Все, что нужно знать про высшее образование в России иностранцам и гражданам страны. Какие у него плюсы и минусы, в чем особенность каждой ступени обучения и что делать после окончания вуза.
Читайте далее
Как поступить в российские вузы в 2022 году Рассказываем про поступление для граждан России и иностранных абитуриентов
Стипендии в России для иностранцев Бесплатное обучение в России для иностранных студентов. Стипендиальные программы, требования
Образование в России Все, что нужно знать про высшее образование в России иностранцам и гражданам страны
Кратко об образовании в России
- Образование в России высоко востребовано среди жителей СНГ, Китая, Индии и некоторых других стран. В 2020 году в стране учились 315 тысяч иностранцев, около 8% от всего количества студентов [1] .
- Цена. В российских вузах предусмотрены бюджетные места с полным покрытием стоимости обучения — для россиян только в рамках конкурса, а для иностранцев также по федеральной квоте [2] . Вузы сами определяют их количество для каждого направления подготовки, а затем проводят конкурс. Однако даже платное обучение в России вполне доступное по международным меркам. Средняя стоимость — 1 899 USD /год. Для сравнения, в США эта сумма составляет 20 000-50 000 USD /год. Проживание в стране обойдется примерно в 380 USD /месяц .
- Подготовка к вузу. Для иностранцев работают специальные университетские курсы по 6-10 месяцев, на которых будущие студенты изучают русский язык и профильные предметы. Российские граждане также иногда посещают курсы подготовки к ЕГЭ.
- Стипендии. Те, кто учатся на бюджете, имеют право на государственную стипендию в виде ежемесячных выплат. Часто это около 19 USD /месяц, но есть и университеты, в которых студент получает по 253 USD /месяц — как правило, за успехи во внеучебной деятельности. Иностранцы также могут претендовать на бесплатное обучение по федеральной квоте, сдав вступительные на госстипендию или выиграв международную олимпиаду.
- Виза. Иностранцам кроме жителей стран из специального списка понадобится студенческая виза. Помимо обычных документов необходима справка об отсутствии ВИЧ.
- Преподавательский состав. В российских высших учебных заведениях преподают квалифицированные специалисты. Например, в Московскомгосударственномуниверситете работают 2.5 тысячи докторов наук.
- Богатый выбор специальностей. В России есть образовательные программы по сотням специальностей [3] . При этом самыми узнаваемыми в мире являются программы по инженерным, естественнонаучным и математическим специальностям [4] .
- Доступные цены. Получить высшее образование в России можно гораздо дешевле, чем за границей — в вузах Европы, Азии, США, Канады и Австралии. Стоимость проживания тоже в разы ниже, чем во многих других странах [5] . Во многих вузах сохранились бюджетные места, в том числе для иностранцев.
- Инфраструктура. В крупных городах развит общественный транспорт, а проезд значительно дешевле, чем в странах Европы и в США. Передовые российские учебные заведения хорошо оснащены — у них есть собственные лаборатории, научные центры, музеи.
- Возможности для путешествий. Россия — самая большая страна в мире. Маршрутов для путешествий по этой стране множество, от Байкала до Карелии. А во многих вузах организуются экскурсии и поездки для студентов.
Недостатки или особенности обучения в России
Структура вуза. Инструкция по применению #КСЮНАВСЮ
Как выбрать программу в зарубежном вузе: 5 критериев
- Не ориентировано на практику. Фундаментальный характер российского образования имеет и обратную сторону — выпускники многих вузов знают огромное количество теории, но не обладают практическими навыками. Будьте готовы работать в начале карьеры за очень небольшие деньги, пока работодатель вас «доучивает».
- Устаревшие программы. Часть вузов не обновляла свои методики преподавания и учебные пособия с восьмидесятых годов. Это не большая проблема для специальностей вроде высшей математики, но для более динамичных отраслей науки, таких как IT или маркетинг, это серьезный минус.
- Сложно признать за рубежом. Дипломы российских выпускников требуют в большинстве стран мира сложную процедуру подтверждения. Несмотря на то, что система высшего образования в России входит в Болонскую конвенцию, у вас не получится приехать после выпуска в Европу и сразу найти там работу — придется доказывать свою квалификацию.
Подготовительные программы в России
Преподавание в России ведется почти исключительно на русском, поэтому перед началом обучения иностранцы, не владеющие языком, проходят курс подготовительного факультета. Длится он 7-10 месяцев. Также существуют ускоренные курсы предвузовской подготовки продолжительностью 6 месяцев. Документы нужно подать не позднее, чем за 2 месяца до начала обучения.
На подготовительном факультете студенты изучают русский язык и профильные дисциплины, в зависимости от будущего направления обучения (математика, физика, химия, биология, компьютерные науки, география, история и литература). Русскому языку уделяется 4-6 часов в день, поэтому студенты быстро осваивают его на базовом уровне. Программы бывают разными — для подготовки к бакалавриату и к магистратуре. После завершения обучения и успешной сдачи экзаменов студент получает сертификат, который дает возможность поступать в большинство российских университетов без вступительных испытаний.
Если студент выбрал одну из редких программ на английском языке, ему не нужно проходить обучение на подготовительном факультете, он поступает сразу на первый курс.
Подготовительные программы могут быть полезны не только иностранцам, но и россиянам — при многих вузах открыты центры подготовки к ЕГЭ. Они бывают даже бесплатными, например вечерняя физико-математическая школа при МГТУ им. Н.Э. Баумана [6] . В этом есть смысл, если вы хотите дополнительно подготовиться к сдаче экзамена, но не можете позволить себе репетитора — обучение в таких школах редко стоит дороже 51 USD /месяц. Впрочем, даже если вам хватает денег на индивидуального преподавателя, все равно присмотритесь к этой опции — занятия часто ведут преподаватели университета, а узкая направленность подобных курсов гарантирует, что они готовят своих учащихся компетентно и по отработанным методикам.
Источник: www.unipage.net
Что лучше: вузы, курсы или самостоятельное обучение
У каждого варианта есть свои плюсы и минусы — от цены до актуальности программ.
Анастасия Хамидулина
Автор статьи
6 августа 2022 в 15:43
Когда человек решается сменить профессию, перед ним встает выбор: как это сделать. Пойти по традиционному пути и поступить в вуз, но потратить много времени. Либо выбрать более современный и ускоренный вариант и окончить онлайн-курсы — но непонятно, насколько достоверную информацию там дают. Другие считают, что лучше освоить всё самому и сэкономить деньги. Разбираемся в плюсах и минусах каждого из трех вариантов.
Вузы
✔️ Плюсы. Высшее образование дает теоретическую базу и развивает аналитические способности. Оно подходит для тех, кому трудно самостоятельно искать и изучать данные. Либо нужно узнать основы — например, из области информатики и математики. Информация в программах проверенная, так как их одобряет министерство образования.
Еще из очевидных преимуществ — диплом государственного образца. Да, не всем работодателям он важен, но в государственных структурах или крупных компаниях ему иногда придают большое значение.
❌ Минусы. Многие специальности вы не освоите в вузе — например, разработчика или тестировщика. Вы получите только фундаментальные знания, хотя часть теории вряд ли пригодится на работе. Программы обновляют медленно, и есть риск, что знаний будет мало. И тем более практики: будет сложно собрать портфолио из вузовских задач.
Времени потратите много — несколько не месяцев, а лет.
Учеба в вузе обходится недешево. Например, очный бакалавриат на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ в 2021 году стоил 391 050 ₽ в год.
Курсы
✔️ Плюсы. Освоите новую специальность быстрее, чем в вузе: большинство программ рассчитаны на 8–12 месяцев. Даже если это сложная профессия вроде программиста или веб-дизайнера и вы никогда не изучали основы. Информация чаще всего актуальная: конкуренция среди онлайн-университетов и школ большая, поэтому они следят за требованиями в вакансиях и обновляют материалы.
Практики на курсах больше, чем теории: соберете портфолио, которое будет нестыдно показать работодателю. Кстати, с поиском работы школы часто помогают: готовят к собеседованиям, помогают составить резюме.
Веб-разработчик: новая работа через 9 месяцев
Получится, даже если у вас нет опыта в IT
Еще из важных плюсов — возможность совмещать учебу с работой. Не нужно брать академический отпуск, искать работу на полдня. Во многих школах комбинированный формат обучения, то есть дают доступ к теории и практике, а студент учится в своем темпе. Раз в неделю или две проводят живые вебинары, на них разбирают домашки и отвечают на вопросы. Есть даже курсы полностью в записи — учитесь хоть по ночам.
Кроме того, на курсах есть наставники. Это не просто преподы, которые читают лекции. Это практики, которые разложат информацию по полочкам, ответят на вопросы и разберут задания.
❌ Минусы. Придется уделять время домашним заданиям и теории, совмещать с работой. Нужна мотивация, иначе будет риск выгореть и бросить всё на полпути. Если не встроить учебу в график, задания будете делать впопыхах, много ошибаться и не доводить до конца — без самодисциплины никуда.
Отдельные минусы касаются маленьких онлайн-школ: их программы часто не согласованы с министерством образования, поэтому они не дают диплом. Максимум — сертификат. Да и информация у таких школ может быть сомнительная, не от экспертов-практиков. Они не работали с реальными задачами и не смогут погрузить вас в рабочую среду. Даже если хорошо знают теорию — но вам-то нужна практика.
Таких проблем нет у онлайн-университета Skypro. Есть лицензия министерства образования — значит, дают дипломы о профессиональной переподготовке. С преподавателями порядок: все работали по специальности много лет, знают сферу изнутри. Среди авторов и спикеров: руководитель направления Java-разработки в «Сбере», старший бэкенд-разработчик в Skyeng, фронтенд-разработчик в «Яндексе» и многие крутые практики.
Самостоятельное обучение
✔️ Плюсы. Это самый экономичный способ. В Сети много бесплатных обучающих материалов: книги, статьи, видеоуроки, блоги и форумы.
Еще можно выбирать, что изучать. Например, если какая-то информация кажется ненужной или уже знакомой, можно пропустить ее. Программу сможете подстроить под себя, а не идти по пути, который за вас продумали школа или вуз.
Скорость тоже определяете сами. На одной неделе, если нет завала на работе, можно потратить хоть 40 часов, на другой — уделить внимание только личным и рабочим делам. Нет домашек с четкими дедлайнами, сессий и прочего, что придется встраивать в график.
Источник: sky.pro
Куда поступать в ВУЗ учиться на ИТ-шника? + опрос
Хотя в «топе» направлений подготовки в вузе долгие годы остаются менеджмент, экономика и юриспруденция, в последнее время престиж ИТ-специальностей тоже заметно вырос. Перед абитуриентами и их родителями встает вопрос в какой вуз поступать и на какую специальность?
Нужно ли вообще высшее образование в ИТ?
Даже не хочется поднимать эту тему — столько по этому вопросу сломано копий на дебатах в профессиональном сообществе. Но все-таки замечу, что есть области, где наличие «вышки» или обязательно или дает дополнительные преимущества: работа инженером (проектирование для телеком, ЦОД и т.п.), работа на гос. предприятиях, изучение Machine Learning, переезд заграницу, поступление на программу MBA и др.
С другой стороны, если зайти на SuperJob.ru 62% вакансий программиста не требуют высшего образования, а на stackoverflow.com — 61%. И многие ИТ-шники имеют непрофильное образование — это факт.
Но раз уж мы здесь, будем считать, что выбран вариант поступать.
Россия или зарубеж?
Факт: отечественное образование переживает тяжелые времена, а многие зарубежные вузы (например, немецкие, французские, скандинавские) предлагают бесплатное или почти бесплатное высшее образование в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Есть варианты с обучением на английском. Это реальный шанс переехать и остаться работать в «первом мире».
Конкретные условия меняются от страны к стране. Главные препятствиями для абитуриента могут стать слабое знание иностранных языков и невозможность оплачивать (недешевое) проживание.
У меня, к сожалению, не было возможности поучиться за границей. Множество историй успеха уже собрано в здешних хабах Учебный процесс в IT и IT-эмиграция.
Дальше мы будем говорить только про российские реалии.
Выбираем вуз
В 2018 году согласно Атласа Яндекса в России 344 вуза принимали абитуриентов по направлению «Информатика и вычислительная техника». Но не все вузы одинаково полезны.
Перво-наперво нужно решить для себя основные вопросы: готовы ли вы к переезду в другой город/регион? есть ли у вуза общежитие? нужна ли «военная кафедра» (с 2019 г. «военно-учебный центр»)? Это уже сильно сократит число вариантов.
Изучаем рейтинги вузов
Рейтинги — это далеко не абсолютная истина, потому что однозначной методики определения качества образования попросту не существует. Кроме того, внутри вуза всегда есть факультеты и кафедры более сильные и более слабые. Тем не менее, посмотреть рейтинги полезно.
Международные
Из российских вузов в международные рейтинги по направлению Computer Science (QS, ARWU, THE) в первую сотню стабильно входит только МГУ. Но само по себе включение в рейтинги тоже неплохо. В них часто попадают: СПбГУ, Физтех (МФТИ), ИТМО, ВШЭ, МИФИ, ТГУ, ТПУ, НГУ — ведущие вузы страны.
Российские
Очень полезно ознакомиться с рейтингами по вступительным баллам ЕГЭ интересующих направлений, например в атласе вузов Яндекса. Топ рейтинга во многом совпадает с международными, среди ведущих еще стоит упомянуть МГТУ им. Баумана, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», МИСиС. Эти же вузы можно найти в топе рейтинга Interfax.
Получение статуса НИУ и вхождение в программу 5-100 также свидетельствует о высоком статусе университета.
Перечисленные вузы «высшей лиги», как правило, знакомы работодателям и их кадровикам с хорошей стороны. Но поступить и учиться в них сложно.
Исследование IBS
Интересное исследование провел в 2016 году российский ИТ-гигант IBS: Анализируем как успешное трудоустройство и зарплата зависят от вуза, специальности и региона. Вот для примера выдержка из данных сайта vo.graduate.edu.ru по выпускникам 2015 года некоторых московских технических вузов:
► Таблица: зарплата выпускников Московских технических вузов
В таблице приведена доля трудоустроенных и средний размер выплат сразу после окончания вуза.
Образовательная организация | Доля трудоустройства, %* | Средняя заработная плата, ₽** |
Московский авиационный институт | 80 | 57 693 |
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана | 85 | 66 722 |
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова | 90 | 80 325 |
Московский государственный университет пищевых производств | 75 | 42 963 |
Московский технический университет связи и информатики | 80 | 60 165 |
Российский технологический университет (МИРЭА+МИТХТ+МГУПИ) | 75 | 50 792 |
Московский технический университет связи и информатики | 75 | 52 629 |
Московский физико-технический институт (государственный университет) | 100 | 104 450 |
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» | 80 | 51 450 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | 85 | 66 476 |
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» | 85 | 56 219 |
Национальный исследовательский университет «МЭИ» | 75 | 58 332 |
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» | 85 | 65 532 |
* — для очной формы (дневное), первое высшее; ** — выпускников 2015 года в 2016 году
Конечно, приведенная зарплата — это «средняя температура по больнице», но разница между вузами видна невооруженным глазом.
Вариант: «сильный» вуз
Доводы за поступление в вузы с большим конкурсом:
- высокие стандарты обучения: лучше быть троечником в МГУ, чем отличником в «заборостроительном»;
- мотивирующая среда: в хорошем вузе придется тянуться к общему высокому уровню, в плохом — наоборот, доблестью считается ничего не учить и кое-как сдать на «удовл.»;
- налаживание полезных связей со способными ребятами;
- привлекательность диплома для работодателя (во всяком случае, при поиске первой-второй работы).
- если речь не идет о каких-то суперкомпьютерных вычислениях, предметы по ИТ при должной заинтересованности можно освоить самостоятельно;
- сложнее поступить, нужно заранее готовиться;
- придется много ботать, иначе легко вылететь.
Вариант: «обычный» вуз
Все-таки основную массу специалистов готовят вузы попроще. Если читатель, как и автор поста, не хватает звезд с неба, то наша цель — поступление в отраслевой вуз приличного уровня.
Почему вузы вешают лапшу на уши?
Факт: за последние 10 лет количество абитуриентов сократилось на пугающие 40%. Количество бюджетных мест в вузах тоже сократилось, но не так сильно.
В результате вузам приходится конкурировать за абитуриентов: нужно заполнить бюджетные места, иначе эти места могут урезать на следующий год, и платников зачислить тоже было бы неплохо. В таких конкурентных условиях вузам хочешь не хочешь приходится учиться маркетингу. Поэтому естественно, что на официальном сайте, что на дне открытых дверей вузу будут петь дифирамбы — не нужно принимать всё услышанное за чистую монету.
Сомнительные варианты
Какое образование меньше котируется?
- заочное/дистанционное обучение — ситуации в жизни бывают разные, но если есть возможность учиться на дневном отделении, то лучше идти на дневное (ну или хотя бы на вечернее);
- не аккредитованная специальность — нет отсрочки от армии + шанс получить вместо гос. диплома филькину грамоту (при поступлении вас будут уверять, что просто программа инновационная, и аккредитация будет получена вот-вот);
- целевой набор — не ужас, но мягко говоря, на любителя: ниже проходной балл, но после окончания — принудительное распределение в какой-нибудь НИИ или силовые структуры (= на низкую зарплату);
- филиал — как правило, гораздо слабее головного вуза (если это не присоединенный вуз, см. ниже);
- не технический вуз — как технические вузы навострились готовить юристов и экономистов, так и наоборот — гуманитарные пытаются готовить ИТ-шников; хорошие исключения есть, например, топовая ВШЭ, во-первых, создала факультет компьютерных наук в партнерстве с Яндексом, а во-вторых, в 2012 г. «съела» неплохой ИТ-шный вуз МИЭМ;
- коммерческий (негосударственный) вуз — частные вузы вообще больше любят учить юристов и финансистов, про сильные частные ИТ вузы пока не слышно. Некоторые по слухам вообще работают в режиме «приходите раз в полгода с зачеткой и деньгами». См. одиозный Московский технологический институт.
Слияния вузов
Отдельно нужно упомянуть, что в Москве и Санкт-Петербурге за последние годы произошло несколько укрупнений вузов. Некоторые были довольно странными — просто из-за соседства территорий: так горнопромышленный МГГУ был присоединен к институту стали и сплавов МИСиС, а химический МИТХТ — к институту радиолектроники и автоматики (МИРЭА). Также частью МИРЭА стал приборостроительный МГУПИ. ВШЭ, поглотив институт электроники и математики МИЭМ, получила его корпуса в центре, а сам МИЭМ уехал на окраину города — в Строгино.
При этом «вывеска» остается от более «сильного» вуза. Т.е. поступая в Мытищинский филиал МГТУ им. Баумана, стоит помнить, что еще три года назад это был Университет Леса.
Специальности
Хотя принципиально существует возможность перевестись на другую специальность, лучше сразу выбрать подходящую, иначе вам придется сдавать кучу «долгов».
С выбором специальности связан выбор факультета и выпускающей кафедры. В любом вузе есть факультеты посильнее, есть послабее, так что тут тоже важен осознанный выбор.
С другой стороны, выбор специальности не означает окончательного выбора профессии — в ИТ всё довольно гибко и быстро меняется. Ценится профессионал, а не профессия.
В России действует система ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) по каждой специальности, на основе которых вузы готовят образовательные программы. С другой стороны, есть связанные с ними профессиональные стандарты. Я попробовал сопоставить специальностям професии, однако это в общем-то мои домыслы.
Код | Старый код | Специальность | ~Профессия |
09.03.01 | 230100 | Информатика и вычислительная техника | программист |
09.03.02 | 230400 | Информационные системы и технологии | программист, системный администратор |
09.03.03 | 230700 | Прикладная информатика | программист, аналитик (в прикладной области, например в экономике) |
09.03.04 | 231000 | Программная инженерия | программист-проектировщик |
01.03.02 | 010400 | Прикладная математика и информатика | аналитик, программист |
01.03.04 | 231300 | Прикладная математика | аналитик |
01.03.05 | Статистика | аналитик | |
02.03.01 | 010200 | Математика и компьютерные науки | математик, программист |
02.03.02 | 010300 | Фундаментальная информатика и информационные технологии | программист, аналитик |
02.03.03 | 010500 | Математическое обеспечение и администрирование информационных систем | Программист, аналитик |
10.03.01 | 090900 | Информационная безопасность | специалист по ИБ |
38.03.05 | 080500 | Бизнес-информатика | аналитик, ИТ-менеджер |
15.03.04 | 220700 | Автоматизация технологических процессов и производств | автоматизация производства |
11.03.02 | Инфокоммуникационные технологии и системы связи | инженер телеком, системный администратор | |
27.03.04 | 220400 | Управление в технических системах | автоматизация производства, разработчик АСУ |
Cпециальности частично перекрывают друг друга, а различия между ними сложно понять, даже если прочитать ФГОС. При этом вуз волен менять вариативную часть программы в сторону какого-то уклона. Где-то больше математики, где-то алгоритмов, где-то больше практики. Поэтому местные особенности программ лучше уточнять у приемной комиссии.
К сожалению, мне не удалось найти приличного гида профориентации в ИТ. Если кто-то встречал — поделитесь.
Специалитет или бакалавриат?
Наряду с новой «болонской» системой: 4 года бакалавриата + 2 года магистратуры — продолжает существовать советский специалитет 5-5.5 лет. Честно, не скажу, что лучше. Когда бакалавриат только появлялся лет 10 назад вузы в спешке готовили программы бакалавров, ужимая старые программы специалистов, часто режа по живому.
Сейчас, надеюсь, ситуация нормализовалась и можно смело идти в бакалавриат, тем более что специалитет уходит в прошлое. Бакалавриат соответствует европейской системе образования, и позволяет скорректировать свою специальность, поступив в российскую или зарубежную магистратуру. Бакалавриат делится на «академический» и «прикладной» — в последнем меньше часов отведено под «базу», больше — под практику. Практика — это хорошо, но не факт, что вуз сможет ее обеспечить на должном уровне, а база может пригодиться для магистратуры.
Стану ли я востребованным специалистом после диплома?
Это хороший вопрос, который стоит задавать себе, хотя бы начиная курса с третьего. Ответ: это больше зависит от студента, чем от вуза.
Очень желательно, чтобы к выпуску у вас были какие-то практические навыки, которые можно получить на дополнительных курсах и стажировках. Часто вузы сотрудничают с предприятиями — работодатель «выращивает» специалиста под себя. В текущих условиях демографической ямы «нанимать только сеньоров» не могут себе позволить даже Яндекс и Mail.Ru, поэтому они ищут стажеров. Не бойтесь пробовать устроиться и не бойтесь менять первую работу, если она вам не нравится.
Отдельно упомяну про важность изучения английского языка. Запишитесь на курсы английского — и это в свою очередь, откроет для вас MOOC курсы иностранных университетов.
Про успеваемость: обидно, но работодатели не смотрят, что у вас «красный» диплом, но все равно хороший средний балл (GPA) может понадобиться при поступлении в зарубежную магистратуру.
Еще по теме:
- Список лучших технических вузов по уровню зарплат выпускников 2013—2018 гг. от Superjob
- О рейтингах вузов: отделяем зёрна от плевел
- Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга»
- Высшее образование и ИТ — текущие реалии и перспективы, мнения и опыт экспертов
- Первокурснику: Вуз.Инструкция 1.0
- Яндекс опубликовал обзор рынка ИТ-вакансий
- Мониторинг
Источник: habr.com