Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих что это

Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих что это

Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 N 292 (ред. от 27.10.2015) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 18 апреля 2013 г. N 292

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

«Красноярское образование: вектор развития». ИНФОРМАЦИОННО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ВЕБИНАР от 25.11.2022 г.

от 18 апреля 2013 г. N 292

ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (далее — Порядок) устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих и программам повышения квалификации рабочих, служащих).

3. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в форме самообразования.

Формы обучения по основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

4. Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Обучение для школьников — Программа профессиональной подготовки Портье

5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы профессионального обучения осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

6. К освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).

7. Исключен. — Приказ Минобрнауки России от 26.05.2015 N 524.

8. Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной программы профессионального обучения.

9. Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения организуется в соответствии с расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Профессиональное обучение на производстве осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося по соответствующим основным программам профессионального обучения.

10. Реализация основных программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

11. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена .

Часть 1 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

12. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

Часть 2 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.

Часть 3 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

13. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

При определении порядка заполнения, учета и выдачи свидетельства о профессии рабочего, должности служащего в нем также предусматривается порядок заполнения, учета и выдачи дубликата указанного свидетельства.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 N 292 (ред. от 27.10.2015) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обученияСудебная практика высших судов РФ

23. Профессиональное обучение работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 .

Примерные программы разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ), на основании Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395), с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 977 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2013 г., регистрационный N 29969).

2. Обучающиеся, не прошедшие ГИА, вправе пройти профессиональное обучение в соответствии со статьей 73 Федерального закона и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292 (зарегистрирован Минюстом России 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395). Лица в возрасте до восемнадцати лет могут осваивать основные программы профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих или должностям служащих при условии их обучения по основным общеобразовательным программам или образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривающим получение среднего общего образования, и при успешной сдаче квалификационного экзамена получить соответствующее свидетельство. При этом профессиональное обучение лиц в возрасте до восемнадцати лет осуществляется только по тем профессиям рабочих и должностям служащих, работа по которым не запрещена или не ограничена для указанных лиц в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Читайте также:
Daemon tools что это за программа можно ли удалить

Источник: legalacts.ru

О некоторых вопросах профессионального обучения по профессиям рабочих, должностях служащих

Профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) (п. 13 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее — Закон об образовании).

Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации опубликовано письмо от 05.12.2017 № 06–1793 «О методических рекомендациях», в котором даны методические рекомендации по организации прохождения обучающимися профессионального обучения одновременно с получением среднего общего образования, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций. Некоторые обозначенные вопросы заслуживают отдельного внимания.

Организация профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования

В соответствии с частью 5 статьи 73 Закона об образовании профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно. Кроме того, согласно части 2 статьи 78 Закона об образовании иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе.

изображение

В соответствии с пунктом 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 7 июня 2012 г., регистрационный № 24480), образовательная организация обеспечивает реализацию при наличии необходимых условий профессионального обучения для выполнения определенного вида трудовой деятельности (профессии) в сфере технического и обслуживающего труда.

Таким образом, предоставление профессионального обучения в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования осуществляется при наличии необходимых условий. Данные условия могут быть созданы как самой образовательной организацией, реализующей образовательную программу среднего общего образования, либо с использованием ресурсов других организаций, осуществляющих образовательную деятельность посредством сетевой формы реализации образовательных программ (статья 15 Закона об образовании).

В реализации программы среднего общего образования с использованием сетевой формы могут участвовать профессиональные образовательные организации, обладающие необходимой инфраструктурой для реализации части такой программы, обеспечивающей прохождение профессионального обучения. В этом случае общеобразовательная организация и профессиональная образовательная организация совместно разрабатывают и утверждают основную образовательную программу среднего общего образования, предусматривающую получение обучающимися профессионального обучения.

Согласно части 2 статьи 15 Закона об образовании использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

  1. вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
  2. статус обучающихся, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;
  3. условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
  4. выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
  5. срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Несмотря на то что Закон об образовании не предусматривает в качестве существенного условия договора о сетевой форме реализации образовательных программ определение финансовых условий такого договора, образовательные организации должны согласовать, каким образом и в каком объеме будет осуществляться финансовое обеспечение деятельности профессиональной образовательной организации, реализующей часть образовательной программы среднего общего образования. С учетом того, что в рамках государственного (муниципального) задания общеобразовательная организация получает субсидию на реализацию образовательной программы среднего общего образования в полном объеме, финансирование прохождения профессионального обучения в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования должно осуществляться именно за счет средств данной субсидии.

В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона об образовании нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ, а также с учетом иных особенностей, предусмотренных Законом об образовании. Таким образом, предоставление профессионального обучения может рассматриваться как отдельный профиль образовательной программы среднего общего образования либо как особенность, предусмотренная частью 5 статьи 73 Закона образовании. Следовательно, при утверждении органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов финансового обеспечения реализации основной образовательной программы среднего общего образования может быть введен корректирующий коэффициент, отражающий особенности содержания образовательной программы, либо рассчитано отдельное значение норматива затрат реализации основной общеобразовательной программы среднего общего образования, предусматривающей прохождение обучающимися профессионального обучения.

В связи с этим расходы профессиональной образовательной организации, участвующей в сетевой форме реализации основной общеобразовательной программы среднего общего образования, по предоставлению профессионального обучения должны быть покрыты за счет средств, полученных общеобразовательной организацией на реализацию всей указанной программы. Расчет стоимости предоставления профессионального обучения может быть произведен нормативным способом (пропорциональной объему реализуемой образовательной программы в часах, с учетом установленных корректирующих коэффициентов (при наличии) либо затратным способом (путем калькуляции расходов профессиональной образовательной организации на реализацию программы среднего общего образования в части профессионального обучения).

Государственные (муниципальные) общеобразовательные учреждения, заключая договор о сетевой форме реализации образовательных программ, предусматривающий оплату с их стороны реализации части основной общеобразовательной программы среднего общего образования, должны учитывать положения законодательства о закупках товаров, работ и услуг. Правовая регламентация осуществления закупок зависит от типа государственного (муниципального) учреждения. Если государственное (муниципальное) образовательное учреждение относится к типу казенного или бюджетного учреждения, то договор о сетевой форме реализации образовательных программ заключается с учетом норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в случае типа автономного учреждения применяется Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 91 Закона об образовании лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Прохождение профессионального обучения в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования не требует отдельного лицензирования при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по уровню среднего общего образования.

Однако в случае, если организация, осуществляющая образовательную деятельность, планирует проводить итоговую аттестацию обучающихся, проходящих профессиональное обучение в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования в форме квалификационного экзамена, и по его результатам выдавать свидетельство о профессии рабочего (должности служащего), то необходима лицензия на осуществление образовательной деятельности по программам профессионального обучения.

Читайте также:
Гет ап что это за программа

Если прохождение профессионального обучения в пределах образовательной программы среднего общего образования осуществляется с использованием сетевой формы, то образовательная организация, реализующая программу среднего общего образования в части профессионального обучения, должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам среднего общего образования.

Реализация отдельной программы профессионального обучения для обучающихся по программе среднего общего образования

Прохождение обучающимися профессионального обучения одновременно с получением среднего общего образования может быть организовано путем реализации отдельной (самостоятельной) основной образовательной программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

В таком случае прохождение профессионального обучения осуществляется вне рамок основной общеобразовательной программы среднего общего образования. Программа профессиональной подготовки может быть реализована организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по виду образования «профессиональное обучение». При этом места осуществления образовательной деятельности по программам профессионального обучения в лицензии не указываются.

Такой подход к организации процесса профессионального обучения позволяет оптимизировать выбор площадок для реализации основных программ профессионального обучения, упростить изменение места реализации образовательной программы.

изображение

Вместе с тем необходимо отметить, что отсутствие в лицензии на осуществление образовательной деятельности указания мест осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения не освобождает лицензиата от необходимости соблюдать все лицензионные требования, установленные Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966, в том числе и требования о наличии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (подпункт «а» пункта 6 указанного Положения).

Учредитель вправе осуществлять финансирование профессионального обучения в качестве отдельной государственной (муниципальной) услуги. При этом должен быть произведен расчет нормативных затрат на реализации программы профессиональной подготовки по соответствующим профессиям, должностям служащих. Нормативные затраты могут быть дифференцированы в зависимости от соответствующих профессий, должностей служащих. Учредителем может быть определен перечень профессий рабочих, должностей служащих, обучение по которым может осуществляться за счет средств бюджетных ассигнований соответствующего бюджета.

При организации прохождения профессионального обучения путем реализации отдельной программы профессиональной подготовки получать соответствующее государственное задание могут непосредственно профессиональные образовательные организации, обладающие необходимыми материально-техническими и кадровыми ресурсами. В этом случае взаимодействие общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы среднего общего образования, и профессиональных образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы профессионального обучения, реализуется посредством совместного формирования графиков обучения и расписаний занятий, позволяющих обучающимся пройти профессиональное обучение одновременно с получением среднего общего образования.

  • Автор — Звягин Александр Сергеевич
  • 01.02.2018
  • Все консультации автора

Источник: eduface.ru

Профессиональное обучение. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ,

Работодатель в зависимости от своей потребности вправе заключить с работником или лицом, ищущим работу, ученический договор о прохождении профессионального обучения, получении профессионального образования или дополнительного профессионального образования (ч. 1 ст. 196, ч. 1 ст. 198 ТК РФ).

Отдельным категориям работников работодатель обязан предоставить возможность пройти профессиональное обучение либо получить дополнительное профессиональное образование (ч. 4 ст. 196 ТК РФ). К таким категориям, в частности, относятся:

— медицинские работники (пп. 8 п. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ);

— гражданские служащие (п. 2 ч. 16 ст. 48, ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ);

— нотариусы, стажеры, помощники нотариусов (ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1).

Условия и порядок получения образования необходимо закрепить в коллективном договоре (соглашениях, трудовом договоре) (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). При выборе форм подготовки работников и составлении перечня необходимых профессий и специальностей работодатель должен учесть мнение профсоюза (ч. 3 ст. 196 ТК РФ).

Порядок учета мнения профсоюза установлен ст. 372 ТК РФ.

Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

Профессиональное обучение

Профессиональное обучение проводится по основным образовательным программам профессионального обучения и не сопровождается изменением уровня образования. Наличие такого образования позволяет выполнять определенные трудовые, служебные функции (определенные виды трудовой, служебной деятельности), работать с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами (п.

13 ст. 2, ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ)).

Перечень профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется подготовка, утвержден Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513.

По окончании профессионального обучения работникам (лицам, ищущим работу) присваиваются квалификационные разряды, классы, категории по профессии рабочего или должности служащего. Такой вывод следует из ч. 1 ст. 73 Закона N 273-ФЗ.

Профессиональное обучение проводится в организациях (у индивидуальных предпринимателей), осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации на производстве. Профессиональное обучение может проходить и в форме самообразования (ч. 3 ст. 32, ч. 6 ст. 73 Закона N 273-ФЗ).

Работодатели — юридические лица также вправе проводить обучение самостоятельно. Они могут создавать учебные центры в форме структурных подразделений. Это следует из ч. 6 ст. 73 Закона N 273-ФЗ.

Для того чтобы проводить обучение самостоятельно, работодателю необходимо получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. Это следует из ч. 1 ст. 91 Закона N 273-ФЗ, п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ).

Исходя из анализа ч. 1 ст. 32, ч. 2 ст. 91 Закона N 273-ФЗ, п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ лицензию не требуется получать:

— индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют образовательную деятельность без привлечения педагогических работников;

— частным образовательным организациям, находящимся на территории инновационного центра «Сколково» (ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»).

Как получить лицензию на осуществление образовательной деятельности

Профессиональное обучение осуществляется по следующим программам (п. 3 ч. 3 ст. 12 Закона N 273-ФЗ):

— программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих. Такие программы предназначены для лиц, которые раньше не имели профессии рабочего или должности служащего (ч. 2 ст. 73 Закона N 273-ФЗ);

— программы переподготовки рабочих, служащих. Данные программы рассчитаны на лиц, которые уже имеют профессию (профессии) рабочего или должность (должности) служащего и предполагают получение новой профессии рабочего или должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности (ч. 3 ст. 73 Закона N 273-ФЗ);

— программы повышения квалификации рабочих, служащих. Эти программы применяются при обучении лиц, которые уже имеют профессию (профессии) рабочего или должность (должности) служащего, и направлены на совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии или должности без повышения образовательного уровня (ч. 4 ст. 73 Закона N 273-ФЗ).

По завершении профессионального обучения организация, осуществляющая образовательную деятельность, проводит квалификационный экзамен. К его проведению привлекаются представители работодателей, их объединений (ст. 74 Закона N 273-ФЗ). Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

Такой вывод следует из п. 2 ч. 10 ст. 60 Закона N 273-ФЗ.

Образец документа о квалификации организация, осуществляющая образовательную деятельность, разрабатывает самостоятельно (ч. 3 ст. 60 Закона N 273-ФЗ).

Источник: studopedia.ru

Обучение рабочим профессиям

Для получения соответствующего уровня компетенции в работе с различными видами оборудования, аппаратно-программными или иными профессиональными средствами, в специально подготовленных центрах (образовательных организациях), производится обучение рабочим профессиям. В процессе обучения каждый участник приобретает теоретические знания, которые впоследствии закрепляются путём решения актуальных практических задач, применяемых в рабочей специальности.

Читайте также:
Feature framework что это за программа

Какое обучение должны проходить работники рабочих профессий?

Каждая рабочая профессия включает в себе три вида обучения:

  • Обучение профессии рабочего или служащего.
  • Получение теоретических и практических навыков по охране труда.
  • Обучение первостепенным мерам и правилам по оказанию первой медицинской помощи.

Программы раздела

Форма обучения
Дистанционное обучение
Форма обучения
Дистанционное обучение
Форма обучения
Дистанционное обучение
Форма обучения
Дистанционное обучение
Форма обучения

Дистанционное обучение
Форма обучения
Дистанционное обучение
Форма обучения
Дистанционное обучение

Обучение рабочим профессиям имеет несколько важных, взаимосвязанных этапов:

  1. Профессиональное обучение — это планомерный процесс, цель которого – приобретение необходимой компетенции и соответствующих квалификационных разрядов, категорий, классов по выбранной профессии или должности служащего, без изменения уровня образования.
  2. Если производится профессиональное обучение по действующим программам, под этим процессом необходимо понимать полную подготовку лиц, не имевших ранее рабочей профессии.
  3. Обучение по программам переподготовки применяется для лиц, имеющих профессию рабочего или служащего, с целью получения новой квалификации, обусловленной производственными потребностями или сменой профессии.
  4. Профессиональное обучение по программам повышения квалификации – обучающий процесс, цель которого – усовершенствовать профессиональные знания, навыки и умение по имеющейся профессии рабочего или служащего, без повышения уровня образования.
  5. Если производится обучение рабочим профессиям по программам подготовки в рамках получения общего среднего образования (или профессионального среднего образования) предусмотренных законодательными нормами, процесс осуществляется бесплатно.
  6. Обучение рабочим профессиям может осуществляться непосредственно на производстве, в образовательных организациях, в учебных центрах и в форме самообразования. Центры получения квалификации могут организовываться в правовой форме в рамках действующего гражданского законодательства или в виде различных структурных подразделений юридических лиц.
  7. Список рабочих профессий и должностей служащих, по которым производится обучение с указанием получаемой квалификации, регулируется и утверждается испольным федеральным органом.
  8. Сроки обучения зависят от конкретно выбранной программы, разработанной на основе профессиональных стандартов или квалификационных требований, устанавливаемых учебным центром, осуществляющим образовательный процесс. (часть 8 ФЗ от 02.05.2015 № 122-ФЗ)
  9. Базовые программы по обучению рабочим профессиям международной логистики утверждаются органами исполнительной власти, отвечающих за нормативно-правовое регулирование в сфере транспортных перевозок.

Охрана труда: обучение в рамках получения рабочей профессии

Охрана труда – один из ключевых показателей, от которого напрямую зависит снижение профессионального травматизма. Чаще всего процесс обучения производится непосредственно на объекте занятости, прямым или непосредственным руководителем. В обязанности обучающей организации входит обеспечение условий: выделяется место, материально-технические средства для проведения занятий, определяется график и способ фиксации занятий.

Принятые меры утверждаются приказом по организации или разделом о «Положении о СУОТ». В данном акте также прописывается вся процедура подготовки обучаемых рабочей профессии. Если подобный нормативный акт уже был разработан, необходимо проверить его актуальность на соответствие новым поправкам действующих правил ОТ.

Обучение охране труда и методам оказания первой помощи, может проводить любой специалист, прошедший подготовку в учебных центрах массового обучения. Инструктор знакомит рабочих или служащих с основами разнородной помощи пострадавшим на производстве. Кроме того, в процесс обучения входит знание комплектации аптечек и методов доставки пострадавших. В процессе обучения также излагаются основы промышленной санитарии и способы компенсации за работу на вредных производствах.

Обучение первостепенным мерам и правилам по оказанию первой медицинской помощи

В соответствии с действующим законодательством, каждый работник или служащий должен обязательно владеть базовыми навыками по оказанию первой помощи в критических ситуациях. Регламентированное время приезда скорой помощи – 20 минут. Однако в некоторых ситуациях смерть может наступить в течение нескольких минут (остановка дыхания, артериальное/венозное кровотечение), поэтому с помощью простых методов ПП вполне реально спасти жизнь сотрудника.

Обучение правилам оказания первой помощи – обязательное требование, выдвигаемое ко всем работодателям. В соответствии ст. 225 ТК РФ, все без исключения сотрудники, принятые на работу, должны пройти курсы по обучению методам оказания ПП. Процесс обучения можно проводить непосредственно на производстве или в учебных центрах, где созданы необходимые условия. Чтобы не разрабатывать отдельную программу по обучению Первой Помощи, все вопросы можно объединить в раздел и внести его в экзаменационные тесты по Охране Труда.

Профессиональные стандарты

Регламентирование обучения рабочим профессиям, осуществляется Министерством труда и социальной защиты РФ в соответствии с действующим профессиональным стандартам. Наш институт строго следить за актуальностью программ партнёров и их соответствие установленным стандартам, что очень важно при получении профессиональных знаний и навыков.

Периодичность

В соответствии с пунктом 2.2.3 Порядка №1/29, периодичность обучения устанавливается работодателем и регламентируется правилами по ОТ. Срок проверки имеющихся знаний не должен быть меньше, чем действующие нормы отраслевых/межотраслевых правил. Для примера: пункт №155Н – для высотных работ тестирование знаний по организации и приёмке работ производится раз в год непосредственно в организации.

Для сотрудников опасных производств и персонала, занятого в обслуживании электротехнического оборудования, внутреннее обучение и тестирование производится раз в 12 месяцев (регламентировано ПТЭЭП и Порядком подготовки по промышленной безопасности). Периодичность, форма и продолжительность обучения с последующей проверкой знаний и требований по ОТ, устанавливается работодателем с назначением ответственного специалиста.

И также организация в течение года, должна осуществлять проведение периодического обучения по оказанию ПП всех сотрудников, а вновь принятых на работу – не позднее 30 дней после принятия. Проверку знаний и навыков производит непосредственный руководитель. Это необходимая мера для контроля качества знаний и требований по ОТ (п. 3.1 Порядка). Периодичность может быть нарушена, если работодатель предусматривает внеочередную проверку (п.3.3 Порядка), при этом он отдельно издаёт указ.

Важно! В соответствии с приказом Ростехнадзора №37 от 29.01.2007 года все организации, подчиняющиеся по технологическому, экологическому и атомному надзору, должны обязательно проводить обучение и тестирование знаний рабочих по ОТ и оказанию ПП. Ответственным за этот процесс является руководитель предприятия.

Дистанционно

При наличии рабочей профессии, можно повысить квалификацию, получив дополнительное образование дистанционно. Базовые курсы обычно занимают период около 16 часов. За это время можно расширить имеющиеся знания по профессии рабочего или служащего, до уровня достаточных для повышения квалификации (для сравнения: стандартный курс по переподготовке занимает 250 часов, так как производится обучение новой профессии). В тех случаях, когда сотрудник по каким-то причинам не может далее осуществлять профессиональную деятельность (осуществляется модернизация производства, предусматривается переход на другую должность), необходимо пройти курсы по переподготовке.

Чтобы обучение было максимально комфортным, можно воспользоваться удалённой формой. Для этого предусмотрены специальные видеоуроки и все методические технологии. Этот метод наиболее популярен, так как каждый студент может получить качественные знания с минимальными затратами:

  • Отсутствуют траты на проживание, проезд, накладные расходы.
  • Время обучения занимает лишь минимальный предел (не нужно ехать на экзамены).
  • Периодичность и продолжительность уроков в течение дня можно планировать в соответствии с нуждами студента.
  • Для обучения допускается большое количество студентов, что не влияет на качество получаемых знаний.
  • Во время обучения используются самые современные интерактивные материалы, что существенно повышает уровень профессиональных навыков.

ПрофИнститут Ваш компас в промышленности 127521, Россия, Москва, 17-й проезд Марьиной Рощи, 4, корп. 1 (м. «Бутырская», «Марьина Роща», «Улица Милашенкова») Пн–пт: 9:30—18:00
Сб–вс: выходной

Источник: prof.institute

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru