Приказ Минобрнауки России от 13.08.2014 N 1001 (ред. от 21.10.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33795)
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
государственная итоговая аттестация.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
Образовательная программа подготовки специалистов среднего звена как предмет анализа
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Иностранный язык», «Физическая культура»; углубленной подготовки — «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык», «Физическая культура».
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы — 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В том числе часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
Источник: e-ecolog.ru
Несколько слов о среднем звене
Среднее звено — важный инструмент управления любого предприятия. Новейшие технологии и «идеальные» организационные структуры не будут работать, если не поддержаны людьми. И люди эти должны быть наделены полномочиями и ответственностью за результат.
В отсутствие среднего звена руководитель предприятия работает, как многостаночник, пытаясь успеть в ключевые точки, и, разумеется, не успевает. При этом, выплачивая зарплату линейным менеджерам, он фактически занимается благотворительностью, так как львиную долю работы выполняет за них сам. Он получает высокое качество решений в тех областях, куда успевает вникнуть, и может даже считать, что держит бизнес под контролем. Только либо этот контроль неполный, либо бизнес уж очень маленький — иначе часов в сутках не хватит, чтобы разобраться хотя бы с основными вопросами. Компания без среднего звена имеет внутренний предел роста, и предел этот близок.
При наличии в компании дополнительных управленцев она принимает пусть не всегда «стопроцентные», но зато своевременные решения, и благодаря этому успевает за рынком. А значит, может зарабатывать и расти.
Начинающий руководитель: что важно сделать первым делом? / Александр Высоцкий
Но если выбор так прост, всего лишь между «иметь» или «не иметь», почему создание среднего звена для большинства компаний вырастает в проблему?
Потому что среднее звено еще надо суметь создать.
Управление своими поступками
Управление своими поступками — самый нижний уровень управленческой квалификации. Предполагается, что любой человек в состоянии им овладеть — т.е. выполнять заранее намеченную работу, отвечая за результат. Но кто хоть раз управлял людьми, знает, что все не так просто. К сожалению, даже этот элементарный уровень бывает по тем или иным причинам недостижим для работника, и в этом случае человека нужно увольнять, как только диагноз подтвердится. Ведь если он не отвечает за свои поступки, кому-то все равно придется за них отвечать.
Если с ответственностью порядок, с точки зрения фирмы данный работник — исполнитель. Множество людей комфортно работают исполнителями, управляя только собой, и панически боятся взять на себя ответственность за других. Исполнители не составляют кадрового резерва реформ, не более 20% из них, будучи назначены начальниками, способны удовлетворительно справиться с новыми обязанностями. Тратить дополнительные усилия на их мотивацию и обучение с целью повышения «полезного выхода», как правило, нерентабельно.
Управление непосредственными подчиненными
Это самый распространенный уровень управления, фактически — уровень бригадира. Он уже требует определенных умений руководителя. В частности, элементарной расстановки приоритетов, минимальной способности к коммуникации, последовательности в действиях и принятия ответственности за других. Ключевое слово здесь опять «ответственность», Руководителя, не удовлетворяющего этому абсолютно необходимому критерию, надо немедленно снимать. (Хотя в жизни не редки случаи, когда снимают как раз подчиненных; и только масштабная «текучка» низового состава заставляет принять верное решение).
Управление на этом уровне подразумевает принятие ключевых решений руководителем. Хотя полномочия могут быть переданы линейному персоналу в очень широких границах, реально они делегируются до объема, обеспечивающего руководителю полную (или комфортную) занятость в выполнении оставшихся функций. Руководитель иногда выполняет работу за подчиненных, потому что опасается сам взяться за новую работу. И действует «закон» Паркинсона: «всякая работа требует столько времени, сколько на нее выделено».
На этом уровне нередко «зависают» владельцы компаний. Ведь для них подобная система имеет еще одно преимущество: она в значительной степени позволяет «силовые» воздействия. Не обязательно все объяснять, аргументировать и доказывать сотрудникам, от которых ждут действий, в большинстве случаев достаточно приказать и проконтролировать.
Управление на уровне бригадира имеет ограничение по количеству подчиненных, которое зависит от однообразия/разнообразия контролируемых функций, уровня делегирования, личных качеств руководителя. Супервайзер, например, в некоторых случаях может контролировать работу до 50-ти торговых агентов, работающих по жесткой схеме, руководитель мелкой компании может регулярно общаться с 8-ю — 10-ю разнопрофильными менеджерами. Контроль на уровень ниже практически не осуществляется.
малых предприятий, бригад и относительно автономных подразделений более крупных фирм. Фактически, это централизованное управление, где основные решения принимает один человек. Система слабо защищена от ошибок, и если учесть, что в истории человечества до сих пор не было ни одного непогрешимого деятеля (Римский Папа не в счет), приходится надеяться лишь на приемлемый размер потерь в непредвиденных ситуациях.
Попытки управлять этим способом крупной фирмой неизменно кончаются неудачей, так как управляющему приходится выполнять всю менеджерскую работу — принимать решения за очень многих специалистов. Симптомами такого управления является перегрузка менеджера (руководитель работает чуть ли не круглые сутки) и отсутствие реальной управляемости (руководитель не успевает решить все, решения принимаются случайным образом случайными людьми).
Тем не менее, очень многие «застревают» на этом уровне, упорно пытаясь «отладить бизнес-процессы», «выстроить систему контроля», «нанять, наконец, дееспособных менеджеров». Их упорство подкрепляется предыдущей историей: ведь до этого уровня они развили фирму, управляя ей напрямую.
Управление через уровень
Третий уровень в нашей классификации, как водится, самый сложный. Хотя сам алгоритм прост: надо так управлять своими подчиненными, чтобы они правильно управляли следующим уровнем. Т.е. непосредственный доступ через уровень руководителю запрещен, но предполагается, что он настолько хорошо подготовил своих сотрудников, что своими подчиненными они управляют наилучшим образом.
Труден этот уровень в первую очередь тем, что меняется арсенал методов управления. Если раньше, скажем, за три последних года, менеджер освоил технику «приказ-контроль» (которая и в эти-то сроки не у всех начинает работать), то здесь приходится в большей степени использовать обучение и убеждение. Необходимо, чтобы подчиненный сам принимал важнейшие решения, и решения эти были правильными.
Т.е. руководитель этого уровня скорее политик и тренер, чем бригадир.
Что означает для компании успешно выполненный переход?
Снимается большинство ограничений на рост фирмы. Теперь, имея возможность поручать дееспособным людям серьезные самостоятельные участки, можно заняться тиражированием — созданием дополнительных бизнесов, дивизионов, фирм.
Какова динамика перехода к подобной системе управления?
Подчиненные будут сначала пытаться избегать ответственности, перекладывая решения на плечи начальника. Затем, приняв ответственность, начнут делать ошибки и отстаивать ошибочные точки зрения (у них нет такого опыта, как у руководителя, зато есть собственные идеи). Наконец, они начнут решать сами, в общем русле поставленных целей, но своими способами.
Какова вероятность достижения этого результата?
Похоже, вырасти от «бригадира» до «политика» способны не более половины руководителей.
Современная ситуация
Несоответствие уровня управления поставленным задачам сегодня является осознанной, но не решенной проблемой для очень многих компаний. В особенности для предприятий, руководители которых уже морально готовы управлять через уровень, но подчиненные им менеджеры, по сути, остаются бригадирами. Если вспомнить, что при росте фирмы в должности часто повышаются сотрудники, которые до того управляли маленьким коллективом, а о смене стиля управления не задумывались, не приходится удивляться возникающим здесь проблемам.
Несоответствие управления задачам стоит фирме реальных денег на любом уровне. Если в сетевом бизнесе небольшой офис продаж услуг имеет плохого директора — этот директор обойдется фирме в лишних $20 тыс. за три месяца (за это время становится ясна его непригодность, и его меняют). Хороший директор офиса принесет в те же сроки плюс $20 тыс. по сравнению с нормой.
И это всего лишь уровень бригадира! Что же говорить о директоре дивизиона, например, с оборотом $3-5 млн. в месяц? Ценой «чуть-чуть недостаточной» компетентности будут совершенно другие суммы. И в то же время, многих руководителей можно «довести», дообучить на месте в короткий срок за гораздо меньшие деньги. Просто этим надо кому-то заняться.
работа по внедрению изменений приходится на подготовку среднего звена. Чаще всего это помощь назначенному руководителю одновременно в структуризации его участка (дивизиона холдинга), разработке стратегий, вводе процедур экспертной оценки решений, результативном делегировании и мотивации.
Мотивации приходится уделять приоритетное внимание, поскольку часто повышение менеджеров производится не в ответ их желанию, а вопреки ему. Предприятия растут и используют самый доступный способ снятия кадрового дефицита — выдвижение существующего персонала. Это удобно, экономично, перспективно — но! — это почти так же рискованно, как приглашение «варягов». Руководитель, поднятый из «бригадиров» (2-й уровень управления) в «директора» (3-й уровень), далеко не всегда способен преодолеть эту пропасть. Ему не хочется менять привычки, рисковать, делегируя полномочия, учиться новому. А раз не хочет — значит, не сделает, если его не убедить или не заставить. (Т.е. убеждением, принуждением, «мытьем и катаньем» надо заставить человека повысить свою рыночную стоимость в четыре раза; а он при этом будет активно сопротивляться.)
Если вопросы мотивации решены, и руководитель уже хочет расти, в ход идет обучение технологиям управления третьего уровня. Упор делается на приобретении навыков. Как правило, эти задачи решаются параллельно с вводом запланированных изменений на фирме. (Вообще любые навыки лучше отрабатывать в реальных условиях, а не на тренинге — заодно выполняется полезная работа, и не возникает проблем с последующим вводом «абстрактных» умений в практику).
этом случае начинать нужно с состыковки представлений руководителя и его нанимателей. Как правило, у новичка иная терминология, несколько другие привычки ведения дел, свой собственный стиль коммуникаций. Это затрудняет общение с ним и даже может привести к увольнению специалиста, в принципе компетентного. На первом этапе необходима взаимная выверка понятий нанятого менеджера и нанимателя, заключение соглашений о способах ведения дел. Перевод его из «бригадиров» в «политики» осуществляется по уже описанному сценарию.
Примечательно, что при всей своей важности работа по повышению управленческой квалификации среднего звена требует не столько больших, сколько регулярных усилий. Скорректировать стиль управления менеджера можно не мощным разовым действием, а мелкими постепенными шагами. Систематическое и последовательное продвижение приводит к гораздо более надежному результату, чем однократный массированный натиск.
И поскольку инвестиции в топ-менеджмент быстро окупаются, профессиональная помощь компаниям в создании и «настройке» среднего звена, вероятно, один из наиболее востребованных и полезных консалтинговых продуктов на сегодня.
Источник: www.klerk.ru
Специалист среднего звена и квалифицированный рабочий разница
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специалист среднего звена и квалифицированный рабочий разница». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Подготовка рабочих и специалистов среднего звена Начальное профессиональное образование (НПО) и среднее профессиональное образование (СПО) являются самостоятельными уровнями образования.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ.
Что определяют уровни квалификации в профессиональном стандарте?
Таким образом, лица, имеющие начальное профессиональное образование или приравненное к нему среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), имеют право получить бесплатно среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена.
Наименования должностей врачей-специалистов и провизоров-специалистов устанавливаются в соответствии с наименованием врачебных и провизорских специальностей, номенклатура которых утверждается в установленном порядке.
Кроме того, на финансирование местного бюджета переданы также расходы на подготовку рабочих кадров в профессионально-технических заведениях, в то время как остальные находятся в управлении государственных органов и выполняют государственный заказ на подготовку рабочих кадров.
В процессе организационно — технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой.
Чем отличается профессия от специальности?
- Квалифицированные рабочие не могут занимать руководящих должностей.
- Те, кто получают степень специалистов, называются студентами, а не учащимися.
- Квалифицированные рабочие предназначены для выполнения конкретных задач, в которых нет креативности.
- Специалист среднего звена выполняет более сложные задачи, которые нельзя сразу и непосредственно алгоритмизировать.
К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, после вступления в силу Федерального закона обучающимся должны быть выданы дипломы о среднем профессиональном образовании с указанием квалификации по соответствующей профессии рабочего (должности служащего).
Должностные обязанности «ведущих» устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов.
Перед квалификацией нужно понять, кто именно относится к персоналу. Персонал характеризуется этими признаками:
- Вовлеченность в трудовые отношения. Последние должны быть закреплены документально. В частности, должно быть оформлено трудовое соглашение.
- Характеристики, на базе которых осуществляется деятельность. К примеру, это может быть квалификация, специальность, образование, наличие опыта.
- Наличие цели деятельности. Цели работы специалиста должны соотноситься с целями деятельности предприятия.
Ответ. Согласно пункту 2 части 1 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательный уровень (образовательный ценз) начального профессионального образования, установленный до вступления в силу Федерального закона, приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Среднее профессиональное образование человек может получить в колледже и техникумах, которые могут как принадлежать к ВУЗу, так и быть самостоятельными единицами.
Общие положения о профессиональных стандартах
В разделе «Требования к квалификации» определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы.
В течение последних 30 лет система среднего профессионального образования (СПО) была представлена разными образовательными организациями.
Среднее профессиональное получают в техникумах, колледжах. Получают компетенции для работы, например, менеджерами среднего звена, мастерами цехов и т. п. После получения этого образования можно пойти учиться в ВУЗ на 3 курс, как правило. Начальное профессиональное — это училища, лицеи.
В течение последних 30 лет система среднего профессионального образования (СПО) была представлена разными образовательными организациями.
Ничем не отличается. Среднее специальное образование — это устаревшее понятие. Профессиональное это ПУ или как в СССР ПТУ, среднее специальное это техникум или колледж, т. е. на ступень выше и соответственно лучше.28 сент. 2013 г.
Десятилетиями в нашей стране существовала система профессионального образования, включавшая в себя три уровня:
- Начальное профессиональное образование (училища и профессиональные лицеи)
- Среднее профессиональное образование (техникумы и колледжи)
- Высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии)
О профессиях «государственный и муниципальный служащий»
Тогда народный депутат напомнил, что законом четко регламентируется оказание помощи участникам и детям участников АТО, боевых действий, а также детям, чьи родители погибли во время проведения массовых акций гражданского протеста, а также детям внутренне перемещенных лиц.
Наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Вторая категория – это непроизводственный персонал. Под ним понимаются сотрудники, занятые на непромышленных хозяйствах. То есть итогом их труда не является создание чего-то материального. Примером непроизводственного персонала являются работники ЖКХ, столовых, поликлиник.
Тогда же народный депутат Украины, президент Национального университета «Одесская юридическая академия» и Международного гуманитарного университета направил депутатский запрос на имя Премьер-министра Украины Владимира Гройсмана «О принятии мер в отношении финансирования профессионально-технических учебных заведений».
До реформы выделялось несколько видов обучения:
- Начальное образование. Сюда входили профессиональные училища и лицеи.
- Среднее обучение. К этой категории относились колледжи и техникумы.
- Высшее образование – университеты и институты.
Чем отличается среднее профессиональное от средне специального
Последний – это человек, который получил специальность с правом занимать управленческие должности. По рангу находится выше квалифицированного рабочего. Среднее профессиональное образование человек может получить в колледже и техникумах, которые могут как принадлежать к ВУЗу, так и быть самостоятельными единицами. Между колледжами и техникумами есть различия, которые прописываются в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования:
- Техникум занимается обучением специалистов среднего звена базовой подготовки.
- Колледж готовит специалистов углубленной подготовки.
В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования. 4.
Перечень и состав стоимостных групп профессий и специальностей по государственным услугам по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования – программ подготовки специалистов среднего звена и программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих согласно приложениям N 1-3.
Впервые оно появилось еще в СССР (но, как утверждалось ранее, в особой форме) приказом наркома Луначарского.
Поисковые сервисы выдают сотни ссылок с ответом на вопрос, в чем отличие колледжа от техникума. Но информация в них настолько противоречивая, что сомнений у будущего абитуриента от этого меньше не становится. Статьи дают ответы без аргументов и ссылок на первоисточники.
Начальное профессиональное образование мог получить выпускник восьмилетки поступив и отучившись в Профессиональных Технических училищах.
Справочник разработан в соответствии с принятой классификацией служащих на три категории: руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей).
А вот среднее среднее профессиональное образование, можно получить закончив техникум, то есть более серьёзная подготовка.
С его помощью можно по любимым школьным предметам подобрать подходящие специальности и образовательные программы.
Программы профессионального обучения разрабатываются на основе квалификационных требований (профессиональных стандартов). В настоящее время приказами Минтруда России утверждено более 180 профессиональных стандартов.
Требования к необходимому стажу работы повышаются на 2 — 3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории.
Согласно ст. 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование – это начальный уровень профессионального образования, имеющий целью подготовку 1) квалифицированных рабочих и служащих 2) специалистов среднего звена.
А мне говорили, что НПО приравнены к СПО, а почему вы не приравниваете?
Как все мы знаем что, после девятого класса идут учится на специальное образование, а именно на определенную специальность. Такие как сварщик, токарь, чтобы стать специалистом. Это начальное профессиональное образование. А среднее профессиональное образование заключается в обучении уже среднего звена, таких как фельдшер, бухгалтер.
Полезная информация на тему: «Специалист среднего звена и квалифицированный рабочий разница», собранная из сети и предоставленная в удобном для чтения виде. По всем вопросам — обращайтесь к дежурному юристу.
Впервые оно появилось еще в СССР (но, как утверждалось ранее, в особой форме) приказом наркома Луначарского. Он создал техникумы, которые задумывались в качестве промежуточного звена между школой и институтом. В 1920-х годах техникумы использовались для получения профессий с целью дальнейшей работы на заводах, фабриках и в сельском хозяйстве.
Суть среднего профессионального образования, где можно получить
Сейчас, когда стартовал новый учебный год, и мы заговорили о реформировании образования, радуясь (или печалясь) по поводу того, что младших школьников в наших школах не будут перегружать, самое время вспомнить, как в январе сего года мы «получили» новость о том, что около 80 ПТУ в Украине — на грани закрытия.
Это как раз тот уровень образования, которое ранее давали в училищах. Рабочее профессия и ничего более.
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 15.07.2016) Статья 68. Среднее профессиональное образование 1.
Источник: kubanspravki.ru