Первая стадия — массовое статистическое наблюдение. Здесь в результате регистрации фактов по научной и тщательно разработанной программе получают объективные данные об изучаемых социально-экономических явлениях.
Статистическое наблюдение – первый этап статистического исследования – планомерное, научно-организованное и, как правило, систематическое получение данных (сбор сведений) о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путем регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности. Например, во время переписи населения, на каждого жителя страны, регистрируется такие признаки: пол, возраст, национальность, семейное положение и т.д.
Результаты исследования ценны лишь в том случае, если базируются на фактическом материале. Именно поэтомуизучение общественных явлений должно опираться на прочный фундамент из точных и бесспорных фактов. Терминфакт используется в следующих значениях: как явление действительности, как разновидность научного знания.
Ошибки статистического наблюдения и способы контроля точности статистических данных
Статистический характер такому наблюдению обеспечивает регистрация соответствующих признаков устанавливаемых фактов в определенном инструментарии -– опросном листе, анкете, бланке и других учетных документах. С другой стороны, статистическое наблюдение – это и процесс сбора информации по уже зарегистрированным данным.
Всякое статистическое наблюдение включает следующие этапы:
— Непосредственный сбор массовых данных;
— Контроль за их качеством;
— Подготовка данных к автоматизированной обработке.
Этап подготовки включает разработку плана его проведения, который должен содержать решение программно-методологических и организационных вопросов.
К программно-методологическим вопросам относятся: определение цели (задачи), объекта, единиц наблюдения, совокупности и измерения, разработка программы наблюдения и документов для сбора данных, а также выбор места и времени наблюдения.
К организационным вопросам – выбор вида и способа наблюдения, определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения, подбор, обучение и инструктаж кадров и т.д.
Непосредственный сбор массовых данных – это заполнение статистических формуляров – документов первичного учета (переписных листов, статистических карточек, анкет, бланков и т.д).
Итак, на основе вышеизложенного, рассмотрим требования, предъявляемые к статистическому наблюдению:
— Наблюдаемые факты должны иметь научно-практическую ценность, выражать важные явления и процессы социально-экономической и правовой жизни общества;
— Обеспечить полноту фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу;
— Обеспечение соответствия (адекватности) статистических данных исследуемому явлению или процессу путем тщательной и всесторонней проверки (контроля) их качества;
— Созданий условий для получения объективных материалов, которые обеспечиваются теоретическим обоснованием и научной организации статистического наблюдения.
Объект статистического наблюдения – это совокупность общественных явлений, процессов, фактов или событий, подлежащих исследованию. Например, при переписи населения является совокупность жителей страны.
Лекция 2: Статистическое наблюдение
Объект уголовно-правовой статистики. Основная цель (задача) уголовно-правовой статистики – дать исчерпывающую информацию о количественной стороне преступности, а с другой стороны – охарактеризовать своими показателями, как реализуются соответствующие государственные меры социального контроля над ней.
Основные объекты регистрации уголовно-правовой статистики:
— Преступление, т.е. предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на личность, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и общественную опасность, окружающую среду, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества.
— Преступник, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и совершившее преступление.
— Наказание, т.е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.
Объект гражданско-правовой статистики – учитывает гражданские правоотношения, которые являются гражданскими правонарушениями и рассмотрены в суде, арбитраже или подвержены в порядке нотариального производства.
Объекты гражданско-правовой статистики:
— Спор о праве гражданском (гражданское дело);
— Стороны в гражданском процессе (истец и ответчик);
Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов. Полное представление об объекте можно получить, используя понятия как единицы наблюдения, отчетные единицы и единицы измерения.
Единица наблюдения – составной элемент изучаемой совокупности, признаки которого регистрируются в процессе статистического наблюдения. Единицей наблюдения может быть человек, факт, предмет, процесс и т.д. Например, при переписи населения все проживающие в стране люди – эта статистическая совокупность, а каждый отдельный человек – единица наблюдения.
Отчетная единица – это источник, откуда поступает первичная статистическая информация о единицах наблюдения. Например, источниками являются отделение милиции, городские ОВД, прокуратура, районный суд и т.д.
Единица измерения – показывает, в каких величинах учитывается изучаемые статистикой социально-правовые явления. Преступность измеряется в двух взаимосвязанных единицах: преступных деяниях (т.е. фактах) и субъектах (т.е. лицах, их совершивших). Отсюда зарегистрированная преступность – это данные как о фактах преступлений, так и о лицах, совершивших преступления.
Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Выбор времени наблюдения определяется единицей наблюдения, (например, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения)
Билет №34
Источник: cyberpedia.su
Программа статистического наблюдения. Документы первичного статистического учета в судах общей юрисдикции
Статистическое исследование включает в себя, как правило, три этапа:
Первый этап – сбор необходимой первичной статистической информации, для чего применяется метод массового статистического наблюдения. Исходные данные для исследования можно получить из статистических карточек и отчетов, имеющихся в органах суда, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органах, а также из материалов уголовных дел, анкетирования и т.д. Для выявления закономерностей изучаемых явлений, зависимостей между изменениями различных явлений статистическое наблюдение должно охватывать либо всю совокупность явлений, что обеспечивает всеобщность и полноту первичной информации, либо такую ее часть, которая была бы достаточно представительной (репрезентативной), чтобы результаты, полученные на основе неполных данных, можно было бы распространить на всю изучаемую совокупность.
Второй этап – сводка и группировка (классификация) собранных в ходе массового наблюдения первичных данных. На этом этапе собранная информация систематизируется и обрабатывается с помощью метода статистических группировок, позволяющим выделить по нужным нам признакам в изучаемой совокупности качественно однородные группы. Например, совокупность преступлений можно разбить на группы по объекту посягательства (против личности, государства и т.д.) или по субъектам преступлений (по полу, возрасту, социальному положению, судимости). Применение того или иного метода группировки зависит от задач, стоящих перед исследователем, и от наличия исходной информации.
Третий этап – анализ собранных и сгруппированных данных на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных, относительных и средних величин, коэффициентов, индексов и др. Статистический анализ позволяет выявить причинно-следственные связи, установить закономерности и взаимозависимости изучаемых правовых или юридически значимых явлений, оценить эффективность действующей системы мер борьбы с преступностью.
В качестве четвертого этапа можно выделить обобщенный анализ полученных результатов и проверка их на достоверность по статистическим критериям, принятие определенного решения.
Главной целью любого статистического наблюдения является получение достоверной информации об изучаемых явлениях и процессах с целью выявления закономерностей и тенденций их развития. Для получения полных и необходимых для анализа данных цель наблюдения должна быть сформулирована ясно и четко.
В зависимости от цели ставятся конкретные задачи, которые должны быть решены в ходе статистического наблюдения. Задачи статистического наблюдения вытекают из задач статистического исследования (в зависимости от реальных социально-правовых потребностей правоохранительных органов или государства) и могут быть самыми разными. При определении цели и задач статистического наблюдения необходимо также учитывать практические возможности тех организаций, на которые возлагается статистическое наблюдение правовых или юридически значимых явлений.
Объект статистического наблюдения – совокупность социально-правовых явлений и процессов, фактов или событий, которые подлежат наблюдению. Если, например, целью исследования поставлено отслеживание уровня учтенной преступности, то в качестве объекта наблюдения могут выступать лица, совершившие преступление.
Конкретными объектами статистики уголовного судопроизводства являются: преступление, лицо, совершившее преступление, и наказание, т.е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.
Конкретными объектами статистики гражданского судопроизводства статистики являются: спор о гражданском праве (гражданское дело), стороны в гражданском процессе (истец и ответчик), судебное решение.
Объектами статистики административного судопроизводства являются: административные правонарушения (проступки), лица, совершившие административные правонарушения, меры административной ответственности (административные взыскания).
Программа статистического наблюдения разрабатывается исходя из содержания объекта, цели и задач статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения составляется при организации любого статистико-правового исследования.
Программа статистического наблюдения − перечень признаков, подлежащих регистрации в процессе проведения наблюдения. Другими словами, программа – это перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой единице наблюдения. Содержание программы зависит от целей и специфики объекта исследования. Например, при изучении личности преступника программа наблюдения должна содержать вопросы о социально-демографических данных преступников. Правильно составленная программа наблюдения и обеспечение достоверности данных – залог успешно проведенного статистического исследования.
В программу наблюдения нежелательно включать лишние вопросы (ответы на которые не требуются для решения задач конкретного исследования), двусмысленные вопросы или вопросы, которые могут вызвать недоверие у обследуемых субъектов (например, вопросы о социально-демографических данных при анонимном опросе о судимости могут насторожить респондента). Вопросы должны быть точными и отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление.
Документы первичного учета в судах и органах юстиции. Суды осуществляют уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовой учет правовых и юридически значимых явлений и процессов. Первичный учет в судах первой инстанции осуществляется путем заполнения статистических карточек:
· на уголовное дело;
· на гражданское дело;
· на исполнительное производство;
· по учету сумм ущерба.
Кроме того, в судах ведутся журналы регистрации уголовных, административных и гражданских дел, которые также относятся к документам первичного учета. Статистические карточки и журналы разрабатываются Министерством юстиции РФ и регулируются инструкцией по делопроизводству в судах. Статистическая карточка на уголовное дело содержит информацию о регистрации дела и его движении.
Статистическая карточка на подсудимого заполняется судьями первой и второй инстанций и содержит следующие данные (около 800 юридически значимых признаков):
· сведения о подсудимом (фамилия, имя, отчество, пол, возраст, гражданство, местожительство, образование, род занятий, судимость и др.);
· сведения о преступлении (характер, стадия совершения, рецидив, число соучастников, место совершения и др.);
· сведения о приговоре, определении, постановлении (результат рассмотрения дела, основная и дополнительная квалификация деяния, вид и мера основного и дополнительного наказания и др.);
· сведения о кассационном рассмотрении дела, где указывается решение кассационной инстанции.
В карточке на исполнительное производство отражается работа судебных исполнителей по исполнению решения по гражданским делам и приговоров по уголовным делам в части возмещения материального ущерба, движение исполнительного документа, сроки и результаты исполнения судебного решения.
Важным документом является учетно-статистическая карточка по учету сумм ущерб а, отражающая размер материального ущерба, причиненного преступлениями имуществу различных форм собственности, динамику погашения ущерба во время предварительного следствия, а также до и после вступления приговора в законную силу.
Рассмотрение судебных дел в кассационной и надзорной ин-станциях отражается в соответствующих учетно-статистических карточках (формы № 7, 10, 33, 34).
Источник: studopedia.su
Статистическое наблюдение. Организация статистического наблюдения в федеральных судах и на судебных участках мировых судей
Статистическое наблюдение — первый этап статистического исследования, представляет собой планомерное, научно организованное по определенной программе и, как правило, систематическое получение данных о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путем регистрации существенных варьирующихся значений признаков каждой единицы совокупности.
Статистическое наблюдение в судебной статистике — научно организованный учет интересующих массовых правовых и юридически значимых явлений (фактов) в судебном производстве в документах первичного статистического учета и сбор на их основе статистических данных.
Организация статистического наблюдения начинается с определения целей исследования. Подготовка наблюдения начинается с составления плана статистического наблюдения, представляющего совокупность программно-методологических и организационных вопросов.
Программно-методологические вопросы плана — это перечень пунктов, которые уточняют: для чего проводится обследование (цель наблюдения); что обследуется (объект обследования); составные части объекта (единица совокупности); источник информации (единица наблюдения); на какие вопросы планируется получить ответы, которые должны быть сформулированы в программе наблюдения.
Также к планированию статистического наблюдения относятся вопросы определения органа, организующего проведение наблюдения, какими органами, организациями будет выполняться наблюдение. Например, специально организованное обследование организуется Судебным департаментом с участием территориальных органов или областных и равных им судов, определяется, требуется ли участие органов по обеспечению деятельности мировых судей, будут ли принимать участие в обследовании работники аппаратов судов или первичные статистические данные будут получены из доступных информационных ресурсов. Сюда же относятся вопросы подготовки, обучения и инструктажа кадров, участвующих в статистическом наблюдении, определение ответственных лиц за организацию статистического наблюдения, выбор способа статистического наблюдения.
Если сбор и обработка регламентной статистической отчетности предусматривается приказами Судебного департамента об утверждении Табеля форм статистической отчетности и образцов форм, принципы и правила формирования статистической отчетности предусмотрены в Инструкции по ведению судебной статистики [1] , то вопросы проведения статистического наблюдения по запросам требуют проведения этапов планирования и составления программы статистического наблюдения, определения, судами каких уровней должны быть представлены сведения, где могут быть взяты сведения, как использовать имеющиеся данные первичного учета и на каких статистических показателях регламентной отчетности основываться, по каким параметрам необходимо отобрать для изучения решения или материалы дела.
После выбора цели наблюдения необходимо выбрать объект наблюдения, включающий совокупность правовых отношений, которые следует изучить для достижения поставленной цели.
Объект наблюдения — совокупность единиц наблюдения (явлений, процессов, фактов или событий), которые следует изучить для достижения поставленной цели, за определенный период и в определенном месте.
Основные объекты статистического наблюдения судебной статистики (табл. 1).
Таблица 1. Основные объекты статистического наблюдения судебной статистики
Уголовно-правовая
Гражданско-правовая
Административно-правовая статистика
Преступление, лицо, совершившее преступление, уголовное дело и результаты досудебного и судебного производства по нему, потерпевший от преступления, ущерб, причиненный преступлением; производство по материалу в порядке судебного контроля.
Гражданские правоотношения, породившие судебные споры, стороны в гражданском процессе, гражданское дело и результат разрешения спора; вынесенные судебные решения.
Административные правонарушения, лица, их совершившие, и меры административной ответственности, примененные к лицам, привлеченным к административной ответственности.
Административные дела, вытекающие из административно-правовых отношений.
Определив цель и объект статистического наблюдения, необходимо решить вопрос о единицах наблюдения, единицах совокупности
и единицах измерения. Исходя из целей статистического наблюдения, ставятся конкретные задачи, которые должны быть решены в процессе его проведения.
Например, по плану статистического наблюдения его цель — исследование распределения судебной нагрузки при автоматизированном распределении дел. Объектом наблюдения являются дела, материалы и заявления, поступающие в конкретные суды в течение года.
Одно из главных требований, предъявляемых к статистическому наблюдению, — это достоверность и полнота собираемой исходной информации. Умышленное или неосторожное нарушение этих требований сводит на нет результаты статистического наблюдения, а искаженные статистические сведения могут быть общественно опасными. Статистическое наблюдение проводится по разработанной программе.
Программа статистического наблюдения — перечень вопросов, отражающих существенные характеристики исследуемого явления, на которые должны быть получены ответы.
Характеристики исследуемой статистической совокупности (статистические признаки) и возможные варианты значений включаются в статистический формуляр — форму для проведения статистического наблюдения и сбора статистической информации. Это может быть бланк учетной карточки, анкета, опросный лист. В программу статистического наблюдения, кроме формуляра, включаются инструктивные указания по его заполнению.
Программы статического наблюдения в судах — документы первичного учета, содержащие перечень учетных реквизитов, которые должны быть заполнены по каждому лицу или делу (статистическая карточка на подсудимого, учетно-статистические карточки на дела, предусмотренные инструкциями по судебному делопроизводству).
Так, статистическое наблюдение состояния судимости осуществляется на основании единого документа первичного статистического учета лиц в уголовном судопроизводстве для всех федеральных судов общей юрисдикции (включая военные суды) и мировых судей — статистической карточки на подсудимого (далее — СКП) 1 . СКП является программой статистического наблюдения и систематизированной формализованной информацией о подсудимом в уголовном деле. В ней систематизирована информация о подсудимом, относящаяся к данным о личности социально-демографического характера, о наличии судимостей на момент совершения преступления и о неснятых и непогашенных судимостях по приговорам на момент судебного рассмотрения по текущему обвинению, составах преступления по обвинению и по результатам судебного рассмотрения, об уголовном наказании, назначенном по основной статье по приговору, и итоговом наказании с учетом совокупности преступлений или приговоров. СКП состоит из идентификационно-справочных реквизитов — уникального номера СКП, включающего код суда и номер производства по делу, ФИО подсудимого, суд, судья, вынесший судебный акт, число привлеченных лиц, № лица по учету в ГАС ПС. Учетные показатели — статистические признаки имеют варианты значений в виде справочников, даты, характеризующие стадии рассмотрения дела, подлежащие статистической обработке. Текстовые показатели минимальны — кроме ФИО, фабула обвинения по судебному акту и примечание.
Статистическая карточка на подсудимого заполняется (формируется на основе сведений в автоматизированном судебном делопроизводстве) во всех судах общей юрисдикции (в том числе и мировыми судьями) Российской Федерации по результатам рассмотрения по существу уголовного дела и после вступления приговора или иного судебного постановления в законную силу (о прекращении уголовного дела по различным основаниям
или постановления о применении принудительных мер медицинского характера) и с учетом корректив апелляции заносится в базу данных по судимости. Правила заполнения статистической карточки на подсудимого предусмотрены Инструкцией по ведению судебной статистики.
Учетные показатели СКП как качественные (атрибутивные) значения статистических признаков — значения справочников (например, показатели «Гражданство», «Образование», «Вид наказания»), так и количественные — «Число неснятых и непогашенных судимостей», «Возраст», «Размер уголовного наказания».
Для анализа практики применения статей УК РФ, возбуждения по ним уголовных дел и результатов судебного рассмотрения необходимо иметь возможность проследить результат судебного рассмотрения по конкретному зарегистрированному преступлению, которому следствие дало определенную квалификацию. В настоящее время такой анализ можно сделать в отношении лиц на основании учета всех составов преступления по эпизодам предъявленного обвинения, результатов судебного рассмотрения по ним и квалификации обвинения судом. В статистической отчетности по судимости (форма № 10а) фиксируется число осужденных по основной квалификации (наиболее тяжкой статье по назначенной судом санкции, дополнительной квалификации по числу лиц и дополнительной квалификации по числу составов обвинения по приговору). Случаи переквалификации предъявленного обвинения учитываются в утвержденной отчетности по ряду составов террористической, экстремистской и коррупционной направленности в формах №10.4.1 и 10.4.2. Таким образом, с введением в судах общей юрисдикции новой структуры статистической карточки на подсудимого появилась возможность анализировать случаи переквалификации судом действий привлеченного к уголовной ответственности по всем составам предъявленного обвинения.
Единица наблюдения — источник (в том числе организация), от которого должна быть получена первичная статистическая информация.
В судебной статистике это федеральные суды общей юрисдикции, включая военные суды, а также судебные участки мировых судей, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, апелляционные арбитражные суды, арбитражные суды округов, Верховных Суд Российской Федерации.
Единица совокупности — первичный составной неделимый элемент изучаемой совокупности, признаки которого необходимо зарегистрировать в процессе наблюдения.
Это судебное дело (уголовное, гражданское, административное, дело об административном правонарушении, производство по материалам в порядке судебного контроля, исполнения решений, подсудимый в уголовном судопроизводстве).
Единица измерения — величины/показатели, в которых учитываются изучаемые статистикой правовые явления.
Так, в уголовной судебной статистике в качестве единицы измерения могут использоваться следующие показатели: уголовное дело, находящееся в производстве суда, производство по делу (жалоба на судебное постановление, состав преступления по квалификации обвинения или по судебному постановлению, лицо, привлеченное к уголовной ответственности, срок или размер уголовного наказания, сроки рассмотрения дела и т.п.). Сопоставимость единиц измерения — важнейшее требование статистического наблюдения. Данное требование относится и к единицам наблюдения, и к единицам совокупности. Например, учет денежных сумм во всех единицах статистической совокупности должен осуществляться в одинаковых единицах измерения: рубли или тысячи рублей, иначе при суммировании будут недостоверные данные.
Статистическое наблюдение может быть: первичным — это регистрация данных, поступающих непосредственно от объекта, который их продуцирует (текущий учет поступающих дел, заявлений, движение дел в судебном производстве); вторичным — сбор зарегистрированных ранее и обработанных данных (статистическая отчетность судов, сведения по запросам).
- [1] В настоящее время действует Инструкция по ведению судебной статистикиот 29.12.2007 № 169, с учетом положений Комментария к Инструкции, которыйведется отделом организационно-методического обеспечения ведения судебнойстатистики Главного управления организационно-правового обеспечениядеятельности судов Судебного департамента.
Источник: bstudy.net