляется в виде наряд – заказа.
АЛГЕБРА С НУЛЯ — Что такое Производная?
Производственная программа общедоступных ПОП составляется на основании потребительского спроса на продукцию с учетом типа, класса предприятия и ассортиментного минимума и оформляется в виде меню, прейскурантов, карты вин.
Производственная программа состоит из двух разделов:
1) План производства продукции в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах (штуки, тонны, квадратные, и кубические метры). Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении дает возможность согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако натуральные измерители не позволяют определить общий объем и структуру производства многопрофильных диверсифицированных предприятиях, рассчитать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации продукции в стоимостном выражении.
2)План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели: реализованная продукция (валовой доход); товарная продукция; валовая продукция.Основной показатель реализованная продукция (валовой доход)- продукция, оплаченная покупателем или сбытовой организацией, готовые товары или товарная продукция, запасные части и полуфабрикаты, работы и услуги, предназначенные для удовлетворения потребностей покупателей. Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Чистая продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость. Она определяется вычитанием из объема валовой продукции материальных затрат и суммы амортизационных отчислений. Условно-чистая продукция в отличие от чистой содержит.
В процессе разработки производственной программы цеха или предприятия возникает необходимость принятия оптимальных плановых решений. Под оптимальным решением обычно понимается достижение в заданных условиях максимальных результатов или минимальных издержек производства. Производственную программу составляют на один год с разбивкой по кварталам и месяцам.
Что такое поточность технологических процессов? (общественное питание)
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Источник: students-library.com
Производственная программа и товарооборот предприятий общественного питания, их понятие и значение. Виды товарооборота.
Производственная программа представляет собой экономически обоснованный план выпуска всех видов кулинарной продукции общественного питания в объеме и ассортименте. Она составляется на год с распределением по кварталам и по местам реализации (обеденный зал, буфет основного предприятия, филиалы). Основным показателем производственной деятельности предприятия общественного питания является выпуск продукции собственного производства в натуральных единицах (блюда, кг, порции, шт., стаканы и т.д.).
При составлении производственной программы предприятия общественного питания используют следующие данные:
производственную мощность предприятия, определяемую мощностью горячего цеха и пропускной способностью торгового зала (эти два показателя взаимосвязаны, т.к. основная часть продукции горячего цеха реализуется в зале предприятия);
информацию о возможности ввода в действие новых филиалов или их закрытии на ремонт;
возможности применения прогрессивных форм обслуживания;
возможности внедрения новых видов оборудования или новых технологий.
Производственная мощность горячего цеха (кухни) зависит от следующих факторов:
площади производственных помещений;
количества единиц оборудования и их производительности;
емкости варочной посуды;
численности работников и их квалификации;
ассортимента выпускаемой продукции и качества поступающего сырья, удельного веса полуфабрикатов и быстрозамороженной продукции в общем объеме сырья.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Производственная программа предприятий общественного питания.
Производственная программа представляет собой экономически обоснованный план выпуска всех видов продукции общественного питания в объеме и ассортименте. Она составляется на год с распределением по кварталам и по местам реализации.
Основным показателем производственной деятельности предприятий общественного питания является выпуск продукции собственного производства. На предприятиях общественного питания реализуются как продукты, прошедшие кулинарную обработку, так и продукты, не подвергавшиеся ни холодной, ни тепловой обработке. Те которые прошли кулинарную обработку реализуются в виде блюд, закусок, кулинарных изделий, относятся к продукции собственного производства. Продукты, не подвергшиеся кулинарной обработке, называются покупными товарами. Производственная мощность — это максимально возможный выпуск продукции, предусмотренный на соответствующий период (декаду, месяц, квартал, год) в заданной номенклатуре и ассортименте с учетом оптимального использования наличного оборудования и производственных площадей, прогрессивной технологии, передовой организации производства и труда.
Численность потребителей
Пропускная способность предприятия характеризуется максимальным количеством потребителей, обслуживаемых за период времени. Она рассчитывается исходя из количества часов работы обеденного зала, числа мест и продолжительности приема пищи одним посетителем. Среднее время приема пищи зависит от формы обслуживания, количества потребляемых блюд, типа предприятия. В столовой, кафе, работающих по методу самообслуживания, среднее время приема пищи одним посетителем 20-30 — мин, а в буфетах и закусочных — 15-20 мин.
Пропускная способность предприятия зависит от мощности и технической оснащенности предприятия, от формы обслуживания потребителей, рационального использования площади залов и других факторов. Поэтому необходимо найти коэффициент использования пропускной способности обеденного зала:
Повышение коэффициента пропускной способности обеденного зала достигается за счет применения самообслуживания, предварительного накрытия столов, реализации обеденной продукции методом «шведского стола», реализации комплексных обедов, завтраков, ужинов, за счет организации выносных раздач и буфетов.
Годовой план выпуска блюд рассчитывают по формуле:
Где Бплан — среднее количество блюд на одного посетителя в планируемом периоде.
Расчет количества блюд, реализуемых в течение дня, ведется по формуле:
где, n- количество блюд
Nф – фактическая пропускная способность, чел
M – Коэффициент потребления блюд
Расчет товарооборота по численности потребителей осуществляют путем умножения среднедневной численности потребителей и числа дней работы предприятия в плановом периоде на среднее количество блюд, приходящихся на одного потребителя, и цену одного блюда по формуле
Рпл. = Чпл * Д* Кбп *Цбл.
где Кбп — плановое число блюд, приходящихся на одного потребителя, бл.
Чпл. — планируемая среднедневная численность потребителей, чел.
Д — число рабочих дней предприятия в планируемом периоде, дн.
Численность потребителей столовой в день 50 чел. Столовая работает 300 дней, число блюд на одного посетителя в среднем 2,5, средняя цена блюда 20,5 рублей. Отсюда плановый товарооборот
Рпл. = Чпл * Д* Кбп *Цбл.
Задача 1
Определите плановый выпуск обеденной продукции по числу потребителей, план оборота столовой, если известно, что в текущем году питалось в среднем в день 1200 человек. Количество блюд, приходившихся на 1 потребителя, составляло 2,5. В связи с расширением торгового зала планируется увеличить контингент потребителей на 15%.
Из общего выпуска блюд запланируйте: первых 30%, вторых40%, сладких18%, холодных12%. Количество рабочих дней 307. Среднее количество блюд на одного потребителя не изменится.
Средняя цена одного блюда 19 рублей 30 копеек. Оборот прочей продукции собственного производства составляет 24% от оборота обеденной продукции. Удельный вес покупных товаров в общем обороте столовой 40%.
Пример. (практическое задание, задача№1) Численность потребителей — 1200. Кол-во блюд — 2,5. Цена блюда — 19,30р. Кол-во рабочих дней — 307. Оборот по прочей — 24% от обеденной.
Оборот покупных товаров — 40% в общем обороте. Увеличение численности потребителей на 15% 1200*15/100+1200=1380чел.
Задача 2
Определить ожидаемый валовой товарооборот ресторана за отчетный год на основе следующих данных:
1. Оборот по продукции собственного производства за 9 месяцев составил 3596,7 тыс. руб., его удельный вес в валовом обороте за 9 месяцев составил
2.Годовой план валового товарооборота 5538,5 тыс. руб. Удельный вес 4 квартала составляет 27,2% в годовом объеме товарооборота.
3. В 4 квартале ожидается перевыполнение плана валового товарооборота на 1,2%.
Пример. (практическое задание, задача№2)
оборот по собственной продукции за 9 месяцев 3596,7т.р. — это 61,7% в валовом обороте.
Годовой оборот 5538,5т.р.4 квартал — 27,2% в годовом объеме.
В 4 квартале перевыполнение на 1,2%.
Валовая реализация за 9 мес.3596,7*100/61,7=5829,3т.р.
Реализация за 4 кв. 5538,5*27,2/100=1506,4т.р.
Задача 3
Определить суточную производственную мощность и годовую производственную программу столовой по выпуску первых блюд на основе следующих данных.
Емкость котлов — 90 л. Коэффициент заполнения котлов — 0,9. Средний объем одного блюда — 0,4 л. Средняя продолжительность варки первых блюд — 2 часа. Время подготовительно — заключительных работ в среднем на одну варку — 20 мин. Организационно — технологические простои оборудования в смену — 60 мин. Продолжительность работы кухни в сутки — 8 часов.
Столовая работает 300 дней в году.
Задача 4
Рассчитайте план товарооборота столовой по продукции собственного производства и покупным товарам.
Столовая имеет торговый зал на 60 мест. Средний коэффициент занятости зала 0,75. Оборачиваемость одного места 6 раз в рабочий день. Время обслуживания 1 гостя — 20мин. Среднее количество блюд на одного питающегося 2,5. Средняя цена одного блюда 2 рубля 60 копеек. Оборот по прочей продукции собственного производства составляет 30% от оборота по обеденной продукции.
Удельный вес покупных товаров в общем обороте столовой 32%. Столовая работает 300 дней в году.
Пример.(практическое задание, задача№3)
Емкость котлов — 90л. Коэффициент заполнения — 0,9. Объем одного блюда — 0,4л. Продолжительность работы цеха — 480 мин. Простои оборудования — 60 мин. Средняя продолжительность варки — 120 мин. Подготовительно-заключительные работы — 20 мин.
Количество рабочих дней — 300. Коэффициент использования мощности — 1. Цена блюда — 30,5 р.
Решение. 1)Находим время работы зала по формуле
2)Находим пропускную способность
3)Находим реализацию по обеденной продукции
3)Находим реализацию по прочей продукции
4)Находим реализацию по покупным товарам
Задача 5
Определить товарооборот в обеденном зале столовой на основе:
Площадь обеденного зала 220 кв. м.
Площадь одного обеденного места 2 кв. м.
Время обслуживания 1 посетителя 30 минут.
Время работы столовой 6 часов.
Количество посетителей 480 человек.
Количество блюд на 1 посетителя 2,5.
Цена 1 блюда 20 рублей 50 копеек
Расчет товарооборота на основе коэффициента использования пропускной способности предприятия. Для расчета выпуска блюд этим методом используют формулу
Рпл= ПС * Кпс *Цср * Д
Пропускную способность определяют по формуле
где В — время работы торгового зала, мин.
t — время обслуживания одного посетителя, мин.
Пример. (практическое задание, задача№5)
Число мест 220/2=110
Плановая пропускная способность 480чел.
Отсюда следует, что пропускная способность используется очень эффективно.
Источник: infopedia.su