Программы регионального развития что это

Федеральные целевые программы регионального развития по обеспечению единого социально-экономического пространства в Российской Федерации

В современной науке существует несколько подходов к определению целей и приоритетов региональной политики государства[1]. Согласно одному из них, ими являются: создание и упрочение единого экономического пространства; обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности; относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное значение для государства; максимальное использование природных, в том числе ресурсных особенностей регионов; комплексная экологическая защита регионов.

По мнению сторонников другого подхода[2], целями региональной политики являются: сглаживание межрегиональной диспропорции для достижения политической и социальной стабильности, экономической эффективности; влияние на демографические показатели и экономическую активность населения; развитие сырьевой периферии и иных депрессивных территорий; улучшение использования ресурсов путем снижения безработицы и неэффективной занятости, повышения предпринимательской активности и развития перспективных отраслей экономики.

Секция «Вопросы регионального развития в русле трансдисциплинарной регионологии» (очно)

С учетом мероприятий, проводимых в рамках региональной политики, выделяют следующие направления: бюджетное (перераспределение между регионами государственных финансов); налоговое (установление системы налоговых платежей и льгот, определяющей налоговый режим региона); ценовое (государственное регулирование цен и тарифов с учетом регионального фактора); инвестиционное (меры по поддержанию инвестиционной активности в регионе и повышению его инвестиционной привлекательности); структурное (меры по поддержке и реструктуризации отраслей промышленности и отдельных предприятий); институциональное (система мер, связанных с приватизацией и взаимоотношением государства с частным собственником); социальное (мероприятия, направленные на обеспечение социальных гарантий населения, улучшение состояния окружающей среды и т.д.).

Любая политика – это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а так же методы, средства и институты, с помощью которых данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются[4].

Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.

Главным интересом каждого региона остается сбалансированность социальных, экономических, природоресурсных и иных отношений; обеспечение на этой основе стабильного и согласованного развития всех элементов локализованной сферы, соответствующего потребностям человека, общества и природы. При этом подразумевается, что кроме общеэкономического, общесоциального и иных общих потенциалов есть мощный внутрирегиональный потенциал, который можно реализовать исключительно на местном уровне – и это одна из первейших задач региональной политики, проводимой как самими регионами, так и государством.

Две проблемы регионального развития // Гришина И.В.

Отсюда можно сделать вывод, что региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами, — это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной сферы на конкретной территории и с учетом местных условий.

В условиях рыночных отношений государственная региональ­ная политика должна вырабатываться с учетом децентрализации экономики, укрепления финансово-хозяйственной самостоятель­ности политических и административно-территориальных еди­ниц, изменения и перераспределения функций между центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Государственная региональная политика – самостоятельное направление государственной политики по регулированию регионального развития в соответствии с федеральными приоритетами.

создать во всех регионах Российской Федерации равные политические и социально-экономические условия для ре­ализации на их территории прав, установленных в Консти­туции России и федеральных законах;

гарантировать получение всеми гражданами России ми­нимальных социальных стандартов и равной социальной и правовой защиты.

Реализация данных целей предполагает: создание в регионах благоприятной среды для установления новых экономических отношений и общехозяйственных условий, облегчающих функ­ционирование субъектов хозяйствования различных типов соб­ственности; формирование в регионах условий для реализации интересов территорий (как совокупных интересов проживающе­го населения); активное содействие местному самоуправлению; воссоздание (реконструкцию) полноценной межрегиональной инфраструктуры, способствующей становлению единого эконо­мического пространства страны, эффективному территориальному разделению и интеграции общественного труда, развитию рыноч­ных отношений; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное значение для России; оказание государственной поддер­жки депрессивным регионам.

Основными направлениями реализации государственной ре­гиональной политики являются:

формирование правовых основ федеративных отношений и местного самоуправления (что подразумевает перераспреде­ление полномочий между федеральными органами, субъек­тами Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с реально выполняемыми ими функциями), а также практическое обеспечение конституционного прин­ципа взаимного равноправия субъектов РФ;

систематическая разработка прогнозов социально-экономи­ческого развития Российской Федерации и федеральных целевых программ; ме­тодическое и нормативное обеспечение деятельности орга­нов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и ор­ганов местного самоуправления; периодическое изменение административно-территориального деления страны — как отражения происходящих перемен в ее политическом и со­циально-экономическом развитии.

обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации, которое определяется общностью государственного руково­дства, денежной, налоговой, бюджетной и финансовой си­стем, единым информационным пространством, скоор­динированным развитием основных институциональных структур;

стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России и повышение на этой основе уровня жизни всех слоев населения;

повышение квалификации госслужащих, занимающих выс­шие, главные и ведущие государственные должности, а так­же резерва на их замещение; координация научной и учеб­ной работы региональных кадровых центров; координация деятельности организаций и учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации госслужащих, и др.

Региональное развитие – режим функционирования региональной системы, ориентированный на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым и сбалансированным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов региона.

Регулирование регионального развития – специально организуемые системные действия общегосударственного, регионального и местного масштаба но обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, направленного на улучшение качества и повышение уровня жизни населения[5].

Объект государственной региональной политики – регион, в отношении которого осуществляется установленная настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами государственная региональная политика.

Приоритеты государственной региональной политики — научно обоснованные, наиболее значимые и определяемые стратегическими задачами внутренней и внешней политики государства направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по совершенствованию региональных отношений.

Региональный мониторинг — постоянно действующая система учета, сбора, анализа и распространения информации, используемой для обоснования приоритетов, определения задач, выявления конфликтов, сдерживающих факторов реализации государственной региональной политики.

Федеральные целевые программы регионального развития являются основными инструментами государственной региональной социально-экономической политики для достижения целей государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации.

Предметом федеральных целевых программ регионального развития являются конкретные проблемы федерального и совместного ведения.

Федеральная целевая программа регионального развития – взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленный на решение проблем федерального или совместного ведения в развитии инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона Российской Федерации и обеспеченный частично или полностью финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации[6].

Государственный заказчик федеральной целевой программы регионального развития – орган исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, ответственный за организацию разработки и реализации федеральной целевой программы регионального развития (определяется Правительством Российской Федерации).

Государственный заказчик – координатор федеральных целевых программ регионального развития – главный организатор взаимодействия нескольких государственных заказчиков по одной программе (определяется Правительством Российской Федерации).

Дирекция федеральной целевой программы регионального развития – организационная структура, осуществляющая текущее управление федеральной целевой программой регионального развития, формируется государственным заказчиком.

Проблема федерального или совместного ведения – устойчивая ситуация (тенденция), сформировавшаяся в определенном регионе, оказывающая негативное воздействие на развитие, как этого региона, так и страны в целом, для изменения (преодоления) которой необходимы целенаправленные действия органов государственной власти страны и регионов.

Отбор проблем для программной проработки осуществляет уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе организации мониторинга состояния территорий по единой системе критериев и правил[7]. Перечень проблем федерального и совместного ведения должен формироваться в виде соответствующего раздела в системе долгосрочных и среднесрочных прогнозных документов территориального развития Российской Федерации. Главным критерием, определяющим правомерность придания федеральной целевой программе регионального развития статуса федеральной, должна быть направленность целей и задач программы на решение федеральных или проблем совместного ведения.

Читайте также:
Extreme injector что за программа

Основными принципами отбора проблем являются[8]:

– особая значимость проблемы для осуществления крупных структурных изменений и повышения эффективности развития регионов;

– сохранение единого экономического пространства и территориальной целостности страны;

– координация межотраслевых производств, создание кооперационных связей в технологически сопряженных отраслях различных регионов;

– создание условий, стимулирующих инновационную и инвестиционную активность хозяйствующих субъектов и широкое использование научно-технических достижений в региональном развитии;

– обеспечение регионального паритета в части повышения бюджетного потенциала регионов-реципиентов и достижения минимальных государственных социальных стандартов;

– освоение районов с источниками ресурсов федерального значения;

– ликвидация крупномасштабных катастроф природного и техногенного происхождения или политических конфликтов.

Социально-экономическое развитие является одним из важнейших направлений региональной политики. Для наиболее эффективного социально-экономического развития регионов государство использует такой инструмент как целевые программы регионального развития.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что существуют трудности и проблемы регионального развития связанные с институциональной неупорядоченностью разработки и реализации региональной политики. Для успешного становления региональной политики необходим механизм, который сможет поддерживать баланс различных интересов.

В данном случае государственных и региональных, и в котором одну из основных ролей может и должно сыграть прогнозирование социально-экономического развития региона. Эффективная региональная политика характеризуется достижением компромисса между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов. Объединительной идеей государственной и местной региональной политики может и должна стать устойчивость и стабильность межрегиональных отношений. Главным же интересом каждого региона остается сбалансированность социальных, экономических, природоресурсных и иных отношений; обеспечение на этой основе стабильного и согласованного развития всех элементов локализованной сферы, соответствующего потребностям человека, общества и природы. При этом подразумевается, что кроме общеэкономического, общесоциального и иных общих потенциалов есть мощный внутрирегиональный потенциал, который можно реализовать исключительно на местном уровне.

[1]А.В. Шапошников. Цели и задачи региональной политики государства по отношению к удаленным и труднодоступным территориям // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. – 2008. — №5. – С. 58-62.

[2] Там же. – С. 58-62.

[3] А.В. Шапошников. Цели и задачи региональной политики государства по отношению к удаленным и труднодоступным территориям // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. – 2008. — №5. – С. 58-62.

[4] Забелин С.Е Роль и место прогнозирования в региональной политике государства // Региональная экономика: теория и практика. 2007. — №9. – С. 146 -149.

[5]Штульберг Б.М. Региональная политика России: теоретические основы задачи и методы реализации. – М.: Гелиос АРВ, 2009. – С. 148.

[6]Постановление ГД ФС РФ от 27.06.2001 N 3316-III ГД «О проекте Федерального закона N 68749-3 «О федеральных целевых программах регионального развития». – Ст. 2. Гл. 1.

[7]Постановление ГД ФС РФ от 27.06.2001 N 3316-III ГД «О проекте Федерального закона N 68749-3 «О федеральных целевых программах регионального развития». – Ст. 4. Гл. 2.

[8] Сазонов В.Г. Планирование и прогнозирование в условиях рынка: Учебное пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2006. – С. 63.

Источник: be5.biz

Региональные целевые программы как основной инструмент регионального развития

Бреусова Е. А., Яковенко Е. В. Региональные целевые программы как основной инструмент регионального развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 511–515. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46121.htm.

Аннотация. Формирование региональных программ социально-экономического развития сегодня наиболее актуальное и перспективное направление программно-целевого планирования в России, так как поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка являются важнейшими аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития.

Ключевые слова: региональные целевые программы, социально-экономическое развитие регионов
Полный текст статьи

Регулирование регионального развития страны является одной из важнейших функций современного государства. Путем осуществления целенаправленной и последовательной региональной политики государство стремиться повысить уровень социально-экономического развития территории, сгладить дифференциацию регионов по основным социально-экономическим показателям, обеспечить хороший инвестиционный климат в регионе и т.д.

Главным инструментом влияния на социально-экономическое развитие регионов является разработка и внедрение государственных целевых программ, которые охватывают практически все сферы социально-экономической деятельности государства — здравоохранение, жилье, транспорт, экологию, оборону и безопасность, науку, культуру и т.д. Они направлены на поддержку стратегически значимых для страны и региона приоритетных направлений и вопросы их реализации затрагивают практически все регионы, все отрасли экономики, касаются каждого жителя страны.

Целевые программы являются ключевым средством реализации государственной политики, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального, регионального и местного уровней. Целевые программы являются средством управления и регулирования стратегиями социального, научно –технического и экономического развития, способом аккумулирования ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Преимущество целевых программ в том, что они обеспечивают концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях. Программы позволяют ускорить развитие приоритетных отраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции.

Программно-целевое управление в широком смысле рассматривается как воздействие субъекта управления на объект управления, вырабатываемое на основе методологии системного анализа. Средства достижения целей управления определяются, исходя из этих целей и охвата всех стадий воспроизводственного процесса (жизненного цикла). В узком смысле сущность программно-целевого управления сводится ими только к разработке и реализации целевых комплексных программ различного типа.

Разработка региональных программ — это целенаправленный и последовательный процесс аккумулирования всех возможностей регионов на различных уровнях.

Региональные программы обладают строгой целевой направленностью и по сравнению с федеральными государственными программами относительно небольшими объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, адресностью, ограничением временных интервалов и связываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой страны.

Основные задачи региональных программ:

-формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;

-выравнивание межрегиональных различий по социально-экономическим показателям;

— эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;

-сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;

-охрана окружающей среды;

-преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;

-сохранение культурно- исторического наследия региона, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно — политической и правовой обстановки

-формирование информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов.

Наиболее сложной проблемой является разработка программы комплексного развития экономики и социальной сферы региона как целостного образования, поскольку в этом случае необходимо учесть все многообразие ограничений на экономическое развитие региона, а именно: состояние природного фактора, современную социально-демографическую ситуацию, прогноз социальной напряженности в регионе и пр. Для стабильного развития региона необходимо решать задачи стратегического порядка, призванные обеспечить совершенствование социально-экономического развития.

Специфика региональных программ заключается в следующем:

— отбор региональных проблем производится территориальными органами власти;

— управление проектированием и реализацией программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона;

— программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона (край, область, города федерального значения);

— финансирование программ осуществляется в основном за счет средств соответствующего региона, а также за счет средств государства, инвестиций и т.д.;

— региональные программы увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой страны;

— региональные программы обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов.

Базовыми методологическими принципами разработки и реализации региональных программ в современных условиях являются:

— комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе ее выполнения;

— целевая направленность и системность мероприятий программы;

— вариантная разработка мероприятий программы с учетом неопределенности (альтернативности) условий ее реализации;

— ресурсная обеспеченность программы;

— адресность заданий программы (исполнители, сроки, контрольные показатели и т.п.);

— обеспечение управляемости программы (создание необходимых правовых, организационных, финансовых механизмов).

Читайте также:
Локомотив что это за программа

Таким образом, основной целью региональной программы является эффективное использование и развитие в рыночных условиях природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала региона, преимуществ его участия в национальном и международном разделении труда и повышение на этой основе уровня жизни населения региона [1].

Оценить результативность комплекса мероприятий региональной целевой программы довольно сложно. Если учесть существующие критерии народнохозяйственной и социальной эффективности государственного регулирования экономики в целом: обеспеченность общественными благами национальных потребностей, вклад государственной собственности в снижение издержек частного предпринимательства и повышение его конкурентоспособности, вклад государственного сектора в обеспечение национальной безопасности, то косвенным показателем оценки регулирующего действия государства относительно сектора является доля государственных расходов на услуги в валовом внутреннем продукте. Тем не менее, оценка результатов реализации комплекса мероприятий целевой программы развития сферы услуг на уровне регионального развития может быть проведена на основе анализа динамики таких показателей, как:

1) динамика численности предприятий сферы услуг;
2) динамика масштабов предприятий сферы услуг;

3) доля налоговых отчислений предприятий сферы услуг в доходах региональных и муниципальных бюджетов;

4) обновление материально-технической базы предприятий сферы услуг;
5) количество предоставляемых услуг в натуральном и стоимостном выражении;
6) уровень соответствия законодательств в сфере услуг и хозяйственной практики;

7) динамика уровня благосостояния пайщиков предприятий сферы услуг и населения обслуживаемых территорий;

8) объемы бюджетного и частного финансирования деятельности сервисного сектора экономики;
9) степень диверсификации сервисной экономики;

10) уровень информационной обеспеченности функционирования сервисного сектора экономики и т.д.

Таким образом, меры государственного регулирования сферы услуг позволят обеспечить устойчивое ее развитие как на уровне региона, так и в целом по стране .

Список литературы

1. Заволодько А.С., Бреусова Е.А. Вопросы стратегического развития муниципального образования на применре г.Шахты, ростовская область. Естественно-гуманитарные исследования 2015. №7 (1) с.32-38.

Источник: e-koncept.ru

Региональные целевые программы и их роль в системе управления регионами

На современном этапе развития все большую значимость для функционирования и развития регионов приобретают региональные целевые программы. Их разработка и реализация стали неотъемлемыми элементами региональной политики. Такие программ нацелены на развитие, поддержание тех направлений, которые являются наиболее проблемными или особенно важными для региональных сообществ.

Составление таких программ производится с учетом ряда принципов:

— необходимо выстраивать структуры регионального функционирования таким образом, чтобы создать благоприятные условия для жизни людей, повысить качество их жизни

— задачи должны быть сформулированы таким образом, чтобы при их решении была достигнута основная цель

— приоритетной должна быть направленность на развитие человека, на создание всех необходимых для этого условий

— в наличии должны находиться необходимые для достижения целей ресурсы

— должны быть определены наиболее важные направления при достижении поставленной цели

— необходимо произведение расчетов с целью выявления требующихся ресурсов, определения соотношения запланированных затрат и получаемых благ

— должны использоваться действенные методы управления, такие как маркетинг, мониторинг, стратегическое планирование и др.

Целевая программа регионального развития представляет собой проект по реализации тех ил иных целей, связанных с улучшением функционирования регионов, их развитием. Целевая программа предполагает наличие определенного содержания, указание запланированных сроков реализации, ресурсов, которые предполагается использовать для достижения поставленных задач, и т.д. В таких программах указываются мероприятия, которые необходимо провести для развития той или иной сферы, меры, которые нужно принять для решения проблем региона.

За реализацию целевых программ регионального развития ответственен орган исполнительной власти РФ или субъекта РФ, определяемый Правительством.

В качестве предмета целевых программ, разрабатывающихся на федеральном уровне, выступают определенные проблемы, которые находятся в сфере федерального или же совместного ведения. Сами же федеральные целевые программы, касающиеся регионального развития, находятся в совместном ведении центральной власти и субъектов РФ.

Целевые программы являются инструментами региональной политики, направленные на всестороннее развитие регионов, на разрешение имеющихся в них проблем.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и региональные органы исполнительной власти проводят оценку состояния субъекта РФ, на основании сделанных выводов выявляют проблемы, требующие программной проработки.

Посредством конкурсного отбора определяются объекты и проекты программ, а так же их исполнители, при этом учитываются положения, закрепленные в нормативно-правовых актах РФ.

Региональные целевые программы направлены на социально-экономическое развитие регионов, на разрешение региональных проблем. Целевые программы разрабатываются, утверждаются и реализуются с участием указанных властных структур. Их реализация производится по определенным схемам.

Целевые программы предполагают комплексный подход к достижению поставленных целей и объективность выбора тех или иных целей. Они играют важную роль в систему управления, во многом определяют деятельность властей, осуществляемую в рамках региональной политики. Целевые программы являются комплексным подходом к достижению необходимых для региона целей, они предполагают оценку всех факторов влияния на выбранную сферу или проблему, разработку наиболее эффективных методов достижения цели.

Содержание региональных целевых программ

Реализация региональных целевых программ – один из важных инструментов региональной политики. Конкретные цели и задачи целевых программ могут быть различными, но все они направлены на улучшение условий жизни в регионе. Это может выражаться в решении социальных проблем, в повышении экономического уровня региона и т.д.

Содержание региональных целевых программ отражает следующие позиции:

— цели и задачи разработанной программы

— ее значимость, актуальность для региона, страны, общества

— объекты, предметы, на которые направлены действия, описанные в программе

— данные исследований, проводимых в области, на преобразование которой направлена программа

— диагностика проблем регионов рассматриваемой сферы

— описание конкретных мер и мероприятий

— способы реализации программы

— затраты на программу, источники финансирования

— оценка значимости результатов.

В программе указывается, на какие отрасли деятельности региона, на какие гриппы людей, организации она направлена. В связи с этим актуальным является проведение исследований, позволяющих выявить особенности объекта и предмета воздействия, спрогнозировать их реакцию на мероприятие, запланированные программой, проанализировать результативность этих действий. Полученные результаты также могут быть зафиксированы в программе.

Региональные целевые программы предполагают комплексную оценку всех имеющихся факторов, способных оказать влияние на ее реализацию и повлиять на результаты. Влияние этих факторов может быть как положительным, так и негативным, они так же могут выявляться и указываться в программе.

Основы содержания целевой программы также составляет подробное описание мер, мероприятий, действий, которые планируется реализовать в ее рамках. В ней указываются методы эффективной реализации программы, воплощения в жизнь запланированных действий, участники программы (организации, физические, юридические лица, властные структуры), которые должны будут реализовывать данную программу. Также должен разрабатываться финансовый план, в котором указываются распределения средств, источники финансирования, необходимые ресурсы и способы их получения.

Важной составляющей региональных целевых программ является прогнозирование результатов, которые должны соответствовать поставленным целям и задачам. В рамках программы производится оценка запланированных результатов, указывается их значимость, может оцениваться вероятность их полного достижения с учетом различных факторов влияния и рисков.

Региональные целевые программы направлены на развитие различных отраслей и на решение различных проблем, которые имеют свою специфику и требуют особого подхода. Содержание программы должно включать основные положения, но акценты могут расставляться с учетом специфики выбранной сферы.

Источник: infopedia.su

Региональное развитие: цели и задачи, особенности процесса

Термин «развитие» является одним из часто употребляемых в различных областях знаний. Под ним подразумевается поступательное восходящее движение к чему-либо. Развитие – это прогрессивное направленное изменение показателей, причем чаще всего речь идет именно о росте. Применительно к экономике развитие означает прогресс в той или иной области экономической деятельности. В форме графика этот процесс будет иметь вид восходящей линии (прямой или неровной) относительно общей временной шкалы.

Иногда под развитием подразумевают и обратный процесс, связанный со снижением показателей. В этом случае говорят о развитии регресса (спада) в экономике, об отрицательном развитии экономики. Но в таком понимании термин «развитие» используется реже. Региональное экономическое развитие является составной частью мирового развития.

развитие городов

Мировой процесс

Развитие экономики происходит во всем мире и связано с общим развитием человечества. Менее совершенная техника сменяется более совершенной, повышающей производительность труда. Растут масштабы добычи ресурсов, объемы урожаев, личное благосостояние граждан и количество потребляемой ими продукции. Глобальный ВВП также растет.

Читайте также:
Cyberlink powerdvd 10 что это за программа и нужна ли она

Наряду с этим, в отдельных регионах происходит обратный процесс и показатели экономики снижаются. Сейчас самым ярким примером этого является Венесуэла, где произошел обвал экономических показателей.

регионального экономического развития

Экологические проблемы

Развитие экономики почти всегда сопровождается издержками в виде сокращения природных площадей, увеличения нагрузки на окружающую среду, климатических изменений, загрязнения, роста числа заболеваний, сокращения отдельных хозяйственных секторов (например, рыбного, охотничьего, рекреационного). Наибольший вред окружающей среде наносит экстенсивное промышленное и сельскохозяйственное развитие, урбанизация и так называемый промышленный туризм, который активно пропагандируют в нашей стране.

Экономическое развитие и социальная сфера

Погоня за экономическим прогрессом может даже навредить социальной сфере. Чрезмерная нагрузка на работников, повышение пенсионного возраста, стимуляция рождаемости и другие подобные меры не являются благом для населения, хотя и способствуют экономическому росту. Поэтому во многих странах все больше внимания уделяют социальному аспекту, стараясь не только повысить голые цифры, но и сделать жизнь людей лучше. Оптимальным вариантом этого является социалистическая система. В рамках капитализма сделать это сложнее. Основные аспекты социально-экономического развития:

  • увеличение доходов населения;
  • перемены в различных структурах общества;
  • изменение общественного сознания;
  • изменение привычек и традиций.

Главной целью экономического развития во многих странах является улучшение качества жизни населения, а не голые цифры. Сейчас такой подход получает все большее распространение.

город москва

Экономическое развитие регионов

В каждом регионе есть свои слабые места и свои проблемы, а потому федеральные программы необходимо корректировать на региональном уровне, подстраивая под особенности конкретного региона. Главными целями регионального социально-экономического развития являются: повышение доходов граждан, снижение нищеты, улучшение здравоохранения, развитие регионального образования, повышение качества продуктов питания, решение экологических проблем, развитие культуры, спорта, рынка труда, формирование зон отдыха и их благоустройство.

В регионах, утративших свое былое экономическое значение, необходимым является создание новых производств, отвечающих потребностям времени, переквалификация рабочего персонала. Такие районы должны быть на особом контроле у федеральных властей.

Министерство регионального развития РФ

Процесс развития должен находиться под контролем центральной власти страны. В целях координации при решении таких вопросов и управления этими процессами был создан федеральный центр — Министерство регионального развития Российской Федерации. До сентября 2014 года оно называлось Минрегион России. Сейчас министром данного ведомства является Игорь Николаевич Слюняев, который наделен полномочиями отдавать приказы.

Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в части благоустройства регионов. Ответственен за предоставление государственной поддержки, реализацию проектов по социально-экономическому развитию субъектов РФ.

Большое внимание уделяется защите прав национальных меньшинств и малых народов, проживающих на территории России. Для поддержки используются средства Инвестиционного фонда Российской Федерации, выделения из федерального бюджета. Разрабатываются программы комплексного территориального развития, правила по выделению средств. Рассматриваются и изучаются вопросы по градостроительству, жилищно-коммунальному хозяйству, реализации федеральных целевых программ. Появление института регионального развития позволяет оперативно и с минимальными затратами курировать различные виды деятельности в регионах, что позволит интенсифицировать процессы управления страной и ускорить общий экономический рост.

Способы оценки экономического развития регионов

Стандартным методом оценки регионального экономического развития является анализ объемов производства. В основном под ним подразумевается материальное производство. Немаловажным является и динамика величины доходов населения. В настоящее время этот подход постепенно пересматривается.

Международные организации предлагают расширить перечень показателей, включив в него такие аспекты, как здравоохранение, образование, защита окружающей среды, качество жизни граждан. Программа развития ООН предлагает использовать так называемый индекс развития человека. Показатели по каждому из этих направлений отслеживают отдельно.

город сочи

Индикаторов экономического развития регионов очень много. Состояние и число детских садов, школ, высших учебных заведений, общий уровень образования и квалификации рабочих являются важными параметрами, определяющими степень развития региона. Современными индикаторами являются и такие, как соблюдение прав потребителей, качество продуктов и товаров.

Проблемы развития в регионах РФ

По ряду параметров нашу страну по праву относят к числу развивающихся. Так, состояние медицины является одним из самых худших в мире. В России низкая продолжительность жизни, высокая распространенность хронических заболеваний. Во многом это связано с привычками и укладом жизни самого населения. Весьма распространено в России пьянство.

Отмечается низкий уровень культуры, экологического самосознания. Резко тормозит экономический и социальный прогресс неравенство по доходам.

Негативные тенденции распространяются и на качество продуктов питания, товаров и услуг. Уровень доходов населения также весьма низкий. Во многих городах имеются серьезные проблемы с экологией. Наиболее развиты в нашей стране, конечно, нефтедобывающие регионы Западной Сибири, а также Московский регион. Они в большей мере соответствуют критериям экономически развитых стран.

Военная сфера

Военная сфера, которая у нас развита лучше всего, к числу показателей социально-экономического развития не причисляется и рассматривается лишь в контексте развития вооруженных сил. При этом нередко она является толчком к прогрессу в экономике и социальной жизни региона, способствует развитию регионального образования, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, торговли и т. д.

Депрессивные регионы

В России есть отсталые депрессивные регионы, которые процветали в период Советского Союза, после развала которого продукция, которую они производили, оказалась невостребована, что резко ухудшило их социально-экономическое положение. Быстрое истощение запасов традиционной нефти в Западной Сибири может привести к тому, что такие развитые сейчас города, как Тюмень, станут быстро деградировать. Снижение добычи может начаться уже в ближайшие годы. При этом данный регион не подходит для развития сельского хозяйства.

Территориальные субъекты, не зависящие от добычи невозобновляемых ресурсов, смогут развиваться и имеют меньше шансов стать депрессивными. Сельское хозяйство и туризм при правильном подходе могут быть источником стабильного дохода и не потеряют актуальности в будущем.

Вероятные риски здесь связаны с изменением климата и возможным истощением почв (при неправильном использовании). Известно, что чернозем имеет тенденцию к истощению. При наличии неблагоприятных климатических сдвигов эти тенденции могут усилиться. В прошлом году Европа потеряла значительную часть урожая, вследствие засухи и сильной жары, вызванных глобальным потеплением. А горнолыжные курорты Швейцарии имеют по этой же причине большие проблемы.

управление региональным развитием

В России немало регионов находится в зоне рискованного земледелия, в которых сельское хозяйство может стать (или уже стало) нерентабельным. Это повлияет на уровень их экономического развития. К ним относятся: Поволжье, Ростовская область, Южный Урал, юг Западной Сибири и некоторые другие.

Стратегия государства

В основе управления региональным развитием лежит дифференцированный подход в реализации государственной региональной политики, учитывающий различия в ресурсной базе, региональные отличия, особенности истории региона и социокультурного фона.

институт регионального развития

Развитой стратегией планирования отличался Советский Союз. После его развала в начале 90-х возобладала тенденция доминирования рынка. Хаотичный характер управления сохраняется и сейчас. И если на федеральном уровне ситуация после 90-х частично выправилась, то на региональном часто имеются серьезные проблемы с планированием.

Нередко развитие тех или иных производств в регионах не ведет к заметному улучшению социально-экономической ситуации в них. Это связано с тем, что многие производства находятся в подчинении столичных частных компаний, которые не всегда заинтересованы в процветании того субъекта, где они ведут свою хозяйственную деятельность.

Четкая стратегия развития регионов часто отсутствует. Имеются лишь отдельные ее элементы. Отсутствие качественного государственного планирования и полноценных центров регионального развития субъектов Федерации ведет к тому, что многие из них существуют сами по себе, что препятствует улучшению экономики страны в целом. В результате каждый собственник преследует прежде всего свои личные интересы, что приводит к хаотичности и несогласованности различных видов хозяйственной деятельности в регионах.

сельское хозяйство

Принятые документы

Тем не менее принято довольно много документов, касающихся вопросов регионального планирования. Существует концепция по долгосрочному социально-экономическому развитию до 2020 года. При планировании приоритетными направлениями являются: энергетика, транспорт, образование, здравоохранение, строительство трубопроводов. Ответственным за проведение политики в области регионального развития является Правительство Российской Федерации.

Источник: fb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru