Пояснение по теме 7.
В основные этапы создания компьютерной программы обычно включают следующие процессы:
— тестирование и отладка программы.
Слово «алгоритм» происходит от имени математика Аль-Хорезми, который сформулировал правила выполнения арифметических операций.
Определения алгоритма:
- система правил, описывающая последовательность действий, которые необходимо выполнить для решения задачи
- точное и понятное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи.
Алгоритм решения вычислительной задачи – это совокупность правил преобразования исходных данных в результатные.
Таким образом, в определении алгоритма присутствует его исполнитель. Исполнитель алгоритма выполняет действия по механическим правилам – командам. Совокупность команд представляет собой систему команд исполнителя – СКИ. Обстановка, в которой действует исполнитель, называется средой исполнителя.
Типы алгоритмов. Видеоурок по информатике 6 класс
Правильное построение алгоритма характеризуется полным набором данных – необходимым и достаточным набором данных для решения поставленной задачи (получения искомого результата).
С точки зрения исполнителя алгоритм должен иметь следующие свойства:
1. Понятность, т. К. Он составляется из команд, входящих в ски, и точность – каждая команда алгоритма управления определяет однозначное действие исполнителя.
2. Конечность (результативность) – выполнение алгоритма должно приводить к результату за конечное число шагов. Результативность – свойство алгоритма, которое характеризует, что при точном исполнении всех команд алгоритма, процесс решения задачи прекращается за конечное число шагов и при этом получается определенный результат.
3. детерминированность или определенность – свойство алгоритма, благодаря которому каждая команда воспринимается однозначно.
4. массовость — свойство алгоритма, которое характеризует пригодность алгоритма для решения задач некоторого класса.
5. дискретность — свойство алгоритма, которое характеризует разбиение процесса решения задачи на последовательность отдельных шагов.
Виды алгоритмов:
- Терминистический (выполняющийся за конечное число шагов),
- Детерминистический (при строгом указании очередного шага алгоритма),
- Детерминированный (определение результата независимо от последовательности выполняемых шагов).
Исходными данными для построения алгоритмов, независимо от способов их написания, являются:
— постановка задачи, которую необходимо решить с помощью алгоритма.
— способ (метод) решения задачи.
Алгоритм может быть описан (формализован) по некоторым правилам посредством конкретных изобразительных средств.
Основные способы записи (формализации) алгоритма:
- словесный,
- графический,
- формульно-словесный,
- алгоритмический язык.
Наибольшее представление из-за своей наглядности получил графический (блок — схемный) способ записи алгоритма.
Алгоритмизация
Блок-схема – это графическое изображение логической структуры алгоритма, в которой каждый этап процесса обработки информации представляется в виде геометрических символов (блоков), имеющих определенную конфигурацию в зависимости от характера выполняемых операций.
Перечень символов, их наименование, отображаемые ими функции, форма и размер определяются правилами ГОСТ и представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Некоторые элементы блок-схем алгоритмов.
Результатами выполнения алгоритмов могут быть информация и управляющие сигналы, по которым осуществляются определенные преобразования.
При всем многообразии алгоритмов решения задач выделяют три основных вида вычислительных процессов и соответствующих типов алгоритмов:
— Линейный процесс, выполняющийся последовательно шаг за шагом, это алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом, независимо от каких-либо условий.
— Ветвящийся процесс, выполняющийся по одному из нескольких заранее предусмотренных направлений в зависимости от исходных данных или промежуточных результатов.
— Циклический процесс, в котором последовательность команд повторяется более одного раза.
Цикл – это многократно повторяемый участок вычислений. Имеются циклы с определенным (заранее заданным) числом повторений и с неопределенным числом повторений.
Количество повторений зависит от соблюдения условия. Если проверка условия идет в начале цикла, то такой цикл называется с предусловием, в конце — с постусловием.
И ветвящийся и циклический алгоритм изображаются с помощью единого блока проверки по условию.
Основной графический блок проверки по условию показан на рисунке 2.
Рисунок 2. Графический блок проверки по условию.
Источник: studfile.net
Типы алгоритмов
В алгоритмах команды записываются друг за другом в определённом порядке.
Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным.
Например, линейным является следующий алгоритм посадки дерева (рис. 58):
1) выкопать в земле ямку;
2) опустить в ямку саженец;
3) засыпать ямку с саженцем землёй;
4) полить саженец водой.
С помощью блок-схемы данный алгоритм можно изобразить так (рис. 59).
Алгоритмы с повторениями
В алгоритмах команды записываются друг за другом в определённом порядке.
На практике часто встречаются задачи, в которых одно или несколько действий бывает необходимо повторить несколько раз, пока соблюдается некоторое заранее установленное условие.
Форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности действий повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется циклом (повторением). Алгоритм, содержащий циклы, называется циклическим алгоритмом или алгоритмом с повторениями.
Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием. Следует разрабатывать алгоритмы, не допускающие таких ситуаций.
Рассмотрим пример из жизни. Вот так может выглядеть блок-схема действий школьника, которому перед вечерней прогулкой следует выполнить домашнее задание по математике (рис. 62).
Это циклический алгоритм. При его исполнении действие «Решить задачу» будет выполнено столько раз, сколько задач содержит домашнее задание ученика.
Алгоритмы с ветвлениями
В алгоритмах команды записываются друг за другом в определённом порядке.
В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки. Если идёт дождь, мы берём зонт и надеваем плащ; если жарко, надеваем лёгкую одежду. Встречаются и более сложные условия выбора. В некоторых случаях от выбранного решения зависит дальнейшая судьба человека.
Логику принятия решения можно описать так:
ЕСЛИ ТО ИНАЧЕ
Пример:
ЕСЛИ хочешь быть здоров, ТО закаляйся, ИНАЧЕ валяйся весь день на диване.
В некоторых случаях могут отсутствовать:
ЕСЛИ назвался груздем, ТО полезай в кузов.
Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением.
Изобразим в виде блок-схемы последовательность действий ученика 6 класса Мухина Васи, которую он представляет себе так: «Если Павлик дома, будем решать задачи по математике. В противном случае следует позвонить Марине и вместе готовить доклад по биологии. Если же Марины нет дома, то надо сесть за сочинение» (рис. 60).
А вот так, с помощью блок-схемы можно очень наглядно представить рассуждения при решении следующей задачи (рис. 61).
Из трёх монет одинакового достоинства одна фальшивая (более лёгкая). Как её найти с помощью одного взвешивания на чашечных весах без гирь?
Источник: murnik.ru
Программы в которых команды выполняются последовательно друг за другом называются
July 2022 1 9 Report
8) Программы, в которых команды выполняются последовательно друг за другом, называются …