Секвенсор
Секве́нсор, секве́нсер (англ. sequencer , от англ. sequence — «последовательность») — аппаратное устройство или прикладная программа для записи, редактирования и воспроизведения последовательности звуков (например, MIDI-данных [1] ), главным образом, формульных ритмических фигур и мелодических фраз (секвенций или «паттернов»).
В принципе, секвенсор способен записывать любые MIDI-сообщения, например, панорамирование, переключение определённых заранее тембров (патчей), динамические нюансы и другие параметрические характеристики звучания [2] [3] [4] . Пользователь передаёт MIDI-сообщения секвенсору обычно с MIDI-клавиатуры, с любого другого MIDI-устройства либо с клавиатуры автономного секвенсора. Секвенсор до некоторой степени можно уподобить цифровому магнитофону, с той разницей, что секвенсор записывает и воспроизводит не аналоговый/цифровой звук, а MIDI-сообщения.
- 1 Функции секвенсоров
- 2 Аналоговые секвенсоры
- 3 Аппаратные секвенсоры
- 4 Программные секвенсоры
- 4.1 Проприетарные программные секвенсоры
- 4.2 Свободные программные секвенсоры
Источник: wiki2.org
Какой секвенсор выбрать? Программы для создания музыки и Лучшие DAW
Аппаратные секвенсоры
Простые аппаратные MIDI-секвенсоры, называемые также MIDI-файлерами, могут только записывать и воспроизводить MIDI-потоки. Более сложные секвенсоры позволяют производить запись с последовательным наложением нескольких партий, а также редактировать уже записанные партии, изменяя их высоту звучания, громкость, тембр, темп, музыкальный размер и другие характеристики. Таким образом, совместно с синтезатором, секвенсор является мощным средством, позволяющим единственному исполнителю записать полноценное музыкальное произведение, внести необходимые поправки, а затем перенести готовый продукт на звуковой носитель для воспроизведения, тиражирования, разучивания оркестрантами. Аппаратный секвенсор является обязательным компонентом музыкальной рабочей станции.
Программные секвенсоры
С 1990-х годов получили распространение программные секвенсоры — программы для персональных компьютеров (коммерческие — FL Studio, Ableton Live, Steinberg Cubase, Cakewalk Sonar, Apple Logic Audio и другие, бесплатные — LMMS, Qtractor), выполняющие секвенсорные функции. Зачастую, помимо разнообразных средств записи и редактирования MIDI-данных, они содержат дополнительные возможности, например автоматический вывод на печать нот созданного произведения, многоканальную аудиозапись, поддержку виртуальных синтезаторов, семплеров и процессоров обработки.
Функции секвенсоров
Использование секвенсора существенно облегчает процесс записи музыкальных произведений. Например, запись одной или нескольких партий может производиться в замедленном темпе относительно заданного, самые быстрые музыкальные пассажи могут быть введены при помощи функции пошаговой записи. Операция квантования (от англ. quantize) позволяет выравнивать ритмические неравномерности исполнения, операция деквантования (dequantize, humanize), напротив, вносит легкие неравномерности в излишне «правильные», «машинные» партии (например, записанные пошагово). Таким образом, работа с секвенсором снижает требования к уровню исполнителя, что далеко не всегда положительно оценивается профессиональными музыкантами и композиторами.
Секвенсор является основным инструментом Live PA-выступлений.
Нотный редактор (программа-нотатор) — компьютерная программа, предназначенная для набора нотного текста. Нотный редактор работает с нотами подобно тому, как текстовый редактор — с текстом.
Функции. Все нотные редакторы позволяют вводить, редактировать и печатать нотный текст разной сложности в диапазоне от простых мелодий, фортепианных пьес или гитарных табулатур до симфонических партитур, специальной нотации (от ранней музыки до авангарда) и нотных изданий.
Ввод нот может происходить, как при помощи мыши и компьютерной клавиатуры, так и при помощи MIDI-контроллера (например, MIDI-клавиатуры). Поскольку большинство нотных редакторов хранят данные в своём собственном формате, они могут также включать возможность импорта из других форматов (например, MIDI-файлов, MusicXML, NIFF).
Некоторые программы позволяют оцифровывать отсканированный нотный текст при помощи OCR (или OMR — optical music recognition). Обычно нотную запись можно форматировать, настраивая форму и расположение элементов нотации визуально при помощи графического интерфейса пользователя или изменяя параметры в текстовом виде.
Большинство нотных редакторов позволяют также проигрывать нотный текст через MIDI-выход, что позволяет говорить об их родстве с MIDI-редакторами (многие из которых, в свою очередь, предоставляют некоторую возможность работы с нотной графикой). Определяющим остаётся основное назначение программы: для нотного редактора — это работа с нотной графикой, а для MIDI-редактора — запись и проигрывание музыки. . Совместимость.
Поскольку программы-нотаторы получили широкое распространение относительно недавно, а их возможности сильно варьируются, с нотами, набранными в определённой программе, скорее всего, невозможно будет работать в программе других производителей. Для переноса нот из программы в программу чаще всего используется формат MIDI, поскольку большинство нотных редакторов имеют возможность импорта и экспорта в MIDI.
Однако этот формат изначально предназначен для хранения информации о проигрывании нот, а не об их графическом изображении, поэтому при таком переносе большинство графической информации теряется, и сам нотный текст может быть неточен. Предпринимались попытки создать универсальный формат для файлов с музыкальной нотацией, самые известные из них — это NIFF (уже ушедший в прошлое) [1] и MusicXML (который постепенно входит в широкое употребление) [2] . FM-синтез (операторный синтез) — способ синтеза звуковых волн, в основе которого лежит частотная модуляция колебания простой (например, синусоидальной) формы.
Результатом является звуковая волна более сложной формы, отличающаяся по звучанию от исходного колебания. Варьируя такие параметры, как отношение частоты модулирующего колебания к частоте модулируемого колебания и индекс модуляции можно изменять тембр в широких пределах, получая как гармонические, так и негармонические (например, подобные звучанию колокола или ударных инструментов) колебания.
Наиболее известная модель синтезатора, использующего FM-синтез, является Yamaha DX7, производившаяся с 1983 по 1986 год. WT (Wave Table) синтез звука – это, в общих чертах, следующая технология.
Берется образец звучания реального инструмента или какой-то синтезированный сложными математическими методами звук, проходит небольшую предварительную обработку, в которой, в частности, выделяются две фазы: начальная фаза и цикл. Затем, при воспроизведении, этот образец звука масштабируется по амплитуде и высоте, интерполируется до качества CD-audio, проходит через ряд резонансных и параметрических фильтров с переменными характеристиками, позиционируется в стереопанораме и подается на ряд эффектов типа «хорус» и «реверберация» для придания звуку сочности и объемности.
Такая непростая для понимания и воплощения в жизнь технология радикально отличается на слух от убогого и синтетического звучания FM-синтезатора. С появлением WT-синтеза стало реально электронными средствами смоделировать любой существующий и несуществующий в природе инструмент. Семплер (англ.
sampler) — электронный музыкальный инструмент, позволяющий записывать, редактировать и воспроизводить звуки. Его отличие от других электромузыкальных инструментов (ЭМИ), например, синтезаторов, состоит в том, что вместо осцилляторов (генераторов волн) используется записанный в память семпл (оцифрованный звук), который раскладывается по MIDI-клавиатуре, меняя высоту тона по заданным условиям. В настоящее время существует множество таких устройств и их виртуальных аналогов. Часто семплер является опцией или основой электронных музыкальных инструментов. Выход в середине-конце 1980-х годов общедоступных цифровых семплеров стимулировал появление новых музыкальных направлений, в первую очередь Hip-Hop, Acid house, Драм-н-бэйс, ранний Hardcore.
Источник: studfile.net
Вопрос 7 Программы-секвенсоры. Сравнение возможностей секвенсоров с программами нотографики
Секве́нсор или секвенсер (от англ. sequence, последовательность) — аппаратное или программное устройство для записи и воспроизведения MIDI-сообщений. Принцип работы секвенсера заключается в том, что MIDI-устройство, такое как клавишный синтезатор, MIDI-клавиатура, контроллер, драм-машина и т. д., передает поток MIDI-сообщений, содержащих полную информацию о темпе воспроизведения, выбранных тембрах, сыгранных нотах, настройках эффектов и т. д. Секвенсер записывает эти сообщения во внутреннюю память для последующего воспроизведения. Таким образом, секвенсер по своим функциям полностью аналогичен магнитофону (и чаще всего оборудуется управлением магнитофонного типа), за исключением того, что он записывает не звуковые данные, а команды для различных MIDI-устройств.
Простые MIDI-секвенсеры, называемые также MIDI-файлерами, могут только записывать и воспроизводить MIDI-потоки. Более сложные секвенсеры позволяют производить запись с последовательным наложением нескольких партий, а также редактировать уже записанные партии, изменяя их высоту звучания, громкость, тембр, темп, музыкальный размер и другие характеристики. Таким образом, совместно с синтезатором, секвенсер представляет собой мощное средство, позволяющее единственному исполнителю записать полноценное многопартийное музыкальное произведение, внести необходимые поправки, а затем перенести готовый продукт на звуковой носитель (компакт-диск, аудиокассету и т. д.) для публичного воспроизведения, тиражирования, разучивания оркестрантами и т. д.
В настоящее время наиболее распространены программные секвенсеры, то есть программы для персональных компьютеров (комерческие — FL Studio, Steinberg Cubase, Cakewalk Sonar, Apple Logic Audio и другие, бесплатные — Qtractor), выполняющие секвенсерные функции. Зачастую, помимо разнообразных средств записи и редактирования MIDI-данных, они содержат дополнительные возможности, например автоматический вывод на печать нот созданного произведения, многоканальную аудиозапись, поддержку виртуальных синтезаторов, сэмплеров и процессоров обработки.
Использование секвенсера существенно облегчает процесс записи музыкальных произведений. Например, запись одной или нескольких партий может производиться в замедленном темпе относительно заданного, самые быстрые музыкальные пассажи могут быть введены при помощи функции пошаговой записи. Операция квантования (от англ. quantize) позволяет выравнивать ритмические неравномерности исполнения, операция деквантования (dequantize, humanize), напротив, вносит легкие неравномерности в излишне «правильные», «машинные» партии (например, записанные пошагово). Таким образом, работа с секвенсером снижает требования к уровню исполнителя, что далеко не всегда положительно оценивается профессиональными музыкантами и композиторами.
Вопрос 8 Набор нотного текста. Ввод нот пошаговым способом. Два голоса в одном нотоносце. Нелегулярные длительности (Tuplets). Лиги и знаки артикуляции
Дуоли, триоли, квартоли и другие нерегулярные длительности (в английском языке они называются Tuplet) набираются следующим образом: после введения первой ноты следует нажать комбинацию Ctrl+3 на основной клавиатуре и затем сыграть две следующие ноты, получится триоль. Программа автоматически объединит её ребром и поставит тройку, а если в триоли попадает пауза или триоль четвертями или половинными, то нарисует скобочку (Bracket). Соответственно Ctrl+2 означает дуоль, Ctrl+4 – квартоль и т. д.
В музыке используется два типа лиг – для обозначения легато (Slur) и для слияния двух или более одинаковых нот в одну большую длительность (слигованные ноты).
Лига Slur вводится просто и удобно. Для этого следует выделить ноту, с которой лига начинается, и нажать клавишу S. Чтобы её продлить, просто нажмите клавишу Space (пробел). Дуга лиги будет изогнута в сторону, противоположную направлению штиля первой ноты. Если вам надо получить лигу с противоположной стороны – введите её комбинацией Shift+S.
Если где-то обнаружится лига, написанная неправильно, — это легко поправимо. Надо лишь выделить её и нажать клавишу X. У выделенной лиги появляются маленькие квадратики в её начале и конце – это точки, за которые можно лигу корректировать, ухватив мышкой. Так же можно изменять крутизну дуги, зацепившись за её средину.
То же самое можно проделать и без мышки с помощью клавиш курсора (стрелок). Изредка возникает необходимость нарисовать лигу между нотами, принадлежащими разным голосам. В этом случае надо снять все выделения и после нажатия тех же горячих клавиш просто протянуть её мышкой. Очень похожим образом вводятся и знаки crescendo и diminuendo (вилочки). Только для них горячие клавиши – H (cresc.) и Shift+H (dim.).
Те же операции и многие другие можно осуществить через открытие окна Lines из меню Create — горячая клавиша L.
Источник: studfile.net
Лучшие Daw
Чтобы #создавать #музыку на компьютере, недостаточно #таланта и #инструментов — необходима также #специальная #программа для записи и сведения дорожек. #Schmusic рассмотрел лучшие #DAW и готов о них рассказать.
Выбор программной среды для #записи и #редактирования #музыки — сложный и индивидуальный вопрос. Универсальных рекомендаций быть не может: достойное качество звука способна выдавать каждая программа из подборки, все они предлагают примерно одинаковые функции и имеют схожий интерфейс. Тем не менее они совсем не одинаковы, а поиск идеальной DAW может занять годы. В этой статье мы рассказываем, чем примечательна та или иная программа для записи музыки, и надеемся, что это сэкономит вам немного времени.
Для начала раскроем смысл нескольких терминов, которые будут часто встречаться в этой статье:
- DAW (секвенсор) — программная среда, в которой происходит запись и редактирование музыки.
- VST, VSTi, AU, AAX, RTAS — форматы плагинов — дополнительного ПО, позволяющего добавлять в DAW новые виртуальные инструменты или эффекты обработки.
- MIDI — в контексте статьи это внешние источники звука: клавиатуры, пэды, контроллеры.
- Piano roll — область редактирования партий виртуальных инструментов. На piano roll рисуются ноты, обозначается их длительность и громкость.
1. Ableton Live
Платформы: Windows, macOS.
Стоимость: от 79 евро за версию Intro до 599 евро за набор Suite при единоразовой покупке.
Для кого: для электронщиков. Особенно тех, которые играют вживую.
По данным опроса, проведённого изданием Ask.Audio, Ableton Live в 2015 году обогнал все остальные секвенсоры: 23,14% опрошенных признались, что используют его в качестве основной DAW-программы.
Ableton Live сочетает в себе качества классического секвенсора и контрольной станции для живых сетов. За эти две роли отвечают два режима отображения: Arrangement View для аранжировки и сведения и Session View для импровизаций и диджеинга.
Arrangement View напоминает интерфейс большинства других секвенсоров, но с важным преимуществом: в рабочей области мы видим только самое необходимое. Панель, не перегруженная кнопками и регуляторами, хорошо рассматривается даже на экране 13-дюймового ноутбука, а минимальные навыки владения программой приобретаются интуитивно.
Разработчики занимаются не только Live: так, они выпустили вторую версию контроллера Ableton Push (созданием первой занималась Akai), а также создали протокол синхронизации Ableton Link, который многие предпочитают устаревающему MIDI Sync, привязанному к отношениям Master / Slave. Всё это создавалось с расчётом на использование в связке с секвенсором: Ableton Live отлично взаимодействует с MIDI и интегрируется в живые наборы.
В Ableton также удобно работать с сэмплами и лупами, настраивать автоматизацию и накручивать плагины. Им пользуются многие известные артисты, например M83, kedr livanskiy и известный музыкальный блогер Эндрю Хуан (Andrew Huang).
2. Logic Pro X
Платформы: macOS.
Стоимость: 14 990 рублей. Также поставляется некоторым группам населения в комплекте программ для образования за 13 990 рублей.
Для кого: для маководов, которым тесно в рамках GarageBand.
Из минусов программы можно отметить высокую стоимость и рабочую область, которой неудобно пользоваться на небольших экранах. Несмотря на недостатки, Logic Pro X можно обнаружить почти в любой серьёзной студии звукозаписи, а пользуются ей десятки знаменитых артистов и групп. Среди них Disclosure и Foster the People, также в своей любви к секвенсору признавался, например, Антон Севидов из Tesla Boy.
3. Avid Pro Tools 12
Платформы: Windows, macOS.
Стоимость: Pro Tools First доступна бесплатно, стандартная Pro Tools обойдётся в 24,92 доллара в месяц при покупке годовой подписки, а версия для профессионалов Pro Tools HD стоит 999 долларов в год.
Для кого: для владельцев определённых аудиокарт, которые стремятся выжать максимум из своего железа и знают, чего хотят.
В программу вшит достойный набор инструментов и эффектов, она хорошо работает с MIDI и живым звуком. Спектр возможностей этой DAW широк, и на разбор всех функций может уйти много времени даже у уверенного пользователя секвенсоров. Новичкам Avid предлагает бесплатную First-версию с возможностью записи 16 дорожек.
У секвенсора есть проблемы с интеграцией VST, но он хорошо работает с AAX- и RTAS-плагинами. Как и Logic Pro X, программой Pro Tools пользуются звукорежиссёры многих профессиональных студий.
4. Image-Line FL Studio 12
Платформы: пока только Windows. Версия для macOS находится в режиме тестирования, но запустить программу можно с помощью Boot Camp. Есть приложения для iOS- и Android-устройств.
Стоимость: от 99 долларов при единоразовой покупке.
Для кого: для электронщиков и битмейкеров, работающих на Windows.
Здесь крайне неудобно осуществлять живую запись, но легко работать с композицией трека, сэмплами, MIDI, VST и набивать ноты в piano roll. В комплекте с полной версией программы идут инструменты и эффекты, некоторые из них заслуживают отдельного внимания. Например, Gross Beat, с помощью которого можно накрутить тремоло и сумасшедшие глитчи, или насыщающий и уплотняющий микс Soundgoodizer, ставший мемом в среде пользователей FL Studio.
Важное преимущество для тех, кто предпочитает пользоваться легальным софтом: за FL Studio придётся заплатить всего один раз, после чего все обновления будут доступны бесплатно.
Image-Line разработала и мобильные версии секвенсора для iOS- и Android-устройств. Проекты оттуда можно экспортировать в полноформатную FL Studio.
5. Steinberg Cubase Pro 9
Платформы: Windows, macOS, iOS (только iPad).
Стоимость: процесс покупки на официальном сайте очень неудобен. Необходимо сначала купить младшую версию программы Cubase Elements, после чего заплатить за апгрейд. Cubase проще приобрести у российского дистрибьютора «из коробки», стоимость в этом случае начинается примерно с 5 000 рублей за Cubase Elements 9 и заканчивается 27 000 рублей за Cubase Pro 9.
Для кого: для тех, кто ищет достойный и шустрый секвенсор без лишних наворотов.
Из минусов секвенсора можно отметить не самый удобный piano roll и необходимость использовать с программой достаточно большой монитор — иначе вся тирада об удобстве Studio One теряет смысл.
7. Propellerhead Reason 9.5
Платформы: Windows, macOS.
Стоимость: 369 евро при первой покупке или 129 евро за апгрейд с версии 9.0.
Для кого: для тех, в ком живёт не только музыкант, но и инженер, любящий разбираться в сложных системах.
Предыдущие версии программы использовались в связке с другими DAW и VST, в которых можно было применять настройки рэковой стойки Reason. Новейшая версия секвенсора — самодостаточный продукт, подходящий для записи музыки и поддерживающий работу с протоколом Ableton Link.
Всё это делает Reason немного странным, наиболее сложным, но, возможно, самым интересным из представленных секвенсоров.
8. GarageBand
Платформы: macOS, iOS.
Стоимость: бесплатно.
Для кого: для владельцев компьютеров Apple, предпочитающих не заморачиваться с поиском, покупкой и изучением сложных программ.
Если на вашем компьютере красуется яблоко и вы думаете, с какой DAW-программы начать, лучшим кандидатом будет простая, эффективная и бесплатная GarageBand. У неё есть встроенные инструменты и эффекты, виртуальный гитарный педалборд, эмуляторы усилителей, виртуальный барабанщик Drummer и возможность устанавливать AU-плагины.
Также GarageBand (естественно, не в качестве основной DAW-программы) пользуются многие известные исполнители, например Рианна, Nine Inch Nails и Ноэль Галлахер.
9. Cakewalk Sonar
Платформы: Windows.
Стоимость: годовая подписка стоит от 99 долларов за Sonar Artist до 499 долларов за Sonar Platinum. Есть скидки для студентов. Так, за платиновую версию программы учащимся придётся платить 349 долларов в год.
Для кого: для тех, кому по каким-то причинам не нравятся другие секвенсоры, и тех, кому приходится особенно много работать с партиями в piano roll.
Этот мощный и несложный в использовании секвенсор иногда называют Logic Pro X для Windows. К преимуществам Sonar можно отнести элегантный и настраиваемый интерфейс, ударные Addictive Drums и сэмплы от Cakewalk в комплекте и удобный piano roll.
Можно заметить, что Cakewalk не нумерует версии своей станции. Это связано с тем, что она перешла на систему подписки с ежемесячной оплатой. Помимо трёх основных редакций Sonar, разработчики предлагают Sonar Home Studio по вдвое меньшей цене, имеющую множество ограничений, но отлично подходящую для освоения навыков работы с секвенсором.
Из неочевидных преимуществ Sonar можно отметить функцию Pattern Tool — это дополнительная кисточка в piano roll, позволяющая быстро копировать музыкальные фрагменты.
Источник: schmusic.ru