Одной из целеполагающих задач развития малого и среднего предпринимательства является сохранение и создание рабочих мест, что косвенно возможно охарактеризовать, как борьбу с безработицей. Уровень безработицы является одним из важнейших экономических показателей, предназначенный оценить уровень и интенсивность социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельного региона. Изучая феномен безработицы, необходимо иметь в виду, что это один из главных факторов, препятствующих стабильному экономическому росту. Указанная данность предопределяет потребность общества в разработке различных методов борьбы с безработицей, определяя стратегические ориентиры развития, одним из которых является формирование различных форм малого предпринимательства, в частности становление и функционирование самозанятости населения, что позволит стимулировать уменьшение уровня безработицы и развитие предпринимательства в различных регионах страны.
5 этапов развития бизнеса || Как понять, что ваша компания развивается неправильно?
уровень безработицы
экономический цикл
экономический рост
налог на профессиональный доход
малое и среднее предпринимательство
меры государственной поддержки
национальные проекты российской федерации
самозанятость
1. Азаренко В.Е. Проблема легализации предпринимательской деятельности самозанятых граждан в РФ // Меридиан. 2020. № 8 (42). С. 39-41.
2. Валеева А.М., Журавская Е.В., Котова О.В., Новикова Н.Ю. Инвестиционная привлекательность Свердловской области // Основы экономики, управления и права. 2021. № 6(31). С. 56-59.
3. Давлетбаева А.Р., Шеина Е.Г. Самозанятость как стратегический ориентир борьбы с безработицей населения // Основы экономики, управления и права. 2022. № 3 (34). С. 14-19.
4. Инициатива «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами». [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/msp/podderzhka-samozanyatykh (дата обращения: 27.10.2022).
5. Киракосян C.А., Акаева Э.А. Государственная поддержка самозанятых граждан в период пандемии коронавирусной инфекции // Право и политика. 2021. № 6. С. 129-139.
6. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство». [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/msp (дата обращения: 20.11.2022).
7. Новикова Н.Ю., Котова О.В., Попова Н.И. О состоянии инвестиционной активности Свердловской области // Финансовый бизнес. 2022. № 1(223). С. 37-39.
8. Панферова Л.В., Романова Д.И. Поддержка малого бизнеса государством как одна из приоритетных задач // Oeconomia et Jus. 2020. № 2. С. 24-30.
9. Паспорт федерального проекта «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/400533889/ (дата обращения: 11.11.2022).
10. Уровень безработицы в России составляет менее 4% – Путин // Аргументы и факты. 07 сентября 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/money/vef-22/uroven_bezraboticy_v_rossii_sostavlyaet_menee_4_-_putin (дата обращения: 18.11.2022).
Как получить субсидию на открытие бизнеса 350 тысяч
Введение
В настоящее время, когда все отрасли экономики стремительно развиваются, основой прогресса являются предприятия малого и среднего бизнеса. Благодаря субъектам малого и среднего предпринимательства удовлетворяются не только потребности населения на бытовом уровне, но и с точки зрения экономических процессов на уровне национальной экономики – сохраняются существующие рабочие места, создаются дополнительные рабочие места, формируется благоприятная конкурентная среда, а также происходит рост налоговых доходов государственного бюджета [1, 8], что позволит снизить уровень безработицы в регионах страны.
Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи и взаимозависимости между ростом количества самозанятых граждан и уменьшением количества безработных в разрезе исследования показателей федеральных округов Российской Федерации за период 2017-2021 гг., что позволило авторам разработать комплексную модель развития финансовых и информационных мер государственной поддержки самозанятых.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования являются официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, а также паспорт Национального проекта Российской Федерации «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
В качестве инструментов обоснования представляемых в исследовании результатов и выводов авторами применяются такие методы, как обобщение, статистический анализ данных, мониторинг целевых показателей и моделирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Развитие малого предпринимательства всегда было одной из приоритетных задач государства. Для реализации этой задачи Правительством РФ был разработан национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», целью которого является поддержка бизнеса на всех этапах его развития, в том числе, создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами [4, 6].
Главными положительными моментами рассматриваемого национального проекта необходимо выделить возможность перехода на льготное налогообложение (4% и/или 6% для самозанятых), получение льготного кредита (9,25% для субъектов малого и среднего предпринимательства), возможность получения гранта на фермерское хозяйство для фермеров.
Национальный проект состоит из нескольких инициатив, одной из которых является создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами. По мнению авторов, данная инициатива является одной из самых актуальных в наши дни, что обусловлено положительным влиянием на экономику, проявляющееся в сокращении теневой сектора, увеличении доходов государства за счет налогов, сокращение официально оформленных безработных людей [4].
Для большего понимания сути федерального проекта «Поддержка самозанятых» рассмотрим основные положения из паспорта указанного федерального проекта (таблица 1).
Показатели национального федерального проекта, тыс. человек (план) [9]
Количество самозанятых граждан, применяющих НПД, накопительным итогом
Количество самозанятых граждан, применяющих НПД и получивших меры гос. поддержки, накопительным итогом
Финансовое обеспечение результатов, тыс. рублей [9]
Эксплуатация централизованной ИТ-инфраструктуры по внедрению подсистемы, обеспечивающей налогообложение доходов самозанятых граждан
Внедрена информационная система «УСН-онлайн» в целях обеспечения аналитического учета доходов в оперативном режиме и исключения обязанности представления налоговой декларации субъектами МСП
Самозанятым гражданам обеспечено предоставление комплекса информационно-консультационных и
образовательных услуг организациями инфраструктуры поддержки МСП и федеральными институтами
Сопровождение и эксплуатация прикладного программного обеспечения подсистемы, обеспечивающей налогообложение доходов самозанятых граждан
В таблице 1 представлены основные показатели реализации федерального проекта, предполагающие прирост в 31,25% и 242,86% соответственно за 3 года, в период с 2021 по 2024 гг. Стоит отметить, что плановые показатели по официально зарегистрировавшимся самозанятым, которые находятся на льготном налогообложении, были достигнуты в первый год реализации, а на 31 августа 2022 год фактические показатели превосходят плановые чуть более чем на 3,8 млн человек (5 608,198 тыс. человек против 1 800,000 тыс. человек), что свидетельствует о положительных результатах реализации федерального проекта по поддержке самозанятых.
К мерам государственной поддержки, предоставляемым данным федеральным проектом, относятся:
– предоставление микрозаймов по льготной ставке в размере до миллиона рублей сроком до трех лет;
– льготное финансирование с помощью альтернативных финансовых инструментов, к которым относятся краудинвестинговые и краудфандинговые платформы;
– дополнительный налоговый вычет (1 МРОТ) для несовершеннолетних предпринимателей;
– льготное условие регистрации на электронных торговых площадках;
– получение консультации в центрах «Мой бизнес» и прохождение образовательных программ [5].
Предоставление микрозаймов на льготных условиях должно быть обеспечено государственными микрофинансовыми организациями в период с 2021 по 2024 гг. в размере 2 000,00 млн рублей. Возможность получить дополнительный налоговый вычет у предпринимателей 16-18-ти лет появилась не с первого дня реализации проекта, а только с принятием федерального закона в 2020 году. Предполагается, что информационные услуги за 4 года, в период с 2021 по 2024 гг., будут предоставлены 140,0 тыс. человек. За пятилетний срок услугами и сервисами по продвижению товаров и услуг должны воспользоваться по меньшей мере 12 тыс. человек. Также ко всему вышеперечисленному, около 7 тыс. человек с 2020 года могут быть обеспечены обучающими мероприятиями АО «Корпорация «МСП».
На реализацию федерального проекта выделено 4 103 692,7 тыс. рублей из федерального бюджета, включающего в себя, в том числе и консолидированные бюджеты субъектов РФ (таблица 2).
Количество индивидуальных предпринимателей за 2019-2022 гг., чел.
темп прироста 2022 г. к 2021 г., %
Совокупный показатель уровня безработицы и потенциальной рабочей силы населения в возрасте 15 лет и старше, за 2017–2021 гг., %
Российская Федерация, в т.ч.:
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Примечание: составлено авторами по данным Росстата.
Самозанятость способствует сокращению количества безработных, является одним из альтернативных способов борьбы с безработицей [2, 7]. Именно расширение этого направления сейчас продиктовано временем и новой реальностью.
Одной из поставленных задач является рост субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе и индивидуальных предпринимателей. Рассмотрим статистические данные по динамике роста/снижения индивидуальных предпринимателей и проведем параллель между показателями количества индивидуальных предпринимателей и роста количества индивидуальных предпринимателей-самозанятых (таблица 3).
Несмотря на то, что наблюдается рост индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавшихся в качестве микропредприятий, количество индивидуальных предпринимателей, применяющих налог на профессиональный доход, за 2,5 года выросло более, чем в 2 раза. Это свидетельствует о том, что большинство граждан, желающих заниматься предпринимательской деятельностью, отдают предпочтение самозанятости, несмотря на то, что для применения данного статуса более жесткие рамки – отсутствие вторых лиц, полностью самостоятельная деятельность, ограничение по величине максимального дохода в год до 2,4 млн рублей.
В настоящее время уровень безработицы в Российской Федерации имеет нестабильную тенденцию [10]. Ниже представлены данные со статистикой уровня безработицы, согласно данных Росстата (таблица 4).
Обращая внимание на представленные данные, стоит отметить, что на общую статистику большое влияние оказывают показатели Северо-Кавказского федерального округа, так как в данном регионе фигурирует наибольший показатель уровня безработицы. По мнению экспертно-аналитического центра «Юг», такая динамика может сопровождаться высокой долей теневой экономики и неразвитой промышленностью. Показатели за 2020 и 2021 гг. можно связать с наиболее актуальной на то время проблемой – пандемией, то есть общий рост на 1,3% в абсолютном показателе связан с экономическим кризисом, возникшим из-за карантина. Относительно других годов большой процент населения, трудящихся на предприятиях малого и среднего бизнеса, потеряли работу, и как следствие возникла циклическая безработица.
Комплексная модель развития финансовых и информационных мер государственной поддержки самозанятых (составлено авторами)
В 2021 году снижение уровня безработицы можно связать с началом восстановления экономических процессов – появление новых рабочих мест, возникновение новых проектов с рабочими местами и т.д. [3].
Выводы
Резюмируя вышеизложенное, авторы считают необходимым систематизировать совокупность мер государственной поддержки самозанятых и их влияние на национальную экономику посредством формирования комплексной модели развития финансовых и информационных мер государственной поддержки самозанятых (рисунок 1).
Необходимо отметить, что при реализации одной из положительных сторон для самозанятого населения осуществляется также положительное влияние для государства, и наоборот. Также при переходе индивидуальных предпринимателей на уплату налога на профессиональный доход возникает такой негативный момент для государства и субъектов РФ в целом, как сокращение налоговых доходов из-за разницы в налоговых ставках, хотя в абсолютных показателях доходы субъектов РФ должны балансировать за счет их увеличения от вновь зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и самозанятых.
Предпринимательство – это средний класс, который должен быть крепким и устойчивым в любой стране. Благодаря предпринимательству решаются многие экономические проблемы в регионах, например, обеспечение рабочих мест, развитие конкурентоспособности региона, что в дальнейшем может сказаться на экономическом потенциале конкретного субъекта РФ при реализации крупных федеральных проектов и/или проведения крупных инвестиционных мероприятий.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-510-07003 «Формирование финансово-инвестиционного механизма поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях становления молодого государства», 2022 г.
Источник: vaael.ru
Малый бизнес как фактор снижения безработицы
Малые и средние предприятия, говорят голландцы, — это «грядки для развития местного предпринимательства, это инструмент создания конкурентной атмосферы, это противовес сильным, хорошо укрепленным интересам монополистов». Мы также можем сказать, что появление малых и средних предприятий обусловлено также еще одной потребностью — создать возможность для новых рабочих мест [1].
Сейчас, прежде всего, необходимо четкое определение критериев малых и средних предприятий” роли и места их в народнохозяйственном комплексе, в реализации социально-экономических государственных программ. Наиболее правомерной является оценка малого и среднего бизнеса по численности работающих: 1-10 человек — мини-предприятия” 10-100 — малые предприятия, 100-500 человек — средние предприятия. Их развитие позволит, с одной стороны, постепенно наращивать объемы производства, с другой — обеспечить занятость населения [2].
Для финансирования негосударственного сектора кроме бюджетных средств можно использовать часть зарубежных кредитов и займов, которые бы пошли на организацию мобильных производственных объектов малого и среднего бизнеса. Кроме того, пора наладить должную координацию в использовании экономической помощи со стороны международных организаций, стран-доноров, направляемой на развитие частного бизнеса. Ведь не секрет, что значительная часть ее используется не по прямому назначению.
На данный момент государство пытается также создать сеть небанковских финансовых учреждений для стимулирования инвестиционных процессов в малом и среднем бизнесе. В настоящее время целесообразно создать специальную инвестиционную компанию для предоставления льготных кредитов мелким предпринимателям. Источниками формирования финансовых средств могут быть средства населения, вложенные в Народный банк, Пенсионные фонды, средства внебюджетных фондов.
Назрела острая необходимость создать специальный банк для финансирования малых и средних предприятий по более низкой, чем действующая в настоящее время, процентной ставке в коммерческих банках. Наряду с этим, было бы разумно разработать систему льготных условий и стимулов со стороны Нацбанка для банковских организаций, предоставляющих кредиты под производственные проекты частного бизнеса[3].
Важное значение в организации необходимой рыночной среды приобретает расширение услуг консалтинговых, маркетинговых, юридических и других специализированных фирм и компаний. Также важное значение приобретает развитие научно-технического прогресса. Н.Д.Кондратьев предвидел и доказал внияние научно-технического прогресса на цикличность развития экономики.
Открытые им большие циклы экономической конъюнктуры в период современной научно-технической революции будут испытывать «сжатие», определяемое интенсивностью смены базовых технологий и поколений техники, которая со времен Н.Д.Кондратьева увеличилась в 3-5 раз. Для развития научно-технического прогресса и инновационной деятельности в сфере малого и среднего бизнеса в Южно-Казахстанской области одним из первых был открыт бизнес-инкубатор.
В функции бизнес-инкубатора входит поддержка инновационной деятельности в сфере малого бизнеса, выявление новых идей, поддержка предпринимателей, занимающихся инновационной деятельностью. Для тех, кто начал заниматься инновационной деятельностью, бизнес-инкубаторы оказывали услуги по маркетинговым исследованиям, консалтингу, помощь в разработке бизнес-планов. Наиболее удачные бизнес-планы финансируются. Только за два последних месяца прошлого года было профинансировано 7 проектов по развитию малых предприятий, занимающихся инновациями в сфере производства и оказания услуг[4].
Однако в связи с нехваткой финансовых средств в бюджете области Постановлением Акима ЮКО Абдуллаевым К.А. от 25 ноября 1998 года Южно-Казахстанский Бизнес-инкубатор был ликвидирован, а его полномочия были переданы Комитету по поддержке и развитию предпринимательства.
За полтора года своей деятельности бизнес-инкубатор проделал огромную работу, трудоустроив около 350 человек. Все это говорит об эффективности такой формы поддержки малого и среднего бизнеса. Проанализируем состояние развития малого и среднего бизнеса в Казахстане. Если мы рассмотрим динамику занятых в сфере малого бизнеса, то заметим, что с каждым годом количество работающих в ней возрастает: 33 тыс. человек в 2005 году, 148 тыс. человек в 2006 году (увеличение на 348 процентов, т.е. почти в 4,5 раза). Что дает нам полагать, что в условиях переходной экономики проблему занятости можно будет смягчить при помощи развития и поддержки частного предпринимательства, так как число занятых в отраслях экономики сокращается в результате экономического кризиса, который подрывает деятельность крупных предприятий.
Как следует из приведенных данных, в высокоразвитых государствах доля занятых в малом бизнесе населения очень высока и составляет от 53 до 80%. Эта доля значительна в государствах, где малый бизнес имел ведущие позиции: в Грузии, Эстонии и в бывших социолистических государствах Центральной и Восточной Европы. В России, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане она низка и находится в пределах от 2 до 10%.
У нас же в республике это число мало вследствие того, что в своем развитии казахстанский малый бизнес и предпринимательство постоянно сталкивается с весьма сложными проблемами. В качестве основных проблем выступают:
- несовершенство правовых основ;
- высокий уровень налогообложения;
- ограниченные возможности для финансирования инвестиций;
- узкий круг источников финансирования;
- неинформированность и неквалифицированность граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;
- несовершенство банковской и кредитной системы для малого и среднего бизнеса.
В странах с развивающейся экономикой система малого и среднего бизнеса и предпринимательства нормально функционирует только тогда, когда оно получает поддержку со стороны государства в виде дифференцированных налоговых льгот на период экономической стабилизации. В Казахстане на данном этапе его развития в целях развития малого бизнеса и предпринимательства такая мера архинеобходима. Решив эти проблемы, государство решит вопросы занятости и безработицы
Одна из самых важных проблем в развитии малого и среднего предпринимательства — это переориентация их с преимущественно торгово-посреднической деятельности на производство наиболее насущных товаров и услуг. Она волнует многих, и видится два пути ее решения.
Первый — это интегрирование малых и средних предприятий с крупной промышленностью. Оно может происходить путем создания малых предприятий по выпуску мелкосерийной продукции, крупносерийное производство которых не является необходимым, а организация их производства на предприятии — лидере, экономически нецелесообразно. Кроме того, могут быть созданы малые предприятия, специализирующиеся на разработке новых технологий по заданию предприятия — лидера, сервисном обслуживании головного предприятия, на изучении и освоении новых рынков сбыта.
В качестве инвестиций крупные предприятия могут предоставить в аренду малым основные фонды, долгосрочный кредит на льготных условиях и выступать поручителем при получении гарантированного займа. Полученная крупными предприятиями с малых фирм прибыль первые пять лет не должна облагаться налогом, чтобы не отнимать у них возможность покрыть свои издержки.
Второй путь — создание небольших предприятий, выпускающих наукоемкие и новые товары, так как малью предприятия не требуют больших капитальных вложений и могут принести прибыль через сравнительно короткое время. Об этом наглядно свидетельствует опыт многих известных западных фирм и компаний, которые начинали и шли по этому пути.
Список использованной литературы
1. Токсанова А.Н. Основы предпринимательской деятельности. Астана, 2007 г.
2. Малый и средний бизнес Казахстана № 10 от 10. 20013 г, стр 58
3. Малый и средний бизнес Казахстана № 11 от 11.20013 г,стр 36-36
4. Малый и средний бизнес Казахстана № 5 от 05. 20013 г, стр 50
Источник: be5.biz
Развитие предпринимательства как условие борьбы с безработицей
В законе Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сказано, что предпринимательская деятельность – это инициативная самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли [10, C. 19].
Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица как субъекты предпринимательства выступают в этом качестве обычно путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд [18, C. 138].
В Российской Федерации становление предпринимательства в годы реформ началось практически с нуля. К концу 2004 г. доля работников малых предприятий – юридических лиц в общей численности занятых достигла 13 – 15 %, а произведенная ими промышленная продукция – 7 – 8 % выпуска продукции во всех отраслях экономики. Общий вклад малого предпринимательства в ВВП страны составляет 10 – 12 %, причем на протяжении уже длительного времени. В настоящее время с учетом индивидуальных предпринимателей общее количество занятых в данном секторе российской экономики оценивается, по данным Госкомстата РФ, в 11,6 млн. человек. В общей численности экономически активного населения страны это составляет около 17 % [19, C. 93].
Таким образом, предпринимательство оказывает существенный вклад в уровень занятости населения. Однако даже данный уровень в 3 – 4 раза ниже аналогичного показателя не только для экономически развитых, но и для среднеразвитых стран Европы даже с учетом различий в национальных критериях малого (малого и среднего) предпринимательства [Там же, C. 93].
Сегодня в России, несмотря на, казалось бы, принимаемые меры, до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному развитию. Речь идет прежде всего о том, что для субъектов малого бизнеса практически не сформирована нормативно-правовая база, которая учитывала бы его интересы. Одна из причин такого положения заключается в низком уровне самоорганизации малых предприятий для защиты собственных интересов. Между тем крупные предприниматели имеют возможность лоббировать принятие правовых актов или решений правительства [20, C. 127].
Основная проблема, с которой сталкиваются предприниматели в России – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора национального хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор в нашей стране практически отсутствовал.
Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, живший «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства предстоит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может, поэтому остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции [Там же, C. 128].
Большие трудности связаны с кредитованием малого бизнеса, который, как правило, не имеет надежного залогового обеспечения, что увеличивает риски не возврата кредитов [Там же, C. 128].
Велико и количество различных административных барьеров (лицензии, разрешения, сертификаты, проверки и пр.), в которых заинтересованность чиновников не снижается. Негативным фактором в развитии предпринимательства и цивилизованного рынка остается несовершенство судебной системы, слабо защищающей от коррупции и криминала, как предпринимателя, так и потребителя. Но наиболее существенным фактором, снижающим эффективность малых предприятий, является налоговая система, которая зачастую делает малый бизнес невыгодным и ведет к его уводу «в тень» [Там же, C. 128].
На совещании у Президента РФ 20 мая 2002 г. Правительству было дано поручение разработать меры, смягчающие налоговое бремя на малые предприятия. В результате достигнута договоренность и осуществлено снижение налога с выручки с 8 до 6 % при зачете до половины этой суммы в качестве страховой выплаты в Пенсионный фонд. Ставка налога на чистый доход снижена с 20 до 15 % . Повышена и планка отнесения предприятий к категории малых – оборот до 15 млн. рублей [Там же, C. 128].
Важность поддержки этого вида бизнеса подтверждена мировым опытом и практикой выживания малых предприятий (особенно в кризисных ситуациях). Господдержка создает условия, при которых малые предприятия закрепляют свои позиции в экономике, начинают самостоятельно развиваться и оказывать влияние на социально-экономические показатели, в том числе и показатели занятости региона, а затем и страны в целом.
В заключении отмечу следующее. Безработица – это наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период. К категории безработных относят только тех, кто ищет работу, либо ожидает возвращения на работу или начала работы.
Безработица расцветает во время экономического спада в стране, когда сокращается число рабочих мест. Но и в нормальных условиях развития экономики имеет место безработица – это так называемая «естественная» безработица – безработица в пределах 4 – 5 %, которую можно считать экономически приемлемой.
Основными причинами безработицы являются: высокая заработная плата (классическая теория); низкий уровень спроса (кейнсианство); недостаточная гибкость рынка труда (монетаризм). Всего выделяют четыре основных видов безработицы: 1. фрикционная возникает как результат постоянного перемещения людей между рабочими местами; 2. сезонная безработица возникает в результате сезонных колебаний спроса и предложения труда; 3. структурная безработица возникает в результате несоответствия между имеющимися видами работ и видами рабочей силы, ищущей вакансии; 4. циклическая возникает в результате неспособности совокупного спроса в экономике создать достаточное количество рабочих мест для всех желающих работать.
Экономисты выделяют и некоторые другие формы безработицы. Среди них, в частности, частичная безработица, когда трудящиеся вынуждены работать неполный рабочий день ввиду отсутствия работы. К скрытой безработице относят существование нерациональной, неэффективной занятости. Под застойной безработицей понимается ее концентрация среди определенных категорий рабочей силы в течение длительного времени.
Основными параметрами, характеризующими состояние занятости являются: экономически активное население, экономически неактивное население, занятые, безработные, уровень безработицы. Непосредственно количественно безработица измеряется следующими параметрами: 1. уровнем безработицы – долей официально зарегистрированных безработных от численности всей рабочей силы; 2. продолжительностью безработицы – временем пребывания в качестве безработного.
Безработица имеет негативные последствия как для каждого человека, так и для всего общества, государства в целом. Человек, оказавшийся безработным, прежде всего, страдает материально, поскольку его доход либо существенно сокращается, либо исчезает совсем.
Кроме того, за время профессионального бездействия, безработный теряет квалификацию, что еще более усугубляет его положение в попытках найти работу. Безработица приносит значительные психологические проблемы: появляются нервозность, подавленность, чувство неполноценности, жизненной неудовлетворенности, из-за чего могут возникать стрессы, расстройства здоровья.
Длительная безработица часто ведет к глубокой личной депрессии, чувству неполноценности, и, в конечном счете, к деградации личности человека. Относительно государства негативные проблемы безработицы проявляются, прежде всего, в снижении ВВП. Американский экономист Артур Оукен вывел экономический закон, согласно которому при превышении фактического уровня безработицы над ее естественной нормой на 1 % недопроизводство ВВП составляет 2,5 %. Кроме того, безработица вызывает определенную социальную напряженность в обществе, она чревата проявлениями массовых протестов в обществе, политическими конфликтами и в целом несет угрозу стабильности общества. Повышение уровня безработицы может усложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать росту преступности и тем самым снижению степени безопасности граждан.
Государственное регулирование безработицы осуществляется посредством правовых, организационно-административных, экономических, информационных, социально-психологических средств. Методы влияния на занятость со стороны государства можно разделить на косвенные и прямые.
Последние относятся в основном к экономической, правовой и организационной сфере, когда посредством инвестиционной, налоговой и кредитной политики, юридических актов, других организационных мер достигаются оперативные результаты в сфере занятости. Методы косвенного воздействия направлены на создание условия для того, чтобы при самостоятельном выборе направлений хозяйствования субъекты рынка труда тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической стратегии.
Современная политика российского государства в области занятости населения регулируется Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». По сути, он является законом оказания содействия незанятому населению, ищущему работу и зарегистрированному в органах государственной службы занятости.
Большую роль здесь имеет государственная служба занятости – ГСЗ. Обслуживание безработных – безусловно, важная, но в то же время конечная ступенька в реализации политики занятости. Исходной задачей является профилактика безработицы, осуществление которой возможно лишь на основе воздействия на ситуацию в области занятости.
Большое значение в борьбе с безработицей имеет уровень развития предпринимательства в стране как альтернатива традиционной занятости на государственных предприятиях. В Российской Федерации становление предпринимательства в годы реформ началось практически с нуля, а к концу 2004 г. доля работников малых предприятий в общей численности занятых достигла 13 – 15 %. Таким образом, предпринимательство оказывает существенный вклад в уровень занятости населения. Однако даже данный уровень в 3 – 4 раза ниже аналогичного показателя не только для экономически развитых, но и для среднеразвитых стран Европы. Поэтому создание условий для дальнейшего развития предпринимательства в России должно стать важнейшим направлением в борьбе с безработицей и ее проблемами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. – М. 6 РАГС, 2005. – 384 с.
2. Бреев В.Д. Тенденции развития безработицы в России // Вестник Российского Гуманитарного Научного Фонда, 2005. — № 4 (33). – с. 49 – 52.
3. Райхлин Э. Основы экономической теории. Безработица и инфляция. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 182 с.
4. Селищев А.С. Макроэкономика. – Спб.: Питер, 2005. – 464 с.
5. Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика: учебник. – М.: «дело и Сервис», 2003. – 544 с.
6. Экономика предприятия: экзаменационные ответы / Под ред. проф. Пелиха А.С. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 416 с.
7.Задоя А.А., Петруня Ю.В. Макроэкономика: учебник. – К.: О-во «Знание», КОО, 2004. – 368 с.
8. Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – 831 с.
9. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебное пособие. – М, 2002. – 491 с.
10.Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Конспект лекций. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 208 с.
11.Новицкий А. Занятость в сфере обслуживания населения. – М.: ИТК «Дашков и К о », 2003. – 142 с.
12.Экономическая теория: учебное пособие / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков; под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 464 с.
13.Бочарова И. Программы содействия занятости // Экономист, 2005. — № 5. – с. 77 – 83.
14.Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие. – М.: ИЦ: «Академия». 2002. – 192 с.
15.Ониценко В.Ф. Рациональная занятость: методология регионального исследования. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 272 с.
16.Иванова В.Н., Безнадежных Т.И. Управление занятостью населения на местном уровне: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 192 с.
17.Четверина Т. Российская служба занятости: деградация или ренессанс // Человек и труд, 2004. — № 3. – с. 48 – 54.
18.Энциклопедический словарь предпринимателя / Сост. С.М. Синельников и др. – Спб.: Алга-фонд, 2002. – 568 с.
19.Бухвальд Е.М., Виленский А.В. О роли малого предпринимательства в развитии экономики России // Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 2002 — № 1. с. – 91 – 98.
20.Дадашев А. и др. Эффективность поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики, 2002. — № 7. с. 127 – 132.
21.Горфинкель В.Я., Швандара В.А. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 444 с.
22.Зубко Н.М., Зубко А.Н. Экономическая теория. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 709 с.
23.Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.:
ИНФРА-М, 2002. – 638 с.
24.Саруханов Э.Р. Управление занятостью населения. Учебное пособие. – М.: НИКА-ЦЕНТР, 2004. – 363 с.
25.Казаков А.П., Минаева А.В. Экономика. – М: КСПО, 2002. – 280 с.
Информация о работе «Социально-экономические проблемы безработицы»
Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 50828
Количество таблиц: 3
Количество изображений: 3
Источник: kazedu.com