Основными направлениями стимулирования занятости путем воздействия на спрос и предложение рабочей силы, требующие создания соответствующих экономических механизмов на уровне предприятия, региона и на федеральном уровне, являются следующие:
1. Стимулирование спроса на рабочую силу. Оно подчинено потребностям и
интересам работодателя, руководствующегося главным мотивом — обеспечить
конкурентоспособность возглавляемого им предприятия для получения прибыли.
Первое и основное направление стимулирования спроса на рабочую силу —
сохранение и модернизация рабочих мест, создание новых и ликвидация
излишних или неэффективных. Эти меры осуществляются на действующих
предприятиях при поддержке местных и региональных органов власти,
содействующих привлечению необходимых средств в первую очередь в сфере
производства потребительских товаров и услуг.
Второе направление — создание рабочих мест на основе развития
предпринимательства. Особенно эффективны в этом плане малые предприятия: в
«Важно знать». О реализации Программы развития продуктвной занятости и массового предпринимательства
практике США благодаря им создаются восемь из десяти новых рабочих мест
(хотя при этом отмечается, что в это число входит определенная доля
кратковременных рабочих мест). Наряду с созданием новых предприятий
положительное влияние на стимулирование спроса на рабочую силу может
оказать и развитие внутреннего предпринимательства на действующих крупных
предприятиях в процессе их приватизации и преобразования структурных
подразделений в самостоятельные предприятия, которые, помимо их
экономической связи со своими учредителями и спонсорами, расширяют масштабы
своей деятельности за счет внешних заказов.
Третье направление — организация оплачиваемых общественных работ. Это
пришедшее из зарубежной практики понятие означает предоставление
безработным временной работы, связанной со строительством, ремонтом,
уборкой, обслуживанием на объектах, находящихся в ведении местных органов
управления. Масштабы общественных работ и их конкретные виды определяются
ситуацией на местном рынке труда и составом лиц, нуждающихся в таких
работах. Вместе с тем это направление может быть эффективным и
привлекательным для человека при наличии действительного, а не
искусственного спроса на рабочую силу для осуществления той или иной
деятельности, поскольку рабочие места создаются не только ради того, чтобы
занять трудоспособное население, но и для удовлетворения потребностей
общества в необходимых объектах, работах и услугах. Сфера применения
рассматриваемого направления может быть расширена за счет ее
распространения на предприятия (об этом свидетельствует, в частности, опыт
ФРГ). В этом случае предприятие определяет круг работ, не входящих в его
прямые обязанности, организуя для их выполнения рабочие места с
привлечением безработных и оплатой труда из средств предприятия и фонда
Как за счет государства пройти обучение и получить помощь в трудоустройстве? Содействие занятости.
Четвертое направление — создание рабочих мест для лиц с ограниченной
возможностью использования трудового потенциала. Несмотря на явно
выраженную социальную направленность, и в этом случае сохраняется первичное
характер работы при выполнении заказов на те или иные виды изделий или
услуг должны в полной мере учитывать индивидуальные ограничения физических
возможностей человека, в то же время способствуя его трудовой реабилитации.
С этой целью должна осуществляться политика поддержки предприятий,
создающих указанные рабочие места как по собственной инициативе, так и в
порядке квотирования путем освобождения их от налогов на прибыль от
реализации соответствующей части продукции.
2. Стимулирование предложения рабочей силы. Оно отражает потребности и
интересы работника, руководствующегося главным мотивом — получить работу,
устраивающую по содержанию, условиям труда и оплате.
Первое и основное направление политики стимулирования предложения рабочей
силы — содействие профессиональной подготовке и переподготовке,
ориентированной на занятость с учетом персональных интересов, а также
содействие трудоустройству (включая профориентацию и профконсультирование).
Второе направление — информационные компании и другие меры стимулирования
активных поисков работы и содействия занятости, включая самозанятость. Меры
по содействию самозанятости — льготное налогообложение и предоставление
кредита на выгодных условиях для приобретения необходимых средств
производства. К этому направлению следует отнести и скоординированную и
взвешенную миграционную политику, включающую субсидирование территориальной
подвижности и построенную с учетом ситуации на рынке труда и с задачей его
Зарубежные исследователя выделяют в настоящее время три модели политики
стимулирования занятости в промышленно развитых странах, исходя из
признания тесной связи между темпами экономического роста, занятостью и
производительностью. При сокращении темпов экономического роста занятость в
большей или меньшей степени зависит от снижения или повышения показателей
производительности труда в стране.
Первая модель, которую иногда называют американской, предполагает создание
рабочих мест с низкой производительностью для значительной части
трудоспособных граждан, которые имеют, соответственно, и низкие доходы.
Формально безработица уменьшается, но появляется обширный класс «новых
бедных» — работающей бедноты.
Вторая модель, присущая в основном Скандинавским странам, ориентируется на
обеспечение занятости практически для всей рабочей силы путем создания
рабочих мест в государственном секторе со средними, удовлетворительными
условиями труда и оплаты. Недостаток такой политики — расчет только на
государственные финансовые средства, ограничение и истощение которых
(подстегиваемое еще инфляцией) неминуемо ведет к спаду производства и
резкому сокращению рабочих мест.
Наконец, третья модель политики занятости, которую называют европейской,
основывается на сокращении числа занятых при повышении производительности
труда и, соответственно, росте доходов работающей части населения. Такая
политика требует создания дорогостоящей системы пособий для
увеличивающегося количества безработных. Самые неприятные последствия такой
политики — длительная, устойчивая безработица и непомерная ноша социальных,
экономических и финансовых издержек, связанных с ней.
Новые процессы и тенденции в экономике и сфере занятости повлияли на
изменение политики регулирования рынка труда, причем как на макроуровне,
так и на микроуровне.
На макроуровне новые подходы в политике занятости промышленно развитых
стран проявляются в повышении гибкости рынка труда, сдерживании расходов на
рабочую силу, которое, в частности, выражается и в свертывании социальных
программ на уровне государства. При этом сохраняется стимулирование
активной политики занятости путем финансирования дополнительных рабочих
мест, расширения систем обучения и переобучения. Появились проекты
реформирования систем страхования по безработице, предусматривающие
ужесточение условий выплаты пособий.
Новыми можно считать попытки усилить роль бизнеса в решении социальных
проблем и, в частности, проблем занятости. Правительства многих европейских
стран ориентируют частный сектор на более активное участие в совместном
регулировании социальных проблем, не ограничиваясь выделением средств на
Изменение внутрифирменной политики в области занятости связано со
стремительным ростом издержек на рабочую силу. Экономический спад
существенно усилил этот процесс. Конкретно политика предпринимателей и их
объединений проявляется в форме традиционного сдерживания роста заработной
платы, удлинения продолжительности рабочей недели, более широкого
использования неполной занятости, временной работы и т.д. Как реакция на
обострение кризисных явлений появились и некие новации со стороны
предпринимателей, а именно — сокращение программ социального страхования в
фирмах, включая медицинское и дополнительное пенсионное страхование. Но при
этом повышение требований к качеству рабочей силы заставляет их расширять
программы профессионального обучения, переобучения и повышения
квалификации. Своего рода компенсацию предприниматели получают, проявляя
гибкость в вопросах найма, увольнения и перемещения работников в фирмах,
применения различных режимов труда в интересах фирмы.
Смотрите также:
Торговля на бирже Ценные бумаги Формирование рынка ценных бумаг Рынок государственных ценных бумаг Биржевая торговля Фондовые биржи Биржи и биржевая торговля Торговля на рынке ФОРЕКС
Источник: bibliotekar.ru
Программы по стимулированию роста занятости примеры
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
Строка приводится в случае наличия межбюджетных трансфертов из соответствующего бюджета. При их наличии отдельными строками приводятся межбюджетные трансферты федеральному бюджету, бюджету соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации. При отсутствии указанных трансфертов строка в таблице не приводится.
6. Дополнительная информация
6.1. О структуре национального проекта
Структура национального проекта основывается на успешном пилотировании заложенных подходов в 2017 — 2018 годах в рамках реализации приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 августа 2017 г. N 9) (далее — приоритетная программа). В рамках проекта было определено, что объектом управления являются региональные программы.
С субъектами Российской Федерации, отбираемыми по утвержденным критериям, заключаются соглашения, в рамках которых субъекты Российской Федерации берут на себя обязательства по реализации региональных программ. Субъекты Российской Федерации проводят комплексный анализ приоритетных отраслей, экспортного потенциала, потенциала создания новых рабочих мест, спроса и предложения рынка труда, отбирают пилотные предприятия — образцы для реализации проекта. Предприятиям оказывается адресная поддержка по созданию программ по повышению производительности труда. К концу мая 2018 года Минэкономразвития России были заключены соглашения с 16 субъектами Российской Федерации.
В ноябре 2017 года совместно с Госкорпорацией «Росатом» в проекте были успешно запущены пилотные образцы оптимизации производственных потоков на 14 предприятиях. К концу 2018 года на 95 предприятиях ведется адресная работа по созданию образцов при поддержке экспертов Федерального центра компетенций (далее — ФЦК) и партнерских организаций.
ФЦК является носителем компетенций и лучших практик по повышению производительности труда на федеральном уровне, обобщает полученные в ходе реализации национального проекта знания, анализирует и содействует их тиражированию, проводит обучение сотрудников предприятий методам повышения производительности труда с использованием инструментов бережливого производства по всей производственной цепочке создания стоимости; содействует в создании региональных центров компетенций (далее — РЦК) для тиражирования накопленного опыта в субъектах Российской Федерации.
Одновременно реализуется ряд системных мер для повышения производительности труда:
1. Стимулирование предприятий к повышению производительности труда. Для привлечения предприятий в национальный проект разрабатывается набор мер стимулирования, включая финансовые меры (доступ к государственным мерам поддержки, предоставление льготных займов и налоговых преференций), а также набор нефинансовых мер. Данные меры разрабатываются как на федеральном, так и на региональном уровнях.
2. Снижение административно-регуляторных барьеров (издержек) для повышения производительности труда. В процессе реализации региональных программ, а также поступающих запросов от предприятий формируется список административных барьеров; проводится работа, направленная на актуализацию требований законодательства в связи с изменением технологий, включая сферу промышленной безопасности, совершенствование трудового законодательства, в том числе в целях уточнения квалификационных требований к работникам с учетом новых технологий, и ряд других.
3. Обучение управленческого звена предприятий — участников национального проекта, служб занятости населения и других организаций. Программы обучения разрабатываются с учетом потребности в навыках управления в условиях проведения масштабных организационных преобразований и создания новой культуры производительности на предприятиях — участниках национального проекта.
4. Международное взаимодействие. Определен набор приоритетных стран для взаимодействия по вопросам производительности: Япония, Германия, Франция и ряд других стран. Подписан меморандум по сотрудничеству в области производительности между министерствами Российской Федерации и Японии, начата реализация совместного плана действий, включая стажировки, диагностику на пилотных предприятиях, тренинги и обмен опытом.
5. Методологическое сопровождение. Разработка методологии расчета показателей производительности, методических рекомендаций по созданию региональных программ и другая методологическая работа в области повышения производительности труда.
6. Обеспечение развертывания национального проекта посредством участия компаний-партнеров, а также новых форматов взаимодействия бизнеса и создания новых институтов. С целью максимального охвата предприятий и передачи им компетенций в сфере производительности труда Минэкономразвития России совместно с ФЦК проводит работу по привлечению к работе с предприятиями — участниками национального проекта компаний-партнеров, обладающих компетенциями в области построения производственных систем.
8. Создание системы мер поддержки экспорта на предприятиях.
В отдельный блок выделена работа по повышению эффективности функционирования рынка труда. Мероприятия по повышению производительности труда на предприятиях, требующих изменений в квалификации и численности персонала, сопровождаются организованной работой по переобучению работников — участников региональных программ, а при необходимости — по их трудоустройству на другие предприятия. В субъектах Российской Федерации в целях комплексного решения проблем, связанных с занятостью населения, таких как: снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, создание новых рабочих мест, активизация взаимодействия работодателей, служб занятости населения (СЗН), образовательных учреждений и других участников рынка труда, проводится работа по повышению эффективности рынка труда, в том числе мероприятиями развития СЗН. Данные меры ориентированы на повышение качества и доступности услуг по трудоустройству и включают: стандартизацию работы СЗН, обучение сотрудников, внедрение активного подхода к трудоустройству граждан и взаимодействию с работодателями, организацию временной занятости в период технологической модернизации, повышение квалификации и переобучение работников, оптимизацию управления системой занятости на региональном и межрегиональном уровнях, организацию оказания услуг, в том числе в электронном виде.
Указанные подходы, отработанные в рамках приоритетной программы, сохраняются в структуре национального проекта:
федеральный проект «Системные меры по повышению производительности труда», охватывающий мероприятия по созданию условий для роста производительности труда и вовлечению предприятий;
федеральный проект «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях», включающий работу экспертов ФЦК на предприятиях, создание РЦК, а также сбор и распространение лучших практик посредством цифровой платформы;
федеральный проект «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда», направленный на решение задачи повышения эффективности рынка труда для повышения производительности труда, в том числе через стандартизацию работы и обновления бизнес-процессов в СЗН.
6.2 Понятие производительности труда
Производительность труда является ключевым индикатором экономического развития и конкурентоспособности страны, а также детерминантом уровня жизни населения. Рост производительности труда является одной из основных национальных целей до 2024 года.
В рамках национального проекта производительность труда рассматривается как добавленная стоимость на занятого . Данный подход соответствует международной практике и согласуется с рекомендациями Системы Национальных Счетов 2008. Источником данных для расчета является бухгалтерская и налоговая отчетность компаний, применяются подходы для анализа больших массивов первичных данных.
Производительность труда = Добавленная стоимость/Количество занятых.
В рамках национального проекта показатель роста производительности труда является основным для оценки результатов всего проекта в целом, а также применяется как целевой индикатор для принятия решений в рамках задач стимулирования роста производительности труда как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
6.3 Критерии отбора предприятий для участия
в национальном проекте
Участниками могут стать юридические лица, являющиеся коммерческими организациями и соответствующие следующим критериям:
— Принадлежность к 5 базовым несырьевым отраслям (обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство),
— Объем годовой выручки от 400 млн. руб. до 30 млрд. руб.,
— Применение общего налогового режима или плательщики единого сельскохозяйственного налога,
— Доля участия налоговых резидентов иностранных государств в уставном (складочном) капитале юридического лица не превышает 25%,
— Принадлежность к региону — участнику национального проекта (юридическая регистрация предприятия на территории субъекта Российской Федерации).
6.4 Задачи и результаты национального проекта
6.4.1. Федеральный проект «Системные меры по повышению
В рамках данного федерального проекта решается задача по созданию условий для опережающего роста производительности труда. Проект включает 8 направлений:
1. Стимулирование предприятий к повышению производительности труда. В целях вовлечения предприятий в национальный проект будет расширяться и дорабатываться набор мер стимулирования, включая финансовые меры (повышение производительности труда как условие доступа к мерам государственной поддержки, льготным займам, налоговым преференциям), а также набор мер нефинансового стимулирования. Данные меры создают мотивацию для предприятий участвовать в разработке и реализации программ по повышению производительности труда на предприятиях; дополнительно формируют условия для создания национального движения по повышению производительности труда.
2. Снижение административно-регуляторных барьеров (издержек) для повышения производительности труда. Ведется работа по дополнению списка барьеров, сформированного в рамках работы над приоритетной программой; основными нововведениями являются: создание системы сбора обратной связи от предприятий и субъектов Российской Федерации по всем каналам, быстрое устранение неэффективных мер, поддержка эффективных нововведений.
3. Обучение управленческого звена предприятий — участников национального проекта, служб занятости населения и других организаций. Создание образовательных стандартов для обучения инструментам повышения производительности труда во всех образовательных звеньях. Программы обучения разрабатываются с учетом потребности создания новых компетенций и навыков управления в условиях проведения масштабных организационных преобразований и создания движения по повышению производительности.
4. Международное взаимодействие. Содействие обмену опытом и взаимовыгодной работе в рамках повышения производительности труда с основными странами-партнерами; основная задача — переход к практическому внедрению лучших методик и выход на новые совместные проекты.
5. Методологическое сопровождение. Разработка методологии расчета показателей производительности труда; разработка методических рекомендаций по созданию региональных программ и другая методологическая работа в области повышения производительности труда.
6. Развитие экспортного потенциала предприятий. Тиражирование программы «Экспортный акселератор» по поддержке развития экспортного потенциала предприятий — участников национального проекта в части выхода на новые экспортные рынки.
7. Участие в пилотных проектах по цифровой трансформации. Определение потребности и возможности внедрения инструментов автоматизации и использования цифровых технологий.
8. Работа с крупными государственными компаниями, компаниями с государственным участием.
6.4.2. Федеральный проект «Адресная поддержка повышения
производительности труда на предприятиях»
Для совершенствования бизнес-моделей предприятий и внедрения изменений, касающихся, в том числе управления, производства, логистики, сбыта, предприятиям предоставляются эксперты, для организации работы которых создан АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» (далее — ФЦК), а также сеть региональных центров компетенций (далее — РЦК). ФЦК и РЦК распространяют лучшие практики по повышению производительности труда.
ФЦК накапливает знания (международные практики, лучшие практики по субъектам Российской Федерации, данные предприятий для сопоставления, бенчмарки и др.), разрабатывает и тиражирует методики в области повышения производительности труда на предприятиях, сопровождает подбор и обучение персонала РЦК, организует стажировки, осуществляет оценку знаний и навыков сотрудников РЦК для их дальнейшей самостоятельной реализации программ в субъектах Российской Федерации, осуществляет обучение сотрудников предприятий и РЦК методам повышения производительности труда с использованием инструментов бережливого производства по всей производственной цепочке создания стоимости, в том числе путем онлайн-обучения и проведения вебинаров, создает типовые коробочные решения для самостоятельного применения инструментов повышения производительности труда предприятиями разных отраслей, в том числе не являющимися участниками национального проекта, создает и поддерживает ИТ-платформу для распространения знаний и лучших практик, онлайн-обучения, осуществляет экспресс-диагностику производительности труда, доступ к мерам поддержки, поддерживает переориентацию каждого предприятия и каждого работника на непрерывное улучшение, повышение компетенций и общей культуры производительности, внедряет соревновательные практики по повышению производительности труда, организовывает образовательные программы, конференции и др.
Основная задача экспертов ФЦК на одном предприятии — создать производственный поток-образец (с высокими показателями эффективности) и сформировать команду из сотрудников предприятия для внедрения изменений и последующей самостоятельной работы.
Субъект Российской Федерации может претендовать на грантовую поддержку из федерального бюджета, направленную на создание и обеспечение деятельности РЦК, а также на привлечение к реализации мероприятий по повышению производительности труда консультантов.
6.4.3. Федеральный проект «Поддержка занятости
и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста
Реализация комплекса мер по повышению производительности труда в субъектах Российской Федерации — участниках проекта сопровождается мероприятиями, направленными на поддержание текущего уровня занятости работников предприятий — участников реализации проекта.
1. Предусмотрено создание системы обучения и переподготовки работников, участвующих в программах повышения производительности труда на предприятиях. Работники предприятий — участников проекта пройдут обучение, отвечающее потребностям работодателей — участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда. В рамках мероприятий по обучению планируется:
— определение категорий работников, которым требуется обучение;
— отбор обучающих программ, которые соответствуют целям мероприятий по повышению производительности труда,
— обеспечение контроля над реализацией мероприятий по обучению;
— анализ опыта обучения, обобщение лучших практик;
— контроль трудоустройства и при необходимости содействие трудоустройству работников — участников национального проекта.
2. Планируются мероприятия по повышению эффективности работы системы занятости. Они направлены на обновление и стандартизацию процессов службы занятости населения (СЗН) в целях решения проблем занятости и снижения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, активизации взаимодействия между работодателями, органами СЗН, образовательными учреждениями и другими участниками рынка труда. Предполагается создание органов СЗН нового типа, оперативно и проактивно действующих в отношении возможных рисков безработицы и неэффективной занятости. Подходы будут проработаны в ходе реализации пилотных проектов в отдельных СЗН и масштабированы. В рамках федерального проекта предполагается:
— изучение и анализ текущей ситуации, выявление зон риска и неэффективной работы;
— анализ и разработка стратегии по улучшению работы СЗН, формирование типовых решений с учетом региональной специфики, уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
— создание единых требований к органам СЗН нового типа;
— оптимизация процессов органов СЗН, выстраивание их в соответствии с едиными требованиями, развитие и мотивация кадрового состава СЗН и другие мероприятия развития.
Ожидаемые результаты указанных мероприятий включают:
— повышение качества предоставления услуг в сфере занятости населения гражданам (в том числе испытывающим трудности в поиске работы) и работодателям;
— создание модельных органов СЗН в субъектах Российской Федерации;
— тиражирование внедрения лучших практик (сопровождаемое контролем качества соответствующего внедрения);
повышение качества управления системой органов СЗН.
к паспорту национального проекта
и поддержка занятости»
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ)
«ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ПОДДЕРЖКА ЗАНЯТОСТИ»
Источник: legalacts.ru
Государственная политика в области занятости населения
Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:
- стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
- организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
- развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
- содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
- государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;
- содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
- создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
- организация общественных работ.
Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:
- обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
- бесплатное медицинское обслуживание.
В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.
Государственная политика в области занятости в России
Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.
Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.
На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:
- Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.
- Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.
- Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.
На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.
Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.
На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.
Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:
- развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
- совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);
- обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
- целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;
- повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
- поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;
- организация общественных и временных работ.
Местный уровень
На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.
Государственная политика занятости населения в России
Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.
В Конституции Российской Федерации записано, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» (ст.37, п.3).
В 1991 г. был принят закон «О занятости населения в Российской Федерации», который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.
- бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;
- компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;
- выплату пособия по безработице;
- возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.
Борьба с безработицей — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.
Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия.
Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.
С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в «ловушке безработицы». Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.
Источник: www.grandars.ru