Программы по предмету технология

Из этого следует, что примерный характер программы по технологии, значительная свобода в отборе учебного материала с учетом региональных и местных особенностей, подготовленности учителя, пожеланий учащихся и их родителей создают благоприятные условия для дифференциации и индивидуализации обучения. При этом нельзя забывать о таком важном ориентире как требования к обязательному уровню знаний и умений школьников.

Без выполнения этого условия невозможно сохранить единое образовательное пространство учебного предмета. Учитель технологии при отборе учебного материала, интерпретации учебных разделов и видов деятельности должен постоянно помнить, что образовательная область «Технология» входит в федеральный компонент базисного учебного плана. Она вводит учащихся в такие важные для каждого человека сферы жизни, как производство, реализация и потребление материальных и духовных благ, культура труда, быта, профессиональное самоопределение в условиях перехода страны к рыночной экономике, открывает наибольшие по сравнению с другими областями школьного образования возможности для трудового и творческого становления личности. Нельзя забывать и о том, что это фактически единственная образовательная область в учебном плане, которая формирует невербальную сферу человека, столь же важную, как и вербальная.

Проектирование рабочей программы по учебному предмету технология 10.06.2022

Таким образом, основной документ — программа — не является для учителя догмой! Школьный учитель имеет право на ее широкую коррекцию с учетом различных факторов: материальной базы учебного заведения, своих пристрастий и наклонностей учащихся, технических возможностей и целесообразности, и т.п. Важно лишь, чтобы при внесении изменений в базовую программу, ее коррекции или переработке в авторскую программу были соблюдены следующие правила.

1. Предлагаемая программа основывалась на базовой и предусматривала, что основная часть учебного времени (не менее 70 %) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми умениями и навыками.

Структурная модель изучения учащимися I — XI классов общеобразовательных школ образовательной области «Технология» представлена в таблице:

Базовый инвариантный курс, минимальный стандарт Дополнительные вариативные курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки
Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения Художественный труд Домоводство (для девушек) Домоводство (для мальчиков)
Электрорадиотехнология. Хозяйка дома.
Информационные технологии. Хозяин дома.
Графика. Технология деревообработки.
Культура дома. Технология обработки ткани.
Ткани и пищевые продукты. Технология обработки пищевых продуктов
Строительные ремонтно-отделочные работы Технология обработки металлов.
Общественное производство и профессиональное самоопределение Электромонтажные работы.
Производство и окружающая среда Ремонтно-строительные работы.
Домашняя экономика и основы предпринимательства Художественное конструирование
Техническое творчество. Художественно-оформительские работы.
Художественная обработка материалов Технология изготовления продуктов растениеводства
Введение в художественное конструирование. Технология изготовления продуктов животноводства
Теоретическое изучение — до 30% учебного времени. Строительные работы
Практические и лабораторные работы — 70%. . Робототехника.
Индивидуальные творческие проекты — 10% (начиная с II класса). Техника в быту.
Радиотехника.
Предпринимательство.
Автомобиль.
Техника в фермерском хозяйстве.
Домашняя экономика.
Народные ремесла и промыслы.
Декоративно-прикладное и техническое творчество

ПРЕДМЕТ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ШКОЛЕ

Следует постоянно помнить, что авторские программы могут расширять обязательный минимум, но сокращать или урезать его. Для учителя технологии выбор модулей, как уже подчеркивалось, допускается в широкой трактовке сочетаний.

При реализации разделов»Технологии» в школе могут быть предложены такие варианты.

В начальной школе: технология обработки материалов (природных, бумаги, проволоки); культура дома (правила поведения, сервировка стола); уход за домом (уборка, мытье посуды, уход за растениями); информационные технологии (обуч-е игры на ПЭВМ); выполнение индивидуальных технологических проектов. Для реализации модуля «электротехника» нужны простейшие электроконструкторы, для модуля «элементы техники» — механические конструкторы.

Читайте также:
Рабочая программа пожарно строевая подготовка

В средней школе: технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения; культура дома. Технологии обработки ткани и пищевых продуктов; художественная обработка материалов; строительные и ремонтно-отделочные работы; информационные технологии; выполнение проектов.

В старших классах: домашняя экономика и основы предпринимательства; производство и окружающая среда; общественное производство и профессиональное самоопределение; информационные технологии; художественная обработка материалов; техническое творчество; введение в художественное конструирование; выполнение проектов.

Необходимо обратить внимание будущих учителей технологии на то, что по любому направлению технического, обслуживающего или с/х труда установлены четкие оценки качестваподготовки школьников. В большинстве своем они предусматривают приобретение учащимися твердых умений и навыков, призванных оказаться полезными в быту. Например, по разделу «строительные, ремонтно-отделочные и санитарно-технические работы» будущий хозяин дома должен получить знания, которые позволят произвести самому необходимые действия по ремонту и эксплуатации в городской квартире, сельском доме или на даче всего, что цивилизация сделала для нас привычной окружающей средой. Более того, знания устройств современных сетей водопровода и канализации позволит, при необходимости, осуществить быстрые и грамотные поступки в аварийных ситуациях. Все это должно учитываться преподавателем технологии при организации учебного процесса, тк как это актуализирует знания учащихся, повышает их заинтересованность в освоении материала раздела.

При разработке своего, авторского варианта программы важно иметь ввиду, что изучение отдельных элементов должно предполагать ознакомление учащихся с многообразием современного мира техники и развитие творческих способностей школьников. Выбор практических работ должен учитывать региональный фактор и материальное обеспечение.

Успех интерпретации учебных дисциплин и видов деятельности в соответствии с программой образовательной области «технология» во многом будет определяться подходом учителя. Вот почему его методическая подготовка так важна. Молодой учитель будет инстинктивно будет избегать включения в программу тех разделов, в которых он чувствует себя недостаточно уверенно, а это – заведомое обеднения обучения школьников.

Учителю технологии приходится проводить занятия по графике, ИТ, элементам домашней экономики и основам предпринимательства, по разделу «производство и окружающая среда», основам художественного конструирования и профессиональному самоопределению. Поэтому уровень профессиональной подготовленности будущего учителя должен быть достаточно высоким.

Лекция №3

Лекция №10

Лекция №12.

Лекция№1.

Тема: образовательная область «технология» как учебный предмет общеобразовательной школы.

Анализ содержания школьной программы обучения технологии.

· Формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

· Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры;

· Формирование человека, гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

· Воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Сформированные новые принципы государственной политики в области образования учли, в том числе и недостатки существовавшей системы трудовой подготовки молодежи, несоответствие ее изменившимся задачам развития подрастающего поколения. Длительная работа по созданию федеральных компонентов государственных стандартов обусловила утверждение обязательного содержательного минимума для российской школы.

В соответствии с этим минимумом в Российской академии образования под руководством академика В. А. Полякова большим коллективом ученых и учителей-практиков разработаны примерные программы для образовательной деятельности «технология» (таблица 1).

Обращая внимание на термин «примерные», употребленный выше, следует пояснить следующее. Приведенный учебный план лишь раскрывает основные направления обучения учащихся в образовательной области «Технология», представляя право на местах разрабатывать и утверждать на его основе авторские учебные программы по технологии.

Это означает, что пеподаватель технологии в зависимости от материально-технического обеспечения учебного процесса, избранных объектов труда, характера изучаемых технологий имеет возможность широко использовать дополнительные часы в желаемом направлении.

Среди учебных направлений имеются базовые технологии и виды деятельности, а также разделы, не имеющие в содержании самостоятельногостатуса (это хорошо видно из табл. 1). Объясним подробно эту особенность учебного плана.

Читайте также:
В какой программе можно внести изменение в файле

Примерный учебный план

Источник: infopedia.su

Рабочие программы по технологии ФГОС с 1 по 11 класс на 2022-2023

рабочая программа фгос 2022 2023 год

С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)».

Смотрите также на нашем сайте:

Источник: 100ballnik.com

Что изучают на уроках технологии в школе

Согласно учебному плану и рекомендациям Минобрнауки, технологию преподают в 5-9 классах (в некоторых школах с 1 по 10). Это обязательный предмет, оценка за который входит в аттестат.

Как проходят уроки технологии, чему они учат? Поговорим об особенностях преподавания предмета, а также о полезной учебной литературе.

Зачем нужна технология: суть предмета, особенности преподавания

Уроки технологии — это современная интерпретация уроков труда, то есть трудовая и профессиональная подготовка учеников.

Введена дисциплина с целью получения школьниками навыков ведения домашнего хозяйства, работы руками, знакомства и освоения будущей профессии. Например, мальчики изучают автодело, азы работы на станках, девочки проходят курсы шитья, машинописи, делопроизводства, младшего санитарного медперсонала.

Чем с большим кругом видов деятельности ученик познакомится, тем шире будет его кругозор, выше шансы правильно выбрать будущую профессию.

Поэтому школьная программа по технологии 5 класса очень разнообразна. Подросткам предлагают самые разные направления, чтобы заинтересовать, обучить азам предмета.

К примеру, дидактические материалы, учебники по технологии для 5 класса охватывают такой круг специальностей:

  1. Цветоводство, декоративное садоводство — знакомство с видами растений, их многообразием, принципами ландшафтного дизайна.
  2. Программирование, конструирование — пособие для учащихся с математическим складом ума, интересующихся ИТ-сферой.
  3. Робототехнику — основы перспективного сложного направления по работе с механизмами.
  4. Швейное дело, домоводство, кулинарию — стандартные предметы.

Юный мозг впитывает знания словно губка, не перегружаясь информацией в рамках рекомендованных педагогами программ. Детей средних и старших классов нужно увлечь, заинтересовать преимуществами конкретного вида деятельности, мотивировать изучать что-то самостоятельно. Важно разобрать со школьниками как можно больше тем, показать разнообразие профессий, обучить полезным навыкам.

Объективные сложности преподавания технологии

Сложность в том, что изначально полезное дело без должного подхода учителя или завуча во многих школах превращается в банальное ничегонеделание.

Проблемы преподавания технологии очевидны:

  1. Плохое или недостаточное оснащение рабочего класса, где нет современного оборудования, технологий, способных привлечь внимание детей.
  2. Устаревшие теоретические и практические части предмета, когда учебный план не успевает за новыми современными тенденциями.
  3. Ориентация на профессиональные потребности региона, при худшем варианте — банальное домоводство, слесарное/столярное дело.
  4. Зацикленность на базовых навыках, необходимых для повседневной жизни, которые дети могут получить и от родителей.

Уроки технологии во многих школах остаются на уровне «как сварить борщ», «как починить розетку». Часто дети не делают и этого, обходятся только теоретическими знаниями — готовят доклады, презентации. Из-за такой формы преподавания технология становится любимым предметом учеников: здесь не нужно зубрить параграфы, формулы, решать задачи. А родителям приходится за своих отпрысков глубокой ночью вышивать, плести кружева, чертить схемы.

Учителя и родители понимают важность обучения детей разнообразным навыкам. Но часто считают нецелесообразным тратить драгоценное время на устаревшие и невостребованные виды профессиональной деятельности.

Есть шанс, что ситуация изменится — уроки будут проходить более интересно, плодотворно для школьников. Министерство образования уже готовит изменения учебного плана.

Разделение классов на группы

Одним из самых больших пережитков советских уроков труда осталось гендерное разделение на группы. Тогда традиционно растили из девочек домохозяек, швей, поварих, санитарок, мальчиков готовили в автослесари, плотники, электрики.

Сейчас картина мира кардинально поменялась — исчезает гендерная предрасположенность к выбору профессии. Женщины становятся водителями, сварщиками, руководителями, среди известных дизайнеров, шеф-поваров преобладают мужчины.

Читайте также:
Как загрузить отчет из других программ

Но школы эти перемены не затронули: с 1 по 3 классы ученики обоих полов совместно занимаются вырезанием из бумаги, пластилиновыми поделками. Технология в 5 классе уже подразумевает гендерное разделение: девочки занимаются домоводством, мальчики посещают мастерские.

Наверное, было бы правильнее убрать разделение по гендерному признаку, поставив во главу угла интересы ребёнка. Но пока девочки и мальчики получают разные навыки.

Уроки технологии для девочек

Урок труда (технологии) у девочек сейчас ориентирован на домоводство, развитие кругозора, отработку навыков ведения домашнего хозяйства.

  1. Правильно готовить, хранить продукты, оформлять подачу блюд, сервировать стол.
  2. Делать выкройки простейшей одежды (юбки, фартука), шить её, вязать, ставить заплатку, пришивать пуговицы разными способами, вышивать некоторыми стилями.
  3. Ухаживать за кожей и телом, понимать тонкости подросткового физиологического развития, включая пубертат.
  4. Основам правильного питания, подсчёту жиров, белков, углеводов, калорийности пищи.

Кроме того, на уроках могут давать интересную информацию про национальные кухни, костюмы, особенности менталитета разных стран, обсуждать основы менеджмента, этикета, психологии.

От учителя зависит, свести урок к банальной презентации по теме «Считаем калории» и скучным расчётам либо заинтересовать, увлечь девочек, дать им правильное представление о многих важных аспектах жизни. Иногда на уроках технологии раскрывают специальные темы, полезные подрастающему поколению: о развитии тела, уходе за собой, об отношениях полов, избежании нежелательной беременности. Девочкам читают основы домоводства, семейной жизни, воспитывают эстетический вкус.

Технология для мальчиков

Уроки труда для мальчиков традиционно проходят в мастерских или во дворе школы.

  1. Дать представление о различных материалах, инструментах, станках.
  2. Научить работать с инструментом: правильно держать, соблюдать технику безопасности, предполагать результат работы.
  3. Познакомить со станками и оборудованием, дать представление о возможностях техники, провести практические занятия, мастер-классы .
  4. Уделить внимание конструкторскому делу, обучить составлять, читать чертежи.

Мальчикам прививают трудовые навыки электрика, плотника, слесаря, дают базовые знания автодела.

Чаще всего уроки проходят по определённому сценарию: учитель даёт задание изготовить что-либо своими руками, а сам ходит по мастерской, корректируя действия учеников. Общие теоретические темы, которые преподают мальчикам: спорт, здоровое питание, отношения с противоположным полом.

Топ книг, полезных школьникам 5 класса

Для пятиклассников особенно важны различные образовательные программы. Они уже выпустились из начальной школы, отработав простейшие навыки, — теперь перед ними открыты новые возможности для развития. Книги, а также другая учебная литература призваны в этом помочь.

Ученику 5 класса полезно изучать:

  1. Учебники по технологии в школе, независимо от того, как именно проходят уроки в конкретном учебном заведении.
  2. Художественные книги детских авторов — для развития воображения, воспитания литературного вкуса.
  3. Методические материалы, рабочие тетради, которые структурируют учебный материал, объясняют на примерах.
  4. Различные тесты, которые позволяют контролировать, как усвоены знания, есть ли в них пробелы.

Тесты 5 класса — наиболее интересный формат работы с ребёнком при освоении разных тем.

Рекомендованы школьникам этого возраста:

  • тесты по общеобразовательным предметам — например, русскому языку, математике, обществознанию, английскому;
  • тренажёры по математике для подготовки к проверочным работам;
  • дидактический материал по истории с указанием дат, кратким перечнем событий;
  • тесты, вспомогательная литература по музыке, технологии.

Всё это полезно ребёнку для улучшения усвоения тем, закрепления сложного материала.

Согласно планам Министерства образования, уроки технологии будут пересмотрены. Акцент с ведения домашнего хозяйства и «мастера на все руки» сдвинут в сторону профориентации. Класс технологии в школе может быть ликвидирован: ученики будут посещать колледжи, ПТУ, чтобы на практике познакомиться с будущей профессией.

Ваши комментарии

Галка

Важно!

Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи «ВКонтакте».

Источник: math-prosto.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru