Программы профессиональной подготовки это какое образование

В чем разница начального профессионального и среднего профессионального образования

Образовательная система России представлена разными уровнями и ступенями профессиональной подготовки. Ключевые программы подготовки кадров представлены обучением в средне-специальных учебных заведениях и вузах. Внутри каждой группы есть разделение на подгруппы. В рамках получения образования в колледжах, техникумах или училищах классификация включает обучение в рамках НПО и СПО. Будущим студентам при выборе учебных заведений, кроме изучения информации об условиях поступления и характеристиках приемной компании, стоит разобраться, в чем разница начального профессионального и среднего профессионального образования.

Что такое начальное профессиональное образование (НПО)

  • Освоение рабочих специальностей с присвоением квалификационного разряда от от 1 до 4.
  • Соответствие учебных модулей программам обучения ФГОС.
  • Контроль качества профподготовки и экспертного образования по результатам промежуточных и итоговых сессий.
  • Учащиеся получают диплом специалистов в определенной профессии и могут приступить к работе по специальности.
  • Освоение профессии после окончания 9-ти классов или 11-ти классов, для школьников, не поступивших в вуз или желающих быстро приступить к работе.
  • Срок получения образования 1 – 3 года.
  • Большинство специальностей представлено очной формой посещения занятий.
  • Выпускники с образованием НПО относятся к квалифицированным рабочим и служащим низшего звена

Список актуальных рабочих специальностей, доступных в рамках начального профессионального образования:

Как долго действует диплом о профессиональной переподготовке

  • Слесарь;
  • Сварщик;
  • Крановщик;
  • Бурильщик;
  • Автомеханик;
  • Операционист;
  • Швея;
  • Повар;
  • Парикмахер;
  • Кондитер;
  • Делопроизводитель.

Список учебных заведений, позволяющих получить начальное профессиональное образование, указанный в законе:

  1. Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования – ГОУ НПО.
  2. Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования – НОУ НПО.

В зависимости от профиля и факультетов классификация включает:

  • ПТУ – технические училища;
  • ПТЛ – профильные лицеи.

Несмотря на то, что начальное профессиональное образование относится к низшему уровню профподготовки, оно не теряет своей актуальности.

Что такое среднее профессиональное образование (СПО)

Среднее профессиональное образование – высшее звено профильной подготовки по определенным специальностям, связанным со сложными техническими, гуманитарными, математическими или естественнонаучными дисциплинами.

Виды и уровни образования

Факты, описывающие среднее профессиональное образование:

  • Изучение общепредметных и специализированных ключевых дисциплин по модулям и программам;
  • Прокачка софт скиллов;
  • Получение конкурентного преимущества при трудоустройстве;
  • Выпускники средних специальных учебных заведений получают высокие квалификационные рабочие разряды 4 – 6;
  • Соответствие образовательных программ ФГОС;
  • Получение звание специалиста;
  • Поступление после 9-го класса или после 11-го класса на конкурсной основе по среднему баллу аттестата и дополнительным вступительным испытаниям по ряду программ;
  • Изучение предметов на уровне, достаточном для сдачи ЕГЭ и дальнейшего зачисления в универ.

Средние модернизированные в современный формат учебные заведения:

Перспективные образовательные программы в формате среднего профессионального образования:

  • Робототехника;
  • Токарное дело;
  • Буровые установки;
  • Энергообеспечение;
  • Отраслевой менеджмент;
  • Программирование;
  • Дизайн;
  • Музыкальное искусство;
  • Актерское мастерство;
  • Педагогика;
  • Юриспруденция;
  • Маркетинг;
  • Медицинские специальности;
  • Коммерция;
  • Технологическое предпринимательство.

В чем отличие НПО и СПО

  1. Выпускники колледжей с дипломами о среднем профессиональном образовании получают конкурентное преимущество при трудоустройстве и относятся к специалистам, студенты, окончившие лицеи и училища работают рабочими или служащими.
  2. Разница в сроках получения образования.
  3. Различия между средне-специальными учебными заведениями программами, утвержденными законом.
  4. Качество подготовки специалистов.
  5. Выпуск профессионалов в разных сферах.

Приравниваются ли НПО и СПО

Шаги лицеистского и среднего профессионального образования не приравниваются друг к другу, так как образовательные программы для студентов училищ и колледжей сильно отличаются друг от друга Обучение в ссузе высшей категории позволяет на базе 9-го или 11-го класса освоить сложные профессии и углубленно изучить компетенции, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей.

По рабочим специальностям начального ПО выпускники отличаются квалификацией и присваиваемым трудовым разрядом. Предоставление диплома о среднем профессиональном образовании помогает будущим работодателям определить уровень подготовки соискателя на должность и обеспечивает конкурентное преимущество перед претендентами с документами о начальном профессиональном образовании.

Адреса поступления:

Москва, Измайловский Вал, д. 2, м. Семеновская

Москва, Ленинградский пр., д. 80Г, м. Сокол

Источник: synergy.ru

ПРОФРИСК.РФ

Управление профрисками без комментариев: лучшее — враг хорошего!

Образование и профессия: «больше стандартов хороших и разных»?!

Профессиональные стандарты устанавливают требования к образованию и обучению. При этом, не всегда указаны какие конкретно области образования и направления подготовки предъявляются к лицам той или иной профессии или должности. Как быть в таких случаях? Как сориентироваться в разнообразии дипломов и сертификатах, выдаваемых учебными заведениями, как разобраться в многочисленных специальностях и квалификациях?

Постараемся ответить на типичные вопросы кадровиков (простите, теперь «специалистов по управлению персоналом») и руководителей служб Эйч-ар, вызванных неразберихой бесконечной реформы образования, когда «старое» классическое за 20 лет наконец-то прикончили, а нового, кроме «образовательного» хлама из «строительного мусора» рыночного либерализма, так и не построили…

  1. В графе «Требования к образованию и обучению» профессионального стандарта указано: «Высшее образование (бакалавриат, специалитет)».
Читайте также:
Прекращена работа программы performance monitor

Вопрос: Как определить уровень высшего образования – бакалавриат, специалитет, магистратура – если это прямо не указано в дипломе?

Ответ: До середины 90-х годов, пока наша страна не свернула с традиционной классики на евроинтеграционный путь присоединения к Болонскому процессу, отечественные (советские) вузы вели проверенную десятилетиями классическую «советскую» подготовку специалистов и существовал один универсальный уровень высшего образования с присвоением определённой квалификации (специальности) по диплому о высшем образовании. Пример записи в дипломе: присвоена/присуждена квалификация «инженер»; «горный инженер»; «врач»; «юрист» и т.д. Таким образом, во всех советских дипломах и в дипломах российского образца до 1996 года всё было просто и понятно: указывалась квалификация с наименованием специальности. Работодателям было более-менее ясно, как и чему доучивать молодого специалиста с дипломом «врача» или «инженера», его не сбивали с толку дипломы непонятных бакалавров и магистров.

Одним из базовых пунктов Болонского процесса, к которому присоединилась Россия, является традиционная для Европы 2-уровневая система образования, которая рассматривает бакалавриат и магистратуру в качестве самостоятельных уровней высшего образования. Бакалавриат – первый уровень, магистратура – второй. Но не обошлось без новаций. По замыслу реформаторов, специалитет – это ещё один уровень высшего образования, согласно которому присваивается квалификация «специалиста». Итак, в те смутные времена Федеральный закон № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года определил три ступени высшего профессионального образования:

  • бакалавриат (не менее 4 лет обучения);
  • специалитет (не менее 5 лет обучения);
  • магистратура (не менее 6 лет обучения).

Диплом бакалавра свидетельствует о наличии у лица высшего профессионального образования и является документом, которым подтверждается завершение (?!) высшего профессионального образования с присвоением степени «бакалавр». Магистратура – это более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает «более глубокое» освоение теоретических аспектов направления подготовки и ориентирует студента на «научно-исследовательскую» деятельность по данному направлению. По окончании магистратуры, выпускнику выдается ещё один (!) диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «магистр».

Дабы избежать путаницы в дипломах нового образца, в них прописывается квалификация (степень): диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра. Также отличить дипломы можно по сроку обучения: нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «бакалавр» составляет 4 года, для «магистров» на базе бакалавриата – 2 года, срок обучения на «специалитете» – 5 лет.

(См. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 69. Высшее образование).

Для удобства сопоставления дипломов см. нашу сравнительную таблицу «Уровень образования и вид документа об образовании»

  1. В графе «Требования к образованию и обучению» профессионального стандарта указано: «Среднее профессиональное образование – программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)».

Вопрос: Какое образование относится к «среднему профессиональному» и относится ли к данному уровню образования начальное профессиональное образование (ПТУ), полученное, например, до 2014 года?

Ответ: Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 68. Среднее профессиональное образование), среднее профессиональное образование (СПО) направлено на решение задач «интеллектуального, культурного и профессионального развития человека» и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с «потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования». К освоению образовательных программ СПО допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования.

СПО может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первом уровне образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Согласно ч. 1 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу данного Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным новым Федеральным законом. Начальное профессиональное образование (НПО) приравнено к СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Следовательно, лица, успешно закончившие учреждения НПО (ПТУ, техникумы и всевозможные «колледжи») и получившие соответствующие дипломы о НПО, считаются имеющими СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Для удобства сопоставления дипломов см. нашу сравнительную таблицу «Уровень образования и вид документа об образовании»

  1. В графе «Требования к образованию и обучению» профессионального стандарта указано: «Дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки».

Вопрос: Что является программой профпереподготовки, каким документом подтверждается и какова продолжительность обучения по данной программе. Что является программой повышения квалификации, каким документом подтверждается и какова продолжительность обучения

Ответ. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 76. Дополнительное профессиональное образование), к программам дополнительного профессионального образования (ДПО) относятся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Повышение или присвоение квалификации по результатам ДПО подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Читайте также:
Как попасть в программу по дальнему востоку

Объём освоения дополнительной профессиональной программы (ДПП) установлен Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (утв. Приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499). Формы обучения и сроки освоения ДПП определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения ДПП должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. Пунктом 12 указанного Порядка определён минимально допустимый объём освоения ДПП: для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – не менее 250 часов.

Ранее, в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 (утратило силу в 2014 г.), образовательными организациями выдавались:

  • удостоверение о повышении квалификации – для лиц, прошедших обучение по программе в объёме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации – для лиц, прошедших обучение по программе в объёме свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке – для лиц, прошедших обучение по программе в объёме свыше 500 часов;
  • диплом о присвоении квалификации – для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610, утратило силу в связи с принятием постановления Правительства РФ от 29 марта 2014 г. № 245, вступившего в силу с 11 апреля 2014 г.

  1. В графе «Требования к образованию и обучению» Профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» указано: «Высшее образование. Дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки в области поиска и подбора персонала».

Вопрос: Какой должен быть профиль высшего образования? Если высшее образование специалиста уже профильное, то обязательно ли ему иметь дополнительное профессиональное образование? Может ли программа повышения квалификации заменить программу профессиональной переподготовки или она является дополнительной к программе профессиональной переподготовки?

Ответ. В разделе «Дополнительные характеристики» профстандартов обычно содержится ссылка на направление или профиль образования (см. код ОКСО – Общероссийский классификатор специальностей по образованию).

Согласно Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, в графе «ОКСО, ОКНПО или ОКСВНК» указывается код и наименование одной или нескольких специальностей/профессий, освоение которых обеспечивает выполнение обобщенной трудовой функции. При отсутствии информации ставится прочерк. (Приказ Минтруда России №170н от 29.04.2013 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта», глава II. Рекомендации по содержанию проекта профессионального стандарта, пункт 7.5). Если код ОКСО не указан, значит, ограничения по профилю образования для данной должности разработчиками профессионального стандарта не предусмотрены.

Согласно Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, в графе «Требования к образованию и обучению» указываются требования к уровню общего и (или) профессионального образования, направленности основных и (или) дополнительных программ профессионального образования и (или) основных программ профессионального обучения. При отсутствии требований ставится прочерк. Соответственно, если в конкретном профессиональном стандарте (например, «Специалист по управлению персоналом») указано «Высшее образование. Дополнительное профессиональное образование», у сотрудника должно быть и высшее образование, и дополнительное, поскольку это требование конкретного профстандарта, которое должно быть, согласно логике разработчиков (отсутствует слово «или»), исполнено и в части основного, и в части дополнительного образования.

Вместе с тем, специалисты Минтруда России в своих письмах совершенно справедливо оставляют данный вопрос (обязательно ли иметь дополнительное профессиональное образование) на усмотрение работодателя. Полагаем, что при наличии профильного образования специалисту достаточно пройти в рамках ДПО лишь программу повышения квалификации. В любом случае, окончательное решение данного вопроса остаётся за работодателем.

Программа повышения квалификации не может заменить программу профессиональной переподготовки, т.к., согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (ст. 76 Дополнительное профессиональное образование, пункты 4 и 5), в рамках ДПО только программа профессиональной переподготовки даёт новую квалификацию. Таким образом, повысить квалификацию можно только в рамках уже имеющейся квалификации.

  1. В графе «Требования к образованию и обучению» профессионального стандарта указано: «Среднее профессиональное образование – программа подготовки специалистов среднего звена; дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации».

Вопрос. Какой должен быть профиль среднего профессионального образования и программ подготовки специалистов среднего звена? Если у специалиста среднее профессиональное образование профильное, то обязательно ли ему иметь дополнительное профессиональное образование?

Ответ. В разделе «Дополнительные характеристики» следует смотреть ссылку на код ОКСО (Общероссийский классификатор специальностей по образованию) в каждом конкретном профстандарте. Если код ОКСО не указан, значит ограничения по профилю образования для данной должности не предусмотрены. Иметь ли дополнительное профессиональное образование «профильному» специалисту решает работодатель, поскольку кадровая политика – исключительная прерогатива и ответственность работодателя. Полагаем, что при наличии профильного образования специалисту достаточно пройти в рамках ДПО лишь программу повышения квалификации.

Читайте также:
Компьютер не находит программу

Уровень образования и вид документа об образовании*

Виды документа об образования: Уровень образования:
Аттестат об основном общем образовании Основное общее (школа, 9 классов)
Аттестат о среднем общем образовании Среднее общее (школа, 11 классов)
Диплом о среднем профессиональном образовании Среднее профессиональное (колледж, техникум, ПТУ/СПТУ/ГПТУ и т.п.)
Диплом бакалавра Высшее – бакалавриат
Диплом специалиста Высшее – специалитет
Диплом магистра Высшее – магистратура
Диплом об окончании аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры или ассистентуры-стажировки,
диплом кандидата наук
Высшее – подготовка кадров высшей квалификации.

*Подготовлено специалистами ВСФ ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России/АНОО ДПО «Институт труда»

PostScriptum . Ну и, наконец, риторический вопрос с известным ответом: «А не заведёт ли либерально-рыночный эксперимент по внедрению профстандартов с пути сворачивания от традиционной классической, «индустриально-советской» системы квалификационных справочников ЕТКС/ЕКС к тупику постиндустриальной эпохи «бесполезного труда» как это случилось с Болонским процессом евроинтеграции образовательных стандартов либерального Запада?».

Спасёт ли упорно лоббируемая определёнными лицами (а лица те же, понаблюдайте за их активностью!) недешёвая система «независимой» оценки квалификации провал реформы образования? Мы об этом уже писали в публикации «Этика труда…»

Источник: profrisk.ru

Диплом о переподготовке и второе высшее: различия и преимущества

Хотите получить новую специальность и мучительно раздумываете — что выбрать: второе высшее образование или профессиональную переподготовку? Давайте подумаем вместе, рассмотрев плюсы и минусы того и другого обучения и диплома.

Диплом о переподготовке и второе высшее: различия и преимущества

В России существует два разных способа получить новую специализацию: второе высшее образование или курсы переподготовки. В чём их отличия? Какие плюсы есть у того и другого метода?

Второе высшее образование — это получение высшего образования после того, как уже получен один диплом о высшем образовании. В настоящее время второе высшее образование можно получить практически одновременно с первым. При этом оба образования (читай — диплома) будут равнозначными.

Профессиональная переподготовка — это дополнительное образование тех, кто уже получил диплом о высшем образовании, имеет одну профессию, но по каким-то причинам хочет работать по другой специализации. К примеру, врач терапевт захотел работать дерматологом. У него уже есть диплом врача и ему не нужно заново учиться в медицинском институте. Однако чтобы получить доступ к работе, он должен пройти специализацию, то есть — профессиональную переподготовку в размере не менее 500 часов, чтобы изучить особенности всех кожных и венерологических болезней на более серьёзном уровне. Если этот самый терапевт захочет стать, к примеру, адвокатом, то ему нужно будет получать второе высшее образование, так как эти профессиональные сферы слишком далеки друг от друга.
Таким образом, профессиональная переподготовка — это «дополнительная опция» или, как сейчас принято говорить, ещё одна компетенция к вашей родной специализации. Если вы обучались более 1000 часов, то можете рассчитывать ещё и на получение дополнительной квалификации.

Документы, регламентирующие получение профессиональной переподготовки

  1. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в РФ».
  2. Постановление пр-ва РФ № 610 от 26.06.95 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении доп.проф.образования специалистов».
  3. Приказ Минобрнауки № 2571 от 06.09.00 «Об утверждении Положения о порядке и условиях проф.переподготовки специалистов».

Второе высшее и переподготовка: отличия

  • Срок обучения: второе высшее образование придётся получать несколько лет, а переквалификацию можно пройти за год, а иногда и несколько месяцев.
  • Стоимость. Второе высшее образование обычно стоит дороже переквалификации.
  • Направленность. Второе высшее даёт более фундаментальное образование, с большим количеством теории. А профессиональная переподготовка ориентирована на практику.
  • Чтобы получать второе высшее образование, нужно сдавать вступительные экзамены, для проф.переподготовки такого требования нет.
  • Второе высшее образование может быть получено только в ВУЗе. Профессиональную переподготовку можно пройти не только в учреждении высшего образования.

Второе высшее и переподготовка: сходства

  • И там и там — диплом государственного образца.
  • В обоих случаях можно начинать работать по новой специализации сразу после получения диплома.
  • Профессиональную подготовку можно проходить несколько раз, как и получать второе, третье, четвёртое и т. д. высшее образование.
  • На одной и той же должности можно работать с дипломом о втором высшем образовании и с дипломом о профессиональной переподготовке.
  • Оба диплома можно получать без отрыва от производства.

Так что же лучше?

Если вы хотите кардинально сменить вид деятельности, потратив на это немалые средства и вас не пугает необходимость отсидеть ещё несколько лет за партой — получайте второе высшее.
Если вы хотите получить специальность, которая дополнит имеющуюся профессию или ту, что не требует специальных знаний, при этом сэекономить время и деньги — идите на переподготовку.

Источник: ros-obrazovanie.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru