Программы подготовки научно педагогических кадров что это

Содержание

Подготовка научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре

Согласно Положению о подготовке научно-педагогических и научных кадров всистеме послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г. № 814,поступающие в аспирантуру сдают конкурсные вступительные экзамены по специальной дисциплине, философии, иностранному языку, определяемому вузом или научной организацией и необходимому аспиранту для выполнения диссертационного исследования. Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, при поступлении в аспирантуру освобождаются от соответствующих вступительных экзаменов.

Приемная комиссия по результатам вступительных экзаменов принимает решение по каждому претенденту, обеспечивая зачисление на конкурсной основе лиц, наиболее подготовленных к научной и педагогической работе. Зачисление в аспирантуру производится приказом руководителя вуза (научного учреждения, организации).

Новая концепция подходов к структуре, содержанию и оценке качества подготовки педагогических кадров

Обучение в аспирантуре может осуществляться по очной форме не более трех

лет, по заочной форме — четырех лет. За время обучения аспирант обязан: полностью выполнить индивидуальный план; сдать кандидатские экзамены по истории и философии науки, иностранному языку и специальной дисциплине; завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (в совет, отдел, лабораторию, сектор).

Согласно Государственному образовательному стандарту послевузовского профессионального образования, в основной образовательной программе подготовки аспиранта должны предусматриваться следующие компоненты: образовательно-профессиональные дисциплины, факультативные дисциплины, педагогическая практика, научно-исследовательская работа, итоговая государственная аттестация, защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Всего на научно-исследовательскую работу, включая подготовку и защиту диссертации, отводится 120недель (6480 учебных часов).

Научно-исследовательская часть программы подготовки аспиранта должна:

соответствовать основной проблематике научной специальности, по которой защищается кандидатская диссертация; обладать актуальностью, научной новизной, практической значимостью; использовать современные теоретические, методические и технологические

достижения отечественной и зарубежной науки и практики; применять современную методику научных исследований; использовать современные методы обработки и интерпретации исходных данных с применением компьютерных технологий; содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласованные с научными положениями, защищаемыми в кандидатской диссертации.

Каждому аспиранту утверждаются тема диссертации и научный руководитель

из числа докторов наук или профессоров. В отдельных случаях по решению ученого

совета вуза или научно-технического совета научного учреждения или организации,

научным руководителем может быть назначен кандидат наук соответствующей

Подготовка научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре согласно ФГТ

специальности, как правило, имеющий ученое звание доцента (старшего научного

Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре за счет средств бюджета,

обеспечиваются государственной стипендией. Иногородним гражданам

предоставляется общежитие. Аспиранты очного обучения пользуются ежегодно

каникулами продолжительностью два месяца. Аспиранты, обучающиеся по заочной

форме, имеют право на ежегодный дополнительные отпуска по месту работы

продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка, а

также на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50%

Аспиранты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-

методическими кабинетами, библиотеками, а также имеют право на командировки.

Специалисты могут сдать кандидатские экзамены и подготовить диссертацию

вые аспирантуры на правах соискателя. Для этого соискатель прикрепляется к вузу

(научному учреждению, организации), имеющему аспирантуру по соответствующей

специальности. Прикрепление для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов

может проводиться на срок не более двух лет, а для подготовки кандидатской

диссертации — на срок не более трех лет. Порядок подготовки кандидатских

диссертаций в форме соискательства установлен Положением о подготовке

научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского

профессионального образования в Российской Федерации.

Лица, имеющие ученую степень кандидата наук, для подготовки докторских

диссертаций могут поступить в докторантуру, перевестись на должность научного

сотрудника либо прикрепиться к вузу (научному учреждению, организации),

имеющему докторантуру по соответствующей научной специальности.

Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. В срок до трех лет

докторант обязан выполнить план подготовки диссертации и представить ее на кафедру

(в отдел, лабораторию, сектор, совет) для получения соответствующего заключения. С

целью оказания помощи в проведении исследований ему может быть назначен

научный консультант из числа докторов наук.

Сотрудники вузов могут переводиться на должности научных сотрудников сроком

до двух лет, В период пребывания в этой должности научный сотрудник обязан

завершить работу над докторской диссертацией и представить ее на кафедру. По

Читайте также:
Rabbit что за программа

истечении года он должен предъявить ученому совету вуза отчет о работе над

диссертацией, по результатам которого совет принимает решение с рекомендацией о

продлении его пребывания в должности научного сотрудника на следующий годичный

срок или о возвращении на прежнее место работы.

Прикрепление соискателей для подготовки докторской диссертации может

проводиться на срок не более четырех лет. Соискатели представляют на утверждение

кафедры (отдела, сектора, лаборатории) согласованный с научным консультантом план

подготовки диссертации. Они периодически отчитываются и ежегодно аттестуются

кафедрой вуза или отделом (сектором, лабораторией) научного учреждения

Источник: studopedia.ru

Подготовка научных кадров в России

В Российской Федерации подготовка научных и научнопедагогических кадров осуществляется:

  • — в аспирантуре,
  • — в докторантуре,
  • — посредством соискательства учёной степени (прикрепление к структурным подразделениям организаций с целью подготовки и защиты диссертаций).

Учреждениями, на базе которых готовятся диссертции, являются: вузы, научные учреждения или организации.

Магистерская подготовка также ориентирована в соответствии с российским законодательством на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность. Основные направления подготовки магистра отражены на рисунке 2.3.

Основные направления подготовки магистра

Рис. 2.3. Основные направления подготовки магистра

Завершающий учебный семестр магистранта включает:

  • 1) сдачу итоговых экзаменов,
  • 2) защиту магистерской диссертации.

Магистерская диссертация является результатом самостоятельного исследования магистранта.

Результаты итоговых экзаменов магистра в отдельных случаях засчитываются вузом как результаты вступительных испытаний в аспирантуру. Студентам-магистрантам также разрешено сдавать экзамены по программе кандидатского минимума.

Система подготовки научных кадров в России

Рис. 2.4. Система подготовки научных кадров в России

Поступление в аспирантуру происходит на конкурсной основе среди лиц, имеющих высшее образование, по следующим дисциплинам:

  • — по специальной дисциплине (например, экономике),
  • — философии,
  • — иностранному языку.

Сданные к моменту поступления в аспирантуру экзамены «кандидатского минимума» учитываются. Срок обучения в аспирантуре- от 3-х (в очной) до 4-х (в заочной).

К аспиранту предъявляется ряд требований. Аспирант обязан:

  • 1) выполнить индивидуальный план;
  • 2) сдать с положительным результатам экзамены «кандидатского минимума» (специальность, философия, иностранный язык);
  • 3) иметь завершённое диссертационное исследование.

Содержание научного исследования аспиранта должно соответствовать следующим требованиям:

  • 1) научное исследование проведено по проблематике научной специальности, по которой аспирант обучается;
  • 2) научное исследование обладает актуальностью, научной новизной и практической значимостью;
  • 3) исследователь использовал достижения современной российской и зарубежной науки и практики (теоретические, методические, технологические);
  • 4) в исследовании применены современные научные методики;
  • 5) исследователь использовал информационные технологии при обработке полученных данных;
  • 6) исследование содержит разделы (теоретический, методический, практический и др.), согласующиеся с научными положениями, выносимыми на защиту диссертации на соискание учёной степени кандидата наук.

При обучении аспирант (соискатель) обеспечивается консультациями научного руководителя. Как правило, научным руководителем является доктор наук или профессор, в отдельных случаях правом руководства аспирантом (соискателем) по решению учёного совета образовательной организации наделяется кандидат наук, имеющий учёное звание доцента.

Очное обучение в аспирантуре предусматривает, в случае, если аспирант обучается за счёт бюджетных средств, государственную академическую стипендию и общежитие. На правах обучающихся аспиранты-очники имеют ежегодные каникулы, заочники имеют право на ежегодный дополнительный отпуск по месту работы.

Обучение по программе аспирантуры предусматривает обеспечение обучающихся необходимым материально-техническим оборудованием и информационно-коммуникационной поддержкой, доступом в библиотеку.

Соискатели (лица, подготавливающие диссертацию вне аспирантуры) должны «прикрепиться» к вузу (или научной организации) в соответствующей тематике диссертации научной области; в этом же вузе (научной организации) соискатель может сдавать экзамены «кандидатского минимума».

Докторантура готовит соискателей учёной степени доктора наук. Докторскую диссертацию могут подготавливать лица, имеющие учёную степень кандидата наук. В соответствии с имеющимися требованиями докторант должен:

  • 1) выполнить план подготовки диссертации;
  • 2) представить свою диссертацию на профильную кафедрудля получения заключения.

Докторанту, как правило, назначают научного консультанта (из числа докторов наук).

В соответствии с имеющимся порядком учёная степень в РФ присуждается на основании разработки и публичной защиты диссертации. Диссертация должна соответствовать критериям:

  • — общественно признанных результатов исследования;
  • — самостоятельно выполненной работы.

Диссертационный совет, на котором происходит защита кандидатской или докторской диссертации, является специализированным учёным советом, цель которого — присуждение учёных степеней. В состав диссертационных советов входят признанные, авторитетные, наиболее квалифицированные специалисты по научным областям.

Перечень требований к диссертациям, к правилам проведения обсуждения диссертаций формируется специальным органом — Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ.

Источник: bstudy.net

Подготовка научных и научно-педагогических кадров в России

Система подготовки квалифицированных научных кадров России

Замечание 1

Подготовка квалифицированных научных кадров в нашей стране реализуется посредством организации послевузовского образования.

Научно-педагогические работники получают свое образование сначала в вузах страны (или за рубежом), а затем проходят обучение в аспирантуре и докторантуре для получения научной степени и углубления своих научно-педагогических знаний. Кроме того, в настоящее время система высшего профессионального образования государства предполагает прохождение двухступенчатого обучения: четырехлетнее обучение в бакалавриате и двухлетнее обучение в магистратуре. Обучение в магистратуре ориентировано на реализацию специалистами различной научно-исследовательской деятельности и подготовку научно-педагогических кадров.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Таким образом, систему подготовки квалифицированных научных кадров России можно представить следующими ступенями обучения:

  1. Обучение в магистратуре. Оно ориентировано на подготовку магистров педагогических специальностей. В ходе обучения студенты участвуют в научно-исследовательской работе и педагогической практике научного характера. Обучение завершается написанием магистерской диссертации. Магистры учатся планировать проведение исследований, ставить гипотезы, выбирать оптимальные методы исследований, проводить анализ и обрабатывать результаты практической исследовательской деятельности и представлять результаты исследований в краткой, лаконичной форме. Обучение в магистратуре реализуется на конкурсной основе.
  2. Обучение в аспирантуре. Оно осуществляется выпускниками магистратуры и предполагает сдачу вступительных экзаменов по определенным дисциплинам. Все зависит от выбранного направления научно-исследовательской деятельности. в ходе обучения аспирант проходит обучение либо в очной, либо заочной формах. Очное обучение длиться не более трех лет, а заочное – четырех. За это время осуществляется подготовка к проведению научного исследования по определенной теме и его проведение с написанием диссертации и ее защитой. После защиты диссертации аспирант получает звание доктора наук.
  3. Обучение в докторантуре. Оно предполагает написание докторских диссертаций лицами, уже имеющими научную степень. После написания и защиты данных диссертаций присваивается степень докторов наук более высокого ранга или профессоров. Все зависит от конкретной научной работы, которая написана и защищена учащимся.
  4. Право соискателя. Оно предполагает написание педагогами диссертации вне обучения в аспирантуре. Это требует прикрепления педагога к вузу или иной научной организации, в которой имеется аспирантура или докторантура по выбранному направлению исследовательской деятельности.
Читайте также:
Victoria 447 что за программа

«Подготовка научных и научно-педагогических кадров в России»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Порядок обучения в аспирантуре научного учреждения

Обучение в аспирантуре ориентировано на подготовку педагогов-исследователей. Оно дает педагогом право дальнейшего занятия научно-исследовательской деятельностью и реализации дальнейшей преподавательской деятельности в высших учебных заведениях.

Обучение в аспирантуре является процессом поэтапного вхождения студента в научную среду учебного заведения и знакомства с основами научно-исследовательской деятельности. таким образом, обучение в аспирантуре реализуется в течение следующих этапов:

  1. Знакомство с традициями и направлениями научной деятельности учебного заведения, научными лабораториями, научными центрами.
  2. Формирование собственного научного исследования. Аспиранты определяют направление собственной исследовательской деятельности, исходя из своих интересов и актуальных проблем современной педагогики.
  3. Формулирование навыков постановки гипотез. Аспиранты учатся определять понятия и делать их инструментами дальнейших исследований. Таким образом, формулируются гипотезы и разрабатываются планы научно-исследовательских педагогических работ.
  4. Прохождение аспирантами теоретической и методологической подготовки. Она связана с освоением методических основ проведения научного исследования по конкретной проблеме, развитием навыков соотношения актуальности теории и практики, решаемой в исследовании научной задачи, посредством реализации аналитической работы. На данном этапе происходит освоение основ аналитической работы с литературой и иными источниками, по исследуемой педагогической проблеме. Аспиранты пишут научные статьи по определенной теме и представляют их на кафедре вуза, научных конференциях и методологических семинарах.
  5. Знакомство с исследовательской деятельностью учебного заведения, педагогическими исследованиями, проводимыми другими учащимися и педагогами, их методическими разработками, ориентированной на уточнение темы собственного исследования и его целевого назначения.
  6. Проведение первичных исследований по выбранной теме для доказательства выдвинутой гипотезы. Аспиранты сопоставляют свои исследования и их итоги с тенденциями исследований мировой и отечественной педагогики, экспертным мнением кафедры учебного заведения.
  7. Развитие навыков публичного освещения педагогических проблем. Они реализуются за счет написания аспирантами научных статей и их представления на научных конференциях, ученых советах. В течение второго года обучения таких статей должно быть написано и представлено не менее трех. Они должны находится в соответствии с выбранной темой диссертации и отражать актуальные педагогические проблемы современности.
  8. Прохождение педагогической практики преподавания в высших учебных заведениях – педагогических университетах. Это дает представления о дальнейшей профессиональной деятельности и ее особенностях.
  9. Реализация исследовательской деятельности по выбранному направлению и осуществление экспериментальной проверки ее результатов. Они составляют текстовую основу научно-квалификационной работы.
  10. Подготовка и публикация трех работ в рецензируемых научных изданиях.
  11. Прохождение итоговой государственной аттестации и защита научно-квалификационной работы в виде научного доклада и представления проекта своей диссертации.

Источник: spravochnick.ru

Подготовка научо-педагогических кадров в аспирантуре в соответтвии с федеральным государтсвенным обрзовательным стандартом по направлению «Образование и педагогические науки» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ / КОМПЕТЕНЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА «ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ / ACADEMIC PERSONNEL POSTGRADUATE TRAINING / «EDUCATION AND PEDAGOGICAL SCIENCES» EDUCATIONAL STANDARD COMPETENCIES / INTENDED DISCIPLINE OUTCOMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапова Марина Владимировна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потапова Марина Владимировна

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы

Подходы к разработке универсально-ориентированной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

Подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре) Академии гражданской защиты МЧС России: проблемные вопросы и направления их решения

Опыт и результаты апробации универсально-ориентированной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

Оценивание качества подготовленности аспирантов при прохождении практики

Первый опыт разработки и реализации программ подготовки научно-педагогических кадров как программ третьего уровня высшего образования: выявленные проблемы и возможные решения

Читайте также:
Программа эльза для Фольксваген что это

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic personnel postgraduate training in compliance with federal state education standart of “Еduation and pedagogial sciences” degree programme

The questions of academic personnel postgraduate principal training programme realization are considered. For illustrative purposes, the article suggests considering structure and content of “Methodology of scientific (dissertation) research” seminar and shows how the key ideas could be implemented as stated in the Federal State Educational Standard of Higher Education on the level of postgraduate personnel training.

Текст научной работы на тему «Подготовка научо-педагогических кадров в аспирантуре в соответтвии с федеральным государтсвенным обрзовательным стандартом по направлению «Образование и педагогические науки»»

УДК 378 ББК 74.480.268

ПОДГОТОВКА НАУЧО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ В СООТВЕТТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРТСВЕННЫМ ОБРЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

Ключевые слова: подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре, компетенции образовательного стандарта «Образование и педагогические науки», планируемые результаты по дисциплине.

ACADEMIC PERSONNEL POSTGRADUATE TRAINING

IN COMPLIANCE WITH FEDERAL STATE EDUCATION STANDART OF ‘^DUATION AND PEDAGOGIAL SCIENCES» DEGREE PROGRAMME

The questions of academic personnel postgraduate principal training programme realization are considered. For illustrative purposes, the article suggests considering structure and content of «Methodology of scientific (dissertation) research» seminar and shows how the key ideas could be implemented as stated in the Federal State Educational Standard of Higher Education on the level of postgraduate personnel training.

Key words: Academic personnel postgraduate training, «Education and Pedagogical Sciences» educational standard competencies, intended discipline outcomes.

Модернизация высшего образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [7] предполагает трехуровневую подготовку кадров: (уровень бакалавриата, магистратуры, аспирантуры). Министерство образования и науки РФ специальными приказами утвердило федеральные государственные образо-го вательные стандарты по направлениям £ подготовки: 44.03.05 (уровень бакалав-ь риата); 44.04.01 (уровень магистрату-с ры) и 44.06.01 (уровень подготовки ка-Ц дров высшей квалификации) [8; 9; 10].

Направление подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки» Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) включает совокупность обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) высшего образования — программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Выпускники, освоившие такую программу, готовы к следующим видам профессиональной деятельности: 1) научно-исследовательской в об-

ласти образования и социальной сферы; 2) преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования.

В процессе освоения программы аспирантуры у выпускников должны быть сформированы универсальные компетенции (УК), не зависящие от конкретного направления подготовки; общепрофессиональные компетенции (ОПК), определяемые направлением подготовки аспиранта; профессиональные компетенции (ПК) в рамках конкретного направления подготовки аспирантов. ФГОС ВО (уровень подготовки кадров высшей квалификации) выделяет шесть УК и восемь ОПК. Профессиональные компетенции программы аспирантуры образовательные организации выбирают самостоятельно в соответствии с ее направленностью, а также с номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденные Министерством образования и науки РФ [5].

Требования к структуре программы аспирантуры, сформированные в ФГОС ВО (направление 44.06.01), включает обязательную часть (базовую) и вариативную (формируемую образовательной организацией), которые систематизированы в блоки. Первый блок (Блок 1) включает дисциплины (модули) базовой части программы и дисциплины (модули) вариативной части программы.

Второй блок (Блок 2) — «Практика», относится к вариативной части программы. В этой же части программ (вариативной) есть модуль «Научно-исследовательская работа» (Блок 3). Наконец, «Государственная итоговая аттестация», относящийся к базовой части программы (Блок 4), завершает структурные компоненты программы по присвоению аспиранту квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» [8].

На выполнение программы аспирантуры выделяется 180 зачетных единиц (180 з.е.). Они распределены по блокам

подготовки следующим образом: 1) на выполнение базовой части программы дисциплин (Блок 1), в том числе на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов выделяется 39 з.е.; 2) на выполнение вариативной части программы (Блоки 1,2) — 21 з.е.; 3) на вариативную часть (Блоки 2,3) — 141 з.е.; 4) на базовую часть (Блок 4) — 9 з.е.

Таким образом, на практику и научно-исследовательскую работу программа выделяет самое большое количество зачетных единиц (141 з.е). Следует отметить, что базовая и вариативная части программы (Блоки 1,2) успешно осуществлялись до принятия нового стандарта в рамках федеральных государственных требований подготовки аспирантов к сдаче кандидатского экзамена. В настоящее время необходимо эту подготовку связать с требованиями ФГОС ВО, выделив совокупность компетенций, формируемых в рамках дисциплины «История и философия науки» и «Иностранный язык».

Вариативная часть образовательной программы (Блок 3) — «Научно-исследовательская работа» ранее осуществлялась в условиях индивидуальной работы научного руководителя с соискателем. В настоящее время в учебный план подготовки кадров высшей квалификации стандарт предлагает включить новый модуль «Научно-исследовательская работа». Его можно реализовать в рамках научного семинара, основная задача которого — подготовка диссертации как конечного научного продукта государственной итоговой аттестации.

Основная цель данного семинара раскрыть сущность научной деятельно-

Источник: cyberleninka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru