Программы развития образовательной организации дополнительного образования это что

Дополнительное образование в муниципальных районах – это предусмотренный федеральным законодательством об образовании дополнительный вид образования, обеспечивающий всестороннее удовлетворение потребностей индивидов в интеллектуальном, нравственном, физическом и профессиональном развитии, не предполагающий повышения уровня образования индивида, реализуемый посредством формирования инструментов и механизмов дополнительного образования на территории муниципального района в соответствии с муниципальными концепциями и программами развития образования.

Понятие и значение дополнительного образования в муниципальных районах

Повышение доступности образования, его качества, привлечение в систему образования высококвалифицированных специалистов должны быть приоритетными задачами для государства, поскольку от эффективности образовательной системы зависит развитие и реализация потенциала молодого поколения, а следовательно, и будущее государства и общества.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года

В качестве приоритетных направлений развития дополнительного детского образования можно назвать следующие:

  • модернизация системы дополнительного образования;
  • обеспечение роста качества образовательных услуг в рассматриваемой сфере;
  • обеспечения разнообразия инструментов и механизмов для дополнительного образования детей, их социальной адаптации, всестороннего развития, формирование морально-нравственных ценностей и компетенций будущего профессионального самоопределения, реализации потенциала.

Специальным федеральным законодательством об образовании в стране дополнительное образование характеризуется как вид образования, целью которого выступает всестороннее удовлетворение потребностей индивида в образовании, в интеллектуальном, морально-нравственном, физическом и профессиональном развитии, которое не предполагает повышение уровня образования.

«Дополнительное образование в муниципальных районах»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Государством не устанавливаются образовательные стандарты в отношении дополнительного образования. Названная область образовательных услуг характеризуется вариативностью содержания образовательных ресурсов для развития индивида исходя из его специфических индивидуальных потребностей в образовании согласно способностям и интересам.

Основные направления развития дополнительного образования в муниципальных районах

Указом главы государства утверждены меры по осуществлению государственной политики в сфере образования и науки. В качестве приоритетных направлений развития муниципальной системы дополнительного образования указом называются следующие:

  • поддержание и совершенствование инфраструктуры дополнительного образования;
  • повышение доступности и качества услуг дополнительного образования;
  • роста уровня охвата детского населения в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными образовательными услугами.

Особых усилий реализация указанных направлений требует в муниципальных районах, которые ввиду экономических, социальных, географических и иных характеристик менее охвачены услугами дополнительного образования в сравнении с городскими территориями.

Комплексное методическое сопровождение дополнительного образования в образовательной организации

Для развития системы дополнительных образовательных услуг на территориях муниципальных районов разрабатываются и реализуются специальные концепции и программы развития, которые формируют единую систему воспитания, обучения и разностороннего развития молодого поколения.

В качестве ключевой цели таких программных документов следует назвать формирование благоприятной среды для наиболее полного удовлетворения потребностей детского населения в развитии, реализации потенциала, самоопределения в жизни и профессии через предоставление доступных дополнительных образовательных услуг высокого качества.

Совершенствование системы дополнительных образовательных услуг на территории муниципальных районов осуществляется организациями дополнительного образования. К числу задач таких организаций в рассматриваемой сфере относятся:

  • обеспечение доступности дополнительных образовательных услуг;
  • перманентное повышение качества таких услуг;
  • сотрудничество, взаимодействие обмен опытом между субъектами образовательного процесса, совместная разработка и реализация образовательных проектов;
  • формирование благоприятной среды для активного взаимодействия педагогических работников, реализующих программы дополнительного профессионального образования;
  • формирование единого программно-методического пространства на территории района для объединения образовательных ресурсов и информатизации образовательных процессов;
  • стимулирование детей и педагогических работников к организации и участию в конкурсных программах, социальных проектах, в том числе через взаимодействие с организациями;
  • разработка и реализация краткосрочных проектов развития отдельных аспектов дополнительного образования и др.

Параметры оценки системы дополнительного образования муниципальных районов

Для оценки эффективности системы дополнительного образования в муниципальных районах используются:

  • количественные параметры;
  • качественные параметры.

К числу количественных параметров относятся следующие:

  • уровень охвата детей до 6 лет услугами дополнительного образования;
  • уровень охвата детей в возрасте от 6 до 18 лет дополнительным образованием;
  • доля детей-школьников, вовлеченных в участие в деятельности общественных объединений в области дополнительного образования;
  • уровень охвата детей-школьников услугами дополнительного образования в области физкультуры и спорта;
  • уровень охвата детей-школьников дополнительными образовательными услугами технической направленности и др.

К качественным параметрам оценки дополнительного образования муниципальных районов относятся следующие:

  • развитие инструментов предоставления дополнительных образовательных услуг нестационарного характера, то есть реализация выездных образовательных программ, классов;
  • модернизация моделей организации образовательных процессов и пространства в системе дополнительного образования и пр.

Источник: spravochnick.ru

44. Управление учреждениями дополнительного образования детей, программа развития. Модель управления учреждением.

Дополнительное образование детей – единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.

УДОд — социально-педагогическая система, которая создана обществом, функционирует на основе социального заказа, выполняет определенную миссию, оказывает широкий спект образовательных услуг, удовлетворяет постоянно изменяющуеся индивидуальные, социокультурные, образоваельные потребности детей, обеспечивает учащимся свободу выбора видов, форм деятельности и детских объединений по интересам, осовение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, формирование познавательных интересов, а также создает условия для творческого развития каждого ребенка, его адаптации к социальным изменениям и приобщение к культурным ценностям.

Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Читайте также:
Это письмо было удалено через почтовую программу что это

Формами самоуправления учреждения являются совет учреждения, педагогический совет, общее собрание, попечительский совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом учреждения (п. 39 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212).

Непосредственное управление государственным или муниципальным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 № 212).

Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.

Функции директора учреждения: планирует, организует и контролирует образовательный процесс, отвечает за качество и эффективность работы учреждения; несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время образовательного процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности; осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников; утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним; распоряжается имуществом образовательного учреждения и обеспечивает рациональное использование финансовых средств; представляет учреждение в государственных, муниципальных и общественных органах; несет ответственность за свою деятельность перед учредителем.

Структуры программы развития:

  • — определение исходных способов осмысления настоящей и будущей ситуации в учреждении;
  • — констатация положения дел в учреждении, с указанием сильных и слабых сторон (может быть проблем),
  • — выделение приоритетов в развитии (направлений в которых развитие будет стимулироваться)
  • — обозначение путей и способов развития, промежуточных состояний — результатов действий на тех или иных этапах развития.

Исходные положения для анализа настоящей и будущей ситуации в учреждении представляют собой теоретические основы (системный или деятельностный или личностный подход), идейные приоритеты (своего рода кредо педагогического коллектива), наиболее важные нормативные документы, определяющие перспективы развития. Содержательные компоненты программы развития:

  • — состояние дел внутри учреждения, перспективы и барьеры развития (контингент обучающихся, педагогический коллектив, дополнительные образовательные программы — эти составляющие и будут объектами анализа и программирования развития),
  • — состояние и перспективы взаимодействия учреждения с окружающей средой (взаимооценка и взаимодействия. К разряду взаимооценки относятся формальный (официальный) и неформальный (имидж) статус учреждения, а к взаимодействию получение ресурсов из вне и деятельность направленная на внешние объекты),
  • — состояние и перспективы управления деятельностью учреждения (основополагающим источником развития любой организации можно считать состояние управленческой команды: квалификации, возраст, настроенность на развитие. И хотя, авторами документа, и являются управленцы, тем не менее, оценить свои возможности и амбиции на ближайшие пять лет также необходимо как спрогнозировать продвижение всей организации в целом).

Модель — это разработанный на основе теории вариант практической деятельности, являющийся системой. Основу модели составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников управленческого процесса: директор, его заместители, общественные органы управления, руководители структурных подразделений, участники методических служб, органы детского самоуправления. Структура этих отношений весьма показательна: Дом творчества — внешняя среда — администрация — общественность (советы, службы) — педагог — родители — ребенок. Именно такая структура позволяет осмыслить стратегию развития учреждения, своевременно найти наиболее оптимальные для управления «точки роста».

Источник: studfile.net

Программа развития учреждения дополнительного образования детей

Одним из важных инструментом в программно-целевом управлении образованием, в систематическом развитии его качества является стратегическое планирование. Осознанное, целенаправленное управление развитием образования — это не только требование времени, но и важнейший критерий профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, всего его коллектива.

В соответствии с Типовым положением «Об учреждении дополнительного образования детей», директор учреждения планирует, организует и контролирует образовательный процесс, отвечая за качество и эффективность работы учреждения и разделяя эту ответственность с субъектами самоуправления учреждением.

Особо надо подчеркнуть, что программа развития — не просто важный управленческий документ, но это необходимый ин струмент самоидентификации учреждения, его самоопределения и, одновременно, форма фиксации всей системы новшеств,

осваиваемых в конкретном учреждении.

Программа развития — это и «ключ к образовательному росту и развитию и желание управлять процессом перемен. Мы должны рассматривать изменение как комнату неожиданностей, в которой проблемы открывают новые перспективы, ища определенной поддержки: где решения принимаются снизу вверх и сверху вниз, где коллегиальность и индивидуализм вместе составляют продуктивное взаимодействие сил» .

Работа над программой развития активизирует коллективную мыследеятельность и помогает отвечать на вопросы: «Зачем существует учреждение?», «Для кого оно существует?», «Есть ли у нас какие-либо конкурентные преимущества по сравнению с другими учреждениями?», «В чем наши достоинства и недостатки?».

Сегодня в системе дополнительного образования детей про цесс работы по созданию программ развития приобретает все большую интенсивность. Показательно, что программное управление развитием дополнительного образования детей начинает складываться одновременно на трех уровнях, внутри учрежденческом, муниципальном, региональном.

Программа развития учреждения — документ, представляющий единую, целостную модель совместной деятельности всего коллектива учреждения и определяющий: исходное состояние системы (зафиксированный достигну тый уровень жизнедеятельности учреждения и проблемный анализ состояния); образ желаемого будущего состояния этой системы; состав и структуру действий по переходу от настоящего к

Структура данного документа, его объем во многом зависят от выбора учреждением цели своего развития, желания пред ставить себя как уникальное явление в образовательной систе ме города, региона, федерации, от осознания реальных возможностей сделать это убедительно и качественно. Поэтому одними из важных требований к программам развития учреждений дополнительного образования детей являются:

1 Карстанъе П., Ушаков К. Управление в образовании. — М., 1995. С. 35.

Читайте также:
Elan microelectronics corp что это за программа и нужна

индивидуальность, ее соответствие специфике учреждения, соответствие его культуре, традициям, особенностям взаимодействия в коллективе и пр.; реалистичность и реализуемость, основанные на обязательном просчете всех возможностей, ресурсов.

Несмотря на многообразие видов учреждения дополнительного образования детей, огромный разброс в исходных ситуациях (точки отсчета), сложилась типовая структура программы развития. В нее обязательно включаются следующие основные блоки: Информационная справка о деятельности и потенциале учреждения (краткий исторический очерк; сведения об организационно-правовом статусе, о творческих детских объединениях, кадровом составе, программно-методическом, материальном, техническом и др. обеспечении жизнедеятельности). Систематизированный анализ сведений о состоянии и тенденциях развития: внешней среды (информация о микросоциуме, его специфических особенностях, об источниках социального заказа; данные социологического исследования социального состава, уровня, интересов и потребностей основных заказчиков на дополнительное образование, степени их удовлетворения; определение своего места в ряду других учреждений образования и дополнительного образования детей на территории; описание сложившегося взаимодействия, сотрудничества с другими учреждениями и организациями, работающими с детьми и молодежью, органами управления образованием.

На его основе — определение тенденций возможного совершенствования, развития форм и направлений взаимодействия); среды самого учреждения (результатов и условий педагогической деятельности, достоинств, недостатков образовательного процесса, его всестороннего обеспечения). Концепция будущего учреждения.

Полнота ее содержания зависит не только от интересов, выбора позиции разработчиков, но и от уровня их компетентности в программно-целевом управлении.

Начало концептуального самоопределения связано с четкостью в понимании основных идей и ценностей системы дополнительного образования детей. Логическим продолжением его является обоснованные формулировки базовых ценностей,

миссии, модели выпускника данного учреждения. Значимым этапом самоопределения, заключающим предыдущий путь, становится создание концепции образовательной системы учреждения^^ параметры концепции обязательно выражают главное в дополнительном образовании детей — право свободного выбора, добровольность взаимодействия, поддержку и содействие индивидуальной траектории образования. Этапы перехода учреждения в новое состояние (тактика реализации программы).

В данном блоке программы развития, кроме описания конкретных этапов перехода учреждения в новое состояние, конкретизации направлений развития, формулируются операциональные цели в соответствии со спецификой дополнительного образования детей.

Цель — не просто образ желаемого результата, а образ результата: с фиксированным временем его получения; соотнесенного с возможностями его получения к требуемому сроку (реалистичного); мотивирующего субъект действовать в направлении его достижения; операционально определенного, т. е. заданного так, что всегда можно сравнить фактический результат с желаемым.

Неоперационально поставленные цели не имеют смысла в управлении. Формулировки типа: «обеспечить удовлетворение возрастающих потребностей», «повысить социальную активность» , «повысить качество образования» — псевдоцели, неоперационально определенные.

При определении целей необходимо учитывать следующее: главным основанием постановки целей должны послужить результаты анализа имеющихся потребностей и проблем, анализ наличных возможностей, средств, ресурсов; цели должны быть актуальными; цели должны быть напряженными, но реальными, т. е. находиться в зоне ближайшего развития потенциала тех, кто их будет исполнять; цели должны быть конкретными (включая определение уровня желаемого результата и сроков его достижения), чтобы можно было четко определить достигнуты ли они; цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий, побуждающий характер; цели определяются в конечном счете базовыми ценностями дополнительного образования (но и образования в целом) и не должны вступать с ними в противоречие; цели совместной деятельности должны быть известны всем ее участникам, поняты ими и осознанно приняты к исполнению; тактические, оперативные, ситуативные цели должны подчиняться стратегическим и долгосрочным; цели должны быть открытыми и гибкими, допускать обоснованную корректировку.

Решение о разработке программы развития учреждения дополнительного образования детей принимается всем коллективом и администрацией и хорошо, если оно согласуется с учредителями, вышестоящими органами управления. Необходимость такого согласования вытекает из признания учреждения как открытой социальной системы, многочисленными «нитями» связанной с окружающей действительностью, взаимодействующей с ней и оказывающей на нее свое влияние.

Известно, что существование и развитие учреждений дополнительного образования всегда предопределялось прежде всего запросами семьи, интересами различных категорий детей и подростков. Существуя на добровольной основе, учреждения дополнительного образования всегда должны были считаться с этими интересами и потребностями. Но эта зависимость может стать и «прокрустовым ложем» для учреждения, если только следовать за ней, абсолютно подчиняться ей. Мода, стихия общественного мнения, его приоритетов влияют на увеличение числа «желающих» изучать иностранные языки, заниматься бальными танцами или спортом, играть на фортепиано, но уменьшает число желающих заниматься техническими видами творчества.

Функции образовательного учреждения несводимы к функциям обслуживания населения. Образование — фактор развития личности и общества. Поэтому учреждения дополнительного образования обязаны изучать состав обучающихся детей для определения тех групп, которые не составляют контингент учреждения, анализировать динамику численности детей в группах разного профиля для своевременного определения причин угасания или возрастания интереса.

Современный педагогический потенциал учреждений дополнительного образования детей значительно шире, чем потребности родителей и детей, подверженных моде. Но он может быть

Стратегия развития учреждения разрабатывается и для того, чтобы повысить его конкурентоспособность и максимально увеличить привлекательность для потребителей.

Разработка программы развития учреждения связана с серьезной и сложной работой, и процесс ее создания — это результат организованной, слаженной работы одной, но многопрофильной команды.

Источник: uchebnikfree.com

Анализ реализации направления Программы развития: «Дополнительное образование» ПРОЕКТ: «Создание модели дополнительного образования в школе на основе социально-го партнерства как одно из условий самореализации личности учащихся

В анализе кратко освещены ключевые проблемы, которые разрешились с помощью реализации проекта,уровень реализации замысла (ведущей идеи) проекта
Рассмотрен социальный эффект от реализации проекта, исходя из поставленных целей и задач, с учетом предполагаемых рисков. На основе SWOT – анализа реализации проекта определены сильные с лабые стороны, намечены песрпективы развития.

Читайте также:
Предпрофессиональные программы что это такое

Оценить 1355 0

Содержимое разработки

Анализ реализации направления Программы развития:

«Дополнительное образование»

Омельченко Ульяна Александровна,

МБОУ СОШ №9, г.Ноябрьск, заместитель директора по УВР

ПРОЕКТ:«Создание модели дополнительного образования в школе на основе социального партнерства как одно из условий самореализации личности учащихся»

1. Ключевые проблемы, которые разрешились с помощью реализации проекта.

Реализация проекта предоставила возможность учащимся в их свободное время реализовать свои творческие способности на основе их свободного выбора как в школьных так и внешкольных структурах дополнительного образования.

Появилась возможность взаимодействия с внешкольными учреждениями дополнительного образования различных уровней, а также реализация дополнительных программ, ориентированных на средний и старший школьный возраст через сотрудничество с внешкольными учреждениями.

2. Насколько реализован замысел (ведущая идея) проекта

В итоге реализации проекта структурирована система дополнительного образования, доступных для широких групп учащихся; появилась возможность удовлетворения индивидуальных интересов учащихся; вовлечены учителя-предметники в школьную и внешкольную структуры системы дополнительного образования.

В итоге реализации проекта на основе социального партнерства с городским интеллектуальным центром дополнительного образования «Ювента», являющимся региональным представителем международной экономической программы «Достижения молодых», на I ступени обучения организовано дополнительное образование учащихся по программе «Семь шагов в мир экономики»; на 3 ступени обучения на основе социального партнерства с УВД открыт с 2007 года класс кадетов-милиционеров. В школе функционирует секция пешеходного туризма на основе социального партнерства с лыжной базой, ведется секция каратэ на основе социального партнерства с Детско-юношеской спортивной школой.

Стало традиционным сотрудничество с учеными Уральского государственно университета им. А.М. Горького по рецензированию авторских программ, материалам обобщения опыта. В рамках программы «Одаренные дети» организовано сотрудничество с Санкт-Петербургским государственным университетом.

Совместная организация массовых (развлекательных, интеллектуально-познавательных, спортивных, экскурсионных) мероприятий, консультационно-методические мероприятия для педагогов на основе социального партнерства с Центром детского творчества, клубами «Ровесник», «Современник», «Поиск», «Высокий полет», «Прометей», СЮТ, МРЦ, культурно-развлекательными центрами: «Нефтяник», «Днепр», «Русь».

3. Получен ли социальный эффект от реализации проекта, исходя из поставленных целей и задач, с учетом предполагаемых рисков.

В ходе реализации проекта расширена доступность дополнительного образования в школе для учащихся на основе социального партнерства с внешкольными структурами дополнительного образования и культуры; увеличена численность учащихся, охваченных системой дополнительного образования.

В результате выполнения проекта изучены интересы обучающихся и расширены виды творческой деятельности в системе дополнительного образования, разработана система социального партнерства.

Содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, потребностей и наклонностей учащихся, особенностей социокультурного окружения;

Созданы условия для привлечения учащихся к занятиям в системе дополнительного образования:

— Улучшены определенные условия, обеспечивающие выполнение образовательной программы дополнительного образования, это: кадровые условия. Педагогический коллектив, реализующий образовательные программы дополнительного образования из числа педагогов кафедры воспитательной работы, дополнительного образования, учителей-предметников является одним из самых опытных в городе. За истекшие 2 года повысили квалификацию 6 человек.

— Улучшены материально-технические условия как одного из главных факторов успешности и качества дополнительного образования. Выделены отдельные помещения для работы творческих объединений «Вдохновение», «Акварелька», «Бусинка», «Светлячок», клуба «Вожатый», «Юный Кутюрье» и «Рукодельница» (они находятся в одном помещении, но даже не смотря на это — это лучшие условия, чем предыдущие, вы, наверное, помните в каких условиях они работали). Для эффективной работы: Пресс-центра «Информационный БУМ», школьного соуправления «Ритм», школьного музея «Память» приобретены компьютеры, для творческих объединений «Юный Кутюрье» и «Рукодельница» — швейные и специализированные машины,, стол для раскроя, гладильная доска, утюг, для творческого объединения «Акварелька» — мольберты, в Тренажерный зал приобретено современное оборудование.

4. Какие основные мероприятия реализованы или скорректированы

Разработана нормативно- правовая база по дополнительному образованию.

Улучшены материально-технические условия.

Сформирован банк данных родителей по оказанию помощи школе в организации дополнительного образования.

Проведено анкетирование родителей, учащихся, педагогов с целью определения запросов на дополнительные образовательные услуги.

Изучен спектр дополнительных образовательных услуг, предлагаемых учреждениями культуры и дополнительного образования города.

Создана система участия учащихся в образовательных дистанционных проектах, олимпиадах, конкурсах.

Организована допрофессиональная подготовка учащихся.

Ведется постоянное информирование родительской общественности о новых образовательных услугах дополнительного образования на основе социального партнерства.

5. Вывод по реализации проекта с ориентиром на критерии реализации

Период действия Программы развития школы позволил расширить виды творческой деятельности в системе дополнительного образования детей. На сегодняшний день представлено к лицензированию 4 направленностей дополнительного образования, это – социальная, интеллектуально-познавательная, эколого-биологическая, профессионально-ориентированная. У учащихся нашей школы появилась дополнительная возможность самореализовывать и развивать свои способности. Количественный рост видов деятельности дополнительного образования детей за последние два года составил 73% (было 28 стало 38 объединений).

Увеличилась доля учащихся школы, занимающихся по программам дополнительного образования с 1184 учащихся в 2010-2011 уч.году до 1277 учащихся в 2013-2014 учебном году.

Снизилось количество учащихся, совершающих правонарушения с 24 учащихся в 2010-2011 уч.году до 15 учащихся в 2013-2014 уч.году.

Снизилось количество учащихся имеющих вредные и опасные привычки (курение, наркомания, алкоголизм) с 11 учащихся в 2010-2011 учебном году до 7 учащихся в 2013-2014 учебном году.

Развитие интегрированных образовательных программ, реализующих дополнительное образование на основе социального партнерства с учреждениями дополнительного образования, с ССУЗами, ВУЗами с 9 программ в 2010-2011 учебном году до16 программ в 2013-2014 учебном году.

SWOT – анализ реализации проекта Программы развития школы

Оценка актуального состояния реализации проекта

Оценка перспектив реализации проекта школы исходя из внешнего окружения

Источник: www.prodlenka.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru