Программы по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы должны быть

«Шахматы — это не только спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько «ходов» вперѐд». (В.В.Путин в послании участникам Чемпионата мира).

Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать еѐ и делать логические выводы.

Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.

Видеурок: как обучить игре в шахматы дошкольника

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций:

— Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

— Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

— Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.

Методика проведения занятий включает: рассказ педагога, показ, упражнения, тренировки, приучение детей к игре.

Программа предполагает изучение шахматной игры дошкольниками 5 – 7 лет до уровня начинающего шахматиста, то есть освоение правил игры, умения довести партию до логического конца.

Целью внедрения программы «предшкольной подготовки «Шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

ШАХМАТЫ.КАК БЫСТРО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ/ ЧАСТЬ1 !!! #шахматы

Задачи обучения дошкольников игре в шахматы довольно широки и разнообразны:

а) образовательные:

Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы. Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий

Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.

Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.

Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии.

Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;

Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

б) развивающие:

Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение; Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;

Формировать мотивацию к познанию и творчеству

в) воспитывающие:

Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.

Объем программы: программа рассчитана на два года обучения.

Режим образовательной деятельности обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной программы, ориентированной на обучение детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут. Максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 72 часа, в том числе:

— в первом году обучения 36 часов;

— во втором году обучения 36 часов.

Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, шахматные игры.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

— дидактические игры для обучения игре в шахматы;

— наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

— демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

— настольные шахматы разных видов;

— обучающие видеоуроки по шахматам;

— уголок «Шахматы» в старшей и подготовительной группах;

— родительский уголок «Шахматы».

Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место тренера (ПК, проектор, акустическая система, принтер).

Планируемые результаты освоения программы:

— Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребѐнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

— Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

— Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения).

Согласно требованиям ФГОС ДО результаты освоения Программы сформулированы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастной портрет ребенка на конец раннего и конец дошкольного детства. Целевые ориентиры формируются как результат полноценно прожитого ребенком детства, как результат правильно организованных условий реализации Программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Стандарта. Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

К концу первого года обучения дети должны:

• правила и цель игры;

• основные шахматные термины;

• ходы и взятие фигур;

• три защиты от шаха;

• простейшие способы матования;

• первичные знания по началу партии;

• общие сведения из истории возникновения и развития шахматной

• читать шахматную нотацию;

• предугадывать правильные взятия фигур, связанные с разменом;

• правильно защищать короля от угроз;

• составлять простейший план действий в игре;

• ставить мат в один ход.

К концу второго года обучения дети должны:

• простейшие тактические удары (двойной удар, связка);

• в каких случаях партия заканчивается вничью;

• основные правила игры в дебюте.

Читайте также:
Программы для прошивки через ком порт

• правильно делать рокировку;

• ставить «вилки» и связки;

• ставить мат королю противника различными фигурами (ферзем, двумя ладьями);

• ставить мат в один ход;

• защищаться от «детского мата»;

• атаковать слабый пункт f7 (f2);

• видеть и наносить простейшие тактические удары;

• решать 1-2- ходовые задачи;

• от начала до конца грамотно разыгрывать шахматную партию.

Мониторинг уровня освоения шахматной игры детьми 5-6 лет. Задание № 1 (Знания. История шахматной игры).

Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь?

Высокий — рассказывает об истории шахмат, высказывает свое эмоциональное отношение к игре. Называет 2-3 чемпиона мира по шахматам. Низкий — отвечает односложно, дополняет рассказ педагога. Называет 1 чемпиона мира по шахматам.

Задание № 2. (Знания. Правильное расположение шахматной доски). Инструкция:

Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску для кукол.

Высокий — правильно выполняет задание. Низкий — выполняет задание не правильно.

Задание № 3. (Знания. Название шахматных фигур). Инструкция:

Давай поиграем в игру «Школа». Это твои ученики, как их зовут?

Высокий — правильно выполняет задание.

Средний — выполняет задание, допуская 1-2 ошибки. Низкий — выполняет задание не правильно.

Задание № 4. (Расположение шахматных фигур и пешек на шахматной доске).

Посади своих учеников каждого на свое место.

Высокий — правильно выполняет задание.

Средний — выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-2 ошибки.

Низкий — выполняет задание не правильно.

Задание № 5. (Знания. Действия с шахматными фигурами и пешкой). Инструкция 1:

Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).

Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).

Высокий — правильно выполняет задание

Средний — выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-3 ошибки.

Низкий — выполняет задание не правильно.

Мониторинг уровня освоения детьми 6-7 лет шахматной игры.

Задание № 1. (Знания. История шахматной игры). Инструкция:

Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь?

Высокий — знает историю возникновения шахмат, высказывает свое эмоциональное отношение к игре. Называет 7-8 чемпионов мира по шахматам.

Средний — рассказывает об истории шахмат с дополнительными вопросами педагога. Называет 4-5 чемпионов мира по шахматам.

Низкий — отвечает односложно, дополняет рассказ педагога. Называет 1-2 чемпионов мира по шахматам.

Задание № 2. (Знания. Действия с шахматными фигурами и пешкой). Инструкция 1:

Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).

Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).

Высокий — правильно выполняет задание

Средний — выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-3 ошибки.

Низкий — выполняет задание не правильно.

Задание № 3. (Знания. Где «шах» королю?). Инструкция:

Скажи, что такое «шах». Найди схему, где в шахматной партии королю объявлен «шах» (схема №1,2,3,4,5).

Высокий — выполняет задание правильно.

Средний — выполняет задание с небольшой помощью взрослого, допускает 1- 2 ошибки.

Низкий — выполняет задание не правильно.

Задание № 4. (Знания. Мат на шахматной доске). Инструкция:

Скажи, что такое «мат» в шахматах. Найди схему, где в шахматной партии королю объявлен «мат» (схема №6,7,8,9,10).

Высокий — выполняет задание правильно.

Средний — выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-2 ошибки.

Низкий — выполняет задание не правильно.

Задание № 5. (Умения. Разыгрывание шахматных положений). Инструкция 1:

Определи на шахматной доске — куда должен встать белый слон, чтобы перекрыть ход черной пешке? (схема расстановки шахматных фигур№11).

Определи на шахматной доске — куда сходить белому королю? (схема расстановки шахматных фигур №12).

Определи на шахматной доске — куда сходить белому ферзю, чтобы напасть на ладью? (схема расстановки шахматных фигур №13).

Определи на шахматной доске — куда сходить белой ладье, чтобы сделать тупик коню? (схема расстановки шахматных фигур №14).

Определи на шахматной доске — как черному слону напасть на белую ладью? (схема расстановки шахматных фигур №15).

Высокий — ребенок правильно выполняет все задания.

Средний — ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого, допускает 1-2 ошибки.

Низкий — ребенок выполняет задания не правильно.

Задание № 6. (Умения. Ставим шах). Инструкция:

Поставь на шахматной доске черному королю «шах» ладьей (слоном, конем, ферзем, пешкой).

(схема расстановки шахматных фигур №16,17,18,19,20).

Высокий — правильно выполняет задание.

Средний — правильно выполняет задание с небольшой помощью взрослого, допускает 1-2 ошибки.

Низкий — выполняет задание не правильно.

Задание № 7. (Умения. Ставим мат). Инструкция:

Поставь на шахматной доске «мат» черному королю (схема расстановки шахматных фигур №31,32,33,34,35)

Высокий — правильно выполняет задание.

Средний — правильно выполняет задание с небольшой помощью взрослого, или допускает 1-2 ошибки.

Низкий — выполняет задание не правильно.

Уровни освоения программы:

Высокий уровень — ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. Делает правильные ходы, направленные на то, чтобы напасть на фигуру противника, ограничить ее подвижность, вывести из — под удара.

Средний уровень — ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. В игре допускает ошибки, некоторые фигуры остаются незадействованными. Низкий уровень — ребенок не может вести игру.

Диагностическая карта по теме: «Шахматы»

(I год обучения. Дети в возрасте 5-6 лет)

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Программа для детей 3-5 лет «Раннее приобщение детей к игре в шахматы»

Составитель: Большакова Алена Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категорииМАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки», Югорск.

Программа «Раннее приобщение детей к игре в шахматы»

Новизна

Уникальность и новизна программы «Раннее приобщение детей к игре в шахматы» определяется тем, что начиная с 3 летнего возраста, малыши знакомятся с чудесным миром шахмат.

Постигают шахматные азы, при этом, шахматы понимаются, как четко структурированная система постепенно усложняющихся дидактических шахматных игр и заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей.

Методы и приемы варьируются, но основным остается игра, так как процесс обучения проходит в форме увлекательной игры с использованием художественного слова. Для выявления полученных знаний, разработана диагностическая карта.

Цель программы — развитие творческого мышления и умственных способностей воспитанников посредством знакомства с шахматной игрой.

Задачи:

  • Обучающие:Ознакомить с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход.
  • Ознакомить с названием шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
  • Учить ориентироваться на плоскости, работать по правилам, кратко и точно выражать мысли.

Развивающие: Способствовать развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, памяти, наблюдательности. Формировать умение работать по образцу. Активизировать мыслительную деятельность.

Воспитательные: Вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах.

Практическая ценность данной программы состоит в том, что, используя предложенный материал, педагоги дошкольных учреждений и дополнительного образования, могут легко и непринужденно научить детей младшего дошкольного возраста игре в шахматы.

Читайте также:
Что такое пролог программа

Ожидаемые результаты

Предполагается, что в результате освоения образовательной программы у воспитанников будут сформированы:

1-й год обучения:

  • умение ориентироваться на шахматной доске;
  • умение правильно размещать шахматную доску между партнерами;
  • умение правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • умение называть шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • умение правильно применять шахматные термины: белое и черное поле, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход;
  • способность различать горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

2-й год обучения:

  • представление о правилах хода и взятия каждой фигуры;
  • способность играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
  • умение правильно применять шахматные термины: взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • умение рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход.

Педагогический контроль

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого воспитанника его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.

Текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

промежуточная аттестация проводится один раз в полугодие в форме тестов, различных весёлых заданий и упражнений. Обычно это Новогодний праздник и воспитанники даже «не подозревают», что подвергаются тестированию и опросу.

По окончании курса, в форме тестирования, выполняются тестовые упражнения по определению уровня освоенных навыков.

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Наиболее способные и заинтересованные дети, передаются для дальнейшего спортивного совершенствования в группы совершенствования.

Формы подведения итогов: участие воспитанников в соревнованиях и турнирах различного уровня.

В ходе освоения программы воспитанник получает качественные оценки: «молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все получится», «хорошо» и т.д.

Источник: www.o-detstve.ru

Шахматы для детей – что развивают и какая польза, куда отдать ребёнка обучению в шахматы. Правила игры в шахматы для детей

быстрые шахматы

быстрые шахматы

детские шахматы

детские шахматы

Обучение игре в шахматы поможет развить умственные способности ребенка. Для гармоничного развития детей педагоги советуют не только выбирать секции для физического развития, но и совмещать интеллектуальные виды спорта. Шахматы подойдут для детей, имеющих противопоказания для занятий активными видами спортивных игр. Исследования ученых говорят, что дети, занимающиеся шахматами, на 60% лучше усваивают школьную программу, у них быстрее развивается память, легче дается изучение точных наук. Поэтому родителям, желающим улучшить результативность детей в учебе, стоит подумать о секции шахмат.

Польза шахмат для детей

  1. Развить способность мыслить. Это потребуется для любых сфер дальнейшей деятельности. В любой жизненной ситуации, с которой ребенок столкнется в будущем, будет быстро находить решения, продумывать каждый вариант решения и выбирать верный. Шахматы детям развивают логическое мышление, память и внимательность.
  2. Научить самостоятельности. Шахматисты, в отличие от многих других спортсменов, могут рассчитывать только на собственные силы и знания. Концепция игры предполагает умение самостоятельно принимать решения.
  3. Умение адекватно воспринимать неудачи. Многие виды спорта подразумевают победы и поражения. В шахматах этому придается особый философский смысл, не каждый бой можно выиграть. Вместо эмоционального выгорания при поражениях, проводится целая череда анализа и работа над ошибками.
  4. Формируется стратегическое и системное умение мыслить. Шахматисты учатся не только в игре продумывать развитие событий на 5-6 ходов вперед. Каждая жизненная ситуация воспринимается не отдельным событием, а подлежит системному анализу, нахождению массы решений, анализ последствий каждого поступка. Все это нужно для формирования личности ребенка в целом.
  5. Концентрация внимания, усидчивость. Дети учатся погружаться в дело целиком, поэтому уроки шахмат для детей в помощь родителям непосед, находящим 1000 и 1 занятие вместо дела, которым нужно заниматься.
  6. Скорость реакции. Несмотря на пассивность шахмат, ситуация в них может кардинально измениться с каждым ходом. Ребенку нужно быстро сориентироваться в ситуации, найти варианты ходов, продумать их и принять решение.
  7. Развитие отказа. В игре приходится решать, что главное, а от чего можно отказаться. Это наглядно демонстрирует ребенку, что и в жизни есть вещи первостепенные и второстепенные, которые нужно выбирать в первую очередь, а от каких можно отказаться.
  8. Развитие памяти и внимания. В игре ребенок будет запоминать шахматные партии, некоторые учить. Развивается внимание, нужно следить за каждой фигурой на доске. Многие шахматисты развивают фотографическую память.
  9. Умение работать с информацией. Дети учатся не только накапливать информацию, но и правильно, быстро ее использовать в нужных ситуациях.
  10. Всестороннее развитие. Мозг ребенка учится воспринимать большие объемы информации, которая формируется в принципы, развивает тягу к знаниям.

Обучение игре в шахматы для детей должно быть регулярным, чтобы получить пользу. Мало узнать, как двигаются фигуры, нужно учиться анализировать партии, запоминать расклады, постоянно практиковаться.

Когда отдавать ребёнка учиться шахматам

Оптимальный возраст для начала занятий — 4-7 лет. Многие думают, что это слишком рано для сложной игры, где нужна усидчивость, придется много думать. В этом возрасте мозг ребенка работает на 100%, информация усваивается лучше, быстрее появляется способность к стратегическому анализу.

Для гармоничного развития можно начинать занятия шахматами для детей и в более позднем возрасте. Часто секции шахмат открыты при школах или в детских центрах развития. Однако позднее начало редко приводит к завоеванию шахматных пьедесталов, но хорошо помогает в развитии, формировании личности и учебе. Обучение шахматам детей можно начинать с любого возраста, это полезная и увлекательная игра может стать интеллектуальным хобби ребенка и помочь в будущих начинаниях.

Как сделать игру интересной для ребёнка

Пассивные игры редко интересуют детей, поэтому заниматься шахматами многие считают неинтересным. Чтобы заинтересовать ребенка стоит найти хорошего преподавателя, способного преподнести игру в захватывающей игровой форме, поработать над фантазией ребенка, рассказами о боях, стратегии и тактике.

Действительно хороших преподавателей немного, поэтому роль формирования интереса ложится на плечи родителей. Если активные виды спорта вырабатывают в крови гормоны, вызывающие зависимость и необходимость тренировок на физическом уровне, то в умственной работе такого аспекта нет. Для формирования интереса можно использовать простые правила:

  1. Перед тем, как отдать ребенка в секцию, поиграйте с ним сами. Сделайте семейные партии по вечерам доброй традицией. Старайтесь иногда проигрывать, чтобы у ребенка не пропадал интерес, объясняйте, где сделал ошибку, как можно было предотвратить. Шахматы для детей 5 лет — не рано, начинать обучение можно даже с 3-4 лет, главное подойти к процессу правильно.
  2. Исторические фильмы с батальными сценами и красивый рассказ, что стратегическая игра шахматными фигурами — это великое сражение, помогут красиво преподнести увлечение, сделать его хобби, наряду с играми в солдатиков.
  3. Не навязывайте шахматы, а вовлекайте в них. Игра на шахматной доске должна стать альтернативой одиночным компьютерным играм или просмотру мультфильмов.
  4. Совсем маленьким детям будет полезно поощрение после игр. Каждая партия или поход в секцию должны поощряться, чтобы ребенок понимал, его старания не напрасны.
  5. Подчеркивайте связь шахмат с другими дисциплинами. Объясняйте, что если ребенок хочет стать пожарным, нужно много знать, а шахматы для малышей в этом помогут.
Читайте также:
На какой диск лучше установить программы

Не стоит начинать уроки с секции, даже если там новички, но немного более подготовленные — ребенок будет проигрывать.В коллективе факт поражения может отбить желание заниматься дальше.

Правила игры в шахматы для детей

Многие родители, да и педагоги в секциях, начинают обучение для детей с правил хода фигур. Длительные теоретические занятия для детей слишком утомительны, обучение быстро надоедает, пропадает желание заниматься шахматами. Малышам подойдет обучение правилам в игровой форме. Ведь шахматы для детей— настоящий плацдарм для боевых действий.

Интересно представить ребенку ладью, как башенные орудия, которые поражают врагов только по прямым линиям, из-за того, что их трудно поворачивать. Стреляют они далеко, но попадают в ближайшего врага.

Следом за башнями располагаются конные отряды, которые мобильны и могут двигаться не так, как другие, а буквой Г, на ходу разворачивая конницу, перепрыгивая через других воинов.

Слоны — это дальнобойные лучники, стрелы которых поражают по диагонали, и не могут перелетать через других воинов.

Ферзь — хитрая интриганка королева, которая может на поле боя все. Она, как любая модница, подбирает наряд по цвету.

Пешки — пешие отряды, которые могут наступать, но далеко уйти не могут, только на одну клетку.

Король — главная, но слабая фигура. Он может командовать отрядами, но сам может атаковать только в ближнем бою, при необходимости защитить свою жизнь.

После игрового рассказа и демонстрации, как располагаются и ходят фигуры, нужна практика. Практическое освоение, с анализом каждого хода, поможет научить ребенка думать. Остальные правила игры в шахматы для детей, тоже можно рассказать малышам в игровой форме, а познакомиться с ними можно в этой статье.

Правила обучения

Есть базовые советы, помогающие не только научить ребенка играть в шахматы, но и привить любовь и привязанность к игре. Педагоги рекомендуют в первую очередь развивать интерес, а потом рассказывать теоретические основы. Среди практических рекомендаций:

  1. Принцип постепенности. На первых уроках рекомендуется начать с партии, участие в которой примут только пешки. Задача — уничтожить пешки противника быстрее всех. Дальше постепенно в игру вводятся и другие фигуры. Так ребенок быстрее запомнит правила хода различных фигур.
  2. Расставлять фигуры должен ребенок. Чтобы быстрее запомнить, пусть и с ошибками, но это должен делать малыш. Задача родителя или учителя — подсказать, направить и помочь.
  3. Демонстрация различных вариантов “шах” и “мат”. Нужно рассказать об этих ситуациях в игре, показать их ребенку. Лучшим вариантом будет повторение малышом изученных ситуаций, его собственные попытки поставить “мат” из вариативных ситуаций, из двух, трех фигур, оставшихся на доске, расставленных в случайном порядке.
  4. Не стоит всегда поддаваться. Поддаться ребенку можно, если он перестает верить в свои силы, однако постоянно этого делать не стоит. Малыш должен учиться анализировать свои и чужие ходы, фигуры, их расположение.
  5. Партия. Только после полного освоения материала можно приступать к первой настоящей партии. Каждую сбитую фигуру стоит комментировать, подсказывать какие были другие ходы, чтобы избежать сдачи позиций.
  6. Регулярность. Мало пару раз в месяц уделить игре пару часов. Игры в шахматы для дошкольников, чтобы принести пользу и научить ребенка думать — должны быть ежедневными Достаточно сыграть одну-две партии с ребенком вечером, чтобы поддерживать интерес и развивать интеллект.
  7. Красивые шахматы. Для домашнего обучения стоит выбрать коллекционные красивые фигуры на яркой доске. Многие из предложенных в магазинах вариантов способны очаровать взрослого, не говоря о маленьком ребенке.
  8. Не нужно принуждать. Принудительная игра не даст хороших результатов, если ребенку не интересно, стоит попробовать заинтересовать, а не ставить ультиматумы. Иногда достаточно поиграть с другими членами семьи несколько вечеров, чтобы на родительском примере ребенок сделал для себя вывод, что шахматы — это интересно.
  9. Не нужно ругать за неудачи. Многие родители рассчитывают, что за десяток партий ребенок начнет играть как гроссмейстер, если ожидания не оправдываются родители нервничают, ругают ребенка за неправильные ходы или разыгранные партии. Процесс обучения детей шахматам долгий, при регулярных занятиях только через 4-6 лет ребенок сможет показать удовлетворительные навыки, а сейчас он только учится играть в шахматы.
  10. Тренировки. В качестве постоянных тренажеров можно использовать онлайн-игры, предварительно настроив соответствующий детскому уровень сложности.

Главное правило обучения детей игре в шахматы — это получение удовольствия от процесса игры. Учителю, родителю и ребенку — должно быть комфортно и интересно, тогда ребенок быстро полюбит игру, в которой захочет достичь определенного уровня мастерства, развивать таланты и навыки.

Как выбрать секцию для обучения игры в шахматы

Неумелое наставничество может негативно сказаться на прогрессе мастерства, ухудшить результаты, вплоть до потери интереса к игре. Поэтому к поиску кружка нужно отнестись ответственно. Перед выбором стоит оценить несколько критериев:

  1. Возрастные группы. При выборе стоит ознакомиться, преподают ли в секции детям разных возрастов отдельно, или занятия проходят совместно. Ребенку комфортнее находиться в группах погодок, материал будет легче усваиваться.
  2. Уровень мастерства. Одногодки ребенка могут долго заниматься шахматами, получать отличительные знаки на турнирах. В такой компании у малыша может появиться комплекс, из-за чего игра не заинтересует, прогресс будет отсутствовать.
  3. Оборудование. В классах для занятий должна присутствовать необходимая мебель, подобранная для возраста учащихся. Для каждого юного шахматиста достаточно досок, фигур, учебной литературы, есть полноразмерная доска для демонстрации материала, дополнительное электронное оснащение. Для занятий нужно естественное и искусственное освещение, помещение должно быть с окнами, просторным.
  4. Программа обучения. Перед посещением занятий стоит познакомиться с планом уроков. Они должны быть подробными, с краткими тезисами необходимого материала, целями и задачами, быть последовательными.
  5. Навыки педагогов и отзывы о секции. Можно посетить пробные занятия с ребенком или почитать отзывы о школе в интернете.
  6. Теперь вы знаете, как научить ребенка играть в шахматы. Осталось сделать эту игру привычным семейным хобби, незатейливо в игровой форме рассказать о правилах и увлечь ребенка в настоящий военный мир стратегии и тактики.

Источник: www.sports.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru