Программы повышения квалификации и переподготовки кадров что это

Содержание

вид дополнительного (к ранее полученому основному профессиональному образованию соответствующего уровня) профессионвльного образования, целью которого является приобретение гражданами новых профессиональных знаний и навыков, профессий и специальностей для выполнения новых видов профессиональной деятельности или для получения новых дополнительных квалификаций в связи с требованиями научно-технического прогресса, структурными изменениями в производстве и социальной сфере, на рынке труда, а также с учетом индивидуальных потребностей граждан. (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. — М., 2004. ) См. также Повышение квалификации, Послевузовское образование

Найдено научных статей по теме — 15

Переподготовка кадров в телекомуникационном бизнесе

Добаткина Нина Валентиновна

Эта статья посвящена опыту самостоятельного финансирования учебного центра, созданию и деятельности в области инфокоммуникации и бизнеса

Что такое профессиональная переподготовка? Как получить новую профессию?

Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса

Шарипов С. А.

Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса

Шарипов С. А.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что в экстремальных условиях на первое место выдвигается человеческий фактор.

О переподготовке кадров на постсоветском пространстве

Кансузян Л. В.

В статье приводятся результаты мониторинга рынка труда и востребованности программ профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий.

Источник: didacts.ru

ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ: ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Обучение является одним из направлений развития персонала организации.

Развитие персонала — это комплекс мер, включающих обучение — подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала, а также реализацию его деловой карьеры. По целевому назначению следует различать три вида обучения.

Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.

Повышение квалификации кадров — обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

Переподготовка кадров — обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

С точки зрения формы организации обучение может быть двух видов:

  • — внутрифирменная подготовка, проводимая как на рабочем месте, так и вне его;
  • — внешняя подготовка, осуществляемая в специальных центрах, в системе высшего и среднего специального образования.

Целями повышения квалификации, подготовки и переподготовки персонала являются:

Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области ИБ

  • — удержание работника в организагвш (снижение текучести кадров);
  • — продвижение по служебной лестнице (создание резерва на управленческие должности);
  • — повышение производительности и качества труда, а также качества продукции;
  • — предотвращение профессиональной деградации специалистов;
  • — нахождение сотрудниками тех видов работ, которые соответствуют их темпераменту, запросам и характеру специальности.

Объем и характер подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров зависит от ряда факторов (табл. 11.1) [9,15].

Факторы, влияющие на подготовку, переподготовку и повыше-

нис квалификации персонала

Источник: studme.org

Цели и виды обучения персонала: переподготовка, первичная подготовка, повышение квалификации.

Подготовка, переподготовка кадров и повышение квалификации — важное звено в обеспечении сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, в поддержании и развитии человеческих ресурсов и человеческого капитала. Принятая стратегия развития может потребовать изменения структуры и компетенций персонала. Соответственно, следует изменять и профессиональную направленность подготовки, уровень необходимой квалификации. Осуществляя первичную подготовку для конкретных рабочих мест, организация может обеспечить наиболее полное соответствие структуры работников структуре должностей и рабочих мест с учетом всего спектра требований, предъявляемых к качеству персонала.

Цель деятельности организации в области обучения состоит в обеспечении:

— надлежащего уровня подготовки работника, соответствующего требованиям рабочего места (должности);

— условий для мобильности работника как предпосылки к лучшему его использованию и обеспечению занятости;

— возможности для продвижения работника как условия формирования мотивации и удовлетворенности трудом.

Перед системой управления персоналом организации стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации:

— выработка стратегии формирования квалифицированных кадров;

— определение потребности в обучении персонала по отдельным группам;

— правильный выбор форм и методов подготовки и повышения квалификации;

— выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качества обучения;

— изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.

Читайте также:
Wink что за программа

Политика организации в части подготовки кадров может иметь различную направленность — от ориентации на сиюминутные интересы, на подготовку узкоспециализированных работников, умеющих выполнять одну или две конкретные операции, до ориентации на долгосрочные интересы (подготовка работников широкого профиля на базе серьезного теоретического обучения).

Многое зависит от объективных и субъективных моментов: от выбора стратегии развития организации, от типа производства и связанной с ним глубиной операционного разделения труда, от финансового состояния, от экономической грамотности руководства и т. д.

Система подготовки должна учитывать как заинтересованность организации в более быстром заполнении вакантных рабочих мест, в экономии на издержках, связанных с затратами на обучение, так и интересы работника, который стремится получить полноценную профессиональную подготовку (разд. IX ТК РФ). Необходимо также принимать во внимание, что подготовка кадров — лицензируемая деятельность и, прежде чем получить лицензию на ее проведение, организация обязана доказать свои возможности ее осуществления на уровне требований стандарта к качеству обучения.

Важными задачами управления персоналом являются правильное определение численности работников, которых следует обучить той или иной профессии, а также выбор форм подготовки кадров. В определении объема подготовки исходят из общей потребности в кадрах, кадровой стратегии в трудообеспечении организации (например, набор рабочей силы со стороны только на низшие разряды), балансовых расчетов потребности рабочей силы в профессиональном разрезе и источников ее пополнения, планов профессионально-квалификационного продвижения собственных работников. При этом следует сочетать перспективное планирование, опирающееся на выявление реальной потребности предприятия в кадрах, и постоянные корректировки планов с учетом подвижности персонала (прежде всего в связи с текучестью) и изменений в структуре деятельности.

Еще одна важная задача управления персоналом — оценить, возможно ли обеспечить надлежащий уровень подготовки работников по сложным профессиям на самом предприятии, если же невозможно — найти более рациональный путь решения этой проблемы с использованием других образовательных структур, то есть ориентироваться на подготовку на стороне. Здесь должны быть учтены:

— структура необходимой профессиональной подготовки по ее сложности и срокам, по требованиям к теоретическому и практическому компонентам обучения;

— наличие на предприятии соответствующей материальной базы и квалифицированного педагогического персонала, опыта в подготовке кадров;

— финансовые возможности предприятия для подготовки кадров на договорной основе на стороне.

Подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием осуществляется в рамках системы образования. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Структура подготовки специалистов, как правило, формируется стихийно, плохо согласуясь с потребностью рынка, тем более с перспективами развития. Организацию обучения рабочих и служащих-неспециалистов государство и органы местного самоуправления переложили на предприятия и учреждения.

Обучение может быть организовано непосредственно на предприятии собственными силами, а также в специальных обучающих центрах, в системе высшего и среднего специального образования. В последнем случае роль предприятия, помимо материальной поддержки, сводится к определению требований к количеству, направленности и качеству обучения, закрепленных в соответствующих договорах (заявках) на подготовку. Кроме того, предприятие посредством различных стимулов влияет на самообразование (самоподготовку) своих работников, на развитие ими профессионального мастерства. Для этого применяется непрерывное профессиональное обучение, то есть организованный, устойчивый и периодический процесс формирования востребованных компетенций работника, определяемых условиями его настоящей и будущей профессиональной деятельности.

Подготовка новых работников осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, включающим не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях механизированного и автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют 3-6 месяцев в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена.

При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному рабочему, мастеру или другому специалисту либо включается в состав бригады, где его производственным обучением руководит бригадир или другой член бригады. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно.

При групповой форме подготовки обучающиеся объединяются в учебные бригады и выполняют работу согласно учебной программе под руководством бригадиров-инструкторов. Численный состав учебных групп устанавливается в зависимости от сложности профессии и производственных условий.

Курсовая форма подготовки используется для обучения рабочих особо сложным профессиям, требующим значительного объема теоретических знаний и освоения различного вида работ, которыми невозможно овладеть на рабочем месте. Теоретическое обучение при этом производится в учебно-курсовых комбинатах (пунктах), на постоянно действующих курсах, а также на вечерних отделениях учреждений профессионального образования.

Эффект от подготовки квалифицированной рабочей силы не столь очевиден и часто отдален во времени, что серьезно препятствует расширению вложения средств в человеческий капитал, в подготовку квалифицированных кадров.

Переподготовка персонала:

Переподготовка персонала означает обучение квалифицированных работников с целью изменения их профессионального профиля для достижения соответствия квалификации кадров требованиям производства.

Повышение квалификации состоит в углублении профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе подготовки.

Работники реализуют свое право на профессиональное подготовку, переподготовку или обучение путем заключения дополнительного договора с работодателем.

Читайте также:
Населенный пункт входит в программу социальной газификации что это

ТК предусматривает заключение ученического договора.
Согласно статье 198 ТК работодатель имеет право заключать с работником организации ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.

Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам.

Повышение квалификации согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 включает в себя следующие виды обучения:

· краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

· тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

· длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Переподготовка кадров проводится за счет средств относимых на себестоимость продукции.

При расчете средств, необходимых на переподготовку кадров, должны учитываться не только затраты на сам процесс обучения, но материальное обеспечение работников в процессе их переподготовки.

Повышение квалификации:

Повышение квалификации – очевидный способ повышения эффективности работы любой организации. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Прокрутить вверх

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: zdamsam.ru

Формы повышения квалификации. Институт переподготовки и повышения квалификации

Любые компании или предприятия, будь они частными или государственными, всегда заинтересованы в повышении квалификации собственных сотрудников. Обычно с персоналом проводится какая-либо из трех основных программ. Это может быть одна из форм повышения квалификации или же начальная подготовка и переподготовка кадров. Каждый из вариантов преследует определенную цель.

Переподготовка и повышение квалификации

Многие люди совершенно не видят какой-либо разницы между данными процессами. Действительно, у методов обучения на переподготовке и повышении квалификации в центре, который на этом специализируется, можно найти немало общих моментов. Оба процесса, так или иначе, направлены на совершенствование и развитие навыков у сотрудников. Однако на переподготовке человек может получить также и новую профессию или специальность.

При повышении квалификации персонал усовершенствует определенные знания и навыки, которыми уже обладает. Повышается уровень некоторых умений, что позволяет человеку лучше соответствовать занимаемой им должности или же продвинуться на более высокую позицию, то есть подняться по карьерной лестнице. Еще одно различие наблюдается в стандартных сроках на обучение. Так, для переподготовки обычное количество академических часов составляет от 500 до 1000, а для повышения квалификации диапазон уменьшается до 72-100 академических часов.

Формы повышения квалификации

Выбор подходящего учебного заведения

Всего можно выделить три типа образовательных учреждений, оказывающих подобные услуги. К ним в первую очередь относятся региональные и отраслевые институты. Пройти обучение можно в центрах или школах повышения квалификации, а также в специальных академиях. К последним можно причислить те, которые не выдают дипломы о высшем образовании.

Кроме того, каждый из приведенных типов учебных заведений должен иметь действующую лицензию, которая дает право на проведение курсов по повышению квалификации. Форма же бывает как очной, так и вечерней, что в основном зависит от требований руководства компании и возможностей института.

Однако в некоторых случаях учебное заведение может вовсе не иметь соответствующей лицензии. Повышение квалификации персонала таким образом допускается при проведении единовременных семинаров, лекций или стажировок. Следует учесть, что по их завершении участники не получают каких-либо дипломов, справок или иных выписок. Если таковые и имеются, то носят чисто символический характер. Также персонал может пройти обучение у специалиста, который может подтвердить свой опыт и стаж необходимыми бумагами.

Институт переподготовки и повышения квалификации

Основные формы повышения квалификации

Различия между разными формами могут заключаться в определенных критериях, к примеру, в уровне связи с реальной практической деятельностью, конкретной целевой группе или методе организации процесса обучения. Всего можно выделить четыре основных вида, перечисленных в списке ниже.

  1. По необходимости отрыва сотрудника от рабочего места. Наиболее плодотворная подготовка происходит при совмещении обоих вариантов.
  2. По приоритетным целевым группам сотрудников. Программа проводится для управленческого отдела или всего персонала компании. Иногда проходят так называемые открытые курсы, на которых приобрести определенные знания и навыки могут даже семьи сотрудников.
  3. По степени организованности процесса. В данном случае подразумевается, что форма обучения при повышении квалификации может быть самостоятельной, индивидуальной или групповой.
  4. По месту пребывания. Обучение подразделяется на внутрифирменное и внешнее за пределами компании. Руководство нередко предпочитает именно первый вариант, потому как за счет этого можно сократить соответствующие статьи расходов и повысить общий корпоративный дух персонала.
Читайте также:
Программа прикладного бакалавриата что это

Формы повышения квалификации педагогических кадров

Институт для высших управленческих кадров

В качестве примера подобного заведения можно привести Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Учебный процесс может быть направлен на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. В первом случае на курсы записывают государственных служащих со средним или высшим образованием. В Трудовом кодексе РФ имеется пункт о том, что такие обеспечивающие специалисты и руководители имеют право на профессиональную переподготовку. Среди основных курсов следует отметить базовый, функциональный и специальный.

Формы повышения квалификации руководителей в РАНХиГС в целом аналогичны программам в других институтах, оказывающих такие же услуги для высших управленцев. Общий характер курсов зависит от конкретных специальностей целевой аудитории: он может быть краткосрочным или долгосрочным, научным или практическим. Допускается очный, заочный, вечерний и дистанционный формат обучения. Руководство компании может договориться с лекторами из института о наиболее удобном времени посещения в целях успешного совмещения выбранной формы с основной деятельностью.

Формы повышения квалификации руководителей

Актуальные формы для педагогов

В целом выделяется два основных варианта, применение которых позволяет поднять уровень компетенции учителей, преподавателей и иных сотрудников в данной отрасли. Эти формы повышения квалификации педагогических кадров включают в себя самообразование и внешнее организованное профессиональное обучение. Суть первого заключается в самостоятельном совершенствовании навыков и компетенций. Процесс самообразования происходит на протяжении всего периода практической деятельности преподавателя.

Внешнее организованное профессиональное обучение включает несколько основных элементов, приведенных ниже:

  • стажировка и курсовая переподготовка;
  • долгосрочные курсы с длительностью более 72 часов;
  • накопительная система повышения квалификации;
  • составление плана индивидуальных занятий для саморазвития в отрасли;
  • краткосрочные курсы с длительностью не более 72 часов;
  • конкурсы профессионального мастерства, научно-практические конференции, мастер-классы;
  • дистанционные курсы повышения общего уровня квалификации.

Формы повышения квалификации для педагогов

Повышение квалификации в медицине

Если рассматривать практическую часть этой области, то вопрос о необходимости совершенствования навыков врачей в той или иной форме подвергается регулированию на государственном уровне. Не так давно отмененный закон 2012 года требовал регулярного прохождения определенных курсов один раз через каждые пять лет. Теперь же студенты после получения диплома уже работают врачами первого звена. Лишь после трех лет на посту в качестве педиатра или терапевта они могут подать заявление в ординатуру и получить более узкую специализацию.

Самостоятельное обучение в рамках курсов повышения квалификации для врачей производится в различных центрах. Организация самих образовательных программ делается с учетом всех требований к специалистам с высшим или средним образованием. Выпускникам после успешного прохождения курсов обычно предоставляются соответствующие сертификаты и свидетельства.

Курсы повышения квалификации для врачей

Какие документы могут быть выданы

В первую очередь данный момент зависит от того, где происходил процесс повышения квалификации или переподготовки. В институтах могут выдать различные дипломы, свидетельства или удостоверения. Эти документы подтверждают присвоение сотруднику определенной квалификации, рабочего разряда, класса или категории.

В пункте под номером 28 Типового положения образовательного учреждения упоминается также о том, что такое заведение с лицензированной деятельностью обязано выдать успешно окончившим какую-либо программу студентам определенный набор подтверждающих этот факт бумаг. Среди таких следует отметить диплом о присвоении квалификации при прохождении курсов с общей длительностью более 1000 академических часов или свидетельство о повышении квалификации для тех, кто обучался более 100 часов, а при завершении краткосрочной программы сотруднику выдадут удостоверение о повышении квалификации.

Как отправляют на обучение

Подобные планы ежегодно разрабатываются работодателем. У каждого сотрудника должны быть какие-то предпосылки к тому, чтобы он был направлен на одну из форм повышения квалификации. Заключение договора и выбор формата обучения полностью ложатся на плечи руководителя. В свою очередь, с каждым сотрудником заключается специальный ученический договор, который является дополнением к трудовому.

После работодатель издает официальный приказ со всеми необходимыми обоснованиями. Также руководитель должен указать тот факт, был ли сотрудник направлен по его решению или же подал заявление на повышение квалификации по собственному желанию.

Инновационные формы повышения квалификации

Применение инновационных методик

Стандартный набор применяемых форм включает в себя лекции, семинары, консультации и практические занятия. Однако специалисты активно ищут новые способы, которые могли бы быть более эффективными. Среди прочих отраслей особое внимание в плане применения инновационных форм повышения квалификации уделяется образовательной. Для педагогов сегодня предлагаются разнообразные видеолекции, диспуты, дискуссии, методы кейсов, творческие презентации и отчеты, а также рефлексивное наблюдение в сочетании с активной практикой.

Источник: fb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru