Программы спортивной подготовки что это

Содержание

Общие положения технологии планирования в спорте

Технология планирования процесса спортивной подготовки – это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействования наиболее целесообразных средств, методов, организационных форм, материально-технического обеспечения занятий, а также составление конкретной тренировочной документации.

Технология планирования процесса спортивной подготовки определяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки

На основе анализа динамики нагрузки за предыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, методы, контрольные нормативы и другие показатели.

Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.

Разработка и реализация программ спортивной подготовки на основе федеральных стандартов

Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах:

  • перспективное (на ряд лет);
  • текущее (на один год);
  • оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).

К документам перспективного планирования относятся: учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки команды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.

Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.

Программа, как правило, состоит из следующих разделов:

  1. объяснительной записки;
  2. изложения программного материала;
  3. контрольных нормативов и учебных требований;
  4. рекомендуемых учебных пособий.

Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (командный и индивидуальный). Он составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возраста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2–3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо разрабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и даже 8 лет.

К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки команды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.

Годичный план подготовки (командный и индивидуальные). Он состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отводимому времени, примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.

Программы спортивной подготовки в области физической культуры и спорта

Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.

План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный) должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать средства для достижения максимальной работоспособности (на данный период тренировки) и формирования чувства абсолютной уверенности в своих силах.

Все тренировочные планы независимо от их типа (командные и индивидуальные, годичные и оперативные и т. д.) должны включать в себя:

  • данные о тех, на кого рассчитан план (персональные данные о спортсмене или общая характеристика команды);
  • целевые установки (главные цели периода, на который составляется план; промежуточные цели для отдельных этапов; частные цели, относящиеся к различным видам подготовки);
  • показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;
  • тренировочные и воспитательно-методические указания;
  • сроки соревнований, контрольного тестирования, спортивно-медицинских обследований.

Периодически сравнивая фактическое изменение контролируемых показателей с планируемыми, можно своевременно обнаружить отклонения в применении средств и методов тренировки.

Научно-методическими предпосылками к планированию подготовки в каждом виде спорта должны являться следующие знания:

  • для многолетних и годичных макроциклов – индивидуальные особенности развития спортивной формы отдельного спортсмена, а в командных видах спорта – команды в целом; специфические особенности долговременной адаптации организма к данному виду мышечной деятельности;
  • для отдельного этапа (мезоцикла) – принципиальные тенденции в динамике состояния спортсмена в связи с задаваемой тренировочной нагрузкой, в том числе в зависимости от ее содержания, объема, интенсивности и чередования;
  • для микроцикла – целесообразные формы сочетания ближних тренировочных эффектов нагрузок различной величины и преимущественной направленности (сроки и полнота восстановления специальной работоспособности организма в зависимости от объема, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок).
Читайте также:
Osulogin что это за программа и нужна ли она на Андроид

Одновременно можно оценить эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена.

Источник: student-servis.ru

Спортивная подготовка — это что такое? Цель и методы

В спорте едва ли не главную роль играет организованность и дисциплина. Поэтому процесс спортивной подготовки – это совокупность многих факторов, которые и есть твердой основой для развития любого спортсмена. Именно развитие, в спортивном плане, и есть самоцель подготовки спортсменов.

Спортивная подготовка или тренировка

Достаточно часто понятия «спортивная тренировка» и «спортивная подготовка» совмещают, делая их синонимами. Но на самом деле, все обстоит несколько иначе. То есть, первое понятие есть неотъемлемой частью второго.

Рассмотрим на примере: если спортсмен выполняет определенные физические упражнения, значит это тренировка как центр спортивной подготовки. А если спортсмен оттачивает свои технические навыки, используя при этом видеоматериал, тогда тренировка как таковая осуществляться не будет. Но подготовка спортсмена все равно будет продолжаться.

Таким образом, стоит отметить, что тренировка есть частью подготовки спортсменов, но не является ее основным методом.

Спортивная тренировка атлетика

Цель спортивной подготовки

Как и любая целенаправленная деятельность, подготовка спортсмена имеет определенную цель, а именно — получение максимального уровня физической, тактической, технической и психологической подготовленности, в рамках определенного вида спорта для достижения высоких результатов в соревнованиях.

Задачи спортивной подготовки

Для достижения главной цели спортивной подготовки спортсмена обязателен к выполнению ряд задач:

  • высокий уровень теоретических и практических компетентностей в рамках определенного вида спорта;
  • высокий уровень физиологической подготовки и устойчивости основных систем организма, которые переносят основную нагрузку в данном виде спорта;
  • достижение высокого уровня тактико-технической компетенции в выбранном виде спорта;
  • развитие психологической подготовленности, на необходимом для осуществления спортивной деятельности уровне, в выбранном виде спорта;
  • осуществление интегральной подготовки, которая включает комплексное взаимодействие основных видов подготовленности спортсмена в соревновательной деятельности.

Средства

Спортивная подготовка — это процесс, который реализуется определенными средствами. Эти средства характеризуют данный процесс как целенаправленную физическую деятельность. К ним относятся физические упражнения разных типов. Классифицируются они относительно необходимого спортивного усовершенствования, а именно: направленные на подготовку к соревнованиям, на общую подготовку спортсменов и специально-подготовительные.

Соревновательные упражнения включают условия схожие с условиями спортивных соревнований, и имеют довольно высокие требования к уровню подготовленности спортсмена. Это делает данный вид упражнений не таким эффективным как специально-подготовительные, поскольку второй вид учитывает особенности определенного вида спорта, и не направлен на достижение высоких результатов во время проведения тренировки.

Эти упражнения отличаются своей вариативностью и возможностью развивать различные стороны физической подготовки путем использования их разными способами. Например, для легкоатлета специально-подготовительные упражнения будут имитировать бег как основную техническую единицу вида спорта, но в то же время будут варьироваться для более успешного достижения целей спортивной подготовки. К ним будут относиться: бег с препятствиями, с ускорениями по отрезкам дистанций и т.д.

Бег с ускорением и препятствиями

Свою нишу в спортивной подготовке занимают и обще-подготовительные упражнения, которые способствуют усовершенствованию общей физической формы. В то время, когда специальные упражнения направлены на развития тех спортивных навыков, которые присущи данному виду спорта, общие — способствуют росту желанных результатов на фоне укрепления общей спортивной подготовки.

Методы спортивной подготовки

Также спортивная подготовка — это совокупность и методическая распределенность методов. Они, в свою очередь, группируются на три типа:

  • Получение знаний.
  • Выработка двигательных умений и навыков.
  • Развитие общих двигательных способностей.

К первой группе относятся:

  • Устные: объяснения, рассказы, беседы, описания.
  • С помощью печатных ресурсов: работа с учебниками, пособиями, карточками.
  • С помощью наглядности: непосредственная наглядность (когда демонстрация происходит с активным участием одного из подчиненных), опосредованная наглядность (видео записи, рисунки, схемы и др.) и активные методы (с объяснениями на примере самого участника).

Пример технической подготовки

Вторую группу составляют два метода работы над физическими упражнениями: разделенное и целостное упражнение.

Бег с утяжелением

В третью группу входят:

  • метод повторов;
  • метод интервалов;
  • метод круговых повторений;
  • игра;
  • метод переменостей;
  • метод равномерности;
  • метод соревнований.

Условия спортивной подготовки

Как и любая другая деятельность, спортивная подготовка имеет перечень своих, необходимых для успешного достижения поставленной цели, условий. К ним относятся:

  • соответствующие природные условия;
  • простейшие сооружения на местности;
  • спортивные сооружения на открытом воздухе;
  • закрытые спортивные сооружения;
  • спортивные центры и базы.

Этапы подготовки спортсменов

Согласно общепринятым стандартам спортивной подготовки определены ее основные этапы, которые направлены на многолетнюю деятельность. Основные этапы:

  • начальный или спортивно-оздоровительный;
  • начальная спортивная подготовка;
  • учебно-тренировочный;
  • совершенствования спортивного мастерства;
  • этап высшего спортивного мастерства.
Читайте также:
Что за программа гос кредит

Виды спортивной подготовки

Подготовка спортсмена — это комплексный педагогический процесс, который включает в себя множество факторов, которые в целостности способствуют достижению цели. Поэтому разделяют 6 видов спортивной подготовки:

  • Теоретическая подготовка. Базу или центр спортивной подготовки составляют все необходимые теоретические знания и навыки, которые необходимы для успешного физического развития в рамках определенного вида спорта.

Пример теоретической подготовки

  • Физическая подготовка. Процесс развития физических качеств и функциональных возможностей организма, с целью осуществления возможности достижения высоких спортивных результатов.

Бег с резинками

  • Техническая подготовка. Этот вид подготовки подразумевает овладение определенными техническими навыками двигательной деятельности, которые присущи отдельным видам спорта.
  • Тактическая подготовка. Это процесс овладения рациональными тактическими приемами для ведения эффективной соревновательной деятельности. При этом специальные технические приемы — неотъемлемая часть данной подготовки.
  • Психологическая подготовка. Спортивная деятельность напрямую связана с психологическим давлением. Поэтому подготовка спортсмена должна предусматривать развитие стрессоустойчивости, его моральных и волевых качеств.
  • Интегральная подготовка. Недавно стали выделять еще один комплексный вид подготовки спортсменов. Этот процесс направлен на развития способностей к вариативной, но целостной реализации всех выше перечисленных видов подготовки к соревновательной деятельности.

Следует также отметить, что спортивная подготовка — это целенаправленный педагогический процесс, который должен быть грамотно и методически верно организован с точки зрения чередования и объединения всех видов.

Пример отработки техники

Программа

Программа спортивной подготовки — это часть и основа длительного процесса подготовки к соревновательной деятельности в любом виде спорта. Она предусматривает:

  • ключевые понятия и компоненты всех видов подготовки спортсмена, учитывая особенности конкретного вида спорта;
  • методический, теоретический и практический для руководствующих процессом подготовки спортсменов;
  • особенности и нюансы контроля и мониторинга уровня развития спортсменов.

Стандарты подготовки спортсменов

Все вышеуказанные части, компоненты и термины, связанные со спецификой отдельных видов спорта, регулируется на государственном уровне. А точнее, это федеральные стандарты спортивной подготовки, которые являются совокупностью минимальных требований к уровню спортивной подготовленности как в олимпийских, так и в неолимпийских видах спорта. Эти требования должны быть соблюдены всеми организациями, которые осуществляют спортивную подготовку спортсменов согласно соответствующим законам РФ.

Спортивная деятельность — это воспитание духа и характера, которое должно быть правильно организованным и проконтролированным.

Источник: businessman.ru

Основные отличия программ, реализуемых в организациях, осуществляющих спортивную подготовку по этапам подготовки

Организация контроля и критерии оценки эффективности деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку

  • Контроль за соблюдением федеральных стандартов спортивной подготовки и реализацией программ спортивной подготовки
  • Внешний контроль за деятельностью организаций, осуществляющих спортивную подготовку
  • Общественный контроль за соблюдением федеральных стандартов спортивной подготовки
  • Внутренний контроль в организациях за реализацией требований федеральных стандартов спортивной подготовки и программ спортивной подготовки
  • Периодичность проведения внутреннего контроля

Источник: studfile.net

Федеральный спортивный стандарт

По каждому виду спорта в Российской Федерации устанавливаются федеральные стандарты спортивной подготовки, которые обязательны к выполнению при разработке и реализации спортивных программ.

Значимость федеральных спортивных стандартов

Федеральные спортивные стандарты – это общие требования, которые обязательны к исполнению организациями, что занимаются физической подготовкой спортсменов. Государственные стандарты прописаны для каждого вида спорта в отдельности (неолимпийского и олимпийского). Несмотря на то, что в данной сфере существует огромное количество документации, что только усложняет работу тренерам, федеральные спортивные стандарты несут только одну пользу.

Их значимость очень велика. Во-первых, наличие федеральных спортивных стандартов делает условия соревнования равными для всех участников. Те нормы и ограничения, которые прописаны в стандартах, гарантируют каждому спортсмену достойную конкуренцию с равными противниками. Во-вторых, государственные стандарты по спортивной подготовке обеспечивают безопасность при занятии спортом, регламентируют возраст, состояние здоровья спортсмена и другие категории участников.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Кроме этого немаловажной функцией федеральных спортивных стандартов является обеспечение всех необходимых условий спортсменам для подготовки, а также для кадрового состава.

Функции федеральных стандартов по спорту

Федеральные спортивные стандарты имеют такие основные функции:

  • обеспечение единства требований к спортивной подготовке на всей территории России;
  • обеспечение планомерности выполнения спортивной подготовки на всей территории страны;
  • обеспечение качественной подготовки высококлассных спортсменов для спортивных сборных команд страны.

Федеральные стандарты спортивной подготовки содержат:

  • требования к содержанию и структуре спортивных программ, в том числе к освоению их практических и теоретических разделов, что применяются к каждому этапу спортивной подготовки;
  • нормативы по физподготовке, а также другие спортивные нормативы с учетом пола и возраста спортсмена, а также особенностей спортивных дисциплин;
  • требования к участию спортсменов, что проходят физическую подготовку, а также лиц, что ее осуществляют (данные требования предусмотрены в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки федерального стандарта);
  • особенности проведения спортивной подготовки по отдельным дисциплинам различных видов спорта;
  • требования, что предъявляются к условиям реализации спортивных программ по отдельным спортивным дисциплинам;
  • требования к кадрам, материально-технической базе, а также инфраструктуре организаций, которые осуществляют спортивную подготовку.
Читайте также:
Rapid mode что это за программа

«Федеральный спортивный стандарт»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Для лиц с ограниченными физическими возможностями и инвалидов, которые проходят спортивную подготовку, разрабатываются отдельные федеральные спортивные стандарты. Организации по спортивной подготовке обеспечивают соблюдение положений федеральных стандартов, а также на их основании разрабатывают и реализуют программы спортивной подготовки.

Образовательные организации по обучению детей реализуют программы спортивной подготовки и дополнительные программы в области физической культуры и спорта, которые разработаны на основе действующих федеральных спортивных стандартов.

При реализации программ спортивной подготовки, что выполняется организациями, федеральные стандарты спортивной подготовки являются обязательными к выполнению. Стандарты не могут применяться работодателями по отношению к спортсменам, с которыми заключаются трудовые договора, а также спортивными федерациями в отношении членов сборных команд России по соответствующим видам спорта.

Программой спортивной подготовки является программа поэтапной подготовки физлиц по различным спортивным дисциплинам, которая определяет основные условия и направления подготовки на каждом этапе ее проведения. Программы спортивной подготовки разрабатываются и реализуются организациями, которые осуществляют данную подготовку по спортивным направлениям в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов.

Разработка и утверждение федеральных спортивных стандартов может осуществляться только федеральными органами исполнительной власти в сфере спорта и физической культуры. Полномочия Министерства спорта Российской Федерации определяются только российским Правительством.

Нормативы физической подготовки с учетом пола и возраста лиц, которые проходят спортивную подготовку, а также с учетом особенностей спортивных дисциплин согласуются с федеральными органами исполнительной власти, что осуществляют функции по выработке государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Замечание 1

Федеральные стандарты спортивной подготовки утверждаются каждые четыре года и размещаются на официальном сайте Минспорта России.

Источник: spravochnick.ru

IV. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА «ФУТБОЛ»

IV. Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки

IV. Требования к результатам реализации программ спортивной
подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки

5. Результатом реализации Программы является:

5.1. На этапе начальной подготовки:

— формирование интереса к занятиям спортом;

— освоение основных двигательных умений и навыков;

— освоение основ техники вида спорта «футбол»;

— общие знания об антидопинговых правилах;

— укрепление здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.

5.2. На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

— формирование устойчивого интереса к занятиям видом спорта «футбол»;

— повышение уровня общей физической и специальной физической, технической, тактической и теоретической подготовки;

— воспитание физических качеств с учетом возраста и уровня влияния физических качеств на результативность (Приложение N 9 к настоящему ФССП);

— соблюдение тренировочного плана, режима восстановления и питания;

— овладение навыками самоконтроля;

— приобретение опыта регулярного участия в официальных спортивных соревнованиях;

— овладение общими знаниями о правилах вида спорта «футбол»;

— знание антидопинговых правил;

— укрепление здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.

5.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:

— формирование мотивации на повышение спортивного мастерства и достижение высоких спортивных результатов;

— повышение уровня общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки;

— повышение функциональных возможностей организма;

— формирование навыка профессионального подхода к соблюдению тренировочного плана и участия в официальных спортивных соревнованиях, режима восстановления и питания;

— положительная динамика и стабильность результатов на спортивных соревнованиях;

— овладение теоретическими знаниями правил вида спорта «футбол»;

— приобретение опыта спортивного судьи по виду спорта «футбол»;

— знание антидопинговых правил;

— сохранение здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.

5.4. На этапе высшего спортивного мастерства:

— сохранение мотивации на совершенствование спортивного мастерства и достижения высокого спортивного результата;

— повышение функциональных возможностей организма;

— достижение результатов уровня спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

— участие в официальных спортивных соревнованиях и стабильность спортивных результатов;

— сохранение здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.

6. Максимальный возраст лиц, проходящих спортивную подготовку на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, определяется организацией, осуществляющей спортивную подготовку.

Для лиц, состоящих в списках кандидатов в спортивные сборные команды субъектов Российской Федерации, максимальный возраст лиц, проходящих спортивную подготовку на этапе высшего спортивного мастерства, не ограничивается.

Источник: bazanpa.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru