Школьная программа по литературе в 11-м классе включает в себя произведения русских писателей второй половины XX века.
Произведения обязательной программы по литературе рекомендуется прочитать во время летних каникул. Так как 11-й – это выпускной класс, то в течение учебного года на чтение не будет времени – все займет подготовка к ЕГЭ.
Чтобы прочитать весь список обязательной литературы летом перед 11-м классом, надо ежедневно читать примерно 2,5 часа в день или 30–35 страниц текста.
Самыми объемными произведениями являются «Петр Первый», «Тихий Дон» и «Мастер и Маргарита».
Список обязательной литературы на лето для 11-го класса
| Автор произведения | Название |
| Брюсов В.Я., Бальмонт К.Д., Белый А., Гумилёв Н.С., Северянин И. | Поэзия «Серебряного Века» |
| Горький М. | «Фома Гордеев, «Мать, «На дне, «Несвоевременные мысли» |
| Блок А.А. | «Двенадцать», «Соловьиный сад» |
| Есенин С.А. | «Анна Снегина» |
| Бунин И.А. | «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», «Антоновские яблоки» |
| Куприн А.И. | «Гранатовый браслет», «Олеся» |
| Андреев Л. | «Иуда Искариот» |
| Маяковский В.В. | «Облако в штанах», «Во весь голос» |
| Булгаков М.А. | «Мастер и Маргарита» |
| Платонов А.П. | «Сокровенный человек», «Котлован» |
| Толстой А.Н. | «Пётр Первый» |
| Шолохов М.А. | «Тихий Дон» |
| Ахматова А.А. | «Реквием» |
| Пастернак Б.Л. | «Доктор Живаго» |
| Твардовский А.Т. | «Тёркин на том свете», «По праву памяти» |
| Солженицын А.И. | «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор» |
| Астафьев В.П. | «Царь-рыба» |
| Абрамов Ф. | «Поездка в прошлое» |
| Распутин В.Г. | «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» |
| Вампилов А. | «Старший сын», «Утиная охота» |
Кроме списка литературы на лето для 11-го класса обязательного для прочтения, есть список дополнительной литературы для чтения. Эти произведения рекомендуется читать, если планируете сдавать ЕГЭ по литературе.
Разбираем список литературы 10 класс. Что проходят в 10 классе по литературе.
Список дополнительной литературы на лето для 11-го класса
| Автор произведения | Название |
| Бальмонт К.Д. | «Только любовь», «Семицветник», «Злые чары», «Жар-птица», другие стихотворения |
| Гумилёв Н.С. | «Волшебная скрипка», «Память», «Слово», «Заблудившийся трамвай», другие стихотворения |
| Северянин И. | «Медальоны», другие стихотворения |
| Блок А.А. | «Стихи о Прекрасной Даме», «Незнакомка», «Русь», «О доблести, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «На поле Куликовом», «Кармен, «Скифы», другие стихотворения |
| Клюев Н. | «Погорельщина», «Песнь о Великой Матери» |
| Есенин С.А. | «Чёрный человек», «Русь», «Песнь о собаке», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Возвращение на родину», «Персидские мотивы», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», другие стихотворения |
| Бунин И. | Стихотворения |
| Куприн А.И. | «Поединок» |
| Аверченко А.Т. | Рассказы |
| Тэффи | Рассказы |
| Шмелёв И. | «Лето Господне» |
| Короленко В.Г. | «Огни», «Река играет», «Чудная» |
| Маяковский В.В. | Стихотворения |
| Булгаков М.А. | «Дни Турбинных» |
| Замятин Е.И. | «Мы» |
| Платонов А.П. | «Фро», «Впрок», «Взыскание погибших» |
| Цветаева М.И. | Стихотворения |
| Заболоцкий Н.А. | Стихотворения |
| Шолохов М.А. | «Поднятая целина», «Донские рассказы» |
| Ахматова А.А. | Стихотворения |
| Бродский И.А. | Стихотворения |
| Пастернак Б.Л. | Стихотворения |
| Твардовский А.Т. | «Страна Муравия», «За далью – даль» |
| Солженицын А.И. | «Архипелаг ГУЛАГ» |
| Паустовский К. | Новеллы |
| Гранин Д. | «Зубр» |
| Рубцов Н.М. | Стихотворения |
| Рождественский Р. | Стихотворения |
| Высоцкий В.С. | Стихотворения |
| Шварц Е. | «Дракон», «Тень», «Голый король» |
| Берггольц О. | Стихотворения |
| Астафьев В.П. | «Последний поклон», «Печальный детектив» |
| Абрамов Ф. | «Братья и сёстры» |
| Распутин В.Г. | «Последний срок» |
| Шукшин В.М. | Рассказы |
| Лондон Дж. | «Мартин Иден» |
| Драйзер Т. | «Сестра Кэрри», «Американская трагедия» |
| Шоу Б. | «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца» |
| Ремарк Э. М. | «Три товарища» |
| Хемингуэй Э. | «Старик и море», «По ком звонит колокол» |
| Маркес Г. | «Сто лет одиночества» |
Списки литературы для других классов:
- Список литературы для 5-го класса
- Список литературы для 6-го класса
- Список литературы для 7-го класса
- Список литературы для 8-го класса
- Список литературы для 9-го класса
- Список литературы для 10-го класса
Источник: www.examen.ru
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ || что изменилось и мое мнение
Программы по литературе список
Список литературы для чтения на лето
IX класс
«Слово о полку Игореве» (пер. Д. С. Лихачева)
Данте. «Божественная комедия». Часть «Ад».
Шекспир У. Трагедия «Гамлет»
И.-В.Гете. Трагедия «Фауст». Часть 1.
Ломоносов М.В. Стихи: «Вечернее размышление о божьем величестве»; «Ода на день восшествия на. престол. императрицы. Елисаветы Петровны» (1747 год); «Я знак бессмертия себе воздвигнул. «
Державин Г.Р. Стихи: «Фелица»; «Водопад»; «Памятник»; «Властителям и судиям»
Фонвизин Д. Комедия Недоросль»
Грибоедов А. Комедия «Горе от ума»
Жуковский В. А. «Море», «Светлана», «Лесной царь»
Пушкин А.С. «Моя родословная»; «Пирующие студенты»; «Вольность»; «К Чаадаеву»; «Во глубине сибирских руд»; «Анчар»; «19 октября (1825, 1827); «Мой первый друг, мой друг бесценный. «; «На холмах Грузии..»; «Я вас любил. «; «Пророк»; «Поэту»; «Поэт»; «Эхо»; «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. «; «Из Пиндемонти» («Не дорого ценю я громкие права…»). Роман «Евгений Онегин»; поэма «Медный всадник»
Лермонтов М.Ю. Роман «Герой нашего времени». Лирика: «Смерть поэта», «Дума»; «И скучно, и грустно. «; «Из-под таинственной, холодной полумаски. «; «На севере диком. «; «Выхожу один я на дорогу. «, «Родина»; «Прощай, немытая Россия. «; «Как часто, пестрою толпою окружен. «; «Пророк»
Гоголь Н.В. Повести: «Невский проспект», «Шинель»; поэма в прозе «Мертвые души».
X класс
(перечислены только крупные произведения)
А.Н.Островский. Комедии: «Свои люди, сочтемся!»; «На всякого мудреца довольно простоты»; драмы «Гроза»; «Бесприданница»
И.А.Гончаров. Роман «Обломов»
И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»
Ф.М.Достоевский. Повесть «Сон смешного человека»; роман «Преступление и наказание»
Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир»; повесть «Смерть Ивана Ильича»
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»; «Дикий помещик»; «Премудрый пескарь»; «Богатырь»; «Медведь на воеводстве» и др. (2-3 по выбору ученика); роман «История одного города»
А.П. Чехов. Рассказы: «Ионыч», «О любви», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Студент», «Дама с собачкой», «Попрыгунья»; комедия «Вишневый сад».
XI класс
М.Горький. Рассказы «Макар Чудра»; «Челкаш»; «Старуха Изергиль»; драма «На дне»
А.Куприн. Рассказы «Гранатовый браслет»; «Суламифь»; «Олеся»; повесть «Поединок»
И.Бунин. «Легкое дыханье»; «Чистый понедельник»; из цикла «Темные аллеи»: «Темные аллеи»; «Месть»; «Кавказ»; «В Париже»; рассказ «Господин из Сан-Франциско»; миниатюра «Муравский шлях»
Л.Андреев. Рассказы «Баргамот и Гараська»; «Иуда Искариот»
А.Аверченко. Рассказы (5-6 произведений по выбору)
М.Зощенко. Рассказы (5-6 произведений по выбору)
И.Ильф и Е.Петров. Романы «12 стульев»; «Золотой теленок» (по выбору)
М.Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»; из цикла «Донские рассказы» (Родинка; Чужая кровь; Замужняя; Алешкино сердце; Нахаленок)
И.Бабель. Роман (цикл новелл) «Конармия» (полностью)
Н.Гумилев. Лирика: «Слово», «Мои читатели», «Одиночество», «Театр», «Шестое чувство», «Память», «Заблудившийся трамвай», «Маргарита», «Поэту», Акростих», «Лес» и др.
А.Блок. Лирика: Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» («Вхожу я в темные храмы. «, «Ты отходишь в сумрак алый. «, «Предчувствую тебя. Года проходят мимо. «, «О весна без конца и без краю. «, «Погружался я в море клевера. » и другие стихотворения цикла по выбору); цикл «Снежная маска»; цикл «Кармен»; «Город в красные пределы. «, Влюбленность («Королевна жила на высокой горе. «), «Незнакомка», «На поле Куликовом» (цикл полностью), «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе. «, «На железной дороге» и другие стихотворения. Поэма «Двенадцать»
А.Ахматова. Лирика: «Я научилась просто, мудро жить», Сероглазый король; «Я пришла к поэту в гости. «; «Помолись о нищей, о потерянной. «, «Сжала руки под темной вуалью. «; «Нам свежесть слов и чувства простоту. «, «Не с теми я, кто бросил землю. «, цикл «Творчество» и др. Поэма «Реквием»
М.Цветаева. Лирика: «Моим стихам, написанным так рано. «, «Генералам 12-го года», «Уж сколько их упало в эту бездну. «, Стихи о Москве, Стихи к Блоку; Ахматовой (по выбору); Диалог Гамлета с совестью, «Рас-стояние: версты, мили. «, «Поэт издалека заводит речь. «, «Кто создан из камня, кто создан из глины. «, Маяковскому и др.
С.Есенин. Лирика: «Шел господь пытать людей в любови. «, «Гой ты, Русь моя родная. «, В хате, «Край ты мой заброшенный. «, Песнь о собаке, «Запели тесаные дроги. «, «Мир таинственный, мир мой древний. «, «Не жалею, не зову, не плачу. «, «Я последний поэт деревни. «, Письмо матери, Русь советская, Русь уходящая, , «Неуютная жидкая лунность. «, Сорокоуст, «Мне осталась одна забава. «, «Спит ковыль. Равнина дорогая. «, «До свиданья, друг мой, до свиданья. «
В.Маяковский. Лирика: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Дешевая распродажа», «Несколько слов обо мне самом», «Я», «А все-таки», «Ничего не понимают», «Улица», «Мама и убитый немцами вечер», «Кофта фата», «Левый марш», «Сергею Есенину», «Юбилейное», «Письмо писателя В.В.Маяковского писателю А.М.Горькому». Поэмы «Облако в штанах»; «Во весь голос»
Для самостоятельного чтения: Стихи поэтов серебряного века: И.Анненского; К.Бальмонта; В.Брюсова; М.Кузмина, О.Мандельштама, Б.Пастернака
М.Булгаков. Повесть «Собачье сердце»; Романы «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита»; драмы » Бег»; «Дни Турбинных»
В.Некрасов. Роман «В окопах Сталинграда»
А.Солженицын. Рассказы «Матренин двор»; «Один день Ивана Денисовича»
В.Шукшин. Рассказы «Верую!»; «Сапожки»; «Космос, Нервная система и шмат сала»; «Миль пардон, мадам!»; «Забуксовал»
Ч.Айтматов. Роман «И дольше века длится день»
Б. Васильев. Повесть «А зори здесь тихие»
И.Бродский. Лирика: «Письма римскому другу», «Я входил вместо дикого зверя. «, «Я памятник себе воздвиг иной. «; 10-15 стихотворений по выбору
Источник: schoolbalt.ru
Программа нашего времени: как менялись школьные уроки литературы

Разбирался Давид Аракелян, школа №17, г. Ростов-на-Дону

За последние сто лет, с 1921 года, школьная программа по литературе менялась пять раз. Исчезали одни произведения, появлялись другие, сокращалось время, отведенное для этого предмета. Мы выяснили у эксперта, как сформировалась современная программа, и узнали у подростков, какие произведения они хотели бы разбирать в школе.
Кто составляет список литературы
Министерство просвещения вместе с экспертами-филологами создает несколько вариантов программ, затем школы выбирают из предложенных подходящие. Учителя составляют расписание занятий на год и исключают некоторые книги. Поэтому единого списка произведений, которые разбирают, нет. Но есть тенденция: как правило, педагоги выделяют время на русскую классику за счет зарубежной.
Почему произведения исчезают
Основное изменение в программе по литературе — сокращение количества уроков. Если в 1938 году на предмет выделяли 470 часов — сейчас проводят около 150 занятий в год. Этот показатель неточный, так как каждая школа сама составляет расписание. — Я преподаю с 2015 года, за это время программа по литературе не менялась, не считая сокращения количества часов предмета во многих школах.
Думаю, в будущем программу упростят: некоторые произведения станут рассматривать обзорно, а другие исключат, — поделилась мнением учительница русского языка и литературы Татьяна Александровна Иванча. Уроков становится меньше, из школьной программы исчезают произведения.
Хотя Министерство просвещения и рекомендует изучать зарубежную классику, она почти полностью пропала из школ. — В старших классах мы разобрали только два иностранных произведения: «Убить пересмешника» и «451 градус по Фаренгейту». До этого у нас на изучение зарубежной литературы не хватало времени, — рассказал выпускник Павел Коряковский.
Из программы пропадает и советская литература: произведения Алеся Адамовича, Сергея Антонова, Василя Быкова, Бориса Васильева и Афанасия Коптелова. В основном изучают Максима Горького и Михаила Шолохова.
Выпускница челябинской Гимназии №76 Ульяна Земских пожаловалась на то, что в их школе не проходят многие произведения отечественной литературы двадцатого века: — В этом году у нас редко проходила литература, потому что мы готовились к ЕГЭ по русскому: в старшей школе изучили только «Судьбу человека» и «На дне». До распада СССР в программу входили произведения М. Горького «Мать» и «В. И. Ленин». К тому же, помимо «Тихого Дона», ученики читали рассказы М. Шолохова и роман «Поднятая целина».
«Мина замедленного действия»
Произведения не изучают из-за нехватки времени. Но было ли такое, чтобы книги запрещали? В последние годы — нет. Однако на этот счет спорят родители, власти, учителя и сами ученики. С 2015 года в Государственной думе предлагают убрать из программы произведения Льва Толстого, Федора Достоевского и Михаила Булгакова ради «патриотизма школьников».
В Российской православной церкви выступают против рассказов Ивана Бунина и Антона Чехова, так как они — «мина замедленного действия для детей». По мнению Протоиерея Артемия Владимирова, эти произведения воспевают «свободную любовь» и пропагандируют супружеские измены.
— На мой взгляд, роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в школьной программе можно было бы заменить на другое произведение автора, например, «Бедные люди». История о Родионе Раскольникове и его идее очень глубокая, она не подходит по возрасту ребятам. Произведение лучше читать в зрелом возрасте, имея определенный опыт общения с разными людьми, — объяснила Татьяна Александровна. В ближайшее время список произведений может измениться. Родители и школьники просят сократить программу, но Министерство просвещения пока не убирало книг из списка рекомендуемой литературы.
Рукописи не горят
В программе появляются книги, которые когда-то запретили: произведения Михаила Булгакова, Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама и Александра Солженицына. После распада СССР программа по литературе вообще резко изменилась. В 1992 году в школах начали изучать «Собачье сердце» и роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. К тому же, выделили время на обсуждение поэзии Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама и Анны Ахматовой. «Советчина» уходила из школ. В 2009 году Министерство образования и науки ввело в программу произведения «Архипелаг ГУЛАГ» и «Матренин двор» Александра Солженицына.
Что хотят читать школьники
Программу по литературе сокращают, при этом появляются некоторые запрещенные ранее произведения. Но чего хочется самим школьникам? Вот, что они говорят: — Мне интересны великие произведения из мировой классики, но их в школьной программе очень мало.
За 11 лет мы только один раз прочитали роман Оскара Уайльда, но это было ужасно: просто пробежали по сюжету и сказали, как хорошо написано, — поделилась Полина Иванова из Владивостока. Также школьники рассказали, что хотели бы видеть в программе современные произведения. — Сейчас в России много талантливых авторов.
На мой взгляд, сверстники должны знать Татьяну Толстую, потому что у нее интересные произведения. Зачастую эти рассказы — целая человеческая жизнь, показанная с определенного ракурса. А язык Татьяны Толстой особенный: она очень детально описывает все.
В школе мы не изучаем современные произведения, но уделяем время древнерусской литературе — это несправедливо, — рассказала выпускница Янна Мусаева. У педагогов другое мнение.
Учителя жалуются, что часов, отведенных на изучение произведений, все меньше и литература не стимулирует критическое мышление учеников. — В школьной программе не хватает развития речи на уроках литературы. К сожалению, в последнее время сокращают количество часов, на изучение крупного произведения выделяется мало времени.
И, как следствие, больше внимания уделяется содержательной стороне, а на сочинения, письменные ответы на вопросы, анализ стихотворений времени почти не остается, — пожаловалась Татьяна Александровна. Люди хотят видеть в программе разные произведения. Список рекомендуемой литературы увеличивается, а количество уроков уменьшается, поэтому невозможно угодить всем.
У детей возникает неприязнь к классической литературе, поскольку ее становится слишком много в школе. Произведения не разбирают, а «пробегают» по ним, чтобы успеть пройти все. — Ребята вполне способны понять классику, главное для учителя — найти верный подход к ее преподаванию, постараться заинтересовать учеников. Классика дает школьникам огромный жизненный опыт, это прекрасная возможность учиться на ошибках других, пусть даже вымышленных персонажей, ведь их характеры взяты из реальности. Литература учит разбираться в людях, показывает модели взаимоотношений, и, конечно же, передает дух определенной эпохи, что помогает лучше понять историю, — подытожила Татьяна Александровна.
Источник: 5uglov.ru