Программы по литературе список

Школьная программа по литературе в 11-м классе включает в себя произведения русских писателей второй половины XX века.

Произведения обязательной программы по литературе рекомендуется прочитать во время летних каникул. Так как 11-й – это выпускной класс, то в течение учебного года на чтение не будет времени – все займет подготовка к ЕГЭ.

Чтобы прочитать весь список обязательной литературы летом перед 11-м классом, надо ежедневно читать примерно 2,5 часа в день или 30–35 страниц текста.

Самыми объемными произведениями являются «Петр Первый», «Тихий Дон» и «Мастер и Маргарита».

Список обязательной литературы на лето для 11-го класса

Автор произведения Название
Брюсов В.Я., Бальмонт К.Д., Белый А., Гумилёв Н.С., Северянин И. Поэзия «Серебряного Века»
Горький М. «Фома Гордеев, «Мать, «На дне, «Несвоевременные мысли»
Блок А.А. «Двенадцать», «Соловьиный сад»
Есенин С.А. «Анна Снегина»
Бунин И.А. «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», «Антоновские яблоки»
Куприн А.И. «Гранатовый браслет», «Олеся»
Андреев Л. «Иуда Искариот»
Маяковский В.В. «Облако в штанах», «Во весь голос»
Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
Платонов А.П. «Сокровенный человек», «Котлован»
Толстой А.Н. «Пётр Первый»
Шолохов М.А. «Тихий Дон»
Ахматова А.А. «Реквием»
Пастернак Б.Л. «Доктор Живаго»
Твардовский А.Т. «Тёркин на том свете», «По праву памяти»
Солженицын А.И. «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор»
Астафьев В.П. «Царь-рыба»
Абрамов Ф. «Поездка в прошлое»
Распутин В.Г. «Живи и помни», «Прощание с Матёрой»
Вампилов А. «Старший сын», «Утиная охота»

Кроме списка литературы на лето для 11-го класса обязательного для прочтения, есть список дополнительной литературы для чтения. Эти произведения рекомендуется читать, если планируете сдавать ЕГЭ по литературе.

Разбираем список литературы 10 класс. Что проходят в 10 классе по литературе.

Список дополнительной литературы на лето для 11-го класса

Автор произведения Название
Бальмонт К.Д. «Только любовь», «Семицветник», «Злые чары», «Жар-птица», другие стихотворения
Гумилёв Н.С. «Волшебная скрипка», «Память», «Слово», «Заблудившийся трамвай», другие стихотворения
Северянин И. «Медальоны», другие стихотворения
Блок А.А. «Стихи о Прекрасной Даме», «Незнакомка», «Русь», «О доблести, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «На поле Куликовом», «Кармен, «Скифы», другие стихотворения
Клюев Н. «Погорельщина», «Песнь о Великой Матери»
Есенин С.А. «Чёрный человек», «Русь», «Песнь о собаке», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Возвращение на родину», «Персидские мотивы», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», другие стихотворения
Бунин И. Стихотворения
Куприн А.И. «Поединок»
Аверченко А.Т. Рассказы
Тэффи Рассказы
Шмелёв И. «Лето Господне»
Короленко В.Г. «Огни», «Река играет», «Чудная»
Маяковский В.В. Стихотворения
Булгаков М.А. «Дни Турбинных»
Замятин Е.И. «Мы»
Платонов А.П. «Фро», «Впрок», «Взыскание погибших»
Цветаева М.И. Стихотворения
Заболоцкий Н.А. Стихотворения
Шолохов М.А. «Поднятая целина», «Донские рассказы»
Ахматова А.А. Стихотворения
Бродский И.А. Стихотворения
Пастернак Б.Л. Стихотворения
Твардовский А.Т. «Страна Муравия», «За далью – даль»
Солженицын А.И. «Архипелаг ГУЛАГ»
Паустовский К. Новеллы
Гранин Д. «Зубр»
Рубцов Н.М. Стихотворения
Рождественский Р. Стихотворения
Высоцкий В.С. Стихотворения
Шварц Е. «Дракон», «Тень», «Голый король»
Берггольц О. Стихотворения
Астафьев В.П. «Последний поклон», «Печальный детектив»
Абрамов Ф. «Братья и сёстры»
Распутин В.Г. «Последний срок»
Шукшин В.М. Рассказы
Лондон Дж. «Мартин Иден»
Драйзер Т. «Сестра Кэрри», «Американская трагедия»
Шоу Б. «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца»
Ремарк Э. М. «Три товарища»
Хемингуэй Э. «Старик и море», «По ком звонит колокол»
Маркес Г. «Сто лет одиночества»

Списки литературы для других классов:

  • Список литературы для 5-го класса
  • Список литературы для 6-го класса
  • Список литературы для 7-го класса
  • Список литературы для 8-го класса
  • Список литературы для 9-го класса
  • Список литературы для 10-го класса

Источник: www.examen.ru

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ || что изменилось и мое мнение

Читайте также:
Как выглядит программа камин

Программы по литературе список

Список литературы для чтения на лето

IX класс

«Слово о полку Игореве» (пер. Д. С. Лихачева)

Данте. «Божественная комедия». Часть «Ад».

Шекспир У. Трагедия «Гамлет»

И.-В.Гете. Трагедия «Фауст». Часть 1.

Ломоносов М.В. Стихи: «Вечернее размышление о божьем величестве»; «Ода на день восшествия на. престол. императрицы. Елисаветы Петровны» (1747 год); «Я знак бессмертия себе воздвигнул. «

Державин Г.Р. Стихи: «Фелица»; «Водопад»; «Памятник»; «Властителям и судиям»

Фонвизин Д. Комедия Недоросль»

Грибоедов А. Комедия «Горе от ума»

Жуковский В. А. «Море», «Светлана», «Лесной царь»

Пушкин А.С. «Моя родословная»; «Пирующие студенты»; «Вольность»; «К Чаадаеву»; «Во глубине сибирских руд»; «Анчар»; «19 октября (1825, 1827); «Мой первый друг, мой друг бесценный. «; «На холмах Грузии..»; «Я вас любил. «; «Пророк»; «Поэту»; «Поэт»; «Эхо»; «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. «; «Из Пиндемонти» («Не дорого ценю я громкие права…»). Роман «Евгений Онегин»; поэма «Медный всадник»

Лермонтов М.Ю. Роман «Герой нашего времени». Лирика: «Смерть поэта», «Дума»; «И скучно, и грустно. «; «Из-под таинственной, холодной полумаски. «; «На севере диком. «; «Выхожу один я на дорогу. «, «Родина»; «Прощай, немытая Россия. «; «Как часто, пестрою толпою окружен. «; «Пророк»

Гоголь Н.В. Повести: «Невский проспект», «Шинель»; поэма в прозе «Мертвые души».

X класс

(перечислены только крупные произведения)

А.Н.Островский. Комедии: «Свои люди, сочтемся!»; «На всякого мудреца довольно простоты»; драмы «Гроза»; «Бесприданница»

И.А.Гончаров. Роман «Обломов»

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

Ф.М.Достоевский. Повесть «Сон смешного человека»; роман «Преступление и наказание»

Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир»; повесть «Смерть Ивана Ильича»

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»; «Дикий помещик»; «Премудрый пескарь»; «Богатырь»; «Медведь на воеводстве» и др. (2-3 по выбору ученика); роман «История одного города»

А.П. Чехов. Рассказы: «Ионыч», «О любви», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Студент», «Дама с собачкой», «Попрыгунья»; комедия «Вишневый сад».

XI класс

М.Горький. Рассказы «Макар Чудра»; «Челкаш»; «Старуха Изергиль»; драма «На дне»

А.Куприн. Рассказы «Гранатовый браслет»; «Суламифь»; «Олеся»; повесть «Поединок»

И.Бунин. «Легкое дыханье»; «Чистый понедельник»; из цикла «Темные аллеи»: «Темные аллеи»; «Месть»; «Кавказ»; «В Париже»; рассказ «Господин из Сан-Франциско»; миниатюра «Муравский шлях»

Л.Андреев. Рассказы «Баргамот и Гараська»; «Иуда Искариот»

А.Аверченко. Рассказы (5-6 произведений по выбору)

М.Зощенко. Рассказы (5-6 произведений по выбору)

И.Ильф и Е.Петров. Романы «12 стульев»; «Золотой теленок» (по выбору)

М.Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»; из цикла «Донские рассказы» (Родинка; Чужая кровь; Замужняя; Алешкино сердце; Нахаленок)

И.Бабель. Роман (цикл новелл) «Конармия» (полностью)

Н.Гумилев. Лирика: «Слово», «Мои читатели», «Одиночество», «Театр», «Шестое чувство», «Память», «Заблудившийся трамвай», «Маргарита», «Поэту», Акростих», «Лес» и др.

А.Блок. Лирика: Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» («Вхожу я в темные храмы. «, «Ты отходишь в сумрак алый. «, «Предчувствую тебя. Года проходят мимо. «, «О весна без конца и без краю. «, «Погружался я в море клевера. » и другие стихотворения цикла по выбору); цикл «Снежная маска»; цикл «Кармен»; «Город в красные пределы. «, Влюбленность («Королевна жила на высокой горе. «), «Незнакомка», «На поле Куликовом» (цикл полностью), «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе. «, «На железной дороге» и другие стихотворения. Поэма «Двенадцать»

А.Ахматова. Лирика: «Я научилась просто, мудро жить», Сероглазый король; «Я пришла к поэту в гости. «; «Помолись о нищей, о потерянной. «, «Сжала руки под темной вуалью. «; «Нам свежесть слов и чувства простоту. «, «Не с теми я, кто бросил землю. «, цикл «Творчество» и др. Поэма «Реквием»

М.Цветаева. Лирика: «Моим стихам, написанным так рано. «, «Генералам 12-го года», «Уж сколько их упало в эту бездну. «, Стихи о Москве, Стихи к Блоку; Ахматовой (по выбору); Диалог Гамлета с совестью, «Рас-стояние: версты, мили. «, «Поэт издалека заводит речь. «, «Кто создан из камня, кто создан из глины. «, Маяковскому и др.

Читайте также:
Как проверить растяжение цепи ГРМ через программу

С.Есенин. Лирика: «Шел господь пытать людей в любови. «, «Гой ты, Русь моя родная. «, В хате, «Край ты мой заброшенный. «, Песнь о собаке, «Запели тесаные дроги. «, «Мир таинственный, мир мой древний. «, «Не жалею, не зову, не плачу. «, «Я последний поэт деревни. «, Письмо матери, Русь советская, Русь уходящая, , «Неуютная жидкая лунность. «, Сорокоуст, «Мне осталась одна забава. «, «Спит ковыль. Равнина дорогая. «, «До свиданья, друг мой, до свиданья. «

В.Маяковский. Лирика: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Дешевая распродажа», «Несколько слов обо мне самом», «Я», «А все-таки», «Ничего не понимают», «Улица», «Мама и убитый немцами вечер», «Кофта фата», «Левый марш», «Сергею Есенину», «Юбилейное», «Письмо писателя В.В.Маяковского писателю А.М.Горькому». Поэмы «Облако в штанах»; «Во весь голос»

Для самостоятельного чтения: Стихи поэтов серебряного века: И.Анненского; К.Бальмонта; В.Брюсова; М.Кузмина, О.Мандельштама, Б.Пастернака

М.Булгаков. Повесть «Собачье сердце»; Романы «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита»; драмы » Бег»; «Дни Турбинных»

В.Некрасов. Роман «В окопах Сталинграда»

А.Солженицын. Рассказы «Матренин двор»; «Один день Ивана Денисовича»

В.Шукшин. Рассказы «Верую!»; «Сапожки»; «Космос, Нервная система и шмат сала»; «Миль пардон, мадам!»; «Забуксовал»

Ч.Айтматов. Роман «И дольше века длится день»

Б. Васильев. Повесть «А зори здесь тихие»

И.Бродский. Лирика: «Письма римскому другу», «Я входил вместо дикого зверя. «, «Я памятник себе воздвиг иной. «; 10-15 стихотворений по выбору

Источник: schoolbalt.ru

Программа нашего времени: как менялись школьные уроки литературы

Программа нашего времени: как менялись школьные уроки литературы

Разбирался Давид Аракелян, школа №17, г. Ростов-на-Дону

Просмотры

За последние сто лет, с 1921 года, школьная программа по литературе менялась пять раз. Исчезали одни произведения, появлялись другие, сокращалось время, отведенное для этого предмета. Мы выяснили у эксперта, как сформировалась современная программа, и узнали у подростков, какие произведения они хотели бы разбирать в школе.

Кто составляет список литературы

Министерство просвещения вместе с экспертами-филологами создает несколько вариантов программ, затем школы выбирают из предложенных подходящие. Учителя составляют расписание занятий на год и исключают некоторые книги. Поэтому единого списка произведений, которые разбирают, нет. Но есть тенденция: как правило, педагоги выделяют время на русскую классику за счет зарубежной.

Почему произведения исчезают

Основное изменение в программе по литературе — сокращение количества уроков. Если в 1938 году на предмет выделяли 470 часов — сейчас проводят около 150 занятий в год. Этот показатель неточный, так как каждая школа сама составляет расписание. — Я преподаю с 2015 года, за это время программа по литературе не менялась, не считая сокращения количества часов предмета во многих школах.

Думаю, в будущем программу упростят: некоторые произведения станут рассматривать обзорно, а другие исключат, — поделилась мнением учительница русского языка и литературы Татьяна Александровна Иванча. Уроков становится меньше, из школьной программы исчезают произведения.

Хотя Министерство просвещения и рекомендует изучать зарубежную классику, она почти полностью пропала из школ. — В старших классах мы разобрали только два иностранных произведения: «Убить пересмешника» и «451 градус по Фаренгейту». До этого у нас на изучение зарубежной литературы не хватало времени, — рассказал выпускник Павел Коряковский.

Из программы пропадает и советская литература: произведения Алеся Адамовича, Сергея Антонова, Василя Быкова, Бориса Васильева и Афанасия Коптелова. В основном изучают Максима Горького и Михаила Шолохова.

Выпускница челябинской Гимназии №76 Ульяна Земских пожаловалась на то, что в их школе не проходят многие произведения отечественной литературы двадцатого века: — В этом году у нас редко проходила литература, потому что мы готовились к ЕГЭ по русскому: в старшей школе изучили только «Судьбу человека» и «На дне». До распада СССР в программу входили произведения М. Горького «Мать» и «В. И. Ленин». К тому же, помимо «Тихого Дона», ученики читали рассказы М. Шолохова и роман «Поднятая целина».

Читайте также:
Характеристика анимационной программы в гостинице

«Мина замедленного действия»

Произведения не изучают из-за нехватки времени. Но было ли такое, чтобы книги запрещали? В последние годы — нет. Однако на этот счет спорят родители, власти, учителя и сами ученики. С 2015 года в Государственной думе предлагают убрать из программы произведения Льва Толстого, Федора Достоевского и Михаила Булгакова ради «патриотизма школьников».

В Российской православной церкви выступают против рассказов Ивана Бунина и Антона Чехова, так как они — «мина замедленного действия для детей». По мнению Протоиерея Артемия Владимирова, эти произведения воспевают «свободную любовь» и пропагандируют супружеские измены.

— На мой взгляд, роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в школьной программе можно было бы заменить на другое произведение автора, например, «Бедные люди». История о Родионе Раскольникове и его идее очень глубокая, она не подходит по возрасту ребятам. Произведение лучше читать в зрелом возрасте, имея определенный опыт общения с разными людьми, — объяснила Татьяна Александровна. В ближайшее время список произведений может измениться. Родители и школьники просят сократить программу, но Министерство просвещения пока не убирало книг из списка рекомендуемой литературы.

Рукописи не горят

В программе появляются книги, которые когда-то запретили: произведения Михаила Булгакова, Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама и Александра Солженицына. После распада СССР программа по литературе вообще резко изменилась. В 1992 году в школах начали изучать «Собачье сердце» и роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. К тому же, выделили время на обсуждение поэзии Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама и Анны Ахматовой. «Советчина» уходила из школ. В 2009 году Министерство образования и науки ввело в программу произведения «Архипелаг ГУЛАГ» и «Матренин двор» Александра Солженицына.

Что хотят читать школьники

Программу по литературе сокращают, при этом появляются некоторые запрещенные ранее произведения. Но чего хочется самим школьникам? Вот, что они говорят: — Мне интересны великие произведения из мировой классики, но их в школьной программе очень мало.

За 11 лет мы только один раз прочитали роман Оскара Уайльда, но это было ужасно: просто пробежали по сюжету и сказали, как хорошо написано, — поделилась Полина Иванова из Владивостока. Также школьники рассказали, что хотели бы видеть в программе современные произведения. — Сейчас в России много талантливых авторов.

На мой взгляд, сверстники должны знать Татьяну Толстую, потому что у нее интересные произведения. Зачастую эти рассказы — целая человеческая жизнь, показанная с определенного ракурса. А язык Татьяны Толстой особенный: она очень детально описывает все.

В школе мы не изучаем современные произведения, но уделяем время древнерусской литературе — это несправедливо, — рассказала выпускница Янна Мусаева. У педагогов другое мнение.

Учителя жалуются, что часов, отведенных на изучение произведений, все меньше и литература не стимулирует критическое мышление учеников. — В школьной программе не хватает развития речи на уроках литературы. К сожалению, в последнее время сокращают количество часов, на изучение крупного произведения выделяется мало времени.

И, как следствие, больше внимания уделяется содержательной стороне, а на сочинения, письменные ответы на вопросы, анализ стихотворений времени почти не остается, — пожаловалась Татьяна Александровна. Люди хотят видеть в программе разные произведения. Список рекомендуемой литературы увеличивается, а количество уроков уменьшается, поэтому невозможно угодить всем.

У детей возникает неприязнь к классической литературе, поскольку ее становится слишком много в школе. Произведения не разбирают, а «пробегают» по ним, чтобы успеть пройти все. — Ребята вполне способны понять классику, главное для учителя — найти верный подход к ее преподаванию, постараться заинтересовать учеников. Классика дает школьникам огромный жизненный опыт, это прекрасная возможность учиться на ошибках других, пусть даже вымышленных персонажей, ведь их характеры взяты из реальности. Литература учит разбираться в людях, показывает модели взаимоотношений, и, конечно же, передает дух определенной эпохи, что помогает лучше понять историю, — подытожила Татьяна Александровна.

Источник: 5uglov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru