ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 “Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей”.
Программа «Учимся думать, играя» – социально-педагогической направленности.
Актуальность своевременность и современность программы
Развитие речи ребенка – это главная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются новые стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать. Проблема стала особенно актуальной в связи с модернизацией образования.
Социально-педагогическая направленность
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дошкольного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 6-ти лет в дошкольном учреждении является актуальным.
Отличительные особенности программы (основные идеи, придающие программе своеобразие)
– повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью детей на занятии.
– является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной.
– в системе диагностирования результатов обучения и воспитания, дающей возможность определить уровень эффективности и результативности освоения учебного материала, а также уровень достижений учащихся. Данная система способствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребёнку, а также его дальнейшему развитию.
Новизна программы заключается в том, что можно полностью отказаться от принятой в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях традиционной схемы построения занятий, которая копирует школьную систему, когда одно занятие посвящено математике, другое – познавательному развитию, третье – развитию речи и т.д.
Педагогическая целесообразность
Каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Каждое занятие – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.
Поиск нового содержания в программах социально-педагогической направленности
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий.
Адресат программы
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 6-7лет. К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Участниками программы являются дети подготовительного дошкольного возраста 6-7 лет, посещающие детский сад. Состав постоянный, набор обучающихся свободный. Наполняемость группы — 13 человек.
Принципы программы
– индивидуализации – определение посильных заданий с учетом возможностей ребенка);
– систематичности и последовательности – обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному).
– наглядности – иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.
‒ возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Объем программы: 72 часа за год обучения.
Форма обучения – очная.
Методы обучения:
– словесные (объяснение, беседа, чтение);
– наглядные (наблюдение, демонстрация, ТСО);
– практические (игра, упражнения).
Тип занятия
комбинированный, теоретический, практический, классический
Формы занятия
беседа, игра, дидактические игры и задания, игровые упражнения, теоретические занятия, соревнование.
Срок освоения программы – количество недель, лет – 36 недель, 1 год
Режим занятий – периодичность и продолжительность занятий: 72 часа (2 часа в неделю).
Цель программы: подготовка детей к обучению чтению, письму.
Задачи программы:
- Формирование и развитие фонематического слуха;
- Обучение детей владеть звуковой стороной речи, темпом, интонацией;
- Знакомство со слоговой структурой слова;
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.
- Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
- Расширение словарного запаса детей;
- Формирование и развитие звукобуквенного анализа;
- Подготовка руки ребёнка к письму.
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие графических навыков.
- Развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
- воспитание навыков аккуратной работы;
1.3. Содержание программы
Учебно – тематический план «Учимся думать, играя»
№ | Перечень разделов и тем | Общее количество учебных занятий | В том числе: | |
теоретические | практические | |||
1 | Звуки разные нужны, звуки всякие важны. | 15 | 9 | 6 |
2 | Слог, слово и предложения. | 12 | 7 | 5 |
3 | Чтение слогов, слов | 20 | 9 | 11 |
4 | Ударный слог, ударные гласные. | 6 | 3 | 3 |
5 | Звуковой анализ слов. | 14 | 6 | 8 |
6 | Составление предложений по картинке | 5 | 2 | 3 |
Итого | 72 часа |
Календарно-тематическое планирование
1.4. Планируемые результаты
- дети хорошо ориентируются в звуковой стороне речи;
3. характеризуют звуки, дифференцируя их на гласные и согласные (твёрдые и мягкие);
4. сравнивают слова различных звуковых структур, используя
действие моделирования; - подбирают слова по заданной модели;
6. анализируют речевой поток, вычленяя в нём предложения и графически записывая их.
дети должны знать:
— различия звука и буквы;
— различия гласных и согласных звуков.
дети должны уметь:
— определять отдельные звуки в словах;
— определять количество звуков в словах и их последовательность;
— различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
— определять количество слогов в слове;
— определять место ударения в слове;
— определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте.
- Комплекс организационно – педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую половину
Программа рассчитана на 72 занятия в год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 1 час (30 минут).
Программа рассчитана на 1 год обучения.
2.2. Условия реализации программы
Реализация данной Программы проходит в специально оборудованном помещении для развивающих занятий. Для проведения занятий используется оборудование, соответствующее росту и возрасту детей, изготовленное из материалов, безвредных для здоровья: столы и стулья, стол для педагога, тумбочки для хранения раздаточного и дидактического материала, полки для демонстрационного и выставочного материала, мольберт, магнитная доска, ноутбук.
2.3. Формы аттестации
Итогом реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является открытое занятие.
Критерии уровней развития детей
Низкий – ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает ошибки в пересказах и самостоятельных рассказах. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги.
Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.
Средний – в рассказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков.
Высокий – ребенок владеет речевыми умениями, инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяя рассказы других, пользуется разнообразными средствами выразительности. В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас.
Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове)
2.4. Методические материалы
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия включают организационную теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, бесед, анализа.
Занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, игровые занятия, и другое.
Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний.
Программа предусматривает обучение детей в игровой форме, в обстановке творческого взаимодействия и интереса.
Для поддержания интереса используются дидактические сказки, богатые по содержанию и доступные для указанного возраста.
Основные формы занятий:
- Моделирование.
- Игровые упражнения.
- Теоретические занятия.
- Дидактические игры и задания.
Форма подведения итогов:
диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков в форме опроса, игры, викторины. Организация практической деятельности с учётом программного содержания и индивидуальных особенностей детей;
Список литературы
1.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М.М.Алексеева, В.И. Яшина. М., 2009. Гл.
6, § 1-3.
- Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 2008.
- Занятия по развитию речи в детском саду под ред. О.С.Ушаковой. М., 2011.
4.Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2008. С.173-177.
5.Кулешова, Л. А. Занятия по обучению грамоте в ДОУ / Л.А. Кулешова. – М.: Учитель, 2005. – 128 c.
- О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, А.М. Вербенец, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Т.А. Ивченко, Н.О. Никонова, Л.К. Ничипоренко, В.А. Новицкая, З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова, Р.И. Яфизова. «Детство» примерная образовательная программа дошкольного образования Санкт-Петербург 2014.
7. Обучающие игры для детей – игры в слоги http://poskladam.ru/k/key_obuchauschie_igriy_dlia_deteiy.html
- http://www.teremoc.ru/game_terem/igroteka.htm
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
- ← Музыкально- игровой досуг в группе раннего возраста “Мамин день вместе с мамой”
- Экологический материал для сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста →
Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КРУЖКОВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
Цель программы: Формирование личностных качеств детей, как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность. Задачи программы: Обучающие: — обучение составлению и проведению игровых программ, овладение технологиями организации коллективных творческих дел; — формирование практических умений по организации органов самоуправления, этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования; — обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других. Развивающие: — развитие познавательной активности и способности к самообразованию; — развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала старшеклассников в процессе участия в совместной общественно- полезной деятельности; — развитие лидерских качеств личности. Воспитательные: — содействие формированию активной гражданской позиции; — формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека; -воспитывать любовь к Родине, к своему селу, уважение к пожилым людям; В течение всего периода обучения каждый обучающийся получает ряд знаний и практических навыков, которые возможно использовать в дальнейшей жизни.
29 октября 2018 Вахитова Валентина Викторовна
4139 258 0 0
Содержимое публикации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Принята на заседании Утверждаю:
методического совета Вр. и. о. директора
МОБУ ДО ДДТ «Радуга» МОБУ ДО ДДТ «Радуга»
от «___»______20 ____г. _______ Козлицкая Е.А.
Протокол №______ «____»_______20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
КРУЖКОВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
Возраст обучающихся: 10 – 16лет.
Срок реализации: 1год.
Автор-составитель:
Вахитова Валентина Викторовна,
педагог дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа кружкового объединения «Новое поколение» предназначена для активистов, среди детей и молодежи по изучению организации и проведения, игровых коллективно – творческих дел через активное включение в общественно-полезную деятельность.
По направленности является социально – педагогической.
Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей от 10до 16 лет.
Срок реализации данной программы составляет 1год. Занятия по реализации программы проходят в форме практических и теоретических занятий.
Огромное количество активной молодежи пытается найти себя, но часто им не хватает правовой грамотности, знаний и умений для самооценки своих способностей и возможностей, верного определения своих профессиональных предпочтений. Таких людей необходимо воспитывать уже сейчас, начиная с подросткового и юношеского возраста.
Детское и молодежное движение наряду с государством является системообразующей частью организованного человеческого сообщества.
Данная программа способствует охвату наибольшего количества детей и молодежи, имеющих лидерский потенциал. Содержание программы предполагает посредством передачи знаний, умений, навыков и компетенций активным детям осуществлять педагогическую поддержкув развитии ученического самоуправления, детского и молодежного общественного движения.
Каждый ребенок стремиться быть уникальным, индивидуальным, на занятиях кружкового объединения каждый обучающийся получает возможность максимально проявить свои творческие способности.
Актуальность программы заключается в наличие у обучающихся потребности в общении, в совместной продуктивной деятельности. Сами подростки должны готовить себя к новым социальным отношениям: учиться преодолевать и разрешать конфликты в обществе, развивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости, совершенствоваться саморазвиваться. Формирование активистов детского движения – главная задача по обучению программы «Новое поколение».
Педагогическая целесообразностьданной программы заключается в занятости свободного времени, пробуждение интереса к новой активной деятельности современной молодежи.
Цель программы: Формирование личностных качеств детей, как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи программы:
— обучение составлению и проведению игровых программ, овладение технологиями организации коллективных творческих дел;
— формирование практических умений по организации органов самоуправления, этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
— обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.
Развивающие:
— развитие познавательной активности и способности к самообразованию;
— развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала старшеклассников в процессе участия в совместной общественно- полезной деятельности;
— развитие лидерских качеств личности.
Воспитательные:
— содействие формированию активной гражданской позиции;
— формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека;
-воспитывать любовь к Родине, к своему селу, уважение к пожилым людям;
В течение всего периода обучения каждый обучающийся получает ряд знаний и практических навыков, которые возможно использовать в дальнейшей жизни.
Организационные условия реализации программы
Программа рассчитана на 4 часа в неделю.
Режим занятий каждой группы: два дня в неделю по 2 часа.
Продолжительность одного занятия – 45 минут, между занятиями перерыв – 15 минут. Педагог во время перерыва находится вместе с детьми.
Состав группы постоянный, норма наполняемости группы 10 человек.
Организационные формы – групповая, мелкогрупповая – позволяют педагогу более детально донести материал до детей, а детям дают больше возможности уточнить непонятные или интересующие моменты.
Самое основное требование к занятиям – это дифференцированный подход к обучению обучающихся с учетом их творческих и умственных способностей, навыков, темперамента и особенностей характера.
Местом проведения занятий является кабинет кружкового объединения.
Материально-техническое обеспечение:
— посадочные места по количеству обучающихся;
— тетрадь, ручка, карандаш, линейка.
Ожидаемые результаты к концу обучения:
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
.формирование индивидуальности, самостоятельности.
— формирование здорового образа жизни.
— соблюдение правил техники безопасности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Источник: www.art-talant.org
Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей
Иванова, Т. В. Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей / Т. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1047/ (дата обращения: 24.12.2022).
Современная система дополнительного образования детей РФ по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в российском обществе. Дополнительное образование детей социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны государства.
Посредством организационно-массовой и воспитательной работы реализуются такие функции как: развивающая, воспитывающая, социально-педагогическая, реабилитационная, коррекционная, профилактическая, оздоровительная, профориентационная, психотерапевтическая и др., что особенно важно в работе с людьми с ограниченными возможностями.
На всех этапах своего развития человеческое общество не оставалось безразличным к тем, кто имел физические и психические нарушения. Эти лица всегда требовали особого внимания. Если общество и государство не оказывало им адекватной помощи, то они становились тяжелым бременем и источником таких социальных проблем как бродяжничество, тунеядство и преступность.
Среди взрослого населения России около 8 млн. человек имеют официальный статус инвалида. Кроме того, насчитывается еще столько же людей с ослабленным здоровьем и ограниченной трудоспособностью. Немалую долю занимают и дети-инвалиды. Каждый их них нуждается в системе медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или максимально полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. К сожалению, в современном обществе непрерывно увеличивается количество детей с различными отклонениями и нарушениями, что актуализирует поиск эффективных мер и механизмов их реабилитации.
Под реабилитацией понимают весь комплекс мероприятий, помогающих людям с физическими нарушениями и хроническими заболеваниями адаптироваться к требованиям школьного обучения, профессиональной и общественной жизни. Общая цель данного процесса состоит в том, чтобы совместными усилиями помочь человеку с физическими, психическими или психологическими ограничениями, обусловленными болезнью, врожденной патологией или экзогенными повреждениями после течения острого состояния, с помощью комплексных мероприятий, найти свое место в обществе или вернуться к тому образу жизни в повседневной, общественной и профессиональной сфере, которого он достоин, как и каждый гражданин своего государства, полноценный представитель социума.
Важным условием качественной социализации и социальной жизни является освоение навыков социального общения. Это предполагает доступ к различного рода источникам информации, что затруднено из-за наличия коммуникативных ограничений и барьеров; утраты мобильности; недостаточных навыков межличностного взаимодействия и противодействия части социума. Осознание дефекта развития и связанных с ним ограничений зачастую приводит к неадекватной самооценке, ранимости психики, маргинализации, ограничению общения с окружающими.
Большую роль в усилении и закреплении негативных стереотипов социального взаимодействия и общения играет отрицательный опыт общения ребенка, подростка со сверстниками или взрослыми, демонстрирующими превосходство здоровых людей, подчеркивающих неполноценность человека (неприятие или жалость), исключающих его из жизни общества. Таким образом формируется эффект социальной изоляции человека с ограниченными возможностями.
Человек с ограниченной трудоспособностью, как и любой другой, должен быть подготовлен не только к продуктивной жизни и трудовой деятельности, но и к умелому восстановлению частично утраченных жизненных сил и здоровья, то есть к умению организовать свой отдых и свободное время.
Для таких людей существует ряд объективных ограничений в участии в различных общедоступных формах общественной и досуговой деятельности. Вместе с этим, они не должны находиться в полной изоляции. Специальные формы досуговой и образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей способствуют развитию социальных навыков в рамках своей субкультуры, личностному развитию, приучают детей к активному и целесообразному времяпрепровождению (спорт, танцы, экскурсии, декоративно-прикладное творчество, искусство и ремесло, клубы по интересам и др.)
Педагоги конкретного учреждения дополнительного образования детей, реализуя дополнительные образовательные программы социально-педагогической направленности, могут работать с детьми 4-17 лет в следующих направлениях: для дошкольного возраста — школа раннего развития, для обучающихся старше семи лет – детские секции, кружки и объединения, решающие задачи интеллектуального, физического, нравственного, патриотического и др. воспитания.
Содержание образования различных учреждений системы дополнительного образования детей создает условия для апробации совершенно иных путей развития личности ребенка и самосовершенствования педагогов. Такое образование не может быть стандартизированным, поскольку результатом имеет не только цифровые показатели, а прежде всего, индивидуальные достижения, личностные изменения конкретного человека.
В основе реализации программ социально-педагогической направленности лежат личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы, суть которых в формировании «Я-концепции» обучающихся, индивидуальном развитии личности в интеллектуально-познавательной, эмоциональной, мотивационно-потребностной сферах и в системе социальных отношений. В содержании и процессе каждой программы должны быть отражены показатели эффективности и критерии результативности ее реализации.
Рассмотрим на примера наиболее часто встречающихся форм работы с детьми 4-17 лет: -Школа раннего развития для детей 4-7 лет -посещаемость -сохранность контингента -отзывы родителей и учителей начальных классов -результаты обученности -Школа секретарей-референтов для старших подростков -эффективность – профтестирование (входной, промежуточный, итоговый контроль) 1-й год зачет 2-й год – подготовка к ЕГЭ — экзамен -Молодежный клуб для учащейся молодежи -самопознание, самопринятие, саморазвитие, создание коллектива, самопрезентация -обратная связь, как показатель эффективности педагогического взаимодействия – общение, понимание, коммуникативное развитие, толерантность, работа в команде. -Школа молодого предпринимателя для юношества Входной контроль – сочинение, деловое письмо – хобби в сфере бизнеса Итоговый контроль — бизнес план, маркетинговое исследование -социально-значимые качества в сфере бизнеса и предпринимательства -Клуб для детей-инвалидов -индивидуальные занятия, реализующие задачи сопровождения детей с ограниченными возможностями развития. -Молодежное общественное объединение для детей, подростков и молодежи -социальные проекты, адресная помощь, акции милосердия -толерантность, эмпатия, креативность, мобильность, умение работать в команде, организаторские навыки – как личностно-присвоенные характеристики обучающихся различных возрастных категорий. Как показал анализ практической деятельности по реализации данных программ в системе дополнительного образования детей, имеет место положительная динамика увеличения контингента обучающихся Школы раннего развития, вместе с этим, результаты анкетирования родителей свидетельствуют о некоторой их неосведомленности об индивидуальных особенностях ребят, специфике образовательного процесса, что актуализирует потребность в организации психолого-педагогического просвещения и сотрудничества педагогов и законных представителей детей. Изучение мнения учителей начальных классов МОУ СОШ, в которые поступают выпускники Школы раннего развития, позволяет сделать выводы о разносторонней и серьезной подготовке ребят к обучению в школе, мотивированности и заинтересованности в учебных достижениях, а значит, эффективности реализации данной дополнительной образовательной программы. Востребованность школы предпринимателей и секретарей-референтов отражена в 100%-ой наполняемости групп, посещаемости ребятами всех занятий, заинтересованности в предлагаемых формах и видах обучения, удовлетворенности родителей в качестве подготовки.
Социально-педагогическая направленность деятельности учреждения должна быть связана с оказанием помощи и поддержкой лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Так, например, Дворцом детского и юношеского творчества г.Братска реализуются программа работы с детьми-инвалидами, волонтерского движения и молодежного клуба по овладению социально значимыми навыками и умениями в области самопознания, общения и саморазвития. Необходимо отметить актуальность реализуемой программы индивидуальной работы с детьми-инвалидами, вместе с этим, не являющейся программой клуба, так как, клуб – объединение детей и подростков на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха. Деятельность волонтерского движения направлена на реализацию социальных проектов, поддерживающих ветеранов ВОВ, детей, оставшихся без попечения родителей и других категорий граждан. Обучающиеся овладевают на занятиях основами проектирования, организаторскими и коммуникативными умениями, способностью работать в команде, инициировать творческую активность самостоятельно, что решает основные задачи образовательной программы социально-педагогической направленности. Анализ творческих работ обучающихся в форме эссе-рассуждения показал, что ребята любят данное учреждение, считая его местом, «…где можно узнать много нового, интересные встречи с интересными педагогами позволяют обрести друзей, реализовать свои возможности и помогать другим людям, нуждающимся в этой помощи, представлены разные виды и формы организации детского творчества и досуга, что позволяет каждому ребенку найти сферу самореализации…»
Одна из реализуемых учреждением направленностей – социально-педагогическая, отражает концептуальные положения модернизации системы дополнительного образования детей по решению вопросов занятости детей во внучебное время и привлечения к сотрудничеству детей группы риска, так как именно эти ребята обладают виктимностью, являются предметом социально заботы.
Образовательные программы социально-педагогической направленности обеспечивают решение задач: — компетентностного и потребительского подходов, так как
А) Способствуют развитию социально-значимых качеств личности, ключевых компетенций (работа в команде, толерантность, профессиональная ориентация – школа секретарей, молодого предпринимателя)
Б) Созданы на основе учета образовательных потребностей представителей социума – родителей, Учредителя, социальных партнеров
В) Результатом деятельности объединений данной направленности выступают конкретные личностные достижения обучающихся, связанные с индивидуальным преобразованием – школа жизни, волонтерское движение.
- Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др.. под общей ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. – 352с.
- Социальная работа. Под общей редакцией проф. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». – г. Ростов-на –Дону: «Феникс», 2000.
- Бабосов Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. – Мн.: ТетраСистемс, 2000.
- Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика – М., 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование детей, социально-педагогическая направленность, ребенок, волонтерское движение, раннее развитие, дополнительное образование, итоговый контроль, молодой предприниматель, ограниченная трудоспособность, сфера бизнеса.
Источник: moluch.ru
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Перекрёсток выбора»
Программа создана для удовлетворения запросов детей 13-17 лет и родителей, подходит для детей с ОВЗ, вид группы – постоянный, рассчитана на 1 учебный год, составляет 35 часов. Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час (45 минут) в неделю в учебных классах.
При создании программы автор руководствовался следующими принципами педагогической деятельности:
внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям воспитанников, их потенциальным способностям и возможностям;
индивидуализация обучения (диагностика и прогнозирование развития подростка);
принцип целесообразности (доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы);
принцип значимости учебного (дискуссионного) материала;
принцип развивающего характера обучения (направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора);
инновационно-творческий подход (формы и методы проведения занятий, творческие задания);
интеграция со смежными науками (комплексное изучение явлений).
Образовательные технологии.
Определяя главные цели программы, как развитие личности и социализация школьника, каждое учебное занятие должно обеспечивать развитие личности в интеллектуальном и социальном планах. В ходе реализации программы используются
-личностно-ориентированная технология обучения и воспитания;
-технология обучения в сотрудничестве;
-технология индивидуализации обучения;
-технология коллективного взаимодействия;
– технология исследовательского (проблемного) обучения:
– технология творческой деятельности.
Основные методы и формы организации занятий.
На занятиях могут применяться следующие методы работы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- исследовательский;
- практический;
- методы стимулирования и поощрения;
- логический.
Предлагается использовать различные формы работы:
- «Мозговой штурм»;
- пресс-конференция;
- дискуссия;
- дебаты;
- социологический опрос;
- тренинги и т. д.
Обеспечение программы.
Психологическое обеспечение осуществляется по следующим направлениям:
- учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;
- психолого-педагогическая диагностика;
- оптимизация психологических состояний в процессе учебной и практической деятельности.
Ожидаемы результат реализации программы.
- Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста нравственности, гражданственности. Повышение компетентности подростков в области нравственности.
- Воспитание ученика, имеющего верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, способного осуществить нравственный выбор и давать моральную оценку, обладающего внутренней потребностью к самосовершенствованию.
Материально-техническое обеспечение :
- оборудование в виде магнитофона и видеомагнитофона;
- слайды, видео-аудиокассеты.
- мультимедиа.
Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь и достоинство, из чего они складываются?
Какое место в иерархии ценностей, по-вашему, занимает честь? Почему вы так считаете?
на уроке неудержимо захотелось есть (петь, прыгать, играть);
к вам пришли гости. Вы веселитесь, гремит музыка, а время уже позднее;
друзья зовут на дискотеку. Вам очень хочется пойти, но у вас заболела мама;
расстроенная подруга плачет;
приятель в компании беззастенчиво врет;
родители несправедливо сердятся;
карточки с названиями ценностей;
карточка «ранжирование понятий»;
- 5 . 1. Список рекомендуемой литературы для педагогов:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.
2.Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
3.Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования российской Федерации /М.: Самшит-издат, 2002.
4.Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.
- «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И – М.: 1997.
- Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж. «Воспитание школьников», № 2 -2012.
- Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС – тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.
- Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. –№ 8- 2010.
9.Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. – № 7- 2010.
10.Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Ж.Воспитание школьников. –№ 3-2010.
11.Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Ж. Воспитание школьников. –№ 5-2009.
- Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. – № 1-2010.
- 5 . 2. Список литературы для учащихся:
1.Кулинич Г.Г. Классные часы : Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 кл. 2007 г
- Дерелеева Н.И. Классные часы по теме» Нравственность»7-8 кл 2007.
- Пчелов Е.В. Государственные символы России-герб , флаг и гимн: 2002 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Перекрёсток выбора»
- ← Конспект образовательной деятельности детей с НОДА 4-7 лет по теме «Как Зайчонок маму искал»
- Развитие мелкой моторики дошкольников и младших школьников →
АНО «НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ»
Приоритетные проекты
- Современная образовательная среда для школьников
- Доступное дополнительное образование
- Рабочие кадры для передовых технологий
- Цифровая образовательная среда
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Источник: xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai