Свободное владение родным русским языком — стратегическая цель курса, достижение которой определяется успешным решением задач, связанных с реализацией специальных целей (формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, а также общепредметных задач: воспитание учащихся, развитие их логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, формирование общеучебных умений — работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и др.).
Изучение курса русского языка по параллельным комплексам. Учебный комплекс под редакцией Бабайцевой В.А.
Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. — 6 ч/нед, в 7 кл. — 4 ч/нед, в 8 кл. — 3 ч/нед, в 9 кл. — 2 ч/нед. Используется примерно в 20% школ.
Цель курса — изучение русского языка и обучение связной речи. Основные задачи: изучение основ науки о языке, развитие речи учащихся, формирование орфографических и пунктуационных навыков. Внесены некоторые изменения в понятийно-терминологическую систему (например, введен термин «морфемика»), что обусловлено усилением практической направленности обучения русского языка. В основе программы и учебного комплекса — концентрический принцип подачи материала.
ФГОС-2022 (русский язык и литература)
Изучение курса русского языка по параллельным комплексам. Учебный комплекс под редакцией Разумовской М.М.
Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. — 6 ч/нед, в 7 кл. — 4 ч/нед, в 8 кл. — 3 ч/нед, в 9 кл. — 2 ч/нед. Используется примерно в 3% школ.
Программа по русскому языку для средней школы. Под ред. Панова М.В.
Предназначена для школ и классов с углубленным изучением русского языка, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Используется примерно в 3% школ. Изучение русского языка строится на основе системного подхода.
Основные этапы в истории создания программ.
Стабильные учебники по русскому языку начали создаваться после Постановления ЦК ВКП (б) от 13 февраля 1933 г. «Об учебниках для начальной и средней школы». До этого времени согласно теории «отмирания учебника» в школьной практике широко применялись пособия, не содержащие систематического изложения теоретических сведений. Это так называемые подвижные, «рассыпные» учебники, составлявшиеся из отдельных заданий, «тетрадей», брошюр, выпусков и т.п. Само слово «учебник» было в то время заменено названием «рабочая книга».
После указанного постановления начиная с 1933 г. были созданы следующие стабильные учебники:
• Шапиро А.Б. Грамматика. — Ч. I и II. Учебник выдержал 11 изданий и выходил с 1933 по 1936 г.
• Бархударов С.Г., Досычева Е.И. Грамматика русского языка. — Ч. I и П. С 1944 г. учебник выходил под редакцией академика Л.В.Щербы (без указания авторов). Книга выдержала 14 изданий и издавалась с 1938 по 1952г.
• Бархударов С.Г., Крючков С.Е. Учебник русского языка. — Ч. I и II.
Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline
Учебник издавался с 1954 г. и действовал: I часть — до 1969 г., II часть-до 1970г.
Начиная с 1970 г. школьный курс русского языка представлен в следующих учебниках для V-IX классов:
• Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Русский язык. 5 класс / Науч. редактор Н.М.Шанский. (а также 6 и 7)
• Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 8 класс.
• Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 9 класс.
В настоящее время наряду с названными в общеобразовательной школе используются еще два учебных комплекта, рекомендованные Министерством образования РФ.
1. Разумовская М.М., Львова С.И., Богданова Г.А., Капинос В.И. и др. Русский язык. С 5 по 8 класс / Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.
2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 классы.
Русский язык: Практика. 5 класс: Сборник задач и упражнений / Сост. А.Ю.Купалова; Науч. редактор В.В. Бабайцева.
Русский язык: Практика. 6-7 классы: Сборник задач и упражнений / Сост. Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова; Науч. редактор В.В.Бабайцева.
Русский язык: Практика. 8-9 классы: Сборник задач и упражнений / Сост. Ю.С.Пичугов; Науч. редактор. В. В. Бабайцева.
Никитина Е.И. Русская речь. 5-7 классы и 8-9 классы / Науч. редактор В.В. Бабайцева.
В старших классах (X-XI) для обобщения и повторения учебного материала рекомендуются учебники:
• Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.
• Греков В.Ф., Чешко Л.А. Пособие по русскому языку в старших классах.
Создаются и используются в школьной практике учебные пособия, предназначенные для углубленного изучения русского языка и самообразования. Например:
• Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-11 классы. Для учебных заведений с углубленным изучением русского языка.
• Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы. Для вечерних школ и самообразования.
КАК ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ
Школьный учебник — это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предназначенная для достижения учебных целей. Основными функциями учебника являются: информационная, трансформационная, систематизирующая и воспитательная.
В учебнике даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни (воспитательная функция).
Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты: теоретические сведения о языке в виде текстов и внетекстовые компоненты; аппарат организации работы (вопросы, задания); иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т.п.).
Аппарат организации работы включает прежде всего те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями языка, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков.
Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т.п.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев восполняет материал, отсутствующий в тексте.
Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т.п.
Учебник предназначен и для учащихся, и для учителя. Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Анализ рабочей программы по русскому языку Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.
календарно-тематическое планирование по русскому языку
Знакомство с данной презентацией поможет понять стуктуру и специфику рабочей программы под ред. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.
Скачать:
![]() |
2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа по р усскому языку Под редакцией Т. А. Ладыженской , М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.
Пояснительная записка, ее компоненты Содержание обучения. Структура школьного курса русского языка в 5-9 классах Анализ структуры языковой части школьного курса Анализ структуры речевой части Общая характеристика результатов обучения Тематическое планирование по русскому языку в рабочих программах: схема и структура.
Пояснительная записка, ее компоненты Цели и задачи: воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе; овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Подход к освоению предмета: Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода , который обеспечивает формирование и развитие коммуникатив -ной , языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения . Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной куль туры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Особенности структуры программы: Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 8—9 классах.
Принципы отбора информации: Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. Разделы, рубрики: В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах, сведения по стилистике и речеведению — в 5, 6 и 9 классах.
2. Содержание обучения. Структура школьного курса русского языка в 5-9 классах Содержание В школе изучается современный русский литературный язык , поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Программа содержит: Отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики ,лексики и фразеологии, морфемики и словообразования и др. Сведения о графике, орфографии и пунктуации ;перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил
Структура Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности ,а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей учащихся. В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке , раскрывающие роль и значение русского языка .
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. В программе специально выделены часы на развитие связной речи. В конце программы каждого класса в специальном разделе перечислены основные умения т навыки ,которые формируются в процессе изучения сведений о русском языке.
3. Анализ структуры языковой части школьного курса Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
4. Анализ структуры речевой части Выделены часы на развитие связной речи – 1/5 всего учебного времени для данного класса. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
Развитие речи учащихся предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования , чтения и письма) и осуществляется в трех направлениях, составляющих единое целое: 1-овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения предложений в соответствии их стилевой принадлежности. 2- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
3 — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для всех этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.).
5. Общая характеристика результатов обучения по классам ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; • овладение приёмами отбора и систематизации мате риала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; и другие.
2 ) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Требования к знаниям и умениям в программе Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1 ) знания полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3 ) речевые умения.
Знания полученных сведений о языке
Орфографические и пунктуационные навыки
Источник: nsportal.ru
Сопоставительный анализ программ по русскому языку
Сопоставительный анализ программ по русскому языку
Приступая к аналитическому обзору программ по русскому языку последних лет, прежде всего хотелось бы отметить, что приоритет курса русского языка в начальной школе: показать ученику младших классов особенности родного языка, привить к нему интерес и любовь.
В процессе обучения должны сформироваться навыки грамотного письма, устная и письменная речь.
Предлагаемый анализ направлен на рассмотрение следующих аспектов программ по русскому языку:
- выявить в пояснительной записке программы установки на обучение младших школьников речевому этикету и указания относительно средств и приемов осуществления этой работы;
- выяснить, есть ли в учебнике (букваре, азбуке, учебнике русского языка) учебный материал (иллюстрированный или текстовой) и специальные задания, направленные на развитие у младших школьников умений речевого этикета;
- обобщить полученные данные, сделать выводы: назвать достоинства и недостатки каждого учебно-методического комплекта с позиций его возможностей для организации обучения младших школьников речевому этикету.
Ведущая идея настоящего курса — изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности.
В процессе выполнения упражнений учебника школьники знакомятся с некоторыми правилами этикета. Например, участвуя в дискуссии при выполнении проекта «Ты и вежливое Вы»: В некоторых регионах нашей страны и в других странах к родителям обращаются на Вы. Может быть, и в нашей стране также надо обращаться к родителям? Тексты учебников направлены также на воспитание уважения к чужому мнению, в том числе мнению сверстников. Для реализации данной цели часто используются специальные задания типа: Выскажите своё мнение. Дай совет другу…
При изучении темы «Составление пригласительного письма» формируется представление об одном из видов деловой речи (приглашение). В ходе обсуждения происходит ознакомление с пригласительными письмами, открытками: что означает слово приглашение? Что такое пригласительная открытка? Пригласительное письмо?
В каких жизненных ситуациях нам приходится пользоваться пригласительными открытками (письмами)? Кому они адресуются? Чтение пригласительного письма и выделение в нем частей (обращение, вступительная, основная, заключительная, подпись).
В программе предусмотрено обучение учащихся составлению объявления. С этой целью дети читают стихотворные строки Э. Успенского и отвечают на вопросы: для чего же нужны объявления? Какая информация должна быть в объявлении? Каким должен быть текст объявления? (Кратким, понятным.).
В четвертом классе учащиеся повторяют различные формы вежливости, отвечая на вопросы упражнения: чем отличаются разные речевые формы приветствия, прощания, извинения, благодарности? Зачем нужно так много выражений для передачи одного и того же смысла ( Здравствуй! Доброе утро! Приветствую вас!
Привет! Здорово!)?
Продолжается уточнение представления учащихся о диалоге и обращении. Школьники закрепляют навыки выразительного чтения предложений с обращениями.
Деятельность учителя и учащихся на уроке уже предполагает адекватное использование речи для общения, для планирования своих действий (вслух и про себя), при подготовке ответа на вопрос учителя и при формулировании своих вопросов, адресованных учителю или сверстнику, при обдумывании решения орфографической и другой языковой задачи, при подготовке к обоснованию правильности выполненной работы [7, 21]. Адекватное использование речевых средств предполагает решение разного рода коммуникативных задач: создание речевых высказываний по заданию учителя, по собственной инициативе, в процессе общения, владение диалогической речью.
Весьма интересны программы учебно-методического курса «Перспектива».
При изучении курса филологии УМК «Перспектива» по учебникам «Азбука» и «Русский язык» авторов Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой, Т.В. Бабушкиной уже с первых страниц у учащихся формируется отношение к общению как главной гуманистической ценности. В данных учебниках «общение» — ключевое понятие.
С целью активного использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий во все учебники, начиная с Азбуки и заканчивая 4 классом, введены разделы и темы, посвященные особенностям общения. В них общение рассматривается и как средство получения информации, и как объект изучения.
В этих разделах учащиеся знакомятся с понятием «общение», с основными целями и условиями успешного общения, с различными средствами общения, среди которых язык занимает главенствующую позицию. Язык представлен не только как система единиц (звуки, буквы, слова, предложения) и набор орфографических правил, но и как важнейшее средство общения людей, средство познания. Осуществляется развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости. Анализируя общение героев известных литературных и фольклорных героев, учащиеся учатся определять роль слова в общении.
Для того чтобы сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека, вводится понятие культуры общения, ставится проблема: Нужно ли учиться культуре общения? Начинается выделение слов вежливости в особую тематическую группу, осуществляется рефлексия речевого опыта: Какие слова вежливости необходимы в общении? Часто вы их используете?
Учебники формируют у учащихся представление о соблюдении норм устной и письменной речи как обязательном показателе общей культуры человека.
Важным стимулом для стремления освоить предлагаемые в учебнике знания и приобрести навыки является осознание того, что владение нормами устной и письменной речи — это показатель уровня общей культуры человека: Нельзя считать себя культурным человеком, если ты не умеешь вежливо разговаривать, четко произносить слова, грамотно писать, если твой словарный запас невелик.
С целью научить ребенка, верно использовать язык в речи, в учебнике предлагается составление текстов таких жанров, которые востребованы в практике. Это объявления, записки, письма, приглашения, поздравления, объявления, заявления.
Стоит отметить, что предусмотрены задания, которые знакомят учащихся с различными языковыми и речевыми особенностями разных народов. Например: с видами приветствия, принятыми у древних людей; с различиями в принципах называния одного и того же предмета в разных языках, что способствует воспитанию интереса и уважения к народам других стран, к их культуре.
В учебниках широко представлены материалы темы «Культура устной и письменной речи».
Задания позволяют научить детей слушать и слышать собеседника, достигать взаимопонимания, осознавать, какие правила общения позволят людям понять друг друга.
Обучение по учебникам Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой, Т.В. Бабушкиной дает возможность формировать у детей первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания, развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь, формировать нравственные и эстетические чувства, развивать способности к творческой деятельности.
Проанализируем программу «Детская риторика» для четырехлетней начальной школы авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.
В пояснительной записке программы говорится, что изучение предмета «Детская риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В программе ограниченное место занимает понятийный компонент, так как курс риторики имеет практическую направленность. Теоретические сведения включаются только в той мере, в какой это необходимо для формирования соответствующих умений и навыков, так как дети не должны заучивать правила.
Значительно большее место занимают инструментальные знания — конкретные рекомендации: «Не кричите слишком громко. Тише можно говорить!», «Правила приличия», «Как слушать собеседника», «Способы выделения главного». Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений и навыков.
Обсуждение вопросов, предложенных в материале учебников, позволяет определить не только что и как сказал ритор, но и в какой мере ему удалось реализовать свое намерение, свою коммуникативную задачу, то есть насколько его речь была эффективной. Для 1 – 2 классов главным при обсуждении будут первые два вопроса: «Что сказал? Что хотел сказать ритор?».
Стоит отметить, что почти все задания ориентируют учащихся на деятельность, так как начинаются с глаголов в повелительной форме или с союзных слов, например, раздел: С какой целью? Зачем?
В учебниках наблюдаются продуктивные задания на реализацию устного высказывания с целью утешить, успокоить в разных ситуациях: Ты видишь, ребята расстроены. Твоя речевая задача – успокоить их. Как ты поступишь? Что скажешь в каждом случае с целью уговорить помочь?: Ты остал(ся)ась дома с младшим братом или с младшей сестрой. Скоро придут родители.
Надо вытереть пыль, убрать игрушки и книжки. Твоя речевая задача – уговорить братишку или сестренку помочь тебе в домашних делах. Что ты скажешь?
Охарактеризуем особенности учебно-методического комплекса «Начальная школа XX века» под ред. Н.Ф. Виноградовой
Программа состоит из трех учебных разделов: «Как устроен наш язык» (ознакомление с базовыми лингвистическими знаниями), «Правописание» (обучение письменной грамотности), «Развитие речи» (ученики развивают речь).
Н.Ф. Виноградова особо подчёркивает, «что разделы самостоятельны, но при этом взаимосвязаны, составляя единую программу. В то же время они являются структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения».
Особенности УМК «Начальная школа XX века»:
- сопровождение педагогической диагностикой;
- реализация интегрированного подхода;
- направление деятельности ученика на процесс решения;
- реализация дифференцированного подхода;
- решение важнейших дидактических задач.
Общая цель обучения – формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы – не просто учить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности. Цель ученика – овладеть умениями учиться.
Важнейшие дидактические задачи:
- расширение круга представления, общего кругозора и эрудиции на основе дальнейшего развития учебно-познавательной мотивации ученика;
- расширение и закрепление учебных действий ребенка, их отдельных операций и последовательности;
- развитие у школьников контроля и самоконтроля, оценки и самооценки как важнейших показателей сформированности учебной деятельности;
- выявление детей, у которых не сформированы те или иные умения, навыки, качества и корректировка учебного процесса с целью организации специальной помощи этим детям.
Специалисты отмечают, что для учителя программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в образовании школьников, педагогического творчества учителя.
Предложенная структура учебного материала, предоставляет учителю инициативу и самостоятельность в раскрытии темы, выборе форм работы с детьми, последовательность изучения, свободу в выборе художественных материалов, возможность творческого поиска и т.д.
В основе программы дано максимальное проявление самостоятельности и активной личностной позиции педагога. В ней приведены примерные задания, которые ориентируют педагога на разработку и создание своих учебных и творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации процесса обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы могут стать основой работы учителя при любом количестве учебных часов в неделю.
Кроме того, в учебники включены различные сведения: «из истории языка», «из истории математики», «путешествие в прошлое», «этот удивительный мир». Данные задания служат для развития интереса учащихся к предмету, расширения их кругозора и арсенала новых способов рассуждений.
В комплекс входят специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся.
Отличительной особенностью УМК «Начальная школа XX века» является разработанная педагогическая диагностика успешности обучения учащихся. Все показатели готовности детей к школе можно условно разделить на три взаимосвязанные части: физическая, интеллектуальная и личностная готовность. Физическую готовность оценивают медики, личностную — психологи, интеллектуальную — учителя.
Диагностика проводится в середине и в конце учебного года.
В середине года педагогическая диагностика позволит увидеть, каково продвижение воспитанников и что нужно изменить в обучении каждого ребенка в следующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов.
На основе результатов диагностики в конце учебного года учитель может подвести итог работы, оценить успешность каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений. Проанализировать влияние обучения развитие интеллекта учеников начальных классов.
В течение четырех лет ведется индивидуальная для каждого ученика таблица, с результатами диагностики. Так отчетливо видна динамика движения учеников по учебной программе.
Особо следует отметить совпадение сроков проведения педагогической диагностики с началом года и концом предыдущего учебного года. В результате, проверяется, прочность усвоения знаний и умения, наличие/отсутствие качественных изменений в уровне развития младшего школьника. Таблица дает возможность анализа в направленности помощи учителя: либо необходимо повторное прохождение изученного в прошлом году материала, либо есть все основания идти по программе дальше.
В отношении проведения урока можно выделить следующие особенности: основная часть проходит по стандарту (организационный момент, проверка домашнего задания, рассказ о теме урока, самостоятельная работа), но сам ход его проведения реализует цели УМК.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что данная методика успешно реализует у младших школьников навыки самостоятельности: задания для открытий, возможность высказать свою точку зрения на них, коллективное обсуждение, анализ и выводы.
Однако, некоторые специалисты считают, что для реализации содержания программы нужен деятельностный подход. Необходима доработка по изложению содержания, либо проведение специальных ознакомительных для учителя мероприятий.
А также, системы Занкова и Эльконина — Давыдова не имеют прочной базы на дальнейших ступенях школьного образования. Потому, обучая ребенка по УМК «Начальная школа XX века», нужно знать, что после начальной школы он будет изучать традиционную программу по стандартному преподаванию, и, поначалу, это может быть проблемой.
В тоже время, представляется несомненным, что данная программа по русскому языку наполнена разнообразными формами организации учебной деятельности, с учетом разной подготовленности учеников начальной школы.
Пошаговая сложность материала постепенно повышает уровень знаний ребенка, стимулируя любознательность. Кроме того, методика предусматривает задания для самостоятельной и коллективной работы.
Рубрики и персонажи помогают организовать учебную работу. Так, например, представленная в учебнике по русскому языку, рубрика «игра» учит детей разбираться в объективной и субъективной сторонах сложности задач.
Задача индивидуализации обучения решается с помощью коррекционных тетрадей «Учусь писать без ошибок» и «Дружим с математикой.
Благодаря рубрикам «Оцени себя», «Проверь себя» реализуются функции самоконтроля. Причём, используется принципиально новый подход к оцениванию работы в тетрадях, прилагающихся в комплекте с учебником. Ученик сам оценивает свою деятельность, выбирая цвет из предложенной палитры.
Чрезвычайно важный аспект в обучении, психологическое взаимодействие ученика и учителя, в данной программе обеспечено заданиями с «обратной связью». В обсуждении, опросах, заинтересованности мнением возникает сотрудничество. Взаимосвязанность комплектов УМК побуждает к постоянному обмену информацией, умениями, эмоциями.
Особо следует отметить, УМК составлен с постепенным переходом от простых заданий к более сложным, чтобы не перегрузить ребенка. Данный Комплекс повышает качественный уровень образования ученика не просто за счет расширения материала для изучения. Его структура продумана для получения не только учебных, но и жизненных навыков, на психическое, нравственное и культурное развитие, поскольку данный Комплекс содержит задания для развития внутреннего мира ребенка, повышения его культурного уровня и кругозора.
Исходя из перечисленных достоинств, можно сделать вывод, что УМК «Начальная школа XX века» справляется с поставленными перед современным образованием целями и задачами, а так же, реализует государственные стандарты образования. Несомненно, УМК мотивирует младшего школьника к освоению новых знаний и умений. Работа с материалом построена на стимулировании желания идти вперед, стремиться к успеху.
В целом, анализ действующих программ и учебников для начальной школы показывает, что коммуникативный и культурологический аспекты значительно уступают современным задачам начальной школы и требуют дополнительной части образования, ориентированной на развитие умений речевого этикета младших школьников.
Поделиться с друзьями
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки
Курсы повышения квалификации
Источник: www.prodlenka.org