Главная цель обучения литературы в школе заключается в приобщении школьников к красоте слова, богатству классической русской и зарубежной литературы. В основную программу литературы входит чтение классических произведений русских и зарубежных писателей, усвоение информации кающейся биографии известных писателей.
Когда школьник знакомится с произведениями классической литературы, он расширяет свой кругозор, знакомится с самобытностью и духовным потенциалом нашего народа. Ниже приведены основные произведения, которые включены в программу по литературе в пятом классе:
- Крылов «Ворона и Лисица»
- Жуковский «Спящая царевна»
- Пушкин «Руслан и Людмила»
- Лермонтов «Бородино»
- Паустовский «Теплый хлеб»
- Астафьев «Васюткино озеро»
Крылов «Ворона и Лисица»
Иван Андреевич Крылов известный русский баснописец. Первый сборник Крылова был опубликован в 1809году. В этом сборнике появилась его известная басня «Ворона и Лисица». В образах Вороны и Лисицы представлены человеческие типажи. Эти два типажа противопоставляются друг другу. Лиса – хитрый типаж, она прибегает к уловкам лести, чтобы добыть свой кусок сыра.
Список литературы на лето к 5 классу онлайн
Тщеславная, падкая на лесть Ворона роняет сыр, и он достаётся Лисе. Крылов в этом произведении обличает лесть. Крылов хочет предупредить, что следует относится настороженно к людям, которые тебе льстят.
Жуковский «Спящая царевна»
В. А. Жуковский знаменитый русский поэт 19 века. Особенно он был знаменит своими сказками. Одна из них – сказка «Спящая царевна». Отличительная черта его стихотворных сказок заключается в их легкости, гибкости, подвижности, часто можно у персонажей встретить речь, как у обычных людей.
Замечание 1
Сказка «Спящая царевна» является переводом произведения французского писателя Шарля Перо. Жуковский перевел только первую часть этой сказки, переложив ее в народном русском стиле.
На свет появляется дочка царя Матвея, на пир в честь дня рождения царь приглашает 11 фей, а про двенадцатую забывает. Оскорблённая волшебница предсказывает что девочка умрет, уколовшись веретеном. В возрасте 16 лет девочка укололась веретеном, но не умерла, так как на том пиру последнее слово осталось за доброй волшебницей, и она предсказала, что девочка не умрет, а заснет.
Следует обратить внимание на то, как много Жуковский использует различных красочных описаний комнат, лесов, садов. Он хочет показать не только сюжетную линию, но и ту красоту, которая окружает каждое действо.
«Художественная литература, 5 класс»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Пушкин «Руслан и Людмила»
Знаменитая поэма А. С. Пушкина была опубликована в 1820 году. Пушкин написал это произведение под влиянием русских народных былин, сказок, легенд. Характерными чертами этого произведения являются:
- большое количество гротескных описаний
- фантастический сюжет
- просторечная лексика
- авторская ирония
В этом произведение так же отражены веяния классицизма, сентиментализма и рыцарского романа.
КНИГИ ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКА | (НЕ) ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ПЯТОГО КЛАССА
Поэма имеет шесть частей. Начинается она с описания Лукоморья. В первой песне говорится о свадьбе княжеской дочери Людмилы с богатырём Русланом. Но праздник был омрачен похищением Людмилы злым карликом Черномором. Руслан и три его соперника отравляются на поиски молодой невесты, тот, кто сумеет ее отыскать получит ее в жены.
Во второй песне рассказывается о путешествии соперников Руслана, а также описывается нахождение Людмилы в замке у Черномора.
В третьей части Руслан побеждает голову гигантского богатыря, получает меч, с помощью которого он может победить Черномора.
В четвертой части Руслан встречается с представителями нечистой силы, но они не могут его остановить, и он продолжает свои поиски Людмилы.
В пятой части происходит битва Руслана с Черномором, в результате которого Руслан побеждает. Он находит Людмилу, но она находится в заколдованном сне, Руслану не под силу ее разбудить. Он везет карлика и Людмилу в Киев. По дороге в Киев на него нападает один из его соперников и похищает Людмилу.
В шестой части старец Финн оживляет Руслана. Он отправляется в Киев, расколдовывает Людмилу. На радостях в Киеве устраивают большой пир.
Лермонтов «Бородино»
Стихотворение М. Ю. Лермонтова было написано в 1837 году. Это стихотворение посвящено бородинскому сражению, которое состоялось в 1912 году. В этом сражении произошло столкновение русской армии с армией французов под предводительством Наполеона.
Сюжет построен на рассказе одного из ветеранов тех военных действий. Основная цель, которую преследовал Лермонтов, написав это стихотворение, заключается в том, чтобы показать, что героями войн и сражений становятся обычные люди. Главный образ этого стихотворения – простой русский солдат. Именно за ним стоит вся Россия и судьба всего русского народа.
Главное в русских солдатах то, что они сражались не за чин, а за свою Родину. Именно это помогло им одержать побуду в этом сражении.
Паустовский «Теплый хлеб»
Сказка «Теплый хлеб» появилась спустя 9 лет после окончания Великой Отечественной Войны. События происходят во время войны. Главный герой – деревенский мальчик Филька. Филька был молчаливым и недоверчивым мальчишкой. В той же деревне где жил Филька жил раненный на войне конь.
Конь скитался по деревне в поисках пропитания. Однажды он забрел к Фильке во двор, в это время мальчик жевал кусок хлеба, конь стал просить хлеб у мальчика, но Филька ударил и накричал на коня. Конь жалобно заржал. После этого началась сильная метель, а затем пришел лютый мороз, который заморозил реку, из-за этого деревенская мельница не могла работать, а значит не было муки и люди не могли испечь себе хлеб.
Когда домой вернулась бабка Фильки, она рассказала ему, что такое могло произойти из-за людской злобы. Кто-то обидел невинное существо и теперь за это расплачивается вся деревня. Филька очень испугался. Он сильно раскаивался о своем поступке. На следующий день он вместе с другими деревенскими ребятами пошел рубить полынью в реке около мельницы. Наконец-то стало теплеть.
И мельница снова заработала. Люди смогли испечь хлеб, Филька пришел к коню и угостил его куском тёплого свежего хлеба.
Замечание 2
Основная идея заключается в том, что всегда нужно проявлять любовь к ближнему несмотря на то, в каких тяжелый условиях оказался ты сам.
Астафьев «Васюткино озеро»
Главный герой произведения Астафьева «Васюткино озеро» — мальчик Василий. Мальчик пытается помогать взрослым, он ходит в лес и собирает там кедровые орехи. В один из таких походов он заблудился. Ему приходится рассчитывать только на себя. Он слышал много советов о том, как вести себя в лесу, от старых охотников. Все эти знания теперь ему пришлось применить на практике.
В итоге мальчик находит озеро, которое полно большим количеством ценной рыбы. По озеру он выходит к реке Енисей и там встречается с людьми. Мальчик провел один в лесу 5 дней, но смог подавить панику, не растерялся и все-таки вернулся домой.
Источник: spravochnick.ru
Что проходят в 5 классе по литературе?
Чтобы узнать, что проходят по литературе в 5 классе, обратимся к самому достоверному источнику – к книге “Уроки литературы. 5 класс: пособие для учителей” под редакцией В.Ф. Чертова. Эта книга, по которой сами учителя литературы строят уроки и планируют учебный год, лучше всего сможет помочь нам узнать, что проходят в 5 классе в школе.
На картинках ниже дано примерное планирование уроков, из которого будет видна программа обучения по литературе за 5 класс. Здесь можно увидеть, на каком уроке что будут проходить. Учебный год разбит примерно на 100 уроков. Этот план помогает узнать, в каком порядке и что именно проходят в школе.
Общий подход к обучению в 5 классе
В 5 классе осуществляется переход от начального литературного образования (уроков литературного чтения в начальной школе) к систематическому курсу литературы.
Пятиклассники уже имеют определённый запас читательских впечатлений, они читали и обсуждали фольклорные и литературные произведения. Представления о литературе как искусстве словесного образа, средствах создания образа в фольклоре и литературе формируются у учащихся и на новом для них литературном материале, и на основе предшествующего читательского опыта.
Некоторые темы в 5 классе (например, связанные с изучением фольклора, литературной сказки, басни) должны носить скорее обобщающий характер. Уже известные, возможно, многим пятиклассникам:
- сказки X. К. Андерсена “Снежная королева”,
- А. Погорельского “Чёрная курица, или Подземные жители”,
- А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
- и пьеса-сказка С. Я. Маршака “Двенадцать месяцев”
перечитываются и рассматриваются не с точки зрения знакомого сюжета, а как оригинальные по форме литературные произведения.
Пятиклассники знакомятся с произведениями самых разных жанров, эпических, лирических и драматических (в программе 5 класса, как и в программах начальной школы, преобладают народные и литературные сказки, небольшие рассказы, басни и лирические стихотворения), а также с их историей, отдельными жанровыми признаками. Подробно рассматриваются жанры басни, литературной сказки и рассказа.
Ключевая теоретико-литературная проблема, задающая основные направления работы с художественным текстом, диктующая выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы в 5 классе, — художественный образ в литературе.
Основное внимание на уроках литературы в 5 классе уделяется специфическим признакам художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания, а также формированию начальных представлений о системе образов литературного произведения.
Чему хотят научить пятиклассников?
В первом полугодии основное внимание на уроках уделяется художественным образам и средствам их создания в литературном произведении. Темы ”Мифология” и “Фольклор” рассматриваются как материал для повторения, обобщения и подготовки к анализу художественных текстов.
Обзоры “Литературная сказка”, “Басня” и первые темы но русской литературе XIX века, помимо анализа отдельных аспектов содержания и формы литературных произведений и выявления в них художественных образов разного вида, позволяют осуществить проверку техники чтения, навыков выразительного чтения и пересказа (устного и письменного).
Первые уроки-практикумы ”Аннотация” и “Заглавный образ в литературном произведении” связаны с практическим освоением художественного произведения и созданием связных речевых высказываний, которые являются результатом его анализа.
Во втором полугодии, помимо выявления художественных образов разного вида и средств их создания, пятиклассники получают начальные представления о системе образов, учатся характеризовать системные отношения между ними (подобие, контраст). Центральное место на уроках литературы занимают образ Родины и художественные образы, дополняющие его (природа, деревня, человек, историческое событие и др.), а также образ автора (начальное представление об авторской позиции и способах её выражения).
Учитывая читательские интересы пятиклассников, специальные уроки необходимо посвятить изображению мира детей и мира животных в художественной литературе.
Учащиеся на основе собственного читательского опыта обобщают свои знания о жанре рассказа и его разновидностях. Уроки-практикумы во втором полугодии нацелены на анализ особенностей художественной речи (“Поэзия и проза как формы художественной речи”, “Монолог и диалог как средства создания образа”) и содержания произведения (“Тема и идея литературного произведения”).
Кроме того, особое место на всех уроках отводится формированию навыков создания устных и письменных высказываний об отдельных литературных произведениях (письменных отзывов), художественных образах, навыков написания сочинений на литературные темы с использованием цитирования.
- ← Виды женских блузок и их особенности
- В чем смысл фильма Довод 2020 – подробное объяснение концовки и сюжета →
Источник: ladies-paradise.ru
Список литературы на лето для 5-го класса
Школьную программу по литературе в 5-м классе можно разделить на четыре основных раздела:
- Мифы Древней Греции и Русские народные сказки;
- Произведения русских писателей XIX века;
- Произведения русских писателей XX века (советский период);
- Произведения для детей классиков зарубежной литературы.
В программе представлены произведения различных жанров: проза, поэзия, пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».
Для лучшего усваивания материала следующие произведения рекомендуется прочитать в течение лета, чтобы во время учебного года не тратить на это время.
Чтобы прочитать весь список обязательной литературы летом перед 5-м классом, надо ежедневно читать примерно 30 минут или 6–7 страниц текста.
Самым объемным произведением списка является «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» Д. Дефо – приблизительно 1/3 от всего перечня литературы.
Список обязательной литературы на лето для 5-го класса
Автор произведения | Название |
— | Мифы Древней Греции (о сотворении мира, о Зевсе, о Геракле) |
— | Русские народные сказки |
Крылов И.А. | Басни |
Жуковский В.А. | « Спящая красавица», «Кубок» |
Лермонтов М.Ю. | « Бородино» |
Гоголь Н.В. | « Заколдованное место» |
Некрасов Н.А. | « Мороз – Красный Нос» |
Тургенев И.С. | « Муму» |
Короленко В.Г. | « В дурном обществе» |
Толстой Л.Н. | « Кавказский пленник» |
Чехов А.П. | « Хирургия» |
Куприн А.И. | « Чудесный доктор», «Тапер», «Скворцы» |
Платонов А. | « Никита» |
Бажов П.П. | « Каменный цветок», другие сказы (на выбор) |
Маршак С.Я. | « Двенадцать месяцев» |
Писахов С.Г. | Сказки |
Шергин Б.В. | « Сказки о Шише» |
Астафьев В.П. | « Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой» |
Дефо Д. | « Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» |
Стивенсон Р. | « Вересковый мед» |
Твен М. | « Приключения Тома Сойера» |
Лондон Д. | « Сказание о Кише» |
Кроме обязательной для прочтения литературы на лето для 5-го класса, есть список дополнительной литературы для чтения.
Список дополнительной литературы на лето для 5-го класса
Автор произведения | Название |
– | Славянские мифы и легенды |
– | Загадки, частушки, пословицы, поговорки |
Кантемир А.Д. | «Верблюд и лисица» |
Ломоносов М.В. | «Лишь только дневной шум умолк…» |
Тредиаковский В., Сумароков А., Майков В., Хемницер И. | Басни |
Рылеев К.Ф. | «Иван Сусанин» |
Дельвиг А.А. | «Русская песня» |
Баратынский Е.А. | «Водопад», «Чудный град порой сольется…» |
Жуковский В.А. | «Лесной царь», «Эолова арфа» |
Пушкин А.С. | «Зимняя дорога», «Кавказ», сказки |
Ершов П.П. | «Конек-Горбунок» |
Бестужев-Марлинский А.А. | «Страшное гадание» |
Погорельский А. | «Черная курица» |
Языков Н.М. | «Сказка о пастухе и диком вепре» |
Лермонтов М.Ю. | «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес», «Ашик-Кериб», «Перчатка», «Морская царевна», «Русалка» |
Кольцов А.В. | «Осень», «Урожай» |
Фет А.А. | «Облаком волнистым…», «Печальная береза…», «Заря прощается с землею» |
Никитин И.С. | «Утро», «Пахарь», «Русь» |
Полонский Я.П. | «Утро» |
Майков А.Н. | «Весна! Выставляется первая рама. », «Осенние листья по ветру кружат…» |
Тютчев Ф.И. | «Утро в горах» |
Толстой А.К. | «Песня о Гарольде и Ярославне» |
Козлов И.И. | «Сон невесты» |
Гоголь Н.В. | «Страшная месть» (из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки») |
Некрасов Н.А. | «Накануне светлого праздника» |
Григорович Д.В. | «Гуттаперчевый мальчик» |
Тургенев И.С. | «Стихотворение в прозе» |
Гаршин В.М. | «Сказка о жабе и розе» |
Островский А.Н. | «Снегурочка» |
Чехов А.П. | «Каштанка», «Пересолил», «Лошадиная фамилия» |
Горький М. | «Дети Пармы» (из «Сказок об Италии») |
Толстой А.Н. | «Золотой ключик, или приключения Буратино», «Детство Никиты» |
Бунин И.А. | « Святогор и Илья», «Шире, грудь, распахнись…», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…», «Помню – долгий зимний вечер…» |
Блок А.А. | «Встану я в утро туманное…», «На весеннем пути в теремок…», «Вербочки» |
Есенин С.А. | « Песнь о собаке» |
Соколов-Микитов И.С. | « Зима» |
Олеша Ю.К. | « Три толстяка» |
Пришвин М.М. | « Моя родина» |
Житков Б.С. | « Механик Салерно» |
Габбе Т. | « Город мастеров» |
Кедрин Д.Б. | « Конь» |
Твардовский А.Т. | « Лес осенью» |
Паустовский К.Г. | « Теплый хлеб», «Стальное колечко» |
Носов Е.И. | « Варька» |
Абрамов Ф.А. | « Несмышленыши», «Про Василия Ивановича» |
Казаков Ю.П. | « Никишкины тайны» |
Ильина Е.Я. | « Четвертая высота» |
Симонов К.М. | « Старая солдатская» («Как служил солдат») |
Носов Н. | « Затейники», «Мишкина каша» |
Волков А.В. | « Волшебник Изумрудного города» |
Курляндский А.Е. | « Возвращение блудного попугая» и др. истории |
Шварц Е.Л. | « Золушка» |
– | Сказки народов мира ( « Белоснежка и семь гномов», « Бременские музыканты» и др.) |
– | « Баллада о Робин Гуде» |
Эзоп, Лафонтен, Лессинг | Басни |
– | Английские народные песенки |
Братья Гримм | « Шесть лебедей» |
Распе Э. | « Приключения барона Мюнхгаузена» |
Гоцци К. | « Король Олень» |
Гауф В. | « Маленький Мук», «Карлик Нос» |
Бернс Р. | « Джон Ячменное Зерно» |
Коллоди К. | « Приключения Пиноккио» |
Бернет Ф.Х. | « Приключения маленького лорда Фаунтлероя» |
Уальд О. | « Мальчик-звезда» |
Милн А. | « Винни-Пух и все, все, все» |
Мазеус К. | Сказки |
Киплинг Р. | Сказки |
Линдгрен А. | « Малыш и Карлсон» |
Родари Д. | « Джельсомино в стране лжецов», «Приключения Чипполино» |
Янссон Т. | « Все о Муми-троллях» |
Списки литературы для других классов:
- Список литературы для 6-го класса
- Список литературы для 7-го класса**
- Список литературы для 8-го класса
- Список литературы для 9-го класса
- Список литературы для 10-го класса
- Список литературы для 11-го класса
Источник: www.examen.ru