О проблемах внедрения положений «музейной педагогики» в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» прямо указывается: «Педагог должен владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. Владеть методами музейной педагогики ,используя их для расширения кругозора учащихся…». Музейные уроки «привязываются» к учебной программе Всеобщей истории. Урок в музее организуется с целью приобретения дополнительных знаний по определенной учебной программе, составлен в соответствии с образовательными стандартами и школьными программами по Всеобщей, Отечественной истории и предметной области «Искусство».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Музейные уроки в образовательном учреждении
в системе музейной педагогики.
В последние годы в музееведении и образовании активно ставятся проблемы достаточно нового для России понятия – «музейная педагогика» – отрасли музееведения и проблемы внедрения ее положений в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны.
Как сделать урок в научно-техническом музее?
Значимость рассматриваемой проблемы приобретает остроту еще и потому, что в принятом в 2013 году «Профессиональном стандарте педагога» прямо указывается: «Педагог должен владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. Владеть методами музейной педагогики ,используя их для расширения кругозора учащихся…».
Музей — это формирование исторического сознания и актуализация исторической памяти.
Музей – это воспитательная среда для обучающихся.
Музей – это вовлечение ребят в исследовательскую деятельность.
Большинство авторов монографий, учебных пособий, статей рассматривают только такие виды музейных занятий как экскурсии, ролевые игры, лекции и т.п
Если понятие «музейная педагогика» утвердилось в нашей стране в 1980-90-е годы, то понятие «музейных уроков», появилось совсем недавно.
Известный музейный деятель начала XX века М.В. Новорусский отмечал, что музей работает над неодушевленными предметами, но работает так, чтобы оживить каждый такой предмет, заставить его говорить и сделать значимым для каждого зрителя.
Экскурсия – это не одно и то же, что музейный урок. Среди музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность, наиболее популярными в настоящее время можно назвать именно музейные уроки.
Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам. Сегодня много предложений включить посещение музея- музейный урок- в образовательный стандарт.
Причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения, музейный урок предусматривает прежде всего использование музейного предмета.
Музейный урок от других форм отличается методикой проведения. Это сравнительно новая форма музейной педагогики.
Наша школа МАО СОШ № 183 г.Екатеринбурга с 2009 года включилась в музейно-педагогический проект «Музей и школа: пути взаимодействия».За активное сотрудничество с музеем и обеспечение эффективной работы системного музейно-педагогического проекта мы ежегодно награждаемся грамотой Областного музея. Ежегодно все 5-е и 6-е классы выезжают раз в четверть в музейный класс областного краеведческого музея.
Музейные уроки «привязываются» к учебной программе Всеобщей истории. Урок в музее организуется с целью приобретения дополнительных знаний по определенной учебной программе, составлен в соответствии с образовательными стандартами и школьными программами по Всеобщей, Отечественной истории и предметной области «Искусство».
С 2014 года в составе научно-методического совета музея я осуществляю деятельность в качестве консультанта и рецензента музейных проектов, ориентированных на школьную аудиторию. Лично с сотрудниками сектора музейной педагогики участвую в разработке музейных уроков.
На таких уроках детям не бывает скучно, так как, сам по себе музейный урок отличается от традиционного. Учащиеся не сидят за партами, а познают музейный предмет, играя, соревнуясь друг с другом в сообразительности и находчивости: отгадывают загадки, расшифровывают ребусы, отправляются вместе с работниками музея и педагогом в путешествия во времени, они сами становятся, в зависимости от класса и формы музейного урока, героями невыдуманных рассказов .
Таким образом, неординарность учебного процесса (музейная среда) стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию, а наличие незнакомых предметов, вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации.
Вся работа проходит в несколько этапов: в 2 или 3.
1-й этап проводится учителем-предметником или учителем начальных классов с обучающимися по освоению теоретического материала и терминологии.
2-й этап проводится непосредственно в музее сотрудником музейного класса совместно с учителем-предметником. В конце урока сотрудник музея и учитель поводят итоги, и как на обычном уроке выставляют оценки за работу на уроке, обучающиеся получают домашнее задание.
3-й этап предполагает самостоятельную творческую работу по предложенным темам, проектную исследовательскую деятельность, чем мы на сегодняшний день занимаемся в центре Ельцина.
В заключение хочется подчеркнуть, что сложность современного периода в развитии нашего общества, масштабность и острота социальных, культурных и экономических проблем обуславливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. И в этом немаловажную роль может и должен сыграть музей, хорошо , если бы это музей образовательного учреждения, нашей школы, ну если не музей, то музейный класс.
Включить посещение музея в стандарт – прекрасная идея. Вопрос в том, как ее методически и организационно обеспечить. Как это будет включено в программу? Как подготовить педагогов? Как выбрать музеи?
Музеи России обладают уникальными образовательными возможностями, которые система образования не использует или использует не в полную силу. Почему так происходит?
Во-первых, доступность музеев для школьников все еще очень низка . Музейные экспозиции меняются редко, фонды музеев закрыты для посещения и очень мало произведений искусства переведено в доступную для потребителя электронную форму. Это – первая проблема.
Во-вторых, недорогого культурного туризма для школьников по-прежнему очень мало.
А может быть, для формирования интереса школьников нужно существенно изменить музейную среду.
Ведь уклад российского музея сегодня каков?В нем почти все — запрещено. Нельзя громко разговаривать, делиться впечатлениями, бегать, сидеть на полу.
В музейных зданиях мало пространств для дискуссий,
нет аудиторий, где можно было бы обсудить что- то с друзьями после осмотра экспозиции или поработать с группами детей.
Именно музей – с его разнообразнейшими коллекциями и возможностью устанавливать новые связи между предметами, идеями и эпохами — мог бы стать для школьников и педагогов пространством снятия предметных ограничений.
В преодолении разрыва между школой и жизнью, между знаниями и компетенциями, музей мог бы сыграть огромную роль: в нем работа ребят – в том числе проектная – обретала бы новый креативный импульс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы по использованию музейных технологий в образовательном и воспитательном процессах.
В работе содержатся материалы по организации музейной работы, рассмотрены наиболее актуальные вопросы по использованию музейных фондов в практической образовательной деятельности и патриотическо.
Сценарий музейного урока «Память незримая нить, связывающая правнуков и их прадедов, отстоявших мир» урок посвящён 70-ой годовщине освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистских захватчиков
Внеклассное мероприятие посвященное 70-летию освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистксих захватчиков проведенное в школьном музее дл яучащихся 1-4 классов.Цель мероприятия: Приобщить учащ.
Музейный урок «Юный музейщик»Урок посвящение в члены музейного сообщества
Урок-посвящение. Совет Музея проводит занятие с ребятами перешедшими в 5 класс.Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для кул.
Опыт реализации проекта по внедрению школьной социальной сети как механизма обеспечивающего информационную открытость образовательного учреждения в системе взаимодействия с социумом
«Дневник.ру» позволяет создать единую информационно-образовательную сеть для основных участников образовательного процесса. Он представляет собой современный и удобный инструмент взаимодействия учите.
«Воспитание, социализация, профилактика» (РДШ) семинар – практикум «Создание единого музейного пространства в стенах образовательного учреждения»
Современное Российское образование в настоящее время претерпевает значительные изменения, в ходе которых меняется взгляд на подходы и формы обучения.В основных нормативно — правовых докуме.
Статья «Музейная экспозиция как образовательное пространство»
В статье описан педагогический опыт Гришмановской Евгении Сергеевны по истользованию экспозиций музея в качестве образовательного пространства.
Музейный урок «Музейные экспонаты — хранители истории»
Урок для обучающихся начальных классов, на котором дети совершают путешествие по школьному музею. Дети знакомятся с типами музеев, экспонатами школьного музея.
Источник: nsportal.ru
Программа «Урок в музее»
«Урок в музее» – это уникальная серия программ, созданная при содействии педагогов специально для усиления естественно научного блока дисциплин для школьников.
«Урок в музее» – это теоретическая часть (взаимодействие с тематическими экспонатами) и практическая часть (демонстрационная лекция с элементами мастер-класса в лаборатории). Обе части длятся по 45 минут – таким образом, длительность «Урока в музее» составляет ровно два академических часа.
Стоимость всего «Урока в музее» – 1250 рублей с ребенка, 2 сопровождающих учителя посещают музей бесплатно.
Программа проводится для организованных групп от 10 до 24 школьников только по будним дням.
Источник: experimentanium.ru
Урок в музее. Проект для взрослых.
Психолого-педагогические ресурсы музейной педагогики
01.08.2014 Svetlana
Музейная педагогика является особым видом педагогической практики: эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями. Практика проведения уроков, экскурсий и занятий в музее показывает интерес и высокий уровень мотивации учащихся к таким формам организации обучения.
Это дает основания полагать, что такие уроки, внеклассные занятия имеют ряд важных психолого-педагогических ресурсов, повышающих успеваемость и качество усвоения материала учащимися. Первое на что следует обратить внимание, это — большой воспитательный потенциал уроков, проводимых в музее, а также их направленность на развитие личности учащегося.
Также отметим, что наблюдение за учащимися младших классов, беседы с ними, анкетирование доказывают, что поездка в музей, занятия в музее являются наиболее запоминаемыми событиями, проводимыми в течение учебного года (наряду со спортивными праздниками и посещением цирка). Вторым психолого-педагогическим ресурсом можно назвать системность восприятия.
Во время урока, проводимого в музее, включаются различные каналы восприятия информации: визуальные, аудиальные, кинестетические, развивается образное восприятие предмета или явления и художественный вкус, формируются условия для развития конвергентного и творческого мышления, актуализируются рефлексивные навыки и процессы. В структуре урока или занятия в музее нами выделяются 3 важных этапа: 1) подготовка урока, экскурсии в музее; 2) проведение урока, экскурсии; 3) подведение итогов.
На всех этапах необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Тщательность подготовки и планирования — важный компонент организации урока в музее, от которого зависит эффективность и успешность проведения занятия.
На первом этапе ставятся цели и формулируются задачи урока, проводится отбор содержания и подбор способов для активного восприятия информации (постановка серии проблемных вопросов перед началом урока-экскурсии; постановка творческих задач — сделать наброски заинтересовавших предметов, ответить письменно на поставленные вопросы) и т.д. Так, в начальной школе мотивация создается за счет комфортности образовательной среды (внешние условия и психологическая атмосфера занятий — внешний вид педагога, его голос, интонации, и т.д.).
Для учащихся младших классов интересны соревнования со сверстниками, одобрение референтного взрослого (педагога, родителей). Истоками учебной мотивации в любом возрасте могут быть: интерес к информации (познавательная потребность); интерес к способу действия (понять, как что делается); интерес к людям, организующим процесс обучения; потребность в самовыражении и самопрезентации; актуализация творческой позиции; осознание значимости происходящего для себя и других (осознанная мотивация).
Отметим, что с психологической точки зрения, большое значение имеет воздействие экспозиции, которое должно быть полимодальным, т.е. построено таким образом, чтобы включались различные органы чувств (посредством цветового и светового оформления, включения материалов различной фактуры, звукового сопровождение и др.). На этапе проведения любого урока важен благоприятный эмоциональный фон и психологический климат урока (доброжелательность, взаимоуважение, комфорт, сотрудничество).
Психологически и физиологически обосновано включение в такие уроки игровых моментов — конкурсов, соревнований, физкультпаузы. Хорошо, если урок в музее организован не с целым классом, а с его частью (10-12 человек — оптимальное количество для полноценного усвоения информации). Это можно организовать в рамках факультатива, спецкурса или элективного курса.
Проведение урока в виде лекции слабо актуализирует мотивационные процессы. По данным различных психологических исследований лекция дает небольшой процент сохранения информации. Третьим психолого-педагогическим ресурсом является развивающий потенциал уроков в музеях (например, развитие критического мышления, самостоятельности суждений).
Развитие личности учащегося происходит через включение в урок рефлексивных вопросов, таких как «Что я уже знаю по этой теме?», «Что узнал на этом занятии?». На этапе подведения итогов важным становится такой рефлексивный вопрос, как «Что я еще хочу узнать по этой теме?».
Не менее важным является поиск ответов на вопросы: «Как соотносятся полученные знания с повседневной жизнью?», «Как вы можете их использовать?», «Для чего они вам нужны?». Этот этап можно провести, используя различные самостоятельные и развивающие задания (итоговая беседа, рисунки, лепка, конструирование и др.), которые помогут закрепить полученные знания и облегчить процесс запоминания.
Важно отметить, что эффективность работы учащихся в музее повышается, если это работа организована как определенная система — система занятий в одном музее, система занятий по определенной тематике в различных музеях, а также, если это единая продуманная методическая система, охватывающая период от дошкольного до старшего школьного возраста. Четвертый психолого-педагогический ресурс — возможность раскрытия творческого потенциала личности (как педагога, так и учащегося).
Педагогу важно создавать условия для творческого самовыражения учащихся. Эта задача может решаться через систему творческих заданий учащимся: сочинение, рассказ, отзыв, эссе, рисунок, поделка, рассуждение, репортаж, статья и др. Необходимо побуждать учащихся к содержательному оцениванию увиденного и услышанного в процессе урока-экскурсии.
Предъявляя материал для сравнения, возвращаясь к просмотренному, педагог активизирует размышления учащихся. Особым видом развивающей и творческой работы в музее может стать самостоятельная подготовка учащимися (или группой учащихся) классного часа в залах музея или самостоятельная исследовательская работа (индивидуально или в группе). Пятым психолого-педагогическим ресурсом, отражающим специфику урока в музее, является динамичность и вариативность организации процесса и содержания обучения. Обобщая вышесказанное, отчетливо просматриваются психолого-педагогические ресурсы урока, экскурсии в музее: реализация принципа наглядности обучения; укрепление связи полученных знаний с жизнью; повышение научности обучения; расширение кругозора; развитие личности учащихся. Использованы материалы http://festival.1september.ru
Мне нравится Нравится 5 Комментариев: 0
Как организовать урок в музее
01.08.2014 Svetlana
Как много может дать школьнику правильно организованное музейное занятие? Ответ вы знаете, и наверняка используете этот ресурс в учебном процессе. Дети любят вырваться из школьных стен и в новой необычной атмосфере заниматься вполне привычным делом – учёбой.
Но музей, как источник новых знаний, может быть задействован учителем в учебном процессе не только по схеме: привел детей, оплатил работу экскурсовода и свободен. Как ещё использовать этот ресурс? Вот несколько вариантов.
Квест-игра
Невероятно популярная у молодёжи квест-технология вполне заслуживает вашего педагогического внимания. Под словом «квест» мы понимаем приключения поискового характера, этакую познавательную игру. Конечно, стоит учитывать тот факт, что сотрудники музея вряд ли разрешат посетителям вести себя на экскурсии как-то нетрадиционно: разговаривать, бегать и мешать работе музея.
Поэтому прежде чем рассказать условия игры, напомните ученикам, что вести себя они должны в музее как обычные посетители. Подготовка предстоит немалая, вы должны сами составить карту заданий для ребят, в основе которой будет поиск экспонатов, наблюдение за ними, поиск каких-то связей или закономерностей. В карте, например, 10 вопросов. Как они могут звучать?
Попросите ребят в определённом зале найти экспонат, такого-то года с указанным признаком. Или, например, в краеведческом музее, в одном из секторов висит газета, в ней надо найти информацию о человеке с фамилией Иванов (любой вам необходимой), а исходя из статьи, ребята должны указать его профессию.
В общем, игра предполагает детальное ознакомление ученика с экспонатом и максимальный объём информации, который тот ему может дать. Учитель составляет вопросы так, чтобы между ними прослеживалась тематическая взаимосвязь. Они не должны быть слишком просты (лежать на поверхности), но и приблизительно время, затраченное на поиск, не должно превышать сорока минут. Время на выполнение задания – около недели. То есть ребята сами определяют день и время, когда они посетят музей и выполнят задания.
Пишем сочинение
Более традиционный, но не менее продуктивный подход. То есть после обычной групповой экскурсии или же самостоятельного посещения музея, ребята должны написать небольшое сочинение. Ваши требование – без статистики, основано на впечатлениях и наблюдениях. Гораздо лучше, если ребята не воспользуются Интернетом и справочниками, а напишут о собственных впечатлениях от экскурсии. Ещё до посещения музея расскажите им о предстоящем задании, они будут внимательнее.
Папарацци
Попросите ребят сделать репортаж о музее. Не ограничивайте их возможности жанром. Скорее всего, вы будете ожидать наплыва статей, повествующих о музее, его направленности и выставках. Но ученики могут подойти к заданию творчески: взять интервью у сотрудников музея, записать видеорепортаж, к статье приложить фотооотчёт.
Только намекните ученикам на такие варианты, и они займутся развитием идеи. Это творческий подход, он может применяться в двух случаях. Например, на уроке русского языка, при изучении публицистики, это будет творческим домашним заданием. На уроке же истории вы задаёте более конкретную тему, и ученик пишет статью не о музее, а об одной из его экспозиций и т.д.
Фотолекция
В музеях разрешено фотографировать, поэтому это задание вполне выполнимо. Чтобы ребятам не было сложно, опять-таки, полем для работы должен быть определённый объект музея, зал, сектор, экспозиция. Ребята делают фотографии, комментируют их. Затем создаётся мультимедийная презентация в виде фотолекции.
Результаты работы должны быть продемонстрированы, поэтому необходимо подготовить определённое оборудование для урока. История одного экспоната. Каждый из ребят выбирает определённый экспонат и собирает информацию о нём. У него в итоге получается небольшой рассказ, дополняемый изображениями экспоната.
Сказки музея
Это задание подойдёт для учеников начальной школы. Они тоже нередко посещают музеи, но задания должны соответствовать их возрасту. Неплохой вариант – музейные сказки. Это тоже в своём роде небольшие сочинения, но несущие более творческий, даже фантазийный характер. Ребята составляют небольшие сказки на основании впечатлений от посещения музея.
Сказки могут сопровождаться иллюстрациями.
Урок-обсуждение
Ну и, конечно, никто не отменял стандартных уроков-обсуждений, которые как бы лонгируют экскурсию, позволяют ребятам глубже понять её тематику, устранить пробелы и обсудить увиденное. Ребята вместе с учителем обобщают новую информацию, делятся впечатлениями.
Учитель на этапе закрепления может составить вопросы для ребят, которые помогут узнать, как много запомнили и поняли ученики. Это могут быть и тесты, и кроссворд, и блиц. Если есть возможность, на урок стоит пригласить сотрудника музея, который ответит на вопросы учеников, что-то разъяснит, подскажет. Это отличная мотивация для частого посещения музея, своеобразная реклама.
Как видите, немало вариантов. Их стоит использовать в практике, чтобы ребята в учёбе свободно использовали самые разные источники информации, чтобы они легче контактировали с людьми (работниками музея), учились распределять своё время и работать самостоятельно. В довершении всего, устройте в классе конкурс на лучше предложение об организации музейного урока. Возможно, ребята предложат вам новую оригинальную идею! использованием материалов http://neuch.org
Мне нравится Нравится 3 Комментариев: 3
Эксперимент с проведением школьных уроков в московских музеях признан эффективным
30.07.2014 Svetlana
В Москве стали практиковать выездные уроки — дети теперь могут учиться не только в стенах родной школы, но и на крупнейших музейных площадках столицы. Начали с биологии и литературы. Не покидая родного города, они совершают путешествие в тропический лес, саванну и покоряют горные вершины. Урок биологии седьмой «А» проводит не за партами, а в Дарвиновском музее.
Вместо тетрадей — маршрутные листы. И школьники на эти сорок минут — не ученики, а руководители экспедиций, учёные-экологи, биогеографы. Им предстоит настоящая исследовательская работа. И оценки здесь не самое главное, важно команду не подвести и найти ответы на самые разные вопросы. «Моё задание было достаточно трудным.
Мне нужно было отметить, какие животные находятся в Южной Америке, а какие — в Африке. Тут очень большая разновидность животных. Больше половины я даже не знал, что такие существуют», — говорит Ян Базылев. Учитель на этом уроке, скорее, организатор и помощник, знания школьники получают сами.
Им приходится быстро учиться находить информацию, и тут уже на задней парте не отсидишься. «Когда ведёт экскурсовод или даже учитель, школьник может слушать, может не слушать, а когда ему тут нужно заполнить, он должен хотя бы посмотреть в витрину», — говорит директор Дарвиновского музея Анна Клюкина. Изучил каждую витрину и учитель.
Прежде чем привести сюда учеников, он сам сделал все задания. «Я специально приезжал первый раз в музей для разработки этих заданий, второй раз я приезжал с готовыми маршрутными листами, прошёл и выполнил их сам», — рассказал учитель биологии Иван Смирнов. Учительница русского и литературы к этому уроку учила стихи: в доме, где они были написаны, эти строки и читаются, и звучат иначе.
Чтобы её одиннадцатиклассники убедились в этом сами, она привела их в Музей Марины Цветаевой. Книги, письма, написанные её рукой, личные вещи и фотографии. С этой минуты перед школьниками не только поэт — преданная жена, мать, хозяйка «маленького замка», как называла сама Цветаева свою квартиру. «Это очень интересно, когда ты можешь просто пройтись, посмотреть, увидеть собственными глазами. Ты словно душой начинаешь чувствовать ту атмосферу, в которой жила поэтесса, в которой она творила», — сказала Злата Отиева. Такими же интерактивными обещают сделать и уроки физики, химии, истории и мировой художественной культуры.
Мне нравится Нравится 5 Комментариев: 0
Об опыте проведения уроков в музее в Воронеже.
30.07.2014 Svetlana
В Воронеже школьникам предлагают перенестись на тысячу лет в прошлое и испытать на себе: каково было учиться их сверстникам в Древней Руси. На уроках в краеведческом музее детей эпохи Интернета учат читать при лучине, писать пером и чернилами по-старославянски, а еще наглядно объясняют, что такое «розги». Посещать эти занятия никто специально не заставляет, но класс всегда полон: ученики записываются за несколько недель.
Мне нравится Нравится 6 Комментариев: 0
Интервью на тему «Урок в музее». На вопросы отвечала Светлана Загорская, заместитель заведующего отдела искусства Старых мастеров ГМИИ им.А.С.Пушкина.
30.07.2014 Svetlana
Министр культуры РФ предложил уроки истории и литературы проводить в музеях. Есть ли у музеев возможности для реализации этой идеи? Ответы попыталась дать Светлана Загорская — заместитель заведующего отдела искусства Старых мастеров ГМИИ им.А.С.Пушкина.
Мне нравится Нравится 8 Комментариев: 0
- О ГлобалЛаб
- Обратная связь
- Поддержка
- Пользовательское соглашение
Источник: globallab.org