Программы восстановительного правосудия что это

Содержание

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПРАВОСУДИЯ

Порядок реализации программ восстановительного правосудия в системе непрерывного социального сопровождения несовершеннолетних, совершивших преступления (далее — Порядок), разработан с целью формирования качественных условий профилактики повторной преступности среди несовершеннолетних на принципах восстановительного правосудия.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

1. Организация взаимодействия специалистов по пробации КДНиЗП, специалистов социальных и образовательных учреждений, органов следствия и судов по проведению программ восстановительного правосудия и учета их результатов при принятии решений в отношении несовершеннолетних.

2. Создание условий по преодолению последствий преступления, разрешения конфликтов к коллективах и группах, восстановления благоприятных групповых взаимодействий силами самих участников криминальной ситуации.

3. Развитие технологий нормализации взаимоотношений в семьях несовершеннолетних, совершивших преступления.

Что такое восстановительное правосудие

4. Внедрение методик формирования эквивалента первичной социальной среды, поддерживающей несовершеннолетнего, находящегося в конфликте с законом.

Порядок предусматривает активное участие в реализации программ восстановительного правосудия следующих представителей органов и учреждений:

1. Следователь (дознаватель) органов следствия МВД по Чувашии

2. Специалист по пробации КДНиЗП при администрации района г. Чебоксары

3. Специалист Центра психолого-педагогического развития коррекции Министерства образования Чувашской Республики.

4. Судья районного суда г. Чебоксары

АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ЗАГЛАЖИВАНИЮ ВРЕДА

I. Подготовительный этап

1. Следователь (дознаватель), приступив к расследованию дела в отношении несовершеннолетнего, с целью получения максимального объема объективной информации о несовершеннолетнем, по всем делам направляет Запрос в КДНиЗП по месту жительства несовершеннолетнего на сбор и представление в виде КСС характеризующего материала на несовершеннолетнего. В Запросе в обязательном порядке указываются Ф.И.О., адреса и телефоны сторон, фабула преступления.

2. Специалист по пробации, получив запрос от следователя (дознавателя), изучает информацию о совершенном преступлении, встречается с родителями и несовершеннолетним, выясняет отношение несовершеннолетнего к преступлению и потерпевшему. Если подросток признает свое участие в криминальной ситуации и готов участвовать в ее разрешении, специалист по пробации предлагает ему принять участие в программе по заглаживанию вреда и встречу с ведущим программ восстановительного правосудия (ведущим) — специалистов Центра. При этом необходимо объяснить родителям (законным представителям) суть программы, получить письменное согласие на участие несовершеннолетнего в программе (подпись в КСС).

3. Специалист по пробации, при согласии несовершеннолетних к участию в программе по заглаживанию вреда, направляет регистрационную карточку ведущему программ восстановительного правосудия (ведущему) — специалисту Центра.

Восстановительное правосудие

II. Предварительные встречи со сторонами

4. Ведущий, получив регистрационную карточку от специалиста по пробации, договаривается с обвиняемым о предварительной встрече (рекомендуется делать по телефону).

5. Ведущий проводит предварительную встречу с обвиняемым несовершеннолетним и его родителями (законными представителями). В необходимых случаях специалист по пробации может присутствовать на предварительной встрече, он представляет ведущего и знакомит с ним подростка и его родителей (законных представителей).

6. Если обвиняемый отказывается, сомневается в необходимости примирительной встречи, то ведущий может предложить две-три предварительные встречи. В случае осознанного и категорического отказа от участия в примирительной встрече, ведущий информирует письмом об этом специалиста по пробации.

7. После получения согласия на участие в программе, ведущий информирует об этом специалиста по пробации.

8. Специалист по пробации информирует потерпевшего о возможном и добровольном участии в программах восстановительного правосудия и об организации, которая этим занимается. Письмо подписывается председателем КДНиЗП, посылается по почте либо передается родителям (законным представителям) несовершеннолетнего при встрече. Рекомендуется назначить встречу с потерпевшим для передачи письма в удобном для потерпевшего месте и время.

9. В случае согласия потерпевшего, специалист по пробации организует предварительную встречу с ведущим.

10. В случае готовности потерпевшего к встрече с обвиняемым, ведущий организует примирительную встречу.

III. Примирительная встреча

11. Ведущий договаривается со сторонами и организует примирительную встречу.

12. Если согласие между сторонами не достигнуто, жертва и обвиняемый могут подписать протокол, что на данный момент соглашение невозможно.

13. Если сторонам удалось договориться, то они подписывают договор о заглаживании вреда. Ведущий проверяет реальность выполнения данного договора, помогает сторонам составить выполнимый договор.

14. Ведущий передает специалисту по пробации Отчет о проведенной работе, примирительный договор либо протокол встречи сторон.

IV. Заключительный этап

15. Специалист по пробации направляет следователю (дознавателю) вместе с КСС Отчет ведущего о проведенной работе, примирительный договор либо протокол встречи сторон примирительный договор. Копии данных документов хранятся в КДНиЗП в накопительной папке на несовершеннолетнего.

16. При невыполнении примирительного договора по сообщению специалиста по пробации ведущий организует дополнительные встречи со сторонами.

Источник: studbooks.net

Концепция восстановительного правосудия — понятие и принципы

Корпоративное, гражданское право, экспертиза и составление договоров,оформление недвижимости, оформление перепланировок, арбитражное и гражданское судопроизводство, защита интеллектуальной собственности

Концепция восстановительного правосудия — понятие и принципы будут рассмотрены в данной статье. Разберемся, в чем заключается эта мера примирения при разрешении уголовных дел, существует ли она в России и как реализуется.

Концепция восстановительного правосудия - понятие и принципы

  • Восстановительное правосудие
  • Принципы восстановительного правосудия
  • Положительные стороны восстановительного правосудия: при применении стороны являются союзниками
  • Программы восстановительного правосудия
  • Какие мероприятия относятся к программам восстановительного правосудия
  • Восстановительная медиация
  • Как определяется область реализации восстановительного правосудия
  • Концепция восстановительного правосудия в России
  • Особенности медиации по уголовным делам

Восстановительное правосудие

Восстановительное правосудие — это новый подход к разрешению конфликта уголовного характера между преступником и потерпевшим. Существующая в России и других странах карательная система является неэффективной: она негативно отражается на сторонах конфликта и фактически не позволяет восстановить справедливость.

Восстановительное правосудие вместо порицания и изоляции виновного от социума предлагает его реабилитацию, вместо претерпевания пострадавшим дополнительных нравственных страданий в процессе уголовного разбирательства и фактической невозможности возмещения ущерба — полноценную компенсацию последнему морального и материального вреда.

Суть заключается в том, что жертва, преступник и иные заинтересованные лица:

  • встречаются, анализируют конфликт (преступление),
  • разрабатывают пути его разрешения,
  • фиксируют договоренности документально.

Происходит все это при участии третьей (незаинтересованной) стороны — посредника. Заключенный договор включает конкретные действия сторон, направленные на возмещение нанесенного ущерба и восстановление испорченной репутации.

Многие страны уже используют этот механизм для разрешения криминальной обстановки, например Канада, Австралия, США, Европа и т. д.

Экономическим и Социальным Советом ООН была принята общая Декларация «Основные принципы использования программ восстановительного правосудия в уголовных делах».

ВАЖНО! В России этот новый подход еще развивается и распространяется лишь на несовершеннолетних.

Так, согласно Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 761 (далее — Стратегия), одной из мер, направленных на преобразование российских законодательных норм, является создание специальной программы восстановительного правосудия в отношении лиц, совершивших преступление, однако не достигших возраста наступления ответственности.

Принципы восстановительного правосудия

К принципам восстановительного правосудия относятся:

  • добровольность участия в процедуре и при заключении договора

(при применении программ восстановительного правосудия стороны вправе отказаться от участия в процедуре примирения в любой момент — как до ее начала, так и в процессе проведения);

  • справедливость достигнутых договоренностей

(соглашение, принятое участниками по результатам примирительной процедуры, должно быть выгодно всем, основано на понимании справедливости заглаживания вины выбранным способом);

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • исцеление жертвы

(освобождение жертвы от тяжести последствий преступления: восстановление морального состояния и разрешение других ее проблем);

  • возмещение вреда виновным

(деятельность виновного лица по принятию обязательств по заглаживанию вреда, причиненного жертве, и их фактическое осуществление);

  • разрешение конфликта самими сторонами

(вся полнота власти и воздействия на процесс достижения решения по конфликту и суть этого решения лежит на участниках примирительной процедуры);

  • стабилизация отношений, в т.ч. с участием общества

(заключается в привлечении ближайшего окружения и представителей местного сообщества для восстановления потерпевшего, поддержки виновного в возмещении вреда и изменении своего поведения).

Положительные стороны восстановительного правосудия: при применении стороны являются союзниками

Восстановительное правосудие имеет следующие несомненные положительные стороны, признанные мировым сообществом:

  • конфликтная ситуация решается непосредственно ее участниками;
  • достигнутые договоренности удовлетворяют всех участников конфликта;
  • вместо противников стороны становятся союзниками в совместной деятельности по урегулированию сложившейся ситуации;
  • укрепляет дух сопереживания между людьми, гуманное отношение друг к другу и содействует практике мирного разрешения споров;
  • обеспечивает наиболее быстрое и реальное заглаживание морального и материального вреда, причиненного преступным деянием;
  • отчасти разгружает госорганы от работы по урегулированию незначительных уголовных конфликтов;
  • способствует социализации виновного лица;
  • улучшает криминальную обстановку.

Программы восстановительного правосудия

Реализация восстановительного правосудия осуществляется путем применения особых программ, основой которых являются встречи преступника и потерпевшего. На практике термин «программа» по отношению к рассматриваемому механизму используется в следующих значениях:

1. Типологическая единица работы по восстановительному правосудию.

К ним относятся: программа примирения жертв и правонарушителей, семейная конференция, «круги правосудия» и т. п., особенность которых состоит в привлечении определенного вида окружения участников конфликта.

2. Сама восстановительная работа по разрешению конкретного конфликта.

Читайте также:
Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих должностям служащих что это

Встречи потерпевшего и виновного, основанные на следующих приоритетах:

  • удовлетворение требований потерпевшего: возмещение вреда, восстановление чувства безопасности, возможность высказаться, задать вопросы и получить ответы;
  • осознание ответственности за совершенное противоправное деяние виновным: обсуждение и принятие решения по форме и способу возмещения ущерба;
  • привлечение общества к процессу восстановления справедливости: оказание поддержки участникам конфликта в целях осознания преступником последствий правонарушения и достижения морального восстановления жертвы.

Встречи заключаются в установлении диалога, основанного на сострадании, сопереживании и поддержке.

В Европе и Америке наиболее распространены встречи «лицом к лицу». В России используется программа «примирение жертв и правонарушителей» или «встреча жертвы и правонарушителя по заглаживанию вреда».

В мировой практике программы восстановительного правосудия чаще всего применяются параллельно с обычной системой наказаний государственного уровня. Поэтому они не подменяют официальное правосудие, а восполняет его пробелы.

Какие мероприятия относятся к программам восстановительного правосудия

К программам восстановительного правосудия в мировом сообществе относятся:

  • Программа примирения жертв и правонарушителей или «медиация жертв и правонарушителей» — самая популярная программа. Суть — преступление налагает на правонарушителя обязательство загладить вред. Подчеркивается роль жертвы как реального «потребителя услуг по заглаживанию вреда».
  • «Семейные конференции». Суть — участниками являются представители ближайшего окружения сторон, социальные работники, адвокаты, полицейские.
  • «Круги правосудия». Суть — основаны на традициях индейцев, участниками являются общины. Проводятся в Северной Америке.

Особенность двух последних программ состоит в привлечении представителей местных сообществ и социального окружения сторон (родственники, члены местного сообщества).

  • Восстановительные программы по особо тяжким преступлениям. Суть — ориентация на исцеление потерпевшего, а не на последствия юридического характера. Используются в Бельгии.

Восстановительная медиация

Важным элементом механизма программ восстановительного правосудия является медиация.

ВАЖНО! Медиация в рамках закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ в урегулировании уголовных конфликтов не применяется. Они могут разрешаться с использованием медиативного метода с учетом специфики такого рода дел.

Предметом медиации по уголовным делам является восстановление вреда, а не спор о виновности. Медиативный метод применяется, только если виновный признал вину.

Организует и проводит примирительные встречи специалист, именуемый медиатором. Он не является судьей, а выступает в роли ведущего, организатора. Он не разрешает конфликт, а принимает меры, используя различные техники (активное слушание, перефразирование и т. д.) для создания условий, при которых стороны сами примут выгодное для них решение.

Посредник определяет правила проведения примирительной процедуры, позволяющие оптимизировать этот процесс: не допускать оскорблений, слушать противника, вести конструктивный диалог; а также оказывает содействие сторонам в преодолении негативных эмоций для достижения взаимовыгодных договоренностей.

Однако исход примирительной процедуры всегда определяется сторонами.

Принципы восстановительной медиации, дополняющие обозначенные выше принципы восстановительного правосудия:

  • информированность участников (о самой процедуре, ее последствиях);
  • нейтральность посредника;
  • конфиденциальность процесса примирения;
  • ответственность сторон за исход процедуры;
  • ответственность медиатора за соблюдение правил.

Как определяется область реализации восстановительного правосудия

Область реализации восстановительного правосудия определяют два фактора:

  • Субъект правонарушения.

Восстановительные программы направлены в первую очередь на молодых нарушителей — от того, как общество и государство среагируют на их проступок, зависит большая часть их дальнейшей жизни.

  • Категория преступления.

Восстановительное правосудие ориентировано на такие категории преступлений, при которых остро стоит вопрос о возмещении вреда потерпевшему (хулиганство, кража и т. п.).

Концепция восстановительного правосудия в России

В России во исполнение вышеуказанной Стратегии распоряжением Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р утверждена Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность (далее — Концепция). Фактически этот документ представляет собой госзаказ на формирование и практическое введение медиации и восстановительного подхода в России.

Концепция разработана на основе применения новых для России медиативно-восстановительных способов и механизмов, которые обеспечивают социализацию виновного лица. Производится это путем техник, направленных на предоставление возможности быть нужным сообществу, которое не ассоциирует лицо с совершенным им проступком.

Концепцией предусмотрена организация механизма защиты и помощи детям различных возрастов и категорий, в т. ч. находящимся в опасности, трудной ситуации. Предлагается:

  • создание сети служб медиации и сети служб школьной медиации;
  • развитие взаимодействия с обществом, средствами массовой информации;
  • развитие соответствующих ресурсов в интернете;
  • организация подготовки работников в области медиации и восстановительного правосудия;
  • разработка законодательства в надлежащих сферах;
  • развитие взаимодействия с иностранными организациями в области восстановительного правосудия.

Восстановительное правосудие по указанной Концепции уже активно развивается, в школах созданы соответствующие службы медиации, запущены проекты по обучению и реализации рассматриваемой процедуры в регионах (например, в Архангельской, Мурманской областях), созданы программы сотрудничества с иностранными партнерами (например, между Министерством юстиции и общественной безопасности Норвегии и Министерством юстиции РФ) и т. д.

Особенности медиации по уголовным делам

При проведении восстановительных процедур примирения по уголовным делам следует учитывать следующие особенности:

  • процедура проводится при признании вины и фактических обстоятельств преступления сторонами;
  • участие в процедуре не должно использоваться в качестве доказательства при рассмотрении и принятии решения по уголовному делу госорганами;
  • предполагается равноправие сторон при проведении процедуры, однако медиатор не должен допускать явного несоответствия требований жертвы к виновному тяжести совершенного противоправного деяния;
  • на проведение процедуры приглашается не только лицо, официально признанное потерпевшим, но и другие лица, фактически пострадавшие от преступления;
  • соглашение, достигнутое по результатам договоренности, приобщается к материалам уголовного дела, и суд вправе прекратить дело за примирением сторон.

Если нарушителем выступает несовершеннолетнее лицо, дополнительно включаются следующие особенности:

  • медиатор работает совместно с социальными специалистами и психологами;
  • для проведения процедур привлекаются законные представители;
  • в договоренности может быть включено использование принудительных мер воспитательного воздействия;
  • возмещение вреда осуществляется не самими правонарушителями, а их родителями, опекунами или иными законными представителями.

Таким образом, восстановительное правосудие противостоит подходу, ориентированному на наказание виновного лица, и заключается в согласовании между потерпевшим и подсудимым договоренностей по разрешению конфликтной ситуации (по заглаживанию причиненного вреда и восстановлению полноценной личности в социуме).

Реализуется восстановительное правосудие с помощью различных программ, основанных на своеобразных методах примирения. Рассматриваемый механизм основан на медиативном подходе, т. е. при проведении процедур примирения используются элементы медиации с учетом особенностей характера уголовных дел.

В России восстановительное правосудие только развивается. Уже появился ряд служб, направленных на обучение и внедрение этого подхода, приняты соответствующие законодательные акты и т. п.

При проведении медиативных процедур в целях разрешения конфликтов уголовного характера следует учитывать их особенности, обозначенные в настоящей статье.

Источник: rusjurist.ru

Определение и характеристики восстановительного правосудия, при использовании и реальных примерах

восстановительное правосудие Это модель справедливости, которая заключается в том, чтобы уделять особое внимание жертвам в уголовном процессе, признавая способность сторон искать альтернативное решение для уголовного вмешательства. Эта модель родилась в 70-х годах 20-го века.

Намерение, с которым эта модель родилась, состояло в том, чтобы стать способом реагирования на исключение потерпевших в судебных процессах и стремиться к достижению более сбалансированного процесса, который не исключает жертв, но не устраняет влияние государства..

Согласно этой модели, роль государства будет ограничиваться случаями, когда невозможно достичь решения между указанными сторонами. Эта модель правосудия отличается от модели карательного правосудия тем, что последний рассматривает преступление как преступление против государства и налагает наказания в качестве возмездия..

Это означает, что в восстановительном правосудии преступное деяние рассматривается не просто как действие против правил, а как действие, которое наносит ущерб прямым и косвенным жертвам (например, сообществу).

  • 1 Определение
  • 1.1 Восстановительная процедура
  • 2.1 Восстановительные программы
  • 2.2 Виды восстановительных санкций
  • 3.1 Колумбийский случай

определение

Репаративное правосудие — это модель правосудия, в которой особое внимание уделяется конфликтным ситуациям, которые причиняют вред. Он стремится привлечь тех, кто занимается, чтобы исправить упомянутые убытки самым подходящим способом и без стигматизирующих последствий.

Основные характеристики репаративного правосудия связаны с ответственностью за последствия конфликтной ситуации, устранением указанных убытков и участием прямых и косвенных участников конфликтной ситуации..

Восстановительная процедура

Восстановительная процедура — это инклюзивная процедура; то есть он включает в себя все заинтересованные стороны, чтобы найти решение. Кроме того, он ищет диалоги, позволяющие определить, какими на самом деле были последствия конфликтной ситуации..

Таким образом, стороны могут взять на себя ответственность, это может уступить место ремонту ущерба, вызванного конфликтом, и установлено обязательство не наносить ущерб снова.

Целью этой процедуры является ускорение процедуры, попытка уменьшить связанные с этим расходы и попытка декомпрессии пенитенциарной системы..

В другом типе процедуры, известной как пост-приговор, предполагается, что, хотя санкция уже установлена, стороны имеют доступ к восстановительным механизмам..

Во многих случаях восстановительного правосудия после вынесения приговора соглашения о возмещении могут быть символическими и направлены на моральное возмещение ущерба жертве..

Основные характеристики

Для того, чтобы справедливость такого типа имела место, необходимо выполнить ряд характеристик:

— Вовлеченные люди должны быть готовы участвовать в восстановительной процедуре добровольно.

— Встречи, которые проводятся как часть процесса, являются конфиденциальными.

— Акцент делается на интересах людей, которые были жертвами.

— Актуальность дается восстанавливаемого ущерба.

— Вовлечены специалисты по вмешательству (например, посредники).

Восстановительные программы

Существует ряд восстановительных программ, которые связаны с восстановительным правосудием. Вот некоторые из них:

— Посредничество, при котором посредник используется между жертвой и преступником (хотя и не обязательно лицом к лицу) для принятия решения о санкции и пути разрешения конфликта..

— Семейные и общественные конференции, которые основаны на традиционной модели аборигенов маори Новой Зеландии для разрешения конфликтов. Дела рассматриваются посредником, и сообщество, друзья и семья обеих сторон собираются вместе, чтобы противостоять нарушителю и принять решение о санкции..

Читайте также:
Internet pro что это за программа

— Приговоры в кругах, в которых участвуют стороны и представители судебной системы (судья, прокурор и т. Д.), А также общины и семьи. Благодаря этому достигается соглашение о том, как разрешить конфликт. Эта модель родом из Канады.

Есть еще много программ, таких как круги сторонников мира, общественные советы и группы, репаративный испытательный срок, среди других..

Виды восстановительных санкций

В восстановительных практиках будет достигнуто соглашение о типе санкций, которые будут применяться. Эти санкции могут быть:

реституция

Выплата денежной суммы в качестве компенсации.

Служба сообществу

Работа жертвы на благо пострадавшего сообщества.

ремонт

Включает компенсацию, реабилитацию, гарантию неповторения и удовлетворение.

Когда это используется?

Процедуры, используемые для репаративного правосудия, будут в значительной степени зависеть от того, что каждая страна регулирует как систему альтернативных методов правосудия..

Поэтому эти процессы будут применяться в первую очередь в странах, где это рассматривается как метод правосудия..

Существенным является то, что существует идентифицируемая жертва и жертва. Кроме того, жертва должна принять на себя ответственность за свое поведение. Далее, как жертва, так и жертва должны добровольно дать согласие на передачу конфликта в восстановительный процесс..

Последующий процесс будет зависеть от положений каждой страны, в соответствии с правовыми основаниями и тем, что стороны готовы.

Колумбийский случай

Например, в Колумбии уголовное посредничество — как часть восстановительного правосудия — представляет собой процесс, основанный на ряде правовых оснований, которые определяют, как будет руководствоваться этот процесс и какие шаги он предпримет:

Я preencuentro

Запрос на посредничество, назначение посредника и принятие судьей.

столкновение

Посредничество сторон, момент ответственности, время компенсации или ремонта и время реинтеграции.

закрытие

Акт об обязательстве и последующей деятельности.

Реальный пример восстановительного правосудия

В качестве примера восстановительной программы используется программа в Оксфордшире (Англия), применяемая к несовершеннолетним правонарушителям. Эта программа ищет возмещение в приговорах преступников.

С одной стороны, жертвы имеют возможность встретиться с преступником, или они могут выбрать один из нескольких вариантов участия жертвы. Эти варианты согласовываются с руководителем, который играет роль наставника; Кроме того, параметры восстановления должны быть видны сообществу.

Таким образом, они включены в бюллетень публичных новостей и периодические встречи, чтобы осветить достижения преступника.

ссылки

  1. Battola, K.E. (Ed.). (2014). Восстановительное правосудие: новое уголовное производство. Кордова: издания Альверони.
  2. Баземор Г. и С. Т. Гриффитс (1999). Конференции, кружки, советы и посредники: скаутское решение о справедливости в сообществе Принимая «новую волну» подходов.
  3. Джовитт А. и Ньютон Т. (2010). Вид исправления: Восстановительное правосудие на островах Тихого океана. Ану Пресс.
  4. Маркес Карденас, А.Е. (2007). Восстановительное правосудие против карательного правосудия в контексте процессуальной системы обвинительной тенденции. прелиминарии, 10 (20), с. 201-2012.
  5. Muñiz, O. (2012). Уголовное правосудие для подростков: репарация. В Х.Д. Гил Алзате (ред.), Конфликт, посредничество и память: восстановительное правосудие и коллективный ущерб (стр. 85-99). Медельин: Университетская корпорация Ремингтон.
  6. Управление ООН по наркотикам и преступности (2006). Руководство по программам восстановительного правосудия. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций.
  7. Венцель М., Окимото Т., Перо Н. и Платоу М. (2008). Возмездное и Восстановительное Правосудие. Закон и поведение человека, 32 (5), с. 375-89.

Источник: ru.thpanorama.com

Использование судами технологий восстановительного правосудия и медиации, применяемых в сфере дружественного к ребенку правосудия

Долгова В. И., Гартвик Е. В. Использование судами технологий восстановительного правосудия и медиации, применяемых в сфере дружественного к ребенку правосудия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 251–256. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76343.htm.

Аннотация. В статье проведен анализ судебной практики в Российской Федерации, который показал, что в большинстве судов общей юрисдикции субъектов РФ предусмотрена специализация в работе судей по рассмотрению дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, причем такая специализация в ряде регионов существует длительное время (с середины 90-х начала 2000-х г.г.). Раскрыты технологии восстановительного правосудия и медиации, применяемые в сфере дружественного к ребенку правосудия. Судебная практика в 69 субъектах РФ, в том числе и в Челябинской области, показала, что после прохождения подростками после совершения преступления через процедуру медиации (восстановительное правосудие) рецидива преступлений не было.

Полный текст статьи

Проведенный анализ судебной практики в Российской Федерации и других странах показал, что в большинстве судов общей юрисдикции субъектов РФ предусмотрена специализация в работе судей по рассмотрению дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, причем такая специализация в существует длительное время (с середины 90-х начала 2000-х г.г.). Эти же судьи, зачастую, рассматривают и уголовные дела, по которым несовершеннолетние явились жертвами противоправных действий.

Например, в Липецкой области в каждом районном (городском) суде предусмотрена специализация в работе судей по рассмотрению дел с участием несовершеннолетних. При этом в некоторых судах области такая специализация действует на протяжении длительного времени (например, в Октябрьском районном суде г. Липецка специализация введена с 1996 года, в Лебедянском районном суде с 2004 года), но в обязательном порядке и во всех судах области специализацию судей при рассмотрении уголовных и гражданских дел с участием несовершеннолетних стали применять с 2008 года, после введения в судопроизводство ювенальных технологий, направленных на профилактику преступности несовершеннолетних, защиту прав несовершеннолетних и их семей.

В Липецком областном суде в судебной коллегии по гражданским делам создан состав по рассмотрению дел с применением ювенальных технологий (в составе 3 судей); в судебной коллегии по уголовным делам предусмотрена специализация судей по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних, применению ювенальных технологий и восстановительного правосудия (в составе 3 судей).

Помощники судей, рассматривающих дела с участием несовершеннолетних, наделены функциями социального работника. При этом ряд помощников имеют два высших образования – юридическое и педагогическое (либо психологическое).

И судьи, и помощники, занимающиеся делами несовершеннолетних, регулярно проходят обучение на курсах дополнительного профессионального образования по вопросам детской психологии, педагогики, социологии, виктимологии.

Категории дел, выделенные для рассмотрения специализированными судьями (специализированными судебными составами) во всех судах Липецкой области: уголовные дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, гражданские дела, связанные с воспитанием детей и возникающие из семейных отношений: о лишении родительских прав; об ограничении в родительских правах; о восстановлении в родительских правах; об определении места жительства ребёнка; об определении порядка общения с ребёнком.

Под «технологиями восстановительного правосудия», применяемыми в сфере дружественного к ребенку правосудия, судьи понимают особую организацию правосудия в отношении несовершеннолетних, основанную на всестороннем знании возрастных особенностей несовершеннолетних, применение специальных восстановительных программ (методов, способов), устраняющих дальнейшее противоправное поведение несовершеннолетнего. Восстановительное правосудие это новый взгляд на то, как обществу необходимо отвечать на преступление: преступление должно повлечь обязательства по заглаживанию вреда. Государство и социальное окружение потерпевшей стороны и лица, совершившего преступление должны создавать для этого необходимые условия. Ядром программ восстановительного правосудия являются встречи жертвы и обидчика, предполагающие их добровольное участие [1-8].

Под «медиацией», применяемой в сфере дружественного ребенку правосудия, судьи понимают процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт. Медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликта или совершения криминальных действий. Медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Любые виды программ восстановительного правосудия с несовершеннолетним нарушителем (медиация, семейные конференции) проходят с участием членов его семьи (законных представителей и других значимых взрослых) и специалистов. Медиация в восстановительном подходе — очень сложная процедура, требующая очень многих подготовительных встреч медиатора с подростком и его ближайшим окружением, прежде чем состоится встреча сторон.

«Программы восстановительного правосудия» — это практическая форма реализации восстановительного подхода, использование специфических форм организации процесса, работа по конкретному индивидуальному случаю, это комплекс мероприятий, позволяющих правонарушителю и пострадавшим при их добровольной встрече достичь соглашения по вопросам заглаживания причиненного вреда, а также в оказании помощи несовершеннолетнему осознать противоправность своего поступка.

Действия участников технологий восстановительного правосудия (суда, органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних, образовательных и иных учреждений) направлены на оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, предупреждение совершения ими повторных правонарушений и преступлений.

В некоторых субъектах РФтехнологии восстановительного правосудия применяются с 2008 года мировыми судьями и судьями районных (городских) судов при рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних и определенных категорий гражданских дел, где затрагиваются права и интересы несовершеннолетних.

В Калининском районном суде г. Челябинска создан Координационный совет по развитию дружественного к ребёнку правосудия, где обсуждаются вопросы их применения. В состав Координационного совета входят представители судебных органов, администрации г. Челябинска, прокуратуры, правоохранительных органов, служб и органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Уполномоченный по правам ребёнка в Челябинской области.

В соответствии с решением координационного Совета по развитию ювенальных технологий предусмотрено непрерывное социальное сопровождение каждого несовершеннолетнего, привлекаемого к уголовной ответственности, начиная со стадии привлечения к уголовной ответственности, и до совершеннолетия правонарушителя.

В настоящее время работа с несовершеннолетними, совершившими преступления планируется следующим образом: сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних территориального органа внутренних дел собирают сведения о личности правонарушителя; организуют его психолого-педагогическое обследование с привлечением психолога-педагога. На основе полученных сведений составляется карта социального сопровождения несовершеннолетнего, которая впоследствии передается в суд, а после рассмотрения дела – в орган, исполняющий наказание, либо в орган профилактики (как правило, это комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, либо подразделение по делам несовершеннолетних территориального органа внутренних дел), если дело прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Читайте также:
Dts sound что это за программа

При поступлении уголовного дела в суд помощник судьи с функциями социального работника формирует личное дело на несовершеннолетнего, встречается с подростком и его родителями. Целями встречи является как получение дополнительных сведений о личности подростка, так и достижение примирения между ним и потерпевшим. В ходе беседы также выясняется, необходима ли какая-либо помощь семье подростка и ему самому. При необходимости помощник судьи либо судья направляют письма в соответствующие организации с просьбой об оказании помощи (в устройстве несовершеннолетнего либо его родителя на работу; в организации досуга несовершеннолетнего; в оформлении пособия, оказании психологической, материальной помощи и т.п.).

При рассмотрении уголовных дел с участием несовершеннолетних суды, при наличии предусмотренных законом оснований, в обязательном порядке рассматривают возможность прекращения уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим, либо в связи с назначением принудительных мер воспитательного воздействия.

По данным статистики, за примирением с потерпевшим прекращается около половины рассматриваемых в Челябинской области уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

После вынесения приговора (либо постановления о прекращении дела по нереабилитирующим основаниям) несовершеннолетние направляются на индивидуально-психологические коррекционные занятия в службу коррекции и реабилитации.

На подразделения по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних соответствующих муниципальных образований суды возлагают обязанность по организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, с представлением в суд ежемесячных отчетов о проделанной работе.

Непрерывное социальное сопровождение несовершеннолетнего правонарушителя осуществляется независимо от того, вынесен ли в отношении подростка обвинительный приговор, либо дело было прекращено по нереабилитирующим основаниям (например, в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия; в связи с прекращением за примирением с потерпевшим).

После рассмотрения дела судом подросток состоит на внутрисудебном учете до достижения совершеннолетия, с ним проводится индивидуальная профилактическая работа.

Судебная практика в 69 субъектах РФ, в том числе и в Челябинской области, показала, что после прохождения подростками после совершения преступления через процедуру медиации (восстановительное правосудие) рецидива преступлений не было.

С 2008 года, т.е. с момента проведения активных мероприятий, направленных на профилактику преступности несовершеннолетних, к началу 2015 года в 2.5 раза сократилось количество несовершеннолетних участников преступлений; в 6.6 раз сократилось количество преступлений, совершенных повторно ранее судимыми подростками; в 3 раза сократилось количество преступлений в отношении несовершеннолетних потерпевших. Количество несовершеннолетних, в отношении которых рассматривались уголовные дела, сократилось в 3.6 раза.

В два раза реже суды стали применять к несовершеннолетним наказание в виде реального лишения свободы. Так, если в 2007 году наказание в виде лишения свободы было назначено в отношении 12.6% несовершеннолетних (от общего числа лиц, в отношении которых были рассмотрены уголовные дела), то в 2014 году данный вид наказания назначен в отношении 6.3% несовершеннолетних.

Список литературы

1. Валынкина И.А. Судебная медиация: перспективы и проблемы реализации // В сборнике: Правовые проблемы укрепления российской государственности Редакторы: В.М. Лебедев, Г.Л. Осокина, С.К. Соломин, В.С.

Аракчеев /ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ». Томск, 2014. С. 104-106.

2. Игбаева Г.Р., Шакирова З.Р. Досудебные неюрисдикционные процедуры урегулирования споров и медиация // Евразийский юридический журнал. 2015. № 1 (80). С. 185-186.

3. Исаенкова О.В. Медиация в проекте концепции кодекса гражданского судопроизводства // Российский журнал правовых исследований. 2014. № 4 (1). С. 97-100.

4. Ковалева Е.А., Живов Т.А. Медиация и суд: соотношение судебной защиты прав и реализация их в процедуре медиации // Научный поиск. 2015. № 1.5. С. 60-63.

5. Кури Х., Ильченко О.Ю. Медиация и восстановительное правосудие как современные тенденции уголовного процесса: российский и зарубежный опыт // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. № 1. С. 120-129.

6. Лотарева Ю.Б., Туз Е.С. Медиация как способ разрешения спора в досудебном порядке // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 3 (3). С. 279-282.

7. Нифонтова А.В. Внедрение посредничества с помощью судебной медиации // В сборнике: Социально-политические и экономико-правовые проблемы общества: история и современность Материалы XVII Международной научно-практической конференции магистрантов и студентов. 2014. С. 104-107.

8. Эрвасти К. Судебная медиация в законодательстве и на практике // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2013. № 10-11. С. 487-492.

Источник: e-koncept.ru

Программы восстановительного правосудия как пространство для развития ответственной позиции подростка[30]

Поскольку развитие ответственной позиции подростка является одной из основных целей при работе с ситуацией правонарушения, имеет смысл подробно рассмотреть вопрос о том, каким образом участие подростка в программе восстановительного правосудия помогает ему формировать новое отношение к своим поступкам и новое поведение.

Во-первых, важно, что программа восстановительного правосудия организуется взрослыми людьми, которые отвечают за формирование атмосферы доверия и безопасности. Таким образом, получается, что ведущий имеет явную зону ответственности за происходящий процесс. Взрослые также контролируют процесс исполнения принятых на встрече решений. Все эти факторы снижают беспокойство подростка и позволя­ют ему попробовать новый для себя способ действия.

Во-вторых, для подростка важно уважительное внимание взрос­лых, принимающих в расчет его мнение и его чувства. Это дает ему ощу­щение собственной значимости, а отсюда — возможность проявить себя в новом ключе. В этом моменте зачастую идет работа с чувством стыда,

которое сковывало подростка и не давало ему возможности быть собой. Именно здесь создается ситуация, когда можно перейти от «клеймящего стыда» к «восстанавливающему стыду».

В-третьих, на программе особое внимание уделяется чувствам подростка по поводу произошедшего. Есть вероятность, что до этого мо­мента никому не были интересны его чувства, его судили только исходя из фактов. И здесь у подростка есть возможность понять, каким образом на самом деле повлияла на него данная ситуация и чего он на самом деле хочет в плане ее завершения. Здесь он не обязан обещать что-либо, не соответствующее его переживаниям, а может выбирать решение, опира­ясь на свои настоящие чувства.

В-четвертых, идет работа с чувством вины подростка. Здесь он осво­божден от необходимости снова и снова переживать эту вину, с которой он ничего не мог сделать, здесь ему предоставляется возможность понять, что можно в какой-то мере исправить последствия сделанного, восстановить разрушенное.

Только после такой работы подросток потом сможет спокой­но жить и не мучиться угрызениями совести в течение долгих лет после формального завершения ситуации. И именно здесь у подростка появля­ется пространство для самостоятельности. Он сам совершил поступок — и он сам, исходя из своего желания исправить последствия этого поступка, решает, что он может и готов для этого сделать. Подросток принимает не­посредственное участие в принятии решения относительно своей ситуации, и это делает решение абсолютно осознанным и сознательным для подростка.

В-пятых, письменный договор участвующих во встрече сторон явля­ется для подростка большой помощью, ведь такой договор представляет собой конкретный план действий с пунктами, сроками, временем и ме­стом. И исходя из этого подростку гораздо проще структурировать свою жизнь с тем, чтобы его первоначальные благородные побуждения не ис­чезли из-за его же собственного неумения себя организовать.

В этом плане также может быть прописано, от кого именно подросток может ожидать помощи в осуществлении задуманного, кто будет работать с ним в зоне его ближайшего развития, помогая ему освоить то, что он еще не умеет делать сам. И тоже очень важно — ведь подростку часто бывает нужна помощь, но он не всегда может понять, в чем именно, от кого и с каким результатом. Тем более бывает сложно этой помощи попросить, особенно если, к примеру, отношения в семье достаточно напряженные или отстраненные. При заключении контракта для этого организуется са­мый благоприятный момент и все происходит естественно.

В-шестых, картина исправления последствий совершенного правона­рушения, которую рисует специалист вместе с подростком, описывает его как взрослого, активного и ответственного субъекта, который может влиять на свою судьбу (возможно, впервые за всю его жизнь). И эта картина, этот созданный новый нарратив, расширяющий поле воз­можностей подростка, не может не повлиять позитивным образом на вос­приятие подростком самого себя.

Все эти факторы являются шагами работы в зоне ближайшего разви­тия подростка.

И в процессе встречи именно ее ведущий является тем че­ловеком, который помогает подростку продвигаться в этом пространстве. В этом контексте перед ведущим, помимо необходимости выполнять стан­дартные правила и соблюдать основополагающие принципы восстано­вительного правосудия, стоят особые задачи, связанные с помощью в становлении личности подростка, в формировании у него нового ответ­ственного поведения.

Разумеется, здесь необходимо учитывать и реальные возможности данного конкретного подростка. Чем труднее ситуация развития подрост­ка, тем у него меньше ресурсов, тем большая помощь взрослого ему нуж­на. Развитие ответственности как осознанного обязательства — абсо­лютно новая и очень трудная для подростка внутренняя работа, с которой в одиночку он справиться не способен.

Поэтому на ведущего программы здесь ложится серьезная ответственность. И в этом смысле очень хоро­шо, когда ведущий работает в связке со специалистом, ведущим подрост­ка. В какой-то мере именно специалист может помочь ведущему понять, где для данного подростка проходит граница реальной степени ответст­венности, которую он может на данном жизненном этапе на себя взять, и каковы ресурсы среды для этого подростка — семьи, друзей, учебного заведения, других субъектов социального окружения.

Здесь важно отметить еще и то, что проведение программы восстано­вительного правосудия — это не взмах волшебной палочки, после кото­рого подросток всегда будет вести себя ответственно. Программа — только пространство для развития подростка в данном направлении, и он сможет продвинуться в нем лишь настолько, насколько он сам может.

Источник: lib.sale

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru