Чем отличаются программы профессиональной переподготовки и программы профессионального обучения. Для первых срок обучения составляет не менее 250 часов, для вторых — срок определяется образовательной организацией.
Соответственно ключевой вопрос — обучение на профессию «Машинист подъемника (вышки)», «Крановщик», «Стропальщик», «Рабочий люльки», «Электромонтер ГПМ и т.п.- это профпереподготовка или профобучение? К сожалению, учебные центры по разному трактуют данный вопрос. Есть ли по этому поводу четкое разъяснение у Минобрнауки?
Ответ:
При принятии решения по вопросу о квалификации (в том числе образованию или обучению), необходимой работникам при выполнении трудовых функций следует учитывать, что такую квалификацию характеризуют профессиональные стандарты.
Обоснование:
Дополнительные образовательные программы (в том числе дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) реализуются по дополнительному образованию; программы профессионального обучения — по профессиональному обучению (часть 2, пункт 3 части 3, пункт 2 части 4 статьи 12, часть 2 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Что такое профессиональная переподготовка? Как получить новую профессию?
Программа профессиональной переподготовки (ДПО) направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5 статьи 76 Закона N 273-ФЗ).
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются только:
- лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
- лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (часть 3 статьи 76 Закона N 273-ФЗ).
Профессиональное обучение же направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования (часть 1 статьи 73 Закона N 273-ФЗ). Профобучение не влечет изменение уровня образования.
В отличие от ДПО Закон N 273-ФЗ не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего (части 3, 4 статьи 73 Закона N 273-ФЗ).
Таким образом, рассматриваемые программы отличаются по своей направленности и содержанию, по контингенту обучающихся.
Важно учитывать, что профессиональное обучение осуществляется по определенным профессиям рабочих, должностям служащих, включенным в Перечень, утв. Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 (часть 7 статьи 73 Закона N 273-ФЗ).
Профессиональная переподготовка // Много высших образований как у Блиновской
Кроме того, квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, выполнения определенной трудовой функции, характеризуют профессиональные стандарты (часть 2 статьи 195.1 Трудового кодекса РФ).
В зависимости от того, какие трудовые функции выполняет работник, подбирается подходящий профстандарт, в котором установлены требования к квалификации (в том числе к обучению/образованию), необходимой для работы.
В соответствии с профессиональным стандартом «Машинист подъемника-вышки, крана-манипулятора», утв. Приказом Минтруда России от 01.03.2017 N 214н, для выполнения работ по должности «Машинист подъемника (вышки)» необходимо пройти профессиональное обучение — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Профессия рабочего «Машинист крана (крановщик)» включена в Перечень N 513, однако это не означает автоматически, что для выполнения определенных трудовых действий по такой должности не может потребоваться определенный уровень образования и оказаться недостаточным профобучение.
В зависимости от того, эксплуатацию каких кранов (в какой отрасли) осуществляет машинист крана, от сложности выполняемых работ, следует подобрать подходящие для определения требований к образованию по профессии профстанадарты. Так, например, в зависимости от вида управляемых/эксплуатируемых кранов для машиниста крана может оказаться достаточным профессиональное обучение, а может и потребоваться среднее профессиональное образование (по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)) (см. профессиональный стандарт «Машинист крана общего назначения», утв. Приказом Минтруда России от 01.03.2017 N 215н). Для работы с кранами-манипуляторами необходимо пройти профессиональное обучение (профессиональный стандарт «Машинист подъемника-вышки, крана-манипулятора», утв. Приказом N 214н).
Профессиональный стандарт «Стропальщик» пока не утвержден, однако данная профессия рабочего включена в Перечень N 513.
По такой же логике следует действовать и в отношении электромонтера по обслуживанию грузоподъемных машин (кранов), поскольку профстандарт с таким наименованием не утвержден.
Так, полагаем, близким по содержанию описания трудовых функций является профессиональный стандарт «Работник по эксплуатации, ремонту и обслуживанию подъемных сооружений», утв. Приказом Минтруда России от 21.12.2015 N 1062н.
Чем отличается профессиональная переподготовка от повышения квалификации?
Стремление к профессиональному развитию связано с освоением новых рабочих инструментов и технологий, карьерным продвижением или перспективами повышения зарплаты. Есть два основных вида последипломного обучения, доступных любым специалистам. Из этой статьи вы узнаете, чем отличается профессиональная переподготовка от повышения квалификации.
Разница между повышением квалификации и профессиональной переподготовкой
У профпереподготовки и повышения квалификации есть и общие черты, и различия. Оба вида ДПО осуществляются в лицензированных образовательных организациях и выдают выпускникам документы установленного образца по результатам итоговой аттестации.
Различия между курсами собраны в таблице.
В чем разница | Повышение квалификации | Профессиональная переподготовка |
Цель | Развитие на своем месте работы благодаря новым навыкам и умениям. | Приобретение новой профессии, специальности. Переход в новую сферу деятельности. |
Время | 16-120 академчасов (иногда больше) | 250-2000 академчасов |
Уровень образования при поступлении | Среднее общее, среднее профессиональное, высшее |
Среднее профессиональное, высшее образование |
Периодичность | 3-5 лет | По личному желанию |
Документ | Удостоверение, Свидетельство |
Диплом |
Виды ДПО отличаются по объему усваиваемых знаний и уровню потенциальных возможностей, которые появляются после обучения. Систематическое обновление профессионального багажа является залогом эффективности в работе и появления новых перспектив.
Что такое профессиональная переподготовка
Профессиональная переподготовка – это обучение по программе дополнительного профессионального образования (ДПО) для получения новой специальности. В зависимости от специфики пройденного курса переобучение дает разные возможности.
- Освоение нового вида профессиональной деятельности. Например, юрист может стать бухгалтером, а педагог экскурсоводом.
- Другая специализация в рамках своей профессии. Так, пройдя педагогическую переподготовку, художник сможет преподавать рисование в школе или вести кружок декоративно-прикладного искусства.
- Приобретение дополнительной квалификации. Врач любой специализации получит право работать психотерапевтом или диетологом только после соответствующей профпереподготовки.
Основная суть переподготовки в том, что за короткий срок (от 2 месяцев) можно освоить новую профессию или направление деятельности, соответствующее профстандартам.
Продолжительность обучения по программам профессиональной переподготовки регламентирована Приказом Минобрнауки РФ № 499 от 01.07.2013 г. Минимальный срок освоения курсов – 250 академических часов. Средняя продолжительность переобучения – до 500 часов. По некоторым направлениям длительность обучения может доходить до 2000 академчасов.
Для некоторых категорий специалистов минимальное время переподготовки увеличено. Это касается гражданских служащих, для которых оно должно быть не менее 500 часов (Указ Президента РФ № 68, п. 11 от 21.02.2019), а также медицинских работников (576 часов).
Учебные планы профпереподготовки содержат только специальные дисциплины, необходимые для освоения конкретных профессиональных навыков и знаний.
На курсы переподготовки принимают слушателей с высшим или средним профессиональным образованием и студентов-старшекурсников ССУЗов или ВУЗов. Однако документ о дополнительном образовании можно получить не раньше, чем диплом института или колледжа.
Поэтому, если студента отчислят с основного места учебы, он автоматически лишается права на получение диплома о переподготовке.
Для поступления на некоторые программы необходимо профильное профессиональное образование. В частности, при приеме документов на переподготовку по медицинским специальностям требуют диплом медицинского ВУЗа.
Профессиональная переподготовка не является обязательным мероприятием. Как правило, работник идет учиться по собственной инициативе. Мотивы бывают разными: от стремления занять более высокую должность до смены профессии.
При определенных обстоятельствах на обучение может направить и работодатель. Например, это касается государственных служащих, выдвинутых на высшие посты или сотрудников какой-либо организации, претендующих на вакантную должность другого профиля.
Что такое повышение квалификации
Повышение квалификации – это краткосрочное обучение для увеличения и (или) обновления профессиональной компетенции в рамках своей специальности. Этот вид дополнительного профессионального образования позволяет:
- получать новые знания и навыки в своей профессии;
- осваивать передовые технологии, методы и приемы;
- знакомиться с современными тенденциями и направлениями работы в своей сфере.
Пройдя обучение по соответствующей программе, можно повысить свой разряд или категорию, если такие градации есть в профессии.
Программы повышения квалификации различаются по количеству академических часов.
- Краткосрочные – до 72. Обучение помогает закрыть пробелы в профессиональных знаниях.
- Тематические – 72-100. Это разновидность краткосрочной программы с углубленной проработкой темы.
- Долгосрочные – более 100. Курсы предназначены для глубокого всестороннего изучения темы и приобретения комплекса умений и навыков.
Повышение квалификации не может длиться менее 16 часов. Программу обучения подбирают в соответствии с конкретными целями и текущими производственными потребностями организации или образовательными потребностями сотрудников.
Повышение квалификации проходят люди с профильным высшим или средним профессиональным образованием. Периодичность и порядок этого мероприятия определены законодательством и регламентируются перечнем нормативно-правовых актов: от ТК РФ (ст. 196-197) и профессиональных стандартов до локальных актов конкретных организаций.
Работники большинства отраслей обязаны проходить повышение квалификации периодически, один раз в несколько лет.
Сфера деятельности / профессия | Периодичность в годах | Чем регулируется |
Бухгалтер | 3 | Приказ Минтруда и соцзащиты РФ № 103н от 21.02.2019 |
Гражданский государственный служащий | 3 | Указ Президента РФ № 68 от 21.02.2019 |
Работник ж/д транспорта | 3 | Постановление Правительства РФ №221 от 21.03.12 |
Педагог | 3 | ФЗ № 273, ст. 47, ч. 2 п. 4 |
Медицинский работник | 5 | Приказ Минздрава РФ № 66н от 03.08. 2012 г. |
Архитектор | 5 | Градостроительный кодекс РФ ст. 55.5-1 |
Допускается досрочное прохождение курсов по желанию сотрудников или в связи с возникшей необходимостью. Если периодичность не установлена законодательно, организация имеет право определить ее самостоятельно.
Документы о получении ДПО
Обучение на любых курсах ДПО заканчивается итоговой аттестацией. Если она успешно пройдена, выпускник получает документ, подтверждающий получение дополнительного профессионального образования.
Вид документа зависит от срока обучения и наименования пройденной программы.
- От 16 до 100 часов – Удостоверение о повышении квалификации.
- От 100 часов – Свидетельство о повышении квалификации.
- От 250 часов – Диплом о профессиональной переподготовке.
Любой документ о дополнительном профессиональном образовании установленного образца, независимо от того, получен он в государственном или частном образовательном учреждении. Это означает, что все образовательные организации самостоятельно принимают решение о том, как выглядит бланк диплома или удостоверения (ФЗ № 273 ст. 60 п. 3).
Обучение по программам ДПО могут проводить только лицензированные образовательные организации, иначе документы о полученном дополнительном образовании будут недействительны.
Дипломы, удостоверения и свидетельства выдаются после успешного прохождения итоговой аттестации, форма и порядок которой определяется и утверждается локальными актами образовательной организации.
Источник: ooo-ado.ru
Послевузовское профессиональное образование: коротко о главном
Иногда абитуриенты поступают в ВУЗ с уже осознанным и твердым намерением заниматься научной деятельностью. Поэтому они изначально настраиваются на последипломное обучение. Правда, вчерашние школьники очень слабо представляют, какой путь им предстоит пройти по дороге к совершению открытий или возможности преподавания в ВУЗах.
Получение диплома о высшем образовании является конечной целью обучения для многих молодых людей. При этом для большинства из них дальнейшая карьера строится преимущественно на приобретении практического опыта в своей профессиональной отрасли и, соответственно, продвижении по карьерной лестнице.
Однако для некоторых специалистов, увлеченных наукой, первой ступенькой в карьерной лестнице является не получение более высокой должности, а приобретение степени магистра, которая, кстати, является своеобразным пропуском в мир научных исследований и преподавательской деятельности в университетах и институтах.
Что такое послевузовское образование?
Главная задача последипломного образования – подготовка научных кадров и преподавателей для работы в высших учебных заведениях. Претенденты на ученую степень в дальнейшем, как правило, посвящают себя научно-педагогической карьере, успешно совмещая преподавательскую деятельность с научными исследованиями.
Отметим, что для поступления в аспирантуру, на очную или заочную форму обучения, необходимо иметь диплом специалиста или магистра. В докторантуру можно поступить только при условии наличия ученой степени кандидата наук. Чтобы получить первую ученую степень кандидата наук, нужно написать диссертацию – научную работу, обобщающую итоги исследований, которые проводились на протяжении 3-4 лет после окончания ВУЗа. Успешная защита кандидатской диссертации позволяет не только претендовать на звание доцента (или старшего научного сотрудника), но и вести преподавательскую деятельность в высшем учебном заведении.
Следующая ступень после присвоения степени кандидата наук – докторантура, где послевузовское обучение продолжается 3 года на дневном отделении или 4 года – на заочном. Если кандидат наук прикреплен к ВУЗу или НИИ, время подготовки докторской диссертации может быть не ограниченным, а докторская степень присваивается после ее защиты. В некоторых отраслях науки (например – в астрономии) для получения ученой степени требуется более длительный период подготовки – 5-8 лет.
Специализированные формы последипломной подготовки
В зависимости от сферы научной деятельности послевузовское образование имеет разные формы профессиональной подготовки:
- Ординатура – повышение квалификации врачей. Программы ординатуры нацелены на повышение знаний и профессиональных навыков, а также на приобретение квалификации, позволяющей занимать руководящие должности в сфере медицины и фармацевтики.
- Аспирантура – третий уровень высшего образования, направленного на подготовку высококвалифицированных кадров для ВУЗов и научных учреждений.
- Адъюнктура – то же, что аспирантура, но в ВУЗах Вооруженных Сил РФ, а также МВД, ФСБ, МЧС.
- Ассистентура – последипломная подготовка педагогов и работников культуры с присвоением высшей квалификации по соответствующей специальности.
К специализированным формам первичной степени последипломного обучения также относятся:
- Интернатура – специализированная подготовка выпускников медицинских ВУЗов, которую проводят на базе лечебных учреждений под руководством и наблюдением профессорско-преподавательского состава.
- Магистратура – углубленная подготовка выпускников ВУЗов после получения ими диплома бакалавра или специалиста по одному из профессиональных направлений.
Надо заметить, что степень магистра в некоторых западных странах, по традиции, пришедшей из средневековья, считается научной. Присвоение ученой степени магистра в Российской Империи было учреждено М. В. Ломоносовым – в европейских государствах ХVIII – XIX века она соответствовала степени доктора философии.
Окончание магистратуры в современной образовательной системе РФ дает право на поступление в аспирантуру. В 2010 году, в связи с попыткой вхождения России в Болонскую систему, предпринимались попытки упразднения квалификации специалиста и введения академических степеней: бакалавра, магистра и доктора. Однако различие традиций и потребности экономики заставили частично отказаться от этой идеи. Сейчас, несмотря на некоторые преобразования, продолжается выпуск специалистов и магистров. Таким образом, окончание магистратуры, с одной стороны считается высшим уровнем подготовки специалиста, а с другой – последипломным образованием для лиц, которые уже имеют на руках диплом бакалавра или специалиста.
Новый закон об образовании, вступивший в силу в сентябре 2013 года, все формы последипломного профессионального образования, кроме докторантуры, выделил в отдельную нишу – подготовку кадров высшей квалификации. Докторантура, в соответствии с последними изменениями в законе, теперь относится к высшей форме подготовки научных кадров.
Кроме перечисленных выше видов профессиональной подготовки после окончания ВУЗа к постдипломному образованию можно отнести:
- повышение квалификации (при условии, что обучение не осуществляется одновременно с получением первого высшего образования);
- профессиональную переподготовку (независимо от сферы деятельности);
- получение второго высшего образования (при условии, что студент не получает второе высшее образование параллельно с первым).
Что важно знать соискателю?
Выбирая высшее учебное заведение, будущий научный сотрудник должен принимать во внимание, что докторантура и аспирантура существуют только на базе аккредитованных ВУЗов. НИИ и другие научные организации для научной работы также должны иметь государственную лицензию. Кроме того, для всех высших учебных и научных заведений обязательно наличие и функционирование профильных диссертационных советов.
Важной составляющей частью любой научной деятельности является достаточное финансирование. Причем эта часть подготовки является обязанностью научного руководителя, так как он одновременно выступает и в роли работодателя. Если к преподавательской работе привлекаются студенты, то они имеют право на получение стипендии или финансовой поддержки института. Иногда можно рассчитывать на поддержку Национального научного Фонда, особенно – при специализации в области естественных наук.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
- диплом
- высшее образование
- система образования
Источник: fulledu.ru