Огольцова, Е. Г. Зарождение психологии как самостоятельной науки / Е. Г. Огольцова, Е. М. Щетинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/446/97824/ (дата обращения: 10.07.2023).
В статье авторы пытаются рассмотреть и раскрыть путь становления психологии как самостоятельной науки.
Ключевые слова : психология, самостоятельная наука, душа, сознание, поведение, психика.
Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук. Первые знания о психологии начали формироваться за 5 веков до нашей эры. Еще в древности люди обратили внимание на то, что существуют явления материальные, такие как предметы, которые окружают нас и тело человека, и нематериальные: ощущения, мысли, чувства и т. д. — таинственные, но существующие независимо от окружающего мира.
В современном мире психолог является очень востребованным специалистом в различных областях жизни общества, и многие люди, которые и не связаны с психологией, стали задаваться вопросом: откуда взялось такое учение, что оно изучало ранее, в чем причина его появления, кто стал ее основателем и последователем? И данные вопросы, действительно, очень актуальны с учетом роста спроса на данных специалистов, и потому что многие ранние документы об учениях ранних психологов, таких как Платон или Демокрит, были неизвестны и считались потерянными, сейчас восстановлены, и мы можем их изучить. Именно поэтому сейчас стоит рассмотреть вопрос ее появления и разобраться с тем, почему и в какой этап развития психология стала самостоятельной наукой.
Общая психология. Психология как наука #ДомаВместе
На тему истории и зарождении психологии как самостоятельной науки написано очень много научной литературы, которую люди применяют, изучают и используют до сих пор. Огромное влияние на развитие и выделение психологии, как самостоятельной науки, оказал Вильгельм Вундт (1832–1920) [2]. Он один из первых обозначил грани психологии с собственным научным инструментом.
По его мнению, психология должна отойти от наук о душе и теле и стать наукой сознания. Все последующие учения, которые написаны по данной теме, после него были его последователями. Но есть и те, кто был не согласен с В. Вундтом.
Например, ученый Анри Бергсон был не согласен с попыткой Вундта разграничить психологию и приравнять ее к интеллектуализму. Он считал, что интеллект и сознание бессильны в изучении психологии, и только интуиция может проникнуть и раскрыть ее суть.
Ученые, которые изучают историю психологии, делят ее развитие на четыре крупных этапа. В каждом из них были свои ученые, которые внесли наибольший вклад, чтобы психология продолжала развиваться как самостоятельное течение.
В первом этапе начали зарождаться такие понятия как психология и предмет психологии. В этом предмете содержалось понятие о душе, и здесь многие философы спорили о том, что является первичным: материя, дух или идея и т. д., но самое главное, что первичным предметом изучения в рамках психологической науки была душа [3].
15 лучших книг по психологии и психотерапии!
И именно наличием души пытались объяснить все непонятные явления, которые возникают в человеческой психике, его поведении и в окружающем нас обществе. В этот период существовало два основных направления в изучении и понимании природы души: идеализм и материализм. Основоположниками идеалистического направления являлись Сократ и Платон.
Их принципы строились на таких понятиях как «Душа человека — это в первую очередь разум, соединенный с нравственностью»; «Душа — это частица Вселенной или мира, который полон абсолютных идей» [1]. Материалистическое направление в понимании души было развито Демокритом, Анаксагором, Анаксименом.
Основная идея заключается в том, что душа материальна и состоит из множества различных атомов. Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своем труде «О душе» обобщил имеющиеся на тот момент знания о душе, подразумевая, таким образом, способ организации живого тела. Выделил три типа души: растительную душу, животную душу и разумную душу. И эти учения положили начало развитию важной науки — психологии.
Второй крупный этап становления психологической науки уже возникает в середине XVII века и связан с развитием естественных наук, с появлением больших открытий в биологии, медицине, и на основе этого происходит значительное изменение предмета психологической науки. Здесь главным предметом изучения психологии становится сознание.
Под сознанием понималась способность человека: ощущать, запоминать, мыслить. Нельзя не отметить Фрэнсиса Бэкона (1561–1626) [1], который обосновал идею решающей роли экспериментов в научном познании. Главные идеи его работы — накопление экспериментальных знаний, их анализ и обобщение, а психология как наука должна быть экспериментальной наукой, то есть не просто описательной, которая лишь изучает психику человека, а той которая может изучить и доказать какое-то явление. Но его работы не нашли отклика в то время.
Также в XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Рене Декарта (1596–1650). Он впервые обозначил психофизическую проблему, т. е. взаимосвязь души и тела и утверждал, что существуют две независимые друг от друга положения: дух и материя. Это учение в психологии называют дуализмом. Также он первый ввел понятие сознания и провел путь познания сознания.
А вот немецкому ученому Христиану Вольфу (1679–1754) принадлежит заслуга разработки немецкой психологической терминологии. Само слово «психология» стало в Европе общеизвестным после выхода книг Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). Вольф является автором теории, получившей название «психология способностей». Ведущим положением теории были рационалистический подход к познанию и идея спонтанной активности души. Данный этап развития психологии ученые называют «Наукой о сознании», и здесь были заложены основные методы изучения человеком самого себя и последующее описание полученных фактов в ходе этих исследований [2].
Третий этап становления психологии связан с тем, что в новой науке начинают изучать поведение. То есть, в начале XX века задача психологии заключалась в том, чтобы изучать конкретные проявления человеческой психики, потому что понятие «о душе» и «о сознании» считается недостаточным. Также в это время начинает формироваться практическая психология.
Впоследствии изучив человеческое мышление, ученые психологи смогли наблюдать за поведением человека, отсюда у нас произошло возникновение очень большого количества направлений и течений в науке. Главным основателем научной психологии считают Вильгельма Вундта (1832–1920), который открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в 1879 году. И именно этот год многие ученые считают годом рождения психологии как науки [2].
Также великим психологом того времени считают Уильяма Джеймса (1842–1910), который является создателем теории «поток сознания». Именно он первый исследовал самосознание и самооценку человека не на основе экспериментов, а именно наблюдательности. Именно эти наблюдения послужили последующей основой для новых психологических течений.
Также в США возникает новое течение — бихевиоризм [3]. Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S > R, где S — внешние стимулы, R — ответная реакция или поведение. Уотсон в классическом бихевиоризме отрицал роль сознания в человеческом поведении, но не отрицается существование сознания.
Также Уотсон выдвинул идею, в которой описал, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия. В 60-е годы из классического бихевиоризма возникает социобихевиоризм (А. Бандура) — в нем отмечалась очень важная роль когнитивных структур, в частности процессов восприятия памяти и мышления.
Существенные изменения в представления о предмете и методах психологии были внесены 3игмундом Фрейдом (1856–1939), который основал парадигму психоанализа. Психоанализ, по его учениям, был направлен на изучение личности. Принципы, на которых строился психоанализ: детерминизм, развитие и активность, которые лежат внутри субъекта [1].
И последний, четвертый этап, который начался с середины XX века и длится по настоящее время. На данном этапе происходит становление современной психологической науки. Здесь раскрывается психология как наука, которая изучает факт, закономерности и механизмы психики и предметом изучения является психика и психическая деятельность человека.
Состояние психологии в этот период времени характеризуется как стадия открытого кризиса, который продолжается и в настоящее время. Все это связано с тем, что в мире образовалось слишком много психологических идей и это привело к конкуренции среди них. Одной из важных направлений, которое появилось во время кризиса, это гештальтпсихология. Данное направление было выдвинуто Фредериком Перлзом (1893–1970), в котором он описал, что любой аспект поведения — есть проявление целого, а психическое нарушение он считал гештальтом, то есть завершением [2].
Одним из важнейших направлений XX столетия является гуманистическая психология. Ее основателем является Абрахам Маслоу (1908–1970) и с его именем связано название данных принципов.
В центр гуманистической психологии выносят понятия становления личности, что такое истинное психическое здоровье и в принципе все те гуманистические вопросы, которые касаются внутреннего психического состояния человека. Концепция Маслоу строится на человеческих потребностях, которые нужны ему по иерархическому уровню. Задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно — а значит, быть собой в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью в человеческом обществе [3].
В 60-е годы появилась «трансперсональная психология». Это мистическое направление в психологии, которое занимается изучением трансцендентальных личностных переживаний, которые человек приобретает, погрузившись в изменённое состояние сознания, также в этом направлении лежит идея о бессознательной части человеческой психики. В нём гармонично сочетаются методы современной психологии с древними эзотерическими знаниями. Мы можем заметить, что четвертый этап стал началом изучения человеческой психики и внутренних ощущений и переживаний человека.
На основании вышесказанного, мы можем сделать вывод, что психология как наука развивалась очень долго и в каждом этапе ученые совершали совершенно разные открытия, раскрывали разные стороны психологического сознания человека, и все это влияло на последующие открытия в психологии. Все вышеперечисленные представители психологии сделали свой вклад в развитие психологии, чтобы и по сегодняшний день эта наука развивалась, и нынешние представители этого учения могли, опираясь на старые учения, узнавать и открывать что-то новое и неизведанное в человеческой природе.
- Константинов, В. В. История психологии / В. В. Константинов. — Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007. — 144 c. — Текст: непосредственный.
- Ждан, А. Н. История психологии: от Античности до наших времен / А. Н. Ждан. — 5-е изд. — Москва: Академический проект, 2004. — 244 c. — Текст: непосредственный.
- Морозов, С. М. История психологии / С. М. Морозов. — Москва: Издательство Московского психолого-социального университета, 2019. — 376 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): психология, самостоятельная наука, душ, наука, человеческая психика, идея, психологическая наука, сознание, учение, гуманистическая психология.
Источник: moluch.ru
7.2. Первые программы психологии как самостоятельной науки
Предмет:элементы сознания, которые одновременно имеют физиологич и психологич составляющую.
1) экспериментальная интроспекция
2) анализ продуктов деятельности
Принципы исследования:
1) наблюдатели д уметь правильно определять момент начала эксперимента
2) наблюдатели никогда не д снижать уровень своего внимания
3) эксперимент д б организован так, чтобы его м провести неск раз
4) условия проведения эксперимента д б приемлемыми для изменения и контроля за изменением факторов раздражения
Область исследования:
1)изучение физиологич и психологич аспектов зрения, слуха и др чувств
2)изучение времени реакции
3)экспериментальное исследование чувств и эмоций
Приборы экспериментальной психологии:
1)демонстратор реакций глаза
5)генератор звукового прерывания
Э. Крепелин, Г. Мюнстерберг, Бехтерев, В. Ф. Чиж, О. Кюльпе, Н. Н. Ланге.
Деление психологии на экспериментальную и социальную.
Создание лабораторий в др странах (34 лаборатории в нач 20 века). Психология начинает преподаваться в университетах. Привнесение экспериментального метода в психологию.
Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания Франца Брентано (1874 Психология с эмпирической точки зрения).
Предмет:психические акты (активность) как действия, которые производит субъект, когда он превращается в субъекта сознания (представления, суждения, эмоциональные оценки).
Методы:припоминание и воображение.
Интроспекция: ретроспекция (образная память) и воображение.
Систематическое наблюдение (внеш) расширяет, дополняет интроспекцию до полноценного эмпирического метода.
Область исследования- сознание
Штумпф, Липпс, Мэйнонг, Эрикфест, Уорд, Стаут, Фрейд.
Программа предшествовала функционализму, гештальт и гуманистической психологии.
Программа психологии как науки об эволюционных связях между сознанием и внеш средой Гербарта Спенса (1870-1872)
Предмет: механизмы адаптации психики человека к окр среде
Задачи: перейти от изучения психики к изучению поведения: а) отношений между психикой и поведенческой реакцией; б) отношений между поведенческой реакцией и внеш средой.
Методы:внеш наблюдение (за поведением) и внутр наблюдение (за психич явлениями)
Принципы:принцип ассоциаций
Области исследования:
1)объективная психология- изучает психич явления у животных и человека. Которые обнаруживают себя в поведении;
2) субъективная психология – изучает состояния сознания.
Лимгенфельд, Стронин, Джеймс.
Оказали влияние на развитие функциональной, этической, детской психологии и бихевиоризма.
Программа психологии как учения о совершении психической деятельности на рефлекторной основе И. М. Сеченова (Кому и как разрабатывать психологию, 1873г)
Предмет:происхождение психических деятельностей – ощущения разных модальностей, разл форм восприятия и видов мышления, воли.
Задача:обратить психологию к рассмотрению внешней детерминации психических процессов.
1) генетический – исследование развития сложных психич форм из элементарных;
2) объективный – наблюдение за генезисом и эволюцией индивидуального поведения.
Область исследования:
1) анализ звеньев целостного психического акта
2) физиологич аспекты работы головного мозга.
Вклад:1) открытие тормозных центров в таламической области;2) новая трактовка понятия рефлекс – сложнейший целостный акт. Связывающий организм со средой и выступающий механизмом регуляции психич деятельности;3) мышечные движения – регулятор всей психич деятельности.
Последователи: Бехтерев, Введенский, Ухтомский.
Программа психологии как науки о внеш (культурных) проявлениях человеческого духа Э. Кавелина (Задачи психологии 1872, Задачи этики 1885)
Предмет:душевные свойства, духовный мир человека (культурные детерминанты поведения и мышления человека)
1) изучение, понимание и описание внутр мира личности
2) формирование психологии как самостоятельной науки
3) психология д изучать естествознание в изучении человека с естественной точки зрения
1) для изучения психики отдельных субъектов – анализ продуктов индивидуального творчества
2) для изучения этнопсихологии – анализ продуктов народного творчества.
Принципы исследования:
1) культурный процесс как определяющий личностное развитие.
Область исследования:изучение антропологизма и этической направленности.
Очерк юридического быта древней России.
Результаты: дискуссия с Сеченовым – толчок к возникновению нового пути развития психологии.
Первая экспериментально – психологическая лаборатория Бехтерева в Казани 1885г. (Объективная психология)
Предмет: мозг и НС человека, нервно – психич расстройства.
1) изучение анатомо – физиологич основ нервных расстройств
2) разработка новых приборов
3) введение эксперимента как метода изучения психич процессов
1) структурно – функциональный подход (фундаментальный) – изучение строения мозга в единстве с его функциями
2) эксперимент как основной метод
3) комплексный подход к изучению психики
4) единство практики и эксперимента
5) необходимость практической ориентации психологич исследований.
Источник: studfile.net
Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

В XIXв. во взглядах на психологию произошли изменения, которые оказали существенное влияние на дальнейшее формирование психологии как самостоятельной науки. По мере продвижения философского и научного знания обострялся вопрос о том, может ли психология получить статус науки или является лишь описательным знанием.
Отличия науки от описательного знания: объективность ее исследований, повторяемость результатов и их проверяемость. В начале XIXв. этим требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В началеXIXв. возникает наука психофизика, которая изучает влияние на психические процессы внешних воздействий.
Ярчайшие психофизики первой половины XIXв. естествоиспытателиЭ.Вебер(1795-1878) иГ.Фехнер(1801-1887).
Их задачей было найти объективную основу психофизики через математические формулы. Они сформулировали т.н.психофизический закон: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения. Был определен объект психофизики – система отношений между психическими факторами и вызывающими их внешними раздражения.
Другой немецкий естествоиспытатель Г.Гельмгольц(1821-1894), занимаясь оптикой, исследовал проблему восприятия визуального изображения. Он проводил эксперименты с линзами и изучал восприятие человеком искаженного изображения. Гельмгольц констатировал предметность восприятия; человек воспринимает мир таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким он его видит.
Восприятие– это создание целостного образа предмета или явления. Представление о предмете будет адекватным только в том случае, если будет непосредственный физический контакт; помимо визуального изображения восприятие дополняется рефлексами.
5 стр., 2468 слов
2. Отличительные особенности психологии как науки. Типы и виды .
. знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением человека. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. . (психической) жизни человека: познавательные психические процессы (ощущения, восприятие, представление, воображение, мышление, речь, запоминание, сохранение, воспроизведение); эмоциональные явления .
Восприятие никогда не ограничивается сиюминутным восприятием; оно всегда несет отпечаток предыдущего опыта (идея ассоцианизма).
Гельмгольц придерживался этой идеи, однако несколько доработал ее и подтвердил экспериментально.
Бессознательное умозаключение: некоторые впечатления порождаются сами собой, они появляются и накапливаются бессознательно, формируя жизненный опыт человека и сильно влияя на дальнейшее восприятие.
Г. Спенсер (1820-1903)– приверженец идеи ассоцианизма. В своем труде «Основы психологии» он формулирует положение о том, что психика представляет собой инструмент, благодаря которому организму удается настроить отношения с окружающей средой (впервые такую идею (догадку) высказывал Аристотель); психические механизмы – приспособительные регуляторы, рассматривать которые можно только в их взаимодействии с окружающей средой. Спенсер утверждал, что при исследовании психики нельзя ограничиваться сиюминутными переживаниями, но нужно учитывать и опыт и ассоциации.
-
Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки.
Вильгельм Вундт (1832-1920).
Существуют разные классификации первых программ возникновения психологии. Первая такая программа принадлежит немецкому естествоисследователю Вильгельму Вундту (1832-1920), именно с его именем связано становление психологии как целостной науки. В своем труде «Основы физиологической психологии» Вундт утверждал, что психика состоит из определенных элементов, которые и необходимо изучить для целостного изучения психики. Важнейшими направлениями психологических исследований Вундт считал ощущения и восприятия (и их взаимозависимость), ассоциации, время реакции, его связь с темпераментом, настроением, а также знанием того, что произойдет в дальнейшем.
В 1879 г. Вундт организовал лабораторию в Лейпциге, в которой и проводил многие свои эксперименты. Вундт считал, что метод интроспекции необходимо доработать. Интроспекция в ее классическом виде была ориентирована на непосредственное переживание; Вундт же стремился детально изучить переживание, разделив его на элементы и изучить их обособленно.
Что касается воли, мышления, речи (высших психических функций, которые не подвержены «расчленению»), то Вундт считал, что они «не поддаются экспериментальному изучению». Исследовать их необходимо «историческим изучением» – не в лаборатории, а в реальной социально-культурной практике (Вундт заложил идеи этнопсихологии).
Отношение к идеям Вундта современников было неоднозначным. Многие естествоисследователю считали, что высшие психические функции все же можно исследовать, однако особыми методами. В дальнейшем по прошествии нескольких десятилетий теория Вундта не получила никакого развития (потому что сам Вундт уже открыл все, что можно было открыть в данной теории).
Иван Михайлович Сеченов (1829-1905).
Другая программа психологии принадлежит русскому физиологу И.М. Сеченову; свои заключения он сделал под влиянием идей Гельмгольца с одной стороны и Спенсера с другой. В его статье «Кому и как разрабатывать психологию» он утверждает, что психология должна разрабатываться физиологами (поскольку между физиологией и психофизикой много параллелей).
4 стр., 1542 слов
Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.
. встроено и неразрывно связано с ним. Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. Психика – совокупность психических процессов, кот. поддерживаются НС и обеспечивают выживание. . Абстракция Структура сознания (Рубенштейн)=переживание/знание. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему носитель психики ведёт себя так или иначе Психическими процессами .
По мысли Сеченова, внешнее воздействие играет роль сигнала для организма, посредником которого является психика. Сеченов задается вопросом, как у каждого отдельного человека реализуется приспособленческая функция психики. Психика человека (его реакция на окружающие воздействия) меняется на протяжении всей жизни. Сеченов предлагает генетический подход к изучению того, как человек развивается, переходя от простейших хватательных функций к более сложным психическим процессам.
Сам Сеченов так и не осуществил свою программу. Впоследствии была использована поведенческая идея программы Сеченова (возникла целая поведенческая школа – бихевиоризм); ссылки на Сеченова встречаются в работах многих психологов (американский психолог Джеймс).
Франк Брентано (1838-1917).
На базе идей Брентано возникло направление гельштайн психологии. Брентано в работе «Психология с эмпирической точки зрения» утверждал, что психику нельзя делить на элементы; акт мышления представляет собой единый направленный процесс, обладающий внутренней активностью (не управляется сознательно).
Примеры похожих учебных работ
Психология ФЕПО -14 2011-12
. ПСИХОЛОГИЯ как самостоятельная наука . ВОСПРИЯТИЕ – целостное отражение предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии их на органы чувств. Вундт Вильгельм Маркс(1832 – 1920) — выдвинул идею создания экспериментальной психологии .
Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки
. психики человека. На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную . Функционализм (Ф. Брентано) рассматривал интенциональные акты сознания. Предмет психологии как науки, начиная с .
Психология 39
. Психология – это… +наука, иучающая закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности Основными категориями психологии . чувств – это … +восприятие Следы бывших восприятий, образы предметов, сцен и событий, .
Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных работ по «Общей психологии»
. логика; наука; методология; философия. Психология в переводе с древнегреческого означает наука о жизни; наука о душе; наука о сознании; разум и душа. Метод, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии .
1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии в системе наук
. математическая статистика, технические науки, педагогика, биология, физика, химия. 2. Объект и предмет психологии. История развития представлений о предмете психологии. Объект психологии – это субъект, обладающий психикой (чеовек/группа людей или .
- Методологические основы психологии 2
- контрольная Основные этапы развития психологии
- Предмет и задачи психологии 5
- Тест Возникновение научной психологии — экспериментальная психология (Вундт), психотехники или метод тестов (Бине, Симон)
- Семинар Семинар №1. Психология как наука
- Конспект лекций Тема 1. Предмет, задачи, методы общей психологии. Отрасли психологии
- История развития психологии как науки
- Тест V 1: V 1: Введение в общую психологию
- Вопрос № 3 Определение психологии как науки. Различные представления о предмете психологии
- Научные и учебные работы Тема 1. О.Конт и г.Спенсер – основоположники социологии как самостоятельной науки
- Проблема сознания в психологии
- реферат Мини-реферат на тему: История становления социальной психологии в России
- Возрастная психология
- Гендерная психология
- Конфликтология
- Криминальная психология
- Самосовершенствование
- Экспериментальная психология
- Социальная психология
- Семейная психология
- Психофизиология
- Психотерапия
- Психология философии
- Психология труда
- Психология рекламы
- Психология общения
- Психология личности
- Психодиагностика
- Психокоррекция
- Практическая психология
- Популярная психология
- Политическая психология
- Педагогическая психология
- Патопсихология
- Организационная психология
- Общая психология
- Медицинская психология
- Клиническая психология
- История психологии
- Cтресс
- Гипноз
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
- Биографии психологов
- Учебные пособия
- Методические материалы
- Рефераты
- Курсовые работы
- Конспекты лекций
- Тесты и методики
- Политика конфиденциальности
- Форма для контактов
Источник: forpsy.ru