Чулакова, М. С. Государственные проекты «Содействие занятости» и «Социальный контракт» как эффективные меры по борьбе с безработицей в России / М. С. Чулакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84545/ (дата обращения: 28.12.2022).
Актуальным вопросом во внутренних делах Российской Федерации всегда являлся вопрос трудовой занятости населения и его имущественным положением. Кроме того, 27 сентября 2021 года на совещании с Правительством РФ Президент РФ В. В. Путин заявил следующее: «Главными врагами России являются бедность, проблемы в образовании, здравоохранении и инфраструктуре» [7]. А где бедность, то рядом следует бок о бок и безработица.
17 марта 2020 года было вынесено распоряжение губернатора Омской области № 19-р «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области», в связи, с чем с 1 апреля 2020 года и по моменту написания настоящей статьей действует режим повышенной готовности и самоизоляции для жителей Омской области, что внесло значительное влияние на работников и работодателей, на весь рынок труда в целом.
Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов
В 2021 году Федеральная служба по труду и занятости населения (Роструд) начал реализацию федеральной программы «Содействие граждан» в рамках национального проекта «Демография», кроме того, в 2021 году все регионы Российской Федерации получили федеральное финансирование государственный программы «Социальный контракт».
По определению Международной организации труда — безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней [2, c. 43]. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Добровольная безработица предполагает осознанное нежелание человека заниматься социально значимым трудом. Вынужденная безработица имеет место тогда, когда совокупное предложение труда работников, желающих работать, превышает спрос на него.
Анализ динамики показателей регистрируемого рынка труда Омской области в январе — декабре 2020 года свидетельствует о том, что ситуация на рынке труда Омской области в связи с распространением коронавирусной инфекции и введением ограничительных мероприятий (карантина) претерпела существенные изменения по сравнению с показателями прошлого года. Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске работы в казенные учреждения Омской области — центры занятости населения (далее — центры занятости) в течение января — декабря 2020 года на 72,8 % выше значения показателя за аналогичный отчетный период 2019 года, и составляет 76 454 чел., из которых граждане в возрасте от 18 до 29 лет составило 32132 человека (в 2019 году — 24 016 чел.) [5]. Из числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы были признаны безработными 70,2 % граждан (57 123 чел.), в 2019 году доля признанных безработными составила 39,5 % (17 420 чел.). В январе — декабре 2021 года с регистрационного учета в казенных учреждениях службы занятости населения Омской области снято 31,2 тыс. чел., в том числе 16,2 тыс. безработных граждан.
Программа Паспортный стол | Справочники программы и работа в них.
В 2021 году численность безработных стала меньше почти на 29 тыс. человек. В мае текущего года уровень безработицы снизился по сравнению с пиковым периодом, который пришелся на сентябрь 2020 года, с 5,7 % до 2,8 %. Количество зарегистрированных в центрах занятости региона безработных снизилось с 57,1 тыс. человек до 28,3 тыс. человек. С начала 2021 года при содействии центров занятости трудоустроено 15,6 тыс. омичей. Сегодня в банке вакансий свыше 37 тыс. предложений от работодателей региона.
Как косвенно, так и прямо, на вышеуказанные статистические данные о снижении безработицы повлияли и федеральные проекты. Так в рамках национального проекта «Демография» получил реализацию федеральный проект «Содействие занятости».
С 2021 года граждане, ищущие работу, смогут воспользоваться возможностями нацпроекта и пройти обучение по программам, актуальным для дальнейшего трудоустройства.
Также переобучение будет доступно для граждан, которые находятся под риском увольнения. При переобучении большое внимание будет уделяться потребностям работодателя, чтобы выпускники образовательных программ впоследствии были востребованы на рынке труда. После обучения безработные получат помощь в трудоустройстве, а те, кто находился под риском увольнения, сохранят свое рабочее место благодаря новым навыкам.
Обучение граждан производится как очно, так и в дистанционной форме. Так, для Омской области представлено более 70 программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, при которых граждане совершенно бесплатно могут овладеть такими профессиями как «бухгалтер», «1С: Предприятие», «Парикмахерское дело», «Охрана труда», «Предпринимательство», «Директор по персоналу», «Менеджмент в организациях» и прочие.
Так, к примеру курс профессиональной подготовки «бухгалтер организации» в Омской филиале РАНХиГС проходит более 250 часов, при которых «курсанты» получают не только теоретические и практические знания и навыки по ведению бухгалтерского учета организаций, но и осваивают работу в программном обеспечении «1С:Бухгалтерия» [8]. По окончанию обучения, успешно сдавшие итоговую аттестацию слушатели курсов получают свидетельство о переподготовке или о повышении квалификации.
Порядок получения услуги максимально облегчен и подается в электронной форме через портал «Работа России» с обязательным входом через аккаунт «Госуслуги». Граждане записываются на обучение, обратившись (предварительно и после подачи заявления) в Центры занятости населения, где получают справку об обращении на получение государственной услуги постановки на учет в качестве безработного или на поиск работы, и даже будучи трудоустроенными — могут пройти обучение, совершив вышеуказанную процедуру. В настоящее время проект набирает обороты и его влиянии на безработицу можно будет говорить по итогам этого года. Но стоит отметить, что указанная программа занимается превенцией безработицы, так как работающие и занятые граждане, пройдя указанные курсы, получают компетенцию, которая позволяет им сохранить рабочее место.
Также в настоящее время имеется Правительственная программа «Социальный контракт». Социальный контракт — это соглашение между государством и семьей (гражданином), по которому соцзащита предоставит социальную помощь. При этом вторая сторона берет на себя обязательство выполнить определенные действия для повышения уровня благосостояния семьи.
Социальный контракт может заключать нуждающаяся категория жителей региона, которая имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума и для трудоспособного населения в Омской области составляет 11 342 руб. в месяц [7]. С 2021 года направлениями социального контракта стали: поиск работы; индивидуальная предпринимательская деятельность; ведение личного подсобного хозяйства; приобретение товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов и др.
В части стимулирования трудоустройства и занятости граждан «Социальный контракт» на поиск работы прямым образом влияет на трудоустройство. Так, согласно программе, гражданин, заключивший контракт получает 44000 рублей, первоначально 11000 рублей в месяц заключения социального контракта и оставшиеся 33000рублей — по 11000 рублей в течении 3 месяцев с момента трудоустройства и предоставлении сведений о нем в Министерство труда и социального развития субъекта РФ.
Кроме того, граждане могут получить единовременную субсидию в размере 250 000 рублей на одного гражданина (индивидуального предпринимателя или самозанятого гражданина) для ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест. Также программа предусматривает субсидию на ведение личного подсобного хозяйства. Органы Денежная выплата выплачивается единовременно и определяется в размере фактической потребности денежных средств в объеме, требуемом для реализации программы социальной адаптации в целях развития личного подсобного хозяйства, но не более 100 000 рублей. Таким образом, из программы социального контракта мы видим очевидную меру помощи и прямого стимулирования государством к занятости и предпринимательской деятельности граждан. Согласно сведениям Министерства труда и социального развития в Омской области по состоянию на 1 августа 2021 года заключение 5897 социальных контрактов [6].
Таким образом, в настоящее время Российской Федерацией комплексно проводится работа по снижению уровня безработицы населения, путем прямого финансового стимулирования безработных граждан к трудоустройству или открытию своего собственного дела на пользу общества и экономики страны. Кроме того, только в 2021 году указанные меры стали действовать и финансироваться государством на всей территории страны, поэтому об их эффективности можно будет судить в 2022 году, но стоит отметить, что в текущее время можно увидеть положительное влияние на динамику сдерживания и снижения уровня безработицы указанными мерами.
- Поршнев А. Г., Денисов Б. А. Политическая экономия и история экономических учений. М., 2011. — 462 с.
- Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика. М., 2016. — 527 с.
- Ю. М. Остапенко. Экономика труда: Учебное пособие. М.: ИНФРА – М. 2014. — 121 с.
- Официальный сайт Службы занятости Омской области — URL: www. omskzan.ru
- Официальный сайт Федеральной службы государственной службы статистики Омской области — URL: www.omsk.gks.ru
- Официальный сайт Министерства труда и социального развития Омской области — URL: www.omskmintrud.ru
- Постановление Правительства Омской области от 10 февраля 2021 года № 21-п / «Российская газета» -URL: www.rg.ru
- Официальный сайт государственного портала «РАБОТА РОССИИ» — https://trudvsem.ru (дата обращения 25.09.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): Омская область, гражданин, поиск работы, социальный контракт, личное подсобное хозяйство, Российская Федерация, национальный проект, повышение квалификации, рабочее место, Центр занятости населения.
Источник: moluch.ru
Государственная политика в области занятости населения
Регулирование занятости и государственная политика в этой области
Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.
Большую роль в обеспечении занятости играет государство.
- программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
- программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
- программы содействия найму рабочей силы.
- правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице
- обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
- создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:
- активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
- пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.
Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:
- стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
- организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
- развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
- содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
- государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;
- содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
- создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
- организация общественных работ.
Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:
- обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
- бесплатное медицинское обслуживание.
В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.
Государственная политика в области занятости в России
Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.
Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.
На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:
- Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.
- Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.
- Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.
На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.
Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.
На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.
Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:
- развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
- совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);
- обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
- целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;
- повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
- поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;
- организация общественных и временных работ.
Местный уровень
На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.
Государственная политика занятости населения в России
Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.
В Конституции Российской Федерации записано, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» (ст.37, п.3).
В 1991 г. был принят закон «О занятости населения в Российской Федерации», который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.
- бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;
- компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;
- выплату пособия по безработице;
- возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.
Борьба с безработицей — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.
Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия.
Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.
С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в «ловушке безработицы». Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.
Источник: www.grandars.ru
Повышение производительности труда и поддержки занятости
Национальная программа
Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил в октябре 2017 года паспорт приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержки занятости».
Основная цель программы (сроки и бюджет)
- Задача – реализовать региональные программы повышения производительности труда и поддержки занятости в субъектах Российской Федерации, которые позволят повысить производительность труда на предприятиях-участниках не менее чем на 30% [1] .
- Срок реализации программы – с сентября 2017 года по декабрь 2025 года.
- Бюджет программы — 90,346 млрд. руб.
- В 2018 году такие программы будут реализованы в 15 субъектах Федерации на 150 предприятиях, к 2025 году – в 85 субъектах Федерации на 850 предприятиях.
В рамках приоритетной программы предстоит разработать и реализовать региональные программы повышения производительности труда и поддержки занятости, которые должны включать поддержку программ повышения производительности труда на предприятиях, развитие институтов содействия занятости населения и реализацию активных программ по обучению и трудоустройству работников предприятий-участников.
Программа включает в себя организационную и финансовую поддержку реализации мероприятий по повышению производительности труда на предприятиях-участниках региональных программ, направленных, в числе прочего, на содействие в технологическом развитии, трансфере технологий, тиражировании лучших практик по организации производственных процессов и труда, в том числе на базе «модельных фабрик» и компаний-лауреатов соревнований по производительности, реализации конкурсных практик по повышению производительности труда и другие.
Также предстоит сформировать и реализовать пакеты мер по снижению административных барьеров и стимулированию роста производительности труда, сформировать и апробировать портфель типовых решений и мер для самостоятельного и экономичного повышения производительности труда и провести обучение управленческих команд регионов и менеджмента пилотных предприятий.
Кроме того, предстоит создать федеральный и региональные центры компетенций в области производительности труда, которые будут помогать разрабатывать эффективные стратегии поддержки производительности труда, внедрять организационные инновации в производственные и управленческие процессы.
Центр компетенций в сфере производительности труда планируется создать на базе Внешэкономбанка, об этом сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании президиума Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам: «Предлагается создать центр компетенций в сфере производительности труда на базе Внешэкономбанка, который будет единым окном доступа компаний к имеющимся мерам государственной поддержки».
Что планируется сделать и ожидаемые результаты программы
1. К 2025 году во всех субъектах Российской Федерации успешно реализуются региональные программы повышения производительности труда и поддержки занятости (далее — региональные программы). В рамках региональных программ разработан и реализован комплекс мер по повышению производительности труда на не менее чем 850 предприятиях (на первом этапе — на предприятиях обрабатывающей промышленности), включающий, в том числе:
- проведение комплексного аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятий на предмет определения резервов роста производительности труда и формирования набора мероприятий, направленных на обеспечение такого роста;
- повышение эффективности производственных систем;
- увеличение производственной и инновационной активности;
- развитие механизмов трансфера технологий;
- развитие цифровизации;
- участие в мероприятиях и инструментах поддержки, реализуемых по линии государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных институтов развития (федеральных и региональных).
Одновременно с реализацией комплекса мер по повышению производительности труда — в связи с тем, что рост производительности труда часто требует совершенствования системы управления персоналом — в регионах-участниках приоритетной программы проведен аудит текущей системы занятости, в том числе с акцентом на специфические особенности отраслей регионов. По результатам аудита разработан и реализован ряд мер по повышению эффективности системы занятости, направленных на комплексное решение проблем занятости в регионе, включая вопросы снижения дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, создания новых рабочих мест, активизации взаимодействия работодателей, служб занятости, образовательных учреждений и других участников рынка труда.
В рамках реализации приоритетной программы к концу 2020 года более 4 000 руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, служб занятости и предприятий прошли обучение по повышению управленческих квалификаций в рамках реализации региональных программ.
2. К 2020 году сформирована национальная политика по повышению конкурентоспособности предприятий за счет внедрения лучших практик и методик по повышению производительности труда, формирования мер стимулирования производительности и инноваций, повышения качества управления.
К 2025 году сформирован, апробирован и тиражируется портфель типовых решений, содержащий доступные и реализуемые для широкого круга предприятий меры для самостоятельного и экономичного повышения производительности труда. Портфель вышеназванных решений формируется и совершенствуется в ходе реализации мероприятий региональных программ по повышению производительности труда совместно с региональными центрами компетенций, которые эффективно функционируют в регионах.
3. В 2018 году, с потенциалом дальнейшего развития, создана ИТ-платформа управленческой и технологической компетенции (далее — ИТ-платформа), обеспечивающая возможность взаимодействия территориально распределенных участников в части доступа к:
- единой, регулярно обновляемой базе знаний;
- информационным материалам по тематике повышения производительности труда;
- базе данных для сопоставления показателей производительности труда (бенчмаркинга), где предприятия могут получить рейтинг по производительности;
- электронной торговой площадке «Маркетплейс», где предприятия могут подобрать подходящую компанию-провайдера экспертной и консультационной поддержки или образовательных услуг;
- «единому окну» мер поддержки, где предприятия получают информацию о доступных им мерах государственной поддержки и помощь в ее получении, включая калькулятор мер поддержки, и единый колл-центр для содействия в подготовке заявки.
ИТ-платформа начнет свое полноценное функционирование к концу 2020 года.
4. Реализован комплекс мероприятий по снижению административных барьеров и стимулированию производительности труда, а также повышению гибкости рынка труда.
- Первый пакет мер ориентирован на пересмотр законодательства в целях стимулирования модернизации производства и повышения производительности труда, включая стимулирующие меры налогового и неналогового характера.
- Второй пакет мер направлен на актуализацию требований законодательства в связи с изменением технологий, в том числе в сфере промышленной безопасности.
- Третий пакет мер направлен на совершенствование трудового законодательства, в том числе в целях уточнения квалификационных требований к работникам с учетом новых технологий, повышения минимальной оплаты труда, оптимизации требований ведения кадрового делопроизводства.
5. Проведена инвентаризация и сформирован перечень мер государственной поддержки, направленных на повышение производительности труда и реализуемых по линии государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных институтов развития (федеральных и региональных). Условие о необходимости повышения производительности труда включено в качестве одного из критериев для получения мер государственной поддержки. Разработаны механизмы содействия доступу к мерам государственной поддержки для предприятий, реализующих программы повышения производительности труда, включая упрощенную заявку на получение мер государственной поддержки и др.
Реализация приоритетной программы позволит повысить конкурентоспособность предприятий за счёт внедрения лучших практик и методик по повышению производительности труда.
Хроника
2021
Правительство выделяет 3 млрд рублей на цифровую экосистему повышения производительности труда на предприятиях
8 сентября 2021 года стало известно о том, что Правительство РФ выделяет более 3 млрд рублей на цифровую экосистему повышения производительности труда на предприятиях. Эти средства из федерального бюджета будут направлены до конца 2024 года. При этом общие инвестиции в проект будут выше.
Правительство инвестирует 3 млрд рублей на цифровую экосистему увеличения производительности труда на предприятиях
По словам Костина, в 2021 году участниками проекта по развитию цифровой экосистемы смогут стать около 100 предприятий. На их базе пройдет фаза диагностики экосистемы, оценка комплексности существующих решений. К 8 сентября 2021 года проходят корпоративные процедуры по созданию оператора, учредителями которого выступили Федеральный центр компетенций и госкорпорация «Ростех».
Представитель Минэкономразвития РФ отметил, что новая цифровая экосистема позволит приступить к изменениям без рискованных экспериментов на реальном производстве. Кроме того, предприятия получат доступ к широкому кругу отечественных цифровых решений, доработанных для типовых бизнес-ситуаций, связанных с повышением выручки, снижением издержек и управлением загрузкой производственного оборудования и персонала. Всего к 2024 году услугами экосистемы смогут воспользоваться не менее 5 тыс. предприятий. [2]
Создание цифровой экосистемы повышения производительности труда на предприятиях
19 июля 2021 года стало известно о предстоящем запуске в России цифровой экосистемы повышения производительности труда на предприятиях. Она должна заработать осенью 2021 года, сначала к ней подключатся 100 компаний, которые после диагностики производств и оценки цифровой зрелости получат адресные рекомендации по повышению производительности.
Совещание по этому проекту было проведено первым вице-премьером Андреем Белоусовым в июле 2021 года, пишет «Коммерсантъ». Предполагается, что участники экосистемы смогут создавать «цифрового двойника» предприятия, чтобы выявить уязвимые места и оценить перспективы изменений без рискованных экспериментов на реальном производстве.
Правительство РФ разрабатывает цифровую экосистему повышения производительности труда на предприятиях
Если предприятие не подходит под критерии, то оно сможет войти в экосистему и использовать ее цифровые сервисы за свой счет, рассказал Белоусов. Де-факто платные сервисы позволят системе выйти на самоокупаемость (поручение сформировать план до 2024 года уже дано). До 2024 года на создание и эксплуатацию экосистемы предусмотрено 3,2 млрд рублей. Также правительство утвердит субсидии ее оператору — АНО «Цифровые технологии производительности».
По словам первого замглавы Минэкономики Андрея Иванова, задача цифровой экосистемы — работа с данными каждого отдельного предприятия для трансформации модели управления, повышения рентабельности и гибкости бизнеса в условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынка.
Он подчеркнул, что внедрять прорывные технологии для реального роста в одиночку невозможно из-за потребности в огромных инвестициях. [3]
Примечания
- ↑Утверждён паспорт приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержки занятости»
- ↑Свыше 3 млрд рублей направят на цифровое развитие производительности труда
- ↑Экосистема бизнес-советов Белый дом готовится к оцифровке борьбы за производительность труда
Источник: www.tadviser.ru
Разработка рекомендаций по совершенствованию политики занятости в Российской Федерации
Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы.
Политика государства по стимулированию роста занятости по увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
- 2. Стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
- 3. Расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;
- 4. Разрешение трудовой эмиграции;
- 5. Активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.
В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности.
В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости.
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
- — улучшения информационного обеспечения рынка труда, во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда), они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
- — устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы, для этого необходимо, прежде всего:
- а) создание развитого рынка жилья;
- б) увеличение масштабов жилищного строительства;
- в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
- — создание условий для роста спроса на товары, так как спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Способами увеличения спроса являются:
- а) Стимулирование роста экспорта — это может привести к росту объемов производства и, соответственно, занятости на них.
- б) Поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам — в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу.
А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
- — создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
- — реализация программ поддержки молодых работников.
Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
- 1. Экономическое стимулирование молодежной занятости;
- 2. Создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
- 3. Создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.
Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:
- 1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
- 2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
- 3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
- 4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
- 5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели
- — профсоюзы — государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
- 6. Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций.
В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект.
Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
7. Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, хотя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.
Источник: vuzlit.com