В 1962 г. впервые была создана «Программа воспитания и детском саду», в которой определены задачи речевого развития детей от двух месяцев до семи лет.
Типовая программа воспитания и обучения в д.с. 1983-84г.
Программа воспитания и обучения в д.с под ред.М.А.Васильевой 1985г.
В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются так называемые вариативные программы. Среди них наиболее известны «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой), «Развитие» (научный руководитель Л. А. Вен-гер), «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В.
И. Логинова, Т. И. Бабаева и другие), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой.
«Радуга» Доронова, Гербова 1993-97:
Содержит общепринятые разделы работы по развитию речи. Основное средство развития речи дошкольников – создание развивающей речевой среды, развитие диалогической речи. Тщательно продуман литературный репертуар.
«Развитие» Венгер, Дьяченко 1994-99:
5 этапов запуска речи. Как облегчить процесс развития речи ребенка.
Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественной литературой. Со средней группы начинается подготовка к обучению грамоте, в старшей и подготовительной группах – обучение чтению.
В программе «Детство» есть три взаимосвязанных линии развития ребенка: «чувствовать – познавать – творить».
Содержание программы базируется на системности знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире освоения программы – способность ребенка свободно оперировать приобретенными знаниями, самостоятельно решать познавательные задач и т.п.
«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи.
Особый акцент делается на формирование у детей представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фразами и его частями.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Программа развития речи в детском саду
Программа развития речи детей определяет круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны быть усвоены детьми на каждом возрастном этапе, предусматривает воспитание определенных качеств личности.
Программа построена с учетом важнейшего положения о ведущей роли деятельности в развитии ребенка; главных дидактических принципов — систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности; в ней прослеживается прохождение на каждом возрастномэтапе одних и тех же разделов с постепенным расширением и углублением их содержания; материал соотнесен с различными видами детской деятельности (игра, быт, занятия и др.).
Развитие речи / Приложения для Ораторского мастерства
Примерные вопросы для анализа программы:
1. Задачи развития речи в разных возрастных группах, их сравнение, выяснение преемственности и усложнения (по разделам «Задачи воспитания»).
2. Программа ознакомления с окружающим и словарной работы. Расширение круга представлений об окружающем. Усложнение требований к словарю детей. Программа овладения детьми прилагательными, числительными, обобщающими существительными, перечень слов для обозначения цвета, величины, формы, пространства и времени.
3. Программа воспитания звуковой культуры речи. Требования к звукопроизношению, дикции, качествам голоса, выразительности речи. Воспитание фонетического слуха как новая задача в старшей и подготовительной к школе группах.
4. Программа воспитания разговорной речи. Навыки речевого общения.
5. Программа обучения рассказыванию. Сравнение видов детских рассказов и их качества.
6. Программа ознакомления с художественной литературой. Перечень умений, навыков, способностей, формируемых при восприятии художественных произведений и в работе с книгой. Усложнение характера и увеличение количества художественных произведений, предназначенных для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть.
Истоки с овременных программ находятся в первых программных документах детского сада. В первых программах задачи развития речи носили общий характер, подчеркивалась необходимость связи содержания речи с современной действительностью. Основной акцент в программах 30-х гг. делался на работе с книгой и картинкой. С развитием педагогической науки и практики в программах появлялись новые задачи, уточнялся и дополнялся объем речевых умений и навыков, совершенствовалась структура.
В 1962 г. впервые была создана «Программа воспитания в детском саду», в которой определены задачи речевого развития детей от двух месяцев до семи лет. В отличие от ранее издаваемых «Руководств для воспитателя детского сада» программные требования отделены от методических указаний, пересмотрен репертуар художественных произведений для чтения и рассказывания детям. В подготовительной группе (впервые выделенной) предусмотрена подготовка детей к обучению грамоте.
«Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1983—1984) является основой разработки современного содержания обучения. В ней учитывается своеобразие природы речевой деятельности, которая «обслуживает» все виды деятельности и построена на основе деятельностного подхода (требования к речевым навыкам и умениям отражаются во всех разделах и главах программы). Характер речевых умений определяется особенностями содержания и организации каждого вида деятельности.
Самостоятельная глава «Развитие речи» выделяется в разделе «Обучение на занятиях», а в старшей и подготовительной к школе группах и в разделе «Организация жизни и воспитание детей». В подготовительной к школе группе требования к речевому развитию детей отражены в главе «Родной язык».
Впервые задачи развития речи и ознакомления с окружающей жизнью даны отдельно, «с учетом того, что формирование большинства собственно языковых навыков и умений (выбор слова из синонимического ряда, использование выразительных средств, сравнений, определений, овладение элементами, словообразования и словоизменения, развитие фонематического слуха и др.) не может быть обеспечено попутно при ознакомлении детей с окружающим, что оно требует организации специальных форм обучения (словесные дидактические игры, творческие задания, инсценировки, драматизации и др.)»1.
В программе отчетливо прослеживается идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития.
Прослеживается и перспективность развития речи детей (на каждом этапе обучения закладываются основы того, что будет развито на последующем).
Программа детского сада имеет преемственные связи с программой по русскому языку в начальных классах.Богатый словарь, умения ясно, точно выражать мысли, пользоваться языковыми средствами являются предпосылками успешного обучения и овладения всеми учебными предметами.
В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются вариативные программы. Среди них «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой), «Развитие» (науч. рук. Л. А. Венгер), «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В.
И. Логинова, Т. И. Бабаева и другие), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова).
В программе «Радуга» учитываются современные требования к речевому развитию детей, выделяются общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература. Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды. Большое место отводится развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях. Тщательно подобран литературный репертуар для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть.
Программа «Развитие» ориентирована на развитие умственных способностей и творчества детей. Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой включают направления: 1) ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, импровизации по сюжетам прочитанных произведений); 2) освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); 3) развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями. В средней группе поставлена самостоятельная задача подготовки к обучению грамоте, в старшей и подготовительной— обучения чтению1.
В программе «Детство» выделены разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомления с художественной литературой: «Развиваем речь детей», «Ребенок и книга», которые содержат для каждой группы характеристику задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. В конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в ней четко выделены, содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.
«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей.
Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Внутри каждой задачи выделяются приоритетные линии, имеющие значение для развития связной речи и речевого общения. Особый акцент делается на формировании у детей представлений о структуре связного высказывания, способах связи между отдельными фразами и его частями. Содержание задач представлено по возрастным группам1.
В условиях возможности выбора разных программ ключевое значение приобретают знание возрастных возможностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, умение воспитателя анализировать и оценивать программы с точки зрения их влияния на полноценное развитие речи детей.
Источник: studopedia.info
Обзор программ речевого развития детей дошкольного возраста
В условиях реализации ФГОС ДОО для дошкольных учреждений разработан целый ряд программ нового поколения.
Каждая программа несет в себе :
1. Системность развития ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты программы.
2. Комплексность (взаимодополняемость)– комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
3. Соответствие возрастным и функциональным способностям.
Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.
Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка : физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие
Парциальные (специализированные, локальные) – включают одно или несколько направлений развития ребенка.
Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад № 53» основана на комплексной программа «От рождения до школы», Адаптированная программа для детей с нарушением речи основана на парциальной программе Н. В. Нищева
Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
Весь перечень комплексных и парциальных программ можно найти на сайте Федерального института развития образования (ФИРО) Навигатор образовательных программ дошкольного образования
В навигаторе вашему вниманию представлены следующие комплексные программы :
«Истоки», «Золотой ключик», «Тропинки», «Теремок», Программа для детей с нарушением речи, «Мир открытий», «Детство», «Мир детства: конструирование возможностей…», «Развитие», «От рождения до школы», «Детский сад 2100», «Вдохновение», ОткрытиЯ», «Мозаика», «Первые шаги», «Ступеньки в школу» и др.
Рассмотрим некоторые из программ, акцентируя ваше внимание только на речевом развитии.
«ПРОдетей» Е. Г. Юдина, Е. В. Бодрова
Программа опирается на культурно-исторический подход к образованию. Программа отдает предпочтение не фронтальным формам обучения, а совместным видам деятельности, в которых дети осваивают основы саморегуляции в процессе планирования и контроля своих действий и действий партнеров.
Развитие речи (язык) рассматривается как орудие разума. В культурно-исторической традиции языку отводится ведущая роль в психическом развитии, и это является одним из базисных постулатов.
С позиций культурно-исторического подхода речь выполняет две функции. Внешне-социальная речь направлена на других и выполняет социальнокоммуникативную функцию. Она может носить формальный характер, как, например, на лекции или публичном выступлении, или неформальный, как при разговоре за обеденным столом. В отличие от нее эгоцентрическая речь (внешняя «речь для себя», хотя и звучит вслух, не предназначена для других, т. е. не является социальной. Такая речь выполняет функцию саморегуляции.
«Детский сад — Дом радости» Н. М. Крылова.
В соответствии с ФГОС ДО Программа «Детский сад — Дом радости» представлена тремя проектами, системно связанными между собой и взаимосодействующими развитию друг друга : Программа «Детский сад — Дом радости» + Технология «Дом радости» + Инноватика «Лесенка успеха».Образовательная область «Речевое развитие» предусматривает содействие: овладению ребенком речью (повествованием, описанием, доказательством и объяснением) как деятельностью, необходимой для общения, средством развития и саморазвития его как неповторимой индивидуальности; развитию любви к родному языку и интереса к нему как к предмету познания богатства всех его компонентов (словарю, грамматике и т. д.).
«Радуга» С. Г. Якобсон, Т. Н. Доронова
Содержание соответствует, как в настоящей радуге семи различным видам деятельности. Развитие речи – синий цвет. Обучение родному языку происходит через ознакомление с произведениями народного творчества и художественной литературы.
«Мир открытий» Л. Г. Петерсон
направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.
Парциальные программы
«Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Н. В. Нищева Особенностью программы является то, что написана она учителем-логопедом и поэтому учитывает закономерности развития речи ребенка в онтогенезе, что позволяет избежать нарушений письменной речи в дальнейшем при школьном обучении. Автор рекомендует знакомить детей с буквами Ш, Ж, Р, Л только тогда, когда дети научатся правильно произносить соответствующие им звуки.
В программе предложена диагностика готовности дошкольника к обучению грамоте, К программе разработан полный методический комплект включающий в себя рабочие тетради, букварь, прописи, слоговые таблицы.
От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте. Е. В. Колесникова.
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная работа воспитателя с детьми с помощью различных программ, развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи детей дошкольного возраста
Источник: www.maam.ru