В этой статье расскажем, чего пользователи ждут от идеального аптечного приложения, а что является в нём избыточным.
1699 просмотров
Вы в блоге Surf. Мы более 12 лет работаем с мобильными технологиями и 10 из них — с ритейлом. Мы создали приложения для Риглы, Бетховена, Рив Гош и других.
Больше контента о мобильной разработке и жизни внутри компании – в Twitter.
В этой статье:
- Что точно должно быть в аптечном приложении
- Что помешает аптечному приложению завоевать любовь пользователей
По всему миру расходы на лекарства растут. Это связано и с непрекращающимися волнами пандемии, и с глобальным развитием фармацевтической индустрии. К 2026 году общемировые расходы на лекарства могут достигнуть $1,8 млрд.
В России фармацевтическая отрасль, включая разработку, производство и продажу лекарств, сейчас бурно развивается. Одним из факторов, формирующих индустрию, является стремление наладить отечественное производство. На это влияет и уход с российского рынка крупных иностранных производителей Bayer и Novartis. Ещё одним фактором развития отрасли является рост розничной онлайн-торговли, ускорившийся во время пандемии. В 2021 году объём рынка фармэлектронной коммерции в России достиг 168 млрд рублей.
Приемка маркированного товара в Розница 8 Аптека на основании документа Перемещение товаров
Многие владельцы онлайн-аптек задумываются над тем, как улучшить свой продукт и чем фармтех-приложение должно отличаться от обычного e-commerce. Сегодня разберём, что в приложении аптеки является необходимым для быстрой и лёгкой покупки, а что — ненужным.
Что точно должно быть в аптечном приложении
Несколько сценариев покупки
Почему это важно? После входа в приложение покупатель, как правило, сразу ищет нужное лекарство. Нужно продумать несколько сценариев поиска и покупки:
- поиск — доступен с главного экрана приложения;
- каталог — сформирован интуитивно понятно: по симптомам или типам препаратов;
- подборка сезонных или актуальных лекарств.
Постоянным покупателям, которые регулярно берут конкретные лекарства важно дать возможность быстрой покупки в «один клик». Часто этот сценарий связан с хроническим заболеванием. В этом случае пользователю удобнее хранить свои лекарства в «Избранном», иметь к ним быстрый доступ и возможность повторить ранее сделанный заказ, а не собирать корзину заново. Такую возможность важно реализовать в мобильном приложении.
Чтобы найти и реализовать все эти сценарии, мы в Surf проводим глубинные интервью и касдевы, изучаем потребности пользователей и проверяем разные продуктовые идеи. Подробнее о том, как мы проводим предпроектное исследование, можно прочитать в этой статье.
На основе результатов исследований выявляем приоритеты и намечаем план развития продукта. Для аптечного приложения можно представить типовую карту пути пользователя CJM (customer journey map) так:
Кейс Surf. Когда мы работали над созданием приложений для сети аптек «Ригла», на этапе предпроектного исследования выяснили, что покупателей можно разделить на два группы:
ПЕРВЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ В АПТЕКЕ Что нужно знать?
- первая — покупает «планово» и знает, что им нужно. Это может быть обусловлено хроническим заболеванием или регулярным приёмом определённого лекарства. В эту же группу входят покупатели, пополняющие запасы домашней аптечки: «нужно в аптеку, анальгин закончился».
- вторая — люди с проблемой, например, с острой болью. Они не знают, что им поможет и что нужно купить.
От того, к какой группе принадлежит покупатель, зависят его поведение и ожидания от приложения. Человеку из второй группы нужна помощь фармацевта: что купить, например, при першении в горле или при болях в суставе. Чтобы было удобно найти подходящий препарат самостоятельно, мы сделали поиск лекарств по заболеванию и по основным симптомам.
Несколько вариантов доставки
Почему это важно? Продажа лекарств сильно регламентирована. Но есть целый класс самых «ходовых» препаратов, которые можно доставлять курьером или самовывозом. Но не всегда доставка курьером удобнее. Например, она не нужна, когда клиент приобретает медицинский прибор, который хочет протестировать перед покупкой.
В этом случае ему проще забрать свой заказ самовывозом из аптеки.
Кейс Surf. В приложении «Риглы» мы столкнулись с ограничениями складской логистики. К тому же препараты были неравномерно распределены по аптекам. Нам пришлось проработать десятки сценариев доставки — логика оказалась сложнее, чем в других категориях e-commerce.
Для разных категорий товаров: лекарства, гаджеты, косметика — мы учли разные условия доставки. В итоге получили семь возможных сценариев при оформлении заказа, вот три самых распространённых:
- часть товаров курьер может привезти из одной аптеки, а другую часть нужно забрать самовывозом из той, где они в наличии;
- можно забрать все товары самовывозом в одной аптеке, но через пару дней;
- весь заказ доставляет курьер на дом.
Приложение «Ригла», разработано в Surf
Наша задача заключалась в том, чтобы каждый из этих сценариев для пользователей был удобен и они не замечали ограничений. Для этого мы сделали мультикорзину со сложной бизнес-логикой.
Понятная программа лояльности
Почему это важно? Программа лояльности позволяет сделать покупателя вашим постоянным клиентом и повысить его LTV. О том, на какие показатели влияют инструменты лояльности и как они применяются в фудтехе и ритейле мы уже писали раньше.
Хотя аптечные приложения относятся к e-commerce, у них есть свои особенности. Например, у аптек «Планета Здоровья», «Горздрав» и «36,6» большой акцент в интерфейсе сделан на карту лояльности. Около половину экрана «Горздрава» занимает информация о бонусах. Это немного навязчиво, но помогает привлечь покупателей.
Приложения «Планета Здоровья» и «Горздрав»
А у «Планеты Здоровья» регистрация и выпуск карты занимают всего 10 секунд — пользователь авторизуется по телефону и сразу получает карту.
Кейс Surf. Одним из сложных кейсов реализации программы лояльности в приложении аптеки для нас стал проект с «Риглой». Чтобы программа работала корректно в мобильном приложении, нужно было интегрировать данные бэкенда с фронтендом. При этом бэк аптеки ничего не знал о картах лояльности, но хранил профиль пользователя. Бэкенд эмитента карты ничего не знал о пользователе «Риглы», но хранил номер телефона клиента и данные о карте лояльности.
Программа учёта в аптеке
CloudShop — официальный технологический партнер системы «Честный ЗНАК».
Приложение Аптеки Плюс — отзыв
Расскажу нюансы приложения и даже закажу там клетку для крыс.
Опыт использования:
месяц или более
Больше полугода, я была покупателем аптеки Апрель. Там были самые приемлемые цены на лекарства, в нашем городе, с одним но. Нужно было постоянно оплачивать бонусную карту. Не оплатил, скидки нет.
Настал такой момент, что оплата карты просрочилась, лишних денег оплачивать карту нет, а лекарства покупать надо. Знакомые мне подсказали в какую аптеку обратится и сказали, что там не дорого.
Первый раз пошла совершать покупку в » Аптека 23″. Там же фармацевт дала мне их бонусную карту и брошуру. Я скачала приложение, зарегистрировалась и теперь совершаю покупку лекарств там.
Делюсь впечатлениями от использования данного приложения.
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
Приложение имеет простой интерфейс. На главной странице главная фишка заказа через это приложение.
Скидка 4% при заказе через приложение.
Далее отображается адрес и время работы выбранной вами в вашем городе аптеки, откуда вы будете забирать заказ.
Ниже будут изображены препараты которые сейчас пользуются популярностью.
Внизу этой страницы будут различные подписанные иконки, нажав на которые мы получим различную информацию, а именно: католог, ваша корзина, аптеки- адреса аптек и ваш профиль.
КАТАЛОГ.
В каталоге все имеющиеся товары разбиты на категории.
А категории в свою очередь на подкатегории. Здесь же есть поисковая строка, обычно я ищу через нее. Мне так удобнее.
КОРЗИНА.
Корзина отображает товары которые вы в нее положили, нажав на соотвествующую иконку.
АПТЕКИ.
Здесь отображаются аптеки на карте в вашем регионе, но можно посмотреть их и списком. Вверху будет отображение адреса вашей аптеки и регион, эти данные можно поменять.
ПРОФИЛЬ.
Самая интересная иконка. Здесь будет отображаться история ваших заказов, уведомления, информация о бонусной карте и баланс бонусов на ней.
КАК СДЕЛАТЬ ЗАКАЗ?
На главной странице или в каталоге, в поисковой строке вбиваете интересующий вас товар/ медикамент.
Если такое имеется на складе аптеки, вам этот товар и его стоимость высвечивается. Высвечиваются различные дозировки препарата и количество в упаковке. Вы выбираете, что подходит именно вам. Для этого нажмите на значок » корзины» и товар прямиком попадает в вашу корзину. Переходите в свою корзину, здесь ваш товар, вы видите его стоимость, сумму заказа, скидку которая будет, сумму к оплате и ваш бонусный счет.
В зависимости от бонусного счета, вы можете оплатить часть стоимости товара. Для этого в строчке нужно будет указать, сколько бонусов списать. Далее, оформляете заказ.
ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ СВОЙ ЗАКАЗ?
Чтобы посмотреть свой заказ, собран ли он и данные о нем нужно в своем профиле нажать на » История заказов». Здесь вы найдете номер вашего заказа и его детали.
С самого начала я это не знала, как же я чудила. Оформила заказ, смотрю а из корзины пропал, я давай еще раз заказ делать,перед самой аптекой. Увидела, что натворила, первый заказ отменила случайно, а он уже был собран. Вообщем потом с фармацефтом разбирались в моих заказах.
КАК ЗАБРАТЬ ЗАКАЗ.
Чтобы забрать заказ нужно назвать фармацевту последние 4 цифры номера вашего заказа. Иногда, плюс к этому, просят еще номер телефона. Далее вы оплачиваете заказ, вам дают чек и товар.
БОНУСЫ
При получении бонусной карты вам начисляется 100 баллов- 100 подарочных рублей, но их нужно в течение месяца потратить, иначе сгорят.
Далее бонусы начисляются в 1% от суммы заказа.
Товары.
На складе у этой аптеки имеются не только медикаменты и мед.товары. Можно сказать, что случайно, но я любопытным путем узнала, что на сайте аптеки можно заказать грунт в аквариум, переноску для животных, клетку для грызунов и даже аромалампу.
Для меня это было приятное удивление. На некоторые подобные товары цены гораздо ниже чем в магазинах или на том же Вб!
НЮАНСЫ.
Вот тут действительно нюанс. На многих не медикаментозных товаров нет фотографии. Правда на иконке такого товара стоит, что фото скоро будет. Но нам то от этого не легче. А в слепую не каждый согласится делать заказ.
Хотя я так заказала клетку для крыс. На сайте аптеки не было фото, но зная название и размеры, просто вбила их в поисковую строку Яндекса и мне выдало изображение.
Так можно поступать с любым товаром у которого пока нет фото. Но это не очень удобно.
Если товар не медикамент, а например клетка для грызунов и прочее. Обычно такие товары не стоят на полке в аптеке, но после вашего заказа вам его туда привезут. Привоз таких товаров осуществляется раз в неделю, по субботам.
Не сделали заказ до субботы, ждите еще неделю. Через неделю подвезут, после вашего заказа разумеется.
По-началу я этого не знала . Заказала клетку и жду теперь долго. Тянула, потому что думала не сегодня/ завтра фото появится , да и написано было что товар поступит с » такого-то » числа. Да, поступит, для тех кто его заказал. А кто не заказал, сами понимаете.
Теперь хожу в аптеку только забирать заказанный мною товар. Это очень удобно. Делая заказ я сама смотрю на количество таблеток, цену. Обдумываю и располагаю деньгами, а не заискиваю у фармацевта -» Есть что подешевле». Вообщем это приложение поменяло жизнь в лучшую сторону и действительно выходит дешевле.
Дополняют отзыв, заказанная клетка пришла на 2 дня раньше срока, в хорошем состоянии.
При поступлении заказа в аптеку, в приложении пришла смс, что заказ готов.
Источник: irecommend.ru