Направленность сетевых образовательных программ
Для реализации сетевых образовательных программ в самом вузе, заключающем партнерские соглашения, расширяется функционал инновационно-образовательных центров и подразделений, в том числе ДПО; учебно-методических советов; центров повышения квалификации преподавателей; региональных и отраслевых центров компетенций; служб маркетинга и трудоустройства выпускников. По своей направленности сетевые образовательные программы могут бытийствовать:
1. компетентностно-ориентированные, направленные на вырабатывание уникальных компетенций для подготовки квалифицированных кадров для приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;
2. научно-инновационные, ориентированные на прогресс прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона;
3. отраслевые, предназначенные для подготовки высококачественных выпускников по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития на основе международных образовательных и профессиональных стандартов.
Реализация общеобразовательных программ в сетевой форме: понятия, смыслы, решения
В случае создания компетентностно-ориентированных сетевых образовательных программ партнерские структуры расширяются центрами и подразделениями довузовской подготовки, центрами профориентации, профильными учебными классами и кабинетами, для того, чтоб заводить формирование уникальных компетенций как дозволено прежде.
В случае научно-инновационных сетевых образовательных программ очень важна создаваемая инновационная инфраструктура, когда средства вуза объединяются с ресурсами учебно-исследовательских центров, центров коллективного пользования научным оборудованием, технопарков и производство-инкубаторов. В этом случае создается информационная научно-образовательная сфера, неотъемлемым участников которой становится вуз.
С точки зрения международной практики, существует серия определений убеждения «совместный диплом». На официальном сайте Болонского процесса под совместным дипломом понимается свидетельство о высшем образовании (разряд, ступень), выданное вместе двумя или больше вузами на основе совместной программы обучения. Объединенный диплом может выступать в виде:
1. отдельного документа, выдаваемого в прибавление к одному или нескольким национальным вузовским дипломам;
2. общего единого документа, выданного вузами, осуществлявшими воспитание по данной образовательной программе, не сопровождаемого выдачей национальных дипломов;
3. одного или больше национальных дипломов, выдаваемых синхронно и разом в доказательство полученной квалификации. Весна Е.Б., Гусева А.И. Модели взаемодействия организаций при сетевой форме реализации образовательних программ // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6;
Как закон, такие образовательные программы могут быть междисциплинарными, основанными на принципах интеграции содержания образования в различных предметных областях, профилях, направлениях подготовки, находящихся на стыке отраслей знаний. Такие программы называют одноуровневые двойные (или больше) образовательные программы.
Одноуровневые двойные программы реализуются как две образовательные программы разных направлений на одном уровне подготовки, при этом присваивается две степени по разным направлениям подготовки. В этом случае формируется интегрированный учебный план, где базовые дисциплины удовлетворяют обоим направлениям подготовки и являются взаимозаменяемыми (взаимнозачитываемыми). Вариативные дисциплины позволяют подготовить гибкие программы подготовки по двум направлениям совместно.
Заманчивость одноуровневых двойных программ, по сравнению с последовательным обучением по двум разным программам, состоит в экономии времени обучения, углублении универсальных компетенций (общенаучных, инструментальных) за счет увеличения объема фундаментальной подготовки, расширении профессиональных компетенций за счет одновременной специализации в двух избранных сферах деятельности, а как и в снижении финансовых затрат на образование.
Виды учебной деятельности сетевых образовательных программ, реализуемых организациями вместе. В соответствии со Статьей №15 Федерального закона об образовании, для реализации образовательной программы заключают соглашение о сотрудничестве организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Для каждой образовательной программы выделяются академическая (теоретическое образование) и исследовательская составляющие. Исследовательская составляющая содержит в себя научно-исследовательскую работу студентов, неодинаковые виды практик, подготовку выпускной квалификационной работы и т.д. Таким образом, при сетевой форме обучения, с учетом типов взаимодействующих организаций и наличие у них образовательных лицензий, дозволено распределить следующие виды учебной деятельности, которые могут реализовываться вместе: теоретическое воспитание; научно-исследовательская служба; обучение в виде стажировки; действие в виде стажировки; научно-исследовательская работа в виде стажировки.
Нужда введения стажировок в данном случае связана с тем, что в качестве партнера вуза могут обозначаться организации, реализующие дополнительные профессиональные программы: программы повышения квалификации и переподготовки. Матушкин Н.Н., Кузнецова Т.А., Пахомов С.И. О междисциплинарных образовательных программах подготовки кадров высшей квалификации// Университетское управление: практика и анализ. — 2010.- № 4. — С. 55-59
Источник: studbooks.net
СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
статья
Современная деятельность образовательных учреждений, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Актуальность внедрения в практику работы сетевой формы реализации образовательных программ обусловлено статьей 15 ФЗ «Об образовании» в РФ.
Сетевая форма реализации образовательных программ — новое для российской образовательной системы явление. Поэтому многие образовательные организации приняли новшество в сетевой форме реализации как руководство к действию.
Ресурсы каждого учреждения, их качественные характеристики в значительной степени определяют конечный результат образовательной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Современная деятельность образовательных учреждений, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Актуальность внедрения в практику работы сетевой формы реализации образовательных программ обусловлено статьей 15 ФЗ «Об образовании» в РФ.
Сетевая форма реализации образовательных программ — новое для российской образовательной системы явление. Поэтому многие образовательные организации приняли новшество в сетевой форме реализации как руководство к действию.
Ресурсы каждого учреждения, их качественные характеристики в значительной степени определяют конечный результат образовательной деятельности.
К таким ресурсам, обеспечивающим успех образовательного учреждения в конкурентной борьбе, относится следующее:
- качество подготовки специалистов образовательного учреждения;
- широкий профиль специалистов — это количество, разнообразие уровня программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов;
- применение информационных технологий в учреждении;
- высокий уровень научно-методического, материально-технического, кадрового, финансового обеспечения процесса оказания образовательных услуг;
- развитая социально-культурная база образовательного учреждения;
- высокое качество образовательных услуг.
Но, не в каждой образовательной организации ресурсы реализации основной образовательной программы ДО отвечают современным требованиям. Это объясняется разными причинами. Нехваткой финансирования, системой подготовки кадров. Учреждение не может одновременно работать универсально во всех направлениях. А если есть такой уникальный опыт, то он нарабатывается не один год.
Поэтому перед руководителями из-за ограниченности ресурсов встает задача поиска дополнительных ресурсов для обеспечения устойчивости и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Сетевая форма реализации образовательной программы – это современная инновационная технология, которая позволяет не только оптимизировать свои ресурсы, но и использовать ресурсы других образовательных организаций для динамичного развития всех организаций-партнеров
Интеграция условий образовательных учреждений, некая централизация ресурсов, по сетевой модели приносит свои плоды. И значимость данной темы для развития системы образования велика.
В ходе сетевого взаимодействия формируется образовательная среда, в которой каждое образовательное учреждение может взаимодействовать с любым учреждением дополнительного образования, учреждениями культуры и иными организациями по вопросам совместной работы. Это может быть и обмен идеями, и создание нового интеллектуального продукта, и другие разные формы для детей и взрослых.
Руководитель сам принимает решение о том нужна ли ему такая форма или не нужна сетевого взаимодействия.
Привлекательность организации сетевой формы реализации образовательных программ заключается в следующем:
- повышается конкурентоспособность каждого учреждения;
- учреждениям не нужно тратить дополнительные средства для создания ресурсов в своем учреждении;
- учреждение приобретает соответствующую академическую привлекательность, т.е. высококвалифицированный кадровый состав, наличие современной материально-технической базы, интересные перспективные направления работы в образовательном процессе;
- дошкольное учреждение получает качественное образование и реализацию вариативной части ООП ДО с привлечением специалистов учреждений дополнительного образования, культуры и иных организаций.
Важно отметить, Сетевая форма предполагает взаимодействие в рамках обеспечения образовательного процесса нескольких, в том числе, разно профильных организаций. Они могут быть абсолютно любые: медицинские, физкультурно-спортивные и другие иные на договорных началах.
Приведем примеры социально-значимых проектов, акций, мероприятий, которые были реализованы, либо реализуются, в нашем ДОУ совместно с социальными партнерами.
Проект « Здоровый образ жизни »
Питание в нашем мире требует особого подхода, перехваты по дороге вредной пищи (хот-дог, гамбургер) являются нормами жизни, и доля тучного населения с различными отклонениями в здоровье возрастает ежегодно. Современные люди малоподвижны, но при этом употребляют много пищи, подвержены вредным привычкам.
Наш проект в области поддержания здоровья и активного образа жизни имеет целью разрешить несколько задач:
- сформировать у дошколят и членов их семей бережное отношение к здоровью;
- обучить профилактике, сохранению и укреплению здоровья.
Здесь на помощь педагогам ДОУ приходят социальные партнеры: ТОГБУЗ № 2, Центр краеведения и туризма, МБУ Центр патриотического воспитания им. генерала армии Н.Е. Рогожкина. Проводимые в рамках акции совместные мероприятия: «День здоровья», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Джунгли зовут», «Яблочко» и др. подарили немало радостных минут как детям, так и взрослым.
Социальный проект «Социальная помощь пожилым людям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации».
Цель проекта – оказание посильной помощи вышеуказанной категории граждан. Основные задачи: увеличение заинтересованности и информирование общественности о проблеме; организация работы с фондами, некоммерческими организациями, волонтерским движением; сбор средств; организация качественного и доступного консультирования семей в вопросах обучения и воспитания.
Особо значимой в рамках данного проекта стала акция «Фестиваль варенья», которая проводится в нашем учреждении уже второй год. Наши воспитанники совместно с родителями, дедушками, бабушками готовили вкусные подарки (красиво украшенные баночки с вареньем), а потом продавали их на аукционе. И вкусное варенье, и вырученные средства были направлены ветеранам ВОВ, труженикам тыла, а также семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Ассоциация развития социальных инициатив «Наш город» — многолетний партнер нашего детского сада в реализации этого проекта.
Данный реализуемый проект имеет конечной целью стремление к сохранению ценности семейного института как такового, к более осознанному воспитательному процессу подрастающего поколения, к осознанию важности установления тесных и глубоких привязанностей между родителями и детьми, между супругами, и в целом между поколениями, провозглашение непоколебимости семейных уз, развитие нравственности детей и родителей, соблюдения традиций и устоев государства.
Каждое мероприятие в ДОУ, каждое общение педагога с родителем, каждое занятие, либо режимный момент в детском саду работают над решением задач, поставленных в этом проекте. И здесь на первый план выходят самые значимые наши социальные партнеры — это родители наших воспитанников. Умение педагога выстроить взаимоотношение с семьей, использование нетрадиционных форм общения, индивидуальный подход к каждому, умение педагогически грамотно решать поставленные задачи и разрешать конфликтные ситуации – вот залог успешной реализации проекта, и, как следствие, успешной социализации дошкольника в современном мире.
На базе нашего учреждения в рамках сотрудничества с ЧОУ ДПО «Национальный институт защиты детства» проходит внедрение модели профилактической работы с семьями, направленной на снижение распространенности насилия, которая позволяет закрепить полученные знания «родительской уверенности» на практике в поддерживающем, профессиональном пространстве.
Проект «Медиаобразование в детском саду»
Цель проекта — создание информационно-игрового, детско-родительского и партнерского (педагог-ребенок) пространства, как средства повышения качества образовательного процесса.
Данный проект только запущен, реализация его планируется совместно с представителями средств массовой информации, учреждений культуры. На сегодняшний день создана Детской телестудии «Олененок» ТВ», где ребята узнают:
- азы журналистики;
- что такое интервью и почему этот жанр один из самых сложных;
- попробуют себя в весьма интересном процессе озвучивания мультфильмов;
- будут решать творческие задания;
- снимать мини-сюжеты и многое другое.
Такое направление воспитательной работы позволяет формировать у детей нравственные – качества, социально – коммуникативную компетентность в непринужденной форме — игровой журналистской деятельности.
Таким образом, можно смело сделать вывод, что современная дошкольная организация не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне сетевого взаимодействия. Несомненно, то, что где бы не располагались детские сады, в его ближайшем окружении всегда найдутся объекты, способные стать социальными партнерами.
- Березина Т.А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и семьи: проблемы и пути их решения / Детский сад: теория и практика. 2013, №10.
- Деркунская В.А. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду: методическое пособие / В. А. Деркунская, С. С. Агабекян, Н. А. Воронина; ред. В. А. Деркунская. — М.: Центр педагогического образования,2018. -240с.
- Рыбак Е.В. Реальность и перспективы развития социального партнерства в современном детском саду / Детский сад: теория и практика. 2013, №10.
Источник: nsportal.ru
Сетевая форма реализации образовательных программ.
Организация сетевой школы в 10-11 классах. Интересна для директоров, заместителей директора, учителей. В работе описан опыт по организации сетевой школы шести образовательных организаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Сетевая форма реализации образовательных программ.»
Сетевая форма реализации образовательных программ.
Современная школа находится на этапе формирования новой модели образования. Основным фактором развития образования становится развитие человеческого капитала способного оказывать влияние на социально-экономическое развитие страны, умеющее обеспечивать интеграцию науки и практики в рамках своей профессиональной деятельности. Перед учеником стоит очень сложная задача – выбор профессии, ведь от того, насколько правильно ученик определит свой жизненный путь, зависит его общественная ценность, его благосостояние, удовлетворенность работой.
«Атлас новых профессий» предлагает выпускникам как основной, так и средней школы огромный спектр профессий, которые требуют новых компетенций, поэтому одна из задач школы развить эти компетенции, наметить образовательную траекторию развития, помочь стать конкурентоспособным в профессии.
Современная школа сможет решить эти задачи только через построение инновационного образовательного пространства. Ключевое слово- пространство, и одним из ресурсов позволяющим его создать является сетевая школа, которая позволит выйти за рамки классно-урочной системы и воспользоваться образовательным пространством города, республики, страны.
Согласно Закону «Об образовании в РФ» в статье 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ», говорится, что «Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность…». На современном этапе существуют два типа сетевого взаимодействия: паритетное и донорское. Мы выбрали первый тип сетевого взаимодействия, который предполагает многосторонний, взаимовыгодный обмен ресурсами. В Индустриальном районе города Ижевска сетевыми партнерами в 2017 году стали гуманитарный лицей, три школы с углубленным изучением отдельных предметов, одна общеобразовательная школа, учреждение дополнительного образования «Форсайт», ведущие вузы Удмуртской республики.
За счет данного сетевого союза обучающимся, предоставляется возможность получить более разнообразный спектр образовательных услуг:
- углубленное изучение 2 – 4 предметов в рамках ФГОС – химия, биология, физика, обществознание, английский; изучение
- изучение дополнительных программ «Физика 0», Робототехника и электромеханика, «Я гражданин России», «Алхимия», «Биотехнология»;
- 15 учебных часов на реализацию ФГОС;
- 35 элективных курсов в рамках сетевого учебного плана;
- Социокультурное и индивидуальное проектирование – как основа формирования компетенций 21 века;
- социальные и профессиональные пробы, стажировки в Школьном университете;
- построение индивидуальной образовательной программы.
Обучающие данного класса имеют возможность в рамках дополнительной образовательной программы «Фортсайт», ведущих вузов республики пройти учебную практику и отработать профессиональные компетенции в лабораториях вуза с докторами наук, кандидатами наук, аспирантами. Дополнительное образование полнее раскрывает потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные запросы.
- Усиливает вариативную составляющую общего образования.
- Помогает ребятам в профессиональном самоопределении.
- Способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
- Обеспечивает повышение качества образования в соответствии с современными требованиями ФГОС.
- Развивает компетенции для социального партнерства.
- Создает сетевые образовательные программы, развивающие ключевые компетенции и универсальные учебные действия обучающихся.
- Формирует умение самостоятельно и осознанно выбирать индивидуальную образовательную траекторию личностного развития.
- Переход школы в инновационный режим развития;
- выбор модели сетевой школы;
- формирование творческих групп педагогов;
- разработка нормативно правовой базы: правовой, организационной, экономической;
- формирование пакета документов направленных на мотивацию участников сетевой школы, диагностических материалов выявить риски и пути их устранения;
- разработка управленческой структуры;
- определение функциональных обязанностей партнеров сетевой школы;
- психолого-педагогическое сопровождение;
- создание управленческо — педагогических команд на уровне директоров, заместителей директоров, педагогов, психолого-педагогических служб;
- содержания и формы коммуникационной деятельности участников сетевого проекта;
- ведущих видов коммуникационной деятельности (социальные группы, индивидуальные личности;
- уровень коммуникации: межличностный или групповой.
- Формирование общественных отношений, направленных на совместную деятельность по реализации сетевых образовательных услуг.
- повысить качество образования обучающихся за счет объединения кадровых, материально-технических, финансовых ресурсов сетевых партнеров и ресурсных центров;
- развить и специализироваться школе в одной образовательной области;
- расширить образовательное пространство;
- удовлетворить образовательные потребности семьи и ребенка;
- принять участие в формирования образовательной среды;
- добровольно вступить во взаимодействие со школой, исходя из собственных убеждений.
- В шаговой доступности, продолжить обучение в своей школе по востребован новому профилю.
Источник: kopilkaurokov.ru
Сетевая форма обучения: о чем стоит знать
Вам предложили повысить квалификацию по сетевой форме обучения? Должны ли иметь лицензию и государственную аккредитацию организации, которые дают возможность учиться по сетевой форме? И должны ли выдавать договор и что в нем должно быть указано?
Конечно, форма эта нестандартная и не совсем привычная, но все-таки считается официальной образовательной деятельностью.
При такой форме обучения вместе с организациями, осуществляющими образовательную деятельность (например, вузами), вас обучают и другие: научные, медицинские, спортивные организации и т. п.
В целом при такой форме обучения в образовательном процессе могут принимать участие все, кто может дать необходимые знания. Но в любом случае сетевая форма является одной из форм образовательных программ – такой же, как обычное очное, заочное или вечернее обучение.
§ Ст. 2, 15 Закона «Об образовании в Российской Федерации».
По закону образовательная деятельность (за исключением детских садов) подлежит лицензированию.
§ Ч. 1 ст. 91, ст. 92 Закона «Об образовании в РФ»; п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Сетевая форма – не исключение из этого правила.
И в целом, хотя для нас это относительно новая форма обучения, бояться ее не стоит, она развита во многих странах.
В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:
✎ вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
✎ статус обучающихся в организациях, правила приема, порядок организации образовательного процесса;
✎ условия и порядок осуществления образовательной деятельности, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
✎ выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации;
✎ срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Источник: Евгений Мишин, адвокат / Народный совет — 100 ответов юристов №08-2015
Источник: wow-journal.ru
Дополнительная общеразвивающая программа в сетевой форме «Путешествие по континентам»
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)
Размер файла: 6.14 Мбайт
Конкурсная работа
Отдел организации образования управления социальной политики администрации
городского округа Архангельской области «Город Новодвинск»
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Заведующий МДОУ «_____________»
«___» _____________ 20____г
директор МОУ ДО «ДДТ»
«___» _____________ 20____г
Дополнительная общеразвивающая программа в сетевой форме
«Путешествие по континентам»
Возраст детей – 6 — 7 лет
Срок реализации программы — 1 год
Гордичук Александра Николаевна,
педагог дополнительного образования
г. Новодвинск 2020
Большое путешествие начинается с маленького шага.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Знакомство с природой будет неполным, если не рассказывать ребенку о диких животных. Им интересно узнавать факты о животных, живущих на нашей планете.
Наша планета стала домом для огромного количества представителей фауны. Согласно оценкам исследователей, в мире насчитывается от 3 до 30 миллионов видов животных. Животные населяют все материки нашей планеты. На некоторых континентах обитают животные, которые больше нигде не встречаются. Разнообразие животного мира каждой части света — поражает воображение!
Сходство животных, обитающих на одном материке, может проявляться только в очень редких случаях. Из самых хорошо всем нам знакомых примеров — Австралия с её обилием сумчатых животных. Почти 80% животных материка являются эндемиками, а это означает, что они больше не встречаются нигде в мире.
Актуальность создания дополнительной общеразвивающей программы «Путешествие по континентам», где у детей есть возможность отправиться в виртуальное путешествие по континентам нашей планеты, возникла в результате следующего:
Виртуально путешествуя по континентам, у детей есть возможность познакомиться с животным миром континентов, климатическими условиями обитания животных, разнообразием животного мира.
Дети подробно познакомятся с животным миром, климатическими условиями не только России, но и своей малой Родины
Воспитание экологической культуры, одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста, дети должны понимать всю важность того, что нужно беречь природу. Данная программа дает возможность познакомить детей с Международной Красной книгой, Красной книгой России и своего региона, а также узнать, что делает человек, и чем можем помочь мы сохранению животного мира.
Термин «экология» прочно вошел в наш словарь. Академик М.С. Гиляров дает следующее определение: «экология — это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой» [4, с. 44]. Формирование экологического мышления личности начинается с дошкольного детства. Именно в этом возрасте начинает создаваться осознанное отношение к природе.
Экологическое воспитание дошкольников — это ознакомление детей с природой. Основано экологическое воспитание детей дошкольного возраста на экологическом подходе, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии [5, с.22]. Великие педагоги придавали огромное значение природе как средству воспитания детей. Например, Я.А. Коменский считал, что природа является средством для развития ума, воли и чувств, источником знаний. [6, с.23].
Программа «Путешествие по континентам» посвящена формированию у детей 6-7 лет представлению о животных различных континентов и их климатических зон. Представления о животных различных климатических зон — это сведения о взаимосвязи животных со средой обитания, их приспособленности к ней [7, с.87].
Специфика формирования представлений о животных должна заключаться в выделении таких явлений в жизни животных, которые понятны детям разных возрастов. Учеными-педагогами (П.Г. Саморукова, Н.К. Постникова, Т.А. Ковальчук, Л.Е. Образцова, А.П.
Захаревич и другие) было установлено, что дошкольники понимают зависимость жизни животных от факторов среды. Практическими работами З.П. Плохих, И.А. Хайдуровой, В.П. Арсентьевой показано, что при специальной организации наблюдений дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки биоценологических связей.
С.Н. Николаева отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений — необходимое условие выработки такого отношения к животному миру, которое носит эмоциональнодейственный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя [8, с.18].
На основе изученного материала была поставлена следующая цель: познакомить детей с животным миром континентов нашей планеты.
З адачи:
познакомить детей с континентами нашей планеты, с особенностями климатических условий.
создать условия понимания, что особенности внешнего вида, способ существования и повадки живых существ зависят от условий их среды обитания;
Познакомить с основными представителями животного мира изучаемого континента.
Метапредметные:
Развивать умение сравнивать животный мир континентов.
Развивать основные психологические процессы: память, внимание, мышление, речь.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать эстетические чувства, связанные с красотой природного мира
Особенности содержания и реализации программы «Путешествие по континентам» заключаются в следующем:
Программа содержит в себе два модуля:
I модуль «Путешествие по пяти континентам» (16 часов) — модуль направлен на знакомство учащихся с животным миром Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америки.
II модуль « Путешествие по Евразии» (20 часов) — модуль направлен на знакомство с животным миром Евразии (Страны Азии – Япония, Китай, Индия. Путешествие по России. Животный мир Архангельской области)
Программа реализуется в рамках сетевого партнерствас дошкольными образовательными организациями г. Новодвинска.Возможность реализации основных общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме установлена частью 1 статьи 13 и статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Модульность программы дает возможность учащимся и образовательной организации с которой заключен договор о сетевом сотрудничестве, начать обучение с любого модуля, перейти на следующий модуль.
Согласно статье 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», под сетевой формой реализации образовательных программ понимается организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.[3, стр. 1]. Учитывая это, образовательный процесс по программе может быть реализован, как на базе МОУ ДО «Дом детского творчества», так и на базе образовательного учреждения, если учреждение имеет соответствующую материально – техническую базу. (см. Раздел «Материально – техническое обеспечение»).
Так как данная программа имеет форму сетевого партнерства, то в содержании программы в учебный план, учебно – тематический план и календарный учебный график включен план работы педагога дошкольного образовательного учреждения, с которым заключен договор о сотрудничестве.(см. раздел «Содержание программы). Работа педагога дошкольного образовательного учреждения направлена на практическую работу (выполнение с детьми творческих заданий, повторение пройденного материала, помощь в организации работы с родителями).
Программа предусматривает создание для учащихся Энциклопедии «Удивительный животный мир континентов», данным видом деятельности занимается педагог дошкольного образовательного учреждения, т.к. педагогу ДОУ проще привлечь родителей, также есть возможность организовать детей для выполнения заданий.
При реализации II модуля « Путешествие по Евразии» данной программы, при изучении раздела «Мир животных Архангельской области» у учащихся есть возможность посещения занятий и экскурсий в музее природы Архангельской области на базе МОУ ДО «Дом детского творчества»
Педагогические принципы реализации программы:
принцип развивающего и воспитывающего обучения (направлен на всестороннее развитие личности посредством экологического воспитания);
принцип сознательности и активности (направлен на формирование мотивации к познавательной активности, умение работать в коллективе, решать проблемные ситуации);
принцип наглядности (для эффективной реализации ДОП «Путешествие по континентам» привлечены различные наглядные средства в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков (ИКТ технологии, аудио и видео материалы и др.);
Содержание предполагает следующие принципы построения программы:
принцип построения образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся – программа построена таким образом, что изучаемый материал, видео и аудио материалы, подобраны с учетом индивидуальных особенностей (в соответствии с возрастом и интереса учащихся);
принцип сотрудничества — учащихся, педагога, родителей –сотрудничество учащихся – родителей и педагогов является одним из важных условий реализации программы. Программа предусматривает сотрудничество с родителями в рамках подготовки энциклопедии «Удивительный животный мир континентов».
Возрастные особенности детей дошкольного возраста.
В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделяется и оформляется внутреннее умственное действие и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоциональной — мотивационной сфере.
Здесь же, в дошкольном возрасте, берет свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое. В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность.
В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями, во внимании — умением управлять и контролировать внутренний и внешний планы действия, в памяти — соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и восприятии.В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами при помощи речевых самоинструкцией.Одновременно завершается процесс формирования речи как средство обучения, что подготавливает благоприятную почву для активации воспитания и для развития ребенка как личности. В процессе воспитания, проводимого на речевой основе, происходит усвоение элементарных нравственных норм, форме и правил культурного поведения. Будучи усвоенными и став характерными чертами личности ребенка, эти нормы и правила начинают управлять его поведением, превращая действия в произвольные и нравственно регулируемые поступки. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее опознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.[5.Эл.рес.]
Исходя из возрастных особенностей, программа ориентирована на детей 6-7 лет, направленность – естественнонаучная.
Программа состоит из двух модулей, каждый модуль содержит количество часов работы педагога дополнительного образования (педагог ДО) и педагога партнера дошкольного образовательного учреждения (педагог ДОУ):
• I модуль «Путешествие по пяти континентам» :
педагог ДО — 16 часов, 16 занятий,
педагог ДОУ – 10 часов
• II модуль « Путешествие по Евразии»:
педагог ДО — 20 часов, 20 занятий,
педагог ДОУ – 9 часов
Занятия проводятся один раз в неделю, 1 академический час (30 мин.)
Количество детей в группе 12 человек.
Форма обучения: очная, групповая
Занятия по программе предполагают следующие формы: занятие-игра (путешествие), интерактивная игра, викторина, беседа. Занятия проходят с использованием презентаций, видео и аудио материалов. Дети посещают Музей природы на базе МОУ ДО «ДДТ».
Организационная часть (орг. момент, формирование мотивационной и целевой установки)
Контроль (актуализация) ранее изученного материала
Объяснение нового материала
Закрепление (практическая часть)
Ожидаемый результат ДОП «Путешествие по континентам»:
учащиеся знают названия континентов планеты Земля,
имеют представления о климатических особенностях континентов,
знают и называют основных представителей животного мира континентов и умеют сравнивать животный мир континентов в зависимости от их климатических условий проживания,
осознают важность ответственного и позитивного отношения к окружающему миру.
Называют животных Красной книги Архангельской области и какие мероприятия проводятся для охраны животного мира.
Способы определения результатов подробно представлены в оценочно – результативном разделе.
Содержание ДОП «Путешествие по континентам»
Учебный план
дополнительной общеразвивающей программы «Путешествие по континентам»
I модуль «Путешествие по пяти континентам»
Цель модуля: знакомство детей с животным миром пяти континентов нашей планеты.
познакомить детей с Африкой, Австралией, Антарктидой, Северной Америкой и Южной Америкой, с особенностями климатических условий,
познакомить с основными представителями животного мира изучаемых континентов,
изучить особенности, внешний вид, повадки животных и птиц данных континентов в зависимости от условий обитания и климата континентов.
• Развивать умение сравнивать животный мир изучаемых континентов, классифицировать по определенным признакам в зависимости проживания на определенном континенте,
• развивать основные психологические процессы: память, внимание, мышление, речь.
• Воспитывать бережное отношение к природе,
• Воспитывать эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai