1. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении основных направлений социально-экономического развития соответствующих территорий предусматриваются мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности, а также разработка и реализация региональных программ развития торговли.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности и, в частности, предусматривающие:
1) стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами;
2) поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности;
Рэй Далио: Меняющийся мировой порядок | Русский язык (дубляж)
3) стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, путем организации и проведения выставок в области торговой деятельности, ярмарок.
3. Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли:
1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;
2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности;
4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.
Статья 18. Региональные и муниципальные программы развития торговли
1. Для содействия развитию торговли органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли (далее в настоящей статье — программы развития торговли), учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
2. Программы развития торговли разрабатываются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.
Амортизация простыми словами за 3 минуты
3. В программах развития торговли определяются:
1) цели, задачи и ожидаемые результаты развития торговли с учетом достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
2) мероприятия, направленные на достижение целей государственной политики в области торговой деятельности, в том числе мероприятия по оказанию приоритетной поддержки в развитии торговли товарами российским производителям товаров, субъектам малого или среднего предпринимательства, формированию конкурентной среды, развитию торговли в сельской местности;
3) объем и источники финансирования мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности;
4) основные показатели эффективности реализации программ развития торговли;
5) порядок организации реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией.
4. Основными показателями эффективности реализации программ развития торговли являются:
1) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
2) повышение доступности товаров для населения;
3) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Статья 18. Региональные и муниципальные программы развития торговли
1. Для содействия развитию торговли органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли (далее в настоящей статье — программы развития торговли), учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
2. Программы развития торговли разрабатываются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.
3. В программах развития торговли определяются:
1) цели, задачи и ожидаемые результаты развития торговли с учетом достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
2) мероприятия, направленные на достижение целей государственной политики в области торговой деятельности, в том числе мероприятия по оказанию приоритетной поддержки в развитии торговли товарами российским производителям товаров, субъектам малого или среднего предпринимательства, формированию конкурентной среды, развитию торговли в сельской местности;
3) объем и источники финансирования мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности;
4) основные показатели эффективности реализации программ развития торговли;
5) порядок организации реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией.
4. Основными показателями эффективности реализации программ развития торговли являются:
1) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
2) повышение доступности товаров для населения;
3) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения;
4) создание условий для увеличения спроса на товары российских производителей товаров.
Источник: www.klerk.ru
СТРАТЕГИЯ развития торговли в Российской Федерации до 2025г
1
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от_________ 2019 г. № ______
СТРАТЕГИЯ
развития торговли в Российской Федерации до 2025 г.
1. Общие положения
1.1. Краткие итоги 25 лет развития торговли в условиях рынка. Свобода
торговли
В 2017 г. исполнилось 25 лет Указу Президента России от 29 января 1992 г.
№ 65 «О свободе торговли» ( Указ о свободе торговли). Это дает возможность
подвести итоги развития торговой отрасли за минувшие 25 лет.
Указ о свободе торговли открыл принципиально новую страницу в
экономической истории России. С 1992 до 2014 гг. оборот розницы вырос в три
раза. А по непродовольственным товарам рост оборота составил почти четыре раза.
Это означает, что наши граждане стали потреблять не просто существенно
больше, а потреблять качественно иные товары. Постоянно росли как ассортимент
товаров и услуг, так и комфорт услуг торговли для потребителей. С каждым годом
всё большее количество товаров становились доступными широким слоям
населения, хотя раньше их могли позволить себе лишь избранные.
Появились совершенно новые форматы торговли, которые не были известны
советскому и российскому потребителю – современные торговые сети мирового
уровня. Ассортимент наших магазинов сейчас принципиально не отличается от
магазинов других цивилизованных стран, о чем еще каких-то 25 лет назад никто не
мог и подумать, а качество сервиса российских торговых операторов для
покупателей во многих случаях даже опережает сервис их европейских и
американских коллег.
Можно с уверенностью сказать, что торговля и общественное питание – одни
из немногих отраслей экономики, которые стали несоизмеримо лучше, чем были в
советское время. Однако нам ещё далеко до совершенства и настоящей
2
многоформатности и многообразия развитых стран, но между торговлей образца
1930 – 1991 гг. и торговлей сегодняшнего дня – настоящая пропасть.
Рецепт преодоления этой пропасти был очень прост – дерегулирование,
либерализация торговли и максимальное высвобождение частной инициативы.
Старт этим преобразованиям и был дан Указом о свободе торговли. Его
можно назвать тем гигантским шагом вперёд, который позволил нам достаточно
быстро забыть дефицит с очередями, спецраспределители для номенклатуры,
забыть хамство и вороватость продавцов, унылое однообразие и бедность всего,
что было связано с потребительским рынком.
Свобода торговли позволила создать в России современное производство
продуктов питания и многих других товаров – от бытовой техники до автомобилей.
В стране никогда не производилось таких продуктов питания и потребительских
товаров, как сейчас. В стране никогда не использовались такие современные
технологии, какие используются сейчас, как в производстве потребительских
товаров, так и в управлении бизнес-процессами в торговле, производстве и
логистике.
Конечно, качество, да и зачастую цены на потребительские товары на Западе
более благоприятны для потребителей. Но это – следствие большего количества и
многообразия всех форматов торговли, большей свободы предпринимательской
деятельности и, как следствие, большей конкуренции как среди производителей,
так и среди торгующих предпринимателей.
Наконец, свобода торговли позволила людям попросту нормально одеться,
обуться, быть уважающими себя полноправными потребителями, имеющими
широкий выбор, а не несчастными добытчиками хотя бы какой-нибудь еды и
одежды, коими подавляющее большинство граждан было до 1990-х годов.
Рецепт, как снова добиться роста, очень прост. Нужно сменить
наметившийся тренд на усиление административного давления на бизнес и
вмешательство государства в экономику. Пути продолжения укрепления одной из
самых конкурентных отраслей и драйвера российской экономики – торговли –
изложены в настоящей Стратегии развития торговли в Российской Федерации до
2025 г. (далее – Стратегия).
1.2. Цель и задачи Стратегии. Комфортная потребительская среда
Целью Стратегии является формирование комфортной среды для граждан и
субъектов предпринимательской деятельности (как производителей товаров, так и
3
субъектов торговой деятельности) через развитие многоформатной
инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм
предпринимательской активности. Иными словами – построение системы, при
которой одновременно обеспечивается удовлетворенность трех участников
отношений в сфере торговли, а именно:
1. потребителя. Любой потребитель сообразно своему вкусу, желаниям и
достатку должен иметь возможность в пределах места жительства и работы
приобретать товары, в том числе отечественного и местного производства по
справедливой цене, на приемлемых и комфортных условиях, с возможностью
выбора разных торговых форматов и хозяйствующих субъектов, осуществляющих
розничную торговлю, то есть на конкурентных условиях;
2. производителя любого объема качественной и востребованной
продукции. Любой производитель должен иметь возможность удобно,
предсказуемо, выгодно и гарантированно сбывать свой товар через адекватный
этому производству торговый формат или торговые форматы;
3. субъекта торговли – предпринимателя. Субъект торговли
профессионально выполняет функцию по соединению интересов потребителей и
производителей и транслирует производителю запросы и предпочтения
потребителей. Для производителя субъект торговли выступает как безусловный
представитель потребителя. Поэтому субъект торговли должен иметь возможность
беспрепятственно легально осуществлять торговую деятельность, комфортно
открывать, вести и расширять свой торговый бизнес.
В городе потребитель везде, в пределах шаговой доступности, должен иметь
возможность исходя из своих доходов купить еду, одежду, товары первой
необходимости для дома, а также приобрести готовую еду или поесть в объектах
общественного питания — как в формате быстрого питания, в том числе уличного,
так и в формате кафе и ресторана. К такому же уровню доступности должны
относиться розничные рынки, ярмарки и иные малые форматы торговли.
Помимо этого, потребитель должен иметь в месте своего жительства, в
пределах комфортной транспортной доступности, услуги, предоставляемые
современными торговыми центрами, гипер- и супермаркетами, крупными
специализированными магазинами строительных материалов и товаров для дома,
дачи, сада, иных специализированных магазинов.
Наконец, должна быть максимальная представленность в торговле брендов
как товаров, так и торговых операторов. По-настоящему комфортная
потребительская среда подразумевает, что потребитель имеет реальную
возможность приобрести любые товары, которые предлагает современный
мировой рынок потребительских товаров и услуг, в том числе одежду, обувь и
иные товары зарубежных брендов (торговых марок).
4
Необходимо отметить, что транснациональные и международные торговые
операторы задают повышенную планку качества работы с потребителем,
поставщиками и производителями, на которую ориентируется и местная торговля.
В этой связи их широкая представленность существенно улучшает
потребительскую среду на соответствующей территории.
Наконец, важным фактором комфортной потребительской среды является не
только разнообразие, но и стабильность для потребителя, то есть возможность
осуществлять покупки в привычных местах. Покупать в одних и тех же местах –
магазинах, киосках, павильонах, ярмарках, рынках, привыкать к этому –
необходимый элемент комфорта потребителей. Поэтому любая смена привычной
для потребителя обстановки – прежде всего закрытие торговых объектов –
является нарушением его комфорта.
Именно такая модель является по-настоящему комфортной потребительской
средой, обеспечение которой является задачей органов власти всех уровней.
Основными задачами Стратегии прежде всего являются:
1. развитие многоформатной торговли (торговые сети, малые форматы
торговли, интернет-торговля и другие форматы);
2. развитие оптового продовольственного звена;
3. развитие стрит-ритейла в городах;
4. развитие саморегулирования в торговле, самоорганизации и
кооперации;
5. дерегулирование в сфере торговли;
6. улучшение имиджа торговой отрасли.
Под развитием торговой отрасли в настоящей Стратегии понимается
создание равных возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и
ведения бизнеса субъектами торговой деятельности любых размеров (малых,
средних, крупных) вне зависимости от выбранного хозяйствующим субъектом
торгового формата, при стабильных условиях ведения бизнеса, всесторонней
гарантии прав и минимизации административного воздействия.
Все форматы торговли, независимо от размера, признаются
цивилизованными и имеют право на беспрепятственное развитие в рамках своей
самобытности и уникальности, а также на естественную эволюцию без
вмешательства государства вследствие роста предпринимательской активности,
изменений предпочтений потребителей и стремления граждан к комфортной среде
обитания.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления,
курирующие вопросы торговой деятельности, не должны препятствовать развитию
5
отдельных форматов торговли (и/или отдельных товарных специализаций), в том
числе устанавливать предельную численность торговых объектов или иным
образом определять достаточность их количества в конкретных местах. Указанную
функцию должен выполнять рынок, то есть хозяйствующие субъекты,
осуществляющие торговую деятельность, которые предполагают развивать бизнес
на конкретной территории.
Если предприниматель готов открывать магазин или иную торговую точку в
данном месте и нести связанные с этим предпринимательские риски, это означает
востребованность предлагаемых предпринимателем товаров и услуг у
потребителей, даже если в данном месте уже существуют другие торговые объекты
аналогичных товарных специализаций других хозяйствующих субъектов.
Государство заинтересовано в увеличении количества торговых объектов
разных хозяйствующих субъектов, так как это увеличивает конкуренцию, создает
более комфортную среду для потребителей и расширяет каналы сбыта для
отечественных товаропроизводителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны
лишь установить прозрачные и стабильные правила и условия для осуществления
предпринимательской деятельности в сфере торговли и содействовать соблюдению
хозяйствующими субъектами установленных правил.
Другими словами, сбалансированность различных форматов торговли, их
доля в общем объеме оборота розничной торговли должны выстраиваться рынком,
то есть его участниками, а, в конечном счете – потребителями.
Основой определения целевых индикаторов настоящей Стратегии являются
критерии комфортной потребительской среды и эффективной инфраструктуры
торговли, а также уровня предпринимательской активности, к которым относятся:
1. количество торговых объектов всех форматов торговли, включая
торговые места на рынках и ярмарках;
2. обеспеченность розничной торговлей (количество торговых площадей,
дифференцированных по различным форматам, на 1000 человек населения).
Данный критерий отображает ключевой показатель социально-экономического
благополучия населения – возможность удовлетворения им основных жизненных
потребностей (бытовых, социальных, культурных, иных) на конкурентных
условиях (с возможностью выбора получения аналогичных услуг торговли у
разных хозяйствующих субъектов) и с надлежащим комфортом. Доступность
товаров для граждан измеряется в двух параметрах:
физическом, отражающим возможность приобретения товаров в
необходимых для комфортной жизни объёме и ассортименте, которые
6
определяются фактическим наличием таких товаров на территории проживания на
конкурентных условиях (физическая доступность);
экономическом, отражающим возможность приобретения товаров по
сложившимся ценам в необходимых для комфортной жизни объеме и ассортименте
в соответствии с реальным доходом каждого человека (экономическая
доступность);
3. плотность торговой сети (численность населения, приходящееся на
одно предприятие торговли каждого формата);
4. количество хозяйствующих субъектов (организаций и индивидуальных
предпринимателей), осуществляющих розничную торговлю.
В дальнейшем, по мере реализации Стратегии и дифференциации
индикаторов для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
с учетом их особенностей, данные индикаторы будут являться системой оценки
эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению
гражданам комфортной потребительской среды на соответствующей территории и
по обеспечению здорового предпринимательского климата — ключевыми
показателями эффективности торговой политики (KPI).
Стратегия подразумевает необходимость обеспечения постоянного роста
количества хозяйствующих субъектов, занятых в сфере розничной торговли,
прежде всего малых и средних предприятий, микропредприятий и индивидуальных
предпринимателей, как неотъемлемого элемента формирования конкурентной
среды.
Стратегия охватывает сегменты розничной и оптовой торговли товарами
потребительского назначения (за исключением торговли автотранспортными
средствами и оборудованием, моторным топливом), и направлена на формирование
комфортной потребительской среды посредством обеспечения развития всех
форматов торговли, обеспечивающей максимальный выбор ассортимента товаров,
форматов торговли и торговых операторов на любой вкус любого потребителя.
Стратегия отражает результаты анализа состояния и развития торговли в
мире и в Российской Федерации, действующего правового регулирования
отношений в области торговой деятельности, основных проблем развития
внутренней торговли в Российской Федерации.
2. Анализ состояния и развития торговой отрасли в Российской Федерации
7
Торговля занимает одну из лидирующих позиций по вкладу в производство
валового внутреннего продукта Российской Федерации: в 2018 г. доля отрасли
составила 14,3% (для сравнения: доля обрабатывающих производств – 13,7%;
добычи полезных ископаемых – 12,9%).
Доля торговли в налоговых платежах, поступающих в консолидированный
бюджет Российской Федерации, составляет более 11%.
В торговле работает порядка 18% всего занятого населения России.
Состояние отрасли торговли как активного посредника между сферой
производства и сферой конечного потребления определяется общим состоянием
экономики страны, в значительной мере обусловленным текущей мировой
ситуацией, изменившимися экспортно-импортными потоками, динамикой курса
национальной валюты и т.п.
Оборот розничной торговли после снижения в реальном выражении в 2015-
2016 гг. возобновил рост в 2017-2018 гг. с индексами физического объема 101,3% и
102,8%, соответственно.
Одновременно с ростом товарооборота изменялась его структура: доля
непродовольственных товаров в общем объеме розничных продаж, сократившаяся
в 2015-2016 гг. на 2 пп., в 2017 г. начала расти и составила в 2017-2018 гг. 52%.
Положительная динамика оборота розничной торговли была обусловлена в
большей степени динамикой продаж непродовольственных товаров, рост оборота
которых в 2018 г. составил 3,5% по сравнению с 2017 г. При этом физические
объемы реализации пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия,
выросли в 2018 г. только на 2,1%.
Рост потребительского спроса на непродовольственные товары происходит, в
том числе, за счет приобретения населением товаров длительного пользования
(легковые автомобили, бытовая техника и др.).
Фактором, способствующим росту потребительского спроса, является
кредитование населения. Кредиты населению в 2018 г. продолжали расти
опережающими темпами. Рост розничного кредитного портфеля (за исключением
ипотеки) ускорился почти вдвое – с 11,1 % в 2017 г. до 21,6% — в 2018 г. В
абсолютном выражении рост показателя составил 1,5 трлн руб.
В 2018 г. задолженность по розничным кредитам составила 14,9 трлн руб.
Примерно 60% российских заемщиков испытывают трудности с погашением
взятых кредитов.
Источник: www.xn—-7sbbfb0baicf2bdizhdn4c5b.xn--p1ai