Произведения которые проходят по литературе в 5 классе по программе

Главная цель обучения литературы в школе заключается в приобщении школьников к красоте слова, богатству классической русской и зарубежной литературы. В основную программу литературы входит чтение классических произведений русских и зарубежных писателей, усвоение информации кающейся биографии известных писателей.

Когда школьник знакомится с произведениями классической литературы, он расширяет свой кругозор, знакомится с самобытностью и духовным потенциалом нашего народа. Ниже приведены основные произведения, которые включены в программу по литературе в пятом классе:

  • Крылов «Ворона и Лисица»
  • Жуковский «Спящая царевна»
  • Пушкин «Руслан и Людмила»
  • Лермонтов «Бородино»
  • Паустовский «Теплый хлеб»
  • Астафьев «Васюткино озеро»

Крылов «Ворона и Лисица»

Иван Андреевич Крылов известный русский баснописец. Первый сборник Крылова был опубликован в 1809году. В этом сборнике появилась его известная басня «Ворона и Лисица». В образах Вороны и Лисицы представлены человеческие типажи. Эти два типажа противопоставляются друг другу. Лиса – хитрый типаж, она прибегает к уловкам лести, чтобы добыть свой кусок сыра.

Список литературы на лето к 5 классу онлайн

Тщеславная, падкая на лесть Ворона роняет сыр, и он достаётся Лисе. Крылов в этом произведении обличает лесть. Крылов хочет предупредить, что следует относится настороженно к людям, которые тебе льстят.

Жуковский «Спящая царевна»

В. А. Жуковский знаменитый русский поэт 19 века. Особенно он был знаменит своими сказками. Одна из них – сказка «Спящая царевна». Отличительная черта его стихотворных сказок заключается в их легкости, гибкости, подвижности, часто можно у персонажей встретить речь, как у обычных людей.

Замечание 1

Сказка «Спящая царевна» является переводом произведения французского писателя Шарля Перо. Жуковский перевел только первую часть этой сказки, переложив ее в народном русском стиле.

На свет появляется дочка царя Матвея, на пир в честь дня рождения царь приглашает 11 фей, а про двенадцатую забывает. Оскорблённая волшебница предсказывает что девочка умрет, уколовшись веретеном. В возрасте 16 лет девочка укололась веретеном, но не умерла, так как на том пиру последнее слово осталось за доброй волшебницей, и она предсказала, что девочка не умрет, а заснет.

Следует обратить внимание на то, как много Жуковский использует различных красочных описаний комнат, лесов, садов. Он хочет показать не только сюжетную линию, но и ту красоту, которая окружает каждое действо.

«Художественная литература, 5 класс»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Пушкин «Руслан и Людмила»

Знаменитая поэма А. С. Пушкина была опубликована в 1820 году. Пушкин написал это произведение под влиянием русских народных былин, сказок, легенд. Характерными чертами этого произведения являются:

  • большое количество гротескных описаний
  • фантастический сюжет
  • просторечная лексика
  • авторская ирония

В этом произведение так же отражены веяния классицизма, сентиментализма и рыцарского романа.

КНИГИ ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКА | (НЕ) ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ПЯТОГО КЛАССА

Поэма имеет шесть частей. Начинается она с описания Лукоморья. В первой песне говорится о свадьбе княжеской дочери Людмилы с богатырём Русланом. Но праздник был омрачен похищением Людмилы злым карликом Черномором. Руслан и три его соперника отравляются на поиски молодой невесты, тот, кто сумеет ее отыскать получит ее в жены.

Во второй песне рассказывается о путешествии соперников Руслана, а также описывается нахождение Людмилы в замке у Черномора.

В третьей части Руслан побеждает голову гигантского богатыря, получает меч, с помощью которого он может победить Черномора.

В четвертой части Руслан встречается с представителями нечистой силы, но они не могут его остановить, и он продолжает свои поиски Людмилы.

В пятой части происходит битва Руслана с Черномором, в результате которого Руслан побеждает. Он находит Людмилу, но она находится в заколдованном сне, Руслану не под силу ее разбудить. Он везет карлика и Людмилу в Киев. По дороге в Киев на него нападает один из его соперников и похищает Людмилу.

Читайте также:
Название программы к 23 февраля

В шестой части старец Финн оживляет Руслана. Он отправляется в Киев, расколдовывает Людмилу. На радостях в Киеве устраивают большой пир.

Лермонтов «Бородино»

Стихотворение М. Ю. Лермонтова было написано в 1837 году. Это стихотворение посвящено бородинскому сражению, которое состоялось в 1912 году. В этом сражении произошло столкновение русской армии с армией французов под предводительством Наполеона.

Сюжет построен на рассказе одного из ветеранов тех военных действий. Основная цель, которую преследовал Лермонтов, написав это стихотворение, заключается в том, чтобы показать, что героями войн и сражений становятся обычные люди. Главный образ этого стихотворения – простой русский солдат. Именно за ним стоит вся Россия и судьба всего русского народа.

Главное в русских солдатах то, что они сражались не за чин, а за свою Родину. Именно это помогло им одержать побуду в этом сражении.

Паустовский «Теплый хлеб»

Сказка «Теплый хлеб» появилась спустя 9 лет после окончания Великой Отечественной Войны. События происходят во время войны. Главный герой – деревенский мальчик Филька. Филька был молчаливым и недоверчивым мальчишкой. В той же деревне где жил Филька жил раненный на войне конь.

Конь скитался по деревне в поисках пропитания. Однажды он забрел к Фильке во двор, в это время мальчик жевал кусок хлеба, конь стал просить хлеб у мальчика, но Филька ударил и накричал на коня. Конь жалобно заржал. После этого началась сильная метель, а затем пришел лютый мороз, который заморозил реку, из-за этого деревенская мельница не могла работать, а значит не было муки и люди не могли испечь себе хлеб.

Когда домой вернулась бабка Фильки, она рассказала ему, что такое могло произойти из-за людской злобы. Кто-то обидел невинное существо и теперь за это расплачивается вся деревня. Филька очень испугался. Он сильно раскаивался о своем поступке. На следующий день он вместе с другими деревенскими ребятами пошел рубить полынью в реке около мельницы. Наконец-то стало теплеть.

И мельница снова заработала. Люди смогли испечь хлеб, Филька пришел к коню и угостил его куском тёплого свежего хлеба.

Замечание 2

Основная идея заключается в том, что всегда нужно проявлять любовь к ближнему несмотря на то, в каких тяжелый условиях оказался ты сам.

Астафьев «Васюткино озеро»

Главный герой произведения Астафьева «Васюткино озеро» — мальчик Василий. Мальчик пытается помогать взрослым, он ходит в лес и собирает там кедровые орехи. В один из таких походов он заблудился. Ему приходится рассчитывать только на себя. Он слышал много советов о том, как вести себя в лесу, от старых охотников. Все эти знания теперь ему пришлось применить на практике.

В итоге мальчик находит озеро, которое полно большим количеством ценной рыбы. По озеру он выходит к реке Енисей и там встречается с людьми. Мальчик провел один в лесу 5 дней, но смог подавить панику, не растерялся и все-таки вернулся домой.

Источник: spravochnick.ru

Что проходят в 5 классе по литературе?

Чтобы узнать, что проходят по литературе в 5 классе, обратимся к самому достоверному источнику – к книге “Уроки литературы. 5 класс: пособие для учителей” под редакцией В.Ф. Чертова. Эта книга, по которой сами учителя литературы строят уроки и планируют учебный год, лучше всего сможет помочь нам узнать, что проходят в 5 классе в школе.

На картинках ниже дано примерное планирование уроков, из которого будет видна программа обучения по литературе за 5 класс. Здесь можно увидеть, на каком уроке что будут проходить. Учебный год разбит примерно на 100 уроков. Этот план помогает узнать, в каком порядке и что именно проходят в школе.

kbgyf3of

kc45b1ld

Общий подход к обучению в 5 классе

В 5 классе осуществляется переход от начального литературного образования (уроков литературного чтения в начальной школе) к систематическому курсу литературы.

Пятиклассники уже имеют определённый запас читательских впечатлений, они читали и обсуждали фольклорные и литературные произведения. Представления о литературе как искусстве словесного образа, средствах создания образа в фольклоре и литературе формируются у учащихся и на новом для них литературном материале, и на основе предшествующего читательского опыта.

Читайте также:
На какой программе выпекать кексы в духовке

Некоторые темы в 5 классе (например, связанные с изучением фольклора, литературной сказки, басни) должны носить скорее обобщающий характер. Уже известные, возможно, многим пятиклассникам:

  • сказки X. К. Андерсена “Снежная королева”,
  • А. Погорельского “Чёрная курица, или Подземные жители”,
  • А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
  • и пьеса-сказка С. Я. Маршака “Двенадцать месяцев”

перечитываются и рассматриваются не с точки зрения знакомого сюжета, а как оригинальные по форме литературные произведения.

Пятиклассники знакомятся с произведениями самых разных жанров, эпических, лирических и драматических (в программе 5 класса, как и в программах начальной школы, преобладают народные и литературные сказки, небольшие рассказы, басни и лирические стихотворения), а также с их историей, отдельными жанровыми признаками. Подробно рассматриваются жанры басни, литературной сказки и рассказа.

Ключевая теоретико-литературная проблема, задающая основные направления работы с художественным текстом, диктующая выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы в 5 классе, — художественный образ в литературе.

Основное внимание на уроках литературы в 5 классе уделяется специфическим признакам художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания, а также формированию начальных представлений о системе образов литературного произведения.

Чему хотят научить пятиклассников?

В первом полугодии основное внимание на уроках уделяется художественным образам и средствам их создания в литературном произведении. Темы ”Мифология” и “Фольклор” рассматриваются как материал для повторения, обобщения и подготовки к анализу художественных текстов.

Обзоры “Литературная сказка”, “Басня” и первые темы но русской литературе XIX века, помимо анализа отдельных аспектов содержания и формы литературных произведений и выявления в них художественных образов разного вида, позволяют осуществить проверку техники чтения, навыков выразительного чтения и пересказа (устного и письменного).

Первые уроки-практикумы ”Аннотация” и “Заглавный образ в литературном произведении” связаны с практическим освоением художественного произведения и созданием связных речевых высказываний, которые являются результатом его анализа.

Во втором полугодии, помимо выявления художественных образов разного вида и средств их создания, пятиклассники получают начальные представления о системе образов, учатся характеризовать системные отношения между ними (подобие, контраст). Центральное место на уроках литературы занимают образ Родины и художественные образы, дополняющие его (природа, деревня, человек, историческое событие и др.), а также образ автора (начальное представление об авторской позиции и способах её выражения).

Учитывая читательские интересы пятиклассников, специальные уроки необходимо посвятить изображению мира детей и мира животных в художественной литературе.

Учащиеся на основе собственного читательского опыта обобщают свои знания о жанре рассказа и его разновидностях. Уроки-практикумы во втором полугодии нацелены на анализ особенностей художественной речи (“Поэзия и проза как формы художественной речи”, “Монолог и диалог как средства создания образа”) и содержания произведения (“Тема и идея литературного произведения”).

Кроме того, особое место на всех уроках отводится формированию навыков создания устных и письменных высказываний об отдельных литературных произведениях (письменных отзывов), художественных образах, навыков написания сочинений на литературные темы с использованием цитирования.

  • ← Виды женских блузок и их особенности
  • В чем смысл фильма Довод 2020 – подробное объяснение концовки и сюжета →

Источник: ladies-paradise.ru

Список литературы на лето для 5-го класса

Школьную программу по литературе в 5-м классе можно разделить на четыре основных раздела:

  • Мифы Древней Греции и Русские народные сказки;
  • Произведения русских писателей XIX века;
  • Произведения русских писателей XX века (советский период);
  • Произведения для детей классиков зарубежной литературы.

В программе представлены произведения различных жанров: проза, поэзия, пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Для лучшего усваивания материала следующие произведения рекомендуется прочитать в течение лета, чтобы во время учебного года не тратить на это время.

Чтобы прочитать весь список обязательной литературы летом перед 5-м классом, надо ежедневно читать примерно 30 минут или 6–7 страниц текста.

Самым объемным произведением списка является «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» Д. Дефо – приблизительно 1/3 от всего перечня литературы.

Список обязательной литературы на лето для 5-го класса

Автор произведения Название
Мифы Древней Греции (о сотворении мира, о Зевсе, о Геракле)
Русские народные сказки
Крылов И.А. Басни
Жуковский В.А. « Спящая красавица», «Кубок»
Лермонтов М.Ю. « Бородино»
Гоголь Н.В. « Заколдованное место»
Некрасов Н.А. « Мороз – Красный Нос»
Тургенев И.С. « Муму»
Короленко В.Г. « В дурном обществе»
Толстой Л.Н. « Кавказский пленник»
Чехов А.П. « Хирургия»
Куприн А.И. « Чудесный доктор», «Тапер», «Скворцы»
Платонов А. « Никита»
Бажов П.П. « Каменный цветок», другие сказы (на выбор)
Маршак С.Я. « Двенадцать месяцев»
Писахов С.Г. Сказки
Шергин Б.В. « Сказки о Шише»
Астафьев В.П. « Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»
Дефо Д. « Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»
Стивенсон Р. « Вересковый мед»
Твен М. « Приключения Тома Сойера»
Лондон Д. « Сказание о Кише»
Читайте также:
Программа чтобы записать звук с компьютера

Кроме обязательной для прочтения литературы на лето для 5-го класса, есть список дополнительной литературы для чтения.

Список дополнительной литературы на лето для 5-го класса

Автор произведения Название
Славянские мифы и легенды
Загадки, частушки, пословицы, поговорки
Кантемир А.Д. «Верблюд и лисица»
Ломоносов М.В. «Лишь только дневной шум умолк…»
Тредиаковский В., Сумароков А., Майков В., Хемницер И. Басни
Рылеев К.Ф. «Иван Сусанин»
Дельвиг А.А. «Русская песня»
Баратынский Е.А. «Водопад», «Чудный град порой сольется…»
Жуковский В.А. «Лесной царь», «Эолова арфа»
Пушкин А.С. «Зимняя дорога», «Кавказ», сказки
Ершов П.П. «Конек-Горбунок»
Бестужев-Марлинский А.А. «Страшное гадание»
Погорельский А. «Черная курица»
Языков Н.М. «Сказка о пастухе и диком вепре»
Лермонтов М.Ю. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес», «Ашик-Кериб», «Перчатка», «Морская царевна», «Русалка»
Кольцов А.В. «Осень», «Урожай»
Фет А.А. «Облаком волнистым…», «Печальная береза…», «Заря прощается с землею»
Никитин И.С. «Утро», «Пахарь», «Русь»
Полонский Я.П. «Утро»
Майков А.Н. «Весна! Выставляется первая рама. », «Осенние листья по ветру кружат…»
Тютчев Ф.И. «Утро в горах»
Толстой А.К. «Песня о Гарольде и Ярославне»
Козлов И.И. «Сон невесты»
Гоголь Н.В. «Страшная месть» (из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»)
Некрасов Н.А. «Накануне светлого праздника»
Григорович Д.В. «Гуттаперчевый мальчик»
Тургенев И.С. «Стихотворение в прозе»
Гаршин В.М. «Сказка о жабе и розе»
Островский А.Н. «Снегурочка»
Чехов А.П. «Каштанка», «Пересолил», «Лошадиная фамилия»
Горький М. «Дети Пармы» (из «Сказок об Италии»)
Толстой А.Н. «Золотой ключик, или приключения Буратино», «Детство Никиты»
Бунин И.А. « Святогор и Илья», «Шире, грудь, распахнись…», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…», «Помню – долгий зимний вечер…»
Блок А.А. «Встану я в утро туманное…», «На весеннем пути в теремок…», «Вербочки»
Есенин С.А. « Песнь о собаке»
Соколов-Микитов И.С. « Зима»
Олеша Ю.К. « Три толстяка»
Пришвин М.М. « Моя родина»
Житков Б.С. « Механик Салерно»
Габбе Т. « Город мастеров»
Кедрин Д.Б. « Конь»
Твардовский А.Т. « Лес осенью»
Паустовский К.Г. « Теплый хлеб», «Стальное колечко»
Носов Е.И. « Варька»
Абрамов Ф.А. « Несмышленыши», «Про Василия Ивановича»
Казаков Ю.П. « Никишкины тайны»
Ильина Е.Я. « Четвертая высота»
Симонов К.М. « Старая солдатская» («Как служил солдат»)
Носов Н. « Затейники», «Мишкина каша»
Волков А.В. « Волшебник Изумрудного города»
Курляндский А.Е. « Возвращение блудного попугая» и др. истории
Шварц Е.Л. « Золушка»
Сказки народов мира ( « Белоснежка и семь гномов», « Бременские музыканты» и др.)
« Баллада о Робин Гуде»
Эзоп, Лафонтен, Лессинг Басни
Английские народные песенки
Братья Гримм « Шесть лебедей»
Распе Э. « Приключения барона Мюнхгаузена»
Гоцци К. « Король Олень»
Гауф В. « Маленький Мук», «Карлик Нос»
Бернс Р. « Джон Ячменное Зерно»
Коллоди К. « Приключения Пиноккио»
Бернет Ф.Х. « Приключения маленького лорда Фаунтлероя»
Уальд О. « Мальчик-звезда»
Милн А. « Винни-Пух и все, все, все»
Мазеус К. Сказки
Киплинг Р. Сказки
Линдгрен А. « Малыш и Карлсон»
Родари Д. « Джельсомино в стране лжецов», «Приключения Чипполино»
Янссон Т. « Все о Муми-троллях»

Списки литературы для других классов:

  • Список литературы для 6-го класса
  • Список литературы для 7-го класса**
  • Список литературы для 8-го класса
  • Список литературы для 9-го класса
  • Список литературы для 10-го класса
  • Список литературы для 11-го класса

Источник: www.examen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru